Левша. Мир в другую сторону

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Левша. Мир в другую сторону

Погодина В.А. 1
1МОУ "СОШ №24" КГО
Погодина А.Р. 1
1МОУ "СОШ №24" КГО
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 индивидуум необычный,

Ты пишешь левою рукой,

А это знак людей особых,

Гордись поэтому собой!

В этом году я пошла в первый класс. В школе для меня оказалось много нового, чего я раньше не знала и не замечала. Например, что есть ребята, которые пишут не правой, а левой рукой. Мне стало интересно узнать, кто такие левши? Чем отличаются левши от правшей? Может ли леворукость мешать хорошей учебе? Об этом я решила узнать подробнее.

Цель исследования - узнать, кто такие левши и изучить их особенности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Изучить литературу по данной теме;

Узнать причины леворукости;

Узнать, есть ли у левшей свои особенности;

Провести эксперименты и выяснить, есть ли в моем классе леворукие ребята;

Создать памятку с советами для родителей и учителей, которые работают с леворукими детьми (см. Приложение 4).

Для реализации цели и задач использовали следующие методы исследования:

1.Теоретические: анализ литературы, интернет – ресурсов по теме исследования, анализ и обобщение результатов.

2. Практические: наблюдение, эксперимент, беседа.

Объект исследования: учащиеся моего класса.

Предмет исследования: леворукость.

Так же мы выдвинули гипотезу, что левши имеют свои особенности, но переучивать их не нужно, так как леворукость не влияет на уровень знаний.

Практическая значимость: данная работа познакомит с особенностями леворуких людей, позволит узнать причины развития леворукости, а также ответить на вопрос «стоит ли переучивать левшу?», дать рекомендации родителям и учителям, работающим с леворукими детьми.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Кто такой левша?

Сначала мы решили узнать, кто такие леворукие люди, и что в них особенного?

Левша (леворукий) это человек, предпочтительно пользующийся левой рукой. Антоним к термину «левша» - «правша». Левшами принято называть людей, которые для выполнения тех или иных действий в основном пользуются не правой рукой, как большинство людей, а левой.

А вы не задумывались, почему у нас принято подавать правую руку при приветствии, почему на наручных часах заводная головка справа, трубки в телефонных будках висят тоже справа, рабочие инструменты – для правой руки, спусковая кнопка у фотоаппаратов находится с правой стороны, ручки у дверей, и те ставятся так, что правшам удобно, а левшам нет?

Наш головной мозг состоит из двух полушарий. Человек устроен таким образом, что левое полушарие мозга управляет правой половиной тела, а правое – левой. При этом, хотя полушария внешне похожи и работают вместе, но думают и живут по-разному. Левое и правое полушария мозга отличаются друг от друга. Они нужны нам для противоположных действий. Это именуется межполушарной асимметрией.

Оказывается, леворукость и праворукость зависит от того, какое у человека ведущее полушарие головного мозга.

Левое полушарие отвечает за математические вычисления, речь, чтение и письмо, двигательные функции. Левое полушарие очень хорошо развито у праворуких людей.

Правое полушарие за образную память, ритм, восприятие музыки, чувства. Правое полушарие хорошо развито у леворуких людей.

Зная, какое полушарие главное, мы можем правильно выбрать профессию или объяснить, почему у нас что-то не получается в том или ином виде деятельности.

Леворукие люди – правополушарные, а значит более эмоциональные, чувствительные, творческие натуры. Левши демонстрируют более высокие творческие способности, абсолютный слух, развитую интуицию, способность найти несколько путей решения одной задачи. Существует мнение, что люди, у которых левая рука развита больше, чем правая, имеют некоторое превосходство над правшами. Согласно этой теории, левши легче обрабатывают информацию, способны быстрее анализировать ситуацию, да и вообще – чаще добиваются успеха в жизни, становясь крупными руководителями. Здесь чаще встречаются люди с развитой интуицией, так как при развитом правом полушарии информация воспринимается в большинстве случаев путем угадывания. Для людей с развитым правым полушарием характерно «схватывание» больших объемов различной информации. То есть человеку не обязательно сильно вникать в детали, он при получении информации уже выстраивает себе «визуальную картинку» в голове. Причем, такие люди могут не только «видеть» картинку, но и «чувствовать» её – запах, оттенки, «слышать» звуки. Создаётся живой, натуральный образ мира. Вот почему люди, обладающие развитым правым полушарием, любят читать художественную литературу и не особо любят техническую. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей, они особенно ценятся в боксе и фехтовании. Среди выдающихся людей, таких как ученые, музыканты и композиторы, художники встречается много левшей.

Научно доказано, что среди левшей выше доля людей с нестандартным мышлением, творческими способностями, артистичных, художественных натур: художников, музыкантов, композиторов, архитекторов. Левши выделяются и в области точных наук: к решению задачи они идут, как правило, иным путём, чем их праворукие коллеги. Немало леворуких людей среди спортсменов. В таких видах спорта, как бокс, фехтование и теннис левши проявляют свою особенную тактику (эффект неожиданности) и создают немало проблем для соперников.

В литературе мы нашли интересные факты и особенности, присущие левшам:

У левшей необычный взгляд на мир, стремление к новому, интересному.

У левшей хорошо развиты творческие и музыкальные способности, высокий уровень интеллекта, который помогает добиваться хороших результатов в профессии. Часто левши встречаются среди деятелей искусств: художники, музыканты, актеры, например: Моцарт, Бетховен, Рафаэль, Чарли Чаплин, Наполеон, Альберт Энштейн, Жанна д'Арк (см. Приложение 5).

Левши незаменимы в отдельных видах спорта, например: теннисе, фехтовании, боксе. Они считаются самыми «опасными» и непредсказуемыми противниками.

У левшей есть свой праздник - «Всемирный день левшей», который приходится на 13 августа.

По данным психологов, левши испытывают некоторые трудности при обучении в школе. Например, при неудачном соседстве за партой дети могут толкать друг друга локтями, поэтому левшам удобнее сидеть за партой слева, чтобы не задевать соседа.

Таким образом, можно сделать вывод, что леворукость – это не болезнь, а достоинство человека, его уникальность и неповторимость.

Причины леворукости

До сих пор никто не может сказать однозначно, почему одни становятся правшами, а другие – левшами. На этот счет существует множество теорий и предположений.

Археологические данные дают основания считать, что предки человека в основном были праворукими. Каменные орудия, во множестве дошедшие до нас, приспособлены для правой руки. Наскальные изображения обведенных рук, как правило, левые. Значит древние «художники» работали правой рукой.

Однако уже в древности люди знали, что среди них есть леворукие и не считали это каким-то нарушением. Первое письменное свидетельство о леворукости нашли в Библии. В войске Вениамина «из всего народа было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо», то есть леворукие люди уже тогда были ловкими, меткими, умелыми воинами.

Многие ученые считают, что в древности человечество было леворуким. Причины возобладавшей праворукости существуют на уровне гипотез. Одна из них говорит, что во времена беспокойные, представлявшие собой череду бесконечных рукопашных войн, где главными были щит и меч, левши были попросту истреблены, потому что держали меч в левой руке, а щит – в правой, не умея защитить им левую половину груди, где находится сердце. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила ее преимущество.

Каковы же современные причины появления леворукости у людей?

Все причины происхождения леворукости можно разделить на две группы.
Первые объясняют леворукость воздействием среды на развитие ребенка до и после рождения. Вторые выдвигают различные варианты генетической обусловленности леворукости.

Интересно, что влияния среды могут сильно различаться, но традиционное соотношение леворуких и праворуких мало зависит от условий жизни людей. Однако вариант социальных влияний при возникновении леворукости нельзя исключить полностью.

Существует и вынужденная леворукость. Нередки случаи, когда не только бытовые травмы, но и нарушения нервно-мышечной регуляции в раннем детстве, особенно в период, когда идет интенсивное формирование двигательных функций, могут стать причиной предпочтительного использования левой руки, ее усиленной тренировки. Так левая рука может стать более активной, ребенку становится удобнее ей работать. В этих случаях качество работы тренированной левой и нетренированной правой рукой может быть одинаковым, но ребенок привыкает к особенностям действий руками, и переучивать его достаточно сложно.

Есть еще один вариант вынужденной леворукости. Дело в том, что деятельность ребенка формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Порой левши в окружении правшей начинают более активно действовать правой рукой. Но бывает и наоборот — праворукие становятся леворукими. Однако такие случаи редки. Значительно чаще приходится сталкиваться с вынужденной праворукостью — с переученными леворукими детьми.

Хорошо известно, что есть семьи, в которых леворуки многие члены семьи. Еще в 20-х годах XX века было доказано, что вероятность рождения леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2 %, она возрастает до 17 %, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46 %, если леворуки оба родителя.

Еще один вариант возникновения леворукости — так называемая патологическая (компенсаторная) леворукость. Действительно, статистика прослеживает определенную зависимость между отклонениями в протекании беременности и родов (низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного, травмы и ряд других факторов) и появлением на свет леворуких детей.

Очень высок процент леворуких детей среди близнецов (около 20%). По мнению американских ученых С. Спрингер и Г. Дейча, существует феномен так называемого зеркального отображения, проявляющийся у 25% однояйцевых близнецов. Суть его в том, что один близнец — зеркальное отображение другого вплоть до направления завитков волос на голове и отпечатков пальцев. Один из близнецов может быть левшой, а другой — правшой.

В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости — комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов. Как мы выяснили, леворукие дети — неоднородная группа. Поэтому и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. Проявление тех или иных особенностей в развитии связано с преобладанием какого-либо фактора в развитии леворукости.

1.3 Нужно ли переучивать левшей?

На нашей планете 15 % жителей являются левшами. По мнению профессора Института нейрохирургии имени Бурденко Тамары Доброхотовой, леворукие люди испытывают некоторые трудности, приспосабливаясь к «правостороннему миру». Попробуйте надеть часы на правую руку и завести их – и вы почувствуете, как нелегко живется леворуким людям.

Раньше леворукость рассматривалась как отклонение от нормы, и во многих странах левшей переучивали в детстве (как правило, это касалось, в первую очередь, обязательного использования правой руки при письме и пользовании столовыми приборами). Причина в том, что на ранних этапах становления современного общества большое значение придавалось стандартизации и дисциплинированию. В рамках этого подхода все, что воспринималось как отклонение, должно было быть либо исправлено, либо изолировано от общества. Постепенно была осознана бесперспективность и вредность этого подхода и от переучивания стали отказываться.

В нашей стране переучивание леворуких детей в своё время носило массовый характер. Однако, как показал опыт, переучивание приводит к существенному ухудшению психического и физического здоровья леворуких, плохо отражается на учебном процессе, ведёт к различным неврозам и даже может вызвать заикание.

Данное состояние получило название «декстрастресс». Декстрастресс – болезненное психофизиологическое напряжение, испытываемое леворуким человеком в условиях давления праворукой среды. В наиболее яркой форме декстрастресс проявляется при насильственном переучивании леворуких детей и запрете писать левой рукой. Следствием его является ухудшение здоровья ребёнка: появление различных невротических и неврозоподобных состояний (депрессия, страхи, дефекты письма и чтения).

И только с начала ХХ столетия начали говорить о защите леворуких детей (в частности в Англии).

В нашей стране в 1986 году были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей.

В некоторых странах принимаются меры, чтобы облегчить жизнь людям, лучше владеющим левой рукой. Сейчас выпускают школьные принадлежности, фотоаппараты, предметы быта в зеркальном варианте – ручки, ножницы, тетради, предметы быта (см. Приложение 6). А в Японии левши окружены особым уважением, они издавна почитаются как искусные, талантливые люди. В русской литературе тоже есть пример такого отношения – знаменитый Левша, подковавший блоху.

На сегодняшний день практически во всех странах официально отказались от переучивания левшей, и количество леворуких в населении существенно увеличилось.

13 августа официально считается Всемирным днем левшей. Этот праздник отмечается с 1992 года. В этот день практически во всех странах мира проходят акции, в которых «правым» предлагается весь день пользоваться только левой рукой, чтобы почувствовать себя в облике левши. Так левши со всего мира пытаются привлечь производителей товаров к необходимости учитывать их неудобства. Ведь многие инструменты (ножи, ножницы) не только неудобны в использовании левшами, но и могут привести к травмам.

Если у вас ребенок левша, то не давите на него, а посоветуйтесь с психологом, который способен адаптировать и научить его полноценно жить в «правом» мире. Если левшу не пытаться переучивать, то он ответит высокими показателями психического развития, креативностью мышления, незаурядными способностями и достижениями в архитектуре, музыке, художественном творчестве. Левшей стоит поберечь, возможно, они еще не раскрыли полностью своих потенциальных возможностей. Нужно воспринимать ребенка таким, каким его создала природа и тогда леворукость не станет проблемой.

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Определение леворукости

Для оценки степени праворукости и леворукости существует множество методик и тестов.

Мы выбрали и провели среди учеников нашего класса семь наиболее распространенных упражнений, чтобы узнать, какое полушарие головного мозга - ведущее и, в зависимости от этого, определить, какой рукой в основном пользуется учащийся (см. Приложение 1).

Необходимо приготовить лист бумаги и карандаш. После каждого задания нужно фиксировать на листке, какая рука (правая или левая) являлась ведущей при выполнении действий. Можно отмечать, например, буквами «П» и «Л».

Тест «ЗамОк». Ребенка просят переплести пальцы обеих рук. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху – правый или левый. Если сверху оказался палец правой руки, то это правый тип реакции (ведущее полушарие – левое). Если сверху палец левой руки, то тип реакции – левый, а ведущее полушарие — правое. Зафиксируйте ответ.

Тест «Аплодисменты». Ребенка просят похлопать в ладоши. Обратите внимание, какая рука при этом оказывается сверху – правая или левая. Ведущая рука обычно — сверху. Зафиксируйте ответ.

Тест «Поза Наполеона». Ребенка просят скрестить руки на груди. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть – под правым предплечьем, у левшей – сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая. Зафиксируйте ответ.

Тест «Развязывание узелков». Ребенка просят развязать несколько узлов на шнуре средней толщины. Ведущей считается рука, которая развязывает узел, не ведущая рука держит шнурок. Зафиксируйте ответ.

Тест «Открывание и закрывание пузырьков с отвинчивающимися крышками». Ребенку предлагают открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, а не ведущая держит пузырек. Зафиксируйте ответ.

Тест «Уборка». Ребенку предлагают протереть что-нибудь из мебели (стол, шкаф и т.п.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука. Зафиксируйте ответ.

Тест «Рисунок на ладошке». Ребенку предлагают указательным пальцем одной руки нарисовать круги на ладошке другой. Рисует ведущая рука. Зафиксируйте ответ.

На основании проведенных проб можно определить, какая рука у ребенка является ведущей. Это особенно важно, когда у ребенка достаточно слабо сформированы графические навыки работы рукой или неясна ведущая позиция одной руки, поскольку ребенок производит манипуляции то одной рукой, то другой.

Возможен и третий вариант: равнозначное количество ведущей позиции, как правой, так и левой руки. Одинаковое владение правой и левой рукой называется амбидекстрией, а дети – амбидекстрами. Особенности психики у этих детей такие же, как у левшей, но они более легко привыкают писать правой рукой в школе.

Если по итогам тестирования у ребенка определилось левшество, принимая во внимание тот факт, что движения рук координируются преимущественно противоположным полушарием, получаем правополушарный тип.

Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции можно определить свой тип межполушарной асимметрии.

Это позволит судить об общем характере психологического склада, является ли он логическим (левополушарным) или эмоциональным (правополушарным).

Результаты экспериментов мы внесли в таблицу и проанализировали.

На основании проведенных опытов можно сделать следующие выводы: в нашем классе 28 учеников, из которых 26 — в основном пользуются правой рукой, а 2 - левой (это составляет 7% от 100% учащихся нашего класса) (см. Приложение 2).

2.2 Влияние леворукости на успешность обучения

Выяснив, что в нашем классе есть 2 ребенка, которые пользуются в основном левой рукой, мы решили узнать - зависят ли успехи в учебе от того, левша ребенок или правша?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы побеседовали с классным руководителем ребят-левшей, а так же провели сравнительный анализ успеваемости учеников. Рассматривались тетради учащихся по математике и письму, их творческие работы (см. Приложение 3).

Выяснилось, что успеваемость по всем предметам, что у леворуких, что у праворуких ребят практически одинаковая. Неуспевающих учеников среди левшей в нашем классе нет. Почерк тоже у всех достаточно ровный и аккуратный. Математические задачи и примеры леворукие дети решают так же хорошо, как и правши. А еще они хорошо рисуют, поют, занимаются спортом, принимают участие в разных конкурсах, олимпиадах.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что у правшей больше преобладает левополушарный тип мышления, а у левшей – правополушарный. Но это никак не отражается на процессе обучения леворуких ребят. Леворукость не влияет на качество и уровень знаний, а умственные способности ученика не зависят от того, левша он или правша.

Леворукость – это особенность человека, у которого правое полушарие работает лучше, чем левое. И совсем неважно, кто ты – левша или правша. Твой успех зависит от желания развивать себя и работать над собой!

Заключение

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них — другие, не такие, как все. Они пишут, шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче.

В ходе данного исследования был проведен анализ литературы и интернет-источников по проблеме леворукости. Мы сделали следующий вывод: леворукость – это один из вариантов нормального развития организма, часто зависящего от особенностей строения головного мозга.

Проделав данную работу, мы получили ответы на все интересующие вопросы и сделали шаг в исследовании удивительного мира леворуких людей. Тем самым подтвердили нашу гипотезу.

Нам бы хотелось продолжить исследования в этом направлении, следить за новыми открытиями в данной области.

В заключении хочется добавить: мир станет не так интересен, если в нем будут все одинаковыми. Каждый человек – индивидуален и уникален. Такими нас создала природа. Левша – это особенная, неповторимая и неординарная личность, наделенная различными способностями, которые при определенных условиях можно развивать. Выявление леворукости может ускорить процесс формирования одаренности.

Мы еще не можем разгадать феномен леворукости до конца, но должны оценивать его как вариант нормы и как яркое свидетельство многогранности человеческой натуры. Поэтому если ваш ребенок — левша, приветствуем! Кто знает, возможно, у вас подрастает будущий Леонардо…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое пособие для педагогов и родителей. – М.; АРКТИ, 2008.

Безруких М. М. Леворукий ребёнок. – М.; Вентана-Граф, 2008.

Безруких М. М. Если ваш ребёнок левша. – М.; Генезис, 2011.

Брагина Н.Н. Левши. – М.; 2009.

Воробьева Т.А., Гузенко Т.В. Леворукий ребенок: 50 уроков для подготовки к письму (готовимся к школе). – Спб.; Издательский дом «Литература», 2011.

Ефремов К. Левый – правый мозг. – М.; Знание – сила, 2002.

Покровский В.И. Леворукость. Энциклопедия здоровья. – М.; ИПО Автор, 1992.

Пятница Т.В. Леворукость как норма развития. – М.; Аверсеф, 2007.

Семенович А.В. Эти невероятные левши: практическое пособие для психологов и родителей. – М.; Генезис, 2014.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

http://fb.ru/article/281137/chem-levsha-otlichaetsya-ot-pravshi-osobennosti-interesnyie-faktyi-rekomendatsii

http://znamus.ru/page/left-handed

http://dolgo-zivi.ru/levorukost-v-spetsifike-kachestv-psihiki-levshey

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тест «Аплодисменты»

Тест «Поза Наполеона»

Тест «ЗамОк»

Тест «Открывание и закрывание

пузырьков с отвинчивающими крышками»

Тест «Рисунок на ладошке»

Тест «Развязывание узлов»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Количество леворуких и праворуких детей в классе

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Письменные и творческие работы праворуких и леворуких детей

Левша Правша

Левша

Правша

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Памятка для родителей и учителей,

которые работают с леворукими детьми

Взрослые никогда не должны показывать ребенку негативное отношение к его леворукости. Не следует обсуждать в присутствии ребенка - хорошо это или плохо быть левшой.

После определения ведущей руки не менять ее, даже если поначалу качество письма и рисования будет неудовлетворительным.

Необходимо научить ребенка правильно сидеть за столом, держать ручку, располагать тетрадь. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.

При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны, там же нужно располагать необходимые образцы для копирования, а необходимые канцелярские принадлежности – слева.

Для правильной позы при письме необходимо:

- сидеть прямо, опираясь спиной на спинку стула;

- не касаться грудью стола;

- ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

- обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край. Рабочее место леворукого ребенка должно располагаться с левой стороны, чтобы не сталкиваться с локтем соседа.

Рекомендуется повернуть тетрадь или лист бумаги так, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди. Причем немного вперед должно быть выдвинуто не правое плечо, как у правши, а левое. Сначала правая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.

Категорически противопоказано требовать от левши безотрывного письма.

При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей».

Для того, чтобы легче запомнить правильное расположение принадлежностей при письме, можно использовать коврик-помощник с разметкой, который можно приобрести в магазине или изготовить самому.

Если есть возможность, то советуем Вам приобрести специальные канцелярские принадлежности для левшей. Например, шариковая ручка со специальными углублениями для правильной фиксации пальцев. Ножницы для леворуких, благодаря перевернутым лезвиям, легко режут бумагу. Линейка с разметкой шкалы справа налево решает проблемы. В точилке для левшей лезвие перевернуто в другую сторону.

И самое главное – не переучивайте левшей! Хвалите леворуких детей даже за небольшие успехи. Вам придется поддерживать Вашего ребенка на протяжении всего обучения в школе, в результате он обязательно начнет радовать Вас своими успехами.

Для решения более детальных вопросов, связанных с трудностями в обучении леворукого ребенка всегда обращайтесь к специалистам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Левши среди выдающихся людей и знаменитостей:

Ученые: Альберт Эйнштейн, Никола Тесла, Исаак Ньютон, Иван Павлов.

Художники: Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо,  Питер Пауль Рубенс, Микеланджело.

Музыканты: Людвиг Ван Бетховен, Вольфгант Амадей Моцарт, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Фредерик Шопен.

Спортсмены: Диего Марадона, Пеле.

Писатели и философы: Аристотель, Фридрих Ницше, Владимир Даль, Марк Твен, Ганс Христиан Андерсен, Александр Пушкин, Лев Толстой.

Политики и военные: Наполеон, Уинстон Черчилль,  Джорж Буш Старший,  Джорж Буш Младший, Билл Клинтон, Фидель Кастро, Махатма Ганди, Баарак Обама, Владимир Путин (скрытый левша).

Актеры: Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Роберт Де Ниро, Анжелина Джоли,  Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Микки Рурк.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Приборы для левшей

Просмотров работы: 192