Введение
Согласно статистическим данным 75% работающих женщин и 52% мужчин испытывают физические и психологические стрессы. А по данным Всемирной организации здравоохранения, процент заболеваний, связанных со стрессом, составляет 45% [7]. Исследователи отмечают, что уровень стресса увеличивается с каждым годом [2].
Подростки тоже сталкиваются со стрессом, переживая по поводу своей успеваемости, несоответствия ожиданиям родителей, педагогов, сверстников. Большой объем заданий, подготовка к проверочным работам, ОГЭ, ЕГЭ, неумение распределять свое время – все это причины стресса, связанные со школьной жизнью [12]. Стресс может проявляться по-разному. Ощущать незначительный стресс – это естественно, так как это защитная реакция организма. Самое главное научится управлять своими эмоциями, чувствами и состоянием.
Актуальность работы в том, чтобы обратить внимание подростков на то, что ответная реакция организма на стресс – это норма. Но необходимо знать как организм проявляет себя в стрессовой ситуации и как себя правильно вести.
Результатами нашей работы могут воспользоваться как сами подростки, так и их родители и педагоги.
Цель: определение изменений в работе сердечно – сосудистой системы
у подростков под воздействием стресса.
Задачи:
Выявить изменения в работе сердечно – сосудистой системы под воздействием стресса.
Выяснить различия в работе сердечно-сосудистой системы в ответе на стресс у юношей и девушек.
Выяснить различия в работе сердечно-сосудистой системы в ответе на стресс в зависимости от возраста.
Определить и сравнить время восстановления пульса у девочек и у мальчиков к значениям, зафиксированным перед стрессом.
Объект исследования: группа подростков от 10 до 15 лет.
Предмет исследования: изменение пульса при стрессе, как биологический маркер работы сердечно-сосудистой системы.
Гипотеза: предположим, что ответная реакция организма на стресс длится не более 1 минуты.
Стресс – это ответная реакция организма на некое давление извне. Чаще всего его причиной является нормальная реакция организма на внешние раздражители: смена часовых поясов, употребление тонизирующих средств или лекарственных препаратов. Но причиной стресса могут стать, например, длительные отрицательные эмоции, переживания, информационная загруженность, недостаточное время отдыха [9].
Стресс – особая функция, позволяющая организму выжить. Во время стресса происходит выброс большого количества биологически активных веществ, ускоряющих все процессы в организме. Поэтому человек вкритической ситуации мобилизуется и совершает эффективные физические действия: бежит, дерется, поднимает тяжести. У современного человека все стрессовые гормоны выбрасываются в организм, но часто не применяются для физической активности, что приводит к нежелательным последствиям. Стресс легко переносится, если после него удается «разрядиться». И это важно знать каждому. Если пробежаться по лестнице, выполнить несколько отжиманий, подтягиваний, прыжков, танцевальных движений, то реакция организма на стресс пройдет значительно легче [3].
Факторы, вызывающие стресс, называются стрессоры. Выделяют физические (шум, вибрация), физиологические (режим питания и сна), организационные (участие в мероприятиях), социально-психологические (межличностные конфликты). Они повышают секреторную деятельность желез внутренней секреции. В результате чего активизируются защитные силы организма, приводящие к локализации угрозы.
Выделяют три стадии протекания стресса: шоковая – понижение мышечного тонуса и температуры тела; защитная – активация защитных сил; истощение – упадок сил и истощение организма.
Сальве отмечает, что важную роль в проявлении стресса играют гормоны. Поэтому подростки принимают стресс острее, нежели взрослые, так как половое созревание сопровождается гормональным взрывом, влияющим на их психику [2,5].
Все причины стресса, возникающие за счет стрессоров, группируют в три группы: неконтролируемые, подвластные и самовольные стрессоры. Самовольные, когда человек длительное время переживает по мелочным проблемам, которые в определенный момент начинают негативно влиять на организм. Подвластные – данные причины человек может исправить, но не делает этого в силу собственной неуверенности в себе.
Неконтролируемые, к которым относят не зависящие от
человека проблемы, например, смена погоды.
И у подростков, и у взрослого населения частым последствием стресса является нарушение аппетита, ухудшение памяти и внимания, снижение иммунитета, потеря работоспособности, апатия ко всему, повышенное эмоциональное состояние [8]. Из-за постоянных стрессов более трети людей имеют синдром хронической усталости, сопровождающиеся быстрой утомляемостью, бессонницей, частыми головными болями, слабостью по утрам, конфликтностью, тягой к одиночеству. При хроническом стрессе наблюдаются неврозы, гормональные нарушения, язвенные болезни, нарушения работы печени. А также изменения со стороны работы сердечно-сосудистой системы – скачки давления, нарушения сердечного ритма: увеличение ЧСС в спокойном состоянии или учащение сердцебиений, не адекватное нагрузке.Когда сердце начинает сокращаться слишком часто, снижается эффективность его работы, уменьшается доставка кислорода к органам, и появляются такие симптомы, как одышка, головокружение, боль в груди и потеря сознания. Это симптомы тахикардии.
Любой организм, даже тренированный, в ответ на нагрузку достаточной интенсивности пытается компенсировать затраты кислорода и увеличить его доставку к органам. При этом задействуется множество механизмов, которые включают усиление сердечного выброса (увеличение объёма крови, выбрасываемого из левого желудочка в большой круг кровообращения) и увеличение частоты дыхательных движений и сердечных сокращений. То есть наблюдается физиологическая тахикардия. Важной особенностью физиологической тахикардии является её быстрое исчезновение после избавления от причины. При тахикардии, вызванной стрессом, в организм выбрасывается адреналин и наблюдается рефлекторное учащение сердцебиения.Итак, учащение сердечных сокращений может возникать как в результате физиологических причин, так и при различных заболеваниях. Поэтому появление тахикардии требует тщательной диагностики в любом возрасте [4].
Стресс может привести к осложнениям сердечно-сосудистых заболеваний, к развитию инсультов и инфарктов. А у молодых людей чаще всего провоцирует развитие артериальной гипертонии [3].
Cердечно-сосудистая система – это совокупность органов – сосудов и сердца, доставляющих кровь ко всем органам и тканям. Сердце – орган, качающий кровь из вен в артерии. Состоит из мышечной ткани – миокарда. В минуту сердце перекачивает около 5 литров крови. Резкая остановка его работы приводит к инфаркту миокарда или сердечному приступу.
Сердечно-сосудистая система выполняет следующие функции:транспортировка питательных и биологически активных веществ, газов и гормонов (артерии, вены, капилляры);выведение продуктов распада и вредных веществ (лимфатические сосуды);регулирование температуры тела;
защита от микроорганизмов и чужеродных веществ [11].
Изменения в работе сердечно – сосудистой системы можно отследить по изменению пульса. Сердечный ритм является основным биологическим маркером благополучия человека [6]. Изменения пульса при воздействии внешних факторов или эмоций, считаются нормальными. Пульс ускоряется при стрессе, физической активности и из-за различных заболеваний. Зависит от возраста и пола человека, состояния организма (Таб.1-3).
Таблица 1
Значения пульса у мужчин в зависимости от возраста
и физического состояния [6]
Ф изическое состояние Возраст |
Значения пульса, уд/мин |
|||||
65 лет и старше |
от 56 до 65 |
от 46 до 55 |
от 36 до 45 |
от 26 до 35 |
от 18 до 25 |
|
Атлеты |
50...55 |
51...56 |
50...57 |
50...56 |
49…54 |
49…55 |
Отличное |
56...61 |
57...61 |
58...63 |
57...62 |
55…61 |
56…61 |
Плохое |
от 80 |
от 82 |
от 84 |
от 83 |
от 82 |
от 82 |
Среднее |
70...73 |
72...75 |
72...76 |
71...75 |
71…74 |
70…73 |
Хорошее |
62...65 |
62...67 |
64...67 |
63...66 |
62…65 |
62…65 |
Таблица 2
Значения пульса у женщин в соответствии с физическим состоянием
и возрастом [6]
Ф изическое состояние Возраст |
Значения пульса, уд/мин |
|||||
От 18 до 25 лет |
От 26 до 35 лет |
От 36 до 45 лет |
От 46 до 55 лет |
От 56 до 65 лет |
От 65 лет и старше |
|
Атлеты |
54...60 |
54...59 |
54...59 |
54...60 |
54...59 |
54...59 |
Отличное |
61...65 |
60...64 |
60...64 |
61...65 |
60...64 |
60...64 |
Плохое |
от 85 |
от 83 |
от 85 |
от 84 |
от 84 |
от 84 |
Среднее |
74...78 |
73...76 |
74...78 |
74...77 |
74...77 |
73...76 |
Хорошее |
66...69 |
65...68 |
65...69 |
66...69 |
65...68 |
65...68 |
Таблица 3
Показатели нормы пульса у детей по возрасту [10]
Значения пульса, уд/мин |
Возраст детей, лет |
|||
До 8 лет |
До 10 лет |
До 12 лет |
До 15 лет |
|
Пределы измерения |
78-118 |
68-108 |
60-100 |
55-95 |
Среднее значение |
98 |
88 |
80 |
75 |
Пульс ощущается в каждом сосуде нашего организма и представляет волновое движений стенок сосудов, по которым течет кровь под определенным давлением. Количество волн обычно соответствует количеству ударов сердца.
Различают три типа пульса: артериальный, который можно измерить на лучевой артерии верхних конечностей; венозный, измеряется в области шейной яремной вены; капиллярный, оценивается по изменению цвета кожи на лбу или ногтевого ложа.
Пульс характеризуется определенными свойствами, которые используются в диагностике сердечных и сосудистых патологий:
- ритм, определяет интервалы между сердечными сокращениями;
- частота сердечных сокращений, выражается цифрой;
- величина толчков (нитевидный или прерывистый);
- натяжение (жесткий или мягкий);
- наполнение (пустой или полный).
Основной способ измерения пульса – пальпация, ручной метод, основанный на прикосновении. Для этого необходимо приложить к коже над областью артерии средний и указательный палец и подсчитать количество толчков в течение 1 минуты [10].
Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте от 10 до 17 лет. В этом возрасте происходит интенсивное физическое развитие. До 13-14 лет девочки значительно опережают мальчиков в росте и весе. После 14 лет все показатели развития выше у мальчиков. К 14-15 годам у подростков заканчивается формирование вторичных половых признаков. В среднем масса тела у юношей увеличивается на 34 кг и на 25 кг у девушек, рост – на 35 см и 25 см соответственно. Это приводит к напряженной деятельности всех органов и систем организма.
В подростковом возрасте продолжает формироваться скелет, нервная, эндокринная, сердечно - сосудистая системы. Поэтому подростки неуклюжи и угловаты. У них отмечаются резкие перепады настроения, частые жалобы на общую слабость или даже на боли в сердце. Специалисты говорят, что это нормально, поскольку не все системы организма развиваются равномерно. Например, увеличение массы сердечной мышцы – миокарда отстает от увеличения общей массы тела подростка. В среднем, в состоянии покоя пульс пятнадцатилетнего подростка выше, чем у взрослых. И приближается к показателям взрослого человека к 18 годам. А артериальное давление к семнадцати годам.
То есть основными аспектами физического созревания подростков являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте. В это же время формируется поведение, черты характера и эмоциональное реагирование, которые в дальнейшем определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье [8].
Работа проводилась по методическим рекомендациям практикума «Экология человека» [1]. Участникам было предложено занять удобное положение. У каждого измеряли пульс несколько раз до получения стабильных значений. Измерения проводили пульсометром. Далее участнику эксперимента предлагали в течение 2 минут решить примеры, производя вычеты от 100 числа 7. Это воздействие из вне вызывает легкий стресс. Через 2 минуты у испытуемого измеряли пульс, а затем каждую минуту до значений на начало эксперимента. Результаты отражены в таблице и диаграммах.
В эксперименте участвовали 21 человек, возрастом от 10 – 15 лет. Из них 10 мальчиков и 11 девочек (Прил., таб.4).
Отмечено, что 40% мальчиков и 36% девочек имеют повышенную частоту пульса в состоянии покоя. Этим испытуемым стоит обратить внимание на работу сердца.
Нами отмечено, что у 47,6% (10 человек) пульс повысился, у 42,8% (9 человек) понизился. У 9,6% (2 человека) пульс не изменился – это две девочки (Рис.1, 2). Вероятно, они стрессоустойчивые люди.
Рис.1. Пульс до и пульс после эксперимента у мальчиков
Рис.2. Пульс до и пульс после эксперимента у девочек
И среди девочек, и среди мальчиков есть участники с разницей в работе сердечно-сосудистой системе при стрессе. Пульс не изменился только у двух девочек. А вот количество девочек и мальчиков с разной реакцией работы сердца отличается незначительно и носит индивидуальный характер (Рис.1, 2).
Самое высокое значение пульса отмечено у девочки 14 лет как в состоянии покоя 133 уд/мин, так и после эксперимента – 150 уд/мин. Но пульс восстановился через 30 секунд.
Колебания пульса в ответ на стресс у девочек отмечен в сторону увеличения, в диапазоне 1% - 11%, а в сторону уменьшения 6% - 17%. У мальчиков 2% - 14%, 2% - 20% соответственно.
Во время эксперимента отмечено, что среднее время восстановления пульса у группы к первоначальным значениям 41 секунда. У мальчиков пульс восстанавливается медленнее, чем у девочек на 13 секунд (Рис.3). Значит, организм мальчиков выходит из стресса дольше, что может сказаться на их здоровье.
Рис.3. Среднее значение восстановления времени пульса
Время восстановления пульса носит индивидуальный характер и не зависит от возраста (Прил., таб.4, рис.4,5).
Рис.4. Время восстановления пульса у девочек
Рис.5. Время восстановления пульса у мальчиков.
Время, затраченное организмом девочек на восстановления пульса от 20 до 60 секунд, а у мальчиков от 15 до 60 секунд.
Гипотеза, о том, что ответная реакция организма на стресс длится не более 1 минуты, подтвердилась.
Отмечено, что у 47,6% пульс повысился, у 42,8% понизился. У 9,6% пульс не изменился – это две девочки.
Ответная реакция организма на стресс у юношей и девушек отличается незначительно.
Время восстановления пульса носит индивидуальный характер и не зависит от возраста.
Среднее время восстановления пульса у группы к первоначальным значениям 41 секунда. У мальчиков пульс восстанавливается медленнее, чем у девочек на 13 секунд.
Гора Е.П. Экология человека. Практикум: учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2008.- 127 с.
Гусакова Е.А., Городецкая И.В. Значение глюкокортикоидов в организации стресс-реакции организма // Вестник ВГМУ. 2020. № 1. С. 24-35.
ГБУЗ “Республиканский психоневрологический диспансер” [Электронный ресурс] URL: http://rpnd-rb.ru/about/articles/, (15.12.2021).
Гончарова В. Е. Тахикардия - симптомы и лечение [Электронный ресурс] URL: https://probolezny.ru/tahikardiya/, (02.03.2022).
Завадская К. Физиологическое влияние стресса на организм подростка и его последствия [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/02/17/fiziologicheskoe-vliyanie-stressa-na-organizm-podrostka-i-ego, (11.12.21).
Какой пульс считается нормальным для человека того или иного возраста: сводная таблица значений по годам[Электронный ресурс] URL: https://wer.ru/articles/kakoy-puls-schitaetsya-normalnym-dlya-cheloveka-togo-ili-inogo-vozrasta-svodnaya-tablitsa-znacheniy-/ , (10.11.2021).
Малюкова Т.И. Реакция сердечно-сосудистой системы на стрессовые воздействия [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30248, 21.01.22.
Подростковый возраст: физическое развитие и здоровье [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/material.html?mid=130638, 21.01.22.
Полякова Л. А. Стресс, депрессия. Влияние на сердечно-сосудистую систему //лекционный материал [Электронный ресурс] URL: http://yazdorov-48.ru/wp-content/uploads/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0.pdf, (20.10.21.)
Пульс. ЧСС у детей. Норма по возрастам [Электронный ресурс] URL:https://www.gdp1podolsk.ru/blog/puls-chss-u-detej-norma-po-vozrastam/#:~:text=%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%94%D0%98%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF-,%D0%9F%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81,-%D0%A7%D0%A1%D0%A1%20%D1%83%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9, (17.10.21).
Сердечно-сосудистая система: ее строение и функции [Электронный ресурс] URL: https://endovascularclinic.ru/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0, (17.11.2021).
Шесть распространенных причин возникновения стресса у подростков [Электронный ресурс] URL:https://tochka-centr.ru/2019/08/19/6-prichin-stressa-u-podrostkov/, (10.10.21).
Таблица 4
Значения пульса у участников эксперимента
Пол |
Возраст, лет |
Пульс до, удар/мин |
Пульс после, удар/мин |
Изменения пульса, % |
Время восстановления пульса к значению до эксперимента, сек |
ж |
10 |
90 |
73 |
-17 |
60 |
ж |
10 |
102 |
96 |
-6 |
60 |
ж |
10 |
87 |
98 |
+11 |
30 |
ж |
11 |
110 |
98 |
-11 |
30 |
ж |
12 |
90 |
90 |
0 |
20 |
ж |
13 |
95 |
105 |
+10 |
60 |
ж |
13 |
113 |
114 |
+1 |
50 |
ж |
14 |
100 |
83 |
-17 |
40 |
ж |
14 |
80 |
72 |
-10 |
60 |
ж |
14 |
84 |
84 |
0 |
40 |
ж |
14 |
133 |
150 |
+11 |
30 |
м |
13 |
110 |
120 |
+9 |
60 |
м |
13 |
101 |
105 |
+4 |
30 |
м |
13 |
115 |
97 |
-16 |
25 |
м |
13 |
93 |
94 |
+1 |
15 |
м |
14 |
98 |
109 |
+10 |
60 |
м |
14 |
90 |
84 |
-7 |
40 |
м |
14 |
95 |
111 |
+14 |
20 |
м |
15 |
84 |
72 |
-14 |
40 |
м |
15 |
90 |
72 |
-20 |
40 |
м |
15 |
78 |
90 |
+13 |
60 |