АКТУАЛЬНОСТЬ
Каждый день по дороге в школу, я наблюдаю за тем, как учащиеся несут неподъёмные портфели, сумки, рюкзаки, они буквально сгибаются под тяжестью своего ранца. Я тоже отношусь к этому числу «бурлаков». И чем старше я становлюсь, тем тяжелее моя сумка…
В связи с этим я решил исследовать проблему тяжёлых портфелей, попробовать найти альтернативу. Поэтому тема моего исследования:
«Электронные учебники». В этом проекте сопоставлены электронные учебники с книгами и выделены преимущества и недостатки обоих носителей информации.
Проблема: альтернатива бумажным учебникам
Цель: выявить положительные характеристики электронных учебников.
Задачи:
Изучить историю возникновения электронных учебников.
Рассмотреть виды электронных учебников.
Выявить преимущества и недостатки электронных учебников.
Провести статистический опрос десятиклассников, направленный на выявление времени выполнения домашнего задания.
Методы: статистический.
ПОНЯТИЕ «ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ»
Сейчас уже многие образовательные учреждения используют в своей работе не только современное оборудование в учебных кабинетах – интерактивные доски, мультимедийные системы, комплекты цифровых учебных пособий, но и проводится полная компьютеризация школ. Работают школьные сервера и сайты, существуют электронные дневники и классные журналы, об уровне успеваемости своих детей родители узнают из СМС-рассылки или, заходя на портал школы, учителя дают домашнее задание, которое выполняется школьниками в интернете на образовательных сайтах и отправляется на проверку учителю. Поэтому, переход на электронные учебники предсказуем и ожидаем. Россия в этом вопросе идет в ногу с остальными развитыми государствами. Так, например, в Южной Корее в 2015 году каждая школа должна была принять решение – работать по электронным или бумажным учебникам, в США, Австралии и других государствах ведутся разработки и эксперименты по внедрению подобных новшеств.
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Влияние достижений науки и техники начинается уже в детстве. Послерождения начинается активное развитие мозга человека. Данный процесс был и остается почти таким же, каким и был всегда, но на современном этапе, начиная с 3—5 лет, мозг начинает развиваться быстрее, чем раньше. Естественно, одним из главных факторов такого активного и быстрого развития мозга у детей являются достижения технического прогресса. Если раньше от мозга не требовалось каких-то особых усилий для познания элементарных вещей, окружающих нас, то сейчас большинство детей, достигших 3—5 лет, пытаются освоить компьютер, познать первоначальные навыки в управлении сотовым телефоном и т. д. Эти технические новинки вносят свой непосредственный вклад в более быстрое развитие мозга человека.
ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ
В идеале рюкзак школьника первых двух классов должен весить не более 1,5 кг, для учащихся 3-4 классов — не более 2, а 5-6 классов — не более 2,5. В 7 и 8 классах ученики могут носить на себе уже 3,5 кг, а в 9-11 — не больше 4. Но на практике нередко вес портфеля школьника 1-го класса достигает 7-8 кг, а ученика 4-го класса может и 4-5. Такой перевес ведёт к искривлению позвоночника практически с самого начала обучения. Электронные учебники могут решить эту проблему, ведь вес самого большого электронного учебника составляет 600-700 грамм. Электронные учебники обладают рядом преимуществ.Чаще всего родители опасаются за здоровье своих детей, справедливо считая вредным постоянное использование гаджетов. Однако, существующие сегодня технологии производства TFT мониторов с регулируемым уровнем яркости, не более вредны, чем любые другие действия, требующие напряжения глаз – шитье, рисование, чтение бумажных книг. Плюсов же у электронных средств обучения – намного больше, чем минусов. Те родители, дети и преподаватели, кто уже имеет опыт использования электронных учебников, отмечают следующие положительные моменты:
Отсутствие необходимости носить ежедневно тяжелый груз. Особенно это актуально для тех школьников, кто сразу после уроков отправляется на тренировки, занятия в музыкальных или художественных школах или дополнительные занятия.
Повышение успеваемости на 30%. Подросткам интересно пользоваться гаджетами, они с удовольствием выполняют задания. Также, просматривая видеоролики, слушая аудиозаписи пояснений и комментариев профессиональных лекторов, имея возможность получить исчерпывающую информацию по теме и ответы на все свои вопросы – намного лучше понимают и усваивают материал.
Легкий доступ ко всей нужной информации по теме – сами электронные учебники содержат большое количество приложений – словарей, таблиц и других справочных материалов.
Кроме того, множество дополнительной информации в виде книг, справочников, учебных пособий абсолютно бесплатно можно найти и скачать в интернете. Это экономит и время на уроке – вместо нескольких минут листания книги в поисках нужного слова или табличного значения достаточно перейти по ссылке или набрать запрос в строке поиска. Также –учащимся и родителям не придется сбиваться с ног в поисках книг, необходимых для прочтения по литературе, покупать огромные словари по иностранным языкам, хрестоматии, сборники таблиц и прочие дополнительные материалы по другим предметам. Электронные учебники имеют программные возможности как для использования в локальной сети школы с интерактивным взаимодействием с учителем, так и оффлайнового доступа. Обучение детей использованию современной техники, что в будущем может оказаться очень полезным в жизни и для работы, и для дальнейшего обучения в вузах. Тут стоит задуматься тем родителям, которые считают интернет в целом и гаджеты в частности абсолютным злом для своего ребенка. Невозможно сегодня иметь широкий кругозор, соответствующий требованиям образовательного стандарта, объем знаний и умений без использования электронных средств обучения. Помимо всего выше сказанного, цифровые учебники экологичны. Для электронной книги не требуется бумага, для производства которой вырубаются целые леса! Компактность: в одной электронной книге мы можем хранить тысячи разных книг, а также, данное изобретение легче бумажной книги. Дополнительные возможности, такие как облачное хранение информации (Dropbox, iCloud и т.д). Человек может реализовать поиск по тексту, переход по гиперссылкам, выделить нужную информацию. Ученики могут смотреть познавательные программы, проходить тесты на проверку знаний на планшетах. При необходимости планшет можно подключить к принтеру, если нужно что-то распечатать.
НЕДОСТАТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ
Около 15-20% российских первоклассников имеют зрение ниже нормы. Среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0. Нарушение остроты зрения у таких детей приобретено не в школе, а еще в дошкольном возрасте. Чаще всего у детей фиксируется близорукость и косоглазие. Основными причинами нарушения зрения у дошкольников являются увлечение гаджетами и раннее приобщение к чтению. Если раньше дети дома больше занимались рисованием, лепкой, читали, писали или играли с конструктором, то сейчас эти занятия вытесняет увлечения телевидением и играми на электронных устройствах. Когда дети учатся в школе, на их зрение оказывается ещё большая нагрузка. В результате к 11-ому классу почти 80% учащихся имеют серьёзные офтальмологические заболевания. Электронный учебник утомляет зрение учеников. Человек, смотрящий долго в монитор, реже моргает. Зрительная утомляемость для каждого человека индивидуальна. В среднем каждому человеку необходимо делать перерыв на 5-10 минут каждые 20-40 минут. Длительные зрительные нагрузки вызывают напряжение мышц глаза, что может приводить к развитию миопии (близорукости). В результате развивается синдром «сухого глаза». Кроме того, яркость экрана вызывает перевозбуждение сенсорных элементов сетчатки глаза, его утомляемость.Помимо всего вышеперечисленного, может развиваться нервно-эмоциональное напряжение, связанное с влиянием компьютера на психику человека. Естественно, новые технологии – «электронные чернила» могут быть безопаснее, более щадящими, но эта технология до конца ещё не изучена. Информация с электронного носителя дольше читается, хуже запоминается и усваивается. На эту тему проведено множество исследований. Они доказывают, что текст на бумаге воспринимается обучающимися значительно лучше. Рассказ, прочитанный школьником с гаджета, труднее завладеет его вниманием. В-третьих, тактильные ощущения от контакта с книгой, возможность перелистывать страницы, позволяет нашему мозгу ощутить масштаб написанного – перемещаться мысленно по всему произведению, выстраивать ассоциативный ряд. Электронная книга в этом плане бедна. Электронные книги требуют периодически подзарядки батареи. Школьники не могут делать пометки на полях, выделять нужные им фрагменты. Даже, размер шрифта, длина строки, размер поля – все это оказывает влияние на организм.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Цель исследования: провести опрос и получить статистические данные.
Задачи исследования: провести анкетирование, обработать полученные результаты, подвести итоги, составить диаграммы, провести эксперимент.
Гипотеза: я предполагаю, что электронные учебники могут принести пользу здоровью.
Методы исследования: анализ литературы, поиск информации в Интернете, практическая работа, анкетирование.
Место проведения: МБОУ СОШ №1
Время проведения: 09 – 16.12.2021
Участники исследования: 54 человека, каждому по 16 лет.
В рамках практической части был проведён эксперимент, целью которого было определить скорость чтения электронной книги и классического бумажного издания. Сначала происходило чтение электронной книги. За 1 минуту было прочитано 169 слов. Затем за тоже самое время происходило чтение бумажного издания. Скорость оказалась выше: 196 слов в минуту. Данный эксперимент доказывает, что скорость чтения книги намного выше, чем скорость чтения электронного носителя. Также в рамках практической части был проведён социологический опрос среди учащихся 10-ых классов. Всего приняло участие 54 человека. В опрос входило несколько вопросов, направленных на выявление распространённости использования электронных книг в образовательных процессах. Ниже представлены диаграммы, составленные на основании результатов опроса. Первый вопрос заключался в выявлении времени, которое занимает домашнее задание. Результаты представлены ниже. Согласно полученным данным, большинство респондентов тратит от 2-ух до 6-ти часов на выполнения домашнего задания.
Рисунок 1 Указано кол-во человек
Сведения были получены от 3 групп по 12 человек в каждой. Второй вопрос касался использования электронных учебников.
Рисунок 2 «Да» 41%; «Нет» 59%
Согласно полученным сведениям, 59% опрошенных не используют электронные учебники при выполнении домашнего задания. Третий вопрос похож на первый, но про использование электронных учебников.
На графике (рисунок 3) видно, что использование электронных книг значительно экономит время их владельцев.
Рисунок 3 Указано кол-во человек
Рисунок 4 «Да» 93%; «Нет» 7%
Согласно графику на рисунке 4, 93% опрошенных смотрят видеоуроки с помощью электронных носителей. Согласно графику на рисунке 5, большинство респондентов не испытывают усталости глаз при работе с электронными устройствами.
Рисунок 5 Указано кол-во человек
Рисунок 6 Указано кол-во человек
Согласно графику на рисунке 6, 42% опрошенных предпочли бы использовать электронную книгу; 27% хотели бы использовать классическое бумажное издание; для 19% удобнее использовать образовательный ресурс в Интернете и 12% предпочли бы использовать смартфон в образовательных процессах. Для 59% респондентов удобнее использовать электронную книгу. А 41% предпочитает обычный учебник для обучения.
Рисунок 7 «Книга» 41%; «Электронная книга» 59%
Большинство опрошенных, выбравших вариант «электронная книга», отмечают удобство использования данного устройства: малый вес, возможность смотреть симуляцию экспериментов, большой дисплей, возможность хранить несколько учебников в одном устройстве и т.д.
ВЫВОД
В настоящее время наиболее актуальным становится разработка компьютерных программ – электронных учебников. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Если мы возьмем электронное издание, которое хранится на компакт-диске (CD-ROM) и воспроизведем его на компьютере, то мы сможем увидеть текст, иллюстрации, кинофильм, услышать звук. Такое издание отличается от печатного и по своему внутреннему оформлению, и по внешнему виду. Разумеется, можно взять какую-либо печатную книгу и преобразовать ее в электронное издание.
Тогда текст будет находиться не на листах бумаги, а в памяти компьютера. Если еще при этом использовать звук, видео, анимацию, гиперссылки, то это уже будет иное по своей структуре издание. Таким образом, отличие электронных изданий от печатных в том, что в первых есть возможность создавать и воспроизводить информацию в разнообразных формах, которые нельзя применить в печатных книгах. А самое главное, что наличие электронных учебников значительно облегчит портфели и ранцы моих одноклассников. Из статистики наглядно видно влияние тяжеленных ранцев на здоровье ребят. В связи с этим можно сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась, действительно электронные учебники могут выступать, как альтернатива тяжёлым портфелям. Таким образом, поставленной цели я достиг, задачи выполнил. Так же электронные учебники обладают практической ценностью. А будут ли они влиять на здоровье учеников, как тяжёлые ранцы, набитые бумажными учебниками – это уже тема следующего исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Электронные учебники для школьников, за и против» на сайте schoolcard.pro, Анастасия Иванова, 29.07.2016;
«Роспотребнадзор сообщил, что у 20% первоклассников есть проблемы со зрением», gazeta.ru, Андрей Сухоруков/РИА «Новости», 08.09.2020;
«Влияние современных технических средств на здоровье» на сайте cgon.rospotrebnadzor.ru, автор и дата не указаны.