ВВЕДЕНИЕ
Дыхание – один из основных процессов жизнедеятельности. Человек без пищи может обойтись несколько недель, без воды – несколько суток, в то время как без воздуха человек не может прожить и минуты.
Качество воздуха – один из важнейших факторов, влияющих на здоровье человека. Наиболее важными показателями качества воздуха в помещениях является содержание углекислого газа и кислорода.
Но всегда ли в наших помещениях качество воздуха соответствуют гигиеническим требованиям и является безопасным для нашего здоровья?
Актуальность
Классная комната – одно из основных рабочих помещений школы. В учебном кабинете учитель и группа учащихся (класс) проводят по 5 – 8 часов в день. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья учащихся и преподавателей, а также и успеваемость учеников.
В процессе дыхания, человек потребляет кислород и выдыхает углекислый газ. Согласно имеющейся в литературных источниках информации, уже через 15 мин после начала урока содержание углекислоты в воздухе класса повышается в 2 раза, к концу урока — в 3 раза. Химический состав воздуха изменяется за счет выделений продуктов жизнедеятельности. Это выдыхаемый воздух, кишечные газы, выделения с поверхности кожи. Кроме того, воздушная среда загрязняется химическими выделениями из отделочных материалов помещения. Изменяется также ионный состав, бактерий в воздухе становится больше.
Все перечисленные изменения сказываются на состоянии организма людей крайне отрицательно. Например: ухудшение работоспособности, неоднократные появления головной боли, частые инфекционные заболевания органов дыхательной системы. Вещества, находящиеся в воздухе, могут вызывать аллергию, астму.
Когда вы входите в помещение, где много людей, то практически всегда чувствуете, что там тяжелее дышится, чем снаружи. В условиях классной комнаты, где находится одновременно в среднем 25 учащихся, состав воздуха меняется достаточно быстро. В значительной степени удалению вредных газов и приток свежего воздуха достигается путем вентиляции и проветривания. Однако часто люди этим пренебрегают.
Мы решили выяснить, как изменяется содержание углекислого газа в воздухе в классном помещении в течение дня, на сколько эффективно проветривание, как влияет состав воздуха на состояние учащихся.
Объект исследования: воздух в классной комнате в течение учебного дня (в условиях проветривания и без него), жизненные показатели (частота дыхания и пульс) учащихся в течение урока.
Цель:
Выявить изменения содержания углекислого газа в воздухе классного помещения в течение рабочего дня в условиях проветривания и без него
Выяснить, как изменяются жизненные показатели учащихся в начале и в конце урока
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу о составе воздуха;
2. Установить, с помощью датчиков, как изменяется состав воздуха, а именно – содержание углекислого газа в классе в условиях регулярного проветривании и без него;
3. Провести оценку состояния учащихся в начале урока и в конце путем проведения подсчета дыхательных движения и пульса;
4. Сформулировать предложения о способах создания благоприятного климата в классе.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Воздух - смесь газов, главным азота и кислорода, составляющая земную атмосферу. Азот и кислород – два основных элемента воздуха. Содержание остальных веществ значительно меньше и не превышает 1%.
Дыхание — физиологический процесс, в результате которого живой организм поглощает кислород и выделяет в окружающую среду углекислый газ.
В результате процесса дыхания, состав воздуха в помещении меняется. При чём, согласно литературным данным, в помещении концентрация углекислоты растет быстрее, чем понижается концентрация кислорода. Согласно имеющимся данным, количество выделяемого углекислого газа зависит от вида деятельности. Чем активнее вид деятельности, тем значительнее изменения состава воздуха.
Табл.№1 Зависимость количества выделяемого углекислого газа от вида деятельности человека [1]
СО2 л/час |
Деятельность |
18 |
Состояние спокойного бодрствования |
24 |
Работа за компьютером |
30 |
Ходьба |
36 |
Легкая физическая нагрузка |
32-43 |
Работа по дому |
Для комфортного существования человек должен дышать воздухом, состоящим из 21,5% кислорода и 0,03 – 0,04% углекислого газа. При концентрации углекислого газа выше 0,1% (1000 ppm [parts per million]) возникает ощущение духоты: общий дискомфорт, слабость, головная боль, снижение концентрации внимания. Также увеличивается частота и глубина дыхания, происходит сужение бронхов, а при концентрации выше 15% - спазм голосовой щели.
Табл.№2 Влияние содержания углекислого газа в воздухе помещения на состояние человека [2]
Уровень СО2, ррm |
Физиологические проявления |
380-400 |
Идеальный для здоровья и хорошего самочувствия человека. |
400-600 |
Нормальное качество воздуха. Рекомендовано для детских комнат, спален, школ и детских садов. |
600-1000 |
Появляются жалобы на качество воздуха. У людей, страдающих астмой, могут учащаться приступы. |
Выше 1000 |
Общий дискомфорт, слабость, головная боль. Концентрация внимания падает на треть. Растет число ошибок в работе. Может привести к негативным изменениям в крови. Может вызывать проблемы с дыхательной и кровеносной системами. |
Выше 2000 |
Количество ошибок в работе сильно возрастает. 70 % сотрудников не могут сосредоточиться на работе. |
При длительном нахождении в помещениях с избыточным количеством углекислого газа происходят изменения в кровеносной, центральной, нервной, дыхательной системах, при умственной деятельности нарушается, восприятие, оперативная память, распределение внимания.
При концентрации углекислого газа внутри помещения выше 800 — 1000ppm, люди, работающие там, испытывают синдром больного здания (СБЗ). Проблема СБЗ стала актуальна после появления герметичных стеклопакетов и низкой эффективности принудительной вентиляции из-за экономии электроэнергии.
Чем больше углекислого газа в воздухе, тем сложнее сосредоточиться и справиться с учебной нагрузкой. Зная об этом, власти США рекомендуют школам поддерживать уровень СО2 не выше 600 ppm. В России отметка чуть выше: уже упомянутый ГОСТ считает оптимальным для детских учреждений 800 ppm и менее.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
теоретические (изучение и анализ литературы, обобщение данных);
практические (наблюдение, эксперимент, сравнение);
математические (построение диаграмм, таблиц).
Обследование санитарно-гигиенического состояния школьного кабинета
С целью изучения изменения концентрации углекислого газа в воздухе в течение рабочего дня проводились измерения в кабинете биологии V 205 м3,в центре кабинета (Приложение 1). В кабинете осуществляется вентиляция, дополнительного проветривания с помощью открытого окна во время урока не осуществлялось.
Оборудование
Измерение проводилось с помощью датчика Air Quality Detector
Описание измерений
Мы провели несколько серий измерений.
Опыт №1 Изучение динамики изменения содержания углекислого газа в учебном кабинете в течение учебного дня
Мы отслеживали изменение концентрации углекислого газа в течение учебного процесса на протяжении нескольких уроков. Опыт проводили в течение двух дней: 13.12.23 и 17.01.23. В виду низкой температуры воздуха, окна в эти дни не открывались. Проветривание осуществлялось в течение дня через два вентиляционных отверстия и через открытую на перемене дверь.
Также замер проводился во время перемены после проветривания через открытую дверь, и после 5 минутного дополнительного проветривания через одно открытое окно. Площадь окна, через которое осуществлялось проветривание 0,75м3.
Результаты представлены в табличной форме и в виде графика (Приложение 2).
Опыт №2 Изучение влияния изменения содержания углекислого газа в учебном кабинете на частоту дыхания и пульс учащихся 8 класса
Провели измерение концентрации углекислого газа в начале и в конце одного урока (Приложение 3). В это же время провели измерение частоты дыхания и пульса учащихся (в начале и в конце урока).В измерении приняли участие 18 учащихся 8а класса.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА
Результаты опыта №1 Изучение динамики изменения содержания углекислого газа в учебном кабинете в течение учебного дня
Согласно результатам первого измерения, в течение уроков, на которых количество учеников не превышало 20 человек в 205 м3, показания остаются в пределах нормы, не превышая 800 ppm.
Результаты второго измерения показывают, что нахождение более 30 человек в помещении данного объема без дополнительного проветривания, приводит к превышению нормы содержания углекислого газа уже через 25 минут после начала урока.
Следует отметить, что на некоторых уроках показали значительные превысили норму. Так 17.01.23 в 11.15 (конец четвертого урока), количество людей в помещении – 34 человека, было зафиксировано показание датчика – 1320 ppm. В этот же день на следующем уроке в 12.20 (конец пятого урока), количество людей в помещении – 28 человек, содержание углекислого газа составило 1300 ppm. После проветривания через дверь, уровень содержания СО2 приходит в норму. После проветривания через окно, уровень содержания углекислого газа снижается до комфортного.
Результаты опыта №2 Изучение влияния изменения содержания углекислого газа в учебном кабинете на частоту дыхания и пульс учащихся 8 класса
Согласно результатам опыта №2, содержание углекислого газа в течение урока увеличилось с 650 до 960 и превысило норму.
Также, в результате проведенных измерений, было установлено увеличение частоты дыхания и пульса у 10 участников измерения из 18, у 4 участников повысился только один показатель (пульс или частота дыхания), показатели не изменились у 4 участников.
ВЫВОДЫ
Проведенные измерения показывают зависимость между количеством людей в помещении и изменением содержанием углекислого газа в помещении;
Если на одного учащегося приходится 10м3 объема в помещении, то для поддержания нормального содержания углекислого газа в воздухе помещения достаточно вентиляционных отверстий и открытой двери во время перемены. Если меньше – требуется проветривание через открытое окно;
Проветривание через открытую дверь недостаточно эффективно снижает уровень содержания углекислого газа в помещении;
Проветривание через окно в течение 5 мин очень эффективно снижает уровень содержания углекислого газа в помещении и приводит показатели к нормальным значениям;
При содержании углекислого газа выше нормы отмечено повышение частоты дыхания и сердцебиения более чем у половины участников измерения;
С результатами проведенных исследований планируем ознакомить учащихся и учителей школы и предложить их вниманию рекомендации по проветриванию помещений (Приложение 4).
ЛИТЕРАТУРА
И. В. Гурина. «Кто ответит за духоту в помещении» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://swegon.by/publications/0000396/
Мансуров Р.Ш., Гурин М.А., Рубель Е.В. Влияние концентрации углекислого газа на организм человека // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2017. № 8 (41).
http://www.ecocat.biz/vozduh%20trebovania
Воздух http://ru. Wikipedia. Org/wiki/Воздух/
http://docs.cntd.ru/document/1200003608
https://uchim.guru/himiya/soderzhvozduhe.htmlanie-kisloroda-v-
https://vkusnyasha.ru/kids_helth/21852-gipoksiya-prichiny-simptomy-i-posledstviya-dlya-rebenka.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЛАН КАБИНЕТА БИОЛОГИИ
Учительский стол с доской
Ученический стол 1
Ученический стол 2
Ученический стол 4
Ученический стол 6
Ученический стол 8
Ученический стол 3
Ученический стол 5
Ученический стол 7
- место проведения измерений
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты опыта №1 Изучение динамики изменения содержания углекислого газа в учебном кабинете в течение учебного дня
ПЕРВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Дата: 13.12.2023
№ |
Время измерения |
Количество людей в помещении |
Концентрация СО2, ppm |
1 |
8.00 (начало первого урока) |
19 |
450 |
2 |
8.40 (конец первого урока) |
523 |
|
3 |
8.45 (перемена) |
1 |
500 |
4 |
8.52 (начало второго урока) |
23 |
621 |
5 |
9.08 (середина второго урока) |
760 |
|
6 |
9.14 (вторая половина урока) |
863 |
|
7 |
9.33 (конец второго урока) |
877 |
|
8 |
9.38 (перемена) |
1 |
780 |
9 |
9.47 (начало третьего урока) |
17 |
830 |
10 |
10.20 (конец третьего урока) |
870 |
|
11 |
10.28 (перемена) |
1 |
555 |
12 |
10.33 (перемена, после 5 мин проветривания через окно) |
1 |
405 |
ВТОРОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Дата: 17.01.2023
№ |
Время измерения |
Количество людей в помещении |
Концентрация СО2, ppm |
1 |
10.40 (начало четвертого урока) |
34 |
750 |
2 |
11.05 (середина четвертого урока) |
1210 |
|
3 |
11.15 (конец четвертого урока) |
1320 |
|
4 |
11.30 (перемена) |
1 |
700 |
5 |
11.50 (начало пятого урока) |
25 |
903 |
6 |
12.05 (середина пятого урока) |
1140 |
|
7 |
12.20 (конец пятого урока) |
1300 |
|
8 |
12.30 (перемена) |
1 |
700 |
9 |
12.35 (перемена, после 5 мин проветривания) |
1 |
450 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты опыта №2 Изучение влияния изменения содержания углекислого газа в учебном кабинете на частоту дыхания и пульс учащихся 8 класса
Дата измерения 13.01.2023
№ |
Время измерения |
Количество людей в помещении |
Концентрация СО2, ppm |
1 |
10.49 (начало четвертого урока) |
19 |
650 |
2 |
11.10 (конец четвертого урока) |
960 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕТРИВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ
Основным действием для создания благоприятного воздуха в классе служит проветривание.
Сквозное проветривание помещений в течение 10—15-минутной перемены снижает содержание углекислоты в 1,5—2 раза, однако ее концентрация не достигает нормы. В связи с этим обязательно проветривание класса в течение урока (во время физкультурной паузы).
Весной и осенью (при температуре воздуха снаружи выше 0°С) рекомендуется постоянно держать открытыми 1—2 фрамуги или форточки. При наружной температуре выше +15 °С надо открывать и окна. В холодное время года проветривание осуществляется с помощью фрамуг. Во время перемены обязательно сквозное проветривание, которое проводится в отсутствие детей. С этой целью одно окно в классе, наиболее удаленное от двери, не заклеивается. Критерием полного газообмена является снижение температуры воздуха после проветривания на 2—4 °С. При этом переохлаждения учащихся не происходит. В течение 7—10 мин урока температура воздуха в помещении восстанавливается. Умеренное напряжение терморегуляции не только допустимо, но и необходимо, так как повышает неспецифическую защиту организма и сопротивляемость инфекциям. Сквозное проветривание рекомендуется также до начала проведения занятий и после их окончания. Оптимальная температура воздуха в классах и кабинетах школы — 18—20 °С, оптимальная влажность — 40—60 %. Во всех учебных помещениях ежедневно должна проводиться влажная уборка.
В общественных зданиях, где находится большое скопление людей, должно быть кондиционирование: в помещении искусственно создаются и автоматически поддерживаются заданные условия температуры, влажности и движения воздуха.