Озеленение и благоустройство пришкольной территории

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Озеленение и благоустройство пришкольной территории

Амбросенков И.А. 1Орещенков И.Г. 1Перепечина А.В. 1Пырхалев Б.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 г. Рудня»
Комарова Г.И. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1 г. Рудня»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема благоустройства школьной территории актуальна с первых лет ее существования и не утратила своей важности по сегодняшний день, поскольку является лицом школы и эффективным средством формирования экологической культуры учащихся.

Актуальность проблемы заключается в том, что приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. Благоустройство территории играет важную роль в жизни человека – красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье, создают благоприятный микроклимат.

Особая значимость данной проблемы продиктована еще и тем, что возникла острая необходимость воспитания у школьников экологической культуры, экологической грамотности, эстетического вкуса, формирования чувства ответственности за свою школу и желания изменить ее облик.

Наша школа не является исключением, поэтому решение данной проблемы нашло широкий отклик среди учащихся. Данный проект позволил нам прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дала возможность развивать активную жизненную позицию, а также реализовать творческие способности участников проекта.

Результаты исследований на пришкольной территории подсказали нам пути ее улучшения и легли в основу практической части проекта.

Новизна работы состоит в том, чтобы привлечь внимание учащихся, родителей, общественности к решению данной проблемы.

Цель проекта: реализовать практическую работу, направленную на благоустройство и озеленение пришкольной территории на основе полученных результатов исследований.

Задачи проекта:

Изучить литературу по данному вопросу.

Восстановить историю озеленения школы и оформить альбом.

Провести комплексное исследование на пришкольной территории, проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Реализовать поэтапную практическую и творческую работу на основе полученных результатов исследований.

определить перспективы на будущее.

Гипотеза: создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам территории школы и повысить социальную активность.

Объект исследования: пришкольной территория школы.

Предмет исследования: экологическое и эстетическое состояние пришкольной территории.

Методы:

Теоретические:поиск и анализ информации.

Эмпирические наблюдение, описание, измерение, сравнение.

Полученные результаты

Восстановлена история озеленения школы и оформлен альбом.

Получены результаты исследований пришкольной территории.

Заложен молодой яблоневый сад, разбиты клумбы, оформлена центральная дорожка.

Выполнены учащимися творческие работы из бросового материала.

Практическая значимость проекта

Реализация данного проекта будет способствовать:

Формированию экологической грамотности, экологической культуры учащихся, эстетического вкуса;

улучшению экологического состояния пришкольной территории;

приносить насаждение, радовать всех своей красотой, вызывать положительные эмоции, поднимать настроение. 

Основная часть

Глава 1. Пришкольная территория как объект изучения

1.1.Немного из теории изучения пришкольной территории

Работая с литературой, мы узнали, что пришкольная территория – это территория специального предназначения. Она характеризуется ограниченностью использования [4].

Пришкольная территория формируется при проведении нескольких последовательных этапов:

- обследование земельного участка;

- проектирование с применением ландшафтного дизайна;

- реализация созданного проекта;

- уход за объектами.

Дизайн пришкольной территории предполагает продумывание зонирования, подбор растений, кустарников, составление из выбранного материала композиции, создание план- схемы участка, оформление документации.

Элементы дизайна пришкольного участка: цветники, газоны, дорожки.

План-схема пришкольной территории включает визуальный осмотр территории, эскизы, рисунки, чертежи.

Отдельного внимания заслуживает техника безопасности на пришкольном участке. Школьный участок должен быть:

- привлекательным, природно-гармоничным, оригинальным местом отдыха учащихся во внеурочное время;

- решать образовательные и воспитательные цели и задачи;

- местом организации трудовой практики детей.

Вывод: при проектировании пришкольного участка важно учитывать зонирование территории и строго следовать СНиПу (Строительные нормы и правила).

В нашем проекте мы решили обустроить большой участок пришкольной территории и выполнить объемную практическую работу: заложить яблоневый сад, разбить композицию клумб, оформить центральную дорожку.

Эти три зоны находятся рядом, дополняют друг друга и являются лицом школы.

1.2.Расположение школы

Наша школа находится на северо-востоке нашего города, в жилом микрорайоне рис. 1. (приложение 1.).

Крупных промышленных предприятий поблизости нет, но с одной стороны школы в 100 метрах от нее проходит шоссейная дорога, а с другой стороны приблизительно на расстоянии 300 м – окружная крупная шоссейная дорога.

Школа была открыта 29 октября 1963 года рис. 2.

З

Рис. 2. Средняя школа №1

а парты сели 1200 учеников, которые занимались в 2 смены. Параллели классов были заполнены от буквы «А» до буквы «Е». Возглавил школу Павлов Тимофей Павлович. Руководство школы решали ряд важнейших задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников, одной из которых было – озеленение школы, что необходимо для создания благоприятной среды жизнедеятельности учащихся.

Важным условием создания благоприятной среды является наличие зеленых насаждений, которые окружают школу со всех сторон и тем самым создают благоприятные условия.

1.3.История озеленения пришкольной территории

древесными насаждениями

Нашей школе – 60 лет. Ее выпускники за это время посадили немало деревьев и кустарников и тем самым оставили о себе добрую память

В 1964 году был посажен парк у котельной. В 1965 – заложен школьный сад, а в 1968 – аллея вдоль школьной спортивной площадки. Работа по озеленению было продолжена в 70-х. Была высажена еще одна аллея лип с южной стороны школы, а немного позднее аллея лип с западной стороны. В 80-х были высажены каштаны по периметру школы, а в 2000-м посажена берёзовая аллея возле школьного учебно-опытного участка.

В ходе работы мы встречались с учителями-ветеранами, а также с учителями, которые работают в нашей школе в настоящее время, чтобы выяснить, когда и какие были посажены деревья на пришкольной территории.

В результате проделанной работы, мы восстановили историю озеленения пришкольной территории древесными насаждениями.

По собранной нами информации был оформлен альбом «История озеленения пришкольной территории школы древесными насаждениями» и передан в школьный музей рис. 3. (приложение 2.).

1.4.Аллеи Памяти

У чащиеся школы всегда помнили о тех, кто не вернулся со страшных дорог войны. Мы бесконечно благодарны им. В 2015 – была высажена аллея сирени в честь учителей-участников Великой Отечественной войны рис. 4.

В

Рис. 4. Аллея сирени у школы

2020 – заложен «Сад Памяти» в память об участниках Великой Отечественной войны, освободителях нашего города.

А

Рис. 5. Посадка аллеи тюльпанов в память об участниках войны

в 2022 году, в память об участниках войны, была высажена у школы аллея тюльпанов рис. 5.

Глава 2. Пришкольная территория как объект исследований

Продолжением нашей совместной работы стало комплексное исследование пришкольной территории. Для этого мы использовали метод наблюдений и методику Ашихминой Т.Я. «Мониторинг зеленых насаждений населенного пункта» [1].

2.1.Определение видового и количественного состава деревьев и

кустарников на пришкольной территории и их значение

Началом наших исследований стало определение видового и количественного состава деревьев и кустарников на пришкольной территории.

Для определения видового состава был использован «Популярный атлас определитель» автора Новикова В.С. [3].

Полученные результаты исследований и мы поместили втабл.1.

Таблица 1. Видовой и количественный состав деревьев и кустарников

п/п

Вид дерева или кустарника

Количество

Деревья

1.

Берёза бородавчатая (лат. Bétula péndula

18

2.

Липа мелколиственная (лат. Tília cordáta)

14

3.

Конский каштан обыкновенный (лат. Aésculus hippocástanum)

6

4.

Клен остролистный (лат. Ácer platanoídes)

2

5.

Тополь пирамидальный (лат. Populus nigra. Pyramidális)

1

6.

Рябина обыкновенная (лат. Sórbus aucupária)

3

7.

Яблонядомашняя (лат. Malus domestica)

31

Кустарники

1.

Спирея японская (лат. Spiraea japonica)

236

3.

Шиповник морщинистый (лат. Rósa rugósa)

17

4.

Сирень обыкновенная (лат. Syrínga vulgáris)

6

5.

Можжевельник обыкновенный (лат. Juníperus commúnis)

5

Всего

 

Деревья75;

кустарники – 264

Анализ полученных результатов показал, что на пришкольной территории произрастает 7 видов деревьев и 5 – кустарников.

Затем был выделен преобладающий вид среди деревьев.

Полученные результаты мы представили в диаграмме 1.

Диаграмма 1. Древесные породы деревьев пришкольной территории

На диаграмме видно, что преобладающим видом является - яблоня домашняя (лат. Malus domestica).

Используя теоретические данные, следует отметить, что те виды, которые произрастают на пришкольной территории имеют большое значение:

липа остролистная и береза бородавчатая – хорошо поглощают свинец, что очень важно для сохранения здоровья:

тополь является хорошим пылеуловителем;

каштан и рябина обладают фитонцидными свойствами;

клен – устойчив к загрязнению, обладает хорошей защитой от шума.

Кроме того, большинство деревьев, которые были использованы для озеленения пришкольной территории, не только выполняют свою биологическую и экологическую функцию, но и создают красочность. При озеленении пришкольной территории были использованы – многоярусные посади, что позволяет создать хорошие условия для изоляции от шума [3].

Таким образом, мы пришли к выводу, что произрастающие на пришкольной территории древесные насаждения создают благоприятные условия, но видовой состав деревьев и кустарников беден.

На сновании анализа полученных результатов исследований и вывода, мы внесли предложение – расширить видовой состав деревьев и кустарников на пришкольной территории.

2.2. Определение функциональной способности деревьев

Продолжением наших исследований сталоопределение функциональной способности деревьев. Мы решили выяснить, достаточный ли количественный состав деревьев, который произрастает на пришкольной территории, чтобы обеспечить здоровое дыхание учащимся и всем сотрудникам школы.

Для этого мы подсчитали общее количество всех участников образовательного процесса, число которых составило – 415 человек.

Используя теоретические данные (дерево средней величины за сутки выделяет столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек), было рассчитано количество человек на одно дерево, по формуле: A = М × D,

где A – количество участников образовательного процесса, М – количество человек на одно дерево, D – общее количество деревьев [1].

В результате математического действия по формуле: А = 3 × 75, было получено число – 225.

Анализ полученных результатов показал, что количественный состав деревьев имеет низкую функциональную способность т.к. данное количество деревьев не может обеспечить здоровое дыхание всем участникам образовательного процесса.

Следует отметить, что весной 2019 года парк с южной стороны школы был полностью спилен. Нам никто не смог, объяснить по какой, причине, но это заметно сказалось на функциональной способности древесных насаждений пришкольной территории.

В настоящее время недостаток функциональной способности количественного состава деревьев компенсируется древесными насаждениями городского парка, который находится в 50 метрах от школы.

На основании анализа полученных результатов мы пришли к выводу, что необходимо увеличить посадки молодых деревьев на пришкольной территории и эта работа запланирована нами на будущее.

На сновании анализа полученных результатов исследований и вывода, мы предложили увеличить количественный состав деревьев и кустарников и запланировали эту работу на будущее.

2.3. Оценка жизненного состояния древесных насаждений

пришкольной территории

Следующим исследованием было определение жизненного состояния древесных насаждений с последующей оценкой. Оценка жизненного состояния деревьев проводилась нами по внешним признакам поражения кроны и ствола по универсальной методике, разработанной В. А. Алексеевым [5].

Общий вид деревьев характеризуются 6-ю категориями их жизненного состояния и представлен в табл. 2.

Таблица 2. Внешние признаки жизненного состояния деревьев

1 категория

По внешним признакам здоровые деревья. У них густая, нормально развитая крона. Сухие ветви отсутствуют.

2 категория

Ослабленные деревья. Крона деревьев несколько разреженная. Есть сухие ветви.

3 категория

Сильно ослабленные деревья. Кроны их заметно разрежены. Деревья начинают усыхать.

4 категория

Усыхающие деревья, окончательно потерявшие жизнеспособность.

5 категория

Погибшие деревья, сухостой текущего года. Деревья без зелени.

6 категория

Старый сухостой. Деревья погибли несколько лет тому назад. У них сохранились только наиболее толстые ветви, отпадает кора.

Оценка жизненного состояния деревьев по вышеуказанным категориям производилась визуальным способом, учитывая описанные выше показатели.

Анализ полученных результатов показал, что большинство растений можно отнести к 1 категории, а именно –51. Ко второй категории мы отнесли 24 дерева. Это были яблони в школьном саду.

Это вполне понятно, ведь деревья в школьном саду были посажены в 1965 году и не обновлялись.

На сновании полученных результатов наблюдений мы пришли к выводу, что школьный сад нуждается в реанимации и замене плодовых деревьев.

На сновании анализа полученных результатов исследований и вывода мы внесли свои предложения: заложить молодой яблоневый сад, провести операцию «Кормушка», собрать корм для птиц, принять участие в акции «Покормите птиц зимой!» и продолжить наблюдение за жизненным состоянием всех деревьев.

Глава 3. Пришкольная территория как объект практической работы

В нашем проекте мы решили обустроить большой участок пришкольной территории и выполнить объемную практическую работу: заложить яблоневый сад, разбить композицию клумб, оформить центральную дорожку.

Эти три зоны находятся рядом, дополняют друг друга и являются лицом школы.

3.1. Разработка нормативной базы

При реализации проектабыли изучены нормативно-правовые акты, имеющие отношение к проекту, которые нам были предоставлены администрацией школы. На основе анализа в процессе данной деятельности будут реализовываться следующие права участников:

1. свободно выражать свои взгляды по интересующим нас вопросам;

2.  искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода и из

различных источников информации;

создавать творческие группы или индивидуально участвовать в ходе

реализации проекта.

   В целях соблюдения прав несовершеннолетних получены заявления от родителей (законных представителей) о том, что они не возражают против привлечения детей к деятельности по благоустройству школьной территории в рамках реализации проекта.

Проанализировав нормативно-законодательные акты федерального, регионального и местного значения, мы пришли к выводу, что разработка и реализация проекта законодательно обоснованы.

Результатом данной работы стало:

1. Письменно оформленная документация.

2. Определение направлений работы и составление плана.

Объективное представление участников о поднятой проблеме.

Далее была изучена литература по благоустройству территории, ландшафтному дизайну, выращиванию и уходу за цветочно-декоративными растениями.

Полезные советы и рекомендации по ландшафтному дизайну мы получили из различных источников, а также учитывали предложения творческих групп учеников. Полученная информация была нами использована в практической части нашей работы.

3.2.Разработка план - схемы пришкольной территории

Для проведения практических работ на пришкольной территории была составлена ее «план-схема», которая в дальнейшем была нами использована для планирования практических работ и расхода посадочного и посевного материалов рис.6. (приложение 3).

С учетом составленной схемы были произведены расчеты и приобретен посадочный и посевной материал. Кроме того, определены сроки проведения практических работ и их объем, а также необходимый инвентарь с учетом количества участников проекта. Следует отметить, что нами были внесены предложения по сбору семян цветочно-декоративных культур на приусадебных участках среди участников проекта и безвозмездной их передаче школе.

Результаты проделанной работы позволили нам определить пути реализации проекта, а также были использованы для планирования практических работ, расчетов расхода и приобретения посадочного и посевного материалов для озеленения. В последствии не только участники проекта, но и жители микрорайона высоко оценивали планы школьников и охотно делились посадочным материалом.

3.3 Реализация практической работы

С учетом результатов исследований наша практическая работа проходила по трем направлениям:

1. Расширение видового состава деревьев.

2. Увеличение количественного состава древесных насаждений.

3. Замена старых плодовых деревьев.

В ходе выполнения практической работы были посажены:

туи вдоль центральной дорожки у школы, заложен газон;

фундук и грецкие орехи в школьный дендрарий;

яблони в школьный сад;

декоративные кустарники.

Количественный состав деревьев, кустарников и газона мы поместили в табл. 2.

Таблица 2. Расходы видового и количественный состава саженцев

деревьев и кустарников, площадь газона

п/п

Вид дерева или кустарника

Колич-во

1.

Туя колоновидная (лат. Thuja occidentalis)

7

2.

Яблонядомашняя (лат. Malus domestica)

56

3.

Фундук или лещина обыкновенная (лат. Córylus avellána )

2

4.

Оре́х гре́цкий (лат. Júglans régia)

2

5.

Спирея японская (лат. Spiraea japonica)

178

6.

газон

97 м2

Всего: деревьев

кустарников

 

63

182

Таким образом, результаты исследования предопределили нашу дальнейшую практическую работу, в ходе которой были реанимированы плодовых деревья в школьном саду, заложен молодой яблоневый «Сад Памяти» в память о погибших участниках Великой Отечественной войны, которые освобождали наш город. Кроме того, был собран корм для птиц в количестве 19,7 кг, проведена операция «Кормушка» и развешано 37 кормушек, проведетна акция «Покормите птиц зимой» рис. 7. (приложение 4.).

Школьники ежегодно ухаживают за пришкольной территорией, многому научились: убирают листву и ветки, мусор, активно участвуют в реализации проекта «Наш школьный экодворик», который включает в себя акции, субботники, трудовые десанты, летнюю практику рис. 8. (приложение 5.).

Глава 4. Пришкольная территория как объект творческой работы

4.1.Творческая работа: создание композиции клумб «Все вместе»

В 2019 году, на весенних каникулах был спилен школьный парк с южной стороны школы и поэтому возникла большая проблема, которая была связана с благоустройством и озеленением пришкольной территории на месте спиленного парка при отсутствии на это финансирования. Для решения этой проблемы был запланирован и реализован проект «Все вместе», рассчитанный на 3 года. Название появилось не случайно, оно было продиктовано совместной деятельностью учащихся, учителей, администрации школы, жителей микрорайона и других горожан.

Практическая работа осуществлялась поэтапно в течении 3-х лет. Сначала на всей территории были убраны ветки, мусор, скошена трава. Затем были нанесены контуры клумбы, имеющей округлую форму, выбрав для этого немного возвышенную площадь в центре бывшего парка, а также контуры по периметру на всей площади рис. 9. (приложение 6.).

Далее на контур насыпалась почва из компостной кучи на учебно-опытном участке и высаживались цветочно-декоративные кустарники и многолетние цветочно-декоративные культуры.

Цветение на клумбе происходит с ранней весны до поздней осени и радует всех все новыми и новыми красками, даже поздней осенью рис.10. (приложение 7.).

Следующая клумба, которую мы разбили входе реализации практической части проекта, это была клумба в форме полукруга рис. 11. (приложение 8.).

Заключительной частью нашей практической работы стала разбивка двух клумб в форме полукруга вдоль дорожки, ведущей в школьный сад рис.12. (приложение 9.).

Продолжением практической части проекта стало оформление центральной дорожки рис. 13. (приложение 10.).

4.2. Творческие работы из бросового материала

Ребята очень ценят, что создавали собственными руками, охотно отзываются на наши новые предложения, идеи. Одно из них реализуются в настоящее время и будет реализовано весной, а именно мы предложили изготовить вазоны для цветов из бросового материала.

Вазоны будут установлены на пни от спиленных деревьев, которые не вошли в композицию клумб, а располагаются локально по всей площади.

Эта идея будет способствовать развитию творческого потенциала детей, формированию эстетической культуры, охране окружающей среды, ведь пластиковые бутылки смогут обрести вторую жизнь, а не загрязнять природу.

Наше предложение нашло активный отклик среди учащихся и сейчас в зимний период ребята выполняют творческие работы рис 14. (приложение 11.).

4.3. Отношение окружающих к нашей работе

Нашу работу все высоко оценили. Мы слышали десятки положительных отзывов в свой адрес, что очень радовало нас. Хочется отметить, что население микрорайона не только высоко оценили нашу работу, но и стали предлагать посадочный и посевной материал цветочно-декоративных культур для нашей дальнейшей работы по благоустройству пришкольной территории. Многие выбирали пришкольную территорию для фотографий рис. 15. (приложение 12.).

Перспективы на будущее:

1. Продолжить наблюдение за жизненным состоянием всех деревьев.

2. Определить состав почвы на пришкольной территории.

3. Оформить Центральный вход в школу.

4. Посадить аллею молодых деревьев вдоль спортивной площадки.

Заключение

В заключение хочется сказать, что данный проект посвящен актуальной проблеме преобразования и благоустройства пришкольной территории на основе изученного материала о ландшафтном дизайне. В нашей работе были сделаны выводы, которые логичны и обоснованы: от созданных уже условий пришкольной территории, к их улучшению через изучение, исследование и выполнение практических работ.

В ходе выполнения этапов работы были проведены наблюдения и исследования, поиск литературных источников, встречи с учителями, администрацией школы, учащимися, приняты инициативные предложения, творческие идеи, доступные для самостоятельного выполнения любым участником, заинтересованным в позитивных изменениях пришкольной территории.

Мы считаем, что лучший способ улучшения условий пришкольной территории, это ее изучение, исследование и изменение на основе полученных результатов исследований. Это позволит создать благоприятные условия, способствующие сохранению здоровья.

В ходе выполнения проекта мы пришли к общим выводам:

Изучена литература по данному вопросу и восстановлена история озеленения школы.

Проведено комплексное исследование, проанализированы полученные результаты и сделаны выводы, с которыми ознакомлены учащиеся школы.

Разработан план преобразования и благоустройства пришкольной территории на основе полученных результатов исследований.

Организовано взаимодействие с администрацией школы для решения финансовых и организационных вопросов.

Проведена практическая работа, направленная на благоустройство пришкольной территории.

В ходе реализации проекта состояние пришкольной территории – улучшено, что подтверждает высказанную нами гипотезу.

Список использованных источников и литературы

Ашихмина Т.Я Школьный экологический мониторинг. Учебно-

методическое пособие – М.: АГАР, 2000 (1999. – 468 С).

Новиков В.С. Популярный атлас определитель. Дикорастущие рас

тения / Новиков В.С. Губанов И.А. – 5 – е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2008. – 415, С.: ил.

Пименова, Г. С. О роли зелѐных насаждений [Текст] Г. С. Пименов

// Биология в школе. – 1994. – №3. – С. 18 – 20.

https://fb.ru/article/383892/pravilnaya-organizatsiya-prishkolnogo-uchastka

http://geobotany.bio.spbu.ru/publish%20north/Alekseev1989.pdf

https://vit-vladimir.ru/elementy-landshaftnogo-dizaina-na-prishkolnoi-territorii/

Приложение 1

Карта школы

 

Рис. 1. Карта школы

Приложение 2

Из альбома «История озеленение на пришкольной территории»

Парк у котельной Школьный сад Каштаны по периметру

Аллея у стадиона Аллея с южной стороны Аллея с западной стороны

Рис. 3. Из альбома озеленение на пришкольной территории школы №1

Приложение 3

План-схема пришкольной территории

Школьный

сад

 

Школьная спортивная

площадка

 

Котельная

Школьный парк у

котельной

Школьный

хозяйственный двор

Аллея деревьев вдоль стадиона

Школьная дорожка

Территория перед

центральным входом в школу

Школа

 

Аллея

лип

Центральная дорожка

(оформлена)

Площадь спиленного парка с южной стороны школы

(разбита композиция клумб)

Школьный учебно-опытныйучасток

(заложен «Сад памяти»)

Аллея

молодых берез

Рис. 6. План-схема пришкольной территории

Приложение 4

Результаты практической работы

 

Рис. 7. Результаты практической работы

Приложение 5

Трудовой десант

Рис. 8. Трудовой десант

Приложение 6

Рис. 9. Нанесение контура будущей клумбы и по периметру всей площади

Создание композиции клумб «Все вместе»

Нанесение контура будущей клумбы и по периметру всей площади

Приложение 7

Создание композиции клумб «Все вместе»

Рис. 10. Цветение с весны до осени

Цветение с весны до осени

Приложение 8

Создание композиции клумб «Все вместе»

Разбивка клумбы в форме полукруга

Рис. 11. Разбивка клумбы в форме полукруга

Приложение 9

Создание композиции клумб «Все вместе»

Разбивка клумб в форме полукруга при входе в школьный сад

Рис 12. Разбивка клумб в форме полукруга при входе в школьный сад

Приложение 10

Оформление центральной дорожки

Рис. 13. Оформление центральной дорожки

Приложение 11

Творческие работы учеников из бросового материала

Рис. 14. Творческие работы учеников из бросового материала

Приложение 12

Фографииу школы

Рис. 15. Фографии у школы

Просмотров работы: 1432