Глаз. Строение глаза. Ухудшение зрения школьников и методы решения проблемы.

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Глаз. Строение глаза. Ухудшение зрения школьников и методы решения проблемы.

Дранко Т.Е. 1
1МАОУ "СОШ№4" г.Заводоуковск
Иванова Н.В. 1
1учитель биологии и географии
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Проблема:

Мой проект затрагивает проблему острого снижения зрения в школьном возрасте. Можно заметить, что школьники все чаще и чаще стали носить очки, линзы, обращаться в офтальмологические диспансеры.

Актуальность:

Данная исследовательская работа выполнена с целью ознакомления строения глаза, выявления причин спада зрения и о методах решения этой проблемы. Для достижения своей цели я изучила литературу, провела практическую часть, где провела опрос и составила ознакомительный буклет. Актуальность проекта заключается в том, что все больше и больше людей жалуются, что ни стали хуже видеть, особенно резкий скачок спада зрения мы можем заметить у детей и подростков в школьном возрасте. Из-за чего и как можно помочь с этой проблемой и рассказывает мой проект.

Цель:

Изучить строение глаза, его функции, причины ухудшения зрение и методы решения данной проблемы. Узнать о зрении учащихся в своей школе. Повысить уровень знания школьников, касаемо зрения. Создать буклет и макет глаза.

Задачи:

1.Найти и изучить информацию о строение и функциях.

2. Узнать, что способствует ухудшению зрения, в литературных источниках, интернет – ресурсах.

3.Пообщаться с врачом офтальмологом ГАУЗ ТО ООФД г. Тюмень, выяснить, в каком возрасте чаще всего люди обращаются к специалисту, выяснить актуальность этой проблемы и, что способствует этой проблеме.

3.Подобрать методику решения проблемы, касающуюся ухудшения зрения.

4.Провести анкетирование, нацеленное на выяснения качества зрения среди учащихся в МАОУ «СОШ№4», г. Заводоуковска.

5.Проанализировать информацию, собранную с анкет. Составить обобщение собранной информации в виде статистики.

6. Разработать буклет, который поможет школьникам.

7.Создать макет глаза.

8. Сделать заключение.

Список использованной литературы:

Глаз, мозг, зрение. Дэвид Хантер Хьюбел., издательство «Мир».,1990г.

Отличное зрение. Как восстановить остроту и отказаться от очков. Татьяна Елисеева., « Эксмо-Пресс», 2015 г.

Клинические лекции по офтальмологии. С.Н.Басинский, Е.А.Егоров., 2018 г.

https://mntk-nsk.ru/stroenie-glaza

https://www.acuvue.ru/vision-and-correction/maintaining-healthy-eyes/anatomy-of-the-eye

Клейборн, Фарндон, Френд: Анатомия человека. Самая полная современная энциклопедия., «Манн, Иванов и Фербер», 2022 г.

Струков А. И., Серов В. В. Патологическая анатомия : учебник / А. И. Струков, В. В. Серов. - 5-е изд.,

Степень изученности данного вопроса:

В своем проекте я глубоко изучила, что такое глаз его строение, причины ухудшения зрения у школьников, вывела рекомендации и создала гимнастику для глаз, в помощь ученикам.

Личный вклад в решение проблемы:

В своем проекте личный вклад заключается в подробном разборе информации, изучение методов, которые подходят для школьников, а также в составлении анкеты, сбора информации, касаемо моей школы, составлении статистики и разработки памятки.

ХОД РАБОТЫ

Что такое глаз?

Глаз — это сенсорный орган (орган зрительной системы) животных, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения. ( приложение №1)

Как устроен глаз?

2.1Глазное яблоко.

Глазные яблоки расположены в глазницах – это костных впадинах, которые защищают их от травм и внешних воздействий. В глазницах также находятся вспомогательные органы зрительной системы: слезная железа, мышцы, нервы, артерии и другие. Все они служат для нормального функционирования глаз.

Глазное яблоко имеет три оболочки:

Наружная, или фиброзная. Она состоит из белой склеры и прозрачной роговицы.

Средняя, или сосудистая. Включает в себя радужку, цилиарное тело и хориодею.

Внутренняя. Состоит из сетчатки.

2.2Хрусталик.

Хрусталик – один из самых главных элементов оптической системы глаза, расположенный в задней глазной камере. Формой хрусталик напоминает двояковыпуклую линзу, передняя поверхность которой имеет более плоскую конфигурацию, а задняя более выпуклую. Толщина хрусталика довольно медленно, но неуклонно увеличивается с возрастом. В норме хрусталик прозрачный, из-за входящим в его состав специальным белкам кристаллинам. Он имеет тонкую такую же прозрачную капсулу - хрусталиковый мешок.

2.3Роговица.

Роговица, представляет собой прозрачную переднюю часть глаза, которая покрывает радужную оболочку, зрачок и переднюю камеру. Наряду с передней камерой и хрусталиком роговица преломляет свет, составляя примерно две трети общей оптической мощности глаза.

2.4Зрачок.

Зрачок — это центральное отверстие в радужке глаза оно изменяет свой диаметр и тем самым регулирует количество света, попадающего на сетчатку, и фокусирует изображение.

Строение зрачка предельно просто: сам по себе он представляет круглое отверстие. Но для выполнения его в основной функции служат ближайшие мышцы — сфинктер и дилататор. Сфинктер сужает зрачок, а дилататор — расширяет.

2.5Передняя камера глаза.

Передняя камера помещается сразу за роговицей, отграниченная сзади радужной оболочкой. Расположение задней камеры - непосредственно за радужкой. Главная функция камер глаза - организация нормальных взаимоотношений внутриглазных тканей, а кроме того участие в проведении к сетчатки глаза световых лучей. Переднюю камеру снаружи ограничивает внутренняя поверхность роговой оболочки – ее эндотелиальный слой, по периферии - наружная стенка угла передней камеры, сзади же, передняя поверхность радужки и передняя капсула хрусталика. Глубина ее неравномерна, в области зрачка она наибольшая и достигает 3,5 мм, постепенно уменьшаясь дальше к периферии.

2.6Склера.

Склера - плотная непрозрачная часть фиброзной (наружной) оболочки глазного яблока (одну шестую часть наружной оболочки составляет роговица – прозрачная часть).Склера глаза состоит из хаотично расположенных коллагеновых волокон, обеспечивающих ее прочную структуру. Благодаря тому, что данная оболочка является непрозрачной, лучи света не в состоянии проникнуть через нее на сетчатку. Это обеспечивает защиту сетчатки от повреждения чрезмерным количеством световых лучей.

2.7Сетчатка.

Сетчатка – это самая внутренняя оболочка глаза, являющаяся высокодифференцированной нервной тканью, играющей важнейшую роль в обеспечении зрения .Сетчатка состоит из десяти слоев, содержащих нейроны, кровеносные сосуды и другие структуры. Уникальность строения сетчатки обеспечивает функционирование зрительного анализатора.

Сетчатка имеет две основные функции: центральное и периферическое зрение. Их осуществление обеспечивается специальными рецепторами – палочками и колбочками. Данные рецепторы трансформируют световые лучи в нервные импульсы, которые далее по зрительному тракту передаются в ЦНС.

2.8Стекловидное тело.

Стекловидное тело – прозрачная гелеобразная структура, заполняющая объем полости глаза позади хрусталика. Стекловидное тело снаружи ограничено тонкой мембраной, внутри имеет несколько трактов и каналов. Во внутриутробном периоде данная структура закладывается на ранних этапах развития, в этот период развития внутри стекловидного тела находится гиалоидная система. Она включает гиалоидную артерию, (кровоснабжающую ) формирующийся хрусталик и частично переднюю часть глазного яблока.

Функции:

является прозрачной структурой и обеспечивает проведение световых лучей до сетчатки;

обеспечивает постоянство внутриглазного давления, что необходимо для нормального метаболизма и функционирования органа зрения в целом;

является формообразующим элементом – обеспечивает нормальное расположение внутриглазных структур (хрусталика, сетчатки);

компенсирует перепады внутриглазного давления , возникающие при резких движениях, механическом воздействии.

2.9Зрительный нерв.

Зрительный нерв - пучок нервных волокон, обеспечивающий передачу нервных импульсов, которые вызваны световым раздражением, к зрительному центру коры затылочной доли мозга от сетчатой оболочки глаза. От чувствительных клеток сетчатой оболочки нервные волокна собираются в зрительный нерв у заднего полюса глаза. Общее число нервных волокон, которые образуют зрительный нерв, составляет немногим более 1 млн, и их количество с возрастом постепенно уменьшается. Зрительный нерв берет свое начало в диске зрительного нерва, а заканчивается в хиазме. У взрослого человека, его длина составляет 35 - 55 мм. Зрительный нерв изогнут подобно литере S, что создает препятствие его натяжению во время движения глазом. Практически на всем своем протяжении, зрительный нерв, как и головной мозг, имеет три оболочки.

Виды оболочки:

Твердая

Паутинная

Мягкая

Пространства между ними заполнено сложного состава жидкостью.

Нарушения зрения

В наше время большое количество людей страдают нарушением зрения. Самыми распространенными, среди школьников являются:

•Близорукость (заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные на дальнем расстоянии.)

•Дальнозоркость (заболевание, при котором человек плохо различает предметы, расположенные близко.)

•Астигматизм ( дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, оно выражается в неправильной фокусировкой.)

•Амблиопия( или как еще называют («ленивый глаз») - это нарушение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе.

•Косоглазие(нарушение положения глаз, при котором выявляется отклонение одного или обоих глаз поочередно при взгляде прямо.)

•Астенопия (быстрое утомление глаз и различные варианты симптомов зрительного напряжения.)

Существуют различные причины, влияющие на снижение зрения. Самыми распространенными являются: врожденные, приобретенные и наследственные факторы. Популярней всего приобретенный фактор, и чаще всего зрение снижается в школьное время. Самый резкий спад, наблюдается в первые 3 года обучения. Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации (чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается.) Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

Основные причины нарушения зрение:

длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;

так называемый «отдых» у телевизора;

чрезмерное напряжение зрительного аппарата;

не соблюдение режима дня;

недостаток прогулок на свежем воздухе;

замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);

плохое освещение (избыток света или темнота);

неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);

несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);

стресс;

недостаточная физическая нагрузка;

Гигиена зрения.

Предупредить ухудшения можно, соблюдая с раннего детства рекомендации специалистов, но не многие знают, что за нашими глазами тоже нужен уход, а также необходимо соблюдать гигиену. Что же такое гигиена?

Гигиена - относится к сфере медицины, которая изучает влияние на здоровье разнообразные внешних и внутренних факторов и предлагает меры по снижению их негативного действия на организм. Наряду с личной гигиеной, состоящей из ряда санитарных правил, существует и гигиена органов зрения, направленная на сохранение и укрепления органов зрения. Она состоит из нескольких профилактических мероприятий, которые легко выполнимы даже при отсутствии специальных навыков.

Структуру гигиены глаз принято делить на 3 направления:

сохранение остроты зрения;

укрепление зрения и недопущение прогрессирования зрительных нарушений;

активная защита глаз от негативных внешних и внутренних влияний;

Основные методы гигиены:

соблюдение режима работы и отдыха;

соблюдение степени освещенности;

соблюдение правильной осанки;

правило расстояния при работе за компьютером (не менее 500мм);

употребление, в достаточном количестве витаминов ( A, E, C );

прогулки на свежем воздухе;

защита в летнее время от ультрафиолетовых лучей;

Роль физической активности в предупреждении близорукости:

Для того, чтобы снять спазм глаз, который в дальнейшем может привести к ряду заболеваний существуют специальные упражнения. Главное примечание состоит в том, что все упражнения необходимо выполнять не спеша, без очков и контактных линз. Для своего проекта я разработала комплекс, который занимает не больше 5 минут, но очень эффективен, так как нацелен на проработки основных мышц :

« Большие глаза »Принцип этого упражнения состоит в том, что человек зажмуривается на 3-5 секунд, а затем открывает широко глаза так же на 3-5 минут.

« Восьмерка » Принцип состоит в том, что человек сжимает пальцы в кулак, при этом большой палец выпрямляется и нужно начинать движение от центра зрительного поля, представляя цифру восемь, повторить упражнение 6-8 раз, чередуя направления (по часовой стрелке и против)

« Шторки» Принцип заключается в том, что вам необходимо встать, смотреть прямо перед собой 2-3 секунды, после чего положить средний палец руки на среднюю линию лица на расстоянии 20-25 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-6 секунд, повторить 6-8 раз.

« Массаж» Вам необходимо закрыть веки и массировать их с помощью круговых движения пальцев, выполнять в течение 1 минуты.

«Завершающий массаж» Вам необходимо так же закрыть веки, тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхние веки 1-3 секунды, повторить 5 раз.

Выявления причины роста нарушения зрения в моей школе:

Чтобы подробно разобраться я узнавала у школьников разных возрастных категорий, из-за чего по их мнению у них посажено зрение и вывела основные причины.

К основным причинам нарушения зрения относится:

Чрезмерное времяпровождения за компьютером и телефоном.

Плохое освещение при работе с цветным материалом.

Неправильная осанка.

Авитаминоз.

Наследственность.

Исследование:

Анкетирование.

Для более глубокого изучения своего проекта я провела анкетирование в своей школе. ( приложение №2), а также ознакомительную беседу, , после чего ученики прошли анкетирование и сделали гимнастику для глаз. ( приложение №3) Для более углубленного изучения я составила определенный перечень вопросов, которые представлены в приложении №2.

Анализ.

После того, как я провела анкетирование, я начала выписывать и изучать информацию, ( по материалам анкеты и данных от медицинского работника) после чего провела анализ, который представила в диаграмме. ( приложение №4)

Вывод по результатам исследования

Я выяснила, что у большей части школьников зрение плохое, дети делятся на тех кто носит очки и на тех, кто линзы, больше всего ученики носят очки. У большей части учеников, возникает дискомфорт при занятии и напряжение, сосредоточении глаз на каком-либо объекте. По результатам все ученики у которых имеются проблемы со зрением хотели бы исправить это.

Создание памяток «Как помочь своим глазам»

Для того, чтобы школьники не забывали о том, как важно ухаживать за своими глазами я создала памятку, нацеленную на поддержание знаний. ( приложение №5) В памятке указано краткое строение глаза, рекомендации и гимнастика для глаз.

Создание макета глаза

Для наглядного примера и большего понимания, я создала макет глаза.( приложение №6)

Заключение

В моей работе была рассмотрена главная проблема всех школьников- плохое зрение, я более подробно узнала, что такое глаз, каково его строение, причины ухудшения, виды болезней у детей школьного возраста. Для того, чтобы убедиться, что это действительно глобальная проблема, я провела практическую часть, где произвела анкетирование, составила буклет и создала макет глаза. В ходе работы я изучила состояние зрения учеников моей школы. При выяснении причин нарушения зрения наших школьников, я пришла к тому же выводу, что и большинство ученых, теперь я с уверенностью могу сказать, что основными причинами ухудшения зрения являются несоблюдение норм освещенности при работе, нарушение гигиенических правил, в некоторой степени наследственность и сопутствующие заболевания.

Приложение

Приложение №1. Глаз. Приложение №3. Проведение анкетирования.

г

Приложение №2. Анкета. Приложение №4.Диаграмма.

Приложение №5. Памятка. Приложение №6. Макет глаза.

Список литературы:

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Глаз_человека#Строение_глаза_человека

2.https://www.neurology.ru/monografii-rukovodstva-i-metodicheskie-rekomendacii/zrenie-mozg-dvizhenie

3.https://www.eyeclinic.ru/news/20/24650/

4.https://www.invitro.ru/library/bolezni/29547/

5.https://ru.wikipedia.org/wiki/Близорукость

6.https://www.ochkov.net/wiki/binokulyarnoe-zrenie-chto-eto-takoe-i-kak-voznikaet.htm

7.https://retina-center.ru/articles/127-ostrota-zreniya-i-ee-opredelenie#:~:text=Острота%20зрения%20считается%20тем%20более,друг%20от%20друга%2C%20как%20раздельные

8.https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5edf98219a79472a315d339e

9.https://cmp.medkhv.ru/narushenie-zrenija-u-shkolnikov/

10.https://retina.by/stroenie-glaza-cheloveka/

11.https://mgkl.ru/patient/stroenie-glaza/zritelnyy-nerv

Приложение к работе.

Рис1: Глаз.

Рис2: Глазное яблоко.

Рис3: Радужка глаза.

Рис4: Цилирное( ресничное) тело.

Рис5: Хориодея.

Рис6: Отслоение сетчатки.

Рис7: Линзы.( слева дневные, справа ночные)

Просмотров работы: 379