ВВЕДЕНИЕ
Проблема:
Мой проект затрагивает проблему острого снижения зрения в школьном возрасте. Можно заметить, что школьники все чаще и чаще стали носить очки, линзы, обращаться в офтальмологические диспансеры.
Актуальность:
Данная исследовательская работа выполнена с целью ознакомления строения глаза, выявления причин спада зрения и о методах решения этой проблемы. Для достижения своей цели я изучила литературу, провела практическую часть, где провела опрос и составила ознакомительный буклет. Актуальность проекта заключается в том, что все больше и больше людей жалуются, что ни стали хуже видеть, особенно резкий скачок спада зрения мы можем заметить у детей и подростков в школьном возрасте. Из-за чего и как можно помочь с этой проблемой и рассказывает мой проект.
Цель:
Изучить строение глаза, его функции, причины ухудшения зрение и методы решения данной проблемы. Узнать о зрении учащихся в своей школе. Повысить уровень знания школьников, касаемо зрения. Создать буклет и макет глаза.
Задачи:
1.Найти и изучить информацию о строение и функциях.
2. Узнать, что способствует ухудшению зрения, в литературных источниках, интернет – ресурсах.
3.Пообщаться с врачом офтальмологом ГАУЗ ТО ООФД г. Тюмень, выяснить, в каком возрасте чаще всего люди обращаются к специалисту, выяснить актуальность этой проблемы и, что способствует этой проблеме.
3.Подобрать методику решения проблемы, касающуюся ухудшения зрения.
4.Провести анкетирование, нацеленное на выяснения качества зрения среди учащихся в МАОУ «СОШ№4», г. Заводоуковска.
5.Проанализировать информацию, собранную с анкет. Составить обобщение собранной информации в виде статистики.
6. Разработать буклет, который поможет школьникам.
7.Создать макет глаза.
8. Сделать заключение.
Список использованной литературы:
Глаз, мозг, зрение. Дэвид Хантер Хьюбел., издательство «Мир».,1990г.
Отличное зрение. Как восстановить остроту и отказаться от очков. Татьяна Елисеева., « Эксмо-Пресс», 2015 г.
Клинические лекции по офтальмологии. С.Н.Басинский, Е.А.Егоров., 2018 г.
https://mntk-nsk.ru/stroenie-glaza
https://www.acuvue.ru/vision-and-correction/maintaining-healthy-eyes/anatomy-of-the-eye
Клейборн, Фарндон, Френд: Анатомия человека. Самая полная современная энциклопедия., «Манн, Иванов и Фербер», 2022 г.
Струков А. И., Серов В. В. Патологическая анатомия : учебник / А. И. Струков, В. В. Серов. - 5-е изд.,
Степень изученности данного вопроса:
В своем проекте я глубоко изучила, что такое глаз его строение, причины ухудшения зрения у школьников, вывела рекомендации и создала гимнастику для глаз, в помощь ученикам.
Личный вклад в решение проблемы:
В своем проекте личный вклад заключается в подробном разборе информации, изучение методов, которые подходят для школьников, а также в составлении анкеты, сбора информации, касаемо моей школы, составлении статистики и разработки памятки.
ХОД РАБОТЫ
Что такое глаз?
Глаз — это сенсорный орган (орган зрительной системы) животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения. ( приложение №1)
Как устроен глаз?
2.1Глазное яблоко.
Глазные яблоки расположены в глазницах – это костных впадинах, которые защищают их от травм и внешних воздействий. В глазницах также находятся вспомогательные органы зрительной системы: слезная железа, мышцы, нервы, артерии и другие. Все они служат для нормального функционирования глаз.
Глазное яблоко имеет три оболочки:
Наружная, или фиброзная. Она состоит из белой склеры и прозрачной роговицы.
Средняя, или сосудистая. Включает в себя радужку, цилиарное тело и хориодею.
Внутренняя. Состоит из сетчатки.
2.2Хрусталик.
Хрусталик – один из самых главных элементов оптической системы глаза, расположенный в задней глазной камере. Формой хрусталик напоминает двояковыпуклую линзу, передняя поверхность которой имеет более плоскую конфигурацию, а задняя более выпуклую. Толщина хрусталика довольно медленно, но неуклонно увеличивается с возрастом. В норме хрусталик прозрачный, из-за входящим в его состав специальным белкам кристаллинам. Он имеет тонкую такую же прозрачную капсулу - хрусталиковый мешок.
2.3Роговица.
Роговица, представляет собой прозрачную переднюю часть глаза, которая покрывает радужную оболочку, зрачок и переднюю камеру. Наряду с передней камерой и хрусталиком роговица преломляет свет, составляя примерно две трети общей оптической мощности глаза.
2.4Зрачок.
Зрачок — это центральное отверстие в радужке глаза оно изменяет свой диаметр и тем самым регулирует количество света, попадающего на сетчатку, и фокусирует изображение.
Строение зрачка предельно просто: сам по себе он представляет круглое отверстие. Но для выполнения его в основной функции служат ближайшие мышцы — сфинктер и дилататор. Сфинктер сужает зрачок, а дилататор — расширяет.
2.5Передняя камера глаза.
Передняя камера помещается сразу за роговицей, отграниченная сзади радужной оболочкой. Расположение задней камеры - непосредственно за радужкой. Главная функция камер глаза - организация нормальных взаимоотношений внутриглазных тканей, а кроме того участие в проведении к сетчатки глаза световых лучей. Переднюю камеру снаружи ограничивает внутренняя поверхность роговой оболочки – ее эндотелиальный слой, по периферии - наружная стенка угла передней камеры, сзади же, передняя поверхность радужки и передняя капсула хрусталика. Глубина ее неравномерна, в области зрачка она наибольшая и достигает 3,5 мм, постепенно уменьшаясь дальше к периферии.
2.6Склера.
Склера - плотная непрозрачная часть фиброзной (наружной) оболочки глазного яблока (одну шестую часть наружной оболочки составляет роговица – прозрачная часть).Склера глаза состоит из хаотично расположенных коллагеновых волокон, обеспечивающих ее прочную структуру. Благодаря тому, что данная оболочка является непрозрачной, лучи света не в состоянии проникнуть через нее на сетчатку. Это обеспечивает защиту сетчатки от повреждения чрезмерным количеством световых лучей.
2.7Сетчатка.
Сетчатка – это самая внутренняя оболочка глаза, являющаяся высокодифференцированной нервной тканью, играющей важнейшую роль в обеспечении зрения .Сетчатка состоит из десяти слоев, содержащих нейроны, кровеносные сосуды и другие структуры. Уникальность строения сетчатки обеспечивает функционирование зрительного анализатора.
Сетчатка имеет две основные функции: центральное и периферическое зрение. Их осуществление обеспечивается специальными рецепторами – палочками и колбочками. Данные рецепторы трансформируют световые лучи в нервные импульсы, которые далее по зрительному тракту передаются в ЦНС.
2.8Стекловидное тело.
Стекловидное тело – прозрачная гелеобразная структура, заполняющая объем полости глаза позади хрусталика. Стекловидное тело снаружи ограничено тонкой мембраной, внутри имеет несколько трактов и каналов. Во внутриутробном периоде данная структура закладывается на ранних этапах развития, в этот период развития внутри стекловидного тела находится гиалоидная система. Она включает гиалоидную артерию, (кровоснабжающую ) формирующийся хрусталик и частично переднюю часть глазного яблока.
Функции:
является прозрачной структурой и обеспечивает проведение световых лучей до сетчатки;
обеспечивает постоянство внутриглазного давления, что необходимо для нормального метаболизма и функционирования органа зрения в целом;
является формообразующим элементом – обеспечивает нормальное расположение внутриглазных структур (хрусталика, сетчатки);
компенсирует перепады внутриглазного давления , возникающие при резких движениях, механическом воздействии.
2.9Зрительный нерв.
Зрительный нерв - пучок нервных волокон, обеспечивающий передачу нервных импульсов, которые вызваны световым раздражением, к зрительному центру коры затылочной доли мозга от сетчатой оболочки глаза. От чувствительных клеток сетчатой оболочки нервные волокна собираются в зрительный нерв у заднего полюса глаза. Общее число нервных волокон, которые образуют зрительный нерв, составляет немногим более 1 млн, и их количество с возрастом постепенно уменьшается. Зрительный нерв берет свое начало в диске зрительного нерва, а заканчивается в хиазме. У взрослого человека, его длина составляет 35 - 55 мм. Зрительный нерв изогнут подобно литере S, что создает препятствие его натяжению во время движения глазом. Практически на всем своем протяжении, зрительный нерв, как и головной мозг, имеет три оболочки.
Виды оболочки:
Твердая
Паутинная
Мягкая
Пространства между ними заполнено сложного состава жидкостью.
Нарушения зрения
В наше время большое количество людей страдают нарушением зрения. Самыми распространенными, среди школьников являются:
•Близорукость (заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии.)
•Дальнозоркость (заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные близко.)
•Астигматизм ( дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, оно выражается в неправильной фокусировкой.)
•Амблиопия( или как еще называют («ленивый глаз») - это нарушение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе.
•Косоглазие(нарушение положения глаз, при котором выявляется отклонение одного или обоих глаз поочередно при взгляде прямо.)
•Астенопия (быстрое утомление глаз и различные варианты симптомов зрительного напряжения.)
Существуют различные причины, влияющие на снижение зрения. Самыми распространенными являются: врожденные, приобретенные и наследственные факторы. Популярней всего приобретенный фактор, и чаще всего зрение снижается в школьное время. Самый резкий спад, наблюдается в первые 3 года обучения. Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации (чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается.) Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.
Основные причины нарушения зрение:
длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;
так называемый «отдых» у телевизора;
чрезмерное напряжение зрительного аппарата;
не соблюдение режима дня;
недостаток прогулок на свежем воздухе;
замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);
плохое освещение (избыток света или темнота);
неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);
несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);
стресс;
недостаточная физическая нагрузка;
Гигиена зрения.
Предупредить ухудшения можно, соблюдая с раннего детства рекомендации специалистов, но не многие знают, что за нашими глазами тоже нужен уход, а также необходимо соблюдать гигиену. Что же такое гигиена?
Гигиена - относится к сфере медицины, которая изучает влияние на здоровье разнообразные внешних и внутренних факторов и предлагает меры по снижению их негативного действия на организм. Наряду с личной гигиеной, состоящей из ряда санитарных правил, существует и гигиена органов зрения, направленная на сохранение и укрепления органов зрения. Она состоит из нескольких профилактических мероприятий, которые легко выполнимы даже при отсутствии специальных навыков.
Структуру гигиены глаз принято делить на 3 направления:
сохранение остроты зрения;
укрепление зрения и недопущение прогрессирования зрительных нарушений;
активная защита глаз от негативных внешних и внутренних влияний;
Основные методы гигиены:
соблюдение режима работы и отдыха;
соблюдение степени освещенности;
соблюдение правильной осанки;
правило расстояния при работе за компьютером (не менее 500мм);
употребление, в достаточном количестве витаминов ( A, E, C );
прогулки на свежем воздухе;
защита в летнее время от ультрафиолетовых лучей;
Роль физической активности в предупреждении близорукости:
Для того, чтобы снять спазм глаз, который в дальнейшем может привести к ряду заболеваний существуют специальные упражнения. Главное примечание состоит в том, что все упражнения необходимо выполнять не спеша, без очков и контактных линз. Для своего проекта я разработала комплекс, который занимает не больше 5 минут, но очень эффективен, так как нацелен на проработки основных мышц :
« Большие глаза »Принцип этого упражнения состоит в том, что человек зажмуривается на 3-5 секунд, а затем открывает широко глаза так же на 3-5 минут.
« Восьмерка » Принцип состоит в том, что человек сжимает пальцы в кулак, при этом большой палец выпрямляется и нужно начинать движение от центра зрительного поля, представляя цифру восемь, повторить упражнение 6-8 раз, чередуя направления (по часовой стрелке и против)
« Шторки» Принцип заключается в том, что вам необходимо встать, смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, после чего положить средний палец руки на среднюю линию лица на расстоянии 20-25 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-6 секунд, повторить 6-8 раз.
« Массаж» Вам необходимо закрыть веки и массировать их с помощью круговых движения пальцев, выполнять в течение 1 минуты.
«Завершающий массаж» Вам необходимо так же закрыть веки, тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхние веки 1-3 секунды, повторить 5 раз.
Выявления причины роста нарушения зрения в моей школе:
Чтобы подробно разобраться я узнавала у школьников разных возрастных категорий, из-за чего по их мнению у них посажено зрение и вывела основные причины.
К основным причинам нарушения зрения относится:
Чрезмерное времяпровождения за компьютером и телефоном.
Плохое освещение при работе с цветным материалом.
Неправильная осанка.
Авитаминоз.
Наследственность.
Исследование:
Анкетирование.
Для более глубокого изучения своего проекта я провела анкетирование в своей школе. ( приложение №2), а также ознакомительную беседу, , после чего ученики прошли анкетирование и сделали гимнастику для глаз. ( приложение №3) Для более углубленного изучения я составила определенный перечень вопросов, которые представлены в приложении №2.
Анализ.
После того, как я провела анкетирование, я начала выписывать и изучать информацию, ( по материалам анкеты и данных от медицинского работника) после чего провела анализ, который представила в диаграмме. ( приложение №4)
Вывод по результатам исследования
Я выяснила, что у большей части школьников зрение плохое, дети делятся на тех кто носит очки и на тех, кто линзы, больше всего ученики носят очки. У большей части учеников, возникает дискомфорт при занятии и напряжение, сосредоточении глаз на каком-либо объекте. По результатам все ученики у которых имеются проблемы со зрением хотели бы исправить это.
Создание памяток «Как помочь своим глазам»
Для того, чтобы школьники не забывали о том, как важно ухаживать за своими глазами я создала памятку, нацеленную на поддержание знаний. ( приложение №5) В памятке указано краткое строение глаза, рекомендации и гимнастика для глаз.
Создание макета глаза
Для наглядного примера и большего понимания, я создала макет глаза.( приложение №6)
Заключение
В моей работе была рассмотрена главная проблема всех школьников- плохое зрение, я более подробно узнала, что такое глаз, каково его строение, причины ухудшения, виды болезней у детей школьного возраста. Для того, чтобы убедиться, что это действительно глобальная проблема, я провела практическую часть, где произвела анкетирование, составила буклет и создала макет глаза. В ходе работы я изучила состояние зрения учеников моей школы. При выяснении причин нарушения зрения наших школьников, я пришла к тому же выводу, что и большинство ученых, теперь я с уверенностью могу сказать, что основными причинами ухудшения зрения являются несоблюдение норм освещенности при работе, нарушение гигиенических правил, в некоторой степени наследственность и сопутствующие заболевания.
Приложение
Приложение №1. Глаз. Приложение №3. Проведение анкетирования.
г
Приложение №2. Анкета. Приложение №4.Диаграмма.
Приложение №5. Памятка. Приложение №6. Макет глаза.
Список литературы:
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Глаз_человека#Строение_глаза_человека
2.https://www.neurology.ru/monografii-rukovodstva-i-metodicheskie-rekomendacii/zrenie-mozg-dvizhenie
3.https://www.eyeclinic.ru/news/20/24650/
4.https://www.invitro.ru/library/bolezni/29547/
5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Близорукость
6.https://www.ochkov.net/wiki/binokulyarnoe-zrenie-chto-eto-takoe-i-kak-voznikaet.htm
7.https://retina-center.ru/articles/127-ostrota-zreniya-i-ee-opredelenie#:~:text=Острота%20зрения%20считается%20тем%20более,друг%20от%20друга%2C%20как%20раздельные
8.https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5edf98219a79472a315d339e
9.https://cmp.medkhv.ru/narushenie-zrenija-u-shkolnikov/
10.https://retina.by/stroenie-glaza-cheloveka/
11.https://mgkl.ru/patient/stroenie-glaza/zritelnyy-nerv
Приложение к работе.
Рис1: Глаз.
Рис2: Глазное яблоко.
Рис3: Радужка глаза.
Рис4: Цилирное( ресничное) тело.
Рис5: Хориодея.
Рис6: Отслоение сетчатки.
Рис7: Линзы.( слева дневные, справа ночные)