Введение
Люди на подсознательном уровне тянутся к природе. Сегодня многие держат дома различных животных. У кого-то это собака, у кого - то кошка, кто - то держит хомячков, а кто-то аквариумных рыбок. Аквариум – уголок отдыха, окно в природу.
У многих людей возникает желание иметь в квартире домашний "водоем" для украшения жилища. И действительно, лучшего дополнения интерьера, чем ярко освещенный, населенный прекрасно окрашенными аквариумными рыбками и растениями аквариум, трудно представить. Бесконечно сменяемые картины удивительного калейдоскопа за стеклянным берегом буквально завораживают. За все этой красотой лежат приятные хлопоты владельца живого уголка, своими руками создавшего и поддерживающего великолепие маленького чуда.
Актуальность темы: аквариум не просто красивая вещь, удовлетворяющая эстетическим потребностям человека, но и действующая модель природного водоема. Благодаря аквариуму в помещении улучшается микроклимат. В отопительный сезон воздух в помещении становится пересушенным, повышается содержание частичек пыли в воздухе, это вызывает ослабление иммунитета, повышает риск заболеваний верхних дыхательных путей.
Аквариум, не зависимо от его объема, интересен и полон загадок. Наблюдая за ним, человек окунется в мир фантастического разнообразия форм и красок, происходит психологическая релаксация, отдыхают глаза, а безмолвность рыб помогает отвлечься уставшим от городского шума ушам.
Проблема исследования: для того чтобы обитатели аквариума выжили и развивались в аквариуме, необходимо создать нужную экосистему.
Цель работы: создать оптимальные условия для жизни рыбок в экосистеме аквариума.
Гипотеза: мы предполагаем, что любое отклонение от оптимальных условий содержания повлечет за собой изменение поведения и гибель рыбок.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- узнать историю появления аквариума;
- создать искусственную устойчивую экосистему;
- меняя внешние факторы, определить их значение и влияние на экосистему;
Объект исследования: экосистема
Предмет: оптимальные условия экосистемы
Метод исследования: анализ литературы по теме, наблюдение и эксперимент, сравнение, фотографирование.
Глава 1 Теоретическая часть
1.1.История появления аквариума
Первыми аквариумистами стали китайцы. Приблизительно четыре тысячи лет они содержат и разводят разных рыб (сначала в искусственных водоемах, в последствии в сосудах), почти две тысячи лет продолжается селекция золотых рыбок.
В древнем Египте в специальных бассейнах содержали водяные растения, особенно лотос, и рыб. Только богатые и зажиточные могли позволить себе такую роскошь. Такими бассейнами славились сады египетских фараонов и вельмож.
В Древнем Риме пруды с проточной водой (писцины) и акварии (садки и сосуды для рыб) были непременной принадлежностью домов зажиточных римских граждан. В этих первых аквариумах на обозрение выставлялись не только рыбы, но и беспозвоночные животные, например каракатицы. Вода в писцинах часто менялась, а от солнца они были защищены специальными навесами.
Становление аквариумистики в ее современном понимании произошло в Европе и в США в середине 19 века. Первый аквариум в современном виде имел объем около 100 л и был создан в 1841 году английским естествоведом Х. Вардом. В этом аквариуме содержались холодноводные рыбы и растения. В 1848 году другой англичанин — Е. Ланкастер развел в аквариуме первых рыб — трехиглых колюшек. В 1849 году была открыта первая в мире экспозиция аквариумов и террариумов в Лондонском зоопарке.
В 1853 году немецкий натуралист Эмиль Адольф Россмесслер ввел термин «аквариум». В 1854 году в Великобритании выходит в свет первая книга по аквариумистике «Аквариум, или открытые чудеса глубин», автор профессор Эдинбургского университета П. Госсе. В 1856 и 1857 годах в Германии выходят две книги немецкого природоведа Россмесслера — «Море в стекле» и «Пресноводный аквариум».
1.2.Аквариум – как экосистема
Аквариум – это маленькая экосистема, которая обладает всеми признаками экосистемы.
Экосистема, по определению, является единством среды обитания и живых организмов. Внутри экосистемы каждый организм выполняет свою биологическую роль, поддерживая общее равновесие системы и участвуя в круговороте веществ.Чтобы круговорот веществ в экосистеме был замкнут, живые организмы в аквариуме должны быть разных «профессий»: (Прил.1)
- «производители» («кормильцы») – живые организмы, главным образом растения. Они дают кислород и органические вещества, а получают углекислый газ и минеральные вещества.
- «потребители» («едоки») – живые организмы, т. е. рыбы, рачки. Они дают углекислый газ и органические вещества, а получают кислород и питательные компоненты.
– «разрушители» («мусорщики») - живые организмы такие, как микробы, улитки. Они также дают углекислый газ и минеральные вещества, а получают кислород и органические вещества.
Среда обитания живых организмов аквариума - вода, грунт, воздух, свет.
Самым важным фактором нормального функционирования аквариума является биологическое равновесие. Если вода в аквариуме кристально чистая, растения пышные и сочные, грунт чистый, без скопления органики, отсутствуют бурые и зеленые водоросли, а рыбки с расправленными плавниками резво гоняют по аквариуму – то в аквариуме установилось биологическое равновесие. Под биологическим равновесием понимают состояние аквасистемы, при котором в результате биологических и химических реакций продукты жизнедеятельности и пищевые остатки успевают разложиться и усвоиться, не вызывая отрицательной реакции живых организмов.
Показатель кислотности (pH) - один из самых важных и интересных для изучения показателей в химии и биологии. Действительно: все вещества и среды имеют или нейтральный уровень кислотности (pH = 7), или имеют кислотную среду, являются кислотами (pH < 7), или имеют щелочную среду, являются щёлочами (pH > 7).
Показатель pH играет огромную роль в жизни животных и растений. В аквариуме он колеблется в зависимости от многих причин, а эти колебания воздействуют на наших питомцев либо улучшая их состояние, либо вызывая их гибель. Рыбы нормально развиваются в более узкой зоне pH 5,5-7,5. У моллюсков диапазон колебаний pH в пределах 4,5-10,5, но многие улитки гибнут уже при pH 6,5. Очень чувствительны к колебаниям pH растения. Большинство видов растёт лишь в пределах pH 6,5-7,5
Глава 2 Практическая часть
2.1. Становление системы (этап первый)
Самая распространенная ошибка начинающего аквариумиста — предположение, что для разведения рыбок в домашних условиях достаточно просто приобрести аквариум, засыпать в него грунт, украсить корягами и растениями, залить водой и запустить водных обитателей. И все — рыбки будут жить и радовать глаз. Однако не все так просто, ведь от несоблюдения правил ухода, питомцы могут заболеть, а для того, чтобы они чувствовали себя хорошо, нужно знать и учитывать основные правила того, как подготовить и запустить аквариум в первый раз (Прил.2).
Шаг 1. Сбор необходимых материалов
- стеклянная банка;
- грунт для аквариума;
- свежая вода из колодца;
- растения;
- рыбки гуппи.
Воду нужно подготовить, по крайней мере, за день раньше, чтобы вода отстоялась.
Шаг 2. Мытье банки
Моем банку с содой, обдаем кипятком, все тщательно смываем.
Шаг 3. Дно банки и вода в банке
Насыпаем на дно банки грунт, предварительно помыв его теплой водой. Толщина слоя грунта должна быть достаточной для того, чтобы посадить в нем растения. Наполняем банку отстоявшей водой наполовину.
Шаг 4. Высаживание растений в грунт
Шаг 5. Помещение рыбок в банку
Аккуратно выливаем рыбок из стаканчика в банку.
Шаг 6. Заполнение банки водой
Дополняем банку водой, не доливая до верха примерно 2 см. Держать банку в доме нужно при комнатной температуре и экосистема будет существовать несколько лет.
2.2. Этап второй – биологическое равновесие
Когда в аквариуме растения прижились, рыбы адаптировались к новым условиям, происходит переход ко второму этапу развития экосистемы.
Это этап – биологическое равновесие. Под биологическим равновесием в аквариуме понимают такое состояние водной среды, при котором продукты жизнедеятельности рыб и других обитателей успевают разрушиться, не принося им вреда, а физические свойства воды (прозрачность, цвет и др.) остаются почти без изменений.
2.3. Этап третий - разрушение экосистемы
Суть моей работы заключается в исследовании влияния различных факторов на обитателей аквариума. Для этого мне нужны 2 идентичные банки с рыбками: (Прил.3)
- одну банку с рыбками я поставил на подоконник у окна – банка № 1 (изменение освещенности, температуры воды, без подмены воды),
- вторую – в полную темноту – банка №2 (изменение освещенности).
Я в течение 8 дней наблюдал за обитателями своего аквариума, измерял температуру и Рн воды и вносил все данные в таблицу (Прил.4).
На 9 день эксперимент был закончен, потому что в банке №1 была разрушена экосистема, что привело к гибели рыбки. В банке №2 слегка помутнела вода (Прил.5).
Вывод: вода позеленела, т.к. была неправильная терморегуляция, застой воды, нарушение светового дня, отсутствие компрессора. Вода в аквариуме помутнела т.к поселились и размножились бактерии, образовав бактериальную муть.
2.4. Этап четвертый - восстановление экосистемы
В результате эксперимента устоявшаяся экосистема была разрушена, после пришлось ее восстанавливать (Прил.6).
Мероприятия по восстановлению баланса в аквариуме:
1.Убрал мертвую рыбку
2.Рыбок на время переместил в другую ёмкость
3.Слил часть грязной воды
4.Убрал налет со стекла и растения
5.Почистил грунт на глубину 1 см
6.Сделал подмену воды
7.Убрал банку с рыбками в затемненное место
Возвращение всех параметров происходило постепенно. Таким образом, было доказано, что все факторы в экосистеме аквариум тесно взаимосвязаны, и смещение одного параметра влечет к разрушению всей экосистеме.
2.5. Сравнение воды под микроскопом
После эксперимента, я решил изучить воду из аквариума под микроскопом, для того, чтобы посмотреть разницу между пробами (Прил.7).
Проба 1 – вода из банки №1
Проба 2 – вода из банки №2 (Прил.8)
Результат: в образцах были обнаружены микроорганизмы, которые мы отнесли к группам: простейшие, водоросли, бактерии (Прил.9)
Вывод
Результаты проведенного эксперимента позволили сделать выводы:
1. Обитатели аквариума очень чувствительны к изменениям среды.
2. Аквариум – это искусственная экосистема, так как на каждом этапе необходимо участие человека.
3. Необходимо соблюдать все оптимальные условия среды, чтобы аквариум существовал долго.
4. В аквариумной воде огромное количество бактерий, если вода в аквариуме мутнеет – это показатель увеличения размножившихся бактерий.
5. .Если вода в аквариуме зеленеет, то были нарушены оптимальные условия среды, при которых быстро размножаются одноклеточные водоросли.
6. Изменения рН связаны с количеством растворённого в воде кислорода.
Заключение
Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно созданный кусок подводного царства, благополучие которого целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира, приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев.
В начале работы я поставил цель - для того чтобы обитатели аквариума выжили и развивались в аквариуме, необходимо создать оптимальные условия для жизни рыбок в экосистеме аквариума.
В ходе работы была создана сбалансированная искусственная экосистема, далее при воздействии внешних факторов она была разрушена. В дальнейшем экосистема в аквариуме была восстановлена.
Этот эксперимент доказал, что оптимальные условия среды влияют на равновесие в аквариуме. Вмешательство человека необходимо для поддержания экологического равновесия.
Список используемой литературы
1. Основы аквариумистики для начинающих [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fanfishka.ru/akvariumnye-stati/900-vse-ob-akvariumnyh-rybkah.html
2. Содержание аквариумных рыбок и правила ухода за ними [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://akvariumnyerybki.ru/soderzhanie/kak-uhazhivat/akvariumnye-rybki-uhod-za-nimi.html
3. Аквариумы и аквариумные рыбки. Опыт успешного содержания и разведения в домашних условиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aquariuminfo.ru/books/hlusov/
4. Первый аквариум, аквариумистика, история аквариум [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bautin-design.ru/articles/akvarium-s-chego-vse-nachinalos.14.html
Приложение 1
Экосистема домашнего аквариума
Приложение 2
Сбор необходимых материалов Мытье банки
Насыпание грунта на дно банки, Высаживание растения в грунт
налитие воды в банку
Помещение рыбок в банку Заполнение банки водой
Приложение 3
Банка с рыбками на подоконнике Банка с рыбками в темноте
День |
Рыбка |
Поведение во время дня |
Поведение во время кормления |
Цвет воды |
Температура воды |
Запах |
РН воды |
1 |
Банка № 1 |
Активное |
Едят хорошо |
Прозрачная |
+28 |
Без запаха |
7,0 |
Банка № 2 |
Активное |
Едят хорошо |
Прозрачная |
+20 |
Без запаха |
7,0 |
|
2 |
Банка № 1 |
Активное |
Едят хорошо |
На стенках банки появились пузырьки |
+29 |
Без запаха |
7,0 |
Банка № 2 |
Активное |
Едят хорошо |
Прозрачная |
+19 |
Без запаха |
7,0 |
|
3 |
Банка № 1 |
Менее активны |
Едят хорошо |
На стенках банки появилось больше пузырьков |
+31 |
Появился незначительный запах |
7,3 |
Банка № 2 |
Активное |
Едят хорошо |
Прозрачная |
+20 |
Без запаха |
7,0 |
|
4 |
Банка № 1 |
Прячутся |
Плохо едят |
На поверхности воды появились пенные пузырьки |
+33 |
Запах усиливается |
7,7 |
Банка № 2 |
Менее активное |
Плохо едят |
Прозрачная |
+17 |
Без запаха |
7,0 |
|
5 |
Банка № 1 |
Беспокоятся |
Плохо едят |
На поверхности воды появилось больше пенных пузырьков |
+33 |
Приобретает зловонный запах |
8,0 |
Банка № 2 |
Спят |
Не кормила |
Прозрачная |
+18 |
Без запаха |
7,2 |
|
6 |
Банка № 1 |
Прячутся |
Плохо едят |
Всё покрывается налётом |
+32 |
Запах усиливается |
8,5 |
Банка № 2 |
Менее активное |
Плохо едят |
Прозрачная, но появились пузырьки |
+18 |
Без запаха |
7,2 |
|
7 |
Банка № 1 |
Прячутся |
Плохо едят |
Вода пенится |
+34 |
Запах усиливается |
9,0 |
Банка № 2 |
Менее активное |
Плохо едят |
Пузырьков больше не стало |
+18 |
Без особого запаха |
7,2 |
|
8 |
Банка № 1 |
Не активны, одна рыбка погибла |
Не едят |
Вода мутная |
+36 |
Зловонный запах |
9,0 |
Банка № 2 |
Менее активны |
Плохо едят |
Вода прозрачная |
+18 |
Без запаха |
7,2 |
Приложение 4
Измерение и сравнение РН воды во время эксперимента
Приложение 5
Банка № 1 (результат поле эксперимента) Банка № 2 (результат поле эксперимента)
Приложение 6
Убрал мертвую рыбу, Слил часть грязной воды Убрал налет со стекла
рыбок переместил
в другую емкость
Почистил грунт Сделал подмену воды Банку с рыбками поставил
на глубину 1 см в затемненное место
Приложение 7
Изучение и сравнение воды из разных банок
Приложение 8
Проба № 1 Проба № 2
Приложение 9
Инфузория туфелька ув. 400 раз Эвглена зелёная ув.400 раз