Введение.
При освещении актуальности проблемы здоровья школьников подросткового возраста, в первую очередь хотелось бы дать определение самому понятию «здоровье человека» - является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов (Устав ВОЗ от 07.04.1948) [1]. Проблема сохранения здоровья школьников многие годы занимает лидирующие позиции в системе сохранения здоровья нации, как в России, так и за рубежом [2]. По данным научно исследовательского института (НИИ) гигиены и охраны здоровья детей и подростков «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России за 2017 год, около 40% детей теряют здоровье за время учебы в школе, приобретая функциональные нарушения или хронические заболевания, около 50% страдающих хроническими заболеваниями имеют их прогрессирование и/или утяжеленное течение. Согласно недавнему отчету Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый третий / четвертый ребенок и подросток в Европе имеет избыточный вес или страдает ожирением. В европейских странах потребление нездоровой пищи, снижение физической активности и рост во всем мире малоподвижного образа жизни могут привести к росту эпидемии ожирения среди молодежи [3]. Доказано, что чрезмерная загруженность старшеклассников, нехватка времени, необходимость дополнительно заниматься и готовиться к ОГЭ и ЕГЭ способствует снижению физической активности, повышению психоэмоционального напряжения, несоблюдению режима питания, сна и бодрствования. Дети прекращают посещать спортивные секции и даже гулять на свежем воздухе, неправильно питаются, не соблюдают режим сна и бодрствования, что пагубно сказывается на их здоровье. Многими авторами были предложены различные проекты по первичной и вторичной профилактике школоопосредованных заболеваний, но чаще всего это были мероприятия с затратой свободного времени учеников и привлечением дополнительных финансовых средств, которые не увенчались успехом, что и определило цель нашего исследования.
1.1 Цель исследования.
Разработка профилактических мероприятий и создание инновационной школы здоровья старшеклассников на основе анализа факторов риска развития неинфекционных заболеваний, анализа школоопосредованных болезней, хронических заболеваний и оценки школьных факторов, влияющих на здоровье школьников.
1.2 Задачи исследования
Провести анализ немодифицируемых и модифицируемых факторов риска развития различных неинфекционных заболеваний, определить уровень здоровья школьников, изучая их заболевания как хронические, так и приобретенные у учащихся 9 классов.
Оценить школьные факторы, прямо или косвенно влияющих на развитие и прогрессирование хронических неинфекционных заболеваний у учащихся 9 классов.
Разработать здоровьесберегающие мероприятия, которые можно проводить во время учебного процесса, не выделяя на это отдельного времени «on line» и места «on site».
1.3 Обьект и предмет исследования:
Школьники средней школы (9 классов), разработанная собственно исследователем анкета - опросник школьников (анонимно), добровольное согласие на обработку персональных данных.
1.4 Гипотеза исследовательского проекта:
Анализ факторов риска развития хронических и школоопосредованных заболеваний, школьных факторов влияющих на здоровье школьников и собственно предложения школьников по их решению, позволят разработать комплекс здоровьесберегающих мероприятий, которые войдут в общую структуру «школы здоровья» школьников.
1.5 Ожидаемый результат:
В результате анонимного анкетирования школьников будут получены данные о фактораз риска развития хронических заболеваний, анализ имеющихся и приобретенных в школе хронических болезней, школьных факторов влияющих на здоровье учащихся и собственно предложения школьников по их решению, позволят разработать комплекс здоровьесберегающих мероприятий, которые войдут в общую структуру «школы здоровья» школьников.
1.6 Материалы и методы.
В исследовании приняли участие 70 учеников старших 9-х классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицея 97», г. Челябинска. Все учащиеся дали добровольное согласие на исследование, заполняя анонимно анкету-опросник. Для изучения факторов риска развития неинфекционных заболеваний, анализа школоопосредованных и хронических заболеваний и школьных факторов, влияющих не здоровье подростков, нами была разработана анкета - опросник. Данная анкета соответствует стандартам инструментария международного проекта «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (Health Behaviour in school-aged children-HBSC) под эгидой Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ). Исследование HBSC проводится на основе анкетирования школьников каждые четыре года в более чем 40 странах Европы и Северной Америки, в том числе и в России [4].
Статистические методы исследования. Статистический анализ данных, описательная статистика, был выполнен с использованием программного обеспечения Microsoft Excel и IBM. Пакет статистического анализа SPSS Statistics версии 18.
Основной материал.
2.1.Результаты и их обсуждение.
2.1.1. Анализ модифицируемых и не модифицируемых факторов.
Первой задачей нашего исследования было провести анализ немодифицируемых и модифицируемых факторов риска развития различных неинфекционных заболеваний (НИЗ) таких как - повышение артериального давления, диабет, атеросклероз, ожирение, эндокринологические нарушения, нервно-психические расстройства, а также определить уровень здоровья школьников, изучая их заболевания как хронические, так и приобретенные в школе. Все исследуемые школьники были репрезентативны по следующим показателям: возраст - 15±0,4 лет; учащиеся 9-х классов МАОУ Лицея 97. Анализ немодифицируемых факторов показал, что из 70 обследуемых 61% (n=43) составили мальчики и 39% (n=27) девочки (рисунок 1). Данное гендерное соотношение объясняется физико-математическим профилем лицея.
По данным ВОЗ к модифицируемым факторам риска развития социально-значимых заболеваний относятся – вес, физическая активность (занятие в спортивных секциях, прогулки на свежем воздухе), режим сна и бодрствования, вредные привычки (курение, употребление спиртного), пищевые привычки (злоупотребление жирной пищи, fast food), образ жизни [4]. А также приоритетным направлением профилактики неинфекционных заболеваний в повестке 75-й Всемирной ассамблеи здравоохранения была проблема психического здоровья школьников и взрослого населения [5]. Так для оценки психического состояния учащихся мы выбрали – тревожное состояние, синдром хронической усталости и способствующий этому регулярный недосып. Примечательно, что в большинстве случаев, дети сами дописывали эти данные в анкете-опроснике, изначально этих граф в опросник внесено не было.
При изучении модифицируемых факторов риска было установлено (рисунок 2, приложение 1), что весо-ростовые показатели школьников находились в пределах нормы, о чем свидетельствует значение индекса массы тела ИМТ- 20,0±0,11 уе. (норма 18,5-25,5 уе). Оценка физической активности показала, что более 50% учащихся занимаются спортом и гуляют на свежем воздухе. Не занимаются спортом 46% (n=32), не гуляют на свежем воздухе 10% (n=17) школьников (рисунок 3). По данным научных источников занятия физкультурой в школе даже на 50% не покрывают норму физической активности для школьников старших классов[2]. Именно в подростковом периоде идет становление костно-мышечной системы и недостаточная физическая активность и несбалансированное питание, в будущем, приведет в раннему остеопорозу, нарушению кальций-фосфорного обмена, как следствие к эндокринной и половой дисфункции, и в конце к бесплодию и другим НИЗ [6].
Дети раннего подросткового и подросткового возраста имеют высокие умственные нагрузки и должны иметь не менее 8 часов ночного сна для нормального анатомо-физиологического развития организма и нейроиммунноэндокринной регуляции. Как выяснилось, вовремя ложатся спать и имеют 8-и часовой сон всего 14 % (n=10) и имеют распорядок дня - 46% (n=32). Анализ анкетирования выявил недостаточное количество ночного сна у подавляющего большинства опрошенных - 86% (n=60), из которых отсутствие распорядка дня выявлялось у – 54% (n=38) (рисунок 3). По современным литературным данным, хроническое недосыпание и чрезмерные умственные нагрузки, в совокупности с низкой физической активностью и отсутствием регулярных прогулок на свежем воздухе, способствует, в первую очередь, повышению гормона стресса – кортизола, который в свою очередь, приводит к синдрому хронической усталости, повышенной утомляемости, раздражительности, нервозности, депрессии, а также снижению иммунитета и как следствие развитию хронических заболеваний [7,8]. Доказано, что психическое здоровье школьников напрямую связано с развитием вегетососудистой дистонии, гипертонической болезни, хронического гастрита и язвенной болезни желудка [5,7].
При изучении вредных привычек было установлено, что 60% (n=42) учащихся не пробовали и не употребляют табачные изделия и спиртные напитки, в то время как 40% (n=11) школьников пробовали курить или алкоголь - 30% (n=21). Примечательно, что раннее начало табакокурения или тобакоподобных смесей отметили - 16% (n=11), спиртных напитков - 9% (n=6), употребление fast food – 97%.(n=68). По данным ВОЗ курение, нездоровый рацион питания и недостаточная физическая активность, в первую очередь, приводят к развитию неинфекционных хронических заболеваний [4,9]. В связи с че, 57-я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения приняла «Глобальную стратегию по питанию, физической активности и здоровью», где отмечено, что физическая активность сокращает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, способствует снижению излишнего веса, снижению артериального давления,. В нашем исследовании - здоровый образ жизни ведут всего 23% (n=16), а положительно относятся - 66% (n=46). Однако, при анализе анкет - опросников было выявлено, что около 38% (n=6) ребят, которые ведут здоровый образ жизни, употребляют в пищу fast food, пьют или курят, не имеют распорядка дня, ложатся спать после полуночи (рисунок 3). Установленный факт может указывать на то, что ребенок не понимает, что вкладывает в себя понятие здорового образа жизни. К сожалению, в школе нет уроков, посвященных данной тематике, хотя в расписании 9-ти классников есть уроки «о главном», которые ведет их классный руководитель 1 раз в неделю, по 40 минут.
2.1.2 Анализ заболеваемости школьников.
Анализ заболеваемости показал, что за время обучения в школе у 77% (n=54) учащихся были выявлены следующие нозологии: на первом месте - искривление осанки и/или сколиоз - в 63% случаев (n=34); на втором месте - ухудшение зрения, миопия различной степени - 46% (n=25). Остальные заболевания выявлялись примерно в одинаковом соотношении - болезни ЖКТ - 11% (n=6), синдром хронической усталости - 9% (n=5) (рисунок 4). Полученные результаты согласуются с данными литературы последних лет. Данные Минздрава РФ свидетельствуют о том, что до 60 - 70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органа зрения, 30% – хронические заболевания.
Среди хронической патологии преобладают существенные отклонения в показателях функций нервной системы, органов кровообращения и опорно-двигательного аппарата [10]. При опросе анкетируемых, хроническими заболеваниями страдали 43% (n=30) старшеклаcсников, лидирующую позицию занимал – хронический гастрит - 66% (n=20),на втором месте оказались – сколиоз 43% (n=13) и аллергические заболевания 40% (n=12), третье место – Бронхиальная астма -17% (n=5) (рисунок 5). Министерство здравоохранения российской федерации установило, что среди хронических болезней подростков на первом месте стоят заболевания внутренних органов (кровообращения, дыхания, пищеварения), затем следуют болезни органа зрения, нервные и психические заболевания [10]. Косвенных признаков иммунодефицита у учащихся установлено не было, о чем свидетельствует анализ частоты простудных заболеваний в год. В среднем школьники болеют 1-3 раза в год - 94,3% (n=50) и 24% (n=17) отметили, что вообще не болеют простудными заболеваниями (рисунок 7).
2.1.3 Оценка школьных факторов, прямо или косвенно влияющих на развитие и прогрессирование хронических неинфекционных заболеваний.
2. Вторым этапом нашего исследования была оценка школьных факторов, прямо или косвенно влияющих на развитие и прогрессирование хронических неинфекционных заболеваний. С этой целью в разработанной нами анкете были вопросы по поводу времени и регулярности питания, длительного сидения за партами и его влияния на развитие нарушения осанки и сколиоза. Опрос старшеклассников показал (рисунок 8,9), что более 50% (n=38) учащихся не довольны временем, в которое они питаются в школе и хотели бы перенести завтрак, сделать его после 3 урока - 56% (n=39). Обоснованием данному факту послужила жалоба детей на голодные боли в животе, которые отметили 93% (n=65) школьников. В большинстве случаев учащиеся терпели боли до завтрака - 59% (n=38) или пили воду, для облегчения симптомов -28% (n=28). Анализ болевых симптомов в спине показал, что в большинстве случаев они появляются от длительного сидения за партой - 56% (n=39) и в 51% (n=36) случаев учащиеся связывали искривление осанки и сколиоз с длительным неправильным сидением за партой и гиподинамией на переменах - 74% (n=52). Примечательно, что есть дети, которые активно проводят время на переменах даже в старших классах - 26% (n=16)(рисунок 10).
2.1.4 Анализ предложений школьников по активному времяпрепровождению на переменах
3. Третьей задачей нашего исследования был анализ предложений школьников по активному времяпрепровождению на переменах и разработке инновационного подхода к созданию школы здоровья учащихся старших классов.
Анализ предложений школьников по времяпрепровождению на переменах показал, что 84% (n=59) хотели бы активно проводить время на переменах, а 16% (n=11) не имели такого желания, и лишь 40% (n=28) опрошенных внесли свои предложения. На первом месте оказался настольный теннис – 32% (n=9), на втором месте – аэрохоккей и съемные турники, по 21,4% (n=6) соответственно (рисунок 11).
2.1.5 Выводы
Для разработки путей преодоления влияния факторов риска развития неинфекционных заболеваний у подростков, профилактики школоиндуцированных болезней и недопущения прогрессирования уже существующих хронических заболеваний, мы проанализировали анкету-опросник и пришли к выводу, что:
У школьников старших классов из модифицированных факторов риска было установлено, на первом месте - несоблюдение режима сна и бодрствования - 87%, на втором месте - низкая физическая активность – 46%, третье место занимали вредные привычки - 40%, четвертое место - нерациональное питание и употребление fast food – 26%
Раннее тобакокурение и употребление различных курительных смесей установлено в 16% случаев, употребление спиртных напитков – в 9%.
В 38% случаев, от общего количества ребят ведущих здоровый образ жизни, подростки не понимали, что вкладывает в себя понятие здорового образа жизни.
За время обучения в школе у 77% старшеклассников развились следующие заболевания: на первом месте – искривление осанки или сколиоз -63%; на втором месте – ухудшение зрения, миопия - 46%; третье место занимали болезни ЖКТ - 11% и расстройства психического здоровья - 9%, примерно в равном соотношении.
Хроническими заболеваниями страдали 43%, анализ структуры которых показал, что лидирующую позицию занимали болезни ЖКТ -66%; на втором месте – сколиоз – 43% и аллергические заболевания – 40%; третье место - бронхиальная астма -17%.
Более 50% учащихся не довольны временем, в которое они питаются и хоnели бы перенести завтрак, сделать его после 3 урока – 56% (n=39) и питаться, больше 1 раза в день – 49% (n=34).
Анализ болевых симптомов в спине показал, что в большинстве случаев они появляются от длительного сидения за партой - 56% (n=39) и в 51% (n=36) случаев учащиеся связывали искривление осанки и сколиоз с длительным неправильным сидением за партой и гиподинамией на переменах - 74% (n=52).
Анализ предложений школьников по времяпрепровождению на переменах показал, что 84% (n=59) хотели бы активно проводить время на переменах и лишь 40% (n=28) опрошенных внесли свои предложения. На первом месте оказался настольный теннис – 32% , на втором месте – аэрохоккей и съемные турники, по 21% соответственно, третье место – сбор головоломок и настольные игры- 7%
2.1.6 Разработка здоровьесберегающих мероприятий входящих в «школу здоровья»
Руководствуясь полученными результатами, мы разработали здоровьесберегающие мероприятия, которые можно проводить во время учебного процесса –on line и не выделяя на это отдельного времени и места, т.е на месте – on site. Мы решили организовать 3 инновационные площадки:
Учебно - просветительная – это информационный контент учителей-родителей и учеников. Работа данной площадки будет заключаться в организации информационных мероприятий для школьников, в которых будут участвовать сами дети, учителя и родители. Задача данной площадки обеспечить детей знаниями о здоровом образе жизни, что включает в себя это понятие; о вреде тобакокурения и тобакосодержащих курительных смесей, спиртного и наркотических средств; о культуре половой жизни и заболеваниях, передающихся передовым путем. Возможно, что на занятиях «о главном», которые ведет классный руководитель 1 раз в неделю, будет возможность выделять по 10 минут в конце занятия на минидоклады по вышеуказанным темам, в которых могут принимать участие как учителя, ученики так и родители.
Здоровьесберегающая площадка, которая будет иметь несколько направлений:
А. Повышение физической активности учащихся, которое будет включать мероприятия направленные на активное времяпрепровождение на переменах. Например, учитывая пожелания подростков в фойе школы можно поставить стол для настольного тенниса, аэрохоккей, поставить стол с настольными играми и головоломками. Для улучшения зрения в фойе школы также можно повесить иллюзионные картинки для снятия спазма аккомодации и тренировочные картинки для активации внимания (их можно не покупать, сделать самим своими силами). Организация физкультурных флешмобов 3 раза в неделю, в виде коротких групповых разминок на переменах по несколько минут. Организовывают сами ученики по различным тематикам, например, по типу ЛФК при сколиозе или для профилактики простудных заболеваний, гимнастика для глаз и т.д., под руководством кл. руководителей[11].
Б. Регулирование процесса питания в школе. Учесть мнение учащихся и поставить завтрак после 3 урока и по возможности добавить еще один прием пищи, когда стоит 8 уроков[12].
В. Профилактика нарушения зрения. В конце урока, за 2-3 минуты до звонка, делать короткую гимнастику для глаз, для снятия спазма аккомодации. Этот комплекс из 3-4 упражнений по 10-30 секунд, может проводить каждый преподаватель в конце урока и сам вместе с детьми выполнять эти упражнения[13].
3. Проектно- коллаборационная площадка – этодеятельность школы в совокупности с каким-либо высшим учебным заведением или крупным медицинским центром. Например, организация дня борьбы со СПИДом в школе с привлечением специалистов из СПИД центра. В Челябинском СПИД центе есть отдельные специалисты, которые работают со школьниками и имеют опыт организации таких мероприятий. В таком же формате можно организовать день борьбы с ожирением, гипертонией, курением, алкоголизмом, сахарным диабетом, с привлечением студентов и преподавателей медицинского университета. Доказано, что такие мероприятия с организацией интерактивных площадок (столы с аппаратами для определения артериального давления, сахара крови, экспресс-теста на ВИЧ, министикерами о заболеваниях и нормах, с различными образовательными брошюрами) очень эффективы как образовательные и хорошо запоминаются учащимися.
3. Заключение.
Таким образом, инновационный подход к организации школы здоровья- «on site, on line» школьников, позволит получить знания о здоровом образе жизни, факторах риска развития различных социально-значимых заболеваний и их предупреждению, профилактировать школоиндуцированные заболевания и препятствовать прогрессированию уже имеющихся хронических заболеваний, что чрезвычайно важно для будущего сохранения здоровья нации и сокращения расходов государства на дорогостоящие методы исследования и лечения. Доказано, что первичная профилактика и пропаганда здорового образа жизни может сократить до 70% развития хронических заболеваний[13,14].
4.Список литературы.
Устав ВОЗ, Международная конференция в Нью–Йорке, 07.04.1948 г. https://www.who.int/ru/about/governance/constitution
Shukurov, R.S. The development of a healthy culture of living for students-youngsters through physical education and sports as a pedagogical problem // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal., 2020. Т. 10. № 8. С. 629-634
Всемирная организация здравоохранения. Европейское региональное бюро.2017-2018. https://apps.who.int/iris/handle/10665/333064. License: CC BY-NC-SA 3.0 IGO
Глобальные факторы риска для здоровья, смертность и бремя болезней, обусловленные некоторыми основными факторами риска// Всемирная организация здравоохранения,2015г.(http://www.who.int/about/licensing/copyright_form/en/index.html).
Драпкина, О. М. Приоритетные направления профилактики неинфекционных заболеваний в повестке 75-й Всемирной ассамблеи здравоохранения: планы на будущее./ О.М. Драпкина, Г. Я. Масленникова, Р. Н. Шепель, Н. П. Кутишенко, О.О. Салагай // Профилактическая Медицина. 2022, Том. 25 Выпуск 6, стр. 7-11. 5р
Мирская, Н.Б. Факторы риска, негативно влияющие на формирование костномышечной системы детей и подростков в современных условиях/ Н. Б. Мирская//НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздравсоцразвития РФ, жур. Гигиена и санитария 1/2013
Дубровина, Ю.А. Самооценка здоровья, питания и образа жизни детей ставшего школьного возраста / Ю.А. Дубровина, А.В. Плескачевский, Т.А. Плескачевская //Смоленский медицинский альманах - №2,2021, стр 60-63 DOI: 10.37903/SMA.2021.2.13
Юрьев, В. К. Распространённость некоторых факторов риска образа жизни, негативно влияющих на здоровье старшеклассников/ В. К. Юрьев, П. Г. Жирков // Педиатр. – 2018. – Т.9. - №2. – С. 49- 54.
Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. Доступен по: http://www.who.int/publications/list/9241592222/ru. (дата последнего обращения 01.04.2021).
Солодков, А.С. Физическое и функциональное развитие и состояние здоровья школьников и студентов России/ А.С. Солодков// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, № 3 (97) – 2013 год, стр.163-134. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.03.97.p163-171
Shukurov, R.S. The development of a healthy culture of living for students-youngsters through physical education and sports as a pedagogical problem // ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal., 2020. Т. 10. № 8. С. 629-634
ВОЗ. Информационный бюллетень. Сентябрь 2019,Улучшение питания и физической активности в школах.http://vestnik.mednet.ru/content/view/1109/27/lang,ru/
Abdumukhtarova, M. Z. Organization of medical support of the education process in modern condition as a factor determining the state of health of school- age children / M. Z. Abdumukhtarova.//International Journal of Scientific Pediatric, May 2022 / Issue 01 / Article 02, стр,10-22
Чурганов, О.А. Социальные детерминанты здоровья и благополучия подростков –– проект всемирной организации здравоохранения в России / О.А. Чурганов, Е.А. Гаврилова, Т.В. Попова В.В. Васильев, Е.Л. Кострица, Е.П. Руссова // Профилактическая и клиническая медицина. – 2014. – Т. 52, № 3. – С. 6–11.
Приложение 1.
1. Анализ немодифицируемых факторов - которые невозможно изменить (пол и возраст), (n=70)
Все школьники были репрезенитативны по возрасту -15±0,4 лет
2.Анализ модифицируемых факторов риска развития хронических заболеваний, т.е тех на которые человек может повлиять.
Рисунок 2. Весо-ростовые показатели школьников старшекласников (n=70)
Рисунок 3 Анализ модифицируемых факторов риска развития хронических заболеваний, (n=70).
3. Анализ приобретенных школоиндуцированных болезней, хронических заболеваний у учащихся старших классов, (n=70)
Рисунок 4. Приобретенные болезни в школе (n=70)
Рисунок 5. Характеристика уже имеющихся ранее хронических заболеваний у школьников старших классов (n=70)
Рисунок 6. Частота простудных заболеваний школьников старших классов (n=70)
4.Школьные условия, влияющие на здоровье учащихся старших классов, (n=70)
Рисунок 7. Условия питания в школе, (n=70)
Рисунок 8. Необходимость коррекции питания в школе, (n=70)
Рисунок 9 Школоопосредованные, факторы влияющие на здоровье
5.Предложения школьников по активному времяпрепровождению на переменах, (n=70)
Рисунок 10. Предложения школьников по активному времяпрепровождению