Введение
Зрение даёт нам большую часть сведений об окружающем мире, поэтому глаза – наш самый главный орган чувств. Каждый человек должен знать, как важно сохранить зрение хорошим, поскольку оно необходимо для любой деятельности: учебы, работы, отдыха, повседневных дел. Сегодня неотъемлемой частью жизни человека являются компьютеры, смартфоны и телевизоры, поэтому наши глаза постоянно испытывают колоссальную нагрузку, что негативно сказывается на зрении.
По последним данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) во всём мире от нарушений зрения страдают около 300 млн человек, из них 19 млн - это дети! Ещё 40 млн не видят вовсе. Отдельно по России статистика еще более страшная: снижение зрения наблюдается у каждого второго жителя нашей страны, в том числе и у детей. Так, с близорукостью в первый класс приходит уже 5% детей, к одиннадцатому классу их становится 25-30%, а к окончанию института - уже 50-70% [6]. В нашей школе статистика также неутешительна (табл.1).
Таблица 1
Информация о количестве школьников с нарушениями
зрительного восприятия в МБОУ «Гимназия №7 «Ступени»
№ п/п |
Учебный год |
Общее количество обучающихся |
Количество детей с нарушениями зрения |
1 |
2018-2019 |
705 |
72 чел. (10%) |
2 |
2019-2020 |
706 |
94 чел. (13%) |
3 |
2020-2021 |
714 |
102 чел. (14%) |
И с каждым годом количество людей с нарушениями зрения только увеличивается. Поэтому проблема сохранения зрения сейчас очень актуальна. Нам стало интересно, каковы причины ухудшения зрения, можно ли предупредить появление нарушений зрительного восприятия и каким образом.
На сегодняшний день существуют работы, посвященные теме сохранения зрения. Однако мы решили рассмотреть анализируемую проблему на примере своей школы в целом и класса в частности, и в этом заключается новизна нашего исследования.
Проблема: многие люди не выполняют рекомендаций по сохранению зрения, что приводит к различным нарушениям зрительного восприятия.
Объект исследования: органы чувств – глаза.
Предмет исследования: сохранение зрения с помощью правил гигиены.
Цель моего исследования – выяснить эффективность существующих способов сохранения зрения и привить привычку бережного отношения к своему зрению у одноклассников.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
1. Найти и изучить имеющуюся информацию по данному вопросу.
2. Проанализировать сведения о нарушениях зрительного восприятия у обучающихся МБОУ «Гимназия №7 «Ступени» за три года.
3. На основе анализа полученных сведений выявить самые распространенные заболевания глаз и определить причины ухудшения зрения у школьников.
4. Провести эксперимент «Соблюдение гигиены зрения помогает его сохранить»:
4.1. Подготовить сообщение для классного часа о строении глаз, о важности соблюдения гигиены зрения.
4.2. Составить и распространить на классном часе памятку-расписание «Береги своё зрение!» с рекомендациями по сохранению зрения.
4.3. Повторно проанализировать сведения о нарушениях зрительного восприятия у обучающихся МБОУ «Гимназия №7 «Ступени» после завершения эксперимента.
Гипотеза: если регулярно выполнять упражнения, направленные на сохранение зрения, то можно сохранить и даже улучшить свое зрение.
Методы исследования: изучение литературы и интернет-источников, опрос, анализ, эксперимент.
Проектный продукт – расписание-памятка «Береги своё зрение!».
Теоретическая значимость проведенного исследованиязаключается в обобщении теоретических представлений о нарушениях зрительного восприятия у школьников.
Практическая значимость: исследование помогло подтвердить эффективность рекомендаций по сохранению зрения, а также привить привычку одноклассникам заботиться о своем зрении. Результаты нашего исследования могут быть использованы учителями при подготовке классного часа и родительского собрания.
Глаза как главный орган чувств
1.1. Строение глаза
Глаз человека («глазное яблоко») - парный сенсорный орган (орган зрительной системы) человека, обладающий способностью воспринимать электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн и обеспечивающий функцию зрения.
К аждый глаз или глазное яблоко находятся в специальных углублениях в черепе (орбитах). Увидеть мы можем только переднюю часть этого органа, так как большая часть глазного яблока закрыто костью черепа и кожей для защиты от повреждений. Кожный покров передней части глаза имеет название «веки», они снабжены ресницами (короткие волоски), которые защищают глазное яблоко от попадания пыли и более крупных частиц из окружающей среды (Рис.1).
Рис. 1. Внешнее строение глаза
С верху глаз покрыт защитной оболочкой – склерой. Внутри (Рис.2) он заполнен прозрачной массой – стекловидным телом. Спереди склера переходит в тонкую прозрачную роговицу. Под склерой лежит сосудистая оболочка, пронизанная кровеносными сосудами. Впереди располагается радужка, от неё зависит цвет глаз. В центре радужки есть круглое отверстие – зрачок. Мышцы радужки могут сокращаться, уменьшая размер зрачка, - так регулируется количество света, попадающего в глаз. За зрачком находится прозрачная линза – хрусталик. Он фокусирует лучи света на задней стенке глаза, выстланной сетчаткой.
Рис. 2. Внутреннее строение глаза
Сетчатка состоит из особых светочувствительных палочек и колбочек. Они посылают сигналы в мозг по зрительному нерву. Палочки похожи на тонкие усики, они очень чувствительны к свету. С их помощью мы различаем свет и тьму, а также разные оттенки серого цвета. Колбочки похожи на маленькие луковки. Благодаря им мы обладаем цветовым зрением и можем наслаждаться яркими красками природы и живописными полотнами. К тому же колбочки позволяют нам различать мелкие детали. Без них нам было бы трудно читать и продевать нитку в иголку.
В том, как мы видим, есть много необычного (прил.А). Например, изображения предметов попадают на сетчатку в перевёрнутом виде. Но потом сигнал с сетчатки по глазному нерву спешит в зрительный отдел головного мозга, и мозг «переворачивает» изображение (Рис.3).
Рис.3. Вид изображения, попадающего на сетчатку
Известно, что глаз большинства людей может различать 150 цветов, а глаз профессионала – например, художника или химика – лаборанта – различает около 15 тысяч цветов и оттенков!
1.2. Нарушения зрительного восприятия
Изучением нарушений зрительного восприятия занимается наука офтальмология.
Существует множество заболеваний, при которых происходит поражение органа зрения. При некоторых из них патология возникает первично в самом глазу, при других заболеваниях вовлечение в процесс органа зрения происходит как осложнение уже существующих заболеваний.
К первым относят врождённые аномалии органа зрения, опухоли, повреждения органа зрения, а также инфекционные и неинфекционные заболевания глаз у детей и взрослых.
Также поражение глаз происходит при таких общих заболеваниях как сахарный диабет, базедова болезнь, гипертоническая болезнь и других.
Основные нарушения зрительного восприятия:
Близорукость (миопия) (от др.-греч. μύω — «щурюсь» и ὄψις — «взгляд, зрение») - это дефект зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней. Человек вблизи видит хорошо, а вдали плохо, и для решения этой проблемы может пользоваться очками или контактными линзами с отрицательными значениями оптической силы (Рис.4).
При нарушении зрения изображения удаленных предметов в случае ненапряженного глаза могут оказаться за сетчаткой. Это заболевание – дальнозоркость (гиперметропия) (Рис.4).
Рис.4. Нарушение зрения при миопии и гиперметропии
Астигматизм - дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика, роговицы или глаза, в результате чего человек теряет способность к чёткому видению (Рис.5).
Рис.5. Нарушение зрения при астигматизме
Катаракта - патологическое состояние, связанное с помутнением хрусталика глаза и вызывающее различные степени расстройства зрения вплоть до полной его утраты. Помутнение хрусталика обусловлено денатурацией белка, входящего в его состав (Рис.6).
Рис.6. Нарушение зрения при катаракте
Мозг человека получает изображения предметов от обоих глаз для формирования единого образа, для этого обе зрительные оси при взгляде на объект должны пересекаться под одним и тем же углом. Нарушение такой гармонии называется косоглазием (Рис.7).
Рис. 7. Нарушение зрения при косоглазии
Глаукома - это хроническое заболевание глаза, при котором повышается внутриглазное давление (ВГД) и поражается зрительный нерв. В переводе с греческого языка означает – «синее помутнение глаза», «цвет морской воды». Одним из основных внешних признаков является изменение цвета зрачка – его перекрашивание в зеленоватый или лазурный оттенок (Рис.8).
Рис.8. Нарушение зрения при глаукоме
1.3. Причины ухудшения зрения
По мнению ученых - медиков существует много причин, вызывающих нарушения и болезни зрения: наследственная предрасположенность; наличие болезней, травмы, инфекции; ухудшение общего состояния организма; неполноценное (несбалансированное) питание; нарушение осанки; постоянное нахождение в закрытых помещениях; условия зрительной работы; повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор); неблагоприятная экология, окружающая среда; вредные привычки и многое другое.
Как правило, зрение резко ухудшается после поступления ребенка в школу. Нагрузка на глаза непрерывно возрастает и достигает пика к наступлению подросткового возраста. Второй период, когда зрение ухудшается, – пожилой возраст. В это время развиваются катаракта, глаукома, дистрофия сетчатки.
Первые признаки нарушения зрения: покраснение глаз; снижение остроты зрения; двоение предметов; быстрая утомляемость глаз; боли в области глазниц и лба; чувство жжения в глазах.
Таким образом, зрительная функция в организме человека выступает основным способом восприятия окружающего мира. Болезни глаз в наше время очень распространены. Связано это с множеством различных факторов: стремительное развитие компьютерных технологий, ухудшение экологической ситуации, малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, травмы, инфекции и многое другое.
2. Практическая часть
2.1. Анализ сведений о нарушениях зрительного восприятия у обучающихся мбоу «гимназия №7 «ступени»
Мы решили провести анализ медицинских карт обучающихся нашей школы за последние три года, чтобы выяснить:
количество детей с нарушениями зрительного восприятия;
наличие или отсутствие динамики нарушений зрительного восприятия;
какие нарушения зрительного восприятия среди обучающихся нашей школы встречаются чаще остальных.
Таблица 3
Сведения о нарушениях зрения
обучающихся МБОУ «Гимназия №7 «Ступени»
за 2018-2019 учебный год
№ п/п |
Класс |
Количество обучающихся в классе |
Количество детей с нарушениями зрения |
Заболевания глаз |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
1А |
27 |
3 |
миопия-3 |
|||
2 |
1Б |
24 |
1 |
миопия-1 |
|||
3 |
1В |
22 |
1 |
астигматизм – 1 |
|||
4 |
2А |
31 |
4 |
астигматизм – 2, миопия-2 |
|||
5 |
2Б |
29 |
1 |
гиперметропия-1 |
|||
6 |
2В |
23 |
1 |
миопия - 1 |
|||
7 |
3А |
31 |
4 |
миопия-2, астигматизм-1, гиперметропия-1 |
|||
8 |
3Б |
26 |
2 |
миопия-1, гиперметропия – 1 |
|||
9 |
3В |
18 |
2 |
миопия-1, астигматизм-1 |
|||
10 |
3Д |
10 |
1 |
миопия - 1 |
|||
11 |
4А |
22 |
2 |
миопия-1, астигматизм-1 |
|||
12 |
4Б |
25 |
2 |
миопия-1, гиперметропия-1 |
|||
13 |
4В |
23 |
2 |
гиперметропия-1, астигматизм-1 |
|||
Итого по начальной школе |
311 |
26 |
миопия-14, астигматизм-7, гиперметропия-5 |
||||
14 |
5А |
30 |
5 |
миопия-3, астигматизм - 2 |
|||
15 |
5Б |
28 |
2 |
миопия-1, гиперметропия - 1 |
|||
16 |
5В |
23 |
2 |
миопия-1, астигматизм – 1 |
|||
17 |
6А |
30 |
5 |
миопия - 4, астигматизм – 1 |
|||
18 |
6Б |
24 |
2 |
астигматизм-1, гиперметропия-1 |
|||
19 |
7А |
25 |
3 |
миопия-2, астигматизм-1 |
|||
20 |
7Б |
27 |
3 |
астигматизм-2, гиперметропия-1 |
|||
21 |
8А |
28 |
4 |
миопия-3, гиперметропия-1 |
|||
22 |
8Б |
25 |
2 |
миопия-2 |
|||
23 |
8В |
19 |
1 |
гиперметропия-1 |
|||
24 |
9А |
17 |
1 |
миопия-1 |
|||
25 |
9Б |
28 |
2 |
миопия-2 |
|||
26 |
9В |
19 |
1 |
гиперметропия-1 |
|||
Итого по средней школе |
323 |
33 |
миопия-19, астигматизм-8, гиперметропия-6 |
||||
27 |
10А |
17 |
4 |
миопия-3 астигматизм-1 |
|||
28 |
10Б |
26 |
5 |
миопия-3, астигматизм-2 |
|||
29 |
11А |
28 |
4 |
миопия-3, гиперметропия-1 |
|||
Итого по старшей школе |
71 |
13 |
миопия-9, астигматизм-3, гиперметропия-1 |
||||
Итого |
705 |
72 (10%) |
миопия-42, астигматизм-18, гиперметропия-12 |
Таблица 4
Сведения о нарушениях зрения
обучающихся МБОУ «Гимназия №7 «Ступени»
за 2019-2020 учебный год
№ п/п |
Класс |
Количество обучающихся в классе |
Количество детей с нарушениями зрения |
Заболевания глаз |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
1А |
29 |
3 |
миопия-2, астигматизм-1 |
|||
2 |
1Б |
31 |
3 |
миопия-3 |
|||
3 |
2А |
27 |
4 |
миопия-3, астигматизм-1 |
|||
4 |
2Б |
24 |
1 |
миопия-1 |
|||
5 |
2В |
20 |
1 |
астигматизм – 1 |
|||
6 |
3А |
29 |
5 |
астигматизм – 3, миопия-2 |
|||
7 |
3Б |
27 |
2 |
гиперметропия-2 |
|||
8 |
3В |
22 |
1 |
миопия - 1 |
|||
9 |
4А |
30 |
6 |
миопия-2, астигматизм-1, гиперметропия-3 |
|||
10 |
4Б |
26 |
2 |
миопия-1, гиперметропия – 1 |
|||
11 |
4В |
17 |
2 |
миопия-1, астигматизм-1 |
|||
12 |
4Д |
12 |
2 |
миопия-2 |
|||
Итого по начальной школе |
294 |
32 |
миопия-18, астигматизм-8, гиперметропия-6 |
||||
13 |
5А |
23 |
2 |
миопия-1, астигматизм-1 |
|||
14 |
5Б |
25 |
3 |
миопия-2, гиперметропия-1 |
|||
15 |
5В |
21 |
3 |
гиперметропия-1, астигматизм-1, миопия-1 |
|||
16 |
6А |
30 |
5 |
миопия-3, астигматизм - 2 |
|||
17 |
6Б |
29 |
4 |
миопия-3, гиперметропия - 1 |
|||
18 |
6В |
24 |
2 |
миопия-1, астигматизм – 1 |
|||
19 |
7А |
30 |
6 |
миопия-4, астигматизм –2 |
|||
20 |
7Б |
25 |
3 |
астигматизм-1, гиперметропия-2 |
|||
21 |
8А |
28 |
4 |
миопия-3, астигматизм-1 |
|||
22 |
8Б |
23 |
3 |
астигматизм-2, гиперметропия-1 |
|||
23 |
9А |
27 |
4 |
миопия-3, гиперметропия-1 |
|||
24 |
9Б |
25 |
3 |
миопия-2, астигматизм-1 |
|||
25 |
9В |
20 |
3 |
миопия-2, гиперметропия-1 |
|||
Итого по средней школе |
330 |
45 |
миопия-25, астигматизм-12, гиперметропия-8 |
||||
26 |
10А |
18 |
3 |
миопия-2, гиперметропия-1 |
|||
27 |
10Б |
22 |
3 |
миопия-3 |
|||
28 |
11А |
16 |
4 |
миопия-3 астигматизм-1 |
|||
29 |
11Б |
26 |
7 |
миопия-5, астигматизм-2 |
|||
Итого по старшей школе |
82 |
17 |
миопия-13, астигматизм-3 гиперметропия-1 |
||||
Итого |
706 |
94 (13%) |
миопия-56, астигматизм-23, гиперметропия-15 |
Таблица 5
Сведения о нарушениях зрения
обучающихся МБОУ «Гимназия №7 «Ступени»
за 2020-2021 учебный год
№ п/п |
Класс |
Количество обучающихся в классе |
Количество детей с нарушениями зрения |
Заболевания глаз |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
1А |
29 |
3 |
миопия-2, гиперметропия-1 |
|||
2 |
1Б |
29 |
3 |
миопия-1, астигматизм-2 |
|||
3 |
1В |
29 |
3 |
миопия-1, гиперметропия-2 |
|||
4 |
2А |
28 |
3 |
миопия-2, астигматизм-1 |
|||
5 |
2Б |
30 |
4 |
миопия-4 |
|||
6 |
3А |
26 |
4 |
миопия-3, астигматизм-1 |
|||
7 |
3Б |
24 |
2 |
миопия-2 |
|||
8 |
3В |
19 |
1 |
астигматизм–1 |
|||
9 |
4А |
28 |
6 |
астигматизм–3, миопия-2, гиперметропия-1 |
|||
10 |
4Б |
28 |
3 |
гиперметропия-2, миопия-1 |
|||
11 |
4В |
21 |
1 |
миопия - 1 |
|||
Итого по начальной школе |
291 |
33 |
миопия-19, астигматизм-8, гиперметропия-6 |
||||
12 |
5А |
30 |
6 |
миопия-2, астигматизм-1, гиперметропия-3 |
|||
13 |
5Б |
29 |
2 |
миопия-1, гиперметропия – 1 |
|||
14 |
5В |
20 |
2 |
миопия-1, астигматизм-1 |
|||
15 |
5Д |
12 |
2 |
миопия-2 |
|||
16 |
6А |
22 |
2 |
миопия-1, астигматизм-1 |
|||
17 |
6Б |
23 |
3 |
миопия-2, гиперметропия-1 |
|||
18 |
6В |
19 |
3 |
гиперметропия-1, астигматизм-1, миопия-1 |
|||
19 |
7А |
30 |
5 |
миопия-3, астигматизм - 2 |
|||
20 |
7Б |
26 |
4 |
миопия-3, гиперметропия - 1 |
|||
21 |
7В |
25 |
2 |
миопия-1, астигматизм – 1 |
|||
22 |
8А |
31 |
8 |
миопия-5, астигматизм –3 |
|||
23 |
8Б |
29 |
3 |
астигматизм-1, гиперметропия-2 |
|||
24 |
9А |
27 |
4 |
миопия-3, астигматизм-1 |
|||
25 |
9Б |
21 |
3 |
астигматизм-2, гиперметропия-1 |
|||
Итого по средней школе |
344 |
49 |
миопия-25, астигматизм-14, гиперметроприя-10 |
||||
26 |
10А |
20 |
7 |
миопия-4, астигматизм-2, гиперметропия-1 |
|||
27 |
10Б |
21 |
6 |
миопия-4, гиперметропия-2 |
|||
28 |
11А |
20 |
4 |
миопия-3, гиперметропия-1 |
|||
29 |
11Б |
18 |
3 |
миопия-3 |
|||
Итого по старшей школе |
79 |
20 |
миопия-14, астигматизм-2 гиперметропия-4 |
||||
Итого |
714 |
102 (14%) |
миопия-58, астигматизм-24, гиперметропия-20 |
Изучив статистику исходных данных по нарушению зрительного восприятия у обучающихся МБОУ «Гимназия №7 «Ступени», мы получили возможность проанализировать динамику заболеваний органов зрения (диаг.1) и пришли к выводу, что количество таких школьников ежегодно увеличивается.
Диаграмма 1. Динамика нарушений зрительного восприятия
у обучающихся МБОУ «Гимназия №7 «Ступени»
Затем мы решили выяснить, на какой ступени обучения преобладает количество детей с нарушениями зрительного восприятия (прил. Б). Мы рассчитали среднее количество таких школьников в каждом звене по формуле:
Кср=Коб/Кл.об,
где Кср - среднее количество детей с нарушениями зрительного восприятия в звене;
Коб - общее количество детей с нарушениями зрительного восприятия в звене;
Кл.об - общее количество классов в звене.
Оказалось, что больше всего детей с нарушениями зрительного восприятия в среднем и старшем звене (диаг.2). Мы предположили, что это связано с увеличением учебной нагрузки в школе и более активным общением в социальных сетях по сравнению с учениками младших классов.
Диаграмма 2. Среднее количество детей с нарушениями зрительного восприятия в классе на каждой ступени обучения
Из существующих в нашей школе нарушений зрительного восприятия чаще других встречается миопия, а меньше - астигматизм и гиперметропия (диаг.3).
Диаграмма 3. Нарушения зрительного восприятия у обучающихся
МБОУ «Гимназия №7 «Ступени»
Причиной развития миопии является нарушение режима зрительных нагрузок, а также плохое освещение, питание, небольшое повышения глазного давления.
Развитию гиперметропии в детском возрасте способствует отягощенная наследственность.
На возникновение астигматизма влияют следующие факторы: травмы, помутнение роговицы, операции офтальмологического характера, воспаления, дистрофические процессы, истончение роговицы.
Также мы обратили внимание на то, что наполняемость некоторых классов, включая наш, за эти годы не изменялась в большую сторону или изменялась незначительно (±1), но при этом каждый год в этих классах увеличивалось количество детей с нарушениями зрения (диаг.4). Мы решили выяснить, с чем это связано, опросив одноклассников о том, как они ухаживают за своими глазами.
Диаграмма 4. Динамика нарушений зрительного восприятия
в нашем классе
2.2. Опрос одноклассников на тему «Моё зрение»
Мы провели опрос среди одноклассников на тему «Моё зрение» (прил. В). Результаты опроса показали, что подавляющее большинство класса не соблюдает гигиену зрения, а именно:
много времени проводят, играя в компьютерные игры или общаясь в социальных сетях - 26 чел. (84%);
читают книги или делают домашние задания, лежа или при плохом освещении 27 чел. (87%);
много времени тратят на выполнение домашних заданий – 24 чел. (77%);
не занимаются спортом и не делают зарядку – 23 чел. (74%);
сутулятся за партой в школе – 18 чел. (58%);
не употребляют витамины – 10 чел. (32%);
мало гуляют на свежем воздухе – 10 чел.(32%);
Основными причинами ухудшения зрения обучающиеся нашего класса назвали частое использование компьютера и гаджетов, и конечно, большую нагрузку в школе (диаг.5).
Диаграмма 5. Основные причины ухудшения зрения, по мнению нашего класса
Также проведённый нами опрос показал, что практически половина нашего класса не знает рекомендаций по сохранению зрения, а остальные – знают, но не выполняют их, так как забывают или не считают нужным это делать, поскольку хорошо видят (диаг.6).
Диаграмма 6. Знание и выполнение рекомендации по сохранению зрения
Проанализировав результаты опроса, мы решили провести эксперимент.
2.3. Эксперимент «Соблюдение гигиены зрения поможет его сохранить»
Мы составили расписание-памятку «Береги своё зрение!» с основными рекомендациями врачей по сохранению зрения (Рис.9).
Рис. 9. Расписание-памятка «Береги своё зрение!»
На классном часе рассказали о строении глаза, об основных нарушениях зрительного восприятия и причинах их возникновения. Затем раздали всем одноклассникам расписание-памятку, чтобы обучающиеся нашего класса, при выполнении домашнего задания, вспоминали о рекомендациях по сохранению зрения и старались выполнять их ежедневно.
Через 10 месяцев мы провели повторный опрос на тему «Моё зрение» и проанализировали полученные ответы. Результаты нас порадовали, потому что подавляющее большинство класса стало отвественнее относиться к своему зрению:
28 обучающихся нашего класса (90%) начали делать перерывы во время работы за компьютером или сократили время, проведенное за компьютером и телефоном;
у 26 респондентов (83%) вошло в привычку делать гимнастику для глаз и периодически употреблять комплексные витамины, которые им назначил педиатр;
20 опрошенных (64%) стали следить за освещением и больше времени проводить на улице, а не в закрытых помещениях;
ещё 15 одноклассников (48%) перестали сутулиться, сидя за партой;
Все это привело к тому, что в 2021-2022 учебном году в нашем классе количество детей с нарушениями зрения осталось на уровне прежнего года, хотя в целом по школе данный процент снова увеличился (табл.6).
Таблица 6
Сведения о нарушениях зрения
обучающихся МБОУ «Гимназия №7 «Ступени»
за 2021-2022 учебный год
№ п/п |
Класс |
Количество обучающихся в классе |
Количество детей с нарушениями зрения |
Заболевания глаз |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
1А |
30 |
5 |
миопия-3, гиперметропия -2 |
2 |
1Б |
29 |
3 |
миопия-1, астигматизм-1, гиперметропия-1 |
3 |
1В |
24 |
2 |
астигматизм-1, гиперметропия-1 |
4 |
2А |
30 |
4 |
миопия-3, гиперметропия-1 |
5 |
2Б |
30 |
3 |
миопия-1, астигматизм-2 |
6 |
2В |
30 |
5 |
миопия-2, гиперметропия-3 |
7 |
3А |
26 |
3 |
миопия-2, астигматизм-1 |
8 |
3Б |
30 |
4 |
миопия-4 |
9 |
4А |
26 |
4 |
миопия-3, астигматизм-1 |
10 |
4Б |
24 |
2 |
миопия-2 |
11 |
4В |
20 |
2 |
астигматизм–2 |
Итого по начальной школе |
299 |
37 |
миопия-21, гиперметропия-8, астигматизм-8 |
|
12 |
5А |
30 |
7 |
астигматизм–3, миопия-2, гиперметропия-2 |
13 |
5Б |
30 |
3 |
гиперметропия-2, миопия-1 |
14 |
5В |
23 |
2 |
миопия - 2 |
15 |
6А |
29 |
7 |
миопия-3, астигматизм-1, гиперметропия-3 |
16 |
6Б |
29 |
2 |
миопия-1, гиперметропия – 1 |
17 |
6В |
23 |
2 |
миопия-1, астигматизм-1 |
18 |
6Д |
9 |
2 |
миопия-2 |
19 |
7А |
22 |
2 |
миопия-1, астигматизм-1 |
20 |
7Б |
24 |
4 |
миопия-3, гиперметропия-1 |
21 |
7В |
19 |
3 |
гиперметропия-1, астигматизм-1, миопия-1 |
22 |
8А |
30 |
5 |
миопия-3, астигматизм - 2 |
23 |
8Б |
30 |
5 |
миопия-3, гиперметропия - 2 |
24 |
8В |
28 |
4 |
миопия-3, астигматизм – 1 |
25 |
9А |
30 |
8 |
миопия-5, астигматизм –3 |
26 |
9Б |
29 |
3 |
астигматизм-1, гиперметропия-2 |
Итого по средней школе |
385 |
59 |
миопия-31, астигматизм-14, гиперметропия-14 |
|
27 |
10 |
24 |
8 |
миопия-3, астигматизм-3, гиперметропия-2 |
28 |
11А |
15 |
8 |
миопия-4, астигматизм-2, гиперметропия-2 |
29 |
11Б |
20 |
6 |
миопия-4, гиперметропия-2 |
Итого по старшей школе |
59 |
22 |
миопия-11, гиперметропия-6, астигматизм-5 |
|
Итого |
743 |
118 (16%) |
миопия-63, астигматизм-27, гиперметропия-28 |
Таблица 7
Повторный анализ нарушения зрения
у обучающихся МБОУ «СОШ №1»
№ п/п |
Учебный год |
Общее количество обучающихся |
Количество детей с нарушениями зрения |
Количество детей с нарушениями зрения в нашем классе |
1 |
2018-2019 |
705 |
72 |
5 |
2 |
2019-2020 |
706 |
94 |
6 |
3 |
2020-2021 |
714 |
102 |
8 |
4 |
2021-2022 |
743 |
118 |
8 |
Вывод: результаты нашего исследования подтвердили, что проблема нарушения зрительного восприятия актуальна, количество детей с данными нарушениями каждый год растёт. Чаще всего детям ставят такие диагнозы как миопия, астигматизм и гиперметропия. Больше всего проблем со зрением у школьников среднего и старшего звена. На примере нашего класса мы выяснили, что это связано с увеличением нагрузки в школе и большим количеством времени, проведенного за компьютером и у телевизора, а также несоблюдением гигиены глаз. Проведенный нами эксперимент показал, что в этом учебном году в нашем классе количество детей с нарушениями зрения осталось на уровне прежнего года, хотя в целом по школе данный процент снова увеличился; большая часть класса стала ответственнее относиться к своему зрению, а существующие рекомендации по сохранению зрения эффективны, если их выполнять регулярно, а не от случая к случаю.
Заключение
Глаз – сложная физиологическая система, способная воспринимать воздействие окружающей среды в виде лучистой энергии.
В своём исследовании мы рассмотрели особенности строения человеческого глаза; виды нарушений зрительного восприятия; факторы, вызывающие ухудшение зрения и рекомендации по его сохранению.
Развиваясь на протяжении тысячелетий, глаза остаются весьма чувствительным и ранимым органом чувств, который необходимо тщательно оберегать. Ведь потерять зрение так легко. Сегодня наука знает, как заменить человеку больное сердце искусственным. Но заменить человеку больной или поврежденный глаз искусственным, который мог бы видеть, как настоящий, ученые пока не в силах. Ведь глаз человека устроен гораздо сложнее, чем даже современный компьютер.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что если регулярно выполнять упражнения, направленные на сохранение зрения, то можно сохранить и даже улучшить свое зрение, полностью подтвердилась. Выполняя несложный комплекс мер, можно сохранить своё зрение.
В ходе исследования решены поставленные задачи и достигнута цель.
Проанализировав сведения о нарушениях зрительного восприятия у обучающихся нашей школы, мы выяснили, что количество детей с нарушениями зрения каждый год увеличивается. Самыми распространёнными заболеваниями среди детей являются миопия, астигматизм и гиперметропия. Чаще такими недугами страдают подростки, так как у них большие физические и умственные нагрузки, они не соблюдают гигиену зрения и много времени уделяют гаджетам.
Проведенный нами эксперимент показал, что существующий комплекс мер по сохранению зрения эффективен, если его выполнять регулярно и постоянно.
Составленная нами расписание-памятка оказалась очень полезной, поскольку она всегда под рукой и помогла привить привычку заботиться о своём зрении почти всем обучающимся нашего класса.
Теперь я и мои одноклассники знаем, как избежать потери зрения. Мы научились бережно относиться к своим глазам, вовремя помогать им при переутомлении.
Список использованных источников и литературы
Агишева Т.А., Матюхина Ю.А. Энциклопедия почемучки. – М. : ООО «Дом славянской книги», 2016. – 206 с.
Житомирский С.В., Лукьянов М.О., Малофеева Н.Н. и др. Первая энциклопедия школьника. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. – 256 с.
3. http://www.likar.info/oftalmologiya/article-72567-pochemu-u-shkolnikov-portitsya-zrenie-5-glavnyh-prichin/ Likar.info
4. https://ru.linzopedia.ru
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/
6. https://www.nnov.kp.ru/daily/26212.4/3095983/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А
Интересные факты о зрении
Приложение Б
Расчет среднего количества детей с нарушениями зрительного восприятия
в классе на каждой ступени обучения
Учебный год |
Ступень обучения |
Количество детей с нарушениями зрительного восприятия |
Количество классов |
Расчет |
Среднее количество детей с нарушениями зрительного восприятия |
2018-2019 учебный год |
Начальное звено |
26 |
13 |
26/13=2,0 |
2,0 |
Среднее звено |
33 |
13 |
33/13=2,5 |
2,5 |
|
Старшее звено |
13 |
3 |
13/3=4,3 |
4,3 |
|
2019-2020 учебный год |
Начальное звено |
32 |
12 |
32/12=2,6 |
2,6 |
Среднее звено |
45 |
13 |
45/13=3,5 |
3,5 |
|
Старшее звено |
17 |
4 |
17/4=4,25 |
4,25 |
|
2020-2021 учебный год |
Начальное звено |
33 |
11 |
33/11=3,0 |
3,0 |
Среднее звено |
49 |
14 |
49/14=3,5 |
3,5 |
|
Старшее звено |
20 |
4 |
20/4=5,0 |
5,0 |
Приложение В
Опрос одноклассников «Моё зрение»
1. Вы считаете, что Ваше зрение:
хорошее;
плохое;
2. За годы обучения в школе Ваше зрение:
ухудшилось;
улучшилось;
осталось без изменений.
3. Когда Ваши глаза устают чаще всего:
за компьютером/планшетом/телефоном;
при чтении/письме/рисовании;
на уроках;
во время выполнения домашних заданий;
при работе с мелкими деталями.
4. Сколько времени Вы проводите за компьютером (планшетом/телефоном)?
30 минут в день;
1 час в день;
2 часа и более.
5. Сколько времени Вы проводите у телевизора?
30 минут в день;
1 час в день;
2 часа и более.
6. Сколько времени Вы тратите на выполнение домашних заданий?
30 минут в день;
1 час в день;
2 часа и более.
7. Где Вы выполняете домашние задания?
за столом;
на диване;
другое_______________________
8. Сколько времени Вы читаете книги?
не читаю совсем;
30 минут в день;
1 час в день;
2 часа и более.
9. Всегда ли Вы читаете сидя?
да;
нет.
10. Делаете ли Вы перерывы во время чтения/выполнения домашних заданий?
да;
нет.
11. Достаточно ли освещено Ваше рабочее место дома?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
12. Хорошее ли освещение в классных кабинетах в школе?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
13. Влияет ли на Ваше зрение использование интерактивной доски в школе?
влияет отрицательно;
не влияет.
14. При ощущении усталости в глазах Вы:
продолжаете выполнять домашнее задание/читать/рисовать;
отдыхаете;
делаете гимнастику для глаз.
15. Что Вы считаете основной причиной ухудшения зрения?
чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);
частое использование компьютера/планшета/телефона;
«отдых» у телевизора;
несоблюдение режима дня (поздний отход ко сну, игры за компьютером);
недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;
замена солнечного света искусственным (особенно характерно для зимнего периода);
неправильная посадка за рабочим столом;
особенности рациона питания (несбалансированный рацион, дефицит белка и витаминов);
наследственность.
16. Знаете ли Вы комплекс мер по сохранению и коррекции зрения?
знаю, но не делаю, потому что________________________________________________;
знаю и всегда делаю;
не знаю и не делаю.
17. Употребляете ли Вы в пищу продукты растительного происхождения, витамины?
да;
нет.
18. Сколько времени Вы тратите на прогулку?
1 час в день;
2 часа в день и более;
3-4 раза в неделю;
не хожу на прогулку.
19. Занимаетесь ли Вы спортом?
да;
нет.
20. Как часто Вы проверяете зрение у врача?
не проверяю;
один раз в полгода;
один раз в год;
один раз в два года и реже.