Введение
Экология –это наука, изучающая взаимодействия живых организмов. Мы не задумываемся о том, что не только необходимо отслеживать экологическое состояние населенных пунктов, но также и необходимо обращать внимание на экологию помещений. Школьное помещение - как искусственная система существует за счет поступления энергии и ресурсов. Неблагоприятные экологические условия могут вызывают различные нарушения и некомфортное состояние. Данная работа посвящена исследованию механизмов декорирования классной комнаты, как фактор влияющий на организмы, находящиеся в данной системе.
Гипотеза: если в учебных кабинетах будет благоприятная экологическая среда (много растений, картин, приятные цветовые решения стен), то детям будет более комфортно учиться.
Цель работы–изучить экологическое состояние школьного кабинета. Для этого необходимо выявить влияние цветового оформления кабинета на восприятие учащихся, а также роль растений и картин в декоре интерьера учебного помещения. Автором были определены следующие задачи:
1.изучить литературные источники о влиянии цвета, растений и декора на восприятие учащихся;
2.провести исследование школьного кабинета;
3.выявить наиболее благоприятные условия для учебного кабинета;
4.провести анкетирование одноклассников
5.проанализировать полученную информацию и сделать выводы.
Объект исследования: учебные помещения МАОУ «ЦО №7»
Предмет исследования: экологическое состояние школьных кабинетов.
Используемые методы: теоретического анализа литературы и других источников; анкетирование; изучения, обобщения и анализа результатов, сравнение, синтез.
Актуальность темы обусловлена тем, что образование занимает неотъемлемую и значительную часть жизни каждого современного человека, а потому это процесс должен быть одновременно и комфортным для учеников и педагогов, и максимально эффективным. Обучение происходит всегда в специальных помещениях, и его интерьер может влиять на состояние обучающихся, в том числе повышать их работоспособность. Чтобы поспособствовать этому, необходимо создать правильные условия.
Практическая значимость: результаты нашего исследования имеют практическую значимость и важны не только для нашей школы, но и для всех, кого беспокоит состояние здоровья современного школьника – от администратора и медработника, до классного руководителя.
Глава 1
1.1. Требования к школьному кабинету
Какими должны быть требования к учебному кабинету? Различные заведения сами устанавливают правила, по которым должен оформляться кабинет, однако существуют и специальные нормы, установленные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, которые обеспечивают наиболее комфортное обучение.
Итак, согласно им, обстановка помещения обязательно должна строиться на основе следующих условий:
- площадь учебных кабинетов для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательном процессе, принимается из расчета: не менее 2,5-3,6 м² на обучающегося, в зависимости от формы занятий: фронтальная, групповая или индивидуальная, а также в зависимости от того, было здание построено давно, или строилось совсем недавно.
- потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей или трещин, и уж тем более без признаков поражений грибком.
- полы должны быть покрыты паркетом, плиткой, досками или линолеумом, причем скольжение плитки не допускается. Они также должны быть лишены щелей, дефектов и механических повреждений.
- материалы, используемые для строительства и отделки, должны быть безопасными для здоровья детей.
Требования к оборудованию и помещениям учреждений общего образования:
- количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено здание.
- существуют разные виды ученической мебели, которые могут быть использованы в зависимости от назначения учебных помещений: школьная парта, столы аудиторские, столы ученические, чертежные, лабораторные в комплекте со стульями, конторки и многие другие. Не допускается использование табуреток, скамеек в качестве стульев.
- ученическая мебель должна быть изготовлена из безвредных для их здоровья материалов
- места для занятий не должны быть удалены от окна более, чем на 6,0м.
- в учреждениях первого климатического района между столами и наружной стеной должно быть не менее 1
- классные доски (те, что используются с мелом) должны быть тёмно-зелёными
- интерактивные доски должны быть равномерно освещены
Требования к воздушно-тепловому режиму.
- температура воздуха должна находиться в пределах 18-24°С, в зависимости от условий климата.
- учебные помещения должны время от времени подвергаться сквозному проветриванию, время которого определяется погодными условиями, ветром, эффективностью отопительной системы.
Требования к естественному и искусственному освещению.
Естественное освещение.
- естественное освещение должно быть спроектировано так, чтобы оно было с левой стороны, а при глубине учебных помещений более 6м. необходим правосторонний подсвет, высотой не менее 2,2м. от пола.
- исключено направление основного света спереди или сзади
- окна обязаны быть ориентированы на восточные, южные и юго-восточные стороны горизонта.
- светопроемы учебных помещений должны быть обеспечены шторами с длиной не ниже уровня подоконника
- лучше всего использовать шторы светлых тонов, с достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, не снижающими уровень естественного освещения. Не допускается использование штор, ограничивающих естественную освещенность
- не следует закрашивать оконные стекла, а также размещать на подоконниках цветы. Лучше всего располагать их в переносных цветочницах или в подвесных кашпо между окнами
Искусственное освещение.
- искусственной освещение должно обеспечиваться в основном потолочными светильниками в белом, тепло-белом и естественно-белом спектрах
- не следует сочетать люминесцентные лампы с лампами накаливания
- не имеющая собственного свечения классная доска должна быть оборудована специальными средствами освещения досок. [3]
Таким образом, можно сделать вывод, что существует ряд требований, на которые никто повлиять не в праве, и потому оформлять кабинеты необходимо строго в их рамках. Только в этих пределах возможно как-либо действовать ради повышения комфорта учащихся.
1.2. Цветовое оформление кабинета
Цветовые предпочтения разнятся от человека к человеку, но, тем не менее, какими бы ни были вкусы отдельно взятого индивидуума, нельзя отрицать тот факт, что наше врожденное восприятие, воспитанное в нас природой, зачастую вызывает у нас схожие эмоции при взгляде на какие-либо цвета и их оттенки.
Так, красный цвет во многом ассоциируется с силой и упорством. Доказано также, что яркие цвета ускоряют пульс, в то время как холодные оттенки (например, синего цвета) добиваются противоположного – успокаивающего – эффекта.
Именно поэтому при оформлении классной комнаты в первую очередь необходимо учитывать обобщающие факторы и стараться привести цветовые сочетания к идеальному балансу – так, чтобы дети, находясь в помещении, были настроены на плодотворную работу.
Рекомендуемыми цветами для оформления стен учебного помещения зачастую являются постельные тона – так внимание учеников не концентрируется на окружении и, кроме того, минимизируется чувство возбуждения или переутомления, которые вызывались бы яркими насыщенными тонами.
Желтый, зеленый, голубой и бежевый – постельные тона именно этих цветов чаще всего предлагают использовать для оформления стен. Желтый и зеленый по большей части настраивают на работу, голубой способствует расслабленности, а бежевый меньше всего привлекает к себе внимание.
Практически все другие оттенки синего и близкие к ним оттенки зеленого, оттенки фиолетового, красного и розового, а также черный, белый, и любые яркие тона противопоказаны к использованию их в качестве основного цвета стен, так как, например, насыщенный синий вызывает чувство сонливости, красный и розовый – излишне поднимает возбудимость, черный и фиолетовый вызывают чувство подавленности, а белый делает интерьер пустым и, соответственно, просто не вызывает никакого настроя.
Однако, многие оттенки красного, оранжевого, розового и белого вполне могут использоваться как дополнение к интерьеру классной комнаты и таким образом благотворно влиять на восприятие учеников.
Помещение, правильно оформленное в двух-трех основных тонах, будет смотреться гораздо выигрышнее, чем-то же помещение в одном или в пяти и более. Важно балансировать между чувством пустоты и перегруженностью – оба они плохо влияют на работу и, соответственно, понимают эффективность обучающегося.
Важно также уметь расставлять акценты – внимание должно быть устремлено на доску и на учебные материалы, расположенные на стенах класса. Это можно решить более темным оформлением отдельных элементов. [1]
Таким образом, все кабинеты могут быть оформлены в одном стиле, но замечено, что на младшие классы гораздо более благотворное влияние оказывают теплые тона, в то время как на средние и старшие – более холодные.
1.3. Использование в интерьере растений и картин
1.3.1. Растения в интерьере
Растения являются отличным выбором для того, кто хочет внести разнообразие в оформление интерьера. Они могут украшать не только подоконники, стены и углы, но могут даже и висеть по центру комнаты – все их функции ограничиваются лишь фантазией человека, решившего подумать над подселением в свое жилище подобных соседей.
Большие, средние, маленькие, простые или пестрые – каждому из них можно найти применение в декоре, но самое главное – это рассчитывать свои силы и понимать, что растения – это часть живой природы, и каждому из них нужны условия и определенный уход.
Чтобы не изматывать себя и не перегружать жилое пространство, владелец может ограничиться лишь небольшим количеством различных растений, которые будет просто вписать куда угодно.
Растения в доме могут выполнять самые различные функции, в их число входят:
- заполнение пространства;
- фон для других, более выделяющихся элементов декора;
- создание нужного объема комнаты – ее визуальное увеличение или уменьшение;
- разделение одной комнаты на функциональные части – своего рода «перегородки» вместо использования ширм.
Существует несколько правил, согласно которым следует оформлять комнату.
Стоит помнить о том, что слишком много крупных растений не следует использовать для оформления небольших комнат (а классная комната никогда не будет являться большой) – они не только создадут ощущение тесноты комнаты в визуальном плане, но и на самом деле заберут ощутимую долю места в физическом смысле, если комната и впрямь не блещет своими габаритами. Для оформления таких комнат самым лучшим выбором будут небольшие растения в горшках или подвесные кашпо.
С визуальным подъемом потолков отлично справятся растения, тянущиеся к верху, однако не стоит перебарщивать – ведь кабинет для учащихся в первую очередь спроектирован под учебный процесс, и уж затем под эстетические наслаждения. Так что перебарщивать с растениями не стоит.
То, как в целом оформлена комната, влияет на то, какие растения следует в ней разместить. Расписных обоев в классных комнатах не встретишь так что для однотонных стен учебного помещения подойдут растения с мелкими листьями, и, может быть, цветами – но нее на уровне глаз, иначе внимание ребенка будет сосредоточено на них.
Важны также и сочетания больших и маленьких растений – при должном расположении они будут только дополнять друг друга.
Не малую роль играют контейнеры, в которых располагаются растения – чаще всего это горшки, кашпо или флорариумы. Они могут быть исполнены в самых разнообразных формах и окрашены в разные тона, однако в школьном кабинете они должны быть однотонны и иметь тот же оттенок, что и часть основных элементов интерьера кабинета.
Однако самым главным пунктом в перечислении правил по оформлению комнаты растениями все еще остаются правила ухода. Теплолюбивые растения нельзя помещать в холодные классы, а светолюбивые нельзя прятать по углам. Условия – вот, что является самым важным критерием. В первую очередь, важно знать, будет ли растение здорово в условиях классной комнаты.
Для этих целей важнее всего брать неприхотливые растения: в рабочих условиях никто не будет следить за флорой так тщательно, как это происходило бы в условиях дома. Так что следует выбирать растения, стойкие к разнообразным факторам среды.
Кроме того, растение не должно быть ядовитым, чтобы ненароком не попортить жизнь какому-нибудь особенно любопытному ребенку. Растение также не должно иметь резких запахов и не должно обильно и часто цвести – это будет сильно отвлекать, а для детей-аллергиков это может стать причиной приступа. см. Приложение 2. [4]
Стоит обратить внимание на растения, которые выделяют кислород – это способствует мыслительным процессам, что немаловажно в условиях школы. Очень кстати будут и те растения, которые очищают окружающий воздух от загрязнений. Иными словами, растения в классной комнате – это не только эстетично, но и, в первую очередь, полезно и функционально.
1.3.2. Картины в интерьере
Итак, мы рассмотрели случаи оформления класса разнообразной флорой. А что же до картин? Они не могут быть особенно важной частью интерьера – все-таки учитель, доска и учебники имеют гораздо больший приоритет. Однако небольшие композиции дадут глазам отдохнуть, дабы сделать учебный процесс комфортным. Существует несколько приемов, помогающих правильно сделать акцент на картинах.
Освещение
Зачастую картинам нужна подсветка, чтобы правильно расставить акценты. Однако в классной комнате право на подобную роскошь имеет лишь доска, так что самым лучшим выходом для привлечения внимания к картине будет обычный принцип не прятать их по углам и заручиться поддержкой естественного освещения. Но все еще не стоит забывать о том, что картина не должна быть слишком яркой и выделяющейся – здесь ситуация такая же, как и с цветами.
Уровень размещения картин
Не стоит помещать картины на уровне глаз. Ученик должен быть сосредоточен на книге или доске, картина здесь лишь является вспомогательным элементом декора – чтобы не уставали глаза и было, за что «зацепиться». Самый лучший вариант – помещать картины где-нибудь наверху, чтобы дети не могли наткнуться на них взглядом по случайности.
Группирование
Если уж вы решили рискнуть и разместить в кабинете группу картин, то для их размещения на одной стене следует расположить их так, что в центре которой будет находиться та картина, на которой хочется поставить акцент. Нельзя располагать таким образом слишком большие картины, а сами они должны гармонировать между собой по общему стилю и направленности цветовой гаммы.
Хорошее сочетание, например, может быть между сериями батика и акварелей, или же работы маслом и акварелью, объединенных одной цветовой гаммой и темой.
Группировка картин на стене не должна идти по возрастанию или убыванию – все это внесет дисбаланс и излишнюю нагрузку на внимание детей, как тому же попортив визуальное изменение размера комнаты и внесет в ее оформление хаос, уничтожив любое стремление к работе.
Кроме стен, картины можно также размещать и на полках шкафа – наличие маленьких картин никаким образом не перетащит на себя основное внимание, и, кроме того, будет гораздо проще убирать ненужные картины и организовывать размещение новых.
Важной составляющей картины является рамка. Рамки лучше нее делать массивными, и самое лучшее оружие здесь – простота. Самое важное правило в оформлении классной комнаты картинами заключается в том, что самым универсальными рамками являются рамки из дерева. Они просты, удобны, и, главное, точно не превратят классную комнату в дом искусств. [2]
Итак, при выполнении всех правил и условий, растения будут гармонировать с картинами, а все это вместе – с интерьером классной комнаты, которую они украшают. Это способствует наиболее приятной обстановке в классной комнате, а также комфорту глаз. Таким образом, дети более готовы получать новые знания.
Глава 2.
2.1. Исследование школьного кабинета
Изучение школьного кабинета состояло из двух частей:
1.Изучение соответствия кабинета санитарным нормам и правилам.
2.Мнение учащихся о комфортной и благоприятной обстановке в кабинете.
Для изучения мы взяли школьные помещения МАОУ «ЦО №7» им. Героя РФ Ю.С. Игитова г.Нижняя Салда
На первом этапе изучения мы остановились на следующих показателях:
Размеры помещения, цветовое оформление кабинета, наличие растений и картин.
1.Размеры полностью соответствуют санитарным нормам кабинета и отслеживаются специальными службами.
2.Кабинеты в нашей школе преимущественно окрашены в нежно -желтые, розовые, зеленые тона.
3.Картины преимущественно есть в кабинетах изобразительного искусства и кабинетах русского языка и литературы
4.Растений в кабинетах почти нет. Из-за карантинных ограничений в школе мало растений. А ведь зелёные растения, которые могли бы быть в наших учебных кабинетах поглощают углекислый газ и выделяют кислород, повышают влажность воздуха.
Можно сделать вывод, что школьные кабинеты соответствуют основным нормам и в кабинетах достаточно комфортно, но не хватает растений. Поэтому при анкетировании мы особое внимание уделили именно растениям.
На втором этапе было проведено анкетирование с учащимися 7-х классов. В анкетировании приняли участие 73 человека , которые ответили на следующие вопросы:
1.Комфортно ли вам находится и учиться в школьных кабинетах?
2. Как вы считаете нужны ли растения в кабинетах?
3.Какие растений нужны в кабинетах?
4. Для чего нужны растения в кабинетах?
5. Могут ли растения принести вред ученикам?
6. Готовы ли вы ухаживать и разводить цветы в классе, в школе?
На первый вопрос: да - 89%, нет-11%, ребятам комфортно находится в школьных кабинетах.
На второй вопрос: да-93%, Нет-7%, большинство ребят приветствуют наличие растений в школе
На третий вопрос: Кактусы-23%, Фикус-7%, Папаратники-15%, Любые растения-26%, Цветущие-23%, никакие-6%; однозначного ответа на этот вопрос нет, но большинство ребят все же хотят видеть в школе растения
На четвертый вопрос: для выделения кислорода-75%, для красоты-16%, для запаха-9%. Учащиеся знают ,что растения в первую очередь –это источник кислорода. И только потом красота и ароматы цветов.
На пятый вопрос: да-56%, нет-44%. Мнения разделились пополам, так как действительно много декоративных растений содержат ядовитый сок, а цветы могут вызывать аллергию.
На шестой вопрос: да-38%, нет-62%.К сожалению, не все учащиеся любят и хотят ухаживать за растениями.
После проведения анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся обращают внимание на растения в школе и хотят, чтобы в школе были растения. Ведь растения не только делают интерьер комфортнее и красивее, но и насыщают воздух кислородом. Вот только ухаживать за растениями любят немногие.
Мне бы хотелось, чтобы в школе вновь появились растения, модель одного кабинета я попробовал создать. см.Приложение 4. При разработке модели я выбрал растения, которые не приносят вред и не вызывают аллергию. И хотел бы вас познакомить с этими растениями.
Известно, что растения способны улучшать микроклимат помещения, очищать воздух, убивать болезнетворных бактерий. Кроме того, ребята сами могут ухаживать за цветами. Такая забота развивает эмпатию, учит ценить живую природу и бережней относится к ней и друг другу.
Какие же цветы лучше всего выбрать для школьного класса?
К безопасным растениям, которые рекомендуется размещать в детских и лечебных учреждениях, относятся: Бегония, Гибискус, Алоэ (сорта без колючек), Каланхоэ и толстянка (крассула) с крупными листьями, которые удобно протирать от пыли, Традесканция, Узамбарская фиалка (сенполия), Глоксинии, Нефролепсис (папоротник), Сансевиерия (щучий хвост) теневынослива и неприхотлива, терпит недостаток влаги и света, сквозняки. [4] Данные растения не прихотливы в уходе и безопасны для окружающих. Поэтому могут быть выращены в школе. см Приложение 1.
Заключение
От экологической обстановки зависит здоровье человека, а экологическая обстановка в школьных помещениях влияет как на здоровье, так и на психику школьников. Наша школа является местом, где мы учимся, играем, дружим, живем.
В процессе работы мы познакомились с основными принципами оформления школьного кабинета, узнали об его оформлении растениями и картинами, а также открыли для себя общепринятые нормы организации учебного кабинета. Были раскрыты общие положения санитарных норм учебного помещения и рассмотрены основные методы оформления, нацеленного на максимально комфортное состояние учеников. Также было проведено исследование школьных помещений и изучено мнение учащихся школы о наличии растений в школе. Мной была изготовлена модель одного из кабинета нашей школы.
На основе всего вышеизложенного гипотеза полностью была подтверждена. Таким образом можно сделать вывод, что нужно не только учитывать соответствие санитарных норм школьных помещений, и использовать мягкие и холодные цветовые решения в окраске стен, но также наличие растений играет большую роль в улучшении микроклимата помещений делают кабинеты комфортными и уютными. Ведь школа это наш второй дом!
Литературные источники:
Базыма Б. А. кандидат психологических наук. — Цвет и психика. Монография. Харьков, 2001.
Роуэн Тидди. Дизайн Интерьеров. - Арт-родник,2008
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. (СанПиН 2.4.2. 2821– 10)
Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: учеб. пособие 8 класс/ М.З. Федорова, В.С. Кумченко, Г.А. Воронина. - М.: Просвещение, 2012.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4