«Своеобразие и оригинальность видовых пар глаголов» (языковедческий анализ видовой пары КЛАСТЬ - ПОЛОЖИТЬ)

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Своеобразие и оригинальность видовых пар глаголов» (языковедческий анализ видовой пары КЛАСТЬ - ПОЛОЖИТЬ)

Живкович Н.А. 1
1Гимназия "Жуковка"
Титова М.И. 1
1Гимназия "Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

-1-

Содержание

     

Введение. Цель исследования.

   

Основная часть

   
     
     
     

И напоследок хочу вас немного повеселить

Случай из жизни (Анекдот)

-14-

Заключение

Цель проекта была достигнута

- проанализированы грамматические и семантические свойства данной пары слов;

- рассмотрено употребление слова в русских фразеологизмах, а также в пословицах и поговорках;

- проведена работа по предупреждению орфоэпических, орфографических и грамматических ошибок.

- составлена памятка для учащихся, которую можно использовать для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

Толковый словарь. Ожегов С. И. Азбуковник, 2003 г

Толковый словарь современного русского языка. Ушаков Д.Н. Москва. 2009

Школьный лексико-фразеологический словарь. Жуков А.В. Москва. Дрофа.2020

https://ru.wiktionary.org/wiki

https://vuzlit.com/820298/udarenie_forme_zhenskogo_roda_proshedshego_vremeni

https://godliteratury.ru/articles/2017/09/26/polozhi-nelzya-lozhit

https://kartaslov.ru/

https://sbornik-fraz.ru/frazy/znachenie-fraza-vyn-da-polozh.html

https://pdf.11klasov.net/

Практическая часть

Памятка для учащихся

Предупреждение орфоэпических ошибок.

К заданию 4 ЕГЭ.

Произносите правильно!

клАла, крАла, слАла, стлАла

(ударение на первом слоге, в отличие от других односложных глаголов

взялА, бралА и др. )

Предупреждение орфографических ошибок. К заданию 9 ЕГЭ.

В глаголе ПОЛОЖИТЬ есть корень с чередованием.

Интересно, что он подчиняется двум правилам.

Перед Г пишем А: полАгать,

перед Ж пишем О: полОжить.

2. Пишем А, если есть суффикс А: полАгАть.

Пишем О, если нет суффикса А: полОжить.

Предупреждение грамматических ошибок. К заданию 7 ЕГЭ.

Глаголы с корнем ЛОЖ не употребляются без приставок (нет слова ЛОЖИТЬ)

ПОЛОЖИТЬ, ПРЕДЛОЖИТЬ, УЛОЖИТЬ, СЛОЖИТЬ, ПРИЛОЖИТЬ, ЗАЛОЖИТЬ и тд

Глагол с корнем КЛАС (-ТЬ) не употребляется с приставками

ОШИБКИ

Сейчас же положь на место!

Не надо ложить сюда никакие вещи.

Бабушка, поклади ещё каши.

Не ложьте зеркальца в парты!

КАК ИСПРАВИТЬ

Сейчас же ПОЛОЖИ на место!

Не надо КЛАСТЬ сюда никакие вещи.

Бабушка, ПОЛОЖИ ещё каши.

Не КЛАДИТЕ зеркальца в парты!

К заданию 14 ВПР по русскому языку 6 класс

Объясните значение фразеологизма «…………….», запишите.

Класть (положить) на обе лопатки – одержать безоговорочную победу.

Палец в рот не клади – это значит, что человек может дать отпор (сдачу).

Класть под сукно – откладывать какое-либо дело на неопределенное время.

Положить зубы на полку – сильно голодать.

Положа руку на сердце – говорить честно (искренне).

Просмотров работы: 73