Определение видового состава зеленых насаждений на пришкольной территории

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение видового состава зеленых насаждений на пришкольной территории

Ямщиков Д.В. 1
1МАОУ СОШ № 22 к 1. г.Тюмень
Рыкованова Г.В. 1
1МАОУ СОШ № 22 к 1. г.Тюмень
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Школьный двор - это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Пришкольная территория – это наш зеленый дом, в котором проходит учебно-воспитательный процесс. Каждый из нас имеет право знать об окружающей среде, в которой он живет, учится.

Там, где деревья - там чистый воздух. Стало интересно, какие деревья растут на пришкольной территории, и какова их значимость для учащихся. Так возникла потребность исследовательской работы в оценке деревьев, произрастающих на пришкольной территории.

Актуальность исследования – озеленение пришкольной территории имеет большое значение для организации безопасной и благоприятной образовательной среды, как возле здания, так и в нем. Зелёные насаждения пришкольного участка очищают воздух, воспитывают в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе.

Школьный участок – это место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний.

Объект исследования – пришкольная территория МАОУ СОШ №22 г. Тюмени, корпус 1., ул. Садовая 121.

Предмет исследования– деревья и кустарники, произрастающие на пришкольной территории.

Цель – исследовать видовой состав зеленых насаждений на пришкольной территории.

Гипотеза исследования – предположим, что растения пришкольного участка выделяют достаточное количество кислорода для всей школы, очищают и увлажняют воздух.

Задачи:

изучить литературу по данной проблеме;

определить количество и состав растений на пришкольном участке;

рассчитать потребность и обеспеченность кислородом с помощью растений пришкольного участка;

определить оздоровительную роль растений, как очистителей от пыли и бактерий.

предложить план по увеличению видового состава зеленых насаждений на пришкольной территории.

Методы исследования:

Наблюдение.

Фотографирование.

Маршрутный учет деревьев и кустарников.

Практическая значимость: внесение предложений для администрации школы по улучшению и разнообразию видового состава зеленых насаждений, с целью обеспечения всех учащихся школы достаточным количеством кислорода.

Глава 1. Значение зеленых насаждений на пришкольной территории

Растения играют важную роль в жизни человека. Они веками обеспечивают постоянное содержание кислорода в воздухе, без чего невозможна жизнь на Земле.

Деревья и кустарники являются одними из важнейших элементов городского ландшафта и выполняют разнообразные функции. Эти функции можно подразделить на две большие группы: санитарно-гигиенические и декоративно-планировочные.

К санитарно-гигиеническим свойствам растений относится их способность выполнять пылезащитную, ветрозащитную функции, оказывают фитонцидное действие (выделение веществ, убивающих болезнетворные бактерии), влияют на тепловой режим, влажность воздуха, играют огромную роль в борьбе с шумом.

Особенностью зеленых насаждений является также то, что они в результате фотосинтеза поглощают из воздуха углекислый газ и выделяют кислород.

Зеленые насаждения улучшают микроклимат территории, создают хорошие условия для отдыха на открытом воздухе, предохраняют от чрезмерного перегревания почву, стены зданий и т.д. Это может быть достигнуто при сохранении естественных зеленых массивов в жилых зонах.

Декоративно-художественную функцию зеленых насаждений можно разделить на три большие группы: ландшафтнообразующие, планировочные и организацию отдыха городского населения.

Озеленение школьной территории, так же служит целям эстетического воспитания учащихся. Пришкольный участок имеет площадь 1,36 га. На территории нашей школы имеются газоны и клумбы с цветочными растениями, но основную часть составляет древесная растительность (Приложение №2). Деревья растут на заднем плане школьного участка, вокруг здания школы. Растения прекрасно гармонируют со зданием школы. Школьный двор - это часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности. Эта среда должна быть функциональна и комфортна, так как является составляющей частью процесса обучения. Кроме того, она является и местом проведения свободного времени школьников. Школьный двор - это территория детства, и очень важно, в каком окружении пройдут важные периоды в жизни детей. Благоустроенная школьная территория - это место, где можно было бы реализовать все свои способности, желания и интересы.

Глава 2. Изучение видового состава растений на пришкольном участке

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что растения пришкольного участка выделяют достаточное количество кислорода для всей школы, очищают и увлажняют воздух. Для того чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу мы определили задачи своего исследования. На основе поставленных задач мы разработали план исследований:

Определение видового состава растений, определение каждого вида растений.

Работа с источниками по определению пользы от этих растений.

Анкетирование учащихся разных классов на предмет осведомленности.

Подсчет количество растений определенного вида.

Анализ достаточности произрастающих растений для подтверждения гипотезы.

Видовой состав растений

Наше исследование началось с обхода школьной территории в результате чего мы выяснили, что на пришкольном участке растет множество разных растений. Мы подсчитали их количество, оно составляет - 198 деревьев и кустарников. Составили перечень деревьев (Приложение №1). Также провели анкетирование среди учащихся 2,3,4-х классов нашей школы (Приложение №3).

Обеспеченность кислородом

Дерево средней величины может обеспечить дыхание 3-х человек. У нас взрослых деревьев 198. Значит, они обеспечивают кислородом 594 чел. (198 x 3 = 594). А в школе 1586 человек. С уверенностью можно сказать, что на участке недостаточно деревьев и кустарников для обеспечения всех учащихся кислородом. Требуется дополнительная посадка деревьев, таких как береза пушистая, ель обыкновенная, лиственница сибирская и можжевельник обыкновенный. Такие деревья хорошо переносят сибирские морозы и обогащают воздух кислородом.

Растения – очистители воздуха

Так как наша школа располагается сравнительно недалеко от автомобильной дороги, мы определили, как очищается воздух от содержания пыли и сажи. Лес, площадью в 2 га, за вегетационный период очищает от пыли 20 млн. м3 воздуха. Наш пришкольный участок площадью 1,36 га очищает 27 млн. м 3 воздуха (1,36 га х 20 млн. м 3 = 27,2 млн. м 3). Но чемпионом по поглощению пыли и сажи является тополь. Одно тополиное дерево за сезон очищает атмосферу от 20 до 30 кг пыли. На нашем участке растёт 127 тополей, они очищают воздух от 2540 кг до 3810 кг пыли и сажи. Можно сделать вывод, что от сажи и пыли мы надежно защищены. Так же хорошо задерживают пыль листы вяза, сирени. Так, посадка приблизительно 400 молодых тополей за лето улавливает около 340 килограмм пыли, а вяза — практически в 6 раз больше, поэтому для дополнительной очистки воздуха от пыли считаем целесообразным произвести дополнительную посадку сирени и вяза.

Поглощение свинца

Свинец опасен для жизни человека, попадая в лёгкие, он переходит в кровь и откладывается в костях, нарушая работу печени, почек, мозга.Мхи, лиственница, съедают его в большинстве случаев в огромном количестве. Берёзы и ивы способны поглощать свинец выхлопных газов машин, но намного меньше. У нас 17 ив и 5 берёз, поэтому для наиболее эффективной отчистки воздуха от свинца, требуется дополнительная посадка деревьев.Лучше всего поглощают свинец лиственница и разнообразные мхи. Необходимо 10 деревьев, чтобы нейтрализовать вред от 1 автомобиля. Так же очень полезен в городских условиях каштан. Он почти так же неприхотлив, как тополь.

Фитонцидные свойства растений

Оздоровительная роль зеленых насаждений проявляется и в способности выделять фитонциды. Фитонциды – это вещества растительного происхождения, обладающие свойством убивать болезнетворные микроорганизмы. Таким образом, фитонциды создают природный иммунитет растений к различным видам заболеваний. Рекордсменами по выделению фитонцидов являются хвойные растения. Так, 1 га можжевельника выделяет в сутки 30 кг летучих веществ, около 20 кг выделяют сосна и ель.Благодаря способности растений выделять фитонциды воздух парков содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц. На нашем пришкольном участке есть 5 берёз, 5 сосен и 13 лип, которые обладают фитонцидными свойствами. Но этого недостаточно. Исходя из этого считаем целесообразным произвести дополнительную посадку сосен и елей на пришкольной территории.

Растения увлажнители воздуха

Растения повышают влажность воздуха. Зеленые насаждения в целом испаряют 20-30% атмосферных осадков, выпавших на территорию. Одна липа испаряет до 0,2 тонн влаги за вегетационный период. У нас 13 остролистных лип – 2,6 тонн воды (13 х 0,2 = 2,6 т.).

Исходя из проведенного исследования, мы можем сделать вывод, что общее количество деревьев и кустарников, произрастающих на пришкольной территории не соответствует санитарным и фитогигиеническим требованиям для обеспечения всех учащихся кислородом. Из проведенного нами анкетирования мы можем сказать, что большинство учеников знают какие деревья растут на территории школы и им нравится школьный участок.

Заключение

На основе проведённых исследований и изучения методической литературы, мы пополнили мои знания о том, насколько важно, чтобы экологическая обстановка пришкольного участка была благоприятной.

Проанализировав и обобщив все полученные данные, можно сделать вывод: роль зеленых насаждений для учащихся нашей школы значительна.

Деревья и кустарники пришкольного участка:

поглощают углекислый газ и выделяют кислород, которого недостаточно для обеспечения всех учащихся кислородом.

поглощают пыль, свинец и сажу (особенно велика роль 127 тополей);

выделяют фитонциды (3 вида деревьев);

имеют эстетическое значение;

увеличивают влажность воздуха.

Для обеспечения всех учащихся кислородом необходимо дополнительное озеленение пришкольного участка, дополнительная посадка деревьев и кустарников – это составная часть благоустройства территории.

Исходя из проведенных мною исследований и наблюдений, мы разработали рекомендации и письмо для администрации школы (вх. № 147 от 15.02.2023г.) по улучшению состояния озеленения пришкольного участка:

провести дополнительные посадки деревьев и кустарников;

организовать разъяснительную работу среди учащихся о необходимости бережного отношения к зеленым насаждениям;

увеличить видовое разнообразие растений пришкольного участка за счет посадки более декоративных видов деревьев и кустарников (клен остролистный, липа крупнолистная, туя, акация желтая);

выкорчевать деревья, находящиеся в неудовлетворительном состоянии;

ежегодно (в апреле) подрезать кусты и белить стволы деревьев.

Неотъемлемым этапом в озеленении и благоустройстве территорий школ являются следующие своевременные мероприятия:

уход за деревьями, кустарниками, газонами, уборка листвы;

подкормка, рыхление, обрезка, прореживание кустарников;

высадка сезонных растений.

Был получен ответ от администрации школы: приняты во внимание все выводы и рекомендации, но т.к. второй корпус школы входит в капительный ремонт, выполнить все рекомендации в полном объеме не предоставляется возможным. По завершению ремонта, школа обязательно найдет возможности для реализации всех рекомендации по озеленению школьной территории.

Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась, но мы определили мероприятия, благодаря которым, можно преобразить пришкольный участок, поэтому цель проекта достигнута.

Список литературы:

Сергей Махотин: Прогулки по лесу, 2017. - 68 с.

Ирина Пескова: Деревья и кустарники России. Определитель, Аванта.,2022., - 96 с.

Лесная кладовая. Т. Иванова, Л. Путинцева, 1993., - 350 с.

Атлас. Растения леса, Козлова Т.А., Сивоглазов В.И., 2005., - 62 С.

Деревья. Школьный путеводитель, Афонькин С.,2006., - 96 с.

Школьный словарик. Растения России., Васильева Н.Ю.,2021 г., - 84 с.

Альфред Брэм, Жизнь Растений,1995 г., - 967 с.

Холявко В.С., Глоба-Михайленко Д.А. «Дендрология и основы зеленого строительства» - Москва: Высшая школа, 1980 г. – 248 с.

Новиков В., Губанов И. Школьный атлас - определитель высших растений. М: Просвещение, 1991 г. - 238 с.

https://www.inaturalist.org/

Приложение

Таблица 1

Перечень деревьев на пришкольной территории

Вид растений

Количество

Тополь

127

Ива остролистная

17

Клен

13

Липа

13

Яблоня

11

Береза

5

Сосна

5

Вяз

3

Сирень

2

Ясень

1

Черемуха

1

Всего

198

Рисунок 1

Пришкольная территория

Рисунок 2

44% опрашиваемых детей знают какие растения растут на территории школы, а 56% нет.

Рисунок 3

48% опрашиваемых детей правильно ответили на вопрос, 52% нет.

Рисунок 4

18% из опрашиваемых детей правильно ответили на вопрос, а 82 % нет.

Рисунок 5

17% опрашиваемых детей знают какие растения поглощают свинец и правильно ответили на вопрос, 83% нет.

Рисунок 6

90% опрашиваемых детей нравится школьный участок, а 10% нет.

Письмо 1

Директору

МАОУ СОШ №22 г.Тюмени

Максимовой О.А.

От ученика 2 «Б» класса

Ямщикова Д.В.

Уважаемая Ольга Александровна!

Я, Ямщиков Данил подготовил проект на тему: «Определение видового состава зеленых насаждений на пришкольной территории». Актуальность проекта подтверждается тем, что школьный двор - это визитная карточка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Пришкольная территория – это наш зеленый дом, в котором проходит учебно-воспитательный процесс. Каждый из нас имеет право знать об окружающей среде, в которой он живет, учится.

В ходе работы над проектом, было выявлено недостаточное количество зеленых насаждений для обеспечения всех учащихся кислородом. Предлагаю Вам рекомендации по улучшению состояния озеленения пришкольного участка:

провести дополнительные посадки деревьев и кустарников;

организовать разъяснительную работу среди учащихся о необходимости бережного отношения к зеленым насаждениям;

увеличить видовое разнообразие растений пришкольного участка за счет посадки более декоративных видов деревьев и кустарников (клен остролистный, липа крупнолистная, туя, акация желтая);

выкорчевать деревья, находящиеся в неудовлетворительном состоянии;

ежегодно (в апреле) подрезать кусты и белить стволы деревьев.

Неотъемлемым этапом в озеленении и благоустройстве территорий школ являются следующие своевременные мероприятия:

уход за деревьями, кустарниками, газонами, уборка листвы;

подкормка, рыхление, обрезка, прореживание кустарников;

высадка сезонных растений.

Подпись 15.02.2023

Рисунок 7

Ответ от администрации школы

Просмотров работы: 732