Сколиоз- это поправимо!

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сколиоз- это поправимо!

Самбилов Д.А. 1
1МБОУ "Курумканская средняя общеобразовательная школа №1"
Тугутова Т.В. 1
1МБОУ "Курумканская средняя общеобразовательная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Данная исследовательская работа посвящена здоровью детей, а именно правильной осанке. Эту тему я выбрал не случайно: не буду скрывать, у меня самого формируется неправильная осанка. От того, какая у тебя осанка зависит твое здоровье и красота твоего тела. Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. И я заметил, что в нашей школе есть дети с нарушением осанки, а их достаточно много. За осанкой надо следить постоянно и в школе, и дома, и на улице.

Мой дедушка Цыбиков Виталий Жэмбиевич, врач с большим стажем работы, всегда мне говорит, что надо следить за осанкой всегда и везде. Он мне рассказал о сколиозе, каких видов бывает, о причинах возникновения сколиоза, почему надо следить за осанкой. У него очень красивая осанка и я хочу быть похожим на него.

Актуальность исследовательского проекта

Так как мы очень много времени проводим за компьютером, телефонами, то долго находимся в сидячем положении, и не всегда сидим прямо. Из-за этого нарушается осанка, что ведет к сколиозу. В моей работе рассматривается вопрос, как не испортить свою осанку и что надо сделать, чтобы она не нарушалась дальше.

Цель исследовательской работы

Понять, что такое сколиоз, узнать причины его возникновения и изучить распространённость сколиоза и нарушений осанки у учащихся начальной школы.

Задачи исследовательской работы

Изучить, что такое сколиоз и нарушение осанки;

Изучить степень распространенности сколиоза и нарушения осанки у обучающихся;

Выявить меры профилактики и лечения сколиоза;

Разработать рекомендации по профилактике сколиоза.

Методы исследования

Изучение и анализ литературы по данному вопросу;

Наблюдение, проведение анкетирования среди учащихся начальной школы, чтобы узнать, знают ли они о сколиозе;

Беседа со школьной медсестрой с целью выявления доли учащихся начальных классов с нарушением осанки и сколиозом в нашей школе.

Провести беседу с медсестрой ЛФК ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» Надеждой Николаевной Г.

Гипотеза:

В наше время у наших школьников встречается такая болезнь позвоночника, как сколиоз. Если заниматься профилактикой сколиоза каждый день, то болезнь можно остановить или вообще избавиться.

Объект исследования:

Опорно- двигательная система младшего школьника.

Основная часть

Значение позвоночника для человека.

Позвоночник- основная часть скелета человека. Выполняет функцию опоры для мышц, участвует в движении туловища и головы, удерживает равновесие. И, поэтому позвоночник должен быть гибким и эластичным.

Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе называется осанка. При правильной осанке – спина прямая, плечи расправлены. Привычка сутулиться, неправильно сидеть за столом может привести к нагрузкам на отдельные позвонки. В этом случае и развивается болезнь – сколиоз.

Что такое сколиоз?

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Сколиоз является одной из самых распространенных и тяжелых изменений позвоночника, приводит к болезням внутренних органов и нередко головным болям.

В зависимости от тог, в какую сторону искривлен позвоночник, сколиозы делятся на: правосторонние, левосторонние, С- образные, S – образные, Z – образные.

Так же различают сколиозы врожденные и приобретенные.

Симптомы сколиоза.

На ранних стадиях сколиоза симптомы практически отсутствуют – человека не беспокоят никакие боли, и он может считать себя абсолютно здоровым. Однако, если вовремя не выявить сколиоз, он «проявит» себя в виде болей, физических дефектов тела.

Наиболее часто сколиоз развивается в детском возрасте, когда происходит активный рост костей ребенка. Заболевание начинается с ослабевания мышц спины и плохой осанки и в результате образуется искривление.

2.4 Причины возникновения сколиоза

Причин возникновения сколиоза несколько:

Неразвитые мышцы: вялые мышцы;

Напряжения отдельных групп позвонков при ходьбе, сидении за партой, слишком мягкой постели и подушки;

Травмы;

Неправильное положения тела при работе;

Неправильное питание;

Заболевания опорно- двигательной системы;

Практическая часть

Наблюдение

В классе учительница нам всегда напоминает о правильной осанке. И я часто наблюдал, что некоторые мои одноклассники неправильно сидят. Пронаблюдав за посадкой детей в разных классах, я сделал вывод, что некоторые дети находятся в зоне риска. (Приложение 1)

Анкетирование

В ходе работы над данной темой мной было проведено анкетирование учащихся начальной школы. Целью, анкетирования было узнать знают ли учащиеся о правильной осанке, как нужно следить за осанкой. Всего опрошено 49 учащихся начальной школы второй смены. Я составил вопросы для анкетирования:

Знаешь ли ты что такое осанка?

Занимаешься ли ты физическими упражнениями дома?

Сколько времени ты проводишь за компьютером?

У тебя мягкая постель?

Как ты думаешь, правильная ли у тебя осанка?

Кто тебе помогает тебе следить за осанкой?

Проводятся ли у вас на уроках физминутки?

Проанализировав ответы участников анкетирования, я сделал вывод:

92% учащихся знают, что такое осанка.

87% учащихся дома делают зарядку (некоторые всего 2-3 упражнения)

Дети очень много сидят за компьютерами и телефонами – 19 учащихся сидят от 20 минут до 1 часа, 14 учащихся сидят от 1 часа до 3 часов.

83% учащихся ответили, что у них мягкая постель, а мягкая постель лишняя нагрузка на позвонки, что приводит к сколиозу.

80% учащихся считают, что у них правильная осанка.

Родители и учителя следят за осанкой детей: 75% учителя, 34% родители, а 11 учащихся сами следят за своей осанкой.

100% участников анкетирования отметили, что на уроках в школе проводятся физминутки. (Приложения 2)

Беседа.

Я провел интересную беседу со школьной медсестрой Ольгой Викторовной З. и выяснил, что с каждым годом детей с нарушением осанки и сколиозом становится больше. По данным медицинского обследования среди 1-4 классов МБОУ «Курумканская СОШ №1» отмечены случаи нарушения осанки и случаи развития сколиоза. Как следует из показателей таблицы, количество обучающихся с нарушением осанки и диагнозом «сколиоз» с 2021 по 2022 годы увеличилось. (Приложение 3,4) Это связано с тем, что дети ведут малоподвижный образ жизни, много сидят за компьютерами и телефонами, мало едят молочные продукты.

Профилактика и лечение сколиоза

Для профилактики сколиоза нужно (Приложение 5):

Вести здоровый образ жизни, заниматься не травмоопасными видами спорта. Идеальным выбором будет плавание, которое используется для профилактики и лечения множества заболеваний позвоночника. Полезны будут также катание на велосипеде и лыжах.

Соблюдать правильное положение позвоночника вовремя чтения и письма. Когда просматривал в Интернете про сколиоз, нашел интересные данные о том, как в разных странах следят за осанкой. Например, в Китае с детства спят на жесткой кровати и в школах применяют приспособления и упражнения для правильной осанки. (Приложение 6)

Лечение сколиоза включает целый комплекс физических упражнений, плавание, массаж, ношение корсета. (Приложение7)

Медсестра ЛФК (лечебно-физический кабинет) ГБУЗ «Курумканская ЦРБ» Надежда Николаевна Г. порекомендовала мне упражнения для профилактики сколиоза. (Приложение 8)

На уроках физической культуры систематически выполняем комплекс упражнений для профилактики сколиоза и учитель следит, чтобы мы выполняли их правильно.

Результативность тренировок напрямую зависит от регулярности их проведения и правильности выполнения упражнений.

Заключение

Проведя исследование, я выяснил, что сколиоз- серьезная болезнь современных детей. И, недаром эту болезнь называют «болезнью школьника». Именно, в школьные годы в возрасте от 5 до 10 лет происходит формирование мышц, укрепление костей скелета. Чтобы избежать этой болезни нужно следить за своей осанкой.

В итоге я пришел к выводу, что основными причинами сколиоза являются: неправильность посадки за столом, малоподвижный образ жизни.

Уверен, что моя работа окажет влияние на всех детей начальной школы. То, как мы сидим, лежим, стоим, ходим – все влияет на здоровье нашего позвоночника и на здоровье всего человека. Поэтому, чаще занимайтесь спортом, держите спину прямо, спите на жесткой кровати – и у вас не будет сколиоза. А, если вам трудно держать спину прямо, то вам поможет корсет. А если вы сидите за столом – помогут различные приспособления.

В ходе исследовательской работы я выяснил на формирование осанки школьника также большую роль играет школьный портфель. Ежедневный контроль за содержимым портфеля, снижает риск возникновения нарушения осанки. Эта тема моей следующей работы.

Список литературы

Анатомия человека. Как работает ваше тело/ Перевод с англ. О.В. Ивановой- М.: ООО «ТД «Издательство МИР книги», 2016.

Человеческое тело. Невероятное путешествие вокруг и внутри: Перевод с англ А.Клейборн,2015.

https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/traumatology/scoliosis

https:/ru.wikipedia.jrrg/wiki/Позвоночник человека

https://golbis.com/pin/kak-kitaytsyi-sohranyayut-osanku-detey-s-detstva/

Приложение №1

Приложение 2

Результаты социологического опроса

1.Занимаешься ли ты физическими упражнениями дома?

«Да»

«Нет»

«Иногда»

46 учащихся – 93%

2 учащихся – 4%

1 учащийся – 2 %

2.Сколько времени ты проводишь за компьютером?

«Не сижу, нет компьютера»

«От 20 минут до 1 часа»

«От 1 часа до 3 часов»

«Много, 3-4 часа»

11 учащихся –

22%

23 учащихся- 46 %

10 учащихся- 20%

4 учащихся – 8%

3.У тебя мягкая постель?

«Очень»

«Да»

«Нет»

«средней мягкости»

5 учащихся –

10%

36 учащихся – 73%

5 учащихся – 10%

3 учащихся – 6%

4.Как ты думаешь правильная ли у тебя осанка?

«Да»

«Нет»

«Иногда»

41 учащихся –

83%

5 учащихся –

10%

3 учащихся –

6 %

5.Кто помогает тебе следить за осанкой?

«Учитель»

«Родители»

«Другие члены семьи»

«Я сам(а)»

«Никто»

17 учащихся – 34%

22 учащихся – 44%

9 учащихся – 18%

11 учащихся- 22%

5 учащихся – 10%

6.Проводятся ли у вас на уроках физкультминутки?

«Да»

«Нет»

«Иногда»

49 учащихся –

100%

0

0

Приложение №3

Количество обучающихся с нарушением осанки

Нарушение осанки

Класс

2021 год

2022 год

2023 год

1 «а»

0

1

1

1 «б»

1

1

2

1 «в»

0

2

2

2 «а»

1

2

3

2 «б»

1

2

2

2 «в»

0

1

2

3 «а»

2

2

2

3 «б»

2

2

3

3 «в»

2

2

3

4 «а»

1

2

2

4 «б»

2

2

3

4 «в»

1

2

2

Итого

13

22

26

Приложение №4

Случаи развития сколиоза

Сколиоз

Класс

2021 год

2022 год

2023 год

1 «а»

-

-

1

1 «б»

-

-

0

1 «в»

-

-

0

2 «а»

1

1

1

2 «б»

0

0

0

2 «в»

0

0

0

3 «а»

1

1

1

3 «б»

0

0

0

3 «в»

0

0

0

4 «а»

1

1

1

4 «б»

0

0

0

4 «в»

1

0

1

Итого

4

3

5

Приложение №5

Приложение 6

Приложение 7

Просмотров работы: 310