О чем молчат и говорят портреты писателей в Третьяковской галерее

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О чем молчат и говорят портреты писателей в Третьяковской галерее

Мербаум П.Я. 1
1Гимназия "Жуковка"
Сытник С.А. 1
1Гимназия "Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый из нас, изучая на уроках литературы биографии писателей, с интересом разглядывает их портреты, пытаясь представить, как выглядели великие литераторы, жившие в то время, когда еще не было таких привычных для нас фотографий.

Кто создавал их портреты, всегда ли они стремились к тому, чтобы оставить потомкам свое изображение? Почему именно эти портреты писателей украшают учебники и кабинеты литературы.

Задавая эти вопросы, было решено найти на них ответы, тем более, что некоторые из известных портретов писателей я видел во время экскурсии в Третьяковской галерее. И первоначальной идеей проектной работы как раз и было изучение портретных изображений известных русских писателей.

Обоснование выбора:

В результате знакомства с портретами классиков русской литературы было сделано «открытие»: есть человек, благодаря художественному вкусу и щедрости которого были созданы условия для появления лучших портретов этих великих писателей. Именно он уговаривал и художников (далеко не всегда известных) рисовать, и часто отказывающихся от позирования писателей. Не скупясь, оплачивал работу требовательных мастеров и благодарил капризных литераторов.

Данная работа посвящена исследованию участия купца и коллекционера П.М. Третьякова в популяризации и визуализации личностей русских писателей.

Цель работы – выявить степень участия П.М. Третьякова в создании обьективных портретных образов мастеров русской словесности, а также популяризировать среди гимназистов произведения из собрания Третьяковской Государственной галереи.

Постановка данной цели обусловила следующие задачи:

1. Изучить и обобщить теоретические сведения по теме проекта;

2. Провести детальный анализ портретов писателей, представленных в Третьяковской галерее, с точки зрения участия П.М. Третьякова в их создании.

3. Провести анализ репродукций портретов писателей, представленных в школьных учебниках литературы.

4. Провести анкетирование среди учителей и гимназистов, сделать анализ.

5. Организовать выставку репродукций портретов писателей в холле гимназии.

6. Провести виртуальные экскурсии по залам Третьяковской галереи для учеников 5-х и 9-х классов.

Методы: были применены теоретический и эмпирический методы проектной деятельности. Среди теоретических методов ведущее место занимает метод анализа и систематизации.

Новизной данной работы является взгляд на заслуги известного коллекционера П.М. Третьякова в популяризации личностей русских писателей. Как бы мы представляли их, если бы Третьяков не уделил бы этому столько сил и средств? В настоящем исследовании впервые коллекция портретов писателей, репродукции которых представлены в школьных учебниках литературы, рассмотрена как целостное явление с точки зрения ее значимости для русской культуры.

Данными исследованиями была реализована попытка доказать выдвинутую гипотезу.

Гипотеза: мы точно представляем, как выглядели известные классики русской литературы, исключительно благодаря прозорливости, художественному вкусу и невероятной щедрости

П. М. Третьякова.

Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами:

Во-первых, в эпоху развития информационных технологий и чтения электронных книг падает интерес к личностям писателей. К сожалению, многие по портретам не могут узнать даже самых известных из них.

Во-вторых, данная тема представляет особый интерес, так как актуализация знаний о личностях писателей и художников порождает интерес к их творчеству и повышает уровень общей культуры подростков.

Практическая значимость этой межпредметной работы заключается в том, что материалы, собранные в ходе работы, могут быть использованы как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности.

Продукты проектной деятельности:

1. Выставка репродукций портретов писателей в холле гимназии.

2. Портреты на холсте А. С. Пушкина и Л.Н. Толстого для оформления кабинета литературы №11

3.Информация о портретах писателей

4. Каталог картин-портретов писателей, представленных в Третьяковской галерее ( Приложение 1)

5. Презентация виртуальной экскурсии по залам Третьяковской Государственной галереи

Объектом исследования выбрана судьба П.М. Третьякова, его подвижническая деятельность по созданию национальной картинной галереи, портреты писателей.

В рамках выполнения проектной работы были совершены экскурсии в дом-музей братьев Третьяковых и Третьяковскую Государственную галерею, а также мастерскую художника Лохина А.В.

Основная часть

Глава 1.  Патриот, гражданин, подвижник.

Знакомство с личностью коллекционера началось с посещения дома- музея братьев Третьяковых, который был открыт совсем недавно, 29 января 2021 ( реставрация проводилась по инициативе и на средства мецената Тынкована Александра Анатольевича - Президента Группы «М.Видео-Эльдорадо»)

Он расположился в двухэтажном особняке в 1-м Голутвинском переулке. Экспонаты посвящены жизни и деятельности братьев Третьяковых Павла и Сергея.

Открытие приурочили к 190-летию Павла Третьякова и 165-летию Третьяковской галереи, которые отмечались в 2021 году. Было интересно узнать о жизни членов семьи и понять, почему этот купец, владелец ткацкой мануфактуры, стал великим деятелем русской культуры.

Павел Третьяков родился 15 декабря 1832 года. Ничего примечательного в тот день в Москве не случилось. «В Москве мертвая тишина, люди систематически ничего не делают», - писал в 1842 году А.И. Герцен, и уточнял: «Москвич, преблагороднейший в душе, никакой цели не имеет, большею частью доволен собой». Не мог Герцен знать, что уже десять лет назад родился в Москве мальчик, вся жизнь которого будет наполнена великим смыслом.

Александре Даниловне Третьяковой в момент рождения первенца исполнилось 20 лет. Известно, что была она умна, характера твердого, дом вела хорошо. Писала не очень грамотно, зато мило музицировала и разводила комнатные цветы. Михаил Захарович, деловой тридцатилетний купец, был спокоен, добр. Грамоту и счет знал, но серьезного образования не получил. Появились другие дети: три дочери и четыре сына. Характеры у детей были разные. Павел – рассудительный, молчаливый, застенчивый, во всем упорный. Шумные гулянья на Красной площади или в Сокольниках были для него пыткой.

В 1850 году окончил свой земной путь отец семейства. По завещанию из собранных с недвижимого, денег старшему, Павлу, выделил две доли, Сергею – полторы, дочерям – по одной равной доле. Просил старших детей ничего не менять в торговле до достижения Павлом 26 лет, а Сергеем -25, когда наберутся должного опыта и умения. Справедливый, честный был человек Михаил Захарович. Сыновей воспитал не только рачительными хозяевами, но и отзывчивыми на чужое горе людьми.

Все, что завещал отец, братья исполнили. Приобрели новый вместительный дом в приходе Николы в Толмачах. Став коллекционером, он пять раз будет пристраивать к этому дому залы галереи по мере прибавления картин. Окончательно дом изменится уже после смерти Третьякова, когда здание реконструируют, часть жилых помещений перестроят под новые экспозиционные залы, а в 1902-1904 годах по проекту В.М. Васнецова обнесут общим фасадом, известным сегодня всему миру.

В то время Павел Михайлович картин еще не собирал. Покупал рисунки, гравюры, книги. Будучи человекам деловым, каждую покупку заносил в карманную книжку: когда приобрел, за какую цену.

Истории развития отечественной живописи.

В октябре 1852 года в торговых делах случилось затишье, и Павел Михайлович отправился в Петербург. Хотелось увидеть Эрмитаж, побывать на художественных выставках, от матушкиной опеки немного отдохнуть. «Был в Эрмитаже, видел несколько тысяч картин… Видел несчетное множество статуй и бюстов…Видел сотни столов, ваз из таких камней, о которых прежде не имел понятия», - напишет он в Москву. О многом не имел он понятии до этого свидания с Петербургом. Это были первые шаги на пути познания искусства.

Весной 1856 года он вновь посетил Петербург. Эта поездка во многом определила его судьбу как коллекционера. Он увидел коллекцию Федора Ивановича Прянишникова. Двадцать пять лет собирал директор почтового департамента свою коллекцию. Были в ней портреты В.Л. Боровиковского, картины К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, произведения Д.Г. Левицкого, В.А. Тропинина, П.А. Федотова. Самым же замечательным явилось то, что все 137 картин этой коллекции были работами русских художников. Это была часть старого коллекционера заразил Третьякова. Он решил собирать произведения своих современников. Понял: лучшее, то, что прославит на весь мир русскую живопись, надо отбирать в мастерских художников.

Уже заказав первую картину, он знал, что будет коллекционировать не лично для себя и своей семьи, а для всего русского народа.

В мае 1860 года составил он свое «завещательное письмо». Павел счел своим долгом оставить семье доставшиеся ему от отца деньги (108 тысяч рублей он поделил между братом и сестрами). А нажитый за 10 лет капитал определил на осуществление своей мечты: «Сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи и прошу любезных братьев моих и сестер непременно исполнить мою волю». Особо обращается к брату Сергею, честному, доброму, любящему искусство человеку: «Прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять, что для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». И уже обращаясь ко всем родным приписал: «Прошу не осудить моего распоряжения, потому будет довольно осуждающих и кроме вас, то вы -то, дорогие мне, останьтесь на моей стороне».

Передача галереи в дар Москве Неожиданно летом 1892 г. умер младший из братьев Третьяковых, Сергей Михайлович.  Он оставил завещание, в котором просил присоединить свои картины к художественному собранию старшего брата. 31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича (вместе с домом).

В сентябре Дума на своем заседании официально приняла дар, постановила благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за дар, а также решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П.М. Третьяков был утвержден попечителем Галереи.  Не желая участвовать в торжествах и выслушивать благодарности, Павел Михайлович отправился за границу. В августе 1893 г. Галерея была официально открыта для посещения. Как попечитель, он приобретал картины на выделяемые городом средства, а также продолжал дарить приобретенные им самим. В ноябре 1898 г. Третьяков отправился по делам в Петербург, вернувшись в Москву, почувствовал себя плохо. 4 декабря 1898 г. Павел Михайлович Третьяков скончался.

Глава 2 Собрание портретов.

«…Никакая книга, ни описание, ни что другое не может рассказать так цельно о человеческой физиономии, как ее изображение»

И.Н. Крамской

П.М. Третьяков всегда любил портреты. Сначала он покупал их, интересуясь не столько изображенными людьми, сколько кистью автора. Но уже в конце 60-х годов замыслил коллекционер подобрать для своей галереи портреты выдающихся деятелей культуры. Беззаветно любя Россию, преклоняясь перед силой ее литературных, музыкальных, художественных, научных деятелей, Павел Михайлович счел себя обязанным составить для потомков собрание портретов лучших представителей духовной жизни Родины.

„ Я желал бы оставить национальную галерею... Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие".

Он пишет о своем замысле достаточно скромно, в то время как задуманное на рубеже 1860—1870-х годов представляется грандиозным проектом: «Я собираю в свою коллекцию «русской живописи» портреты наших писателей».

Третьяков покупал, где возможно, портреты умерших писателей. Приобрел в 1869 году у вдовы литератора Платона Кукольника его изображение кисти Брюллова. Был очень счастлив, когда сумел купить в 1870 году у художника Ф.А. Моллера сделанный им прижизненный портрет Н.В. Гоголя. Но полагаться на случай – попадутся или нет портреты, необходимые для осуществления идеи, Третьяков уже не мог. Теперь он должен был заказывать их сам. Именно его инициативе и настойчивости обязаны мы тем, что имеем полные глубокого психологизма и высокого художественного достоинства изображения лучших людей России.

Третьяков с 1869 года начинает неутомимую деятельность по осуществлению своей цели. Он делает предложения художникам, он уговаривает писателей позировать. Далеко не все и не сразу соглашаются. То художники заняты другими работами, то писатели отказываются позировать, то сами портреты не получаются. Но Павел Михайлович неутомим. Он настаивает вновь и вновь, деликатно, но упорно. Первыми были заказаны портреты А.Ф. Писемского (Перову) и И.А. Гончарова (Крамскому).

Павел Михайлович все рассылал письма художникам с просьбой делать новые портреты, призывая их быть союзниками в столь важном деле. Он продолжал тратить деньги, понимая, что дело это нужное для России.

Заказывая портреты, Третьяков, как известно, не ограничивал художников строгими правилами относительно размеров или композиции, но тем не менее вторгался в решение портретного образа, особенно в тех случаях, когда художнику требовалась помощь в поиске историко-документальных свидетельств о портретируемом. Эту важную и трудную задачу Третьяков часто брал на себя, поначалу она заметно увлекала собирателя. На первые годы падает множество заказов и совместная работа с художниками над поиском образа. Он стремится участвовать в создании каждого портрета, вступает в переписку с будущими моделями, договаривается о сеансах, устраивает встречи, переживает, если происходят срывы, напоминает, настаивает, советует, беспокоится.

Модели изображались в основном сидящими, форма одежды — свободная, лишенная орденов, медалей, всякой официальности. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность; первостепенная задача для портретиста — найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу».

Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон — нейтральный или иной). Размер портрета обычно приближен к натуре. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый... Но не это главное. Он требовал большего.

Глава 3 Портретная галерея "лиц, дорогих нации" П.М. Третьякова

И мироздания распавшиеся звенья

Соединяются в музейной тишине,

Где продлеваются летящие мгновенья,

Запечатленные на сером полотне.

Александр Городницкий

Изучение теоретического материала об истории создания портретов, конечно, привело в Третьяковскую галерею, где представлены именно те из них, репродукции которых каждый из нас видел в учебниках литературы.

Оказалось, что каждый портрет содержит столько тайн и секретов, что потребуется не одно исследование, чтобы разгадать их все.

Некоторыми своими «открытиями» готов поделиться. Возможно, и у вас появится интерес не только к чтению произведений писателей, но и к портретам, отражающим их характер, а также и к творчеству художников.

Мы обратились к сокровищнице Третьяковской Государственной галереи с целью осмысления деятельности П.М. Третьякова по сохранению и развитию русского искусства;

- определения особенности портретной части коллекции;

Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», поэтому к заказам старался привлекать самых разных художников — от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам

Выбранная нами часть коллекции во многом знакома каждому: портреты русских писателей репродуцируются в учебниках, используются в оформлении школьных кабинетов. Считаем важным и интересным узнать имена художников, обстоятельства, при которых создавались портреты, и

роль Третьякова П.М. (Приложение 1)

Интересные факты и секреты в портретах писателей. Вот лишь некоторые из них:

Портрет И.А. Крылова

Карл Павлович Брюллов 1839

Портрет великого баснописца Брюллов написал за один приём. Рассказывают, что художник усадил его в кресло, набросал на холст контур и тут же сделал подмалевок: написал голову, одежду, фон. Лишь на месте руки остался незакрашенный холст…

А рука великого баснописца была написана, причём, довольно неумело, учеником Брюллова Фаддеем Горецким с гипсового слепка руки покойного Крылова.

Лев Николаевич Толстой

Иван Николаевич Крамской 1873

Фигура великого писателя должна была быть увековечена на холсте, но Толстой долго не давал согласия.     Если вглядеться в этот портрет, то можно заметить, что суровое лицо великого русского писателя не совсем соответствует его обмякшей фигуре. Дело в том, что Крамскому пришлось писать ее с чучела. Льву Николаевичу было скучно часами сидеть в одной и той же позе, Востребованный и именитый художник не мог ждать капризную модель. И тогда созрел гениальный план: взять одежду великого писателя, набить ее сеном и придать нужную позу. Крамской согласился и закончил обе картины вовремя.

Александра Сергеевича Грибоедова

А.С. П

П

Портрет А.С. Грибоедова

Иван Николаевич Крамской 1873

Писателя Крамскому уговаривать не пришлось — отказаться от позирования тот не мог, так как на момент написания портрета был, к сожалению, мёртв. Портрет был написан через сорок лет после смерти поэта и дипломата. Художник «испортил оригинал прибавкой высоты хохла над лбом».

Портрет Николая Алексеевича Некрасова

Иван Николаевич Крамской ,1877

Кто был в Третьяковской галерее и внимательно разглядывал картину "Некрасов в период "Последних песен", без труда заметит под краской дополнительные швы на холсте и контур вставки головы.

Сначала Крамской хотел писать картину совсем небольшую, но затем увеличил полотно. Изменилась вся композиция и, вместо того чтобы рисовать голову поэта заново, художник просто вырезал уже готовый кусок и наклеил его на нужное место.

Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского

Василий Григорьевич Перов 1872

«Человек есть тайна. Ее надо разгадывать всю жизнь… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

землистое лицо с остановившимся взглядом, словно из глины слепленная одежда, с которой тело кажется намертво слипшимся и жуткие кисти рук со сцепленными в замок пальцами (на виду девять, но постоянно кажется, что их в два раза больше).

Для Достоевского главным кумиром всегда был Христос. Тот любил и принимал любого изгоя общества. И может быть, недаром Перов изобразил писателя столь похожим на Христа Крамского…Портрет Достоевского правдив. Так, как любил это Перов. Как желал того Третьяков. И с чем был согласен Достоевский.

Практическая часть

Перебирая в памяти имена людей, увековеченных Третьяковым в галерее национального искусства, мы не удивляемся набору имен — они всем нам знакомы с детских лет: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Некрасов, Шевченко, Грибоедов, Чехов и многие-многие другие. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации».

Анкетирование. Приняли участие 43 человек

Было предложено два бланка с портретами известных писателей 19-20 веков для определения по изображению их фамилий.

На первом бланке - 9 изображений, созданных различными художниками без участия П.И. Третьякова.

На другом - изображения этих же писателей, чьи портреты взяты из коллекции мецената .

Так, например, личность А.П. Чехова на портрете И. Левитана

«узнали» всего 5 человек

портрет А.П. Чехова И. Левитана

Известного баснописца И.А Крылова на портрете работы О. Кипренского узнали 6 человек

Еще меньше опрошенных назвали по предложенному изображению поэта и драматурга А. С. Грибоедова - 2 человека.

Портрет А.С. Грибоедова , рисунок А.С. Пушкина

С трудом называли и фамилии других классиков русской литературы:

Ф.М. Достоевского - 9 человек

Н.А. Некрасова- 5 человек

Л.Н. Толстого- 11 человек

И.С. Тургенева – 8 человек

Вывод: Результаты опроса наглядно показали, что не только современные школьники, но и взрослые люди разных профессий совершенно по - другому представляют, как выглядели классики русской литературы, а на представленных изображениях с трудом узнают черты писателей, с чьим творчеством и биографиями которых они хорошо знакомы.

Стоило показать портреты этих же писателей, результаты «узнавания» совершенно другие:

И.А. Крылова К. Брюллова узнали 35 человек А.П. Чехова на портрете О. Браза узнали 32 человека

А.С. Пушкина- 43 человек

А.С. Грибоедова - 24 человека

Л.Н. Толстого – 21 человек

А.А. Фета - 12 человек

Ф.М. Достоевского - 22 человека

Н.А. Некрасова - 34 человек

Вывод: Высокие результаты, полученные в процессе анализа ответов, позволяют сделать вывод о том, что в визуальный образ русских писателей сформирован в сознании современников благодаря портретам, которые были созданы при непосредственном участии П.И. Третьякова.

2.Анализ портретов писателей, представленных в учебниках литературы для 5-9 классов под редакцией Коровиной В.Я., с целью выявления количества представленных в них портретов - репродукций из Третьяковской галереи:

Из 32 представленных портретов русских писателей 19-20 веков

26 являются репродукциями портретов из Третьяковской галереи, а значит, созданы или сохранены при непосредственном участии П.М. Третьякова.

Вывод: Неоценим вклад мецената и коллекционера П.М. Третьякова в просвещение и приобщение школьников к русской художественной культуре.

Следует добавить, что все школьные кабинеты литературы в так называемый «советский» период были оборудованы портретами - репродукциями писателей и наглядными пособиями исключительно из коллекции Третьяковской государственной галереи.

Теперь стало понятным, почему именно на этих портретах так легко узнавались писатели, ведь ими до сих пор оборудованы многие школьные кабинеты, их изображение используется и в современных презентациях, когда знакомят школьников с биографиями классиков русской литературы. К сожалению, далеко не все связывают появление этих портретов с личностью Павла Михайловича Третьякова. И хотелось бы своей работой восстановить эту очевидную несправедливость.

Анализ представленных в Третьяковской галерее портретов русских писателей с точки зрения непосредственного участия в их создании П.М. Третьякова ( заказ, оплата работы художника, и т. д ).

6 портретов было подарено или продано родственниками писателей; 5 портретов П.М. приобрел у третьих лиц для своей галереи; 23 портрета были созданы художниками по личной просьбе коллекционера, на его средства и при непосредственном участии Третьякова в творческом процессе.

Вывод: анализ полученных результатов позволяет с уверенностью утверждать, что вклад П.М. Третьякова в популяризацию личностей русских писателей огромен. Его заслуга в развитии художественной культуры была по достоинству оценена современниками, но к сожалению, в современном общественном мнении минимизирована.

«За выдающуюся услугу населению Москвы и грядущим поколениям, за великое содействие славе Москвы как притягательного и образовательного центра в области русского художества, - жители Москвы исполнены глубокой признательности к Павлу Михайловичу Третьякову, и для выражения этой признательности мы предлагаем Московской Городской Думе избрать Павла Михайловича Почетным гражданином города Москвы», - писали гласные Думы (65 человек) городскому голове. Павел Михайлович принял это звание с большой благодарностью. А вот от дворянского звания он отказался, сказав, что он «родился купцом и купцом умрет».

Заключение. Великое просветительское дело для Родины

Коллекционера до последнего дня жизни (4 декабря 1898 г.) занимала мысль: останется ли приобретаемое им во времени, не утеряет ли свою ценность, будет ли интересно потомкам, которые придут в этот мир через сто и более лет?

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова подвела итоги работы музея в 2021 году: его посетили более 1,5 млн человек.И это лучший ответ на вопрос коллекционера.

«От Вас крупное имя и дело останется», — сказал художественный критик Владимир Стасов Павлу Третьякову. Слова эти оказались пророческими.

Выводы: Цель работы достигнута, все поставленные задачи выполнены.

1. Гипотеза подтвердилась: действительно мы представляем, как выглядели известные классики русской литературы, исключительно благодаря прозорливости, художественному вкусу и невероятной щедрости П. М. Третьякова.

2. Были проведены виртуальные экскурсии по залам Третьяковской галереи для учеников 5-х и 9 А классов;

3. В холле гимназии организована выставка «Портретная галерея лиц дорогих нации», на которой представлены репродукции картин из Третьяковской галереи.

4. Изготовлены портреты А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого для оформления кабинета литературы №11

Работа оказалась настолько интересной, а неразгаданных тайн картин осталось так много, что хотелось бы продолжить начатое исследование. В качестве продолжения обсуждения данной темы предлагаю организовать экскурсию для учеников 8 класса в Третьяковскую галерею и дом – музей братьев Третьяковых.

Использованная литература и другие источники:

1. Антонова В.И. Государственная Третьяковская галерея. М.,1968

2. Боткина А.П. Павел Михайлович Третьяков в жизни и искусстве. М., 1951

3. Безрукова Д.Я. Третьяков и история создания его галереи. М.,1970

4. Гольдштейн С.Н. Третьяков и его собирательская деятельность.

Очерки истории. Л., 1981

5. Иванов А.Б. Рассказы о русских художниках. М., 1988

6. Зилоти В.П. В доме Третьякова. Гос. Третьяковская галерея М.,2016

7. Ненарокомова И.С. Павел Третьяков и его галерея. М., 1994

8. Письма художников П.М.Третьякову. 1856-1869. М., 1960

10. Туберовская О.М. В гостях у картин. Издательство «Детская литература Л., 1964

11. Репин И.Е. Далекое близкое. Л.,1982

12. Энциклопедия русской живописи., М. 2011

13 . https://www.tretyakovgallery.ru/?lang=ru

14. https://biographe.ru/znamenitosti/pavel-tretyakov/

15. https://muzei.club/portret-tretyakova

Фотоотчет https://youtu.be/_iAE5zWbLjQ видео защита проекта

Выставка репродукций в холле гимназии «Жуковка»

Портреты писателей для оформления кабинета литературы

Приложение 1 каталог портретов писателей в Третьяковской галерее

Рокотов В

Портрет Майков В.И.

1771

Боровиковский В.Л.

Портрет Державина Г.Р.

1795

.

«Портрет В. А. Жуковского» 1816 г.
Автор: Кипренский О.А

«Портрет А. С. Пушкина» 1827 Автор: Тропинин В. А

«Портрет А. С. Пушкина» 1827 г.
Автор: Кипренский Орест Адамович

«Портрет баснописца И.А. Крылова» 1839 г.
Автор: Карл Брюллов

Заболотский П.Е.

Портрет Лермонтова М.Ю.

1837 г.

К. Брюллов 1837

Портрет Кукольника Н.В

Моллер Федор Антонович Портрет Гоголя Н.В. 1841 г.

«Портрет А. Н. Островского» .
Автор:  Перов В.Г. 1871

«Портрет Ф.М. Достоевского» .
Автор: Перов В.Г. 1872

«Портрет Т.Г. Шевченко» 1871 год
Автор: Крамской И.Н

Крамской И.Н.

Портрет Грибоедова А.С.

1873 г

Перов В.Г.

Портрет Майкова А.Н. 1872

Автор; Репин И.Е., 1874

портрет Тургенева И.С.

Александровский С.Ф. Портрет Тютчева Ф.М.,1876

Крамской И.Н. портрет Н. Некрасова 1877

Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина» .
Автор:  Крамской И.Н. 1879

Репин И.Е.

Портрет Писемского А.Ф.

1880 г

Репин Илья

Портрет А.А. Фета.1882

Портрет Льва Толстого»

1887 г. Автор: Ге Н.Н.

«Портрет Л.Н. Толстого» 

Автор: Репин И.Е. 1887

Серов В. портрет Н Лескова, 1894

 
Просмотров работы: 500