Введение
Как нет людей одинаково говорящих,
так и нет людей одинаково пишущих.
Аристотель
Каждый год в нашей гимназии в рамках недели словесности проходит общешкольный конкурс каллиграфии. Многие ученики только в это день демонстрируют свои умения в области красивого письма, не обращая внимания на то, как они пишут ежедневно. Готовые работы выставляются для оценивания и выбора победителя. Учителя русского языка восхищаются красивым почерком своих учеников, чаще всего не узнавая авторов, с горечью отмечая, что остальные работы гимназистов выглядят куда менее презентабельно.
В век современных информационных технологий такие понятия, как «почерк», «каллиграфия» приобретают налет архаичности, однако целенаправленная работа над качеством каллиграфических навыков способствует развитию определенных отделов головного мозга и значит, формирует гармонически развитую личность.
Обоснование выбора: Часто от родителей, от учителей можно слышать, что почерк может рассказать о многом: по качеству почерка судят о нашей личности, о качествах и свойствах нашего характера. Интересно, в чем же тайна почерка? Чтобы разобраться в этом вопросе, я решила провести исследование образцов почерков людей различных возрастных категорий и статусов и попыталась соотнести полученные теоретические знания по графологии с практическим опытом.
Цель работы – Привлечь внимание современных школьников к значимости ручного письма, к необходимости соблюдать правила каллиграфии .
Постановка данной цели обусловила следующие задачи:
1. Изучить и обобщить теоретические сведения по теме проекта;
2. Провести детальный анализ образцов почерков отличников в 2021 учебном году гимназии « Жуковка»
3. Провести анализ оценок за каллиграфию в Административных работах с 2020 учебного года.
3. Провести анализ образцов почерков членов своей семьи.
4.Провести анализ образцов почерков одноклассников, учеников 8 А класса.
5. Разработать рекомендации для учителей по определению соответствия почерка и основных черт характера.
6. Создать краткие характеристики своих одноклассников, опираясь на результаты почерковедческой экспертизы образцов их почерков.
Методы: были применены теоретический и эмпирический методы проектной деятельности. Среди теоретических методов ведущее место занимает метод анализа и систематизации.
Новизной данной работы является преодоление взгляда современных школьников на необходимость замены письменных текстов на печатные и нежелание многих учеников уделять внимание выработке каллиграфических навыков.
Гипотеза: не только свойства характера, но и качество обучения и наследственность отражаются на почерке человека.
Актуальность данной работы обусловлена следующими причинами:
1.Ухудшение качества письменных работ, небрежность при ведении тетрадей.
2.Снижение результатов по критерию «Каллиграфия» в Административных работах с 2020 года.
3.Снижение интереса к ручному письму под натиском современных гаджетов
Практической значимостью этой работы считаем привлечение внимания к формированию красивого почерка, соответствующего требованиям каллиграфии. Понимание, что изменения в поведении и мироощущении подростков неизбежно вызывают изменения в написании букв. Владение определенными знаниями по теме проекта позволят ученикам лучше узнать себя и окружающих. По особенностям почерка научат выявлять значимые черты характера, внутреннее состояние, благополучие или неблагополучие.
Если с помощью особенностей почерка научиться определять черты характера, это поможет учителям, лучше понимать причины и мотивы поведения учеников и позволит избегать конфликтных ситуаций.
Продукты проектной деятельности:
1. Рекомендации для учителей по определению соответствия почерка и основных черт характера учеников (Буклет)
2. Краткие характеристики одноклассников
Основная часть
Глава 1.
История графологии Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. До нас дошло изречение императора Нерона: "Я боюсь этого человека, его почерк показывает, что у него предательская натура»
Конфуций отмечал, что "почерк может достоверно указать, происходит ли
он от великодушного человека или от того, кто вульгарен".
23 января отмечается международный «День ручного письма» или «День почерка».
Особенности взаимосвязи почерка и характера изучает наука графология (в переводе с древнегреческого пишу и учение) .
Сегодня многие люди прибегают к помощи графологов. На данный момент профессия графолог очень актуальна.
Графология - это древнейшее искусство. Несколько тысяч лет назад китайцы определяли по почерку характер человека, специалисты в древнем Риме, монахи Средневековья также владели этим искусством.
Первая известная книга, посвященная графологии, итальянского профессора Камилло Бальдо, вышла в свет в 1630 году.
Книга называлась «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку.
Примерно через 200 лет ученый церковник аббат Фландрен создал группу, участники которой подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий.
Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков.
Для того чтобы окрестить новую науку, аббат использовал два греческих слова: «графо» -писать и «ологи» - наука.
Так родилась графология.
В конце XIX - начале XX столетия о графологии заговорили как о науке, а не как об искусстве.
Существовало и Русское научное графологическое общество, Председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсаров, автор популярной книги «Почерк и личность». В наше время графология
рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра.
Рассмотрим, что такое почерк? В словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование этому слову:
Манера писать, характер начертания букв в письме.
Переносное: Индивидуальная манера. (Творческий почерк художника)
Нас интересует первое значение - манера писать. Говоря вкратце, анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях, его способностях и темпераменте, что позволит ему направить свои действия.
Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». Примерно так же отзывался о почерке и Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером».
Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и др. Например, известный художник Томас Гейнсборо всегда держал рядом с мольбертом рукопись человека, над портретом которого он работал.
Этот метод позволял ему полнее отобразить на холсте внутренний мир человека. Идеи Томаса Гейнсборо нашли отражение в изречении Уильяма Преера, немецкого исследователя, жившего в самом начале XX столетия: «Почерк человека есть почерк его индивидуальности»
Как проводить анализ почерка. Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что–либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову.
В этом случае почерк будет более естественным.
Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Анализ общего вида письма. Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Основными признаками почерка являются анализ:
поле;
направления строки;
наклона букв;
величины и ширины почерка;
соединение букв и беглости почерка.
Теперь переходим к самому анализу почерка и попытаемся выявить его взаимосвязь с характером человека.
Глава 2 Параметры анализа почерка
Анализ полей
Маленькие поля слева - бережливость, склонность к семейной жизни, педантизм;
Широкие поля слева - потребность в деятельности, отсутствие мелочности;
Очень широкие поля слева - щедрость, хвастливость, расточительность, желание и стремление быть оригинальным, стремление к роскоши, блеску; фамильная гордость, простые привычки и манеры;
Левый край постепенно расширяется- щедрость, расточительность, стремление к бережливости, накопительству;
Левый край сужается - эгоизм, бережливость, доходящая до скупости, самообладание;
Отсутствие полей - большое желание проявить себя, максимализм; неприятие зла, стремление к моральной чистоте; желание развернуться в своей деятельности, использовать все для достижения своей цели, все обернуть в свою пользу.
Анализ строк
Прямые строчки - спокойствие, уверенность, сила воли, умеренность, рассудительность, доверчивость, сильно развитое чувство долга; планомерное продвижение; заблаговременная подготовка, систематическая работа, не откладывает все на последнюю минуту, доводит начатое до конца, решительность, устойчивость мнений, ответственность за поступки, эмоции и решения;
Строки, восходящие кверху - честолюбие, тщеславность, храбрость, решительность, сознание собственной силы, стремление к деятельности, доверчивость, искренность, самоуверенность, оптимизм, высокие запросы, завышенная самооценка; подвижный тип; быстрота установления контактов; инициативность в налаживании отношений в сфере своих интересов, широта данного круга; личность творческая, самовлюбленность, гордость, упрямство, склонность к рефлексии, инициативность, требовательность к другим;
Строки, идущие книзу - отсутствие честолюбия, решительности, храбрости, инициативы; апатия, пессимизм, недоверие к себе, сентиментальность, чуткость, комфортность, обидчивость;
Волнообразные строки - хитрость, ловкость, лживость, изворотливость, тактичность, коммерческие наклонности, отсутствие совести, не прямолинейность;
Строки вначале восходят, а потом опускаются - отсутствие настойчивости, непостоянство, нетерпеливость, человек, который сразу берется за несколько дел, не всегда их оканчивает, во многих делах испытывает разочарование и не добивается успеха; весь мир — в будущем; азартность, увлеченность новыми начинаниями;
Сначала строки опускаются, а потом поднимаются - самоуверенность; неохотно берется за дело, но, начав, доводит до конца, несмотря на первоначальные сомнения, а потому достигает успеха; конкретность, практичность, наличие полезных дел, стремление добиться своего;
Начало каждого слова стоит выше окончания предыдущего - потребность в деятельности, неуверенность, сильно развитое чувство долга, комплексы; правильность действий, логичность поступков;
Начало каждого слова стоит ниже окончания предыдущего - осторожность, честолюбие, стойкость, выдержанность, уверенность, рассудительность; холодный рассудок; анализ дел, логичность, объективность, непредвзятость, сдержанность.
Анализ наклона букв
Косой - сердечность, участливость, логичность мышления, добросовестность в работе, стремление к порядку, качеству, равенству, справедливости; есть система знаний, логика знаний, волевое внедрение разумного;
Наклон влево - неестественность, чопорность, хитрость, деспотизм, скрытность, недоверие, боязнь собственного чувства;
Наклон в разные стороны - капризность, неуравновешенность, нерешительность, внутренний разлад, борьба чувств и разума, противоречивость, самовлюбленность;
Наклон вправо - чувствительность, творческая натура, хорошая работоспособность, сопереживание людям, наличие симпатий и антипатий, любовь и ненависть, неравнодушие, сердечность в отношениях с близкими, эмоциональное богатство, открытость, склонность к порывам в любви, гневе, молчаливость переживаний, добро и зло, скрытый мир чувств, наличие веры, надежды, любви, привязанности к близким, неприятие зла, стремление к моральной чистоте.
Анализ величины и ширины почерка
Мелкий почерк - наблюдательность, хладнокровие, спокойствие, скрытность, остроумие, заботливость, устойчивость мнений, принципиальность, исполнительность;
Крупный почерк - ум, энергия, потребность в деятельности, беззаботность, беспечность, общительность, непринужденность, легкая привязчивость, щедрость, расточительность нажима и беглости почерка;
Средний почерк – нормальное работоспособное состояние;
Угловатые и круглые буквы – умение очаровывать окружающих людей, гостеприимная натура, хороший вкус;
Прямые буквы – контроль поступков с помощью головы, а не сердца;
Круглый почерк - гордость, самолюбие, предприимчивость, потребность в деятельности, решительность, стремление к господству;
Узкий почерк - сдержанность, скрытность, мелочность, скупость, исполнительность, жестокость, стремление к точности, боязнь потери состояния и денег;
Буквы последнего слова сжаты на конце, чтобы избежать переноса – расточительность.
Анализ соединение букв и беглости почерка
Каждая буква соединена друг с другом - последовательный, логичный характер, консервативность в некоторых взглядах, обладание сложным восприятием всего того, что ново.
Очень много разрывов между буквами - образно-конкретное мышление, поступки непредсказуемы, мечтательность, стремление к тому, чтобы обратить больше внимания на себя и произвести наилучшее впечатление людей.
Беглый и размашистый - предприимчивость, потребность в деятельности, любознательность, ловкость, веселый характер, некоторая склонность к фантазированию;
Каллиграфически правильный - невозмутимое спокойствие, решительность, честность и светская ловкость, верный расчет в делах, действенность;
Очень витиеватый - тщеславность, любовь к внешнему блеску, неудовлетворенность;
Разборчивый, воспринимается без затруднений - предусмотрительность, ум, благоразумие, самостоятельность, спокойствие, решительность и уверенность в делах, успех;
Неразборчивый и неправильный - нервность, беззаботность, потребность в деятельности, сумасбродство;
Очень наклонный и возвышающийся – сильная увлеченность предприятиями;
Очень угловатый - стойкость, упрямство, эгоизм, самолюбие, своенравие, черствость, холодность;
Широкий, размашистый, с правой стороны свешивающийся - отсутствие логики, руководствуется чувствами.
Практическая часть . Почерк, как и отпечатки пальцев, индивидуален.
1.Анализ образцов почерков членов моей семьи
Все написали предложенный текст, я сравнила со своим образцом и сделала вывод , что мой почерк больше схож с почерком брата Николая, 23 года. Написание букв практически одинаковое, кроме буквы «т». Николая, высота и ширина букв тоже идентичны. И внешне мы очень похожи.
Следует отметить , что все члены нашей семьи имеют разборчивый почерк, соответствующий правилам каллиграфии , без характерных особенностей,
Ученые установили, что генетика оказывает немаловажное влияние на почерк: он зависит и от анатомических особенностей — например, костная структура определяет, как именно человек будет держать ручку. Координация, глазомер, мышечная память и умственные способности (которые определяют умение обучаться правописанию) — тоже играют не последнюю роль в характере почерка
Вывод:
Почерк членов одной семьи имеет множество одинаковых признаков
Члены семьи с идентичным почерком имеют и внешние сходства
2 Анализ образцов почерков отличников за 2020-21 учебный год гимназии «Жуковка»
В школьном журнале «Хронограф» ежегодно печатают довольно внушительный список отличников. Именно почерки этих учеников и стали объектом исследования. Цель очевидна: проследить зависимость качества обучения и каллиграфического почерка. Ведь бытует мнение, что именно они наиболее старательные ученики, а значит, и писать должны красиво, в строгом соответствии с требованиями каллиграфии.
Разворот журнала «Хронограф» № 23 с фотографиями отличников
Изучено 32 образца почерков
Идеальные с точки зрения требований каллиграфии 19 штук
№3 № 35 № 32
С незначительными отклонениями от требований каллиграфии 8 штук
№4 № 36
Небрежных, со значительными нарушениями правил написания элементов нет
Вывод:
1.Отличники обладают красивым почерком ( 74 %)
2. Отличники соблюдают правила каллиграфии ( 82 %)
Независимо от того, как учат писать детей в начальной школе, по происшествии короткого времени ребята начинают писать по – разному и, таким образом, проявляют свои индивидуальные черты характера и ума. И значит, не всегда небрежный почерк- результат недобросовестного отношения к выполнению заданий
3 Анализ образцов почерков моих одноклассников, учеников 8 А класса. В данном разделе было проведено аналитическое исследование образцов почерков из рабочих тетрадей учеников 8 «А» класса. Были выявлены основные признаки их письма и сделаны выводы о значимых чертах характера моих одноклассников.
№1 |
С большим желанием проявить себя, хочет развернуться в интересующей её деятельности, использовать всё для достижения своей цели. Руководствуется больше логикой, сложным восприятием всего того, что для неё ново. любит заводить новые знакомства и открыта новым впечатлениям и новому опыту; Также характерна озабоченность своим имиджем, внешностью, статусом среди себе равных. Несмотря на демонстрацию протеста и независимости, она чувствительна к мнению о ней окружающих, остро нуждаются в одобрении взрослых. |
№2 |
Имеет хорошую работоспособность, умеет сопереживать людям, сердечен в отношениях с близкими, эмоционально богат.
|
№ 3 |
Немного гордый, самолюбивый. Имеет потребность в деятельности. Этот человек формален, официален по своей сути, бюрократичен если выдается возможность проявить это. Упрям, находится во власти стереотипов и не меняет своего мнения. Основателен, придирчив к деталям и подробностям. |
№ 4 |
Отсутствует настойчивость; чувствительная и творческая натура; беззаботная, беспечная и общительная; легко привязывается к людям, берется за несколько дел, но не всегда их оканчивает, ведь во многих делах испытывает разочарование и не добивается успеха; склонность к фантазированию. представительница классической «маски», ставшей «второй натурой». Ей присуще убеждение, что форма, впечатление, имидж — важнее истинной сути. Она сконцентрирована на себе и своих переживаниях, словно «улитка», свернутая в своей раковине, пессимистична. |
№ 5 |
Личность с большим желанием проявить себя, хочет развернуться в интересующей его деятельности, не откладывает все на последнюю минуту, доводит начатое до конца. Спокойный, уверенный, рассудительный, умеет сопереживать людям, сердечен в отношениях с близкими; принципиальный, немого гордый. Эмоциональный человек, старающийся контролировать любые проявления своих эмоций, а также все свои слова и действия. Сдержан. Высокая самокритика, высокий морально-этический уровень. Вопреки тому, что не показывает этого, он все же весьма самолюбив и любит почтение и признание. Часто упрям. Убежден в правильности своих позиций и своей объективности. Намеренно демонстрирует свое расположение к людям. |
№ 6 Упрямство, оппозиционность (по наклону влево). |
Обладает образно-конкретным мышлением, иногда его поступки бывают непредсказуемыми. Мечтательный человек, стремится к тому, чтобы обратить больше внимания на себя и произвести наилучшее впечатление людей Нервность, беззаботность, потребность в деятельности, сумасбродство; Скрывается за «маской». Это чрезвычайно осторожный и расчетливый человек. Такая «маска» заключается в том, что он пытается создать впечатление наивности и открытости, хотя на самом деле напряженно наблюдает и может неожиданно начать манипулировать человеком или использовать собранную о нем (пользуясь сначала его доверием) информацию. |
№7 |
Сосредоточенная на себе и своих субъективных чувствах личность. Ей присуще принятие решений и поведение в соответствии скорее с чувствами, нежели с рациональностью. Также чувство протеста, в том числе родительскому влиянию. Со стороны такие девочки кажутся упрямыми или эгоистичными, тогда как на самом деле — это лишь их попытка добиться автономности, самостоятельности, взрослости и отмежеваться от опеки и влияния родителей, все еще воспринимающих свою дочь как ребенка. |
№ 8 |
Консервативность в некоторых взглядах; умение очаровывать окружающих людей. Является гостеприимной натурой, с хорошим вкусом; творческий человек, не откладывает все на последнюю минуту, доводит начатое до конца, имеет устойчивое мнение. Отсутствие логики, руководствуется чувствами. Упрямый, последовательный, логичный человек (по вертикальному наклону почерка, нажиму, связности букв) |
№ 9 |
Отсутствует настойчивость. Ей присуще непостоянство, нетерпеливость. Она человек, который сразу берется за несколько дел, но не всегда их оканчивает, ведь во многих делах испытывает разочарование и не добивается успеха. Имеет потребность в деятельности. Она беззаботная, беспечная и общительная, легко адаптируется в новом коллективе Высокий интеллект, актерские навыки, коммуникативность (комплексная оценка: ясность почерка, наклон вправо, особенности написания букв) |
№10 |
Личность с большим желанием проявить себя, стремлением к моральной чистоте, хочет развернуться в интересующей её деятельности, использовать всё для достижения своей цели. Исключительно важно личное приятие и понимание, дискомфорт при тесном общении с большим количеством людей, по-настоящему сближается только с самыми верными и проверенными людьми, которые по ее мнению, «не смогут» ее обидеть. |
№11 |
Невозмутимое спокойствие, решительность, честность и светская ловкость, верный расчет в делах, действенность; Только человек, внутренне боящийся или не смеющий выразить свою индивидуальность, быть «не как все», смирившийся с рутинным и монотонным существованием, способен настолько подавить все личное и настолько «безукоризненно» изобразить стандарт. Содержание приносится в жертву пустой форме. |
№12 |
Имеет гордую натуру, может быть немного самолюбивой. обладает чувствительной и творческой натурой. Хорошая работоспособность, сопереживание людям, неравнодушие, сердечность в отношениях с близкими. Гармоничный, открытый, понятный себе и другим человек (по равному расстоянию между строчками, связности букв, разборчивости почерка) |
Вывод: Убористый, неразборчивый, аккуратный, мелкий, крупный, витиеватый, красивый, небрежный... Каким только почерк не бывает. У каждого из нас он свой. Он начинает формироваться примерно в возрасте 8–10 лет, окончательно складывается только к 20, но может меняться в течение всей жизни. И может многое о нас рассказать. Ученые давно установили, что существует определенная связь между почерком человека и его характером: при письме движения руки управляются мозгом, а потому несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем. Так что, хочешь нарисовать психологический портрет человека? Проанализируй его почерк! Совпадение оказалось 86% (ученики по характеристике узнали одноклассника)
Заключение.
В ходе исследования я убедилась, что почерк – это отражение нашей души, нашего внутреннего мира, особенностей характера, отношения к миру и к самому себе.
Поскольку я провела анализ только по основным признакам почерка, то он получился не совсем точным, но более 90% полученных результатов оказалось верны.
Исходя из результатов проделанной мной работы, можно сделать вывод, что с помощью подобного анализа появляется возможность определять характер человека с большой вероятностью достоверности, а это значит, что моя гипотеза верна.
Характер человека действительно влияет на его почерк. Подобная проблема имеет широкое практическое значение как для специалистов (графологов, психологов, учителей и т. д.), так и для обычных людей. Так, знание законов зависимости почерка от характера человека поможет
лучше узнать моих одноклассников, преподавателей, друзей, родственников;
обойти «подводные камни» в общении с людьми и понять , с кем я имею дело;
лучше понять саму себя.
Все поставленные задачи выполнены
Использованная литература и другие источники:
Инесса Гольдберг Психология почерка. АСТ, 2008
Инесса Гольдберг. Секреты Почерка. АСТ, 2008
Инесса Гольдберг . Язык почерка или Проблемы на бумаге, АСТ, 2008
Исаева Е.Л. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку. Рипол Классик, 2010
Соломевич В. И. Почерк и характер. Харвест, 2009
Белов, Н. В. Современная энциклопедия для мальчиков: учебное пособие
Н. В. Белов. Современный литератор, 1999. – 223 с.
Соколова А. Графология – ключ к характеру. Рипол Классик, 2013 https://psylogik.ru/99-harakter-cheloveka.html