Введение
Существует множество проблем, обсуждаемых в нашем обществе, среди которых стоит вопрос о высшей мере наказания – смертной казни. Нарушает ли она права человека, является ли она фактором, сдерживающим преступность? Применять ли ее в современный период развития общества или отказаться от этого? Месть ли это преступнику и если месть, то имеет ли общество право на нее? Ведь именно общество породило и преступность, и преступника.
На протяжении истории многие люди, известные, и не очень, высказывали свои мысли относительно смертной казни. В прошлом большинство людей считало смертную казнь совершенно справедливым способом защиты общества от определенного вида преступлений, причем ни сама смертная казнь, ни ее ужасающие виды не вызывали ни дискуссий, ни осуждения, ни возмущения. Религия, например, одобряла применение смертной казни: "мне отмщение, и аз воздам" (Ветхий Завет) , подкрепляя это принципом талиона: "око за око, зуб за зуб", хотя главная заповедь Христа: "Не убий".
Целью работы является изучение вопроса смертной казни с точки зрения ее исторического развития на примере разных стран мира, отношения к ней разных мировых религий, значения этого явления в современном мире, ситуации в нашей стране, изучения общественного мнения в России, а также выражение моего мнения по этому вопросу. В работе будет использоваться историческая, религиозная, а также справочная литература, статьи современных периодических изданий и результаты общественных социологических опросов.
Несмотря на достаточную изученность вопроса в прошлом, необходимо учитывать меняющуюся обстановку в мире и стране, учитывать и исследовать общественные настроения и условия, способствующие изменению позиций государства по обозначенному вопросу. Поэтому в данной работе, помимо рассмотрения исторического развития данной темы, изучим ситуацию и на сегодняшний день.
1. История появления смертной казни
1.1 Возникновение смертной казни как наказания
В письменных источниках возникновение смертной казни можно увидеть в форме талиона, когда за обиду, в том числе и за смерть одного человека, мстили тем же другому. Ещё это называют обычаем кровной мести. Но про смертную казнь, как вид наказания, говорить в те времена рано, поскольку крепкого государства с судебным аппаратом еще не существовало, и роль судьи принимало частное лицо, либо же целая община.
Само возникновение наказания в форме смертной казни зародилось только с крепким государством и таким же правящим аппаратом. Понимая всю катастрофу принципа талиона, когда каждый мог убивать друг друга без наказания, власть берет смертную казнь в свои руки и присуждает её только тем, кто совершил тяжелые преступления. Таким образом, намного уменьшилось число смертности среди населения, и была реальная возможность властвующего аппарата держать народ под контролем.
Смертной казнью называют высшую меру наказания. История смертной казни начинается с возникновения самой первой формы государственности. Но если в раннефеодальном обществе смертная казнь была достаточно редким явлением, то со временем такое наказание постепенно развивалось.
Так, в Средневековье смертная казнь применялась не только в случае тяжких преступлений (убийство или разбой), но и за религиозные взгляды, считавшимися вне закона, – колдовство, например. Также казнь на смерть применялась и в рядовых ситуациях с мелкими проступками – мелкая кража.
Такая форма наказания намеренно исполнялась публично, нередко казнили с предварительными пытками, например, существовали казни:
через четвертование;
колесование;
вытягивание кишок;
сожжение;
посажение на кол;
сваривание в кипящем масле;
закапывание живьем.
Публичные казни использовались для устрашения, чтобы другим неповадно было нарушать законы. В уже упомянутые Средние века казнь могла быть использована не только государственным судом, но и феодалами по отношению к своим крепостным.
Жестокость пыток с последующей казнью меняется к XVII-XVIII векам. В эти времена английские законы предусматривали 140 составов преступлений, за которые могли казнить, во Франции их было чуть меньше – 115.
Просветители сделали все возможное, чтобы уже к концу XVIII века казнь изменилась в своей форме. Так, например, 1786 году, в Тоскане, официально отменили смертную казнь. В Австрии сделали тот же шаг в 1788 году, хотя через время опять восстановили. Все-таки подвижки были – теперь казни применялись непублично, отменили отдельные виды пыток.
В русском законодательстве смертная казнь применялась за кражу, которую совершили в третий раз. Это описано в Двинской уставной грамоте (1398 г.). Псковская судная грамота (1467 г.) расширила перечень преступлений до казнокрадства, поджогов, воровства в церкви, государственной измены.
Воинские артикулы Петра I предполагали смертную казнь в 123 случаях.
Отказ от смертной казни попыталась осуществить Елизавета, дочь Петра I. Она издала законы, согласно которым смертный приговор не исполнялся, а представлялся в Сенат (1743, 1744 гг.). Традиционная смертная казнь в основном заменялась на политическую через клеймение, рвание ноздрей или вечную ссылку в каторгу. Несмотря на все указы и законы, смертная казнь все равно осуществлялась. В частности, вследствие пугачевского восстания было казнено около 20 тысяч.
Свод законов Российской Империи 1832 году предусматривал высшую меру наказания за:
политическое преступление,
нарушение карантинных правил,
воинское преступление.
К XIX веку такая мера наказания практически не использовалась. В ходе революции (1905 – 1907 гг.) ее применение на время восстановилось, но решение принимали внесудебные органы, такие как военно-полевые суды или главнокомандующие.
В 1917 году ее восстановили за убийство, измену, разбой, но только на фронте. При Советском режиме применялись расстрелы, но только в отдельные периоды. Самая широкая практика была развернута в 30ые года за контрреволюционные преступления, но на протяжении всего времени существования Союза высшая мера наказания считалась «временной».
1.2 Смертная казнь в религии
• В христианстве. В Основах социальной концепции Русской православной церкви сказано: Особая мера наказания - смертная казнь - признавалась в Ветхом Завете. Однако в Новом Завете 6-ая заповедь «не убий» гласит: не вреди телесной жизни ближнего, равно как и своей. После пятой заповеди Божией, но первой в отношении к ближнему, внушающей нам обязанности к самым близким для нас лицам (как лица в жизни семейной, общественно-служебной и церковной) следуют обязанности наши к прочим ближним нашим, или к человеку вообще, хоть бы для нас чуждому по крови, отечеству и вероисповеданию. Исчисление этих обязанностей начинается с телесной жизни человека. Шестая заповедь Божия: «не убий» заключает в себе все или напоминает нам обо всем, что только относится к телесной жизни других и нас самих, что только способствует целости и покою тела чужого и нашего. Здесь же напоминаются нам некоторые обязанности и к животным, не имеющим разумной души и носящим грубое тело.
Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осуждённых на казнь, прося для них милости и смягчения наказания.
Отмена смертной казни даёт больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует шаги по отмене смертной казни государственных властей.
• В иудаизме. Талмуд поминает четыре формы смертной казни, к которой приговаривает суд (арбамитот бет-дин): побитие камнями, сожжение, казнь мечом и удушение. В отношении смертной казни библейская заповедь любить ближнего как самого себя (Лев.19:18) интерпретируется законоучителями Талмуда как предписание казнить приговорённого преступника наиболее гуманным способом. Согласно этому подходу, смертная казнь должна быть подобна тому, как отнимает у человека жизнь сам Бог, то есть не калеча тело. Есть основания полагать, что талмудические дискуссии о смертной казни, её видах и способах носят преимущественно теоретический характер, подобно обсуждению вопросов, связанных с храмовыми жертвоприношениями в то время, когда Храма уже давно не существовало. Аналогия между обсуждением различных видов смертной казни и дискуссиями о жертвоприношениях прямо приводится в самом Талмуде.
• В исламе. В Коране говорится о том, чтобы верующие страшились Аллаха, который в наказаниях очень строг. Согласно законам Шариата лица, совершившие умышленное убийство, педофилы, замужние женщины и женатые мужчины, совершившие прелюбодеяние, должны быть казнены. За неумышленное убийство смертная казнь не применяется и может быть назначена материальная компенсация семье убитого. Более того, родственники убитого могут простить убийцу взамен материальной компенсации и суд заменяет смертную казнь иным видом наказания.
• В буддизме. В соответствии с первой из пяти основных заповедей буддизма, причинение вреда другим живым существам неприемлемо. Однако, на практике уголовное (равно как и гражданское и т.п.) правосудие целиком остаётся на усмотрении светской власти.
2. Смертная казнь в современном мире
2.1 Мировая практика применения
В развитых странах смертной казни всегда предшествует длительное судебное разбирательство на разных уровнях, подсудимому предоставляются возможности для подачи апелляций. Часто это приводит к тому, что между вынесением приговора и его исполнением (либо помилованием, либо смертью осуждённого от естественных причин) проходят годы или даже десятки лет. Казнь может производить только уполномоченный представитель государства, иначе это действие считается убийством и карается законом.
В большинстве современных государств смертная казнь приводится в исполнение непублично, то есть на ней имеют право присутствовать лишь определённые законом лица (например, согласно уголовно-исполнительному кодексу России - прокурор, представитель тюрьмы, в которой проводится казнь, и врач). В ряде случаев смертная казнь может быть заменена пожизненным заключением или длительным сроком лишения свободы по решению суда. Приговорённый судом к смертной казни также может быть помилован высшим должностным лицом государства или штата (президентом, монархом, премьер-министром, губернатором и т. д.).
В зависимости от законодательства каждой из стран их можно поделить на четыре группы:
58 стран сохраняют смертную казнь в рамках закона, в том числе в 22 странах в 2014 году приводились в исполнение смертные приговоры.
106 отменили этот вид наказания.
7 отменили только за общеуголовные преступления.
35 не применяют её на практике.
На рисунке представлено расположение на карте мира указанных групп.
Смертная казнь. Карта мира.
Отменена за все преступления
Отменена за преступления, не совершаемые в исключительных обстоятельствах (таких, как преступления, совершенные во время войны)
Отменено в практике
Законная форма наказания
К сожалению, и сегодня есть страны, практикующие такой метод наказания как казнь, но процент исполнения такого приговора все-таки меньше в сравнении с пожизнеными или 20-летними. Конечно, достоверной статистики найти невозможно. Приговоры могут приводиться в исполнение тайно. В ряде стран родственники могут забрать тело пойкойного и провести его похороны
Повешение практикуют Афганистан, Судан и Южный Судан, Ирак, Египет, Ботсвана, Иран, Сингапур, Пакистан, Индия, Япония. Расстрел — Китай, КНДР, Тайвань, Йемен, Сомали, Беларусь. Обезглавливание — Саудовская Аравия. Смертельные инъекции делают в Китае, Таиланде, Вьетнаме, США. В последних казнят еще и на электрическом стуле, а в части штатов законодательно можно использовать и газовую камеру (могут, но не используют с 1999). Пакистан, Нигерия, Судан, Саудовская Аравия до сих пор практикуют абсолютно варварский способ казни — приговоренных к смерти побивают камнями.
2.2 Вопрос применения смертной казни в современной России
После вступления в силу с 1 января 1997 г. Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) взамен ранее действовавшего Уголовного кодекса РСФСР в России значительно сокращен перечень преступлений, видом наказания за которые могла быть назначена смертная казнь. Согласно п. 1 ст. 59 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Такими преступлениями являются:
Убийство (при наличии отягчающих вину обстоятельств) (п. 2 ст. 105 УК РФ).
Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ).
Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ).
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ).
Геноцид (ст. 357 УК РФ).
Единственным видом смертной казни в России является расстрел. 16 мая 1996 года президентом России Борисом Ельциным был издан указ «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» (Россия обязана была подписать этот документ в течение одного года после принятия в Совет Европы) и с августа 1996 года, в соответствии с этим указом, приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся.
2 февраля 1999 года Конституционный суд России вынес Постановление № 3-П, в котором признал неконституционным возможность вынесения смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Указом Президента РФ от 3 июня 1999 года № 698 были помилованы 703 осуждённых к смертной казни, то есть все, кто на тот момент были приговорены.
Согласно п. 2ст. 20 Конституции РФ: «Смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». С 1 января 2010года суды присяжных должны были начать действовать в последнем субъекте федерации, где их до сих пор не было - в Чеченской Республике. В связи с этим Верховный суд РФ обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный суд. 19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ своим определением № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П» признал невозможность назначения смертной казни в связи с обязательствами по протоколу № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни. В мае 2015 года Госдума отказалась восстановить смертную казнь как наказание за терроризм.
За последний год, тема смертной казни в Российской Федерации не раз поднималась в заявлениях политиков и других публичных деятелей.
В декабре 2021 года, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин предположил, что в России могут вернуться к высшей мере наказания, смертной казни. Об этом Зорькин рассказал в своей книге «Конституционное правосудие: процедура и смысл», которая была опубликована на сайте суда. По мнению Зорькина, на данном этапе исторического развития России смертная казнь стране не требуется. «То обстоятельство, что Конституционный Суд РФ принял решение, делающее невозможным применение смертной казни в России, не исключает возможности возврата к этой мере наказания в будущем», - предположил Зорькин.
Ранее глава Совета по правам человека при президенте (СПЧ) Валерий Фадеев высказался против отмены в России моратория на смертную казнь. По его мнению, отменять мораторий нельзя, так как при вынесении приговора не исключены ошибки. Однако он подчеркнул, что ему понятны те люди, которые желают максимального наказания для тех, кто совершил преступления над их друзьями и родственниками.
В июне 2022 года, на Петербургском международном юридическом форуме России, министр юстиции России Константин Чуйченко выступил с мнением, что в России не следует возвращать смертную казнь, так как люди должны иметь шанс на исправление. На сессии форума, где поднималась данная тема, также принимал участие российский режиссер Никита Михалков. Глава Минюста напомнил, что ведомство курирует ФСИН России, которая раньше приводила в исполнение приговоры о высшей мере наказания. По словам Чуйченко, заместитель директора ФСИН считает, что не нужно ничего делать в отношении смертной казни, приведя два весомых аргумента. «Первое - это люди, не надо отбирать шанс все-таки исправиться, какой бы поступок живодерский они ни совершили. И второе: "А кто будет исполнять?" Сказал, наши люди, которые этим занимались, которым это было поручено, они все плохо кончили. Господь бог - дословно цитирую - все видит, и палачей не прощает», - рассказал Чуйченко.
Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев, 02.11.2022г заявил, что мораторий на смертную казнь в стране может быть отменен. Об этом он написал в своем Telegram-канале, комментируя случаи антироссийских действий иностранных студентов и граждан страны. «В современной России действует мораторий на смертную казнь. Весьма гуманно. В отличие, кстати, от всех крупнейших стран с ядерным оружием (США, КНР, Индии) Хотя, еще раз подчеркну, и в рамках нынешней Конституции мораторий на смертную казнь может быть преодолен в случае необходимости при изменении правовых позиций Конституционного суда России. Это вопрос выбора средств защиты интересов наших людей, государства и общества», - отметил Дмитрий Медведев.
Но уже 29.11.2022г, вновь, председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин сделал заявление, что условий для возобновления смертной казни в РФ нет, для этого нужно переписывать всю Конституцию, а выход нашей страны из Совета Европы и напряженная ситуация не являются поводом для возвращения этой крайней меры. «Повышенная напряженность конкретного исторического времени - не повод для создания неоправданного перевеса в сторону суровости», - заявил он в ходе Х Всероссийского съезда судей. Зорькин считает, что важно демонстрировать обществу гуманистический характер права страны и применения законов. Он также напомнил, что Москва выступала за многие документы о моратории на смертную казнь. «При таких обстоятельствах очень плохим сигналом обществу стал бы сейчас отказ от моратория на смертную казнь в России», - сказал председатель Конституционного суда. Он отметил, что основной закон России построен таким образом, что, чтобы ввести эту статью, изменить и придать ей другой смысл, нужно практически принимать новую Конституцию.
В этот же день, позднее, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не обсуждается вопрос о возвращении в России смертной казни.
Отношение общества к возвращению наказания смертной казнью в России
Большинство россиян (69%), согласно данных опроса «ФОМнибуса» 2019 года, считают, что за некоторые преступления следует приговаривать к смертной казни; причем более половины (52%) вернули бы эту меру в российскую практику, а более трети (37%) считают введение в 1996 году моратория на применение смертной казни верным решением. Опрос проводился в 104 населенных пунктах, 53 регионах РФ при участии 1,5 тысяч респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.
По мнению россиян, казнить преступника можно за:
сексуальное преступление против несовершеннолетних (68%);
убийство (57%);
терроризм (53%);
изнасилование (52%);
распространение наркотиков (28%);
государственную измену, раскрытие государственной тайны (17%);
взяточничество (14%);
шпионаж (9%);
осквернение религиозных святынь, кражу, грабеж, разбой (6%);
неуплату налогов (1%).
Введение моратория на применение смертной казни с 1996 года в России 45% опрошенных считают неправильным, 37% — правильным, а 18% респондентов затруднились с ответом.
Самые популярные аргументы противников смертной казни:
невозвратность такого наказания - возможны судебные ошибки, подкуп судей, могут быть казнены невинные люди;
пожизненное лишение свободы - более суровое наказание;
жизнь человека неприкосновенна - никто не вправе лишать человека жизни;
это негуманно;
человек может раскаяться, исправиться;
отсутствие борьбы с причиной.
Самые популярные аргументы тех, кто поддерживает возвращение смертной казни:
защита общества - очень высок уровень преступности, это поможет снизить его;
месть - это заслуженное наказание за самые тяжкие преступления, «кровь за кровь»;
сдерживающее воздействие - люди будут бояться совершать преступления, это нужно в назидание другим;
преступники часто уходят от наказания, остаются безнаказанными;
экономическая несправедливость пожизненного заключения.
Заключение
Итак, вопрос о применении смертной казни остается открытым. По-моему, данный вид наказания не может быть применен в нашем государстве, потому что нельзя распоряжаться человеческой жизнью, ведь жизнь, дарована человеку от рождения и не принадлежит государству. Смертная казнь не решает проблему преступности. Истинные причины преступлений – это бедность, неравенство, необразованность, психические отклонения конкретного преступника. Чтобы снизить преступность, нужно работать в сторону исправления этих причин, а не в сторону ужесточения наказаний. Страх смертной казни не действует потому, что преступники при нарушении закона обычно уверены в том, что смогут избежать наказания. Поэтому для создания цивилизованного общества и борьбы с преступностью подходит не ужесточение наказаний, а организация максимально возможной неотвратимости и справедливости наказания. Смертная казнь зачастую не только не помогает снизить преступность, но и приводит к ещё большей жестокости в преступлениях.
Закрепленная законодательством смертная казнь – явление временное, ждущее своей отмены до того момента, когда общество «созреет».
Я солидарна с мнением тех, кто выступает против возвращения смертной казни за особо тяжкие преступления по той простой причине: судебная система и правоохранительные органы в целом не застрахованы от ошибок, никто не может гарантировать, что невиновный не может быть приговорен к смертной казни.
Единственным средством для прекращения бесконечных споров по этому вопросу - провести общенациональный референдум, решение которого стало бы обязательными и окончательным. Тогда бы в полной мере проявилась демократическое устройство нашего государства, и принятие моратория на смертную казнь носило бы легитимный характер с гражданской точки зрения.
Список использованных источников и литературы
Библия: «Ветхий Завет», «Новый Завет»
Виталий Квашис «Куда идет смертная казнь»
Тамара Эйдельман «Право на жизнь: история смертной казни»
Александр Мень о смертной казни https://dzen.ru/media/id/5f71dbef3c6fc74888549c79/aleksandr-men-ob-ubiicah-i-samoubiicah-616331be4449432c0022d78b
Издание «Коммерсант» от 30.11.2022г статья «Вихри судебные веют над нами» Вихри судебные веют над нами – Газета Коммерсантъ № 222 (7423) от 30.11.2022 (kommersant.ru)
Историко-философские аспекты смертной казни https://wiselawyer.ru/poleznoe/39102-istoriko-filosofskie-aspekty-smertnoj-kazni?ysclid=lazmlpoygu642952093
Результаты опроса «Отношение к смертной казни» Фонда Общественного мнения d43osk2019.pdf (fom.ru)
Сетевое издание РИА Новости Медведев назвал способ преодолеть мораторий на смертную казнь - РИА Новости, 02.11.2022 (ria.ru)
Смертная казнь https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8C
Философское осмысление смертной казни
https://euroasia-science.ru/filosofskie-nauki/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%B0%D0%B7/?ysclid=lazm69upgu464248630