Мониторинг профилактической работы школьного кабинета охраны зрения

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мониторинг профилактической работы школьного кабинета охраны зрения

Крикушина П.Ю. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №3
Шомина Е.М. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №3
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Человеку дано природой пять органов чувств, из которых сложно выделить самое главное. Тем не менее, именно зрение позволяет нам любоваться красотой природы, ориентироваться в пространстве, делает человека физически полноценным.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности повседневной жизни, учёбы, отдыха. А, значит, каждый должен осознавать, как важно беречь и сохранять зрение. Отсутствие зрения уже делает человека физически неполноценным.

В последнее время взрослые люди с нормальным зрением — «единицей» — становится просто редкостью. Чаще всего проблема ухудшения зрения начинается уже в школьном возрасте и даже выходит на первые позиции среди заболеваний. Наиболее явные причины - это постоянное перенапряжение глаз, особенно у детей школьного возраста, телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, сидячий образ жизни. При таких условиях глаза находятся в постоянном напряжении, большую часть дня мы старательно фокусируем свои хрусталики на близких предметах, не давая глазам отдыха.

В связи с этим, мы считаем, что проблемы сохранения зрения у школьников, поиск способов восстановить или улучшить его имеет актуальное значение особенно сейчас.

Проблема: сохранение зрения школьников в условиях напряженной учебной деятельности.

Больше трети детей выпускаются из школы в очках. А во время учёбы в классах уже не хватает первых парт, чтобы рассадить всех близоруких. Проблемы со зрением напрямую влияют на школьную успеваемость. Кроме этого, от зрительных нагрузок у ребёнка с плохим зрением начинает болеть голова, что снижает тягу к знаниям.

Цель работы: определение степени эффективности профилактической работы школьного кабинета охраны зрения в восстановлении и сохранении показателей зрения учащихся.

Задачи:

1. Проанализировать информационные теоретические источники

2. Изучить систему работы кабинета охраны зрения и его оснащенность

3. Провести мониторинг изменения уровня зрения учащихся при систематическом прохождении профилактического курса в кабинете охраны зрения конкретного класса за период обучения в основной школе (5-9 класс)

4. Проанализировать показатели зрения учащихся 1 класса при интенсивных профилактических занятиях в кабинете охраны зрения

5. Дать рекомендации, способствующие сохранению зрения в условиях напряженной учебной деятельности.

Предмет исследования: зрение учащихся

Объект исследования: школьный кабинет охраны зрения

Гипотеза: решением проблемы сохранения зрения учащихся является ранняя диагностика и профилактика с помощью аппаратов – тренажеров в кабинете охраны зрения.

Методы исследования:

- аналитический (анализ информационных источников);

- статистическая обработка данных и их анализ;

- собеседование;

- анкетирование.

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.1. Проблемы зрения в современном мире.

Согласно опубликованному ВОЗ первому Всемирному докладу о проблемах зрения более 1 миллиарда человек во всем мире живут с нарушениями зрения и не получают помощи, необходимой при таких заболеваниях, как близорукость и дальнозоркость. В докладе, опубликованном в преддверии Всемирного дня зрения, который ежегодно проводится 10 октября, отмечается, что старение населения, изменение образа жизни и ограниченный доступ к офтальмологической помощи, являются одними из основных факторов роста числа людей с нарушениями зрения. «Болезни глаз и нарушения зрения — очень распространенное явление, и слишком часто они остаются без лечения, — говорит Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус. — Люди, нуждающиеся в офтальмологической помощи, должны иметь возможность получать качественные услуги, не испытывая при этом финансовых трудностей». [1]

Число инвалидов по зрению в нашей стране до 500 тыс. человек. Исследования показывают, что с нормальным зрением и без дефектов глаз рождается более 95% младенцев.

По  информации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, каждый второй россиянин страдает заболеванием глаз. Показатели заболеваний органов зрения в России растут и в большинстве регионов превышают среднеевропейские в 1,5-2 раза. В 2000 году только зарегистрированных глазных заболеваний в стране было около 9,3 млн., в 2014 их насчитывалось уже более 12 млн. в 2020 уже более 21 млн. При этом рост заболеваемости продолжается, проблема зрения «молодеет»: среди поступающих в школу детей - 4% с нарушением. Специалисты полагают, что  негативное влияние на зрение оказывают как экологические факторы,  так и технический прогресс. В профессиональной деятельности также трудно найти специальность, где бы ни требовалось  умение обращаться с ПК. [4]

В результате анализа информации разных интернет источников, нами было отмечено, что об одной из проблем зрения – близорукости в разных странах уже говорится как об эпидемии. «Число близоруких детей, подростков и молодых людей растет стремительно - например, в Китае у 90% студентов есть близорукость, а в России каждый третий школьник оканчивает школу в очках». [2]

Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения в школе, состояние зрения учащихся ухудшается в несколько раз. Это наблюдается во всех регионах нашей страны.

Медицинские работники отмечают, «что возраст первоклассника совпадает с таким периодом в организме, когда зрение особенно чувствительно и неустойчиво к каким-либо переменам. Более того, примерно 5% детей идут грызть гранит науки уже в очках. К тому же нагрузка на глаза в процессе обучения значительно увеличивается. У младших школьников она составляет около 30-42 часов в неделю, у старших и средних – 48-60 часов в неделю. Ситуацию усугубляет пассивный образ жизни ребёнка – он редко бывает на свежем воздухе, мало двигается, часто болеет и много времени проводит за компьютером» [3]

И, конечно же, многие современные подростки проводят за компьютером, а теперь и с телефоном большую часть своего времени.  

Среди наиболее распространённых форм нарушений зрения у детей можно выделить: это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, реже встречается косоглазие. [7]

Тяжелые проблемы коррекции слабовидения также были освещены в работах профессора офтальмологии Э.С. Аветисова, который разработал систему восстановления зрительных функции при такой тяжелой патологии органа зрения, как оптический нистагм.[9]

1.2. Причины ослабления зрения

Первый раз ребенок посещает офтальмолога в ходе плановой диспансеризации в возрасте одного месяца, затем в 6 месяцев и в 1 год. И в это время у 4-5% малышей выявляются врожденные патологии глаз, такие как миопия и астигматизм. Но уже к 11-13 годам этот процент радикально меняется: снижение остроты зрения, по данным Минздрава РФ, наблюдается у 15-17% школьников. И эти цифры растут с каждым годом.[6]
Из прочитанных нами различных статей [2, 3, 5]мы выяснили, что снижение зрения и заболевания глаза чаще всего может быть вызвано разными причинами:

Врожденными и приобретенными заболеваниями

Наследственными заболеваниями;

Инфекционными болезнями;

Психическими расстройствами (стресс);

Слишком долгим сидением за компьютером, а также сидение в темноте с сотовым телефоном.

Неправильным режимом дня (сочетание активных занятий и отдыха);

Дефицитом движения, для детей недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;

Неправильной осанкой (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);

Недостатком освещенности рабочего места: плохое освещение (избыток света или темнота), замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);

Чрезмерными учебными нагрузками(большое количество уроков);

Неправильным питанием (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);

Возрастом человека; с годами расположенный внутри глаза хрусталик становится больше и бледнее вследствие образования катаракты. Это приводит к появлению в поле зрения туманных пятен, расплывчатого изображения, слепящих венчиков вокруг источников света и ухудшению зрения ночью.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в их образе жизни. Также к числу других причин можно отнести несвоевременную диагностику.

Идеально созданный природный глаз человека оказался плохо приспособленным к современным зрительным нагрузкам (большой объем домашних заданий), разрушительному воздействию техники (компьютер, телевизор, сотовый телефон и т. д.), уменьшению времени на занятия спортом, прогулки на свежем воздухе.[8]

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Организация работы кабинета охраны зрения.

Нами была изучена работа школьного кабинета охраны зрения. Выяснено, что это целая система мер, направленных на выявление и коррекцию проблем со зрением у учащихся. В начале учебного года проводят массовые осмотры школьников на предмет выявления пониженного зрения. Важно отметить, что проверку проходят все классы, т.к. снижение зрения в настоящее время может выявляться в любом возрасте.

В течение учебного года осматриваются все учащиеся школы и нуждающиеся проходят курс профилактических занятий (см. таблицу 4, приложение 6)

Для детей с нормальным зрением проводятся профилактические занятия по снижению зрительной нагрузки.

Для детей с пониженным зрением профилактические занятия на аппаратах таких заболеваний как: нарушение аккомодации, миопия, дальнозоркость.

В кабинете работает опытная медсестра-ортоптистка 1 категории, она имеет сертификат работы на аппаратах по корректировке зрения. Вся работа проводятся под контролем врача-офтальмолога высшей категории.

Полное офтальмологическое обследование состоит из проверки остроты зрения, определения резервов относительной аккомодации, определение рефракции субъективным и объективным методами офтальмоскопии. После проведенной работы всех детей распределяют на следующие группы:

1 группа – профилактическая. Это дети так называемой группы риска по развитию близорукости. К ним относятся:

- дети с пониженным запасом относительной аккомодации;

- дети со стенотическими жалобами;

- дети с миопическим и смешанным астигматизмом;

- дети близоруких родителей;

- дети, сокращающие зрительную рабочую дистанцию;

- дети, подверженные интенсивной зрительной нагрузке.

2 группа – дети со свежими спазмами аккомодации (не более 1 года).

3 группа – дети с миопией и застарелыми спазмами аккомодации.

4 группа – дети с пониженным зрением в результате других заболеваний (гиперметропии, косоглазия, амблиопии и пр.).

Далее составляется график процедур для всех групп и каждому ребенку назначается комплекс тренировок на офтальмотренажере - релаксаторе. Продолжительность одной тренировки на аппарате занимает не более 15-20 минут, 10 сеансов два раза в год. Аппарат устанавливается в медицинском кабинете согласно правилам, указанным в руководстве по эксплуатации. После курса тренировок на аппаратах назначается лечебно-профилактическая гимнастика для глаз по Э.С. Аветисову (офтальмолог, профессор), которая проводится детьми в домашних условиях. Гимнастика по Аветисову состоит из трех групп упражнений, каждая из которых преследует свою цель.

В кабинете охраны зрения заводят на каждого ребенка отдельную медицинскую карту, где фиксируют результаты обследования и последующего лечения. По итогам тренировок в конце учебного года составляется отчет.

Запрос общества на работу по профилактике и восстановлению зрения детей очень велик. Необходимо учитывать и тот факт, что подобного кабинета нет в нашем городе, а проблема зрения становится острее год от года, не только в нашей школе, а во всех школах города.

Оснащенность кабинета современным офтальмологическим оборудованием (см. приложение 4,5) позволяет обследовать детей на высоком профессиональном уровне. При этом проверяется не только острота зрения, но и исследуется бинокулярное зрение, оптическое строение глаза, оценивается положение глаз, прозрачность сред глаз, глазное дно.

2.2. Мониторинг изменения уровня зрения учащихся при систематическом прохождении профилактического курса в кабинете охраны зрения конкретного класса за период обучения в основной школе (5-9 класс)

Мы рассматриваем результаты мониторинга изменения зрения учеников 10 класса.13 учеников имеют проблемы, что составляет 44,8%

Проанализируем, как изменялось зрение учеников с 5 по 10 класс, включительно с диагнозом нарушение аккомодации и приобретенная миопия, проходящих профилактические занятия в кабинете охраны зрения (см. таблицу 6, приложение 8). Из таблицы мы видим: после занятий на аппаратах у большинства острота зрения повышается на 0,1-0,2 диоптрия. Рекомендуется курс профилактических занятий проводить ежегодно, в этом случае острота зрения повышается с каждым годом (ученики 3,4) и на начало учебного года в 10 классе ученики имеют зрение 100%.

У ученика 1 зрение после занятий восстанавливалось до 100%, но на начало следующего учебного года вновь снижалось, и только в 8 классе процесс снижения показателей зрения был остановлен, в 10 классе – зрение 100%.

Ученик 2 – получив, после занятий в 5 классе значительное улучшение, отказался от профилактических занятий в 6 и 7 классах. К 8 классу зрение снизилось до 70%. В 8 и 9 классе проходил профилактический курс аппаратного лечения – нарушение аккомодации было восстановлено, мышца укреплена, в 10 классе зрение - 100%. Важно следить за своим зрением, и при обнаружении проблем постоянно помнить о профилактике (см. таблицу 7, приложение 9).

После занятий на аппаратах у большинства острота зрения повышается на 0,1-0,2 диоптрия. Ученики 2,6,7 при значительной потере остроты зрения, проводя ежегодный курс профилактических занятий, добиваются повышения остроты зрения (ученики 6,7) или сохранения на прежнем уровне (ученик 2).

Ученики 1,3,4,5 при тенденции к снижению остроты зрения не проходят курс профилактических занятий на аппаратах, или, пройдя курс один раз успокаиваются на достигнутом. Острота зрения продолжает снижаться появляется хроническая зрительная усталость, снижается работоспособность.

Мои сверстники относятся к своему здоровью недостаточно серьезно, что в последствие вытекает в серьезные проблемы. Это подтверждает и анкетирование, проведенное нами в данной группе.

Мы провели анкетирование учеников 10 класса с проблемами зрения (см. приложение 7). Мои сверстники не только легкомысленно относятся к своему зрению, но и многие не обладают необходимыми знаниями физиологических особенностей строения зрительного аппарата и как следствие его профилактики.

Вместе с тем, мы констатируем факт, что растет количество детей, у кого впервые выявляются проблемы нарушения зрения на медицинских осмотрах. С каждым годом возрастает количество первоклассников, пришедших в школу уже с нарушением зрения.

2.3.Мониторинг зрения учащихся 1 класса при интенсивных профилактических занятиях в кабинете охраны зрения

Много учеников приходят с проблемами зрения в 1 класс. В 2021 году таких детей было 13. Проводились интенсивные занятия в течение года на аппаратах «Ручеек», «Миллон», «Визотроник» (см. таблицу 8, приложение 10). Мы проанализировали результаты работы с этими учениками. У 11 учеников к концу учебного года зрение восстановилось до 100%, у 2 учеников – 90%. У ученика3, имеющего на начало учебного года зрение - по 40%на оба глаза, зрение восстановилось полностью. Важно отметить, тот факт, что на начало нового учебного года результаты не изменились, зрение у детей сохранилось:100% - 11 человек, 90% - 2 человека.

Очень важна ранняя диагностика, и своевременно проведенная профилактическая работа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Охрана зрения и профилактика заболеваний – это комплекс профилактических, лечебных, гигиенических мероприятий, направленных на поддержание нормального функционирования глаза, на предупреждение дальнейшего снижения зрения.

Наша работа показывает, что наиболее перспективным решением данной проблемы, является организация профилактики заболеваний зрения непосредственно в школе.

В результате проведённых исследований были сделаны следующие выводы:

1. Ухудшение зрения является одной из проблем современности. Статистические данные последних лет свидетельствуют о том, что уже в период обучения детей в школе, состояние зрения учащихся ухудшается в несколько раз. А компьютеризация, сотовые телефоны создают дополнительную нагрузку на зрение учащихся.

2. Работа школьного кабинета охраны зрения – это целая система мер, направленных на выявление нарушений, коррекцию и восстановление зрения у учащихся.

3. После занятий на аппаратах у большинства острота зрения повышается на 10-20% Важно следить за своим зрением, и при обнаружении проблем постоянно помнить о профилактике.

4. на основе, проведенного мониторинга 1 класса делаем вывод – очень важны ранняя диагностика, и своевременно проведенная профилактическая работа

5. Количество детей, сохранивших зрение, прошедших профилактический курс в кабинете охраны зрения увеличивается с каждым годом. Такие показатели говорят о высокой эффективности профилактической работы кабинета охраны зрения.

6. Учитывая результаты проведенных исследований, рекомендуем с учётом имеющихся возможностей проводить профилактические упражнения для сохранения зрения.

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась полностью. Профилактическая работа с помощью аппаратов – тренажеров в кабинете охраны зрения и выполнение упражнений в домашних условиях по имеющимся рекомендациям - наиболее действенный способ сохранения и восстановления зрения учащихся.

Врачи - офтальмологи отмечают, что некоторые заболевания глаза на первоначальной стадии протекают при стопроцентном зрении, и очень важно во время поставить правильный диагноз, вести профилактическую работу, и при необходимости своевременно начать лечение. Бесспорно, что профилактическая работа по охране зрения всегда более эффективна, чем работа по восстановлению.

Наиболее перспективным решением данной проблемы, по нашему мнению, является организация профилактики заболеваний зрения непосредственно в школе.

Наш проект уникален тем, что мы показали и проанализировали опыт, которого нет в школах Ярославской области. Работа кабинета охраны зрения дает положительный результат по сохранению здоровья (зрения) учащихся.

Создание сети кабинетов охраны зрения в образовательных учреждениях области сыграют значительную роль в сохранении здоровья учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. https://www.who.int/ru/news/item/08-10-2019-who-launches-first-world-report-on-vision (15.05.2021)

2. mk.ru›social/2020/01/17/rossiya…blizorukosti.html (9.09.2021)

3. https://vision-health.ru/zabolevaniya/uhudshenie-zreniya-u-shkolnikov.html

4. https://ochkarik.ru/socialnaja-statistika-o-zrenii/(15.05.2021)

5. https://www.visiobud.com/2020/01/27/prichiny-uhudsheniya-zreniya/ (9.09.2021)

6. https://optic-center.ru/articles/uxudshenie-zreniya-u-detej-prichiny-simptomy-i-metody-profilaktiki/ (20.10.2021)

7. https://cmp.medkhv.ru/narushenie-zrenija-u-shkolnikov/ (20.10.2021)

8. https://www.acuvue.ru/vision-and-correction/maintaining-healthy-eyes/anatomy-of-the-eye (20.10.2021)

9. https://eyepress.ru/article.aspx?10149 (15.11.2021)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Приложение 2.

Таблица 1. Количество подростков, имеющих снижение зрения (данные по Тутаевскому району).

Год

Всего детей и подростков

Снижено зрение

В том числе миопия

2018

4643

1175

705

2019

4662

1181

661

2020

4679

1189

668

Приложение 3.

Таблица 2 Диагноз:

Нарушение аккомодации

Приобретенная миопия

Наследственная миопия

Астигматизм и дально-зоркость

Амблиопия

Косоглазие

4

7

1

0

1

о

Приложение 4.

Оснащение кабинета охраны зрения в МОУ СШ №3

Наименование

Назначение

Таблицы для определения остроты зрения

Установление остроты зрения,

профилактические осмотры

Офтальмоскоп зеркальный

Исследование глазного дна,

объективное определение рефракции методом скиаскопии

Цветотест ЦТ-1

Определение характера и степени расстройства бинокулярного зрения.

С помощью цветотеста можно:

- исследовать характер зрения (бинокулярное, одновременное, монокулярное);

- определить ведущий глаз;

- определить величину угла косоглазия при нормальной корреспонденции сетчаток;

- установить характер аномальной корреспонденции сетчаток.

Линейки скиаскопические ЛСК-1

Объективное определение рефракции глаза

Набор пробных очковых линз с оправой

Подбор очковой коррекции,

занятия

Синоптофор

Определение угла косоглазия,

профилактические занятия

Щелевая лампа

Обследование глаза и его придатков

«Визотроник МЗ» - тренажер-релаксатор

Профилактика и лечение синдрома хронического зрительного утомления, компьютерного зрительного синдрома, спазма аккомодации и приобретенной близорукости у детей;

- Применение в комплексном лечении амблиопии;

- Коррекция (замедление) инволюционных процессов зрительной системы (пресбиопия, компенсированная глаукома, начальная катаракта, дистрофические заболевания сетчатки и зрительного нерва)

Аппарат «АПК-01У» (лазерный аппарат «Меллон-2»)

Профилактика и лечение заболеваний глаз, психоневрологических расстройств, психосоматических заболеваний, а также коррекции психоэмоционального состояния человека методом цветоимпульсной терапии (ЦИТ). Из 46 заложенных программ, 17 направлено на профилактику и лечение органов зрения:

- Программа для коррекции амблиопии

- Снятие спазма аккомодации.

- Коррекция близорукости 1 степени.

- Коррекция близорукости 2 степени.

- Коррекция миопии.

- Коррекция близорукости (дистрофия сетчатки).

- Программа для профилактики ухудшения зрения.

- Коррекция астигматизма.

- Коррекция астенопии.

- Коррекция атрофии зрительного нерва.

- Программа для улучшения микроциркуляции.

- Коррекция глаукомы (начальная стадия).

- Коррекция начальной глаукомы (близорукость).

- Коррекция глаукомы.

- Коррекция слабовидения.

- Коррекция дистрофии сетчатки.

- Коррекция начальной стадии катаракты.

Аппарат для тренировки аккомодации и глазодвигательных функций ТАК-6 («Ручеек»)

Лечение офтальмологических заболеваний:

- снижение зрения при аномалиях рефракции, в т.ч. при миопии, астигматизме, гиперметропии;

- нарушение аккомодации, в т.ч спазм аккомодации;

- амблиопия различного генеза, нарушение бинокулярного зрения;

- повышенное зрительное утомление, астенопические явления.

Очки-тренажеры для глаз Лазер Вижн (LaserVision)

- Профилактика зрительных нарушений у школьников и студентов и лиц, занятых в работах за компьютером, с бумажной и электронной документацией;

- эффективны при близорукости и дальнозоркости, астигматизме и астенопии (усталость глаз);

- снимают спазм аккомодации;

- нормализуют цветовую и контрастную чувствительность;

- тормозят прогрессирование катаракты и глаукомы на ранних стадиях.

Компьютерные программы (релакс, кодинг, чибис-2, цветок, клинок-2, дискотека-2, волшебные окошки)

- релакс – при спазме аккомодации и миопии;

- кодинг – для развития бинокулярного зрения;

- чибис-2 – для лечения косоглазия;

- цветок, клинок-2 – для лечения амблиопии;

- дискотека-2 – при астенопическом синдроме;

- волшебные окошки - для развития бинокулярного зрения.

.Приложение 5.

Оборудование кабинета охраны зрения.

1. Набор пробных очковых линз с оправой

2. Линейки скиаскопические ЛСК-1

3. Компьютерные программы

4. «Визотроник МЗ» - тренажер-релаксатор

5. Синоптофор

6. Таблицы для определения остроты зрения

7.Аппарат для тренировки аккомодации и глазодвигательных функций ТАК-6

8.Аппарат «АПК-01У» (лазерный аппарат «Меллон-2»)

9. Цветотест ЦТ-1

1 0. Очки-тренажеры для глаз Лазер Вижн (LaserVision

Приложение 6.

Таблица 4 . Результаты работы кабинета охраны зрения.

Результаты профилактических занятий

Диагноз

Показатели

Нарушение аккомодации

Приобретенная миопия

Наследственная миопия

Астигматизм и дально-зоркость

Амблиопия

Косоглазие

2014-2015 уч.год

Кол-во занимающихся

138

47

22

36

5

2

Улучшение остроты зрения

74 чел. до 100%

64 чел. от 0,5-0,8

От 0,1 до 0,5

в 100%

От 0,1 до 0,2-0,3

От 0,1 до 0,5

с корр. 0,5-0,8

От 0,1 до 0,2-0,3

Угол < на 5-10

2015-2016 уч.год

Кол-во зани-мающихся

145

58

20

32

5

4

Улучшение остроты зрения

92 чел. до 100%

55 чел. от 0,5-0,8

От 0,1 до 0,7-0,8

в 100%

От 0,1 до 0,2-0,3

От 0,1 до 0,5

с корр. 0,5-0,8

От 0,1 до 0,3-0,4

Угол < на 5-10

2016-2017 уч.год

Кол-во зани-мающихся

125

44

11

12

4

2

Улучшение остроты зрения

72чел.-100%

53 чел.50-80%

25 чел.-30%

19 чел.-15-20%

11 чел.-10-20%

8 чел.-70%

4 чел.-45%

4 чел.-20-30%

Угол < на 5-10

2017-2018 учебный год

Кол-во зани-мающихся

131

45

9

14

5

3

Улучшение остроты зрения

68-100%

63- 50-80%

20-30%

25- 15-20%

9-10%-20%

4-50%

4-60%

6-40%

5-20%

Угол < на 5-10*

2018-2019 учебный год

Кол-во зани-мающихся

128

46

9

15

5

4

Улучшение остроты зрения

59- 100%

48-50-80%

26-30%

20-15-20%

9-10%-20%

3- 80%

5- 40%

7-60%

5-20%

Угол < на 5-10*

2019-2020учебный год

Кол-во зани-мающихся

129

39

8

14

4

4

Улучшение остроты зрения

59-100%

70-80%

9-40%

17-20%

13-15%

8-10%-20%

4-60%

5-40%

5-30%

4-20%

Угол < на 5-10*

2020-2021 учебный год

Кол-во зани-мающихся

155

48

8

14

4

4

Улучшение остроты зрения

82-100%

73-50-80%

8-40%

18-20%

22-15%

8-10%-20%

4-60%5-40%5-30%

4-20%

Угол < на 5-10*

Приложение 7.

Результаты анкетирования.

Таблица 5. Результаты анкетирования

Ученик №

1

2

3

4

Диагноз

Нарушение аккомодации

Занятие спортом(сколько времени в неделю, включая уроки физкультуры)

3ч( уроки физкультуры)+ 6ч секция

3ч( уроки физкультуры)+2ч секция

3ч( уроки физкультуры

3ч( уроки физкультуры)+ 4ч секция

Прогулки на свежем воздухе(сколько времени в неделю)

2 ч

3ч.

Время за компьютером(день)

2ч.

2ч.

2ч.

4ч.

Пользование телефоном(день)

С телефоном не расстаюсь, все свободное время

Соблюдение режима дня

нет

да

Не всегда

нет

Включение в ежедневный рацион фруктов и свежих овощей

Не всегда

да

Не всегда

да

Гимнастика для глаз

Не всегда

нет

да

да

Знаете ли Вы, чем полезны упражнения для глаз

нет

да

нет

нет

Освещение в комнате, где делаете уроки или читаете

достаточное

достаточное

хорошее

хорошее

Перерыв между занятиями

Не всегда

нет

да

Не всегда

Приложение 8.

Таблица 6. Нарушение аккомодации

 

5 класс (2017-2018г.)

6 класс (2018-2019г.)

7 класс (2019-2020г.)

8 класс (2020-2021г.)

9 класс (2021-2022г.)

10 класс (2022-2023г.)

Ученик 1 (результат мед.осмотра)

0,8/0,8

0,7/0,7

0,7/0,7

0,8/0,8

0,8/0,8

1,0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

1,0/1,0

0,9/0,9

1,0/1,0

1,0/1,0

1,0/1,0

 

Ученик 2 (результат мед.осмотра)

0,6/0,65

0,9/0,9

0,8/0,8

0,7/0,7

0,9/0,9

0,9/0,9

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,9/0,9

-

-

0,9/0,9

0,9/0,9

 

Ученик 3 (результат мед.осмотра)

0,7/0,7

0,9/0,9

0,9/0,9

1,0/1,0

1,0/1,0

1,0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,9/0,9

1,0/1,0

1,0/1,0

1,0/1,0

1,0/1,0

 

Ученик 4 (результат мед.осмотра)

0,8/0,8

0,8/0,8

1,0/1,0

1,0/1,0

1,0/1,0

1,0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

1,0/1,0

1,0/1,0

1,0/1,0

1,0/1,0

1,0/1,0

 

Приложение 9

Таблица 7. Приобретенная миопия

 

5 класс (2017-2018г.)

6 класс (2018-2019г.)

7 класс (2019-2020г.)

8 класс (2020-2021г.)

9 класс (2021-2022г.)

10 класс (2022-2023г.)

Ученик 1 (результат мед.осмотра)

1,0/1,0

0,9/0,9

0,5/0,5

0,8/0,8

0,5/0,5

 

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

-

-

0,9/0,9

-

0,6/0,6

 

Ученик 2 (результат мед.осмотра)

0,4/0,4

0,5/0,5

0,5/0,5

0,6/0,6

0,6/0,6

 

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,6/0,6

0,6/0,6

0,6/0,6

0,6/0,6

0,6/0,6

 

Ученик 3 (результат мед.осмотра)

0,9/0,9

0,7/0,9

0,9/0,9

0,6/0,8

0,6/0,8

 

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

-

1,0/1,0

-

0,8/0,9

0,8/0,9

 

Ученик 4 (результат мед.осмотра)

0,3/0,3

0,6/0,6

0,3/0,3

0,5/0,5

0,5/0,5

 

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,6/0,6

-

0,6/0,6

0,7/0,7

0,7/0,7

 

Ученик 5 (результат мед.осмотра)

0,8/0,8

0,7/0,7

0,7/0,7

0,5/0,5

0,6/0,6

 

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

-

0,9/0,9

-

0,7/0,7

0,7/0,7

 

Ученик 6 (результат мед.осмотра)

0,2/0,2

0,3/0,3

0,4/0,4

0,4/0,4

0,4/0,4

 

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,3/0,3

0,4/0,4

0,4/0,4

0,4/0,4

0,5/0,5

 

Ученик 7 (результат мед.осмотра)

0,1/0,1

0,2/0,2

0,3/0,3

0,3/0,3

0,4/0,4

 

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,3/0,3

0,4/0,4

0,4/0,4

0,5/0,5

0,5/0,5

 

Приложение 10.

Таблица 8. Мониторинг зрения учащихся 1 класса при интенсивных профилактических занятиях в кабинете охраны зрения.

 

1 четверть

Аппарат

«Миллон»,

«Ручеек»,

2 четверть

Аппарат

«Ручеек», «Визотроник»

3 четверть

Аппарат

«Ручеек»,

4 четверть

Аппарат

«Визотроник»

Сентябрь

2022

Ученик 1 (результат мед.осмотра)

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

1.0/1,0

1.0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

1.0/1,0

1.0/1,0

1.0/1,0

1.0/1,0

 

Ученик 2 (результат мед.осмотра)

0,4/0,4

0,7/0,7

0,9/0,9

1.0/1,0

1.0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,8/0,8

0,9/0,9

1.0/1,0

1.0/1,0

 

Ученик 3 (результат мед.осмотра)

0,8/0,9

0,9/0,9

0,9/0,9

1.0/1,0

1.0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,9/1.0

1.0/1,0

1.0/1,0

1.0/1,0

 

Ученик 4 (результат мед.осмотра)

0,7/0,7

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

1.0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

1.0/1,0

 

Ученик 5 (результат мед.осмотра)

0,7/0,7

0,9/0,9

1.0/1,0

1.0/1,0

1.0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,9/0,9

1.0/1,0

1.0/1,0

1.0/1,0

 

Ученик 6 (результат мед.осмотра)

0,7/0,7

0,7/0,7

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

0,9/0,9

 

Ученик 7 (результат мед.осмотра)

0,8/0,8

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

1.0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

1.0/1,0

1.0/1,0

1.0/1,0

1.0/1,0

 

Ученик 8 (результат мед.осмотра)

0,7/0,7

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

1.0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

1.0/1,0

 

Ученик 9 (результат мед.осмотра)

0,7/0,7

0,9/0,9

1.0/1,0

1.0/1,0

1.0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,9/0,9

1.0/1,0

1.0/1,0

1.0/1,0

 

Ученик 10 (результат мед.осмотра)

0,7/0,7

0,7/0,7

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

0,9/0,9

 

Ученик 11 (результат мед.осмотра)

0,8/0,8

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

1.0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

1.0/1,0

1.0/1,0

1.0/1,0

1.0/1,0

 

Ученик 12 (результат мед.осмотра)

0,8/0,9

0,9/0,9

0,9/0,9

1.0/1,0

1.0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,9/1.0

1.0/1,0

1.0/1,0

1.0/1,0

 

Ученик 13 (результат мед.осмотра)

0,7/0,7

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

1.0/1,0

Занятия в КОЗ (результат после занятий)

0,8/0,8

0,9/0,9

0,9/0,9

1.0/1,0

 
Просмотров работы: 64