Введение
Экологическое состояние городской среды имеет чрезвычайно-важное значение для здоровья людей.
Современный Воронеж - индустриально-развитый. Основной источник загрязняющих веществ в нем, как и в большинстве индустриальных городов, приходится на автотранспорт.
Крупные автомагистрали, пролегая через плотно заселенные микрорайоны, в большинстве случаев не только не соответствуют современным нормативам транспортной инфраструктуры в городах, но не в состоянии обеспечить достаточную пропускную способность, надежную защиту населения, проживающего вблизи автомагистралей, от выхлопных газов и шума. Положение в последние годы особенно обострилось в связи с огромным числом личного автотранспорта и маршрутных такси на фоне исчезновения менее токсичного электротранспорта.
По данным научных исследований загрязнение атмосферы в городах способствует росту числа детей с аллергическими заболеваниями, заболеваниями дыхательной, мочевыделительной систем, системы кровообращения, крови, кожи и подкожной клетчатки.
Продолжительное нахождение в зоне интенсивного автомобильного движения особенно негативно сказывается на здоровье. Так, например, у регулировщиков уличного движения к концу смены накопление карбоксигемоглобина достигает 1,40-1,74%. Карбоксигемоглобин образуется в результате поступления в кровь оксида углерода CО и связи его с гемоглобином, что приводит к гипоксии.
Очень тревожным показателем является загрязнение почвы территории жилых домов и прогулочных площадок и другими веществами –бензапиреном, тяжелыми металлами. Тяжелые металлы, особенно свинец, весьма плотно концентрируются вдоль автомагистралей, превышая фоновые показатели в 10-20 раз и сохраняя повышенный фон в сторону до 120 м. от их трасс.
Окрестности Памятника Славы – важное культурно-историческое место Воронежа, въезд в город со стороны трассы М4 Дон. Здесь проходит значительный транспортный поток, расположены жилые дома, учебные заведения и пр.
Таким образом, важно знать, каков уровень экологического загрязнения в данной территории, целесообразно ли там гулять, выращивать фруктовые деревья и т.п.
Актуальность.
Проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта ежегодно обостряется, особенно в крупных городах и населенных пунктах. Причинами тому являются ежегодный рост численности автомобилей, бесконтрольный ввоз подержанных иномарок. Кроме того, стоянки автомобилей занимают большие части улиц и дорог. На их покрытие и тротуары выливается огромное количество горюче-смазочных материалов.
В почвах, прилегающих к транспортным магистралям, концентрируется нефтепродуктов в 6-30 раз больше, чем в парках и садах.
Автомобильный транспорт с точки зрения наносимого экологического ущерба лидирует во всех видах негативных воздействий; загрязнение атмосферного воздуха - 95%, шум - 49,5%, воздействие на климат - 68%.
Особую экологическую проблему представляют отходы автотранспортного комплекса. Масса отработанных масел и спец жидкостей составила в 2022 году около 300 тыс. тонн. Общая масса твердых отходов достигает 3 млн. тонн в год, в том числе: лом и отходы черных металлов - 1400 тыс. тонн, отходы резины - 1160 тыс. тонн, свинцовые аккумуляторы - около 200 тыс. тонн, отходы пластмасс - 60 тыс. тонн.
Постоянный рост автомобилей оказывает отрицательное влияние на окружающую среду и здоровье человека, поэтому изучение влияния автотранспорта является актуальной проблемой.
Цель:
Исследование влияния автотранспорта на состояние окружающей среды в районе Памятника Славы.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по данной теме.
2. Проанализировать экологическую обстановку в городе.
3. Оценить уровень загрязнения снега выбросами автотранспорта с помощью метода биоиндикации.
4. Определить интенсивность автомобильного движения в исследуемой зоне.
5. Оценить уровень экологического загрязнения исследуемой зоны автотранспортом.
6. Выяснить характер действия токсичных продуктов на окружающую среду.
7. Наметить пути решения этой экологической проблемы.
Гипотеза исследования:
Выхлопные газы автомобилей являются одним из главных источником загрязнения окружающей среды.
Методы исследования:
Биоиндикационный метод
Математический метод
Эмпирический метод
Химический метод
Мониторинг окружающей среды города Воронежа
Воронеж - крупнейший город Центрально Черноземного района. Он расположен на юго-восточной окраине среднерусской возвышенности, на ее границе с Тамбовской низменностью Окско-Донской равнины. Воронеж имеет в составе шесть административных районов: Коминтерновский, Железнодорожный, Левобережный, Советский, Ленинский и Центральный.
Воронеж расположен на территории, испытывающей влияние деятельности человека на протяжении 30-40 тысяч лет.
Активная деятельность человека привела к тому, что существующие природные ландшафты области в целом, «далеки не только от девственных, не тронутых человеком, но и от естественных, в которых воздействие человека не выходит за рамки природных ландшафт образующих факторов»
Современный Воронеж – индустриальный город, сложный многоструктурный социально-пространственный организм. Население города по данным на 2022 год составляет 1 058 261 человек.
В регионе сложился интегрированный комплекс сельскохозяйственного и промышленного производства. Это создало и специфику взаимоотношений с природными компонентами, которые испытывают на себе комплексное влияние антропогенных систем, включая промышленные, сельскохозяйственные, энергетические, транспортные и другие.
На территории города Воронежа исторически сложились несколько промышленно-производственных комплексов. Одним из крупнейших является Левобережный промышленный район, включающий ТЭЦ-1, заводы синтетического каучука, шинный, авиационный, мостовой.
Активное влияние на формирование города, его территориальное развитие и структурную организацию оказывают внешние связи, основными из которых являются автомобильные трассы Воронежа: Воронеж-Москва, Воронеж-Ростов-Саратов, Воронеж-Курск, автомагистраль Воронеж-Тамбов. Тело города прорезают две транзитные железнодорожные магистрали.
В радиусе до 15 км вокруг города леса занимают до 20% площади и расположены пятнами, главным образом вдоль рек Воронеж и Усмань. В городе имеются парки, скверы, сады, бульвары, деревья и сады на улицах и площадях. Крупнейший зеленый массив расположен в северной части города.
На территории г. Воронежа и Воронежской области зарегистрировано 1157 предприятий, имеющих стационарные источники выбросов в атмосферу.
Суммарные выбросы в атмосферу Воронежской области за год составляют в среднем около 360 – 400 тысяч тонн. Из них на стационарные источники приходится около 70 тысяч тонн. Это твердые вещества, оксиды углерода, сернистый ангидрид, оксиды азота, органические соединения.
Однако определяющим фактором загрязнений атмосферного воздуха являются передвижные источники выбросов и в первую очередь, автомобильный транспорт, объемы выбросов которого достигают 280 – 370 тысяч тонн в год. При этом доля выброса от автотранспорта растет за счет увеличения количества личных автомобилей населения.
По данным информационных источников, на долю автомобильного транспорта в Воронежской области приходится порядка 80% загрязнения атмосферного воздуха.
В выхлопных газах двигателей содержится более 200 химических соединений и элементов; наибольший вклад в структуру загрязняющих веществ вносят оксиды углерода и азота, углеводороды, сернистые соединения, сажа. Загрязнение воздуха отработанными газами автомобилей отличается значительной неравномерностью в пространстве и во времени. Соответственно, очень важен оперативный и детальный учет интенсивности и структуры транспортных потоков, особенно в городах и крупных населенных пунктах.
Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 авт./ч.
Фактическое состояние улично-дорожной сети города зафиксировало, что 78 % дорог находится в неудовлетворительном состоянии. Главной причиной загрязнения атмосферы транспортом является совокупность низкого технического уровня, недоразвитости дорожной сети и высокой плотности транспортного потока. Для районов Воронежа с интенсивным транспортным движением характерно постоянное загрязнение атмосферы оксидами углерода и азота. Показатели превышают ПДК почти в пять раз.
Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания содержат более 200 вредных наименований вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных. Горюче-смазочные материалы загрязняют сточные воды (мойка машин, слив отходов и др.), образуют в них осадок до 500 л/м.кв. в год. Компоненты выбросов всех видов автотранспорта являются токсичными. По степени выделяются группы риска: свинец – 1 класс опасности; окись азота, серы – 2 класс опасности; сажа – 3 класс опасности.
Один автомобиль при пробеге 15 тыс. км сжигает в среднем 2 т топлива, около 26 – 30 т воздуха, в том числе 4 – 5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека, при этом выбрасывая в атмосферу угарного газа – 700 кг/год, диоксида азота – 40 кг/год, несгоревших углеводородов – 230 литров, твёрдых веществ – 2 – 5 кг/год.
При взаимодействии выбросов автомобилей и смесей загрязняющих веществ в воздухе могут образоваться новые вещества. Примером этому может служить смог – дымящий туман (обычно белый).
Районы с повышенным содержанием в воздухе этих веществ превращаются в зоны повышенного риска с необратимой потерей здоровья для лиц, проживающих в них.
На прилегающей территории к автомагистралям вода, почва и растительность является носителями ряда канцерогенных веществ, а местность – опасной зоной.
Влияние автотранспорта на окружающую среду.
Доля автотранспорта во вредных выбросах в атмосферу доходит до 60%. Ежегодно с отработанными газами в окружающую среду попадает 800 тысяч тонн токсических веществ. Медики считают, что болезни человечества на 68% вызваны вдыханием отравленного воздуха.
К основным токсичным выбросам автомобиля относятся: отработавшие газы, картерные газы и топливные испарения. Отработавшие газы, выбрасываемые двигателем, содержат окись углерода (СО), углеводороды (СХHY), оксиды азота (NOX), бензапирен, альдегиды и сажу.
Содержание токсичных выбросов в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания представлены в таблице 2 (приложение №2).
Вредные токсичные выбросы делятся на токсичные и нетоксичные. Они по-разному воздействуют на организм человека. Вредные токсичные выбросы: СО, NOX, CXHY, RXCHO, SO2, сажа, дым.
СО (оксид углерода) – этот газ без цвета и запаха, более легкий, чем воздух. Образуется на поверхности поршня и на стенке цилиндра.
NOX (оксиды азота) – самый токсичный газ из отработанных газов.
N2– Инертный газ при нормальных условиях. Активно реагирует с кислородом при высоких температурах.
Выброс с отработанными газами зависит от температуры среды. Чем больше нагрузка двигателя, тем выше температура в камере сгорания, и соответственно увеличивается выброс оксидов азота.
Углеводороды (СxНy) - токсичные элементы.
Дым - непрозрачный газ, белого, синего, черного цвета.
Белый и синий дым - это смесь капли топлива с микроскопическим количеством пара; образуется из-за неполного сгорания и последующей конденсации.
Сажа - представляет собой бесформенное тело без кристаллической решетки.
SO2 (оксид серы) - образуется во время работы двигателя из топлива, получаемого из сернистой нефти (особенно в дизелях); эти выбросы раздражают глаза, органы дыхания.
SO2 и H2S - очень опасны для растительности.
РЬО (оксиды свинца) - возникают в ОГ бензиновых двигателей, когда используется этилированный бензин, чтобы увеличить октановое число для уменьшения детонации. Радикальный метод борьбы с загрязнением окружающей среды свинцом выбросами автомобильного транспорта - отказ от использования этилированных бензинов и переход на неэтилированное топливо. Признаки отравления человека свинцом отмечаются уже при концентрациях его в крови на уровне 200—400 мкг/л. Аккумуляция свинца растениями, особенно в районе автодороги, создает опасность его поступления в значительных количествах с пищей в организм людей.
Альдегиды (RxCHO) - образуются, когда топливо сжигается при низких температурах или смесь очень бедная, а также из-за окисления тонкого слоя масла в стенке цилиндра.
Помимо вредных выбросов, работа двигателя сопровождается постоянным потреблением из атмосферы кислорода – основного источника жизнедеятельности живых организмов
От эксплуатации автомобиля в целом по области ежегодно образуется около 10 тыс. тонн высокотоксичных твердых и жидких отходов, загрязненных тяжелыми металлами и нефтепродуктами, а также то, что более 90% из них не утилизируется и подлежит захоронению лишь на полигоне токсических отходов, которого у нас нет.
Практическая часть работы «Оценка уровня загрязненности атмосферного воздуха в пределах территории Памятника Славы г. Воронежа.
Данная работа проводилась с 1 февраля по 26 марта 2022 г. в окрестностях Памятника Славы.
В непосредственной близости промышленные предприятия отсутствуют. Соответственно, наибольшая доля загрязнения окружающей среды приходится на автотранспорт. Ситуацию усугубляет высокая интенсивность транспортного потока по Московскому проспекту – одной из главных магистралей города. Между тем, санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 авт./ч. .
Р
ис. 1.
Район исследований включал следующие точки (рис. 1):
- пешеходный переход у Памятника Славы (у магазина «Олимп», пересечение улиц Хользунова и Московский проспект, 3 м. от проезжей части);
- газон у магазина «Мулине» (3 м. от проезжей части);
- газон у магазина «Легкий шаг» (3 м. от проезжей части);
- сквер у Памятника Славы (30 м. от проезжей части);
- сквер по ул. Хользунова (граничит с внутридворовой дорогой);
- территория МБУДО «ГЦПОО» (граничит с внутридворовой дорогой, на территорию заезжают автомобили сотрудников).
Оценка уровня загрязнения автотранспортом проводилась непосредственным подсчетом автотрафика и оценкой состояния проростков кресс-салата, который выращивался на покупном субстрате и поливался талой водой, полученной из снега, собранного в точках наблюдений. Также выращивалась контрольная группа растений, поливаемая чистой питьевой водой. Кресс-салат выращивался в пластиковых мисках, в каждую из которых было посеяно 30 семян. Подробная методика приведена ниже.
Для определения интенсивности движения автотранспорта подсчитывалось его количество в точках наблюдений в будние дни с 14 до 15 ч.
Методика биоиндикации загрязнения с помощью кресс-салата
Кресс-салат – однолетнее растение, вид рода Клоповник (Lepidium) семейства Капустные, или Крестоцветные, обладающее повышенной чувствительностью к загрязнению воздуха газообразными выбросами автотранспорта. Этот биоиндикатор отличается быстрым прорастанием семян и почти стопроцентной всхожестью, которая заметно уменьшается в присутствии загрязнителей.
Побеги и корни этого растения под действием загрязнителей подвергаются заметным морфологическим изменениям (задержка роста и искривление побегов, уменьшение длины и массы корней, а также числа и массы семян).
Кресс-салат как биоиндикатор удобен тем, что действие стрессоров можно изучать одновременно на большом числе растений при небольшой площади рабочего места (чашка Петри, кювета, поддон и т. П) за весьма короткие сроки эксперимента (семена прорастают уже на третий - четвертый день).
Прежде чем ставить эксперимент, партия семян проверяется на всхожесть. Для этого семена кресс-салата проращивают в чашках Петри, в которые насыпают промытый речной песок слоем в 1см. Сверху его накрывают фильтровальной бумагой, которую вместе с песком предварительно увлажняют до полного насыщения водой, и затем на нее раскладывают определенное количество семян. Сверху семена закрывают фильтровальной бумагой и неплотно накрывают стеклом. Проращивание ведут в лаборатории, при температуре 20-25°С. Нормой считается прорастание 90-95%семян в течение 3—4 суток. Всхожесть - процент проросших семян от числа посеянных называется.
1. Чашку Петри заполняют до половины исследуемым субстратом (почвой, илом и т. п.). В другую чашку кладут такой же объем заведомо чистого субстрата, служащего в качестве контроля.
2. Субстраты увлажняют во всех чашках одним и тем же количеством отстоянной водопроводной воды до появления признаков насыщения.
3. В каждую чашку на поверхность субстрата укладывают по 30-50 семян кресс-салата. Расстояние между соседними семенами должно быть по возможности одинаковым.
4. Покрывают семена теми же субстратами, насыпая их практически до краев чашек и разравнивая поверхность.
5. Увлажняют верхние слои субстратов до влажности нижних.
6. В течение 10-15 дней наблюдают за прорастанием семян, поддерживая влажность субстратов. Результаты наблюдений записывают в таблицу:
Проба |
Число проросших семян, % |
|||
3 сут. |
… |
15 сут. |
||
Проба 1 |
||||
Проба 2 |
||||
Контроль |
В зависимости от результатов опыта субстратам присваивают один из четырех уровней загрязнения.
1. Загрязнение отсутствует
Всхожесть семян достигает 90-100%, проростки крепкие и ровные. Эти признаки характерны для контроля, с которым следует сравнивать опытные образцы.
2. Слабое загрязнение
Всхожесть 60-90%. Проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные.
3. Среднее загрязнение
Всхожесть 20-60%. Проростки по сравнению с контролем короче и тоньше. Некоторые проростки имеют уродства.
4. Сильное загрязнение
Всхожесть менее 20%. Проростки мелкие и уродливые.
При проведении опытов следует учитывать, что большое влияние на всхожесть семян и качество проростков оказывают водно-воздушный режим и плодородие субстрата. Поэтому в качестве субстрата для контроля следует брать почву того же типа, что и для опытов.
Кроме загрязнения почвы, на кресс-салат оказывает влияние состояние воздушной среды. Газообразные выбросы автомобилей вызывают морфологические отклонения у проростков кресс-салата.
Кресс-салат можно выращивать на не застекленных балконах многоэтажных домов, расположенных вдоль автодорог. Газообразные выбросы автотранспорта имеют плотность более высокую, чем воздух, и скапливаются в приземном слое до высоты 2-х метров. Одновременное выращивание кресс-салата на балконах нижних и верхних этажей летом, в период теплой и безветренной погоды, обычно показывает заметные различия в качестве проростков.
Исследование интенсивности движения и расчёт выхлопных газов
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха: тепловая энергетика, промышленные предприятия и автомобильный транспорт, последний служит в городских условиях наиболее мощным загрязнителем. В выхлопных газах двигателей содержится более 200 химических соединений и элементов; наибольший вклад в структуру загрязняющих веществ вносят оксиды углерода и азота, углеводороды, сернистые соединения, сажа. Загрязнение воздуха отработанными газами автомобилей отличается значительной неравномерностью в пространстве и во времени. Поэтому важен учет интенсивности и структуры потоков транспорта.
Санитарные требования по уровню загрязнения допускают транспортный поток в жилой зоне интенсивностью не более 200 авт./ч.
Для учета автомобильных потоков в исследуемом микрорайоне составляется схема улиц, по которым разрешено движение транспорта. А далее выбирается несколько улиц с незначительным, средним и интенсивным движением машин.
Методика учета автотранспортной нагрузки.
На каждой выбранной улице намечается один или несколько створов наблюдений, которые должны располагаться вдали от перекрестков и остановок транспорта, были удобны и безопасны для наблюдателей. На каждый створ требуется два наблюдателя: первый учитывает машины, идущие из центра на окраину, а второй - из окраинных районов в сторону центра.
Каждую проехавшую мимо автомашину исследователь отмечает точкой в соответствующей графе учетной таблицы, при этом целесообразно провести отдельный учет легковых автомобилей, грузовых машин, автобусов, тракторов и мотоциклов (троллейбусы, не играющие большой роли в загрязнении атмосферы, можно не учитывать).
Наблюдения проводятся:
- в разное время дня (суточные изменения);
- в разные дни недели, но в одно и то же время (недельные изменения);
- в разные сезоны года, но в одни и те же дни (сезонная динамика движения транспорта).
В целях единообразия и получения информации в региональном плане необходимо:
- выбирать не менее двух постов наблюдений (с незначительным и наиболее интенсивным движением транспорта), на которых будет проводиться изучение автотранспортного потока;
- проводить измерение в одни и те же сроки: ежедневные наблюдения в разные периоды года;
- рассчитать среднюю за период наблюдений интенсивность транспортного потока (авт./ч.) .
По виду применяемого топлива двигатели подразделяются на:
Жидкотопливные двигатели, работающие на бензине и дизельном топливе с принудительным зажиганием
Газовые двигатели, работающие на пропанобутановом газе, с принудительным зажиганием.
По данным периодического контролирования ГАИ доли оксидов углерода и углеводородов в выхлопе на двух частотах вращения, состояние предусмотренных ограничением на бензиновых (по ГОСТ Р 52033-2003), на газобаллонных (поГОСТ Р 17.2.02.06-1999) и дымность на дизельных двигателях (по ГОСТ Р 52160-2003).
Количество сжигания в современных газовых катализаторах СО2 обычно менее 0.1 г/км пробега на одну машину.
Других примесей содержание приведено в таблице 1.
Таблица 1
Примесь |
Концентрация газового двигателя. (г/км пробега) |
Концентрация жидкотопливного двигателя. (г/км пробега) |
Диоксид углерода СО2 |
0.1-0.2 |
0.2-0.7 |
Оксид углерода СО |
0.015-0.020 |
0.015-0.020 |
Оксид азота NO2 |
0.001- 0.003 |
0.001-0.005 |
||
Оксид серы |
0.01-0.03 |
0.05-0.07 |
||
СH4 (углеводороды) |
0.3-0.5 |
0.2-0.4 |
||
Тяжелые металлы |
0.3-0.6 |
0.02-0.04 |
||
Сажа |
1.0-1.5 |
1.0-1.5 |
Формула расчета выбросов:
М = n × (mCO + mCO2 + mNO2 + mсажи)
М - количество выхлопных газов от автомобилей
n - число автомобилей
Результаты исследований
На основании проделанной работы мы получили следующие результаты (таблицы 1,2)
Таблица1.
«Результаты биоиндикации качества снега с помощью кресс-салата»
Работа по биоиндикации показала, что в точках 1, 2, 3 – у перекрестка Памятника Славы, магазинов «Легкий шаг» и «Мулине», расположенных на Московском проспекте, уровень загрязнения территории характеризуется как среднее загрязнение. По мере удаления от автодорог, уровень загрязнения уменьшается. Так в точках №4 – сквере у Памятника Славы, №5 – двора с детской площадкой по ул. Хользунова и №6 – территории «ГЦПОО» уровень загрязнения, исходя из состояния проростков кресс-салата, можно охарактеризовать как слабое загрязнение. Всхожесть составила от 73-86%, в то время как в точках 1-2 всхожесть оказалась 60% у магазина «Легкий шаг», и всего 37% у пешеходного перехода. Эта точка испытывает особенно большую нагрузку, поскольку находится почти на пересечении улиц Московский пр-т и Хользунова. У всходов этой опытной группы отмечалось угнетение и пожелтение доли листьев.
Результаты учета автотранспорта представлены на рис. 2.
Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 авт./ч [5].
Как видно из диаграммы, во внутридворовой территории санитарные требования выполняются – на территории МБУДО «ГЦПОО» и вокруг него отмечены в среднем, 2 автомобиля в час, у детской площадки во дворах ул. Хользунова – 112 единиц транспорта в час.
Наибольшая интенсивность движения отмечается в точке напротив сквера у Памятника Славы – 3956 единиц/час. На 400 единиц час меньше – то есть 3557 ед/час – на Московском проспекте напротив магазинов «Мулине» и «Легкий шаг».
У пешеходного перехода по ул. Хользунова напротив Памятника Славы интенсивность движения составляет 1872 ед./час.
Подавляющую часть транспортных средств составляют легковые автомобили.
Вызывает тревогу относительно близкое расположение жилых домов к оживленным улицам – не более 10 м. на Московском проспекте у магазинов «Легкий шаг» и «Мулине». Учитывая высокую интенсивность движения, логично предположить значительные объемы выбросов загрязняющих веществ в этих точках. Соответственно, проветривание помещений квартир со стороны Московского проспекта может оказать не оздоравливающее, а, наоборот, негативное воздействие на здоровье местных жителей.
Выяснилось, что за час количество выхлопных газов автомобилей от жидкотопливных составило:
8162×(0.017+0.2+0.001+1.1)=10757,516 г / ч
А от газовых ( автомобилей за тот же промежуток времени, в среднем, составило) :
1337×(0.035+0.217+0.002+0.04)=393,078 г / ч
Общее количество выхлопных газов(жидкотопливных и газовых):
М общ = Мд + Мг = 10757,516 + 393,078 = 11150,594 г / ч
Мы планируем глубже проработать полученные данные по интенсивности движения транспортных средств и провести повторные опыты по биоиндикации почвенной вытяжки этих точек.
Выводы
1. Оценка качества атмосферы методом биоиндикации показала, что в исследуемом районе уровень загрязнения можно охарактеризовать, как среднее загрязнение (непосредственно у автодорог). При удалении от магистрали уровень загрязнения снижается до слабого (сквер у пам. Славы, двор по ул. Хользунова, территория «ГЦПОО»).
2. Автотранспортная нагрузка на дорогах вдоль улиц Московский пр-т и Хользунова очень высокая, что подтверждается данными исследований. Особенно интенсивное движение отмечается на Московском проспекте напротив Памятника Славы (3956 ед/час). Несколько меньшая интенсивность движения отмечается на ул. Хользунова напротив Памятника Славы (1872 ед/час). В дворовой территории (сквер Хользунова/детская площадка) интенсивность автодвижения оказалась выше ожидаемой (112 автомобилей/час), но соответствует санитарным нормам. Низкая интенсивность движения отмечается у МБУДО «ГЦПОО» (2 авт./час).
3. Загрязнение воздуха у Памятника Славы является фактором, ограничивающим разнообразие жизненных форм
Заключение
Транспорт является одним из основных источников загрязнения окружающей среды. Исследования показали, что уровень загрязнения в рассматриваемом микрорайоне у автомобильных дорог по Московскому проспекту и ул. Хользунова довольно значителен.
Чтобы уменьшить пагубное влияние автомобилей на окружающую среду следует:
1) для озеленения загазованных выхлопными газами территорий нужно использовать растения, устойчивые к городским условиям — это местные виды;
2) создавать устойчивые зеленые насаждения в зоне загрязнения воздуха, так как это один из самых доступных и эффективных способов улучшения окружающей среды;
3) движение по улицам желательно делать безостановочным, так как особенно много выхлопных газов автомобили выделяют в момент торможения и набора скорости;
4) для уменьшения содержания вредных веществ в выхлопных газах необходимо использовать специальные добавки (катализаторы), обеспечивающие более полное сгорание топлива;
5) маршруты грузового транспорта следует выносить за город, на объездные дороги.
Работу планируется продолжить – провести анализ почвенной вытяжки методом биоиндикации с помощью кресс-салата, подробнее исследовать интенсивность движения автотранспорта, глубже проработать теоретический материал по исследуемой теме.
Список литературы
Лим Т.Е. Влияние транспортных загрязнений на здоровье человека // Экология человека, 2010. – с. 4-9. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vliyanie-transportnyh-zagryazneniy-na-zdorovie-cheloveka-obzor-literatury.
Воронеж – лидер по количеству промышленных предприятий и автотранспорта. [Электронный ресурс]. URL: https://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/voronezh-ekologia.html.
Загрязнение атмосферы в Воронежской области. // Природа Воронежской области [Электронный ресурс]. URL: https://priroda36.ru/ecology/81-zagrjaznenie-atmosfery-v-voronezhskoj-oblasti.html
Проблемы экологии Воронежской области и г. Воронежа // http://ecology-of.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ecology-of.ru/ekologiya-regionov/problemy-ekologii-voronezhskoj-oblasti-i-g-voronezha/
Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг - М.: АГАР, 1999. - 468 с.
Влияние Автотранспорта на экологию города и здоровье человека/ Hintfox/com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hintfox.com/article/vlijanie-avtotransporta-na-ekologiju-goroda-i-zdorove-cheloveka.html.
Приложение 1.
Результаты учета интенсивности движения транспорта
Средняя интенсивность движения автотранспорта
в районе исследований в будние дни с учетом направления движения
Точки |
От памятника |
К памятнику |
Московский пр-т, «Легкий Шаг» |
1244 л/ч 304 г/ч 6 м/ч |
1714 л/ч 284 г/ч 5 м/ч |
Московский пр-т, «Мулине» |
1244 л/ч 304 г/ч 6 м/ч |
1714 л/ч 284 г/ч 5 м/ч |
Ул. Хользунова, пешеходный переход |
809 л/ч 18 г/ч 3 м/ч |
989 л/ч 47 г/ч 6 м/ч |
Детская площадка (нет направления движения) |
107 л/ч 5 г/ч 0 м/ч |
- |
Сквер у Пам. Славы |
1426 л/ч 365 г/ч 12 м/ч |
1855 л/ч 314 г/ч 7 м/ч |
МБУДО «ГЦПОО» (без направления движения) |
2 |
Таблица 2
Средняя интенсивность движения автотранспорта
в районе исследований в будние дни
Точки/интенсивность движения, ед/час |
Пешеходный переход(ул. Хользунова) |
«Легкий шаг» |
«Мулине» |
Детская площадка/ Сквер Хользунова |
Трасса напротив сквера у Пам. Славы |
МБУДО «ГЦПОО» |
Легковые авто |
1798 |
2958 |
2958 |
107 |
3258 |
2 |
Грузовые |
65 |
588 |
588 |
5 |
679 |
0 |
Мотоцик-лы |
9 |
11 |
11 |
0 |
19 |
0 |
Всего |
1872 |
3557 |
3557 |
112 |
3956 |
2 |
Таблица 3.
Результаты учета интенсивности автомобильного движения в различные дни
Название точек |
Дата |
От памятника |
К памятнику |
«Мулине» |
18.03.22 |
2040 Л 198 Г 2 М |
1020 Л 300 Г 6 М |
19.03.22 |
1632 Л 240 Г 4 М |
1200 Л 258 Г 4 М |
|
20.03.22 |
1220 Л 270 Г 5 М |
1040 Л 290 Г 7 М |
|
21.03.22 |
1580 Л 310 Г 9 М |
1710 Л 320 Г 5 М |
|
22.03.22 |
2100 Л 400 Г 7 М |
1250 Л 350 Г 8 М |
|
Среднее значение количества машин |
1244л/ч 304 г/ч 6 м/ч |
1714 л/ч 284 г/ч 5 м/ч |
|
«Лёгкий шаг» |
18.03.22 |
2040 Л 198 Г 2 М |
1020 Л 300 Г 6 М |
19.03.22 |
1632 Л 240 Г 4 М |
1200 Л 258 Г 4 М |
|
20.03.22 |
1220 Л 270 Г 5 М |
1040 Л 290 Г 7 М |
|
21.03.22 |
1580 Л 310 Г 9 М |
1710 Л 320 Г 5 М |
|
22.03.22 |
2100 Л 400 Г 7 М |
1250 Л 350 Г 8 М |
|
Среднее значение количества машин |
1244л/ч 304 г/ч 6 м/ч |
1714 л/ч 284 г/ч 5 м/ч |
|
Пешеходный переход у Пам. Славы (Перекрёсток) |
18.03.22 |
840 Л 48 Г 10 М |
840 Л 48 Г 10 М |
19.03.22 |
768 Л 24 Г 2 М |
540 Л 18 Г 2 М |
|
20.03.22 |
820 Л 10 Г 3 М |
875 Л 52 Г 8 М |
|
21.03.22 |
860 Л 15 Г 3 М |
910 Л 60 Г 5 М |
|
22.03.22 |
900 Л 20 Г 4 М |
880-Л 54 Г 6М |
|
Среднее значение количества машин |
809 л/ч 18 г/ч 3 м/ч |
989 л/ч 47 г/ч 6 м/ч |
|
Детская площадка(без направления) |
18.03.22 |
120 Л 6 Г 1 М |
|
19.03.22 |
84 Л 6 Г 0 М |
||
20.03.22 |
110 Л 6 Г 0 М |
||
21.03.22 |
90 Л 4 Г 1 М |
||
22.03.22 |
130 Л 2 Г 0 М |
||
Среднее значение количества машин |
107 л/ч 5 г/ч 0 м/ч |
||
«ГЦПОО» (без направления) |
18.03.22 |
2 |
|
19.03.22 |
4 |
||
20.03.22 |
1 |
||
21.03.22 |
1 |
||
22.03.22 |
2 |
||
Среднее значение количества машин |
2 |
||
Сквер |
18.03.22 |
2160 Л 240 Г 25 М |
1200 Л 480 Г 6 М |
19.03.22 |
1724 Л 262 Г 5 М |
1320 Л 273 Г 7 М |
|
20.03.22 |
1310 Л 295 Г 6 М |
1210 Л 310 Г 9 М |
|
21.03.22 |
1780 Л 350 Г 7 М |
2000 Л 401 Г 7 М |
|
22.03.22 |
2300 Л 420 Г 9 М |
1400 Л 361 Г 10 М |
|
Среднее значение количества машин |
1426 л/ч 365 г/ч 12 м/ч |
1855 л/ч 314 г/ч 7 м/ч |
Приложение 2. Фотоиллюстрации