ВВЕДЕНИЕ
4 года назад я сделал мою первую научную работу «Мой мозг – моя Вселенная», в которой я рассказал, что сегодня в мире одной из самых популярных тем в науке является изучение мозга. В эту область знаний вкладываются огромные суммы денег. И привлекаются ученые из разных областей: физики, биологии, математики, медицины, лингвистики и других. Лидирующие позиции в изучение мозга занимают страны Европы, Америка, Китай. Для изучения мозга создаются специальные научно-исследовательские центры по всему миру. Так, в Российской Федерации есть Институт мозга человека в Санкт-Петербурге, который является составной частью Академии наук. Почему же так популярно это направление в науке?
Один из ответов на этот вопрос: Воздействуя на мозг, можно «перенастраивать» человека, влиять на его восприятие действительности, поведение и даже его тело, так как мозг является главным командным пунктом в организме.
И тут встает еще 2 вопроса:
Как это можно делать?
В каких сферах жизни это применяется?
Цель работы – изучить возможность влияния на поведение человека, как это можно использовать во благо жизнедеятельности.
Задачи:
1. Формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью.
2. Получить первоначальные представления способах воздействия на поведение и эмоции человека через органы чувств.
3. Научится определять когда, кто и с какой целью на тебя воздействует через органы чувств .
4. Научиться принимать учебную задачу, понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих знаний.
Методы работы:
- изучение литературы
- просмотр статей ученых
- обобщение и систематизация полученных знаний
- осмотр и сравнение действующих магазинов разных торговых марок.
Гипотеза: правда ли, что существует возможность влияние на человека дистанционно, возможно даже без его уведомления?
Объект исследования: поведение человека и эмоции
Предмет исследования: способы воздействия торговых сетей на человека с помощью органов чувств
Работа посвящена одному из основных направлений в современной науке - изучению мозга и нейромаркетингу. Этим обуславливается актуальность работы.
Новизна работы состоит в сочетании теоретических знаний и практических выводов на личном примере, как происходит воздействие на поведение и эмоции человека.
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ И ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА.
Влияние органов чувств на восприятие человеком мира
Известно, что вся информация из внешнего мира поступает в мозг человека через органы чувств: глаза, уши, нос, язык и кожи. Но все характеристики, которые мы даем внешнему миру, находятся только внутри нашей головы. Во внешнем мире нет ни зеленого, ни красного, ни сладкого, ни холодного. И уж точно там нет ничего самого по себе прекрасного или отвратительного. Мир состоит из атомов и молекул, живущих по своим собственным законам. Но наш мозг, воспринимая их, воссоздает образ мира, который мы воспринимаем и которым пользуемся, чтобы ходить, есть, отдыхать и говорить. Как именно передается информация в мозг показано на иллюстрации 1 в Приложении 2.
Таким образом, человек прекрасно существует в этом мире: видит, слышит, чувствует и думает.
В своей работе я хочу рассмотреть воздействие только трех чувств на поведение человека, а именно обоняния, слуха и зрения. Почему именно эти чувства? Потому что они являются наиболее древними. Воздействие на них возможно без непосредственного участия человека, минуя осознанное восприятие и даже на расстоянии. Чтобы человек что-то увидел, услышал и унюхал, вовсе не обязательно подходить к нему, разговаривать, давать что-то попробовать или потрогать. Воздействие на эти органы чувств происходят дистанционно, и человек может даже не замечать этого. Однако определенные запахи, цвета и звуки вызывают конкретные действия и изменения в поведении человека. [9]
1.1.1. ОБОНЯНИЕ — одно из наиболее сильных чувств в животном мире. Слепые и плохослышащие новорожденные животные опираются именно на этот информационный канал, так они находят свою мать и успокаиваются в присутствии ее запаха, даже если не касаются ее. Некоторые животные чувствуют запахи друг друга на очень больших расстояниях и даже в воде. Это базовое чувство первым появляется у новорожденного человека. И хотя по современным исследованиям через обоняние в мозг поступает лишь 5% информации, запахи оказывают непосредственное влияние на наше настроение, вызывают различные ассоциации, навевают воспоминания. А в своем выборе мы намного чаще руководствуемся не умом, а носом. Из всех чувств, которые имеются у человека, именно обоняние быстрее всего реагирует и передаёт в головной мозг сигналы.[3]
Механизм распознавания запахов довольно сложен. «Нам только кажется, что мы нюхаем с помощью носа, но это – все равно, что сказать, что мы слышим мочками ушей», – уверяет Гордон Шеферд, профессор неврологии Йельского университета. Сам по себе нос нужен лишь для того, чтобы вдохнуть воздух. Вместе с его потоками молекулы пахучего вещества (одоранты) попадают на поверхность обонятельного эпителия, покрытого слоем слизи. Тот, в свою очередь, состоит из нейросенсорных клеток, реагирующих на присутствие запаха. Они посылают импульс в разные области мозга. В результате происходит осознание запаха, его распознавание и запоминание.Давно известно, что обонятельный импульс доходит до мозга намного быстрее, чем болевой и что в человеческом мозге отделы, которые обеспечивают восприятие запахов, тесно связаны с зонами, ответственными за возникновение эмоций. Это говорит о том, что при восприятии запаха могут зарождаться как положительные, так и отрицательные эмоции, воспоминания и ассоциации.[2]
Таким же образом, приятные запахи («розовая» вода, ванилин) способствуют улучшению самочувствия человека, а неприятные могут оказывать угнетающее влияние, вызывать различные отрицательные реакции вплоть до тошноты, рвоты и обморока (от сероводорода, бензина). Они способны изменять температуру кожи, вызывать отвращение к пище или отказ от нее, обострять чувствительность нервной системы, вести к подавленности.
Уже советскими физиологами было установлено, что запахи могут вызывать разнообразные реакции в функции внешнего дыхания, изменять его ритм, действовать на возбудимость мышц и нервную систему.
Как различные запахи влияют на наше настроение показано на Иллюстрации 2 в Приложении 2.
1.1.2. СЛУХ – способность воспринимать звуки также очень важен для воздействия. С его помощью доставляется 15% информации. Ухо является невероятно сложной системой и состоит из нескольких отделов; оно улавливает звуки из окружающего мира, усиливает их, преобразует в сигнал, понятный нейронам, и отправляет в мозг.
Психоаккустика – наука, изучающая психические и физиологические особенности восприятия человеком звуков. Это недавно возникшее направление изучает потенциал человека, позволяющий радикально изменить его поведение, применяя воздействие различных звуков, речи, музыки. Исследования показали, что человеческий мозг по разному влияет на звуки разной частоты, громкости, различные ритмы и тембры звучания инструментов. Используя эти особенности можно ввести человека в определенное состояние. Воздействие можно осуществлять в любом месте, в том числе о общественном – магазин, сервисный центр и прочее, и добиться на подсознательном уровне позитивного эффекта, когда человек будет ощущать комфортное состояние и ему вновь захочется прийти в это место.[5]
Мелодии по-разному действуют на психику человека. Одни будоражат, заряжают энергией, прибавляют легкости, расслабляют и приносят удовольствие. Другие подавляют, раздражают, загромождают звуками и хаосом.
По заверениям исследователей, именно музыка Моцарта обладает целебными и терапевтическими свойствами. Ученые проводили эксперимент, при котором давали испытуемым слушать различные мелодии. Только при прослушивании произведений Моцарта активизировалась вся область коры головного мозга, тогда как от других песен всего один или несколько ее отделов. Существует много работ на тему лечебного эффекта произведений этого классика.[7]
Хорошо известно, что звуки природы очень полезны, а особенно для людей, живущих в крупных городах. Природа дает нам огромный заряд энергии, придает больше духовных и физических сил и творческого потенциала, отвлекает от тяжелых мыслей повседневной суеты.[8]
1.1.3.ЗРЕНИЕ — способность человека воспринимать информацию путём преобразования электромагнитного излучения светового диапазона, осуществляемая зрительной системой. В современном мире оно считается основным источником получения информации. До 80% информации поступает в мозг через глаза.
Цвет — это результат химической реакции, протекающей в фоторецепторах наших глаз. Электромагнитные волны распространяются в пространстве от источника возмущения магнитного поля, а затем воздействуют на зрительные пигменты красного, синего и зеленого цвета. Сигнал поступает в мозг, и окружающий мир приобретает краски.[3]
Хромология – наука о световосприятии, изучающая воздействие цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние человека и его самочувствие.
Человек, так или иначе, постоянно реагирует на цветовые сочетания исходя из опыта Предшествующих поколений. Красный цвет исторически принято ассоциировать с любовью, радостью, опасностью. Синий цвет — с понятием мудрости, знания. Цвета сильно воздействуют на мысли и чувства людей. Влияние цветов на восприятие человека и его психическое состояние изучал М. Люшер. Он вывел следующую закономерность: под воздействием цветовых ощущений в подсознании человека формируется набор понятий, вызывающих определенные изменения в поведении человека.
Цвета даже могут снижать болевые ощущения. Так, авторы исследования, сначала показывали людям несколько цветов, а затем смотрели, как подействуют небольшие удары тока одинаковой интенсивности. Оказалось, что ощущения были неприятнее, если перед этим человек смотрел на красный цвет, а синий, зелёный и белый цвета смогли снизить чувствительность.
Цветотерапия (хромотерапия) — метод нетрадиционной медицины, воздействие разнообразно окрашенным светом на человека с целью его излечения.
Остановлюсь на конкретных цветах и их терапевтических эффектах.
Красный цвет проникает особенно глубоко в ткани. Он стимулирует нервную систему, обладает антидепрессивным действием, борется с апатией и хронической усталостью.
Стимулирует выделение гонадотропных гормонов гипофизом, повышает функцию яичников, сексуальную активность и потенцию. Так что, любители красного нижнего белья, вы совершенно правы и продолжайте в том же духе! Кроме того обладает мощным противовоспалительным действием, ускоряет заживление ран, повышает иммунитет и уровень гемоглобина в крови. Уменьшает застойные явления и отеки, повышает аппетит, регулирует деятельность печени, почек и надпочечников. Повышает артериальное давление. Так что, гипотоники, это ваш выбор!
Оранжевый цвет близок по лечебным эффектам к красному, но действует мягче. Способствует уменьшению усталости, депрессии, снимает ощущение тревоги и страха. Не даром буддисты носят оранжевую робу, ведь в ней так просто перестать тревожиться о завтрашнем дне! Он также улучшает аппетит, нормализует деятельность кишечника, почек и мочевого пузыря. Хорошо регулирует функцию поджелудочной железы, оказывает желчегонное действие. Кроме того, благотворно действует на щитовидную железу, половые железы и простату. Мужчины, возьмите на заметку! Может быть, красные трусы покажутся вам перебором, но к оранжевым рекомендую присмотреться!
Увеличивает частоту и силу сердечных сокращений, но давление не повышает. Можно использовать гипертоникам. Применяется при заболеваниях дыхательного тракта, оказывает отхаркивающее действие и расширяет бронхи. Полезен курильщикам и при астме. Кроме, того повышает умственную и физическую работоспособность, ускоряет заживление ран, укрепляет кости и мышцы. Да, неспроста все-таки, роба саньясинов именно этого цвета…
Желтый цвет способствует стимуляции мыслительных функций, улучшает кратковременную память, помогает быстро усваивать информацию, способствует концентрации. Оказывает психостимулирующее и антидепрессивное действие
Кроме того, желтый цвет уравновешивает процессы возбуждения и торможения в нервной системе и нормализует процессы межполушарного взаимодействия, то есть облегчает функционирования правого полушария, ответственного за творчество и нестандартные подходы к решению проблем.
Стабилизирует вегетативную нервную систему, полезен при вегето-сосудистой дистонии. Снижает давление, но только если оно повышено.Нормализует сексуальные проблемы.
Желтый цвет благоприятен для сетчатки, тонизирует мышцы и лимфатическую систему, борется с застойными явлениями, оказывает желчегонный эффект.
Зеленый цвет действует по другому. Он оказывает успокаивающее действие. Повышает умственную и физическую работоспособность. Весьма полезен при нейроциркуляторной дистонии, повышенной возбудимости и частых головных болях. Стабилизирует вегетативную нервную систему, улучшает состояние сердечно-сосудистой системы, замедляет пульс и немного снижает давление. Благоприятно действует на кости, мышцы и связки, имеет противомикробный эффект. Полезен для глаз, применяется при близорукости, болезнях сетчатки и зрительного нерва. Наиболее широко зеленый цвет используется при кожной патологии (нейродермитах, псориазе) Оказывает противоаллергическое действие, снимает спазм сосудов. Приносит пользу при варикозе и тромбофлебитах.
Голубой цвет хорошо успокаивает, помогает при стрессах и эмоциональных перегрузках. Способствует засыпанию и расслабляет мышцы. Этот цвет очень полезен для щитовидной железы. Благотворно влияет на иммунитет. Что касается его эффектов на внутренние органы, то он противоположен красному и оранжевому цветам. Снижает аппетит и секрецию пищеварительных желез. Замедляет моторику кишечника, поэтому полезен при хронических поносах. Замедляет пульс и снижает давление.
Синий цвет обладает сильным болеутоляющим действием, полезен при мигрени и болях другого происхождения, в тои числе психосоматических. Синий свет поглощается билирубином и переводит его в нетоксичную форму. Желтуху новорожденных лечат именно синим цветом. Вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает психоэмоциональное напряжение, улучшает работоспособность. Снижает артериальное давление, успокаивает дыхание. Так же снижает аппетит, полезен при переедании или «заедании тревоги». Облегчает течение заболеваний эндокринной системы. Но с синим цветом нужно быть осторожным. Синий цвет при длительном применении может вызвать апатию, заторможенность, сонливость, что иногда наблюдается у пациентов со скрытой депрессией. Но этот нежелательный эффект можно устранить дополнительным применением жёлтого цвета.
Фиолетовый цвет обладает сильным тормозящим эффектом, замедляет ЧСС, снижает мышечную активность, хорошо расслабляет. Поэтому он показан при физическом и умственном переутомлении, хронической усталости. Также оказывает обезболивающее действие, помогает при мигренях. Нормализует деятельность нервной системы, межполушарное взаимодействие. За счет этого повышает творческую активность и интуицию. Благотворно действует на иммунитет.
В наши дни психофизиологическое воздействие света с разной длиной волны хорошо исследовано учеными. Терапией цветом, или хромотерапией, занимаются разделы физиотерапии и психологии. Существуют специально устроенные комнаты , где на пациента воздействуют тем или иным цветом определенное время. Часто хромотерапия применяется в СПА-капсуле.[10]
1.2. СФЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Итак, возвращаясь к первому вопросу : Как воздействовать на мозг человека, чтобы влиять на его восприятие действительности и поведение? После изученного материала становится понятным, что с помощью воздействия запахов, звуков и цветов можно дистанционно изменить эмоции людей, сподвигнуть его на заранее рассчитанные действия или получить определенную реакцию тела человека.[11]
Теперь хочется перейти ко второму вопросу: В каких сферах жизни это можно использовать? Ответ очевиден – во всех сферах, где идет взаимодействие с человеком.
Я составил таблицу, где описал, как можно использовать влияние запахов, звуков и цветов в разных направлениях деятельности людей.(см Приложение 1 Таблица 1)
1.3. НЕЙРОМАРКЕТИНГ.
Отдельно за пределы этой таблицы я хочу вынести еще одну сферу применения этих чувств – маркетинг. Маркетинг – это деятельность, направленная на создание, продвижение и продажи товаров и услуг покупателям и управление взаимоотношений с ними для получения прибыли предприятия. В современном мире большой конкуренции много усилий приходится тратить на привлечение покупателей своих товаров и услуг. И в этом как раз помогают знания о влиянии на поведение человека через его чувства. Существует специальное направление – нейромаркетинг. Нейромаркетинг оказывает влияние на все пять органов чувств покупателя через запахи, звук и цвет. И это открывает новые возможности в организации продаж, ведении переговоров и выстраивании отношений с клиентами.
Сила запаха.
Запахи оказывают непосредственное влияние на наше настроение, вызывают различные ассоциации, навевают воспоминания. А в своем выборе мы намного чаще руководствуемся не умом, а носом. Согласно исследованиям, 70% людей именно по запаху судят о таких качествах товара как: свежесть, изысканность и даже… мощность.
Если бизнес связан с розничной торговлей или сферой обслуживания, то следующие ароматы, которые можно использовать для привлечения и удержания клиентов и повышения продаж приведены (см Приложении 3,4. )
Успешный опыт применения нейромаркетинга в крупных компаниях приведен в Приложении 4.
Влияние запаха можно использовать не только в продажах, но и для проведения успешных переговоров. Так, запах розы прибавляет сговорчивости, мята пробуждает, ландыш расслабляет, апельсин стимулирует к принятию решения, а лимон вызывает агрессивность.[12]
Сила цвета.
Правильно подобранное цветовое решение интерьера способствует увеличению активности покупателей в магазине и производительности сотрудников в офисе. Каждый цвет оказывает свое влияние и вызывает определенные ассоциации. 66% нашего внимания мы уделяем именно цвету, поэтому влияние цвета можно эффективно использовать в создании фирменного стиля компании для успешного позиционирования компании на рынке. Цвета, которые можно использовать для привлечения и удержания клиентов и повышения продаж приведены в Приложении 3.
Оптимальное звучание.
Не менее эффективно, чем воздействие цвета и запаха, можно использовать в продажах и влияние звука.Размеренные мелодии (около 60 тактов в минуту) стимулируют импульсные покупки и лучше всего подходит для магазинов средней и высокой ценовой категории, клиенты которых могут себе позволить незапланированные расходы. Для звучания в недорогих магазинах лучше выбирать энергичную музыку (90-110 тактов в минуту): она заставляет покупателей двигаться активнее и быстрее принимать решение о покупке. При составлении музыкальной программы важно учитывать возрастные категории покупателей и их предпочтения[14].
Результаты исследования компании OMI показали, что 19% российских покупателей не могут находиться в магазине с громкой музыкой.
Молодежь (16 – 24 года) более лояльна к музыкальному фону, но только не отечественного производства.[13]
Люди же с высшим образованием стараются избегать магазинов с навязчивым звуковым сопровождением.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. СРАВНЕНИЕ МАГАЗИНОВ С ТОВАРАМИ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ
Узнав о существовании нейромаркетинга, я стал анализировать, а применяется ли это в реальных магазинах нашего города. Я решил на себе лично проверить как это работает
Конечно, я был в магазинах непродовольственных товаров, где очень приятно находится и хочется туда вернуться, к примеру магазин Kucheland, или бутик часов Rolex. Теперь зная о нейромаркетинге, я точно могу сказать, что в этих магазинах его используют: и ароматы, и освещение, и определенные цветовые гаммы торгового оборудования и даже специальную красивую размеренную музыку.
Но для этого исследования я решил взять магазины, где продаются товары первой необходимости, такие как продукты, бытовая химия, товары для дома. Я выбрал следующие магазины: магазин Пятерочка, Перекресток, гипермаркет Лента, гипермаркет Ашан, гипермаркет Теорема. Я намеренно взял для исследования разные форматы магазинов, чтобы лучше проследить разницу в их работе.(Приложение 6 фото)
Я посетил эти магазины и «пронюхал», «послушал» и «увидел» как они работают. Сразу оговорюсь, я не стал сравнивать эти магазины по ценам на товары, это не входило в мое исследование. По результатам моего посещения я составил таблицу.(см Приложение 4,5 таблица 2)
По итогам этой таблицы я составил свой собственный рейтинг этих магазинов:
Теорема, 2. Лента, 3. Ашан, 4. Перекресток, 5. Пятерочка
Вывод: во всех магазинах используется в той или иной степени нейромаркетинг. На разных людей он действует по разному в зависимости от целевой аудитории. Мне больше всего понравилось в Теореме и в Ленте (но там меня смущает навязчивое звуковое сопровождение), чуть менее - Ашан. Пятерочка – магазин для совершения быстрых покупок. Перекресток не оставил особых впечатлений. Фото магазинов приведены в Приложении 6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Я провел большую работу по изучению возможности влияния на поведение человека и понял, что это издавна успешно применяется во всех сферах жизнедеятельности, начиная с лечения организма и заканчивая современным нейромаркетингом. Цель моей работы достигнута.
В ходе написания работы все поставленные задачи решены.
Гипотеза о том, что существует возможность влияние на человека дистанционно, возможно даже без его уведомления, полностью подтвердилась. На человека оказывается влияние как на его благо – лечение, дизайн, искусство, обучение, так и с корыстными целями, чтобы получить от человека максимум производительности труда и материальных ресурсов – применение в трудовой деятельности и нейромаркетинг.
Делаю вывод о том, что темы возможного влияния на поведение человека обязательно нужно изучать, чтобы :
во-первых, самому знать, как привести себя в определенное состояние и возможно самому нужным способом воздействовать на людей;
во-вторых, не попасться на уловки тех субъектов, которые с корыстными целями используют эти знания.
Список использованной литературы:
Ссылки на источники:
https://zdr.ru/encyclopedia/obonyanie/
https://praktik-dietolog.ru/
https://special.theoryandpractice.ru/aroma
https://marketolog.mts.ru/blog/psihologiya-tsveta-v-marketinge-kak-tsvet-vliyaet-na-prodazhi
https://mindspace.ru/aromagiya-biznesa-vliyanie-czveta-zvuka-i-zapaha-v-prodazhah/
https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2017/01/30/izuchenie-osobennostey-vospriyatiya
https://psy.wikireading.ru/24224
https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкотерапия
https://ponervam.ru/cvetoterapiya.html
https://pharmedu.ru/publication/osobennosti-vospriyatiya-cveta
https://studfile.net/preview/1825562/page:5/
Бобылева М.П. Рекламный менеджмент. - М.: Инфра-М, 2006.-334с.
Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. - М.: Фаир-Пресс, 2001. - 624с.
Батра Р., Майерс Д.Д., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент: Пер. с англ. - 5-е изд. - М.: СПб., 2004. - 784 с
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица1: Влияние запахов, цвета и звуков на сферы деятельности человека
Сфера деятельности |
Влияние запахов |
Влияние звуков |
Влияние цвета |
Лечение, здравоохранение |
Ароматерапия |
Музыкотерапия |
Цветотерапия |
Дизайн интерьера |
Создаются ароматы для дома - для отдыха и комфорта, также для офисных пространств – с целью поднятия работоспособности сотрудников. |
Устанавливается звукоизоляция помещений. Также музыка для дома и офиса. |
Цвет является самым мощным элементом дизайна интерьера.Оноказывает существенное влияние на настроение и работоспособность. В одной и той же комнате можно испытывать ощущение уюта или дискомфорта в зависимости от ее окраски. Поэтому цветовое решение может (и должно) изменяться в зависимости от назначения помещения. |
Индустрия моды |
Создание парфюма, который одевает человек в зависимости от настроения и чтобы произвести впечатление на других людей. |
Использование специальной музыки на показах мод и в магазинах одежды для стимулирования продаж |
Создание «модных цветов» в одежде. Влияние цвета одежды на состояние и эмоции человека, одетого в нее, а так же на собеседников. |
Обучение |
Использование запахов для концентрации внимания и стимулирования памяти (лимон, роза, мята, эвкалипт) |
Создана специальная музыка, позволяющая концентрировать внимание. Доказан «эффект Моцарта». Прослушиваниебыстрой и жизнерадостной музыки лучше способствует решению пространственных задач. Лучше прослушать 10-15 мин. любимую музыку до начала учебы, чтобы мозг активизировался. А далее отключить и сосредоточится на учебе. |
Обучение проходит в помещениях , выкрашенных в разные тона в зависимости от вида деятельности. Для концентрации – зеленый цвет, для настроения – оранжевый, для высокоинтеллектуальной работы – синий и голубой. Интересно, что для мальчиков и девочек нужны разные условия. |
Трудовая деятельность |
Применение ароматов для создания благоприятной атмосферы на рабочем месте для сотрудников, а так же для привлечения клиентов. Списки офисных ароматов для сотрудников и клиентов я привел в Приложении 2. |
То же, что и с обучением. В физической работе быстрая позитивная музыка помогает активизироваться. Есть такая поговорка: «Нам песня строить и жить помогает». |
Основная задача при выборе цветовой гаммы для отделки офиса – визуально увеличить пространство, нивелировать помехи от разговоров сотрудников/клиентов, постоянного движения, шума оргтехники. Такое способны дать холодные светлые тона – водно-зеленые, голубые, серо-голубые, жемчужные и нейтральный коричневый с белыми и черными деталями. Пастельные тона снизят утомляемость персонала. Но в креативных студияхнасыщенные оттенки даже приветствуются. |
Искусство |
Развитие обонятельного исскуства. В лучших музеях мира открывают инсталляции и скульптуры, где аромат играет основную роль. К примеру, в Москве ароматами дополняют выставки в Музее Русского Импрессионизма. |
Написание музыкальных произведений. Игра на музыкальных инструментах. Балет и опера. Музыкальные концерты. |
Написание картин и создание предметов прикладного искусства, способных вызвать разные эмоции людей. К примеру, картины абстракционистов, даже без четко прорисованных деталей вызывают много эмоций. А уж картины импрессионистов своим буйством красок вообще будоражат сознание. |
Развлечения |
Понятно, что звуки, цвета и запахи всегда используют в индустрии развлечений для усиления эмоций развлекающихся. Открытием для меня стали – аромодискотеки, специальный вид дискотек, куда специально приходят люди для намеренного ощущения воздействия всех трех рассматриваемых нами ощущений. В процессе арома шоу, смешивая натуральные ароматы, такие как ладан, дерево, фрукты, листья, кристаллы, эфирные масла, корни и травы, настоящие феромоны, создаются необыкновенные ароматические спецэффекты и неповторимую атмосферу удовольствия, а так же чувство полного растворения в запахе, цвете и музыке. |
Приложение 2 Рис 1 Как именно передается информация в мозг
Рис 2 Влияние запахов на мозг
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
НЕЙРОМАРКЕТИНГ.
Таблица 2 Ароматы, которые можно использовать для привлечения и удержания клиентов и повышения продаж
Продуктовый магазин |
запахи огурца, арбуза или свежей выпечки. |
Магазин женской одежды |
ароматы ванили, лаванды, цитруса, мяты и сандалового дерева. |
Магазин мужской одежды |
запах натуральной кожи и древесно-цитрусовые ароматы |
Мебельные магазины |
запахи каппучино, домашнего печенья и дыни |
Детские магазины |
предпочтительны легкие и сладковатые ароматы |
Магазин бытовой химии |
оптимальны “свежие” фруктовые, цветочные и хвойные запахи |
Книжные магазины и магазины подарков |
ароматы мандарина, шоколада и сандалового дерева. |
Кафе, бары, кондитерские |
ароматы кофе, манго, шоколада и кокосового ликера. |
Медицинские клиники |
ароматы ванили и розы |
Салоны красоты |
ароматы лимона и мандарина, кокоса и свежих цветов |
Таблица 3 Цвета, которые можно использовать для привлечения и удержания клиентов и повышения продаж:
Белый |
ощущение безупречности, простоты и чистоты |
Желтый |
цвет открытости и общительности, способствует принятию новых идей. Именно этот цвет обрабатывается нашим глазом в первую очередь |
Зеленый |
успокаивает, уравновешивает и меньше других цветов утомляет глаза |
Коричневый |
вызывает ощущение стабильности |
Оранжевый |
жизнерадостный цвет, создающий ощущение благополучия и “стирающий” негативные эмоции |
Красный |
побуждает к активному действию и придает уверенность |
Розовый |
цвет радости и любви, делает нас более внимательными и чуткими |
Синий |
успокаивает и снижает аппетит |
Фиолетовый |
несет ощущение таинственности, считается цветом магии и является одним из самых тяжелых для восприятия |
Приложение 4 Успешный опыт применения нейромаркетинга в крупных компаниях
Компания Nike ароматизировала запахом свежей травы и колы один из торговых залов. Другой зал, с тем же ассортиментом и расположением обуви, не имел никакого запаха. В зале, оказавшемся под влиянием “запаха стадиона”, было продано на 80% больше обуви.
Мегамаркеты Auchan во Франции ароматизировали кондитерские отделы запахом рождественского пудинга и шоколада. Под влиянием этого запаха продажи выросли на 60%.
Компания Tchibo установила автоматы, распространяющие запах свежемолотого кофе, перед входом в свои магазины в Австрии и Германии. Число посетителей увеличилось на 72-134%.
В сети магазинов Wallmart в США распыление ароматов хвои и мандаринов во время рождественских распродаж дало рост прибыли на 22%.
Приложение 5
Таблица 4 Результаты исследования
Магазин |
Запахи |
Звуковое сопровождение |
Цвета |
Впечатления |
Пятерочка |
Не почувствовал определенных запахов |
Играет быстрая, современная, радостная музыка |
Входная группа – красный, зеленый и белый – основные цвета бренда- стимулируют на быстрое помещение магазина большим количеством покупателей. Овощи и фрукты выложены на зеленом фоне, мясные и рыбные продукты – на красном фоне, замороженные продукты на голубом, хлеб, каши и разная бакалея – на желто-коричневом. Основные стены – светло зеленого. Кассы – красные. Магазин маленького размера, поэтому от разнообразия цветов магазин кажется очень пестрым. |
Захотелось быстро взять только самые необходимые товары и побыстрее уйти. |
Перекресток |
Особых не почувствовал |
Не быстрая но ритмичная музыка |
Входная группа, все стены в магазине, кассы и даже указатели окрашены зеленым цветом, яркими пятнами кажутся только желтые стойки акционных товаров и оранжевые фрукты на входе. |
Хочется спокойно походить по магазину, выбрать товары. Но немного скучновато. |
Лента |
Местами пахнет свежестью моющих средств |
Радостная современная музыка, очень много звуковой рекламы акционных товаров, что немного отвлекает и постоянно звучит «Лента» после определенного звукового сигнала |
Входная группа ярко желтая с синим. Стены внутри белые, но есть четкое цветовое зонирование по отделам, хот они все находятся в одном пространстве. Товары для дома и одежда – голубой. Овощи и фрукты-зеленый, рыба – голубой, мясо – красный, готовая еда – оранжевый, молочная продукция-бежевый, замороженная продукция – голубой, хлеб – светлокоричневый. Кассы – синего цвета. |
Понравилось находится в магазине – светло, понятно, где и что находится. Но громкая звуковая реклама утомляет |
Ашан |
Почувствовал запах вкусной еды рядом с зоной кафетерия внутри магазина |
Радостная ритмичная музыка |
Красная с зеленым большая вывеска у входа в магазин внутри комплекса. Зонирование внутри точно в тех же цветах, что и в Ленте. |
В Ленте мне больше понравилось, но здесь мне определенно захотелось кушать. Видимо из-за запаха еды и наличия кафетерия в магазине. |
Теорема |
Есть единый аромат зала – я почувствовал цитрус, ваниль, корица, запах свежести. |
Спокойная, но ритмичная музыка |
Магазин создает впечатление сочетания двух цветов – темно серого и оранжевого. Нет «дешевого» буйства красок. Голубым выделена детская зона. Хлеб – на коричневом фоне |
Очень приятно находится в стильном магазине, хочется походить, рассмотреть товары, повыбирать. Несколько разных инсталляций. Определенно хочу вернуться сюда. |
ПРИЛОЖЕНИЕ6
ПЯТЕРОЧКА
П ЕРЕКРЕСТОК
Ашан
ЛЕНТА