Введение
«Письма я берегу и завещаю их внукам:
пусть читают и ведают дела давно минувшие…»
А.П.Чехов
В современном мире в связи с развитием технологий люди получили огромное количество методов для общения и обмена информацией. Раньше для этих целей использовались бумажные письма, которые сейчас являются достаточно редким явлением. У современных людей слово «письмо» вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой, общением в социальных сетях. Да, в эпоху Интернета мы не пишем письма близким, друзьям и родным. Электронные послания заменили все виды переписки. Легче написать короткое SMS-сообщение, которое дойдет до адресата в считанные секунды. Такой способ общения хорош для передачи срочной информации, но не для отражения состояния человеческой души. Отход от эпистолярного жанра к SMS-сообщениям мало способствует укреплению дружеских отношений, чувства и мысли людей, общающихся при помощи SMS, остаются за пределами переписки. Целостность беседы нарушается, она превращается в какой-то набор формальных вопросов и таких же ответов.
Раньше письмо было единственным средством коммуникации. Слово, изложенное на бумаге, является более обоснованным, обдуманным, и кажется более весомым. Письмо в конверте приносит особое удовольствие, ведь оно написано от души, к тому же, его можно неоднократно перечитывать. Кроме того, письма приносят не только радость общения, но и могут представлять определенную литературную и историческую ценность. Письмо называют «чудом, прошедшим через века».
Умеем ли мы писать письма? Любим ли получать письма? В наше время глобальной компьютеризации и повсеместной электронной почты не потеряем ли мы навыки написания писем?
Исходя из актуальности вышесказанной проблемы, у меня появилась идея исследовать данный вопрос.
Гипотеза: в современных условиях возможно возрождение традиций написания писем, которые могут получить второе дыхание, письмо как эпистолярный жанр не прекратит своего существования, а перейдет на новый качественный уровень.
Цель работы: доказать, что эпистолярный жанр не должен быть вытеснен современными средствами связи.
Задачи исследования:
1. Изучить историю письма и эволюцию эпистолярного жанра в русской литературе;
2. Проанализировать примеры эпистолярного жанра из литературы;
3. Проанализировать современные средства общения, определить достоинства и недостатки бумажных и электронных писем.
Объект исследования: бумажные письма и электронные письма и сообщения.
Предмет исследования: роль письма в жизни людей разных времен.
Глава 1
История письма
Из словаря С.И. Ожегова мы узнаем, что письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь.
Письмо имеет долгую и сложную историю своего развития, которая охватывает период в несколько тысяч лет. Появление письменности стало одним из важнейших открытий в истории человечества.
Рассматривая историю развития письменности, можно выделить следующие этапы эволюции письма от самых ранних ступеней рисуночного письма до собственно алфавита.
Предметное письмо. Древние предки использовали для передачи информации на большие расстояния различные предметы, которые имели какое-нибудь условное обозначение. Например, засохшая ветка сообщала о болезни вождя или стрела извещала о войне.
Как только человек научился рисовать, он стал посылать послания. Вместо букв и слов в этих письмах были рисунки, поэтому письма так и назывались «рисуночные», но не каждый умел рисовать, поэтому рисуночное письмо не прижилось. Как предметное письмо, так и рисуночное не являются письмом в собственном смысле этого слова; это только предыстория развития письма, ибо с их помощью можно выразить лишь общий смысл сообщения, но не его точное звучание.
Прошло много лет, прежде чем человек изобрёл другое письмо – идеографическое. В таком письме каждому слову соответствует определенный знак. Система такого письма в наиболее отчётливом виде сохранилась до сих пор в Китае.
В Древней Индии появилось звуковое (фонетическое) письмо. Вследствие чего изобрели букву. Это сделал финикийский народ, после чего греки стали разрабатывать алфавит.
Словесное письмо. В словесном письме каждое отдельное слово изображается особым рисуночным знаком. Это чрезвычайно важный шаг вперед по сравнению с исходным идеографическим письмом, потому что словесное письмо не передает общий смысл сказанного, а фиксирует сказанное пословно.
Словесное письмо переходит в словесно-слоговые письма, а впоследствии появляются слоговые системы, которые положили начало современному алфавиту. Первый алфавит был создан греками. Таким образом, греками впервые была создана алфавитная система письма.
1.2.Из истории эпистолярного жанра
Эпистолярный жанр (от греч. эпистола – послание, письмо) – один из древнейших жанров в литературе. Эпистолярный – написанный в форме писем, состоящий из писем.По определению Аристотеля эпистолярная форма «позволяет автору оставаться самим собой».
Письма театральных деятелей, учёных, писателей, художников – это своеобразный документ эпохи, это образцы нравственной культуры. Как писал А.И. Герцен, «Письма больше чем воспоминания: на них запеклась кровь событий, это – само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное».
Образцом эпистолярной литературы в средневековой России могут служить письма протопопа Аввакума и переписка Ивана IV с А. Курбским. "Письма русского путешественника” Н. М.Карамзина, "Записки первого путешествия”, содержащие письма Д.М.Фонвизина П.И.Панину из Франции, стоят у истоков освоения традиций эпистолярного жанра в России.
Слова благодарности можно найти в письмах А.Пушкина не только своей жене, но и няне Арине Родионовне, художнику О.Кипренскому, найти советы близким у В.А. Сухомлинского, объяснения любви у А.Фета. Письма А.П.Чехова, Д. Лихачёва, Н.В.Гоголя – это не только уроки нравственности, но и история России в письмах.
«Письма о Добром»известного академика Д.Лихачёва - это наставления молодому поколению, они дают мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это уроки патриотизма и гражданственности, образцы человеческой мудрости и доброты.
Очень интересны письма А.П.Чехова, адресованные не только родственникам, но и друзьям, знакомым. По этим письмам мы можем составить нравственный портрет Чехова. Особо хочется отметить письмо, которое русский классик написал 130 лет назад своему брату, талантливому художнику, но слабохарактерному и страдающему от беспробудного пьянства - Н.П.Чехову в марте 1886 года, где А.П. Чехов сформулировал 8 заповедей для воспитанных людей.
Особо значимыми, ценными для жителей нашей страны являются солдатские письма с фронтов Великой Отечественной войны. Как бесценные реликвии хранятся они в семейных архивах и передаются из поколения в поколение. «Война – это письма, которых ждут и боятся получать, это особая любовь к добру и особая жгучая ненависть к злу и смерти; погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, не свершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами», - читаем мы у Ю. Бондарева.
По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 миллионов и примерно же столько же шло с фронта родным и близким. Пройдут годы, но солдатское письмо, долгожданный гость времён Великой Отечественной войны, навсегда останутся в памяти истории нашей страны.
Читая письма людей прошлого, понимаешь, что в них гораздо больше истины, чем в библиографических источниках. Переписка прошлого помогает нам, живущим в XXI веке, многое понять, осмыслить заново.
1.3.Эпистолярный жанр в художественной литературе
В художественной литературе форма письма или послания (эпистола) позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Это своеобразная форма самовыражения персонажа, в которой проявляется его индивидуальность, неповторимость.Письма являются одним из главных средств характеристики героев.Именно в письме выражались их заветные мысли и чаяния, в письмах герои предельно искренны и правдивы.
Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.
Жанр письма использовали в своих произведениях многие русские писатели, например: А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», А.П. Чехов в рассказе «Ванька», Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор», Ф.М. Достоевский в романе «Бедные люди», Л. Н. Толстой в романе «Война и мир».
Эпистолярное наследие А. С. Пушкина - бесценный документ эпохи 19 века. Именно А.С. Пушкин сначала в своих письмах, а затем и в художественной прозе осуществил принцип «писать, как говорят, и говорить, как пишут».
Самыми известными письмами в отечественной литературе являются письмо Онегина к Татьяне и Татьяны к Онегину в романе А.С.Пушикина «Евгений Онегин». Оба письма предельно эмоциональны, искренни, они словно зеркальны по отношению друг к другу.
Письмо Татьяны - это письмо, где «сердце говорит, где все наруже, все на воле». Нужно очень сильно любить, чтобы написать Онегину первой.
Таким образом, письма в романе «Евгений Онегин» являются важными структурными компонентами сюжета, основными средствами раскрытия подлинной сути героев произведения.
Судьба маленького героя отразилась в рассказе А.П.Чехова «Ванька». Его письмо раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, которого обижает злой хозяин. Единственная надежда ребенка связана с дедушкой. Ему он доверяет свои страдания, воспоминания, боль. Текст письма говорит том, что мальчик уже с юных лет имеет твердый характер, волю. За свою недолгую жизнь он успел много повидать, ему довелось хлебнуть горя.
Рассказ заканчивается символически. Ванька не указал адреса своего дедушки. Это значит, что его письмо никогда не найдет своего адресата.
В русской литературе нельзя не упомянуть о первом романе Федора Достоевского «Бедные люди». В романе изображена переписка между Макаром Алексеевичем и Варварой Добросёловой.
Письма Девушкина подчеркивают его скромность, нерешительность, доброту, сердечность. Он старается всячески поддержать Вареньку, успокоить ее. Сам герой никак не может выбраться из удручающей нищеты.
Вместе с тем создается впечатление, что герои не слышат друг друга. Девушкин – маленький человек, «бедный человек», Варенька – скромная юная девушка, которая страшится «злых людей», «их гонения, ненависти». Макар Алексеевич – ее единственная надежда. Герой любит Вареньку так, что тратит на нее все возможное и даже сверх возможного. Оба героя страдают в этом дисгармоничном мире. Парадокс заключается в том, что они живут рядом друг с другом, но обмениваются самыми сокровенными мыслями только в письмах.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы читаем письмо матери Раскольникова, письмо Лужина, они помогают понять характер и внутренний мир героев.
Среди более поздних образцов эпистолярного романа можно упомянуть роман Виктора Шкловского «ZOO или Письма не о любви» (1923), написанный им в эмиграции, и роман Вениамина Каверина «Перед зеркалом» (1972), созданный на основе подлинных женских писем. События романа охватывают период с 1910 по 1932 год.
Эпистолярная форма - редкое явление в литературе, и в последнее время почти вышла из употребления.
1.4. Письма в XXI веке
Современная наука и система общества не может существовать без письма. Письмо играет большую роль в развитии общества. На сегодняшний день по статистическим данным Почты России 80% от общего числа отправленных и полученных писем – это деловые письма и лишь 20% приходится на личную переписку.
Интересно, что в современном обществе человек использует различные виды письма, например, когда нужно выразить некую идею для представителей любого языка, мы снова возвращаемся к пиктограммам (знаки дорожного движения, значки на ярлыках одежды), потребность в международном общении диктует необходимость в возвращении к идеографическому письму, все мы знаем, что обозначает значок $ – это идеограмма, символ, а не прямое изображение доллара. К тому же, в электронных письмах люди, стараясь выразить свои эмоции и переживания, прибегают к всевозможным смайликам и рисункам, которые могут передать разные оттенки эмоциональной палитры.
Интересно и то, что современная молодёжь, разрисовывая стены домов и фасады, действуют подобно первобытным людям и создают «наскальные рисунки».
Современное письмо несомненно изменилось под влиянием многих внешних факторов.
Постоянно ускоряющийся темп жизни диктует свои условия, в том числе и к письменному электронному сообщению: скорость, краткость, сжатость. Примечательно, что термин «письмо» всё чаще заменяется термином «сообщение» или «текстовое сообщение», что подчёркивает его краткий характер.
Для компьютерного общения характерно статусное равноправие участников, ихопределённая анонимность. Анонимность письма в сети стимулирует раскованность, снятие психологического барьера - шероховатости выражения мысли, ошибки в речи менее тяжело воспринимаются, чем при непосредственном общении. Это ведёт, с одной стороны, к увеличению числа корреспондентов, с другой - к избирательности в общении (с кем не хочу, с тем не общаюсь).
Обращение к коллективному и массовому адресату характеризуется тем, что отправитель текста надевает маску, присваивает себе вымышленное имя, так называемый ник, который делает виртуальным авторское «я».
Переписка на маленьком экране мобильного телефона оказывает сильное воздействие на образ мышления моих сверстников, поскольку максимальный размер сообщения не должен превышать 160 знаков. Поэтому начинаются эксперименты с изобретением новых слов и значений, синтаксисом и морфологией, опущением гласных, использованием цифр и математических знаков. А значит, и эта область общения может способствовать разрушению культурной языковой среды.
1.5. SMS – сообщения
С появлением сотовой связи и телефонов появилось новое средство коммуникации - SMS. «SMS» с английского языка (Short Message Service) переводится как служба коротких сообщений, система, служащая для отправки и принятия текстовых сообщений посредством мобильного телефона.
Короткие текстовые сообщения стали неотъемлемой частью массовой культуры, явлением, объединяющим людей. Если люди начали перезваниваться друг с другом еще в прошлом веке, то SMS-ки появились относительно недавно, но уже полностью вошли в нашу повседневную жизнь, они стали надежным инструментом общения. Без них практически невозможно представить себе более простой и удобный способ общения в ситуациях, когда телефонный звонок невозможен, а сообщить что- то нужно максимально быстро и с гарантией получения. Именно здесь на помощь и приходят смс - сообщения.
Почему мы перестали писать письма, даже электронные, а для общения почти полностью перешли на SMS? В чем же плюсы и минусы подобной специфики?
Во-первых, средства связи, почти всегда доступные и сравнительно простые в использовании, значительно облегчают наше общение.
Во-вторых, обмен информацией может происходить буквально в считанные секунды, что чрезвычайно удобно и экономно как в плане времени, так и в плане денег. Раньше, для того, чтобы связаться с человеком, с которым встретиться в реальности ты никак не можешь, приходилось пользоваться традиционной почтой, что подчас просто неудобно, да, к тому же, медленно и затратно (по сравнению с бесплатными почтовыми сервисами в Сети).
Для множества людей возможность отправлять короткие сообщения становится предпочтительнее телефонных звонков. С помощью SMS назначают свидания, признаются в любви и даже спасают жизнь.
Таким образом, мобильная связь и своеобразный SMS-язык проникает в самые разные области нашей жизни, оказывая влияние на культуру в целом. Какие-то аспекты этого влияния можно считать положительными, а какие-то вызывают тревогу у общественности. Так как для SMS-языка характерно обильное использование сокращений, пренебрежение к правилам пунктуации и правописания, погрешности в фонетике, невозможность использования сложных грамматических конструкций
Одним из минусов "быстрого общения" считают обесценивание языка и ставшую уже повсеместной безграмотность пользователей Интернета.
SMS-сообщения не имеют особой структуры, они могут состоять из одного или двух слов. Прочитав эти слова, невозможно понять основную тему переписки. За счет этого исчезает культура текста, нарушаются его нормы.
В разговоре важную роль играет интонация. Так как современное общение все-таки происходит на расстоянии, сохраняется стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций - «смайликов».
Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используется так называемый "капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса.
В SMS отражаются многие негативные процессы, произошедшие с культурой нашего общества за последнее время: падение интереса к чтению хорошей литературы и к чтению вообще.
Также, к минусам относят так называемую проблему одиночества в сети, люди разучились общаться по-настоящему.
1.6. Культура электронного общения и e-mail
Электронная почта E-mail (Electronic mail) - самая распространенная услуга сети Internet. Электронное общение со всем миром стало простым и удобным. Мы быстро привыкли посылать друг другу SMS-ки и писать друг другу электронные письма. Стиль электронного общения прочно вошел в повседневное деловое общение и нашу частную жизнь. Более того, быстро развивается определенная зависимость, информационный голод, если мы по какой-то причине отрезаны от Интернета.
В отличие от обычного письма, электронное письмо предполагает быстрый ответ, обычно - в течение суток. С другой стороны, в отличие от телефонного разговора адресат может отвечать не сразу. Таким образом, если адресат не отвечает в пределах того временного интервала, который считается нормальным, происходит коммуникативный провал.
Переписка по электронной почте часто происходит в форме серии писем и ответов на них, которые образуют единый коммуникативный акт. Первые два письма серии обычно содержат формулы обращения и приветствия, однако в последующих письмах серии формула приветствия опускается; что касается обращения, то оно может оставаться, а может тоже опускаться.
Глава 2
2.1. Результаты анкетирования среди учеников 9 класса
Неоспоримым фактом является как то, что и бумажные и электронные имеют свои достоинства и недостатки, так и то, что достижения научно - технического прогресса постепенно вытесняют бумажные письма из нашей жизни. Я решила узнать у своих одноклассников, что они думают по этому поводу и провела анкетирование.
Моим одноклассникам было задано несколько вопросов. Я выяснила, что 80% респондентов считают, что письма пишут для общения и получения информации.
На вопрос: «Получали ли вы бумажные письма?» 52% ребят ответили, что нет. Большинство (75%) ребят ответили положительно на вопрос: «Хотели ли бы вы получить бумажное письмо от друга, родственника?
85% сами бы хотели написать письмо своим друзьям и родственникам. Но все же для общения более 80% опрошенных предпочитают социальные сети и SMS – сообщения, а вот бумажные и даже электронные письма – никто. 47% ребят считают, что писать письма легко, 21% считают, что нет, остальные затруднились с ответом.
Почему ребята не пишут письма?
Из данного исследования я узнала, что, во-первых, у многих отсутствует умение составлять интересный связный рассказ о своей жизни. Всегда получается письмо, состоящее лишь из вопросов, то есть ничем не отличающееся от SMS- письма.
Во-вторых, письмо способно высветить внутренний мир пишущего, подчеркнуть оригинальность натуры, и не каждый решится открыть себя даже близким, поэтому проще спрятаться за SMS, а откровенные мысли оставить до встречи.
В-третьих, обычная безграмотность тоже является препятствием для написания письма, так как в SMS-ках принято писать с ошибками.
Таким образом, большинство не испытывают потребности в написании писем, и, хотя в некоторых семьях письма хранят, понимая их ценность, но общаться дети желают в основном через современные средства связи.
Проанализировав данные анкетирования, я пришла к выводу о том, что даже используя новейшие электронные технологии, не следует отказываться от самого искусства написания писем. И, если подойти к написанию письма творчески и с душой, то оно станет не просто набором слов, несущих определенную информацию, а произведением эпистолярного искусства, которое не стыдно будет показать потомкам.
Какими бы ни были частыми смс-сообщения, они несут в себе очень скудную, часто односложную информацию, а затем стираются. Телефонные разговоры не в силах удержать самые замечательные воспоминания. Не зря пословица говорит – «Что написано пером, того не вырубишь топором!». Даже сообщения электронной почты, письма Е-mail могут затеряться, если получатель или отправитель не распечатает их на бумаге.
Можно ли вложить душу в электронное письмо? Сохранится ли оно для последующих поколений, расскажет ли оно потомкам, как жила их семья и близкие родственники? Будет ли кто-то собирать Е-mail-корреспонденцию даже великого мыслителя, чтобы потом собрать ее в книгу и опубликовать, чтобы люди читали, как читаем мы сейчас письма Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Чехова? Думаю, что вряд ли. Собрания сочинений (старые бумажные тома) долгие годы хранят для потомков образцы эпистолярного жанра - личную переписку классиков, дневники. Электронная почта хранится в почтовом ящике несколько дней, а то и минут, а затем удаляется. Единицы архивируют свою переписку. Электронные сообщения сиюминутны: создал - отправил - прочитал - удалил.
Чем дальше от нас прошедшая эпоха, тем больше ценность писем, оставленных нам великими людьми – писателями, композиторами, учеными, путешественниками. Они читаются с не меньшим интересом, чем художественные произведения. Не вымысел, не увлекательный сюжет, не яркие образы героев привлекают нас в этих письмах, а драгоценные подробности жизни авторов, их горести и радости, их мысли о жизни и об искусстве, нравственная и общественная позиция, их слог, богатый и выразительный язык.
2.2. Как писать письма
Есть несколько причин, чтобы вернуться к незаслуженно забытому эпистолярному жанру.
1. В бумажном письме присутствует почерк. Это отражение личности автора письма, его неповторимой индивидуальности. Почерк – это наша визитная карточка. В почерке есть характер человека в целом и его настроение в момент написания конкретного письма, конкретных строк, конкретных слов. Из почерка зримо возникает образ писавшего письмо человека и передается его "живая" энергетика.
2. Рукописные письма, как правило, наполнены эмоциями, они пишутся для того, чтобы обменяться переживаниями, сомнениями, раздумьями, тогда как электронные пишутся, чтобы передать информацию.
3. К написанию рукописных писем подходят более ответственно. Удаленность общения во времени и невозможность корректировать текст в процессе общения вынуждает излагать свои мысли грамотно, точно, выверено. Над каждой фразой нужно задумываться, чтобы правильно, адекватно, полно передать то, что хочешь высказать и не вызвать у собеседника двусмысленности понимания написанного.
4. Если электронная переписка явно диалогична, то рукописные письма можно сравнить с монологом. Они чем-то похожи на дневники - требуют откровения. Они направлены даже не столько на собеседника, сколько на самого себя. В рукописных письмах хочется поделиться тем, что тебя волнует, что вызывает твое сомнение, хочется изложить подробней все перипетии собственной жизни, раскрыться, как можно полнее, а в ответном письме хочется услышать подобное же откровение.
5. Рукописные письма располагают к тому, чтобы оглянуться назад, проанализировать прожитое, сделать какие-то выводы. Они волей-неволей сортируют мысли на важные и неважные, сиюминутные и сущностные. Рукописные письма приучают не «болтать», а по-настоящему общаться. От этого рукописные письма получаются более осмысленными, глубокими.
6. Ожидание рукописного письма – очень полезная вещь. Ожидание писем укрепляет, проверяет и проявляет чувства. Бумажная переписка возможна только с избранными, не многими людьми, теми, без кого действительно немыслима наша жизнь. И бумажная переписка может стать своеобразным тестом, определяющим круг таких людей.
7. Рукописные письма становятся частью нашей памяти, наших воспоминаний. Их можно хранить и перечитывать, они «живые», наполненные эмоциями, содержательны, глубоки, отражают значимые моменты прошлого. Рукописные письма как фотографии – несут отпечаток времени, места, обстоятельств.
Конечно же, не секрет, что сейчас, по сравнению с позапрошлым веком, письма писать мы почти разучились. Но коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком.
При написании письма мы ставим перед собой следующие коммуникативные задачи:
- сообщить, оповестить;
- поздравить;
- извиниться;
- поделиться чувствами, впечатлениями;
- поблагодарить и т. д.
Все любят получать письма. Пока человек будет готов с трепетом распечатывать конверт в ожидании добрых вестей, почта не умрёт. Но чтобы письмо дошло в срок и по адресу, нужно уметь его написать и отправить. Советы на эту тему за последние сто лет изменились мало. С алгоритмами написания письма, основными правилами написания писем, а также рекомендациями пишущему письмо и отвечающему на него вы можете ознакомиться в Приложениях 2, 3.
Заключение
Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что письмо, как вид общения, еще не исчерпало свои возможности, хотя и вытесняется из повседневной жизни другими, более современными видами связи. Выполнив все поставленные задачи, я подтвердила свою гипотезу и с уверенностью могу сказать, что, если люди не будут стремиться к возрождению эпистолярного жанра, то это приведет к снижению их культуры, к духовному обнищанию.
Я думаю, что при правильном подходе к данной проблеме возможно возродить эпистолярный жанр.
Не хотелось бы, чтобы многовековая традиция писать письма, прекратилась на нашем поколении. Чтобы сохранить данную традицию и в некотором роде вернуть данный способ обмена информацией, был придуман специальный праздник, посвященный именно бумажным письмам. Для празднования дня таких писем посвящен день 11 ноября, когда можно вспомнить старые времена и написать какое-нибудь послание своим близким.
Письма – это прекрасные мгновения прожитой жизни. В письме бьется живое человеческое сердце. Какими простыми и яркими словами можно в них выразить трепетные чувства любви, тоски, сострадания, горечи! Письма сокращают расстояние, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого, родного человека. Сколько бы лет не прошло, они сохраняют душевное тепло своих авторов.
И пусть изменяется время, изменяются люди, но живое человеческое общение с помощью письма будет существовать всегда, так как через строки пишущего мы судим о его культуре, порядочности, уме, душевной деликатности и доброте.
Список используемой литературы:
1. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для вне-классного чтения (7-10 класс) /К.С. Горбачевич// - М.: Просвещение,1996. - 191с.
2. Зенкин И.В. Почтовое право. Почтовые правила./ И.В. Зенкин// - М.; 2004г.
3. Кулинич М. От письма к SMS –сообщению.// Русский язык в школе и дома. – 2008. – № 6.
4. Ожегов. С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: «А ТЕМП», 2004. – 944 стр.
5. Сидорова М.Ю. «Засоряют ли СМС-сообщения русский язык?», или «На зер-кало неча пенять...» // http://marinadoma.narod.ru/inet/sms.html
6. Северская О.И. Что послать– SMS, СМС, СМС-сообщение или эсэмэску? // Русский язык. Первое сентября.– 2008. – № 2.
7. Торчилин В. Гибель письменной речи // http://science.ng.ru/human/2000-05-24/4_speech_death.html
Приложения
Приложение 1.
Анкета
Как вы думаете, для чего пишут письма?
Получали ли вы письма?
Хотели ли бы вы получить письмо?
Хотели бы вы сами написать письмо своим родственникам, друзьям?
Как вы считаете, легко ли писать письма?
Считаете ли вы, что бумажные письма устарели и их время прошло?
Храните ли вы письма родных?
Какие средства общения наиболее часто используются вами?
Приложение 2.
Основные правила искусства написания писем.
Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, – признак дурного тона).
Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются).
Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).
Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат).
Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече).
Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).
Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
Письмо перед отправлением следует перечитать.
Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!
Приложение 3.
ПАМЯТКА
« Как научиться грамотно писать SMS – сообщения»:
использовать программу Т9, для грамотного написания SMS – сообщений;
попытаться сделать манеру изъясняться с помощью аббревиатур и смайликов более понятной окружающим;
разъяснить школьникам особенности языка, показывать красоту слов и недопустимость их искажения;
убедить подростков разграничивать SMS-общение с общением в реальном мире;
больше читать художественной литературы;
учить правила правописания;
письменно копировать тексты и писать под диктовку, так со временем вырабатывается интуиция в правописании;
Завести себе словарь и проверять правильность написания слов.