Введение
Тема исследования «М.В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру…»: научные истины в поэтической форме»
Цель исследования: на примере стихотворения М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…» продемонстрировать возможности поэтического творчества в сфере распространения естественнонаучных знаний.
Задачи:
Исследовать вопрос теоретически. Определить, какое отражение научное мировосприятие М.В. Ломоносова находит в его творчестве. Изучить основные положения геоцентрической и гелиоцентрической теорий устройства мира.
Проанализировать стихотворение М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…», определить возможности данного текста в качестве средства выражения научных истин.
Провести анкетирование среди учащихся класса для выявления актуальности данного художественного текста в настоящее время.
Сделать вывод о возможностях литературного творчества, о его эффективности в качестве средства распространения научных знаний среди широкого круга читателей.
Гипотеза: литература обладает огромными возможностями в сфере распространения научных сведений среди широкой аудитории, истинный талант ученого или писателя проявляется в умении говорить о по-настоящему важных и значимых вещах простым и доступным языком.
Изученность данного вопроса и его актуальность: отражение научного мировосприятия М.В. Ломоносова в его творчестве довольно подробно изучено, целый ряд работ посвящен анализу его научной и литературной деятельности1. В научной литературе довольно широко представлена характеристика геоцентрической и гелиоцентрической систем мира и история их формирования и бытования2. Также информация по данным вопросам активно представлена в сети Интернет (Википедия, разнообразные литературные сообщества). Поэтому в своей работе мы делали акцент не столько на теоретическом описании, сколько на анализе возможностей изучаемого явления и актуальности его в настоящее время.
Новизна: проведенное в ходе анализа анкетирование продемонстрировало, насколько ценно истинное творчество и что можно рассказать просто о серьезном и использовать занимательную историю в качестве аргумента в защиту правильной научной концепции.
Методы исследования: анализ, описание, анкетирование, классификация.
Глава I
Отражение научного мировосприятия в творчестве М.В. Ломоносова
Во все времена людей интересовало соотношение понятий «Человек» и «Космос». Многие вопросы об устройстве Вселенной и сейчас остаются спорными или неоднозначными, что уж говорить о предыдущих веках, когда наука еще не была столь развита, а возможности человека во многом были ограничены уровнем научно-технического прогресса.
Тем не менее, взаимоотношения человека с окружающим миром становятся вечной темой в искусстве, не явилось исключением и литературное творчество. Многие философы, публицисты и литераторы пытались убедить читателей в верности своих концепций, обратить их внимание на разнообразные естественнонаучные теории об устройстве мира.
Тема «Человек и космос» получила освещение в творчестве множества писателей. И чем больше времени прошло с момента создания подобных произведений, тем большие удивление и восторг вызывает то, насколько уникальными людьми были их создатели. Как можно было, не обладая современными научными средствами, настолько приблизиться к разгадке тайн природы? Проявить настолько огромный уровень познавательного интереса? Во многом опередить свою эпоху? Сделать шаг в будущее?
В истории русской науки и культуры подобные примеры также нередки.
В середине XVIII века еще многие в Западной Европе и в России придерживались устаревших взглядов на устройство Вселенной. Но постепенно научная картина меняется, современные достижения в области астрономии становятся широко известными, в том числе открытия Галилея, Коперника. Начинает издаваться научная литература. Русские ученые, поэты и философы увлекаются новыми научными идеями. Век Просвещения – век нового представления о мире и человеке.
На первый план выходят «новые люди» - люди прогрессивных взглядов, понимающие то, что на смену старым представлениям о мироустройстве должны прийти новые и только в этом залог счастливого будущего всего человечества. Примером такого человека в русской действительности стал Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765).
1.1. М.В. Ломоносов – поэт и ученый
М.В. Ломоносов - русский ученый мирового значения, поэт, художник, историк, человек, внесший огромный вклад в развитие русской науки. "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник", - писал об этом выдающемся человеке А.С. Пушкин.
Исключительно разносторонней была деятельность Ломоносова. Ученый физик и химик (в 1745 г. он был назначен профессором химии), математик, геолог, металлург, географ, астроном, специалист по горному делу, истории, филолог, знаток ораторского искусства, специалист по изготовлению мозаик, поэт и общественный деятель, Ломоносов ни в одной из своих профессий не был дилетантом. Среди его многочисленных специальностей не было ни одного дела, где он не проявил бы себя как талантливый (даже гениальный) исследователь, пламенный энтузиаст науки.
Он создал первую в России химическую лабораторию, где совершил замечательные открытия мирового значения; основал физическую химию, разработал основы атомно-молекулярного учения; как астроном, наблюдая прохождение Венеры по солнечному диску, открыл атмосферу Венеры; совершил несколько ценнейших открытий, связанных с атмосферным электричеством, поставил перед русским правительством ряд важнейших вопросов государственного значения.
Очень много сделал великий русский ученый для создания русских научных терминов, им введены многие употребляемые нами научные названия.
Ломоносов был не только великий ученый-теоретик. Всей своей деятельностью он убеждал в необходимости тесной связи теории с практикой, мечтал сделать науку доступной широким слоям русского народа.
На протяжении всей жизни Ломоносов был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, имевших первостепенное государственное значение.
В науке он видел могучую силу для улучшения жизни народа, а одну из своих важнейших задач в том, чтобы воспитать русских ученых из среды народа. В 1755 г. по инициативе Ломоносова был открыт первый Московский университет, чтобы открыть путь в университет не только дворянам, но и людям других сословий.
Увлечение Ломоносова науками, в особенности астрономией, отразилось и на его литературном творчестве. Поэзия Ломоносова проникнута высокими идеями, среди которых большую роль играли естественнонаучные мотивы, мысли о природе, ее научном исследовании. Довольно часто стихотворения Ломоносова излагали новые научные взгляды, далеко опережавшие своё время.
В основе научной и поэтической деятельности Ломоносова лежит одна задача - создание нового отношения к природе, стремление познать её законы. Ломоносов стремился на основе этих законов изменить природу, увеличить власть человека над ней.
Произведения Ломоносова с научной тематикой посвящены разнообразным явлениям природы, космической тематике, в них поэт мечтает разрушить представления о мире как о чем-то недоступном человеческому сознанию. Так появились два тесно связанных между собой произведения «Утреннее размышление о Божием величестве» и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743 г.)
В первом автор описывает поверхность солнца (солнце, его величие – вечные темы в творчестве Ломоносова), изображается восход, наступление утра, пробуждение всей природы:
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И Божие дела открыло:
Мой дух, с веселием внемли…
Картина, нарисованная автором, соответствует современным воззрениям на характер поверхности солнца и оставляет далеко позади воззрения, существовавшие в XVIII веке.
Ломоносов выступает в этом стихотворении как популяризатор научных знаний: говоря о строении Солнца, сложные явления, происходящие на его поверхности, он раскрывает с помощью обычных «земных» образов: «огненны валы», «вихри пламенны», «горящи дожди».
Тем самым он в более простой форме, понятно и доступно доносит их глубинный смысл до читателей.
Такая форма изложения дает нам не только знания об основных явлениях астрономии, но и пробуждает в нас желание познать природу и причину явлений, описываемых автором, а также дает простор нашему воображению и развивает в нас любовь к науке.
В «Вечернем размышлении о Божием величестве…» поэт обращается к явлениям, предстающим человеку на небесном своде с наступлением ночи. Это величественное зрелище пробуждает пытливую мысль ученого. Поэт-ученый приподнимает завесу над невидимой, скрытой областью Вселенной, вводящей читателя в новые, неизвестные ему миры.
Или, например, знаменитое "Письмо о пользе Стекла" (1752), являющееся одновременно и стихотворным произведением, и научным трактатом. В нем идет речь о насущной необходимости производства стекла в России, об экономических и бытовых выгодах этого производства, о перспективах получения из стекла множества предметов, необходимых россиянам повседневно. И все-таки это прежде всего поэзия, имеющая в своей основе заветную мысль поэта о творческом труде человека:
Стекло приводит нас чрез Оптику к сему,
Прогнав глубокую неведения тьму!
Преломленных лучей пределы в нем неложны
Поставлены Творцом; другие невозможны.
В благословенный наш и просвещенный век
Чего не мог дойти по оным человек?
От конкретных примеров использования стекла Ломоносов переходит к вопросам, касающимся судеб передовой науки (называются имена великих естествоиспытателей, например, Коперника с его гелиоцентрической системой):
Разумной подлинно уверили весь свет,
Коперник что учил, сомнения в том нет.
Ломоносов стремится увеличить власть человека над природой. Научное миросозерцание, научная пытливость, смелость мысли – вот что должно прийти на смену устаревшим, устоявшимся авторитетам.
1.2. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира
В великом Ломоносове поражает нас не только гениальность ученого, но и удивительные человеческие качества: простота и смелость, чувство собственного достоинства. Как хорошо сказал он о себе в письме к И. И. Шувалову: «Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком быть не хочу, но ниже у самого господа бога, который дал мне смысл, пока разве отнимет».
Именно эти качества заставляют Ломоносова-ученого двигаться вперед, не принимая ничего на веру, искать все новые и новые пути преодоления научных кризисов, отстаивать прогрессивные идеи. Разберем конкретный пример.
У российской астрономии в XVIII веке довольно завидная участь: открывается первая астрономическая обсерватория (1725), астрономические занятия становятся дворянским увлечением. Но не все складывается так гладко. В середине века Ломоносов еще бьется за право утверждения основных космологических идей в русском обществе, в частности идеи гелиоцентризма, которая в России встречала немало противников.
Остановимся на этом явлении подробнее. В астрономии всегда актуальным был вопрос о взаимном расположении планет. Были сформулированы разнообразные научные теории, самыми известными из которых были «геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира». У истоков каждой теории был знаменитый для своего времени автор.
Согласно первой теории, Земля служит неподвижным центром мира, а Солнце и звезды вращаются вокруг неё (геоцентрическая система мира), согласно второй, - Земля вращается вокруг солнца (гелиоцентрическая система мира).
Геоцентрическая модель мира была создана Кла́вдием Птолеме́ем (ок.100 - ок.170) — позднеэллинистическим астрономом, астрологом, математиком, механиком, оптиком, теоретиком музыки и географом. Основным трудом ученого стало «Великое математическое построение по астрономии в тринадцати книгах», представлявшее собой энциклопедию астрономических и математических знаний древнегреческого мира. Работа Птолемея в настоящее время известна под названием «Альмагест», именно в ней астроном изложил основные положения своей теории устройства мира:
Земля находится в центре Вселенной;
Земля неподвижна;
Все небесные тела движутся вокруг Земли.
Система Птолемея была практически общепринятой в западном и арабском мире. Данная теория более тысячелетия претендовала на абсолютную истинность.
Но есть версия, что иногда Птолемей специально отбирал только выгодные ему данные или же подгонял данные под казавшийся ему правильным теоретический результат, в связи с этим методы Птолемея вызывают у исследователей споры. Кроме того, со временем в теории открылся ряд противоречий, к тому же она была слишком сложна, поэтому необходимы были новые идеи.
Автором гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции, был польский астроном, математик, механик, экономист Никола́й Копе́рник (1473 — 1543). Создавая свою систему, Коперник опирался на теорию Птолемея. Размышляя о ней, Коперник поражался её сложности, изучая сочинения древних философов, он пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной: Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца.
Исходя из этого предположения, Коперник весьма просто объяснил всю кажущуюся запутанность движений планет. Модель мира Коперника была колоссальным шагом вперёд, но полностью противоречила господствовавшей на тот момент геоцентрической системе, поэтому учение ждала непростая судьба: после выхода в свет книга была признана католической церковью «богомерзкой ересью». Официальный запрет на коперниковскую концепцию мира был наложен в 1616 году и просуществовал довольно долгое время.
Ломоносов защищал учение Коперника и иронизировал в своих трудах по поводу традиционных, опровергнутых наукой представлений, по его мнению, Коперник открыл человечеству глаза на то, что научная традиция порой не является абсолютной истиной. Но это не значит, что имена Коперник и Птолемей должны противопоставляться, они должны стоять рядом как символы двух величайших достижений естественнонаучной мысли, оба они стали авторами научных теорий, переживших многие столетия, оба способствовали выработке нового стиля мышления.
Конец формы
Глава II
Научные истины в поэтической форме
2.1. Анализ художественного текста М.В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…»
Есть в творчестве М.В. Ломоносова стихотворения, специально посвященные проблемам астрономии и новым открытиям в этой области, в которых он выступает против своих литературных и научных «врагов». Некоторые тексты, что было свойственно Ломоносову, написаны в шутливой форме. Например, стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"
Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?"3
Произведение впервые было опубликовано в отельном издании работы Ломоносова «Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской Академии наук майя 26 дня 1761 года», в которой он страстно отстаивает право естествоиспытателей на популяризацию истин, которые открываются в научных опытах.
Уже после первого прочтения стихотворения поражает удивительная точность, ясность научных определений и объяснений. Автор рассуждает о сложной научной проблеме, но со свойственной ему легкостью.
По мнению Ломоносова, наука должна быть теснейшим образом связана с жизнью, не удивительно, что и в литературе рядом могут оказаться как предметы возвышенные, так и обыденные. В небольшом произведении автор сумел на уровне быта, объяснить всем нам закон Вселенной.
Это произведение стало остроумной защитой гелиоцентрической системы Коперника. Посредством поэзии Ломоносов отразил космические мотивы в произведении, соотнёс научные теории.
Интересно жанровое определение этого художественного текста, можно встретить разные варианты: сатирическое стихотворение, юмористическое нравоучение, стихотворная притча, научный анекдот, научно-анекдотическая миниатюра.
Исходя из этого, можно выделить ряд принципов, отраженных в данном тексте: научность, символичность образов, юмор/сатира, философский смысл. Все это способствует тому, что произведение становится понятно и близко не только ученым, но и простым людям.
В стихотворной миниатюре из двенадцати строк Ломоносов приводит две астрономические концепции мира (геоцентризма и гелиоцентризма) и в ходе повествования утверждает научную истину.
В свой текст автор вводит персонажей, которые в реальной жизни никогда бы не могли встретиться, так как жили в разные исторические эпохи, разделенные несколькими сотнями лет.
Один из них — Николай Коперник, польский астроном, который жил на рубеже XV—XVI веков и научно обосновал гелиоцентрическую теорию мироздания, доказав, что Земля вращается вокруг Солнца. Другой персонаж — Клавдий Птолемей, греческий ученый, живший во II веке нашей эры, который полагал, что Солнце движется вокруг Земли.
Первая строка («Случились вместе два Астронома в пиру...») задает анекдотический формат стихотворения и подчеркивает незначительность происходящего: серьезность спора ученых сведена на бытовой уровень застольного разговора, скорее всего, в питейном заведении.
Вторая строка обозначает конфликтность ситуации: «спорили весьма», «в жару». В третьей и четвертой строках излагаются противоположные научные теории, причем «астрономы» названы здесь безличностно: «один» и «другой». Обе концепции мироздания уравнены Ломоносовым в праве на существование общим сказуемым «твердил», относящимся к речам обоих ученых.
Автор переводит время из прошедшего («случились», «твердил») в настоящее, тем самым создавая иллюзию вечного, постоянного движения светил во Вселеннной: «Земля, вертясь, круг Солнца ходит»/«Солнце все с собой планеты водит».Далее, в пятой строке, Ломоносов закрепляет идеи за их защитниками, присваивая имена «одному» и «другому»: Коперник и Птолемей, что заставляет читателя переосмыслить место и время происходящего. Греческий ученый II века и польский ученый XVI века оказываются в одном «пиру».
Если первые пять стихов можно считать «научной» частью стихотворения, то вторая часть (6-12 стихи) — житейская. В ней также два персонажа: хозяин заведения и служащий — повар. Научный спор решает «усмешка» повара, причем вопросы хозяина заведения, обращенные к повару, вновь возвращают к научному полю — к астрономическим знаниям и размышлениям: «звезд теченье знаешь», «о сем сомненье рассуждаешь». Повар принимает сторону Коперника, основываясь на здравом смысле и житейском опыте. Причем повар утверждает, что разрешит спор, «на Солнце не бывав». Он на уровне бытовых предметов, обычного очага и готовящегося жаркого, доказывает истину. Достаточно лишь представить солнце очагом, а жаркое Землей, ведь не очаг вертится вокруг жаркого, а наоборот.
Научная истина утверждается с помощью житейского примера. Абстрактная гипотеза перенесена на вполне конкретные предметы с теми же функциями: солнце — очаг, земля — жаркое.
В этой связи интересен персонаж, управляющий процессом готовки жаркого: в подобной ситуации единственно возможным соответствием повару может быть только Творец, мудро устроивший Вселенную.
Заканчивает Ломоносов не ответом, а риторическим вопросом повара, еще более повышающим градус очевидности гелиоцентрической концепции. Так сложная научная проблема разрешается на основе обыкновенного здравого смысла.
Исследователи называли разные источники этого шуточного по форме стихотворения:
Комментаторы академического собрания сочинений Ломоносова - забавное описание Вселенной в романе «Иной свет, или Государство и империи Луны» Сирано де Бержерака: «Было бы одинаково смешно думать, что это великое светило станет вращаться вокруг точки, до которой ему нет никакого дела, как было бы смешно предположить при виде жареного цыпленка, что вокруг него вертелась печь»;
Грамматику французского языка Жана Робера де Пеплие: учебник был снабжен занимательными историями, предлагавшимися в качестве легкого чтения. Вероятно, сюжет одной из них послужил основой ломоносовского стихотворения.
Форма произведения созвучна авторскому замыслу: Ломоносов снижает возвышенный тон произведения, составляя текст из просто, четко построенных предложений.
В тексте выражена и авторская позиция. Стихотворение стало еще одной попыткой Ломоносова примирить церковное учение с современными научными концепциями о мире.
И здесь автор указывает на то, что если быть внимательным к окружающему быту, то всегда можно найти доказательства большим открытиям, установленным законом, ведь все законы едины независимо от того, берется Вселенная или рассматриваются предметы быта.
2.2. «Случились вместе два астронома в пиру…» и современный читатель
В рамках данного исследования среди учащихся моего класса (6 класс) нами было проведено анкетирование4 с целью подтверждения гипотезы о том, что истинный талант ученого или писателя проявляется в умении говорить о по-настоящему важных и значимых вещах простым и доступным языком. Или, например, как в случае с произведением М.В. Ломоносова использовать занимательную историю в качестве аргумента в защиту правильной научной концепции. Только такие произведения никогда не потеряют своей актуальности, так как будут понятны читателю во все времена.
В анкетировании принимали участие 22 человека, результаты опроса представлены в таблицах:
Вопрос №1 «Слышали ли вы термины «геоцентрическая» и «гелиоцентрическая» системы мира? Что вам о них известно?»
Варианты ответов |
Кол-во ответивших |
% (приблизительно) |
Никогда не слышал/не знаю |
14 |
63 |
Слышал(а), но объяснить не могу |
3 |
13 |
Слово «гелиоцентрическая» связано с Солнцем |
1 |
5 |
«Гео» - Солнце, «гелиос» - Земля |
1 |
5 |
«Гео» - Земля, «гелиос» - Солнце |
2 |
9 |
«Геоцентрическая», когда Земля – центр Солнечной системы, «гелиоцентрическая», когда – Солнце. |
1 |
5 |
Большей части класса данные научные понятия неизвестны, лишь единицы смогли дать правильное или близкое к правильному объяснение.
Вопрос №2 «Что вы знаете о взаимном расположении Солнца, Земли и других планет?»
Варианты ответов |
Кол-во ответивших |
% (приблизительно) |
Расположены так, чтобы всем хватало света и тепла, был баланс |
1 |
5 |
Ничего не знаю |
3 |
13 |
Земля вращается вокруг солнца |
5 |
22 |
Все планеты вращаются вокруг Солнца/расположены вокруг Солнца |
8 |
35 |
Земля и все планеты вращаются вокруг Солнца |
1 |
5 |
Планеты вращаются вокруг своей оси |
1 |
5 |
«Одно вращение Солнца – 1 день на Земле» |
1 |
5 |
«Земля – третья планета от Солнца, не самая большая, но и не самая маленькая» |
1 |
5 |
«Меркурий расположен очень близко к Солнцу, Земля – третья планета от солнца, после «Венеры» |
1 |
5 |
В основном у класса сформировано некое представление об устройстве Солнечной системы.
Вопрос №3. Птолемей и Коперник: что вам известно о них? Чем они знамениты?
Варианты ответов |
Кол-во ответивших |
% (приблизительно) |
Астрономы (изучали Солнце/расположение Земли и Солнца) |
14 |
63 |
Астрономы, герои стихотворения Ломоносова |
2 |
9 |
Астрономы, жившие в разные времена. Их часто сравнивают. Коперник говорил, что планеты вращаются вокруг Солнца, Птолемей, что – вокруг Земли. |
2 |
9 |
Учёные. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг своей оси. |
1 |
5 |
«Птолемей утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, Коперник, что Солнце вокруг Земли» |
1 |
5 |
Ничего не известно |
2 |
9 |
Практически все учащиеся вспомнили, что Птолемей и Коперник – астрономы, правда в теориях ученых не все были правы, но некоторые вспомнили, что также это герои стихотворения Ломоносова, с которым мы знакомились на уроках литературы в 5 классе. В ходе анкетирования мы напомнили ребятам о произведении «Случились вместе два астронома в пиру…», предложили совместно перечитать его текст. После прочтения ребятам была предложена возможность редактировать ответы на предыдущие 3 вопроса.
Варианты ответов |
Кол-во редактировавших ответы |
% (приблизительно) |
|
№1 |
«Гелиос» - солнце/ Это теории о Земле и Солнце |
3 |
13% |
№2 |
Планеты вращаются вокруг Солнца. |
1 |
5% |
№3 |
У Коперника и Птолемея разные точки зрения. |
1 |
32% |
Коперник и Птолемей – астрономы. |
1 |
||
Теория Коперника была верной. |
3 |
||
Признали, что первое предположение было ошибочным «Коперник утверждал, что земля вращается вокруг Солнца, а Птолемей, что Солнце вокруг Земли» |
2 |
||
Ничего не изменили в ответах |
11 |
50% |
Половина опрошенных после прочтения стихотворения редактировала свои ответы: были внесены уточнения как относительно личностей Птолемея и Коперника, так и относительно их теорий.
Вопрос №5. Кто из героев произведения Ломоносова помог разрешить спор? Как ему это удалось?
Варианты ответов |
Кол-во ответивших |
% (приблизительно) |
Повар (На простом/жизненном примере/на своем опыте (огонь – Солнце, жаркое – Земля/жаркое вращают вокруг огня, а не наоборот)/усмешкой/шуткой |
21 |
95 |
Птолемей |
1 |
5 |
Абсолютное большинство класса верно определило, что спор был разрешен поваром, который на примере из собственной практики доказал правильность научной теории.
Вопрос № 6. Кто из героев вызвал у вас наибольшую симпатию? Почему?
Варианты ответов |
Кол-во ответивших |
% (приблизительно) |
Повар (серьезный/смог разрешить спор/разрешил спор шуткой (необычным способом)/у него было чувство юмора (забавный)/смог все объяснить просто) |
17 |
77 |
Коперник (был прав) |
1 |
5 |
Никто |
4 |
18 |
Вопрос №7 Какие идеи М.В. Ломоносов хотел донести до читателя своим произведением?
Варианты ответов |
Кол-во ответивших |
% (приблизительно) |
Земля вращается вокруг солнца |
2 |
9 |
Не знаю/трудно объяснить |
6 |
27 |
Космос очень сложен, возможны различные теории |
2 |
9 |
Не надо хвастаться |
1 |
5 |
Не стоит усложнять вопросы, иногда их решение может быть довольно простым |
9 |
40 |
Доказывать свое мнение нужно с помощью примеров/аргументов |
1 |
5 |
Не стоит спорить |
1 |
5 |
Несмотря на то, что 9% класса не смогли определить идею стихотворения М.В. Ломоносова, большая часть класса (91%) высказала довольно интересные мнения о том, для чего написан данный текст. Прежде всего, отмечалась возможность рассказать просто и смешно о серьезном и использовать занимательную историю в качестве аргумента в защиту правильной научной концепции. Что еще раз подтвердило наше предположение о том, насколько ценно истинное творчество. Двести с лишним лет, отделяющие нас от времени Ломоносова, отодвинули от нас деятельность его как поэта, филолога, ученого, но его величие не меркнет.
Заключение
В ходе исследования нами был рассмотрен вопрос о возможностях поэтического творчества в сфере распространения естественнонаучных знаний (на примере стихотворения М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…»).
Изучив его, мы пришли к ряду выводов:
Вопросы об устройстве Вселенной всегда волновали человечество и становились предметом наблюдений как ученых, так и литераторов.
В деле распространения научных знаний на первый план выходят люди прогрессивных взглядов, понимающие то, что на смену старым представлениям о мироустройстве должны прийти новые, примером такого человека в русской действительности стал Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765).
М.В. Ломоносов - русский ученый мирового значения, поэт, художник, историк, человек, внесший огромный вклад в развитие русской науки.
В основе научной и поэтической деятельности Ломоносова лежит задача создания нового отношения к природе, стремление познать её законы и на их основе изменить природу, увеличить власть человека над ней.
М.В. Ломоносов выступает за право утверждения основных космологических идей в русском обществе, в частности идеи гелиоцентризма, которая в России встречала немало противников. По его мнению, смелость мысли должна прийти на смену устаревшим, устоявшимся авторитетам.
Есть в творчестве поэта произведения, специально посвященные проблемам астрономии и новым открытиям в этой области, в которых он выступает против своих литературных и научных «врагов», например, стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…». В нем автор указывает на то, что если быть внимательным к окружающему быту, то всегда можно найти доказательства большим открытиям, установленным законом.
Творчество М.В. Ломоносова не теряет своей актуальности и сейчас, оно интересно и понятно молодому поколению, во многом благодаря способности поэта говорить просто и понятно о серьезных вещах.
Литература обладает огромными возможностями в сфере распространения научных сведений среди широкого круга читателей, умение доступно говорить о по-настоящему важном и значимом – показатель истинного таланта.
Библиография
Банников Н.В. Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1986
Белявский М.Т. Ломоносов - наш первый университет. - М.: Издательство МГУ, 1961.
Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. – М., 1993
Ломоносов М.В. Избранное. // Серия: Поэтическая библиотечка школьника. — М.: Детская литература, 1981. - 160 с.
Минералов Ю.И. История русской литературы 18 века. - М., 2007. - 383 с.
Русская литература XVIII века. Классицизм. –М.: Дрофа, 2009
Русская литература XVIII века. Классицизм. –М.: Дрофа, 2012
https://ru.wikipedia.org/wiki/
1 Минералов Ю.И. История русской литературы 18 века. – М., 2007. – 383 с.
2 Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света. Русский космизм вчера, сегодня, завтра. – М., 1993
3Ломоносов М.В. Избранное. // Серия: Поэтическая библиотечка школьника. — М.: Детская литература, 1981. - 160 с.
4 Для удобства чтения таблицы с результатами анкетирования и их анализ были перенесены из раздела «Приложение» в основную часть работы.