Введение
- 8 марта – день забот! Что маме подарить?
-Я подарю ей свой компот и пряник, может быть…
Любимую игрушку ей суну под подушку.
Пусть мама поиграет. Она не поломает…
-Так что же маме подарить? Забот у мамы столько!
Посуду, может, ей помыть? Потом убрать осколки…
-А может, маме платье сшить? Жаль только не умею…
Почистить зубы, может быть? Иль даже вымыть шею?
Хорошая идея! Вот это я умею!!!
- А давай подарок маме сделаем с тобой мы сами!
К празднику 8 марта мы решили подарить маме подарок. Сначала мы прошли по магазинам и посмотрели, что интересное там продаётся… Нам хотелось найти что-нибудь необычное. И вот, в цветочном магазине мы увидели интересную штуку! Это была игрушка, которая не только радует своей красотой, но ещё – она постоянно меняется (на ней растёт трава). Она стоила 200 рублей, а таких денег у нас не было, а у мамы просить не хотелось. Поэтому, мы решили сделать подарок своими руками.
Т.к. на голове игрушки растёт трава, мы назвали нашу будущую поделку «Травянчик».
Как же её сделать? Мы посмотрели в интернете! Оказывается, для работы нам необходимо:
Капроновый носок
Опилки
Семена
Украшения – глазки, носик, ротик…
Баночка для туловища
У учительницы узнали, где можно всё купить и отправились по магазинам.
Капроновые носки купили в «Планете» - 15 пар по 10 рублей (итого 150 рублей)
Опилки купили в магазине «Природа» - брикет (2 ведра) 80 рублей
Семена в магазине «Природа» 5 пакетов по 20 рублей (итого 100 рублей)
Глазки, носик, ротик мы вырежем из остатков фоамирана, который есть у нас в классе
А баночки есть у каждого дома.
Итого у нас получилось 330 рублей на весь класс. В классе 30 человек. Значит, 1 поделка будет стоить 11 рублей, а не 200 рублей. И главное, эта поделка будет сделана своими руками. И в каждую поделку будет вложена душа. А это самое важное!!!
Сначала мы решили сделать эту работу сами, а потом научить всех ребят. Но задумались, могут ли растения вырасти без почвы? На помощь пришли взрослые. Они сказали, что есть такой метод – гидропоника.
Цель нашей работы:исследование процесса роста травы без почвы
Задачи:
найти и изучить материал о гидропонике
изготовить Травянчика своими руками
определить условия, влияющие на рост растений без почвы
разработать инструкцию по изготовлению Травянчика
Теоретическая часть
Что такое гидропоника
ГИДРОПОНИКА - метод выращивания растений без почвы.
Когда корни растений или находятся в питательном растворе, или опрыскиваются им в воздухе, или помещаются в гравий, песок, мох и другой твёрдый субстрат, куда подаётся вода с растворёнными в ней элементами питания. Слово произошло от греческих слов «вода» и «работа» (в дословном переводе – «рабочий раствор»). При выращивании гидропонным методом, растение питается корнями не в почве, более или менее обеспеченной минеральными веществами, поливаемой чистой водой, а во влажно-воздушной или твёрдой, но пористой среде.
В качестве субстрата может выступать большое количество органических веществ – торф, мох, гравий, кокосовое волокно. Некоторые хозяйства используют солому, керамзит, опилки и другие.
Гидропоника – идеальное решение для жарких засушливых стран, так как при экономии воды в разы можно снимать множество урожаев за год.
При тепличном выращивании в северных широтах гидропоника также показывает отличные результаты, при наличии досветки теплицы лампами.
С начала 90-х годов прошлого века этот способ стал применяться в сельском хозяйстве. Большинство развитых стран уже практически полностью перешли на гидропонику, поскольку этот метод оказался более экономичным и удобным, нежели традиционный способ выращивания сельскохозяйственных культур. Постепенно все убедились в безоговорочном преимуществе гидропоники перед обычным выращиванием в почве. Кроме того, экземпляры, выращенные при помощи этого способа, развиваются заметно быстрее, меньше болеют, чаще плодоносят.
Развитие гидропоники в России связано с возрастающим интересом к так называемым «малым фермерским хозяйствам», где на небольшой площади можно выращивать зелень, овощи, цветочные и ягодные культуры.
1.2. Преимущества гидропоники
У гидропоника есть большие преимущества по сравнению с обычным (почвенным) способом выращивания.
- Так как растение всегда получает нужные ему вещества в необходимых количествах, оно растёт крепким и здоровым, и намного быстрее, чем в почве. При этом урожайность плодовых и цветение декоративных растений увеличивается в несколько раз.
- Корни растений никогда не страдают от пересыхания или недостатка кислорода при переувлажнении, что неизбежно происходит при почвенном выращивании.
- Так как расход воды легче контролировать, нет необходимости каждый день поливать растения. В зависимости от выбранной ёмкости и системы выращивания нужно добавлять воду гораздо реже – от одного раза в три дня до одного раза в месяц.
- Не возникает проблемы недостатка удобрений или их передозировки. Растение просто берёт из питательного гидропонного раствора необходимые вещества в необходимых количествах.
- Исчезают многие проблемы почвенных вредителей и болезней (нематоды, медведки, грибковые заболевания, гнили и пр.), что избавляет от применения ядохимикатов.
- Сильно облегчается процесс пересадки многолетних растений – не надо освобождать корни от старой почвы и неизбежно травмировать их. Надо лишь перевалить растение в большую посуду и досыпать субстрат.
- Нет необходимости покупать новую почву для пересадки, что сильно удешевляет процесс выращивания комнатных растений.
- Нет необходимости возиться с землёй: руки всегда чистые; гидропонные сосуды мало весят; в доме, на балконе или в теплице чисто и опрятно, нет посторонних запахов и прочих неприятных, сопутствующих почвенному выращиванию, факторов.
1.3. Использование гидропоники в домашних условиях
Гидропоника – это отличный способ выращивания растений в домашних условиях. По большей части она касается выращивания комнатных растений, поскольку способ организации оранжереи на подоконнике, который совсем не требует применения земли, считается очень удобным. Нет необходимости вымазываться в земле и носиться с тяжёлыми вазонами, сосуды для гидропоники обычно весят немного. Большинство любителей комнатных цветов уже отказались от традиционных методов в пользу гидропоники.
Гидропоника в домашних условиях имеет несколько разновидностей.
Водная культура, или собственно гидропоника. Растение укореняется в тонком слое мха или торфа, который укладывается на сетчатую поверхность и опускают в поддон с минеральным раствором. Через сетчатую поверхность корни растения опускаются в раствор. Раствор необходимо менять приблизительно раз в месяц. Гидропоника в домашних условиях весьма распространена.
Воздушная культура или аэропоника – метод выращивания без применения какого-либо субстрата. С помощью зажимов растение закрепляется на крышке ёмкости с водяным раствором. В воде находится только треть корней, остальные – в воздушном пространстве между крышкой и раствором.
Субстратная культура – гидрокультура. Корни растения засыпают минеральным субстратом так, чтобы они прочно закрепились в горшке. В качестве субстрата можно использовать керамзит, гравий и т.д.
Практическая часть
2.1. Высадка растений и наблюдение за их ростом
Итак, за работу!!!
Мы взяли носок, насыпали в него травку для кошек (овёс), потом заполнили опилками, завязали и сформировали голову нашего малыша.
Затем, мы оформили голову: приклеили глазки, носик, ротик, щёчки.
Потом из остатков фоамирана мы вырезали рубашку, галстук, карманы и оформили нашу баночку – туловище.
В баночку налили воду, прикрепили голову. Наш Травянчик готов! На это ушло 30 минут. И масса положительных эмоций!
Итак, в путь! К исследованиям! Основным методом нашего исследования является наблюдение!
Сделали запись: 27 февраля. Начинаем наблюдать!
Результаты наблюдений
Первые всходы появились на 4 день. Мы сделали вывод, что пора сделать Травянчика всему классу, чтобы к 8 марта у нашего малыша начала расти причёска.
Так мы и сделали.
2 марта на последнем уроке мы провели мастер – класс по изготовлению Травянчиков. Ребята с воодушевлением мастерили своих малышей, украшали их по-своему. Процесс был очень увлекательным!!! Работа захватила всех! Ребята помогали друг другу. И, в результате, у нас получилась целая армия Травянчиков!!!
5 марта ребята унесли свои поделки домой, добавляли водичку, а 8 марта подарили своим мамам. Мамы были очень рады, ведь подарки были сделаны своими руками и с любовью. А самое главное – этот подарок притягивает внимание и постоянно требует заботы: нужно наблюдать, поливать и соблюдать важные условия: чтобы были свет, тепло и вода! Это мы поняли в результате наблюдений! У всех Травянчиков появились причёски. Скоро им потребуется стрижка. Становится ещё интереснее наблюдать: а что же будет дальше?
2.2. Результаты исследования и их анализ
Исследование.
Зависимость роста растений от наличия света, тепла и воды.
Цель: выявление зависимости роста травки в опилках.
Оборудование: Травянчик, баночка с водой, солнечный свет и тепло
Таблица наблюдения
Рост овса.
Дата |
Рост овса при наличии условий |
Рост овса при отсутствии условий |
27.02. |
Изготовление Травянчика, замачивание |
Изготовление Травянчика, замачивание |
28.02. |
Добавляем воду, опилки пропитались водой |
Добавляем воду, опилки пропитались водой |
1.03. |
Полив, изменений нет |
Полив, изменений нет |
2.03. |
Полив, проклюнулся 1 росток |
Полив, проклюнулся 1 росток |
3.03. |
Полив |
Полив |
4.03. |
Полив |
Полив |
5.03. |
Полив. Появились ещё несколько ростков |
Полив. Появились ещё несколько ростков |
6.03. |
Полив |
Полив |
7.03. |
Полив. Белые ростки уже стали зелёной травкой |
Полив. Белые ростки уже стали зелёной травкой |
8.03. |
Полив. Ростки по 3-5 см |
Полив. Ростки по 3-5 см |
9.03. |
Полив. Растения тянутся всё выше |
Полив. Растения тянутся всё выше |
10.03. |
Полив. У Травянчика уже зелёная причёска |
У Травянчика уже зелёная причёска. Полив прекращаем |
11.03. |
Полив. |
Растения используют воду из субстрата. |
12.03. |
Полив. Хороший рост |
Растения продолжают свой рост. Травянчик ещё влажный |
13.03. |
Полив. Хороший рост |
Растения продолжают свой рост. Травянчик ещё влажный |
14.03. |
Полив. Хороший рост |
Растения продолжают свой рост. Травянчик ещё влажный |
15.03. |
Травка растёт |
Травка начала желтеть |
16.03. |
Полив. Хороший рост |
Травка желтеет |
17.03. |
Полив. Хороший рост |
Травка пожелтела и начинает засыхать. |
18.03. |
Останавливаем эксперимент |
Останавливаем эксперимент |
Вывод: одинаковые растения в одинаковых условиях: при наличии света, тепла и воды растут хорошо, а при изменении условий (прекращение полива) – начинают погибать.
Выводы
Наше наблюдение позволило сделать вывод: растения могут вырасти без почвы при определённых условиях:
нужен субстрат – у нас опилки
нужны свет, тепло и вода
Благодаря проведённым исследованиям, мы смогли разработать инструкцию по изготовлению Травянчика и выращиванию травы (Приложение №1). Эту инструкцию можно использовать, как в школе, так и дома. Она поможет избежать ошибок, и в короткие сроки получить отличный результат.
Не цветок, не одуванчик,
Это – маленький Травянчик.
Вам его мы представляем
И инструкцию вручаем.
Его мы смастерили сами,
На 8 марта маме!
А растёт он без земли,
Но при помощи света, тепла и воды!
На инструкцию смотрите
И подарок мастерите.
Пусть порадует он вас
Зеленью в морозный час!
Заключение
Гидропоника – это новый шаг в выращивании растений, в сельхозпроизводстве. В связи с нехваткой сельскохозяйственных земель во многих странах и ростом численности населения Земли, гидропоника станет одним из ведущих способов выращивания растений.
Изучив литературу по гидропонике, мы узнали, что можно выращивать растения без почвы и этот способ является более экологичным и экономичным.
В ходе данной работы мы выполнили поставленные задачи:
- нашли и изучили материал о гидропонике;
- исследовали, как растут растения в субстрате при определённых условиях;
-провели сравнительный анализ.
Нам наша работа дала очень много. Мы научились осуществлять самостоятельный поиск информации, выбирать главное из текста, проводить и описывать свои наблюдения, анализировать полученные в ходе исследования результаты.
Мы поняли, что наш мир таит в себе еще очень много удивительного, непознанного. Нам надо еще многому учиться, чтобы понять непонятное и объяснить необъяснимое.
Список литературы.
Большая советская энциклопедия: В 30т. – М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
Вахмистров Д. Растения без почвы. – М.: «Детская литература»,
М.: 1965. – 108 с.
3. Чеснокова В.А., Базырина Е.Н. «Выращивание растений без почвы»
Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: ООО «Издательство АСТ», Мн.: Харвест, 2002. - 976 с.
Щемерова Р.Н. «Восьмое марта – день забот»
http://www.botanichka.ru
http://www.gidroponika.su
http://www.greenhouses.ru
http://www.flowersweb.info
http://www.od-flowers.com
http://www.vashsad.ru
http://www.wikipedia.ru