Влияние стрессовых ситуаций на работу сердечно - сосудистой системы у подростков

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние стрессовых ситуаций на работу сердечно - сосудистой системы у подростков

Скасырский В.А. 1
1МАОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой»
Пахотина И.Б. 1
1МАОУ ДО «Дворец детского и юношеского творчества имени А.А. Алексеевой»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Согласно статистическим данным 75% работающих женщин и 52% мужчин испытывают физические и психологические стрессы. А по данным Всемирной организации здравоохранения, процент заболеваний, связанных со стрессом, составляет 45% [7]. Исследователи отмечают, что уровень стресса увеличивается с каждым годом [2].

Подростки тоже сталкиваются со стрессом, переживая по поводу своей успеваемости, несоответствия ожиданиям родителей, педагогов, сверстников. Большой объем заданий, подготовка к проверочным работам, ОГЭ, ЕГЭ, неумение распределять свое время – все это причины стресса, связанные со школьной жизнью [12]. Стресс может проявляться по-разному. Ощущать незначительный стресс – это естественно, так как это защитная реакция организма. Самое главное научится управлять своими эмоциями, чувствами и состоянием.

Актуальность работы в том, чтобы обратить внимание подростков на то, что ответная реакция организма на стресс – это норма. Но необходимо знать как организм проявляет себя в стрессовой ситуации и как себя правильно вести.

Результатами нашей работы могут воспользоваться как сами подростки, так и их родители и педагоги.

Цель: определение изменений в работе сердечно – сосудистой системы

у подростков под воздействием стресса.

Задачи:

Выявить изменения в работе сердечно – сосудистой системы под воздействием стресса.

Выяснить различия в работе сердечно-сосудистой системы в ответе на стресс у юношей и девушек.

Выяснить различия в работе сердечно-сосудистой системы в ответе на стресс в зависимости от возраста.

Определить и сравнить время восстановления пульса у девочек и у мальчиков к значениям, зафиксированным перед стрессом.

Объект исследования: группа подростков от 10 до 15 лет.

Предмет исследования: изменение пульса при стрессе, как биологический маркер работы сердечно-сосудистой системы.

Гипотеза: предположим, что ответная реакция организма на стресс длится не более 1 минуты.

Глава 1. Обзор литературы

Стресс – это ответная реакция организма на некое давление извне. Чаще всего его причиной является нормальная реакция организма на внешние раздражители: смена часовых поясов, употребление тонизирующих средств или лекарственных препаратов. Но причиной стресса могут стать, например, длительные отрицательные эмоции, переживания, информационная загруженность, недостаточное время отдыха [9].

Стресс – особая функция, позволяющая организму выжить. Во время стресса происходит выброс большого количества биологически активных веществ, ускоряющих все процессы в организме. Поэтому человек вкритической ситуации мобилизуется и совершает эффективные физические действия: бежит, дерется, поднимает тяжести. У современного человека все стрессовые гормоны выбрасываются в организм, но часто не применяются для физической активности, что приводит к нежелательным последствиям. Стресс легко переносится, если после него удается «разрядиться». И это важно знать каждому. Если пробежаться по лестнице, выполнить несколько отжиманий, подтягиваний, прыжков, танцевальных движений, то реакция организма на стресс пройдет значительно легче [3].

Факторы, вызывающие стресс, называются стрессоры. Выделяют физические (шум, вибрация), физиологические (режим питания и сна), организационные (участие в мероприятиях), социально-психологические (межличностные конфликты). Они повышают секреторную деятельность желез внутренней секреции. В результате чего активизируются защитные силы организма, приводящие к локализации угрозы.

Выделяют три стадии протекания стресса: шоковая – понижение мышечного тонуса и температуры тела; защитная – активация защитных сил; истощение – упадок сил и истощение организма.

Сальве отмечает, что важную роль в проявлении стресса играют гормоны. Поэтому подростки принимают стресс острее, нежели взрослые, так как половое созревание сопровождается гормональным взрывом, влияющим на их психику [2,5].

Все причины стресса, возникающие за счет стрессоров, группируют в три группы: неконтролируемые, подвластные и самовольные стрессоры. Самовольные, когда человек длительное время переживает по мелочным проблемам, которые в определенный момент начинают негативно влиять на организм. Подвластные – данные причины человек может исправить, но не делает этого в силу собственной неуверенности в себе.
Неконтролируемые, к которым относят не зависящие от
человека проблемы, например, смена погоды.

И у подростков, и у взрослого населения частым последствием стресса является нарушение аппетита, ухудшение памяти и внимания, снижение иммунитета, потеря работоспособности, апатия ко всему, повышенное эмоциональное состояние [8]. Из-за постоянных стрессов более трети людей имеют синдром хронической усталости, сопровождающиеся быстрой утомляемостью, бессонницей, частыми головными болями, слабостью по утрам, конфликтностью, тягой к одиночеству. При хроническом стрессе наблюдаются неврозы, гормональные нарушения, язвенные болезни, нарушения работы печени. А также изменения со стороны работы сердечно-сосудистой системы – скачки давления, нарушения сердечного ритма: увеличение ЧСС в спокойном состоянии или учащение сердцебиений, не адекватное нагрузке.Когда сердце начинает сокращаться слишком часто, снижается эффективность его работы, уменьшается доставка кислорода к органам, и появляются такие симптомы, как одышка, головокружение, боль в груди и потеря сознания. Это симптомы тахикардии.

Любой организм, даже тренированный, в ответ на нагрузку достаточной интенсивности пытается компенсировать затраты кислорода и увеличить его доставку к органам. При этом задействуется множество механизмов, которые включают усиление сердечного выброса (увеличение объёма крови, выбрасываемого из левого желудочка в большой круг кровообращения) и увеличение частоты дыхательных движений и сердечных сокращений. То есть наблюдается физиологическая тахикардия. Важной особенностью физиологической тахикардии является её быстрое исчезновение после избавления от причины. При тахикардии, вызванной стрессом, в организм выбрасывается адреналин и наблюдается рефлекторное учащение сердцебиения.Итак, учащение сердечных сокращений может возникать как в результате физиологических причин, так и при различных заболеваниях. Поэтому появление тахикардии требует тщательной диагностики в любом возрасте [4].

Стресс может привести к осложнениям сердечно-сосудистых заболеваний, к развитию инсультов и инфарктов. А у молодых людей чаще всего провоцирует развитие артериальной гипертонии [3].

Глава 2. Сердечно-сосудистая система

Cердечно-сосудистая система – это совокупность органов – сосудов и сердца, доставляющих кровь ко всем органам и тканям. Сердце – орган, качающий кровь из вен в артерии. Состоит из мышечной ткани – миокарда. В минуту сердце перекачивает около 5 литров крови. Резкая остановка его работы приводит к инфаркту миокарда или сердечному приступу.  

Сердечно-сосудистая система выполняет следующие функции:транспортировка питательных и биологически активных веществ, газов и гормонов (артерии, вены, капилляры);выведение продуктов распада и вредных веществ (лимфатические сосуды);регулирование температуры тела;

защита от микроорганизмов и чужеродных веществ [11].

Изменения в работе сердечно – сосудистой системы можно отследить по изменению пульса. Сердечный ритм является основным биологическим маркером благополучия человека [6]. Изменения пульса при воздействии внешних факторов или эмоций, считаются нормальными. Пульс ускоряется при стрессе, физической активности и из-за различных заболеваний. Зависит от возраста и пола человека, состояния организма (Таб.1-3).

Таблица 1

Значения пульса у мужчин в зависимости от возраста

и физического состояния [6]

Ф изическое состояние

Возраст

Значения пульса, уд/мин

65 лет и старше

от 56 до 65

от 46 до 55

от 36 до 45

от 26 до 35

от 18 до 25

Атлеты

50...55

51...56

50...57

50...56

49…54

49…55

Отличное

56...61

57...61

58...63

57...62

55…61

56…61

Плохое

от 80

от 82

от 84

от 83

от 82

от 82

Среднее

70...73

72...75

72...76

71...75

71…74

70…73

Хорошее

62...65

62...67

64...67

63...66

62…65

62…65

Таблица 2

Значения пульса у женщин в соответствии с физическим состоянием

и возрастом [6]

Ф изическое состояние

Возраст

Значения пульса, уд/мин

От 18 до 25 лет

От 26 до 35 лет

От 36 до 45 лет

От 46 до 55 лет

От 56 до 65 лет

От 65 лет и старше

Атлеты

54...60

54...59

54...59

54...60

54...59

54...59

Отличное

61...65

60...64

60...64

61...65

60...64

60...64

Плохое

от 85

от 83

от 85

от 84

от 84

от 84

Среднее

74...78

73...76

74...78

74...77

74...77

73...76

Хорошее

66...69

65...68

65...69

66...69

65...68

65...68

Таблица 3

Показатели нормы пульса у детей по возрасту [10]

Значения пульса, уд/мин

Возраст детей, лет

До 8 лет

До 10 лет

До 12 лет

До 15 лет

Пределы измерения

78-118

68-108

60-100

55-95

Среднее значение

98

88

80

75

Пульс ощущается в каждом сосуде нашего организма и представляет волновое движений стенок сосудов, по которым течет кровь под определенным давлением. Количество волн обычно соответствует количеству ударов сердца.

Различают три типа пульса: артериальный, который можно измерить на лучевой артерии верхних конечностей; венозный, измеряется в области шейной яремной вены; капиллярный, оценивается по изменению цвета кожи на лбу или ногтевого ложа.

Пульс характеризуется определенными свойствами, которые используются в диагностике сердечных и сосудистых патологий:
- ритм, определяет интервалы между сердечными сокращениями;

- частота сердечных сокращений, выражается цифрой;

- величина толчков (нитевидный или прерывистый);

- натяжение (жесткий или мягкий);

- наполнение (пустой или полный).

Основной способ измерения пульса – пальпация, ручной метод, основанный на прикосновении. Для этого необходимо приложить к коже над областью артерии средний и указательный палец и подсчитать количество толчков в течение 1 минуты [10].

Глава 3. Характеристика объекта исследования

Подросток  – юноша  или  девушка  в переходном от детства к юности возрасте от 10 до 17 лет. В этом возрасте происходит интенсивное физическое развитие. До 13-14 лет девочки значительно опережают мальчиков в росте и весе. После 14 лет все показатели развития выше у мальчиков. К 14-15 годам у подростков заканчивается формирование вторичных половых признаков. В среднем масса тела у юношей увеличивается на 34 кг и на 25 кг у девушек, рост – на 35 см и 25 см соответственно. Это приводит к напряженной деятельности всех органов и систем организма.

В подростковом возрасте продолжает формироваться скелет, нервная, эндокринная, сердечно - сосудистая системы. Поэтому подростки неуклюжи и угловаты. У них отмечаются резкие перепады настроения, частые жалобы на общую слабость или даже на боли в сердце. Специалисты говорят, что это нормально, поскольку не все системы организма развиваются равномерно. Например, увеличение массы сердечной мышцы – миокарда отстает от увеличения общей массы тела подростка. В среднем, в состоянии покоя пульс пятнадцатилетнего подростка выше, чем у взрослых. И приближается к показателям взрослого человека к 18 годам. А артериальное давление к семнадцати годам.

То есть основными аспектами физического созревания подростков являются скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте. В это же время формируется поведение, черты характера и эмоциональное реагирование, которые в дальнейшем определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье [8].

Глава 4. Материалы и методы работы

Работа проводилась по методическим рекомендациям практикума «Экология человека» [1]. Участникам было предложено занять удобное положение. У каждого измеряли пульс несколько раз до получения стабильных значений. Измерения проводили пульсометром. Далее участнику эксперимента предлагали в течение 2 минут решить примеры, производя вычеты от 100 числа 7. Это воздействие из вне вызывает легкий стресс. Через 2 минуты у испытуемого измеряли пульс, а затем каждую минуту до значений на начало эксперимента. Результаты отражены в таблице и диаграммах.

Глава 5. Результаты работы и их обсуждения

В эксперименте участвовали 21 человек, возрастом от 10 – 15 лет. Из них 10 мальчиков и 11 девочек (Прил., таб.4).

Отмечено, что 40% мальчиков и 36% девочек имеют повышенную частоту пульса в состоянии покоя. Этим испытуемым стоит обратить внимание на работу сердца.

Нами отмечено, что у 47,6% (10 человек) пульс повысился, у 42,8% (9 человек) понизился. У 9,6% (2 человека) пульс не изменился – это две девочки (Рис.1, 2). Вероятно, они стрессоустойчивые люди.

Рис.1. Пульс до и пульс после эксперимента у мальчиков

Рис.2. Пульс до и пульс после эксперимента у девочек

И среди девочек, и среди мальчиков есть участники с разницей в работе сердечно-сосудистой системе при стрессе. Пульс не изменился только у двух девочек. А вот количество девочек и мальчиков с разной реакцией работы сердца отличается незначительно и носит индивидуальный характер (Рис.1, 2).

Самое высокое значение пульса отмечено у девочки 14 лет как в состоянии покоя 133 уд/мин, так и после эксперимента – 150 уд/мин. Но пульс восстановился через 30 секунд.

Колебания пульса в ответ на стресс у девочек отмечен в сторону увеличения, в диапазоне 1% - 11%, а в сторону уменьшения 6% - 17%. У мальчиков 2% - 14%, 2% - 20% соответственно.

Во время эксперимента отмечено, что среднее время восстановления пульса у группы к первоначальным значениям 41 секунда. У мальчиков пульс восстанавливается медленнее, чем у девочек на 13 секунд (Рис.3). Значит, организм мальчиков выходит из стресса дольше, что может сказаться на их здоровье.

Рис.3. Среднее значение восстановления времени пульса

Время восстановления пульса носит индивидуальный характер и не зависит от возраста (Прил., таб.4, рис.4,5).

Рис.4. Время восстановления пульса у девочек

Рис.5. Время восстановления пульса у мальчиков.

Время, затраченное организмом девочек на восстановления пульса от 20 до 60 секунд, а у мальчиков от 15 до 60 секунд.

Гипотеза, о том, что ответная реакция организма на стресс длится не более 1 минуты, подтвердилась.

Выводы

Отмечено, что у 47,6% пульс повысился, у 42,8% понизился. У 9,6% пульс не изменился – это две девочки.

Ответная реакция организма на стресс у юношей и девушек отличается незначительно.

Время восстановления пульса носит индивидуальный характер и не зависит от возраста.

Среднее время восстановления пульса у группы к первоначальным значениям 41 секунда. У мальчиков пульс восстанавливается медленнее, чем у девочек на 13 секунд.

Библиография

Гора Е.П. Экология человека. Практикум: учеб. Пособие. – М.: Дрофа, 2008.- 127 с.

Гусакова Е.А., Городецкая И.В. Значение глюкокортикоидов в организации стресс-реакции организма // Вестник ВГМУ. 2020. № 1. С. 24-35.

ГБУЗ “Республиканский психоневрологический диспансер” [Электронный ресурс] URL: http://rpnd-rb.ru/about/articles/, (15.12.2021).

Гончарова  В. Е. Тахикардия - симптомы и лечение [Электронный ресурс] URL: https://probolezny.ru/tahikardiya/, (02.03.2022).

Завадская К. Физиологическое влияние стресса на организм подростка и его последствия [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/02/17/fiziologicheskoe-vliyanie-stressa-na-organizm-podrostka-i-ego, (11.12.21).

Какой пульс считается нормальным для человека того или иного возраста: сводная таблица значений по годам[Электронный ресурс] URL: https://wer.ru/articles/kakoy-puls-schitaetsya-normalnym-dlya-cheloveka-togo-ili-inogo-vozrasta-svodnaya-tablitsa-znacheniy-/ , (10.11.2021).

Малюкова Т.И. Реакция сердечно-сосудистой системы на стрессовые воздействия [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30248, 21.01.22.

Подростковый возраст: физическое развитие и здоровье [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/material.html?mid=130638, 21.01.22.

Полякова Л. А. Стресс, депрессия. Влияние на сердечно-сосудистую систему //лекционный материал [Электронный ресурс] URL: http://yazdorov-48.ru/wp-content/uploads/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%B8-%D0%B4%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B0.pdf, (20.10.21.)

Пульс. ЧСС у детей. Норма по возрастам [Электронный ресурс] URL:https://www.gdp1podolsk.ru/blog/puls-chss-u-detej-norma-po-vozrastam/#:~:text=%D0%9A%D0%90%D0%A0%D0%94%D0%98%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF-,%D0%9F%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%81,-%D0%A7%D0%A1%D0%A1%20%D1%83%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9, (17.10.21).

Сердечно-сосудистая система: ее строение и функции [Электронный ресурс] URL: https://endovascularclinic.ru/%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0, (17.11.2021).

Шесть распространенных причин возникновения стресса у подростков [Электронный ресурс] URL:https://tochka-centr.ru/2019/08/19/6-prichin-stressa-u-podrostkov/, (10.10.21).

Приложение

Таблица 4

Значения пульса у участников эксперимента

Пол

Возраст, лет

Пульс до, удар/мин

Пульс после, удар/мин

Изменения пульса, %

Время восстановления пульса к значению до эксперимента, сек

ж

10

90

73

-17

60

ж

10

102

96

-6

60

ж

10

87

98

+11

30

ж

11

110

98

-11

30

ж

12

90

90

0

20

ж

13

95

105

+10

60

ж

13

113

114

+1

50

ж

14

100

83

-17

40

ж

14

80

72

-10

60

ж

14

84

84

0

40

ж

14

133

150

+11

30

м

13

110

120

+9

60

м

13

101

105

+4

30

м

13

115

97

-16

25

м

13

93

94

+1

15

м

14

98

109

+10

60

м

14

90

84

-7

40

м

14

95

111

+14

20

м

15

84

72

-14

40

м

15

90

72

-20

40

м

15

78

90

+13

60

Просмотров работы: 197