1. Введение
1.1 В наше время очень большую роль в жизни людей играет спорт. Для всех он разный – плавание, легкая атлетика, тхэквондо. А для нас и еще огромного количества людей спорт — это танцы. Они помогают расслабиться, развивают выносливость, придают красоту телу и конечно же заставляют думать. Ведь без правильных мыслей мы никогда не выполним сложную последовательность упражнений правильно.
Цель работы: Выяснить влияние танцевальных упражнений на мозговую активность человека.
1.2 Актуальность: в современном мире большую значимость придают нейротехнологиям. Нейротехнологии включают в себя достижения науки, которые помогают нам узнать функции мозга человека и взаимодействовать с ним. Эти науки тесно связаны с медициной.
Одним из методов, активно влияющих на деятельность мозга, можно рассмотреть танец. С раннего возраста родители выбирают для своих детей кружки с целью развития ребенка. Танцевальные упражнения – это хороший способ повысить не только физическую подготовку человека, но и развить память, сознание и эмоциональное состояние, так как проработка танцевальных упражнений влияет на работу мозга. В своей работе мы хотели бы экспериментальным путем установить влияние танцевальных упражнений на активность мозга.
Гипотеза: танец способен повлиять на мозговую активность.
Задачи:
• изучить информацию по данной теме;
• собрать группу участников эксперимента по определенным характеристикам;
• провести эксперимент;
• составить таблицу обработанных результатов;
• сделать вывод;
• узнать, что такое мозжечок и какую роль он принимает в движениях;
• узнать, какую функцию выполняет вестибулярный аппарат;
• что такое танец с точки зрения мозга;
• почему мы расслабляемся и чувствуем себя счастливыми в танце.
1.3 Предмет: Мозг и его активность.
Объект: Тело человека.
1.4 Проблема: сегодня большое значение придаётся развитию умственных способностей человека. Проблемой хорошей успеваемости в школе является отсутствие у некоторых учеников активного посещения кружков спортивного характера в раннем возрасте с целью развития не только физической подготовки, но и мозговой деятельности. Одним из методов развития мозговой активности являются танцевальные упражнения.
2.Основная часть. Теория
2.1 Танец – один из самых красивых и чувственных видов спорта. В нем важно всё – отточенность упражнений, чувство ритма, отдача всех сил для удовольствия зрителя. Но самое главное в нем последовательность мыслей и правильные движения. За это отвечает мозг, а точнее его часть – мозжечок.
Это раздел мозга, отвечающий за регуляцию мышечного тонуса, координацию. Именно он работает во время танца и всех движений. Мозжечок располагается в задней черепной ямке, сзади продолговатого мозга и моста, образует крышу четвертого желудочка. Состоит из 2 полушарий, состоящих из коры, в которую входят 3 слоя: поверхностный молекулярный, глубокий зернистый и слой грушевидных нейроцитов.
2.2 Полушария Мозжечка осуществляют коррекцию планируемого движения в момент, когда мы хотим его начать. Его полушария, являясь одним из путей передачи информации от ассоциативной к моторной коре, участвуют в процессах двигательной активности. Электрофизиологическими исследованиями на животных показано, что изменение активности нейронов мозжечка предшествует движению. В движении разряд нейронов мозжечка увеличивается, а при охлаждении его ядер можно увидеть задержку в начале движения и активности нейронов. В мозжечке проходит последняя стадии обработки «запроса», то есть потребности тела, и дальше уходит в кору мозга для реализации. Он получает импульсы от всех систем головного и спинного мозга. Именно поэтому он характеризуется, как своеобразный компьютер, получающий информацию от периферических структур (органы иммунной системы, где зрелые лимфоциты взаимодействуют между собой и вспомогательными клетками) и корковых двигательных центров, длинные отростки нервных клеток которых идут к двигательным ядрам черепных нервов и клеткам спинного мозга, мозжечку – а дальше к ядрам нервов черепа и спинного мозга. В результате образуются двигательные пути. Также он регулирует силу движений, участвует в их подготовке, программирует двигательную кору и двигательное обучение. Контролирует сложные двигательные функции, связанные с ассоциативными областями церебральной (коры больших полушарий, чем больше на ней нейронов, находящихся в извилинах, тем больше вычислительных способностей мозга) коры. Участвует в зрительно пространственном восприятии движений и понимании значения двигательных действий, и предсказании их результата, что имеет огромное значение в жизни и общении людей. (https://muzoktcrb.ru/blog/fiziologiya-i-funkcii-mozzhechka.html )
Мозжечок располагает всей информации о движении – от замысла до исполнения, сравнивает совпадение замысла с исполнением. При несоответствии исправляет ошибки. Может вносить коррективы в исполнение движений и двигательную программу, благодаря связям с моторной корой, действует двигательные центры ствола, медиальные и латеральные нисходящие пути. При выполнении упражнений активность нейронов зубчатых ядер мозжечка регистрируется на 10 миллисекунд раньше, чем обнаруживается в моторной коре. Это значит, что во время танца мозжечок работает быстрее, чем остальные части мозга. Поэтому мы выполняем заученные движения быстрее и слаженнее. Люди, занимающиеся танцами, дают ответы на вопросы чуть быстрее, чем другие, так как их мозг привык все делать быстро и последовательно. Иногда это может навредить, если поторопишься и ответишь неверно. Но чаще всего, мы поднимаем руки и получаем хорошую оценку быстрее, чем наши не танцующие одноклассники. (https://cyberleninka.ru/article/n/neyrotransmitternayaorganizatsiya-i-funktsionalnoeznachenie-mozzhechka )
2.3 Вестибулярный аппарат – орган внутреннего уха, воспринимающий перемещение тела и головы в пространстве. Многие думают, что он отвечает только за равновесие, но это не так.
Сам он представляет из себя сообщающиеся преддверие и полукружные каналы, заполненные жидкостью. На стенках круглых мешочков (углубление в поверхности преддверия) находится множество волосковых клеток с ионами калия. Они сверху покрыты желеобразным веществом с карбонатом кальция. Когда человек наклоняется, волосковые клетки изгибаются, в них попадает калий и вызывает возбуждения рецептор, сигнализирующие изменение позы. По отросткам нейронов сигнал движется в продолговатый мозг и нервный центр. То есть, когда мы начинаем двигаться вправо или влево, желеобразное вещество, по инерции, движется в противоположную сторону, возбуждая волосковые рецепторы. Они располагаются в вестибулярных мешочках, образую гребень. Следовательно, каждый волосок повернут в разные стороны, а его положение определяет, на что рецептор будет реагировать. Поэтому мы во время танца понимаем, что произошло ускорение только через несколько секунд.
Аппарат предоставляет мозгу картину ускорений, то есть то, как тело ускоряется по прямой линии и поворачивает. Далее эта информация идет в головной мозг для управления движением. Мы почти не пользуемся вестибулярной информацией. Она используется спинным мозгом, мозжечком, для того чтобы корректировать автоматические и рефлекторные движения. Сигналы аппарата такие, что на них нужно реагировать сразу, потому что если вы начинаете терять равновесие и заваливаться в правую сторону, то некогда разбираться, падаем мы или не падаем. Надо реагировать максимально быстро. Поэтому сигналы, попадая в головной мозг, тут же начинают расходиться по нескольким параллельным каналам. И она используется для того чтобы следить за движениями.
Значит во время танца, мозжечок и вестибулярный аппарат работают в паре, чтобы мы не упали, у нас не закружилась голова. Но если это к сожалению, происходит, то нас может спасти вестибулоспинальный рефлекс. Он работает разгибанием рук и ног, на которыми мы можем сделать себе дополнительную опору. А мозжечок на основе опыта, а если говорить про танцы – регулярных тренировок, выстраивает дополнительные нейронные сети, которые помогают этому рефлексу реализоваться более четко.
Вестибулярная кора находится внутри боковой борозды со стороны височной доли. Те вестибулярные сигналы, которые в него вступают, касаются расположенного там эпифиза, способного секретировать серотонин, по-другому называемый «гормон счастья». Взрослым людям таким способом можно получить очень мало гормона, поэтому и нагрузки они делают для себя сильнее. Если ребенку хватает и танцев, то старшие прыгают с парашютом и катаются на американских горках, чтобы испытать функции вестибуляра и мозжечка на максимум. (https://postnauka.ru/video/79135 )
2.4 В танце все жизненные процессы человека работают в одном ритме. Дыхание, сердцебиение, мышцы. Чтобы войти в это состояние, сначала надо оставить все посторонние мысли и выражать только чистые эмоции, которые будете понимать и зритель и вы. Сконцентрироваться на себе, своих чувствах, теле. И самое главное расслабиться, следовать за хореографом или партнером. При всем этом мы начинаем радоваться, становимся счастливыми. А за счастье и умственную активность в нашем организме отвечают три гормона Эндорфин, Дофамин и Серотонин. И пусть они секретируются в разным местах, главное – их действие.
2.4.1 Эндорфины (эндогенные опиоиды) – множество пептидных гормонов, секретируемых в гипофизе. Отвечают за хорошее настроение, снятие стресса, устранение боли и эйфорическое состояние. Опиоидные рецепторы, которые принимают эндорфин расположены в головном и спинном мозге, главных органов, воспроизводимых танец. При возбуждении этих рецепторов мы погружаемся в состояние эйфории, не чувствуем боль и стресс. Исполнив номер без ошибок или получив диплом о победе в конкурсе, мы веселимся, но эндорфинов всегда очень мало и мы стараемся заполнить недостаток движениями, выражая радость. Учитывая это, мы можем сказать, что танцы способствуют секреции эндорфинов.
2.4.2 Серотонин – нейромедиатор головного мозга, секретируется эпифизом, передает импульсы мозга между нервными клетками. Отвечает за хорошее настроение, радость, по другому его называют «гормон счастья». А ведь действительно, если человеку повысить уровень серотонина, то он начинает чувствовать себя счастливым, у него появляется интерес к жизни. Этот гормон очень важен нам, ведь его недостаток грозит депрессией. Один из способов его получения физическая активность. Если у вас был умственно загруженный день, то танцы, да и любой спорт помогает его выработке. То есть серотонин тоже способствует нашей радости во время физической активности, которая нас привлекает.
2.4.3 Дофамин – нейромедитор или химическое вещество, образующее дофаминовые нейроны. Секретируется в гипоталамусе, черной субстанции и вентральной покрышке среднего мозга. Существует много его названий: гормон любви, радости или умственной активности. Также он выступает в роли «вознаграждения» за какое – либо дело, и повышает мотивацию сделать его снова. То есть секретируется, когда нас хвалят. Способен усиливать память и когнитивные способности человека. А все потому что при секреции он усиливает связь центрами головного мозга, отвечающими за память. Но еще существует теория, что женский пол лучше усваивает приятную им информацию (в практической части нашего эксперимента мы выбирали только танцующих девушек). При выделении дофамин поднимает творческие способности человека. Из-за этого у большей части участников нашего эксперимента, которые перед тестированием энергично подвигались, был поднят уровень этого гормона, что поспособствовало решению творческих задач лучше, чем интеллектуальных. (https://foodandhealth.ru/info/zachem-nam-dofaminy/ )
2.4.4 Не один танец мы не можем представить без музыки. Она может быть стилизованный, то есть относится к определенному танцевальному стилю. Грустно или веселой, энергичной или лиричной. Именно музыка определяет ритм и движения танца. Благодаря ей, мы можем передать эмоции, которые хотим выразить танцем. Если мы танцуем под приятную нам музыку, то наш пульс замедляется, снижается артериальное давление, расширяются сосуды, увеличивается сила сердечных сокращений и работа мышц становится более эффективной. Мы заряжаемся хорошим настроением, которое хотим передать зрителю, или наоборот, свои переживания. (https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2019/03/11/muzyka-i-ee-rol-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-na-zanyatiyah-po )
3. Исследовательская часть. Эксперимент.
3.1 Для эксперимента были отобраны участники:
• Танцоры.
• Ученики, имеющие средний балл успеваемости 4.7.
• Хорошие когнитивные способности.
• Стаж занятия танцами более 5 лет.
• Ученики 7-10 классов.
• Женский пол.
Мы разделили учеников на 2 группы: Участники первой группы - ученики нашей школы, которые имеют другие хобби, то есть не танцоры. Участники 2 группы – танцоры, с вышесказанными критериями.
3.2 Ход работы:
3.2.1 Эксперимент мы начали со 2 группы.
Первым делом мы включили музыку и проверили небольшую физическую разминку. Нам было важно, чтобы музыка и движения нравилась всем участникам. Подвигавшись, у них заметно поднялось настроение почему, мы описали в теоретической части работы. Далее мы сели проводить сам эксперимент. Он заключался в следующем:
• Задача школьных и творческих вопросов, на которые сможет ответить ученик возраста, указанного в критериях.
• Запись времени и качества(верный/неверный) ответов.
• Анализ данных.
Первой группе мы задавали те же самые вопросы. Они не разминались, а сидели в аудитории. Вопросов было 10. Каждый относился к разной науке, творческие и логические. С каждым участником мы беседовали отдельно, чтобы получать только индивидуальные ответы.
3.2.2 Мы составили 2 таблицы. Первая – время ответа на вопросы. Эта таблица показывает, как быстро испытуемые могут собрать и направить свои мысли в правильное русло, сконцентрироваться на верной теме, придумать что-то необычно для решения логических и творческих задач. Голубым выделено время танцоров. Среднее время ответа на каждый вопрос рассчитывалось по формуле: ()÷ количество вопросов, а также среднего арифметического. Проводя тестирование, мы заметили, что у танцоров на верный ответ требуется больше времени. Отвечая на вопросы, они давали не стандартные, очень интересные и развернутые ответы. Значит мы можем сказать, что логическая продуктивность немного уменьшается, а творческая возрастает. Получается, танец дарит вдохновение для любого творчества.
Номер Вопр./ участ. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общее время |
Ср. время Ответа |
1 |
5 |
13 |
21 |
8 |
6 |
40 |
10 |
44 |
10 |
7 |
2,51 |
15 |
2 |
17 |
4 |
2 |
4 |
2 |
5 |
19 |
21 |
2 |
1 |
1.18 |
7,8 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
9 |
22 |
22 |
1.48 |
14 |
5 |
3.58 |
21,5 |
4 |
8 |
5 |
1 |
7 |
1 |
1 |
4 |
30 |
3 |
6 |
1.06 |
6,6 |
5 |
17 |
4 |
9 |
10 |
4 |
6 |
12 |
30 |
8 |
2 |
1.42 |
10,2 |
6 |
2 |
3 |
3 |
7 |
8 |
59 |
22 |
56 |
19 |
6 |
3.05 |
18,5 |
7 |
6 |
2 |
4 |
2 |
6 |
17 |
7 |
16 |
6 |
2 |
1.08 |
6,8 |
8 |
9 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
2 |
8 |
4 |
2 |
51 |
5 |
9 |
9 |
4 |
1 |
2 |
1 |
16 |
2 |
24 |
5 |
1 |
1.05 |
6,5 |
10 |
2 |
4 |
5 |
7 |
6 |
33 |
7 |
33 |
5 |
4 |
1.46 |
10,6 |
11 |
2 |
7 |
1 |
2 |
6 |
14 |
5 |
5 |
11 |
1 |
54 |
5,4 |
12 |
1 |
2 |
1 |
2 |
6 |
12 |
30 |
1.14 |
15 |
9 |
2.32 |
13,9 |
13 |
2 |
2 |
2 |
8 |
5 |
4 |
16 |
1 |
2 |
24 |
66 |
6,6 |
Табл.1 (голубым цветом отмечены результаты и номера танцоров)
Среднее время ответа каждого участника на каждый вопрос |
|
Танцоры (1-7) |
Обычные ученики(8-13) |
12,34 секунд |
8 секунд |
3.2.3 Самой главной целью нашего эксперимента было узнать, кто же даст больше верных ответов. Эти результаты мы вставили в таблицу 2. Она показывает количество верных (+) и не верных (-) ответов на вопросы.
По результатам таблицы мы видим, что танцоры давали больше верных ответов. Этому способствует их постоянное умственное и физическое развитие, занятие любимым делом. Как мы говорили ранее, музыка, под которую мы разминались, многим симпатизирует, и эксперимент мы проводили в конце школьного дня. В теоретической части нашей работы сказано, что при занятии любимым делом, так если оно еще и спортивное, в теле человека секретируется гормон дофамин, который способствует увеличению умственной и творческой активности мозга.
Номер Вопр./ участ. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Прав. ответы |
1 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
8/10 |
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
8/10 |
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
7/10 |
4 |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
7/10 |
5 |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
5/10 |
6 |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
5/10 |
7 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
3/10 |
8 |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
3/10 |
9 |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
3/10 |
10 |
- |
+ |
_ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
4/10 |
11 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
7/10 |
12 |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
6/10 |
13 |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
6/10 |
Табл.2 (голубым отмечены результаты и номера танцоров)
Средней количество правильных ответов |
|
Танцоры (1-7) |
Обычные ученики(8-13) |
6/10 |
5/10 |
3.2.4 Вывод: Мы выяснили влияние танцевальных упражнений на мозговую активность человека. Результаты нашего исследования показали, что регулярные занятия танцами влияют на умственные и творческие способности подростков. Они начинают лучше ориентироваться, правильно и быстро формулировать мысли, находить творческий подход к решению задач. Это и было целью нашей работы.
3.3 Танец и мозг
Во время исполнения танца, у нас работают все функции мозга: музыкальная, рациональная, эмоциональная и кинестетическая. Образуются новые нейронные связи, а, следовательно, развивается интеллект. Танцы преобразовывают структуры головного мозга, улучшают межзональные и ассоциативные межполушарные связи в белом веществе. Регулярные занятия танцами имеют следующие положительные качества:
Профилактика сердечно-сосудистых осложнений, сильная физическая нагрузка.
Уменьшение стресса.
Улучшение работы многих важных составляющих мозга.
Тренировка интеллекта.
Совершенствование памяти, ассоциативных способностей, творческого потенциала.
Развитие эмоций, социальных связей.
Увеличение продолжительности жизни.
Проработка функций вестибулярного аппарата.
Профилактика мышечно-суставных болей.
Но никогда не стоит забывать, что чрезмерная физическая и мозговая активность могут быть губительны для нашего состояния. Поэтому все должно быть в меру. Ведь если мы будем очень много тренироваться без перерывов, наши мышцы могут устать и начать болеть, а дальше возможно появление травмы.
4. Заключение.
В нашей работе мы выполнили следующие задачи, узнали:
• Изучили информацию по данной теме.
• Что такое мозжечок и какую функцию он играет в танце
• Значение вестибулярного аппарата
• Почему мы чувствуем себя счастливыми в танце
• Чем полезны танцы для мозговой активности
• Собрали группу участников эксперимента по определенным характеристикам.
• Провели эксперимент.
• Составили таблицы обработанных результатов.
• Сделали вывод.
В нашей работе мы использовали такие методы исследования как: изучение информации, эксперимент, анализ данных.
Подводя итоги, можем с уверенностью сказать, что танец связан с умственной и творческой развитостью человека. Танцую, мы улучшаем настроение, развиваем импровизационные и командные способности, увеличиваем красоту и прививаем любовь к своему телу. Наша гипотеза подтверждена. Делая вывод, можем сказать, что танец и правда влияет на мозговую активность человека. Занимаясь танцами, мы улучшаем настроение, избавляемся от стресса, развиваем физические и эстетические способности нашего тела, прививаем любовь к себе.
Мы сравнили наши данные с работами многих институтов и поняли, что итоги нашего исследования такие же, как у них.
Результаты работы мы представили ученикам нашего лицея на конкурсе исследовательских работ. Надеемся, что в дальнейшем мы сможем провести такой же эксперимент и изучить больше информации, ведь новые исследования еще впереди!
Список используемых источников
1. Бархатова В. П. Нейротрансмиттерная организация и функциональное значение мозжечка // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2010.№3. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/neyrotransmitternayaorganizatsiya-i-funktsionalnoeznachenie-mozzhechka (дата обращения: 05.02.2023).
2. ГБУЗ «Районная больница с. Октябрьское» Физиология и функции мозжечка/ ГБУЗ «Районная больница с. Октябрьское» // Медицина – 2023
3. Драгомилов А.Г. Биология: 8 класс учебник / А.Г. Драгомилов, Р.Д Маш. 8-е изд., стереотип. - М.: Вентана-Граф, 2020. - 302 с.
4. Дубынин В. Вестибулярная система. / Дубынин В.// Физиология мозга – 2017
5. Медведева Л.А. Зачем нам дофамины и как повысить их уровень/
6. Щербак А. С. Музыка и ее роль в учебно-воспитательном процессе на занятиях по хореографии/ А.С. Щербак // Хореография – 2019