Влияние различных видов воды на прорастание, рост и развитие семян фасоли

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние различных видов воды на прорастание, рост и развитие семян фасоли

Писковой П.Н. 1
1МБОУ гимназия № 1 г. Кузнецка Пензенской области
Мухина И.В. 1
1МБОУ гимназия № 1 г. Кузнецка Пензенской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Теоретическая часть.

1.1 Введение.

Актуальность работы.

В этом году на уроках «Окружающего мира» наш класс изучал тему «Развитие растений».

Данная тема показалась мне очень интересной и познавательной, в связи с чем я захотел узнать, как влияет разный состав воды на прорастание семян и дальнейшее развитие растения. Это и определило тему моей исследовательской работы.

Кроме того, вода - источник жизни на Земле. Именно в ней зародилась жизнь на нашей планете. Проблема охраны воды в современном мире крайне обострилась, причиной тому послужило неразумное использование водного пространства человеком (например, утилизация различных отходов).

В качестве питьевой воды моя семья использует родниковую воду из родника «Надежда» Кузнецкого района Пензенской области. В связи с чем меня в данном вопросе заинтересовало качество потребляемой нами воды.

Актуальность изучения темы заключается в том, что данная работа имеет прикладное значение и является полезной для садоводов, а также является подтверждением качества родниковой воды нашего района.

Исходя из актуальности темы я поставил перед собой следующую цель и задачи.

Цель работы: исследование влияния дистиллированной, родниковой и минеральной воды на прорастание, рост и развитие семян фасоли.

Задачи исследования:

1. Изучить информацию по теме исследования.

2. Отобрать образцы воды для проведения эксперимента.

3. Узнать состав различных видов воды.

4. Определить в какой из всех видов воды лучше прорастают семена фасоли.

5. Определить какое влияние оказывают различные виды воды на рост семян фасоли после посадки в почву.

6. Анализ результатов эксперимента.

Гипотеза: Рост и развитие растений зависят от видов воды.

Объектом исследования является дистиллированная, родниковая и минеральная воды, фасоль обыкновенная.

Методы исследования:

- теоретические (поиск, изучение и анализ справочной литературы и обобщение полученной информации);

- практические (наблюдение, экспериментальное исследование, анализ, обобщение полученных результатов).

Исследовательская работа разделяется на две части: теоретическую и практическую. В теоретической части я изучал вопросы проращивания семян и обработал необходимую информацию. В практической части использовал экспериментальные методы исследования, по результатам которых мной были сделаны соответствующие выводы.

Исследования проводились в домашних условиях.

1.2 Общие сведения о воде.

Все живое и неживое: любые почвы и горные породы на нашей планете, все предметы, тела, организмы содержат ее. Вода – это вещество, которое создало нашу планету, и наша жизнь без нее невозможна!

Вода – эта бесцветная и безвкусная жидкость, не имеющая запаха, но обладает совершенно уникальной способностью образовывать необыкновенную прочную поверхностную пленку.

Вода – хороший растворитель. Благодаря этому свойству, живые организмы получают важнейшие питательные вещества в растворах в малоизмененном виде. В воде могут растворяться твердые, жидкие и газообразные вещества.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем человечества является загрязнение вод. Загрязненная природная вода так или иначе поступает во все живые организмы, оказывая на них неблагоприятное воздействие.

1.3 Характеристика видов воды, используемых при эксперименте.

Для проведения эксперимента мною были использованы три вида воды: дистиллированная, родниковая и минеральная.

Дистиллированная вода и минеральная вода «Ессентуки № 4» были куплены в магазине, родниковая вода привезена из родника «Надежда», расположенного в с. Ульяновка Кузнецкого района Пензенской области.

В состав дистиллированной воды входит только очищенная вода.

Сравнительный состав минеральной воды «Ессентуки № 4» и родниковой воды «Надежда»:

 

«Ессентуки № 4»

«Надежда»

гидрокарбонаты

3400-4850 мг.

50-100 мг.

кальций

150 мг.

не более 50 мг.

магний

65 мг.

не более 25 мг.

натрий+калий

2000-3000 мг.

не более 50 мг.

Дистиллированная вода – это вода, которая очищена от неорганических (растворенные минеральные соли, взвешенные примеси и так далее) и органических (бактерии, вирусы, продукты жизнедеятельности животных и растений и так далее) веществ. Конечно, такой воды в природе не существует – её получают искусственным путём. Именно поэтому такая вода считается «мёртвой».

Родниковая вода – это грунтовые и подземные воды, которые выходят на поверхность. Их питание осуществляется за счёт более глубоких водоносных слоёв (свыше 10-20 м), куда загрязняющие вещества с поверхности практически не проникают. Добираясь до поверхности земли, родниковая вода подвергается естественной фильтрации, обеспечивающей чистоту. Многочисленные слои песка и породы не пропускают грязь. Главное, что подобный род очистки не убирает из воды полезных свойств, не влияет на её структуру, не затрагивает гидрохимический состав. По этим причинам воду из родника можно и нужно пить, не очищая её дополнительными методами. Именно из-за долгого пути, которые вода проходит прежде чем попасть к людям, родниковая вода и называется «живой» водой.

Минеральная вода – это вода, содержащая в своем составе растворённые соли, микроэлементы, а также некоторые биологически активные компоненты.

1.4 Характеристика фасоли обыкновенной и этапы развития растения.

Растения – удивительные организмы. Мне всегда интересно наблюдать разные процессы, происходящие у растений.

При эксперименте мною были использованы семена красной фасоли обыкновенной.

Фасоль обыкновенная – это однолетнее травянистое кустовое или вьющееся растение семейства бобовых. Стебель у нее мощный, прямостоячий, слабо разветвленный, высотой до 1 м. Листья очередные, тройчатые, длинночерешковые. Цветки белые, розовые или лиловые в виде редких кистей. Плод - боб. Стручки длиной 8-18 см содержат разнообразные по величине и окраске почковидные семена.

Начальным этапом развития фасоли является прорастание семян.

Семена растений способны длительное время не прорастать. Однако через некоторое время, попав в благоприятные для прорастания условия, они дают начало молодому растению.

Для того, чтобы семена проросли должны быть соблюдены три важных условия:

• наличие воды,

• наличие кислорода,

• определенный температурный режим.

Первым из кожуры семени выглядывает крохотный корешок, а затем появляется стебелёк с маленькими листочками. Когда растение через некоторое время становится более взрослым, то у него образуются цветки, происходит их опыление насекомыми и появляются плоды с семенами.

2. Экспериментальная часть.

2.1 Проращивание семян фасоли (приложение № 1).

Опыт № 1 проводился в домашних условиях. Семена замачивались на ватных дисках в исследуемых образцах воды.

Всем семенам были обеспечены одинаковые условия прорастания: доступ света, воздуха, воды, тепло. Добавление воды происходило каждый день (около 16 часов дня).

Ежедневно проводилось наблюдение за набуханием семян и появлением проростков. Показания снимались в одно и тоже время (каждый день). Результаты прорастания семян представлены в таблице.

Дата

Дистиллированная вода

(образец № 1)

Родниковая вода «Надежда»

(образец № 2)

Минеральная вода «Ессентуки № 4»

(образец № 3)

30.09.2022 все семена были помещены в воду различного состава для прорастания.

01.10.2022

В первом началось прорастание, второе набухло, третье не видоизменилось.

В двух началось прорастание, третье набухло.

Не видоизменились.

02.10.2022

Два проросли, длина ростков 10 и 4 мм.

Третье набухло.

Три проросли, длина ростков 12, 9 и 11 мм.

Первое проросло, длина ростка 6 мм. Второе набухло, третье не видоизменилось.

02.10.2022 высадка проросших семян в грунт.

03.10.2022

Третье проросло. Длина ростка 9 мм.

Все семена высажены в грунт.

Второе проросло, длина ростка 10 мм. Третье не видоизменилось.

03.10.2022 высадка проросших семян в грунт.

На 03.10.2022 опыт № 1 по проращиванию семян был окончен. Все проросшие семена были высажены в грунт.

По итогам опыта № 1 было установлено, что семена фасоли помещенные в разные образцы воды прорастали с разной скоростью и силой.

В родниковой воде (образец № 2) семена фасоли начали «проклевываться» раньше других, и процент прорастания у них равен 100%.

Не смотря на то, что дистиллированная вода (образец № 1) не имеет в своем составе минеральных веществ и является фактически мертвой, все три семя, помещенные в нее, проросли с незначительным отставанием от семян, помещенных в родниковую воду.

А вот минеральная вода (образец № 3), обогащенная растворёнными солями, микроэлементами, а также биологически активными компонентами, напротив, не стала благоприятной средой для прорастания семян фасоли. В ней проросло только два семени из трех с отставанием во времени от двух других образцов.

Вывод: природа родниковой воды оказывает более благоприятное воздействие на прорастание семян фасоли, нежели какая-нибудь другая вода.

2.2 Наблюдение за ростом семян фасоли, высаженных в почву (приложение № 2).

После прорастания семена были высажены в грунт «Универсальный», приобретенный в магазине. Полив производился один раз в два дня теми же образцами воды, в которых проходило проращивание семян. Рост и развитие семян в почве проходил в одинаковых условиях.

Периодически производился подсчет ростков и измерение их длины. Результаты роста и развития семян после высадки в грунт представлены в таблице.

Дата

Дистиллированная вода

(образец № 1)

Родниковая вода «Надежда»

(образец № 2)

Минеральная вода «Ессентуки № 4»

(образец № 3)

03.10.2022 все проросшие семена были высажены в универсальный питательный грунт и политы водой, в которой происходило их прорастание.

04.10.2022

Не проросли.

Два из трех проросли.

Не проросли.

05.10.2022

Два из трех проросли, высота каждого 3 см.

Два из трех продолжают рост, высота каждого 9 см.

Оба пробиваются из земли.

06.10.2022

Два из трех продолжают рост, высота 8 и 9 см.

Два из трех продолжают рост, высота 12 и 16 см. Появилось по два листочка на каждом.

Оба проросли.

07.10.2022

Два из трех продолжают рост, появилось по два листочка на каждом. Третий взошел, высота 3 см.

Два из трех продолжают развиваться. Третий взошел, высота 3 см.

Продолжают рост, высота 5 и 7 см.

09.10.2022 все ростки фасоли взошли, растения продолжают развиваться. Однако листья на образцах № 3 заметно меньше, чем на образцах № 1 и № 2.

10.10.2022

На всех растениях раскрываются третьи листочки.

На всех растениях раскрываются третьи листочки.

На всех растениях раскрываются третьи листочки. Растения заметно ниже остальных образцов.

10.10.2022 из каждой группы растений выбрано по два самых сильных, пересажены в горшки объемом 1 л.

13.10.2022

Высота растений 30 и 25 см.

Высота растений 30 и 43 см.

Высота растений 16 и 17 см.

В результате проведения опыта № 2 было выяснено, что быстрее всего всходит фасоль, которую поливали родниковой водой «Надежда» (2 дня), а дольше всего та, которую поливали минеральной водой «Ессентуки № 4» (4 дня).

Лучше всего развивались растения фасоли, которые поливали родниковой водой. Они достигли в среднем 35 см за 10 дней. Хуже всего росли ростки после полива минеральной водой. За 10 дней они выросли на 16 см.

Для дальнейшего наблюдения было оставлено по 1 растению каждого из образцов.

Через 20 дней эксперимент был остановлен, так как наблюдалась полная гибель растения образца № 3, которое поливали минеральной водой «Ессентуки № 4».

Выводы: растение образца № 1, выращенное на дистиллированной воде, являлось развитым, однако оказалось бесплодным.

Растение образца № 2, которое поливали родниковой водой «Надежда» в сравнении с образцом № 1 являлось более развитым и дало один плод – боб с тремя фасолинами.

Гибель растений фасоли образца № 3, вероятно, связана с излишним количеством солей, попавших в почву вместе с водой.

3. Заключение

Выращивание растений из семян - очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семени до появления первых проростков - волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.

Моя гипотеза подтвердилась. Не всякая вода пригодна для проращивания семян и для дальнейшего развития растения. Разные виды воды оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на рост и развитие растений.

Максимального развития после высадки в грунт достигают семена, которые проращивали и поливали родниковой водой «Надежда», что говорит о качестве воды из родника с. Ульяновка Кузнецкого района Пензенской области. Учитывая благоприятное воздействие этого вида воды на рост растения, родниковую воду действительно можно назвать «живой».

В ходе выполнения данной работы я ознакомился с информацией о воде, видами воды, её характерными особенностями.

Таким образом, поставленная цель и задачи достигнуты.

Приложение № 1

Проращивание семян фасоли и высадка

проросших семян в грунт

30.09.2022

Все семена были помещены в воду различного состава для прорастания:

дистиллированная вода;

родниковая вода «Надежда»;

минеральная вода «Ессентуки № 4».

01.10.2022

В первом началось прорастание, второе набухло, третье не видоизменилось.

В двух началось прорастание, третье набухло.

Не видоизменились.

02.10.2022

Два проросли, длина ростков 10 и 4 мм. Третье набухло.

Три проросли, длина ростков 12, 9 и 11 мм.

Первое проросло, длина ростка 6 мм. Второе набухло, третье не видоизменилось.

Высадка проросших семян в грунт.

03.10.2022

Третье проросло, длина ростка 9 мм.

Второе проросло, длина ростка 10 мм. Третье не видоизменилось.

Все проросшие семена высажены в грунт.

Приложение № 2

Рост семян фасоли, высаженных в почву

04.10.2022

05.10.2022

06.10.2022

09.10.2022

Образцы № 1 и № 2 Образец № 3

10.10.2022

13.10.2022

08.11.2022

08.11.2022

08.11.2022

Использованная литература

Учебная литература:

1. Учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2013 г.

2. Детская энциклопедия «Я познаю мир», издательство «Дрофа», 2006 г.

Интернет ресурсы:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фасоль

Просмотров работы: 159