Влияние различных факторов на зрение учащихся

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние различных факторов на зрение учащихся

Баишев А.Е. 1
1МБОУ "1 Хомустахская СОШ им. Д.Ф. Алексеева"
Колесова Е.В. 1
1МБОУ "1 Хомустахская СОШ им. Д.Ф. Алексеева"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Актуальность темы

На современного человека буквально со всех сторон воздействуют неблагоприятные факторы. Причем не только извне, но и изнутри – через его собственный неправильный образ жизни. Негативному влиянию подвергаются все системы организма, в том числе органы зрения.

В век информационных технологий дети начинают пользоваться различными цифровыми устройствами с раннего возраста. Использование их существенно повышает риски ухудшения здоровья детей.

На современном уровне развития и компьютеризации учебного процесса в общеобразовательной школе все актуальнее становится проблема профилактики близорукости у детей школьного возраста.

Цель: выявление факторов, оказывающих влияние на зрение школьников.

Задачи:

Провести опрос среди школьников, беседы с медработником и учителями

Выявить детей с близорукостью и причины нарушения зрения

Выявить уровень освещенности в кабинетах.

Провести исследование остроты зрения при различных видах деятельности

Создать тренажёр и составить рекомендации.

Объект исследования: учащиеся МБОУ «1 Хомустахская СОШ им ДФ Алексеева».

Предмет исследования: различные факторы, влияющие на зрение

Глава 1. Теоретическая часть
Значение органа зрения

Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.

Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой глаза. При длительном воздействии такой нагрузки происходит нарушение зрения – возникает близорукость.

Глаз - самонастраивающийся прибор. Он позволяет нам видеть близкие и удаленные предметы. Хрусталик то сжимается в шарик, то растягивается в чечевицу, тем самым меняя фокусное расстояние. В фотоаппарате эту функцию выполняет дальномер. Глаз связан с мозгом. Зрение, следовательно, нельзя свести только к оптическим и химическим явлениям фотографирования. Видит мозг, а не глаз. Зрение – это корковый процесс, и он зависит от качества информации, поступающей от глаза в центры мозга (Зверев, 1989).

Сущность близорукости

Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение). Это название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания – уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению глубины резкости изображения на сетчатке.

Близорукость бывает истинной и ложной. Истинная близорукость связана с увеличением передне-заднего размера глазного яблока, так что световые лучи фокусируются хрусталиком перед сетчаткой, четкого видения удаленных предметов нет.

Ложная близорукость возникает в результате спазма аккомодационной мышцы глаза при чрезмерной нагрузке.

Причинами развития истинной близорукости могут быть и слабость аккомодационной мышцы (врожденная или приобретенная) податливость оболочек глаза к характерному растяжению у ослабленных, часто болеющих детей, и наследственность.

Десятками тысячелетий замечательный оптический прибор – глаз – работал в режиме, обеспечивавшем видение предметов, расположенных на дальних, средних и лишь относительно редко близких дистанциях. Достаточную остроту зрения во всех этих диапазонах обеспечивали: а) двенадцать мышц, синхронно вращавших глаза в нужных направлениях, и б) способность хрусталика утолщаться, когда предмет был близко от глаза, и становится более плоским, когда рассматриваемый предмет был далеко.

Это способность хрусталика – линзы менять свою конфигурацию называется аккомодацией.

При зрении вдаль направления осей зрения обоих глаз практически параллельны, при зрении вблизи мышцы сводят глаза так, что оси зрения пересекаются в точке, которую мы хотим увидеть. Сведение зрачков называются конвергенцией (Коростелев, 1986).

Факторы близорукости

Происхождение и механизм развития близорукости окончательно не выяснены. Но исследования ученых и практический опыт показали, что имеется ряд бесспорных факторов, способствующих близорукости. Устранение или смягчение их действия может снизить число близоруких до минимума. У значительной части детей с близорукостью устранение этих факторов предупреждает или замедляет прогрессирование недуга.

О каких факторах идет речь?

1. Чрезмерное приближение глаз к рассматриваемому предмету: при неправильной посадке, чтении лежа, чтении в транспорте;

2. Значительное напряжение при недостаточном и неправильном освещении рабочего места в школе и дома: малая контрастность между написанным на доске и самой доской, чтение старых книг с мелким текстом, уже пожелтевшими страницами, письмо карандашом, разведенными чернилами. Большого зрительного напряжения требует просмотр телевизионных передач, особенно без соблюдения гигиенических правил.

3. Ослабление организма в результате перенесения заболеваний: инфекционной желтухи, малярии, кори, скарлатины, ангины, туберкулеза, эндокринных расстройств - малокровие и др. Эти заболевания неблагоприятно сказываются на глазном яблоке, вызывая нарушение питания тканей глаза.

4. В происхождении близорукости прослеживается и влияние неблагоприятной наследственности.

5. Некоторые ученые связывают возникновение близорукости с нерациональным питанием, недостаточным потреблением витаминов, минеральных солей, белков.

Все эти факторы можно разделить на 3 основные группы:

Факторы, смягчение и устранение которых зависит от родителей: устройство рабочего места, освещение, питание ребенка, регулирование просмотра телевизионных передач.

Вопросы гигиены зрения в условиях школы. Основную роль играет учитель.

Сам учащийся уже в начальной школе должен овладеть рядом важных навыков. Из них самый трудный для усвоения: соблюдение необходимого расстояния от глаз до рабочей поверхности (тетради, книги). Овладение правилами самоконтроля и применение их. Кроме того, в начальной школе ребенка вырабатывать навыки:

- заниматься при достаточном и правильном освещении;

- соблюдать ритм зрительный работы, гигиену просмотра телепередач.

- выполнить гимнастику для глаз и уметь давать глазам отдых (Коростелев, 1986. 90-91 с).

Развитиюблизорукости способствует комплекс причин:

условия жизни, недостаточное количество дневного света, так как мы живём на Севере.

общее состояние здоровья, наследственная предрасположенность, перенесённые заболевания,

качество питания, то есть нехватка витаминов в пище.

учебные нагрузки с использованием новых средств обучения.

Освещение учебных помещений

В светлом, залитом солнцем помещении, когда лучи не ослепляют, люди чувствуют бодрость, прилив энергии, их работа спорится. Наоборот, недостаточное освещение оказывает неблагоприятное угнетающее влияние на психику и снижает работоспособность.

Исследования показали также, что, помимо достаточной освещенности рабочих мест, освещение учебных помещений наиболее благоприятно влияет на работоспособность, когда оно рассеяно равномерно. Неравномерное естественное и искусственное освещение с блескостью рабочих мест отрицательно влияет на зрительные функции и снижает работоспособность (Антропова, 1991).

Окраска помещения, мебели и рабочего оборудования в светлые теплые тона, при одной и той же мощности источников света, намного повышает уровень освещенности помещений и уже этим оказывает положительное влияние на работоспособность.

Естественное освещение. Лучший вид освещения – дневной. Дневной свет является частью лучистой энергии солнца, которая состоит из потока электромагнитных волн, распространяющихся в пространстве со скоростью 300 тыс.км.с. (Белецкая, 1982, 112 с.).

Освещение в школе и школьных классах по СанПиН в 2022 году

В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с люминесцентными лампами и светодиодами. Предусматривается освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.

Не используются в одном помещении для общего освещения источники света различной природы излучения.

В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.

В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Светильники со светодиодами располагаются с учетом требований по ограничению показателя дискомфорта в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.

Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.

Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год, и своевременно проводится замена вышедших из строя источников света.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами.

Значение освещения как фактора гигиены зрения

Мы видим только при наличии света. Свет – адекватный раздражитель глаза и основа зрительных ощущений. Он способствует нормальному развитию глаз и формирований его функций. Врачами-гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк. (люкс – единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16ч. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Итак, освещение рабочего места должно матового, зеленого или желтого цвета.

Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают светодиодные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжения, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.

Определение остроты зрения у детей

Острота зрения зависит от способности распознавать заданный объект на определенной дистанции. За основу принято брать две точки, расстояние между которыми составляет 1,45 мм. Человек должен четко разглядеть их, находясь на расстоянии 5 метров. А как измерить остроту зрения у ребенка? Для этого используют специальные таблицы и приборы.

Визометрия — самый простой и распространенный способ определения остроты зрения у детей. Для ее проведения требуются таблицы Сивцева-Головина или Орловой — выбор зависит от возраста ребенка.

Таблица Сивцева используется для детей, начиная с семи лет и старше — то есть для тех, кто уже знает буквы. Она представляет собой 12 рядов, составленных из букв русского алфавита М, К, Н, Ш, Ы, И, Б. Они постепенно уменьшаются в размере к нижнему ряду. Таблица Головина состоит вместо букв из колец Ландольта.

Для определения остроты зрения у ребенка его усаживают на расстоянии 5 м от таблицы и начинают показывать буквы, начиная с 10 ряда. Исследование проводят сначала для одного, потом для второго глаза, а в случае подбора очков или контактных линз — одновременно для обоих. По окончании проверки специалист рассчитывает результат по формуле: V = d/D, в которой V (Visus) — острота зрения, d — расстояние, с которого проводится исследование, а  D — расстояние, с которого нормальный глаз видит данную строку в таблице. В ходе визометрии разрешено допускать определенное количество промахов: с 4 по 6 строки возможно ошибиться один раз, с седьмой по десятую — два раза, а с 1-й по 3-ю строку вообще нельзя допускать неточностей.

Влияние современной цифровой техники на зрение

Многие люди утверждают, что различные гаджеты – компьютеры, телефоны, ноутбуки, – отрицательно влияют на органы зрения и все здоровье в целом. В какой-то степени — это правда: при неправильном использовании компьютера или слишком долгой работы за ним.

Ранее, когда в экранах компьютеров применяли электронно-лучевые трубки, они определенно оказывали отрицательное воздействие на здоровье глаз. От этих лучей исходило значительное электромагнитное излучение, которое ухудшало зрение, провоцировало частую головную боль, мигрень. Регулярные мерцания монитора даже после недолгого времяпровождения за компьютерной техникой раздражали глаза. Тогда было популярным использовать защитные стекла для ПК. В современной действительности для всех новых устройств используют жидкокристаллические экраны, не оказывающие вреда на зрительные функции. Однако, помимо качества монитора, на зрение влияет еще множество различных нюансов. Например, низкий уровень яркости экрана, некорректно настроенная контрастность, мелкий шрифт, длительность воздействия. Если соблюдать эти, на первый взгляд, простые рекомендации, то недлительное времяпровождение за компьютерной техникой не будет портить зрение.

В наши дни почти любая деятельность требует от людей долгой работы за монитором, порой это время превышает 12 часов. Окулисты говорят, что ориентация деятельности влияет значительно больше на зрительные функции, чем сам ПК. Причины возникновения проблем со зрением: постоянная занятость за компьютером по 12 ч и больше; недостаточная яркость/освещение; низкий процент влажности в помещении; стрессовое состояние. У маленьких детей дела обстоят по-другому. В данном случае компьютерная техника может отрицательно повлиять на детскую зрительную систему. Из-за этого доктора настоятельно советуют придерживаться расписания:

до семи лет – не более 20-ти минут; возраст 7-10 лет – до получаса; 10-12 лет – не более 1 ч; 12-16 лет – полтора часа; 16-18 лет – 2-2,5 ч; от 18 лет – не более 6-ти часов.

Человек, который на протяжении долгого времени работает за ПК, регистрируется как пациент со зрительным компьютерным синдромом (КЗЛ). Заключает диагноз врач-окулист после анализа результатов обследования (https://xn--80aaoaijp1bgbu5n.xn--p1ai/stati/portit-li-kompyuter-zrenie/)

Глава 2. Материал и методика

2.1. Объекты исследования

Объектами исследования были:

1. Учебные кабинеты. Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Мебель соответствует росту учащихся, световое оформление помещений создает комфортность (нет ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение; панели выкрашены в светло тона). Кубатура кабинетов так же отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Учащиеся 1 Хомустахской средней общеобразовательной школы.

2.2. Результаты исследования близорукости и ее причин

Вопросы анкетирования

Фамилия, имя_______________________________Класс ______

Страдаешь ли ты близорукостью? Да ______ Нет _______

Имеются ли в семье близорукие? Да ________ Нет __________

Носите ли Вы очки? Да ________ Нет __________

Знаете ли причины появления близорукости? Да ____ Нет _____

Назовите причины близорукости

____________________________________________________________

Устраивает ли освещенность учебных кабинетов? Да ____ Нет _____

На каком расстоянии от глаз должна находиться книга при чтении?

10 см

20 см

Более 30 см

На каком расстоянии от глаз должен находиться телефон?

10 см

20 см

Более 30 см

На каком расстоянии от глаз должен находиться компьютер?

20 см

30 см

Более 40 см

На каком расстоянии от глаз должен находиться телевизор?

1 м

2 м

3 м

Более 3 м

Что надо делать, чтобы сохранить нормальное зрение?

___________________________________________________________

Сколько времени ты уделяешь на гаджеты?

0 часов

1 час

Более двух часов

Представлены результаты исследования частоты, длительности и цели использования различных цифровых устройств (сотовый телефон, компьютер, планшет, ноутбук) школьниками первых, пятых, 9–11-х классов. Все школьники используют цифровые устройства, наиболее часто – сотовый телефон и компьютер.

Мы провели соцопрос. Всего участвовало 59 респондентов.

Дети чаще всего пользуются телефоном. Телевизор смотрят всего 7% детей.

Когда ребенок много времени проводит с гаджетом, воспринимая световые раздражения, глаза утомляются от чрезмерных усилий и напряжения. Офтальмологи предупреждают, что регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния. 

Близорукость у учащихся

Я провел анкетирование, беседовал с медработником школы и с классными руководителями о близорукости учащихся.

Я проверил остроту зрения учащихся 9-11 классов по методике Сивцева. В проверке остроты зрения участвовали 48 человек.

Таблица 4. Результат измерения остроты зрения у старшеклассников по методике Сивцева

Острота зрения

Количество учащихся

В %

0,1-0,2

2

4,16%

0.3-0.5

3

6,25%

0.6-0.7

7

14,6%

0.8-0.9

12

25%

1.0

24

50%

Таблица 4. Острота зрения у старшеклассников

Классы

Всего

По анкетам и данным медкабинета

В %

По итогам моего исследования

В %

9 класс

20

5

25

9

45

10 класс

18

4

22,2

9

50

11 класс

10

4

40

6

60

Старшие классы

48

13

27

24

50

По итогам полученных данных составил сводную таблицу

Таблица 5. Показатели близорукости школьников по данным 2022 г.

Классы.

Количество уч-ся

Количество близоруких

% близоруких

1 класс

20

2

10

2 «а» класс

13

3

23

2 «б» класс

14

6

42

3 а класс

18

1

5

3 б класс

18

1

5

4 «а» класс

17

2

11

4 «б» класс

17

3

17

Начальные классы

117

18

15

5 класс

19

5

26

6 «а» класс

14

4

28

6 «б» класс

13

3

23

7 класс

18

7

38

8 класс

22

8

36

Средние классы

86

27

31

9 класс

20

9

45

10 класс

18

9

50

11 класс

10

6

60

Старшие классы

48

24

50

Всего

251

69

27%

Если в школе детей с миопией 69, то среди родных и близких людей, страдающих данной болезнью примерно 30 человек.

Диаграмма 1. Близорукость у школьников

То есть, 43,5 % детей с миопией связано с наследственностью. А 56,5 % - иные причины.

При этом детей, которые носят очки намного меньше, это показывает, что они не вполне серьезно относятся к проблеме своего зрения. Многие стесняются.

Таким образом: Результаты исследования показали, что 27% от общего количества детей в школе страдает близорукостью. Количество близоруких прогрессирует при переходе от начальных классов к среднему звену, от среднего звена - к старшей школе. По сравнению с начальной школой % близоруких в среднем звене (5-8 классы) выше в два раза, а у старшеклассников (9-11 классы) в 3,3 раза.

К сожалению, не все знают причины миопии.

Очень много времени уделяют гаджетам, не соблюдают правила работы за компьютером, при чтении книг и просмотре телевизора.

Таблица 6. Результаты эксперимента

№ п/п

Игра на телефоне,

20 мин

Чтение мелкого текста,

20 мин

Просмотр видео по ПК или ТВ, 20 мин

Правый

глаз

Левый глаз

Правый глаз

Левый глаз

Правый

глаз

Левый глаз

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

1

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

2

1,0

0,9

0,9

0,8

1,0

1,0

0,9

0,8

1,0

0,9

0,9

0,9

3

1,5

1,5

1,0

1,0

1,5

1,0

1,5

1,5

1,5

1,5

1,0

1,0

4

0,1

0,0

0,1

0,0

0,1

0,0

0,1

0,0

0,1

0,0

0,1

0,0

5

1,0

1,0

1,0

0,9

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

6

0,4

0,3

0,3

0,3

0,4

0,2

0,3

0,3

0,4

0,4

0,3

0,2

7

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

0,9

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

8

0,8

0,7

0,9

0,8

0,8

0,8

0,9

0,7

0,8

0,8

0,9

0,9

9

0,2

0,2

0,3

0,2

0,2

0,2

0,3

0,3

0,2

0,2

0,3

0,3

10

0,4

0,4

0,4

0,3

0,4

0,3

0,4

0,2

0,4

0,3

1,0

1,0

11

0,6

0,5

0,6

0,5

0,6

0,6

0,6

0,5

0,6

0,6

0,6

0,6

12

1,0

0,9

0,6

0,5

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

0,6

0,6

13

1,0

1,0

1,0

0,8

1,0

0,9

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

14

0,7

0,5

0,4

0,4

0,7

0,7

0,4

0,3

0,7

0,7

0,4

0,4

15

0,8

0,7

0,9

0,7

0,8

0,7

0,9

0,9

0,8

0,8

0,9

0,9

Всего

8

10

7

6

3

2

8 разн.зрен

53%

66%

46%

40%

20%

13%

В ср.

59,5

43

16,5

Из 15 учащихся 8 имеют разное зрение в обоих глазах, если правый глаз имеет остроту зрения 1.0, то левый может иметь – 0.9.

По итогам проведения моего эксперимента, я пришел к выводу, что острота зрения у большинства испытуемых учащихся значительно падает при играх на телефоне, что равно 59,5%, при чтении мелкого текста острота зрения падает только у половины испытуемых, а при просмотре телевизора или при просмотре видеоматериала на компьютере, острота зрения падает гораздо ниже, чем у предшествующих раздражителей зрения.

2.3. Исследование освещенности учебных кабинетов

При изучении характера освещения учебных кабинетов измеряли освещенность при помощи люксметра Ю 116 и датчика ЦЛ «Releon».

Люксметр Ю116 предназначен для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания и естественным светом, источники которого расположены произвольно относительно светоприемника люксметра.

Переносной фотоэлектрический люксметр Ю116 общепромышленного назначения применяется для контроля освещенности в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и других отраслях народного хозяйства, а также для исследований, проводимых в научных, конструкторских и проектных организациях.

Диапазон измерений и общий номинальный коэффициент ослабления применяемых двух насадок приведены в таблице 1 и в примечании к таблице 1. Класс точности люксметра – 10 по ГОСТ 8 401-80.

Таблица 7. Диапазон измерений люксметра

Диапазон измерений,

Основной

Неосновной

Без насадок, с открытым фотоэлементом

С насадками

КМ

КР

КТ

5-30

20-100

50-300

200-10000

500-30000

2000-10000

5000-30000

20000-100000

Примечание.КМ, КР,КТ- условное обозначение совместно применяемых насадок для создания общего номинального коэффициента ослабления 10, 100, 1000 соответственно.

Таблица 8. Результаты измерения освещенности с помощью люксметра

Кабинеты.

Освещенность, лк, 01.11.2022

9-9:42ч

Е+и

16-17ч

е+И

Биология

500

500

Информатика

500

500

Кабинет рус/языка №2

400

500

Кабинет истории

400

500

Кабинет химии

500

500

Кабинет математики

500

500

Кабинет физики

500

500

Кабинет 4б класса

400

500

Кабинет 4а класса

400

500

Кабинет 3а класса

400

500

Кабинет 3б класса

400

500

Кабинет 2а класса

400

500

Кабинет 2б класса

400

500

Кабинет 1 класса

400

500

Кабинет технологии

400

600

Мастерская

400

600

Кабинет саха тыла

300

500

Кабинет рус/языка №1

400

500

Кабинет англ/языка

300

500

Датчик освещённости – это высокоточный многоцелевой датчик с быстродействующим чувствительным элементом и тремя диапазонами измерений 0-600лк, 0-6клк, 0-150клк. Датчик снабжён переключателем для выбора желаемого диапазона.

Таблица 9. Результаты измерения освещенности с помощью датчика ЦЛ

Кабинеты

Min

значение

Max

Значение

Средние значение, лк

Биология

395

445

420

Информатика

389

460

424

Кабинет рус/языка №2

372

448

410

Кабинет истории

379

451

415

Кабинет химии

374

466

420

Кабинет математики

387

463

425

Кабинет физики

328

502

415

Кабинет 4б класса

389

431

410

Кабинет 4а класса

315

495

405

Кабинет 3а класса

368

452

410

Кабинет 3б класса

387

443

415

Кабинет 2а класса

364

456

410

Кабинет 2б класса

338

502

420

Кабинет 1 класса

381

449

415

Кабинет технологии

322

518

420

Мастерская

335

525

430

Кабинет саха тыла

397

433

415

Кабинет рус/языка №1

352

478

415

Кабинет англ/языка

353

427

390

По итогам измерений люксметром и датчиком освещенности ЦЛ «Релеон» пришли к выводу, что освещенность учебных кабинетов соответствует требованиям САНПиН.

Таблица 10. Продолжительность непрерывного применения технических

средств обучения на уроках

Классы

просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на экранах отраженного свечения

работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

1 - 2

10

15

15

15

3 - 4

15

20

20

15

5 - 7

20

25

25

20

8 - 11

25

30

30

25

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз.

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1 - 2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3 - 4 классов - не более 25 минут, для учащихся 5 - 6 классов - не более 30 минут, для учащихся 7 - 11 классов - 35 минут

Проведена беседа с учителями по применению экрана отраженного света. Большинство учителей соблюдают время использования новых средств обучения.

Результаты исследований освещенности

Нами проведены измерения уровня освещенности учебных кабинетов люксметром и датчиком освещенности ЦЛ «Релеон». Полученные результаты соответствуют требованиям новых норм САНПИНа, так как во всех учебных кабинетах имеются светодиодные лампы, которые оказывают меньшее воздействие на зрение человека.

Таким образом, уровень освещенности не может повлиять на зрение учащихся.

На уроках учителя для объяснения нового материала часто используют проектор, применение которого

Для профилактики и снятия зрительного утомления у школьников я сделал тренажер. Для этого я познакомился с разными видами тренажеров. За основу моего тренажера я использовал якутский орнамент. Тренажер должен быть размером А1 и его можно разместить рядом с доской.

Заключение

По результатам социологического опроса, беседы с медработником и классными руководителями начальных классов, выявил 69 детей, страдающих близорукостью.

Учителя не всегда соблюдают время использования новых средств обучения.

Освещенность учебных кабинетов соответствует требованиям СанПиН.

Острота зрения значительно падает при играх на телефоне.

Сделал тренажер и составил ряд предложений, для профилактики близорукости.

Убедился в том, что из множества причин нарушения зрения заметное место занимают современные технические изобретения.

Литература

Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., 1974, с. 3-10.

Аветисов Э. С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии.- М.: Медицина, 1987.

Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. – М.: Просвещение, 1971.

Белецкая В. И., Гнеушева А. Н.Охрана зрения слабовидящих школьников.— М., 1982.

Дашевский А.И. Близорукость. – Л, 1962.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. – 4-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1989.

Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М, Медицина, 1970.

Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача.- М.: Медицина, 1999.

Практикум по экологии. Учеб. Пособие. Под. ред. С.В. Алексеева.- М.:АО МДС, 1996.

Соколова Н.В. Гигиеническое воспитание детей в семье и школе. – СЫБ; Отделение издательства «Просвещение», 1992-160с.

Справочник по офтальмологии. «Под ред. Проф. Э.С. Аветисова. – М, Медицина, 2008.

Григорьева, К. Н. Миопия — актуальная проблема офтальмологии / К. Н. Григорьева, В. С. Бакумец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86340/ (дата обращения: 07.11.2022).

О.М. Филькина, Е.А. Воробьева, Н.В. Долотова, О.Ю. Кочерова, А.И. Малышкина. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников

https://xn--80aaoaijp1bgbu5n.xn--p1ai/stati/portit-li-kompyuter-zrenie/

Приложение 1.

Тренажер для снятия усталости глаз

Просмотров работы: 477