Современное экологическое состояние Волги на территории г. Ярославля

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Современное экологическое состояние Волги на территории г. Ярославля

Курапина М.О. 1
1МОУ "Средняя школа №21" г. Ярославля
Кондратенко И.Е. 1
1МОУ "Средняя школа № 21" г. Ярославля
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Современное экологическое состояние Волги

на территории г. Ярославля»

Проект: практико - ориентированный

«Да что ж это, братцы, такое?
Мертвеет живая вода.
Беда ведь не только с рекою,
А с нами со всеми беда»

Николай Палькин

ВВЕДЕНИЕ

Одной из крупных рек России является Волга. В общем списке по длине всех российских рек Волга занимает шестое место, а 16 место — среди всех рек Земли. Эта удивительная река начинается на Валдайской возвышенности у деревушки Волго-Верховье в Тверской области, протекает с запада от Валдайской и Среднерусской возвышенностей до самого Урала, по четырнадцати областям нашей страны и впадает в Каспийское море(что является внутренним стоком, так как её воды не попадают в Мировой океан) У Волги двести больших притоков и около 151000 ручьёв и мелких речушек, благодаря которым река набирает мощь и силу, превращаясь в могучую реку [3, с.12, см. приложение, фото2].

У бассейна крупнейшей реки разместились более шестидесяти больших городов, каждый из которых имеет свою уникальную историю, свои культурные ценности и неповторимые достопримечальности и является довольно значимым как для своих регионов, так и для страны в целом.

Велико и историческое значение нашей могучей реки: ученые считают, что Волге около 5 миллионов лет, в древние времена ее исток находился на Урале, но по окончании ледникового периода у реки возникло новое русло; греческий астроном и географ, живший в середине второго века до н.э. Клавдий Птолемей в своем труде «Географическое руководство» описал расположение Волги, дал ей название Ра, что в переводе с греческого означает «щедрая», а Тюркские народы называли Волгу Итиль, в переводе название означает «река», можно проследить в финно-угорских языках сходные корни, означающие «белая», «светлая, а славянская версия указывает на очень древнюю связь слов «Волга» и «влага»; самым древним из русских городов, расположенных на берегах Волги, является Углич, основанный в 937 году Яном Плесковитичем, советником и родственником княгини Ольги [15].

В настоящее время значение реки неоценимо: это - источник пресной воды для населения России, это - источник водоснабжения сельскохозяйственных объектов, заводов, фабрик и иных промышленных предприятий, это – активно используемы торговый путь, это – источник гидроэнергии, это – акватория для туризма и отдыха. И, безусловно, красота Волги во все времена является источником вдохновения для русского народа.

1.2 АКТУАЛЬНОСТЬ

Я выбрала эту тему, так как тема проблема пресной воды и её состояния в реках мне близка, я живу в непосредственной близости реки Волга, в микрорайоне «Речной порт» города Ярославля [см. приложение, фото 7 - 13]. С раннего детства часто гуляя по берегу Волги замечала, что вода реки недостаточно чистая, на поверхности покрыта нефтяными пятнами, дно илом, а берега засорены бытовым мусором [см. приложение, фото 14 - 18]. Мне небезразлично состояние флоры и фауны реки и состав воды, так как Волга является одной из красивейших русских рек и служит источником пресной воды, а также вдохновения для русского народа. Стараюсь участвовать в экологических акциях, квестах, конкурсах [см. приложение фото 3 - 6].

1.3 ГИПОТЕЗА

Человеку жизненно необходима пресная вода, но он активно участвует в её загрязнении. Чтобы люди понимали необходимость сохранения чистой воды и участвовали в экологических мероприятиях, необходимо формировать «правильное» мышление, начиная с детства.

1.4 ЦЕЛЬ

Изучение проблемы современного экологического состояния реки Волги на территории г. Ярославля и формирование основ экологической культуры у подрастающего поколения.

1.5 ЗАДАЧИ

Изучить научно-популярную литературу и интернет-источники о Волге;

Дать общую характеристику возможностей реки;

Выявить факторы, влияющие на загрязнение воды в реке Волге;

Оценить экологическое состояние реки Волги;

Выявить направления, способствующие улучшению состояния реки.

Разработать анимационные материалы, способствующие бережному отношению к великой русской реке Волге.

1.6 ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Формирование «экологического» мышления у подрастающего поколения через просмотр пропагандирующих видеоролики.

1.7 УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Дошкольники ДОУ «Детский сад № 26», школьники младшего и среднего звена МОУ «Средняя школа № 21 имени А.М. Достоевского»

1.8 ПРОДУКТ

Пропагандирующие видеоролики, созданные автором.

1.9 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь2022 года)

2 этап – реализационный (октябрь 2022 года – март 2023 года)

3 этап - итоговый (март 2023 года)

1.10 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Подготовительный этап

Выбор руководителя проекта

Сентябрь, 2022

Курапина М.О., Кондратенко И.Е.

Выбор темы проекта

Сентябрь, 2022

Курапина М.О.,

Кондратенко И.Е.

Подбор и изучение методической литературы

Октябрь, 2022

Курапина М.О., Кондратенко И.Е.

Разработка проекта

Ноябрь, 2022

Курапина М.О.,

Кондратенко И.Е.

Реализационный

Выявление факторов, влияющих на состояние Волги

Декабрь, 2022

Курапина М.О., Кондратенко И.Е.

Анализ причин, влияющие на загрязнение воды

Декабрь, 2022

Курапина М.О., Кондратенко И.Е.

Выявление направлений, способствующие улучшению состояния реки

Декабрь, 2022

Курапина М.О., Кондратенко И.Е.

Создание мультфильмов, пропагандирующих бережное отношение к пресной воде реки Волга

Декабрь, 2022 – январь, 2023

Курапина М.О., Кондратенко И.Е.

Представление видеороликов подрастающему поколению

Февраль, 2023

Курапина М.О., Кондратенко И.Е.

Редактирование проекта

Реализационный этап

Курапина М.О.,

Кондратенко И.Е.

Итоговый

Защита проекта

В соответствии со сроками комиссии

Курапина М.О.,

Кондратенко И.Е.

Анализ: подведение итоговых результатов проекта

Март – апрель, 2023

Курапина М.О.,

Кондратенко И.Е.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Характеристика возможностей реки Волги

Издавна люди селились на берегах рек и других пресных водоемов, так как это прежде всего источник питьевой воды и орошения сельскохозяйственных угодий. Для такого использования водоемов идеально подходила река Волга. Позднее река превратилась в торговый путь.

В настоящее время на всем протяжении русла построены разнообразные населенные пункты, но возможности не ограничиваются только бытовыми и торговыми возможностями.

Хозяйственные возможности Волги в настоящее время

Потребности человека за тысячелетия не изменились, по-прежнему пресная вода необходима людям, как питьевой источник и промысловый ресурс для ловли рыбы, но в то же время, запросы человека возросли, так как вода широко используется в бытовых целях. В настоящее время вода необходима и для обогрева жилья, и для удовлетворения естественных физиологических потребностей. Река является источником водоснабжения сельскохозяйственных объектов.

Волга – транспортная магистраль

Хотя в настоящее время для транспортировки и появились новые современные возможности (железнодорожный и воздушный транспорт), Волга остается актуальным транспортным путем, по которому удобно сплавлять тяжелые грузы: нефть и нефтепродукты, гравий, уголь, металл, пиломатериалы, лес, минерально-строительные грузы и промышленные материалы.

Промышленное использование воды

В настоящее время речную воду активно использует большинство производственных предприятий, расположенных в крупных городах. Например, с её помощью производится охлаждение реакторов на Балаковской АЭС. В городе Ярославле некоторые предприятия находятся в непосредственной близости от берега (например, Ярославский шинный завод). Волга выступает резервуаром для сточных вод и канализации. В эксплуатационной зоне реализована полная раздельная система для сбора хозяйственных, производственных, бытовых и дождевых стоков по канализационным коллекторам. Между городами Тверь и Рыбинск на Волге созданы так называемое Московское море (на самом деле Иваньковское водохранилище) с плотиной и ГЭС у города Дубна, Угличское водохранилище (ГЭС у Углича), Рыбинское водохранилище (ГЭС у Рыбинска). У Городца (выше Нижнего Новгорода) Волга, перегороженная плотиной Горьковской ГЭС, образует Горьковское водохранилище [15].

Волжская гидроэнергетика

В XX веке усилилась экономическая роль Волги. Она стала важнейшим поставщиком электроэнергии. На её берегах возведено 11 гидроэлектростанций, которые входят в состав Волжско-Камского каскада. Их общая мощность равна 10 гигаваттам, а размер годовой выработки электроэнергии превышает 40 млрд кВт/ч. Каскад гидростанций позволяет экономить тонны угля, так как стоимость выработки электричества на ГЭС в 5 раз ниже, чем при помощи ТЭЦ. (15)

Речной туризм

Многие жители нашей страны путешествуют по Волге, отправляются сюда для активного отдыха или рыбалки. Набирают популярность круизы на теплоходах, где знакомят пассажиров с историей и культурой городов и демонстрируют красивую местность.

Таким образом, ресурсы реки Волги активно используются человеком, удовлетворяя многие его потребности.

Экологическое состояние Волги

Сто – двести лет назад Волга была одним из самых чистейших водоемов, который человек использовал для питья. В ней водились осетры. Знаменитая волжская сельдь и многая другая фауна.

В настоящее время состояние реки значительно изменилось в худшую сторону. Этому способствовали причины:

Возведение гидроэлектростанций, а соответственно плотины рядом с ними способствуют к образованию стоячих водохранилищ. Длительность протекания воды от источника до устья увеличилась в 10 – 15 раз. В следствии этого, изменяется состав воды в реке и экология водоёма.

Дно бассейна Волги загрязняют затонувшие суда, из которых, течением вымываются остатки топлива, загрязняя Волгу и её притоки.

В бассейн Волги сбрасывается около 38% от всего общероссийского объёма загрязнённых стоков. Наибольший ущерб наносят бесхозные стоки: промышленные площади, полигоны с отходами и необустроенные мусорные свалки. Однако большинство очистных сооружений организованных стоков сильно изношены и технически отсталые. Они пропускают в среднем 2,5 миллиона тонн загрязняющих веществ ежегодно. [8]

Происходит обмеление водоёма. образуются новые острова, в результате чего исчезают нерестилища.

Человеческий фактор. Люди не берегут то, что дано природой, загрязняя берега и дно реки, отдыхая на природе.

Направления, способствующие улучшению состояния воды в реке Волге

В 2017 году Президиум Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам обратил внимание на состояние воды в Волге и утвердил паспорт проекта «Сохранение и восстановление реки Волги» (рабочее название – «Чистая Волга»). Ярославская область стала его инициатором, предложив Минприроды России включить в проект 76 мероприятий. В первую очередь речь идет о реконструкции систем холодного водоснабжения, напорных канализационных коллекторов и очистных сооружений канализации. В Ярославской области большинство очистных сооружений действительно требует полной модернизации с изменением технологии очистки. Сегодня их средний физический износ составляет 75% [10]

По федеральной программе «Оздоровление Волги», принятой на период с 2019 по 2024 годы, Ярославской области из федерального бюджета будут направлены средства в размере 7,1 млрд руб. На работы по оздоровлению Волги в 2020 году выделено 1,3 млрд руб. Средства пойдут на строительство и реконструкцию очистных сооружений. Цель программы – улучшение качества воды в реке. Работы ведутся в нескольких районах области. Специалисты отмечают, что в настоящее время вода в реке Волге загрязнена по нескольким параметрам, и модернизация очистных сооружений должна благоприятно повлиять на качество воды [5].

Данные мероприятия будут способствовать улучшению качества воды. Но это только одно из направлений устранения причин ухудшения воды.

В свою очередь, хочется участвовать в решении общей проблемы. И поэтому, ежегодно я с друзьями стараюсь участвовать в акциях, направленных на природоохранные мероприятия [см. приложение, фото 6]. Кроме этого, вместе с родителями, выезжая на берег Волги для отдыха, всегда захватываем несколько лишних пакетов с мусором, ведь каждый человек может принести огромную пользу природе, убрав немного мусора и не тратя на это много сил и времени.

В силах каждого школьника участвовать в пропаганде за «Чистую воду» и формировать правильное «непотребительское» отношение у подрастающего поколения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Решение задачи, создать и продемонстрировать дошкольникам и младшим школьникам видеоролики, позволяющие увидеть способы загрязнения Волги и позволит формировать у большинства «экологического» мышления, что будет способствовать уменьшению «человеческого фактора» в будущем, мы начали с разработки бесед с дошкольниками и младшими школьниками о значимости пресной воды в жизни человека, об основном источнике такой воды для жителей города Ярославля, проблемах загрязнения реки Волги. Далее мы создали ряд видеороликов (см. электронное приложение), демонстрирующих способы загрязнения воды. Эти сюжеты мы показали подрастающему поколению и обсудили проблемы загрязнения воды и пути их решения.

3.1 Беседа 1 «Волга – наша жизнь»

Цель: формирование у детей ответственности за поступки по отношению к природе.

Ход беседы:

- Ребята. Здравствуйте.

Чтобы узнать, о чем я сегодня с вами хочу поговорить, отгадайте загадки:

Человеку, зверю, птице

Без неё нельзя прожить,

Может звонко она литься,

Но должны её все пить.

Что это? (Вода)

Следующая загадка:

У неё есть берега,

Не всегда достать до дна,

В ней водица течет,

Никогда не пропадёт? (Речка)

А вот ещё одна загадка:

В нашем городе река,

К нам течет издалека,

Пополняется дождём,

Её воду все мы пьём!

Что речка – река

К нам течет издалека? (Волга)

- Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде и нашей русской реке, протекающей в нашем городе Ярославле, Волге.

- Каждому человеку, животному, птице и растению необходимо пить, чтобы жить. Могучая, древняя река Волга помогает многим городам, стоящим на ее берегах. Люди пользуются её водой. Как вы считаете. Как используют люди воду из реки Волги в Ярославле (Ответы детей: вода поступает по трубам в квартиры, мы её пьём, моем посуду и умываемся; ходим летом купаться…)

- А как вы считаете, вода, текущая из крана – чистая? (ответы)

- А в Волге она такая же или другая? (ответы)

- В реке вода недостаточно чистая, вот несколько сотен лет назад она была чистейшая, в ней водились редкие породы рыб и растений, но человек загрязнял берега и воду реки и в настоящее время, без дополнительной очистки такой водой пользоваться нельзя.

- Как вы думаете, что нужно делать чтобы вода не стала ещё грязнее?

(ответы детей)

- Давайте сейчас посмотрим ролик и подумаем, кто же виноват в загрязнении берегов? (просмотр ролика «Издалека, долго…»)

- Ребята, почему же происходит загрязнение берегов и воды? Что может сделать человек, чтобы наносить меньше вреда Волге? Что можете сделать лично вы для того, чтобы наша родная, питающая нас река загрязнялась меньше? (Обсуждение)

- Да, ребята, без воды людям не прожить, но именно человек загрязняет берега: мы должны беречь воду и заботиться о чистоте реки Волги. Помните об этом всегда: сейчас, пока вы ещё дети, и когда вырастите, когда пьёте воду дома или отдыхаете на природе.

3.2 Беседа 2 «Береги природу – берегите воду»

Цель: формирование экологического мышления у подрастающего поколения через просмотр видеороликов.

Ход беседы:

- Ребята, здравствуйте.

Мы с вами уже говорили о том, что именно человек чаще всего служит источником загрязнения воды, в том числе реки Волга. Сегодня мы с вами продолжим этот разговор. Но сначала, давайте разгадаем кроссворд.

Ведущий раздает листочки с кроссвордом, зачитывает за вопросы, дети вписывают ответы.

По горизонтали:

Кто больше всех загрязняет природу. В том числе реки? (Человек)

Отходы человеческой деятельности? Часто он бывает в больших кучах. Это …(Мусор)

Речная костистая рыба, водится в Волге? (Лещ)

Нечистоты, находящиеся на поверхности воды – нефть, водоросли... (Грязь)

Судно, движущееся по воде от пара и выделяющее вредные вещества? (Пароход)

Если кроссворд был разгадан верно, по вертикали можно прочитать слово:

Река, протекающая через Ярославль, служит основным источником для нужд человека в этом городе? (Волга) (см. приложение, фото 19)

- А теперь, давайте посмотрим ролик, как иногда происходит загрязнение рек (просмотр ролика «Случай на реке»)

- Ребята, что произошло? Кто виноват? Что можно сделать, чтобы исправить эту ситуацию? (Обсуждение)

- Да, так загрязняются реки. Один человек не сможет изменить эту ситуацию, но каждый должен помнить, что реки в России – основной источник питьевой воды. И если люди будут думать вместе, то можно что- то улучшить, ведь «Вместе – мы сила!»

- А вот ещё один сюжет, почему в Волге исчезают редкие породы рыб и вода становится грязнее («Просмотр ролика «Все начинается с малого…»)

Ребята, что произошло? Кто виноват? Что можно сделать, чтобы исправить эту ситуацию? (Обсуждение)

- Я вижу, что вы понимаете, что человек ответственен за то, чтобы не участвовать в загрязнении берегов и воды реки Волги. Предлагаю нарисовать мини плакаты, которые будут призывать не загрязнять Волгу.

БЕРЕГИ ПРИРОДУ – БЕРЕГИ ВОДУ!

(Дети рисуют мини плакаты).

Ведущий хвалит и благодарит детей.

Таким образом, беседы с демонстрацией роликов являются первым шагом в формировании «экологического» мышления у подрастающего поколения.

После проведения бесед можно сделать вывод, что большинство дошкольников (85 %) и младших школьников (76%) согласны, что есть необходимость беречь реку Волгу, проявлять бережное отношение к реке, стараться её не загрязнять, а по возможности и участвовать в экологических акциях, направленных на уборку берега.

Таким образом, воспитывая с детства «экологическое» поведение можно формировать «правильное» мышление и у взрослых [см. приложение, фото 20 – 22].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Волга – одна из великих рек, протекающих по территории России, значение её неоценимо. Все, кто живет на её берегах, должен гордиться этим, любоваться красотой могучей реки и беречь то, что природа дарит нам бесплатно.

В процессе реализации проекта мною были изучены научная литература и интернет – источники о Волге, её состоянии и экологических проблемах, дана характеристика возможностей реки, выявлены основные факторы, влияющие на загрязнение воды, дана оценка экологического состояния и выявлены направления, способствующие улучшению состояния реки.

Реализуя практическую часть проекта, были разработаны и продемонстрированы анимационные материалы, которые помогают осознать экологические проблемы реки Волги и будут способствовать формированию «экологического» мышления у подрастающего поколения.

Все поставленные задачи были решены в рамках реализации проекта, моя гипотеза подтвердилась. После просмотра видеороликов дети понимают необходимость беречь красоту Волги и её подарок – пресную воду. Надеюсь, что это один из первых шагов подрастающего поколения к формированию поведения, способствующего сохранению природы сделан [см. приложение, фото 23, 24].

Литература:

Большая Российская энциклопедия 5. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

Маслова А.А. Волга река городов. Ярославль.: Александр Рутман, 2009.

Реки Ярославской области/Ю.В. Маслов, А.А. Маслова; под общ. ред. А.А. Голицына, В.В. Горошникова. – Рыбинск: Медиарост, 2014. – 116с.: ил. – (Библиотека Ярославской семьи, ISBN 978 – 5 – 906070 – 11 -1) ISBN 978 – 5 – 906070 – 29 – 6 (т.13)

Электронный источник: Волга. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0

Электронный источник: Волгу начали лечить. - https://www.kommersant.ru/doc/4405239

Электронный источник: Достопримечательности Ярославля: фото, описание, карта. - https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/yaroslavl/placeofinterest/

Электронный источник: Интересные факты о реке Волге. - https://www.interesnie-fakty.ru/geografija/voda/reka-volga/

Электронный источник: Использование реки Волга в хозяйственной деятельности человека. https://o-vode.net/kakaya-byvaet/rechnaya/reki/volga/ispolzovanie-v-hozyajstvennoj-deyatelnosti-cheloveka

Электронный источник: Какое на сегодняшний день экологическое состояние реки Волги? https://o-vode.net/kakaya-byvaet/rechnaya/reki/volga/ekologicheskoe-sostoyanie-v?ysclid=l6b5frg9ll120732737#i-2

Электронный источник: Паспорт проекта «Чистая Волга». - https://news.rambler.ru/ecology/37276040-pasport-proekta-chistaya-volga-utverzhden-na-federalnom-urovne/

Электронный источник: Пять выводов о состоянии Волги. - https://plus-one.ru/ecology/2021/02/08/pyat-vyvodovo-sostoyanii-volgi

Электронный источник: Река Волга – удивительная и могучая. - https://vodabereg.ru/article/reka-volga-udivitelnaya-i-moguchaya/

Электронный источник: Река Волга от истока до устья куда впадает на карте России. - https://oreke.ru/evraziya/rossiya/reka-volga

Электронный источник: Река Волга. - https://mygeografi.ru/reka-volga?ysclid=lcj1rblx57253464248

Электронный источник: Река Волга: растения и животные реки, описание, экология, охрана. Флора и растительность долины реки волги Волга растения и животные. - https://handmadex.ru/reka-volga-rasteniya-i-zhivotnye-reki-opisanie-ekologiya-ohrana/

Электронный источник: Самые крупные города расположенные на берегах Волги. - http://veslo.ru/2001/othet/arhipov/yaros/yar_water.html

Электронный источник: Самые крупные города расположенные на берегах Волги. - https://volga-kostroma.ru/cfo/gorod-volga-yaroslavskaya-oblast.html

Электронный источник: Сплавные реки и водоемы Ярославской области.//сост. Е.М.Бороздинский, обработка и вставка дополнений Архипов И. - http://veslo.ru/2001/othet/arhipov/yaros/yar_water.html;

Электронный источник: Стихи о Волге. - https://rustih.ru/stixi-o-reke/stixi-o-volge/

Приложение

Фото автора

Ф ото 1: Маслова А.А. Волга река городов. Ярославль

Ф ото 2: Реки Ярославской области/Ю.В. Маслов, А.А. Маслова; под общ. ред. А.А. Голицына, В.В. Горошникова

Фото 3 Фото 4

Фото 5:

Фото 6: (Уборка берега «Дунайки»)

Фото реки Волги из микрорайона Речной порт в разные времена года

Фото 7:

Фото 8:

Фото 9:

Ф ото 10:

Ф ото 11:

Фото 12:

Фото 13:

Фото 14:

Фото15:

Ф ото 16:

Ф ото17:

Фото 18:

Ф ото 19 (кроссворд)

З анятия с детьми:

Фото 20:

Фото 21:

Фото 22:

Ф ото 23:

Фото 24:

Фото 25:

Просмотров работы: 70