Введение
«Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом»
Сергей Леонидович Рубинштейн
Мир стремительно изменяется, особенно в зоне производства и трансляции знаний, однако вопрос недостаточного формирования у учеников рациональных приемов и способов запоминания информации в практике школьного обучения является особенно актуальным в наши дни. Если не учитывать целенаправленность и специальную работу приемов запоминания, то нередко они будут не эффективными.
Согласно современным исследованиям, одной из причин низкой успеваемости школьников служит недостаточный объем запоминания. Именно память соединяет прошлое живых организмов с их будущим, и от нее зависят процессы обучения и развития.
В жизнедеятельности человека огромную роль играет долговременная память, обеспечивающая длительное удержание информации. При этом не менее важное значение приобретает кратковременная память, которая сохраняет не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого и позволяетнам сохранить информацию, которая не понадобится в будущем, но нужна в данный момент. Это означает, что повреждение данного вида памяти или недостаточное ее развитие может помешать появлению новых воспоминаний в долговременной памяти. В случае повреждения исключительно кратковременной памяти теряется способность сохранять информацию на короткий промежуток времени, необходимый для ее работы.
Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны между собой и работают как единое целое, что подтверждают в своих исследованиях американские ученые Р. Аткинсон и Р. Шифрин.
Проблема исследования памяти в отечественной психологии освящена такими учеными как: А. А. Смирнова, Л. С. Выготский, П. И., Зинченко, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лядиус и др.
Кратковременная память исследована в работах: А. Бэддели, Д. Миллера, Г. Хитча и др.
Актуальность. В условиях изменяющихся образовательных стандартов, постоянного роста потока информации, увеличения нагрузки на интеллектуальные функции обучающихся, проблема развития памяти подростков является особенно значимой. Без высокого уровня развития памяти невозможен процесс эффективного обучения, а также нормального функционирования личности ребенка, как в школе, так и за ее пределами.
Цель работы: исследование кратковременной памяти учеников 10-го класса.
Задачи работы:
Найти и изучить теоретические материалы по данной теме;
Ознакомиться со способами исследования кратковременной памяти и подобрать методики, подходящие для достижения результата исследования;
Провести исследование, используя подобранные методики и проанализировать полученные результаты;
Создать буклет с рекомендациями по улучшению кратковременной памяти подростков.
Гипотеза: развитие кратковременной памяти учеников 10-го класса в нормативных пределах.
Предмет исследования: память.
Объект исследования: кратковременная память учащихся 10-го класса
Методы исследования:
Беседа;
Анализ учебно-методической литературы и интернет ресурсов;
Использование в работе методик, направленных на изучение объема кратковременной памяти («10 слов» А.Р. Лурия и числовые ряды)
Проведение исследования с помощью методик
Практическая значимость работы: создание буклета с рекомендациями по улучшению кратковременной памяти учащихся.
Новизна работы заключается в предоставлении полученных результатов изучения кратковременной памяти учащихся 10-го класса родителям и учителям.
Теоретическая часть
1.1. Что такое память?
Обзор литературы показывает, что четкого единства на счет определения памяти у ученых на данный момент нет. Память - основа психической деятельности, без нее невозможно понять процесс формирования мышления, сознания и подсознания человека [14].
Память является сложной психической деятельностью. В ее структуре различают основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление (узнавание, воспроизведение), именно поэтому ряд ученых (Л.С. Выготский, В.Г. Крысько, А.В. Петровский и др.) под памятью понимают процесс запечатления, сохранения, последующее узнавание и воспроизведениеследов прошлого опыта [2;9;13].
В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось [12].
По определению, данному в психологическом словаре, «память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта» [11].
А.Г. Маклаков отмечает, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов и характеризуется многими исследователями как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое [10].
М.И. Еникеев утверждает, что память – это психический механизм ориентации человека, как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания [5].
Память играет большую роль в сохранении индивидуально-личностных и деловых характеристик человека. Человек, полностью лишенный способности сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов [7, 8]. Любое ухудшение памяти вызывает у человека личные переживания. С памятью он связывает свое общее психическое и физическое состояние, уровень своей работоспособности, возможность выполнять профессиональные обязанности [1].
Таким образом, память – это одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительное время хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения [6].
1.2. Классификация видов памяти
Существует несколько основных подходов к классификации видов памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти, согласно А.Г. Маклакову [10], вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
по продолжительности закрепления и сохранения материала— на кратковременную, долговременную и оперативную.
По продолжительности закрепления и сохранения материала существует разделение памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. При кратковременной памяти не используются специальные мнемические приемы. Но для запоминания прилагаются определенные волевые усилия.
Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что люди различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объемом кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию.
Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала [10].
1.3. Структуры мозга, отвечающие за память.
Способность хранить информацию, избирательно ее актуализировать и использовать для регулирования поведения – основные свойства мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой.
Известно, что память и ее отдельные эпизоды распределены в сетях нейронов, а эти нейроны, в свою очередь, распределены по всему мозгу. Пространственная и временная организация памяти связана со многими структурами мозга. Прежде всего – это височная доля, гиппокамп и миндалина, а также связанные с ними структуры – мозжечок и кора больших полушарий, специфические и неспецифические таламические ядра. Роль этих структур была выявлена в экспериментах на животных и при различных травматических повреждениях у человека.
В кратковременной памяти участвуют структуры гиппокампа и лимбической системы мозга. Это связано с реализацией этими нервными образованиями функции различения новизны сигналов и считывания поступающей информации. Гиппокамп играет роль селективного входного фильтра, выделяя значимые сигналы, подлежащие хранению в долговременной памяти, и устраняя реакции на посторонние в данный момент раздражители. Под влиянием мотивационного возбуждения гиппокамп извлекает необходимую информацию из памяти. Больные с тяжелыми двусторонними поражениями гиппокампа не могли обучаться, не могли хранить в памяти то, что узнавали, не способны были вспомнить имя или лицо человека, которого только что видели [6].
У человека миндалина является сложным комплексным образованием, включающем несколько групп ядер, расположенных в глубине височной доли и имеющих многочисленные связи со многими образованиями мозга. С миндалиной связано осуществление не только безусловных, но и условно-рефлекторных реакций страха. Она обеспечивает быстрое и прочное запоминание эмоциональных событий даже после одноразового обучения.
В хранении автоматизированных двигательных навыков существенная роль принадлежит структурам мозжечка. Плохое выполнение точных движений у больных с повреждениями мозжечка сочетается с нарушениями в мыслительной и познавательной сфере. Из-за этого затрудняется генерация новых идей, формулирование гипотез. Мозжечок функционирует в единой системе с лобной корой и таламусом и активируются одновременно.
Таламус, благодаря его обширным связям с корой больших полушарий, способствует организации кратковременной памяти. При нарушении некоторых ядер таламуса ухудшается усвоение нового материала и сохранение ранее заученной информации. Наоборот, электрическая стимуляция таламуса, а также усиление его активности с помощью фармакологических веществ сопровождается улучшением кратковременной памяти и увеличением объема непосредственно воспроизводимого материала после его предъявления в быстром темпе.
Физиологической основой памяти является образование, сохранение и возобновление нервных связей в коре больших полушарий. Связи, возникающие в мозге, отражают объективные связи, существующие между предметами и явлениями действительности. Они могут быть пространственными, временными, структурными, причинно-следственными.
1.4. Роль памяти в процессе обучения
Память и обучение являются сторонами одного процесса адаптивного поведения. Под обучением подразумевают обычно механизмы приобретения и фиксации информации, а под памятью — механизмы фиксации (усвоения), хранения и извлечения этой информации [4].
С.Л. Рубинштейн отмечает, что без памяти не было бы ни навыков, ни основанных на прошлом знаний, так как память участвует в процессе восприятия.
Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления, материалом для которого становятся факты, находящиеся или в кратковременной, или в близкой к ней по своим характеристикам оперативной памяти.
Также память входит в структуру интеллекта и включена в общую способность к учению и обучаемости, являясь необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений» человека. Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей [3].
Согласно современным исследованиям, чтобы сделать процесс обучения более эффективным, управляемым и предсказуемым, необходимо разрабатывать различные методики, которые регламентируют или рекомендуют к использованию тот или иной способ запоминания информации. Именно поэтому педагоги могут, учитывая свой опыт и предпочтения, прямо или косвенно рекомендовать, а иногда и требовать использовать тот или иной подход к запоминанию.
Вывод по теоретической части.
В результате теоретического изучения проблемы было установлено, что память - это психический процесс запечатления, сохранения, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
По продолжительности закрепления и сохранения материала существует деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Кратковременная память играет огромную роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти.
В кратковременной памяти участвуют структуры гиппокампа, таламуса, миндалины, а также лимбической системы мозга.
Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления человека, а также входит в структуру интеллекта и включена в общую способность к учению и обучаемости, являясь необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений» человека. Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала.
Практическая часть.
2.1. Общая характеристика выборки
Исследование проводилось на базе МОАУ «СОШ №5» г. Оренбурга в 2021 году.
Было обследовано 24 подростка 16 лет, ученики 10 класса (нынешние 11 классники).
Выборка неоднородна по половому составу.
2.2. Методики исследования
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методики:
Методика «Запоминание 10 слов», А.Р. Лурия
Методика определения объема кратковременной памяти Джекобса
1. Методика «Запоминание 10 слов», А.Р. Лурия
Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможности и объема отсроченного их воспроизведения.
2. Методика определения объема кратковременной памяти Джекобса
Исследование проводится на цифровом материале. Испытуемому последовательно предъявляются семь рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. Экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения каждого ряда, через 2–3 с., испытуемый письменно воспроизводит в протоколе элементы ряда в том же порядке, как их читал экспериментатор. Исследование повторяется 3-4 раза (на других числовых рядах).
2.3. Экспериментальный раздел
1. Методика «Запоминание 10 слов», А.Р. Лурия
При исследовании объема и скорости слухоречевого запоминания у обучающихся 10 класса, снижение компонентов кратковременной памяти не обнаружено.
Рисунок 1. Результаты методики «10 слов Лурия»
Из анализа результатов рисунка №1 следует, что 4% испытуемых (1 человек) перечислили все предложенные слова с 1-го предъявления, 58% испытуемых (14 человек) со 2-го предъявления и 38% испытуемых (9 человек) смогли перечислить все предложенные слова с 3-го предъявления, что свидетельствует о достаточном объеме кратковременной и долговременной памяти испытуемых. В ходе выполнения методики испытуемые не допускали посторонние привнесения слов.
2. Методика определения объема кратковременной памяти Джекобса.
При определении объема кратковременной памяти при помощи методики Джекобса у учеников 10-го класса выявлен преимущественно средний уровень кратковременной памяти.
Рисунок 2. Результаты методики Джекобса
Из анализа результатов рисунка 2, следует, что у 75% испытуемых отмечается средний уровень объема кратковременной памяти. 25% испытуемых имеют низкий уровень объема кратковременной памяти. Также эксперимент показал, что способность испытуемых к запоминанию ухудшалась с увеличением объема запоминаемого материала, кроме того, ряды, содержащие четное количество элементов запоминались лучше рядов с нечетным количеством цифр. Ни в одной пробе испытуемые не смогли воспроизвести ряд, содержащий семь элементов, что может быть связано с усталостью испытуемых.
Вывод по практической части:
В результате исследования объема и скорости слухоречевого запоминания учеников 10 класса, снижение компонентов кратковременной памяти не обнаружено. Из анализа следует, что 58% испытуемых (14 человек) перечислили все предложенные слова со 2-го предъявления, 38% испытуемых (9 человек) смогли перечислить все предложенные слова с 3-го предъявления и 4% (1 человек) с 1-го предъявления, что свидетельствует о достаточном объеме кратковременной и долговременной памяти испытуемых.
Из анализа результатов рисунка №2 следует, что у 75% испытуемых отмечается средний уровень объема кратковременной памяти. 25% испытуемых имеют низкий уровень объема кратковременной памяти. Также эксперимент показал, что способность испытуемых к запоминанию ухудшалась с увеличением объема запоминаемого материала.
Заключение.
Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления человека, а также входит в структуру интеллекта и включена в общую способность к учению и обучаемости, являясь необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений» человека. Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала. В результате теоретического изучения проблемы было установлено, что память - это психический процесс запечатления, сохранения, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
По продолжительности закрепления и сохранения материала существует деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Кратковременная память играет огромную роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти.
В кратковременной памяти участвуют структуры гиппокампа, таламуса, миндалины, а также лимбической системы мозга.
Кратковременная память имеет большое значение для организации мышления человека, а также входит в структуру интеллекта и включена в общую способность к учению и обучаемости, являясь необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений» человека. Особо важную роль память играет в учебной работе, в процессе которой учащиеся должны усваивать и прочно запоминать большое количество, разнообразного учебного материала.
В ходе исследования было выявлено, что большинство учеников 10 класса имеют достаточный объем кратковременной памяти.
Список литературы.
Вуджек, Т. Тренировка ума / Т. Вуджек. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 288 с.
Выготский Л. С. Психология. //- М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
Голубева «Индивидуальные особенности памяти человека» М. «Педагогика» 1980 г
Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. — М.: Учебная литература, 1997. — Тираж 10000 экз. — С. 164—211. — ISBN 5-526-00007-9
Еникеев, М. И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М. И] Еникеев. – М.: Норма, 2005. – 624 с.
Калиниченко, С.Г., Коротина, О.А. К 17 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ [Текст]: учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2010. – 80 с.
Козубовский, В. М. Общая психология: учебное пособие для вузов / В. М. козубовский. – 2-е изд. – Мн.: Амалфея, 2007. – 448 с.
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие для вузов / – 2-е изд. – Мн.: Амалфея, 2005. – 256 с.
Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. //- М.: Владос - пресс, 2001. - 378 с.93
Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 591с. https://bookap.info/genpsy/maklakov_obshchaya_psihologiya/gl11.shtm
Мещерякова Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб.// - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти. (Техника скоростного запоминания). - М.: Международное агентство “A. D. & T”. 1999. - 296 с.
Петровский А.В. Общая психология. //- М.: Академия, 1997. - 496 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 672 с.
Электронные источники
https://bookap.info/genpsy/maklakov_obshchaya_psihologiya/gl11.shtm
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C#%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D1%8C_%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://kineziolog.bodhy.ru/sites/default/files/psychophysposobie.pdf
https://impsi.ru/general-psychology/pamyat-obshhaya-harakteristika-vidy-protsessy-i-mehanizmy/
http://kineziolog.bodhy.ru/sites/default/files/psychophysposobie.pdf
http://psyznaiyka.net/view-pamat.html?id=znachenie-pamati-v-gizni-cheloveka
Приложение
Буклет «Развиваем Память»