Исследование процесса возникновения и развития жанров устного народного творчества в различных культурах

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование процесса возникновения и развития жанров устного народного творчества в различных культурах

Лапенков Н.В. 1
1МБОУ СОШ №19
Гаенкова И.В. 1
1МБОУ СОШ №19
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования.Современный человек живёт и постоянно общается с представителями различных культур. Понимание людей различных культур возможно, если изучать произведения искусства, художественную литературу этих народов, поэтому проведенный в работе сравнительно-сопоставительный анализ эпических произведений различных культур актуален в настоящее время.

Изучение на уроках литературы в 7 классе раздела «Устное народное творчество» позволило познакомиться с древнерусскими былинами, с карело-финским эпосом «Калевала», французским эпосом «Песнь о Роланде». Для обобщения пройденного учебного материала сравнили эти эпические произведения различных культур и попытались найти общее и различное. В результате проведения сравнительно-сопоставительного анализа эпических произведений различных культур возникли некоторые вопросы: почему изучаемые в 7 классе эпические произведения устного народного творчества различных культур имеют разные жанры – былины, руны, поэмы? Как возникли именно эти жанры в устном народном творчестве в различных культурах? Что повлияло на процесс формирования жанров в различных культурах?

Цельисследования: Исследование процесса возникновения и развития жанров устного народного творчества в различных культурах.

Задачи исследования:

1. Определение временных границ и исторического периода возникновения произведений устного народного творчества в различных культурах (былина «Вольга и Микула Селянинович», карело-финская эпическая поэма «Калевала», французская эпическая поэма «Песнь о Роланде»).

2. Проведение сравнительно-сопоставительного анализа эпических произведений устного народного творчества различных культур и выявление их жанровых особенностей.

Исследованиепроцесса возникновения и развития жанров устного народного творчества в различных культурах.

Новизна исследованиязаключается в проведении сравнительно-сопоставительного анализа жанров эпических произведений устного народного творчества различных культурах V-XV вв.

Глава 1.Определение временных границ и исторического периода возникновения эпических произведений устного народного творчества в различных культурах

Исследование процесса возникновения жанров устного народного творчества и их развития в эпических произведениях различных культур первоначально потребовало определения временных границ и исторического периода. Изучение исторических периодов необходимо для анализа формирования жанров устного народного творчества в различных культурах, так как еще Д.С. Лихачев отмечал, что категория литературного жанра — категория историческая (5).

Текст былины «Вольга и Микула Селянинович», записанный А.Ф. Гильфердингом с голоса сказителя Т.Г. Рябинина в Кижах в 1871 году, впервые был опубликован в XIX веке. Сюжет этого былинного произведения, как отмечает В.Я. Пропп, отражает исторические события XIV-XV вв., где Вольга представляет собой типичного феодального князя, который едет в свои города для взимания дани (1). Географическое место развития сюжета – Великое княжество Московское.

Карело-финская эпическая поэма «Калевала», состоящая из 50 рун, была создана Элиасом Лённротом на основе собранных им фольклорных текстов. Первый вариант опубликован в XIX веке в 1835 году, но события, происходящие в этом произведении, ученые относят к V-VI векам (Д. Лённрот). Предполагается, что, с одной стороны, это произведение посвящено, прежде всего, отражению первобытных семейно-брачных отношений (Кастрен), с другой стороны – возрождению самосознания народа (В.Г. Белинский) (3). Географическое место развития сюжета предположительно относится к Эстонии – Финляндии - Вуоккиниеме Архангельской губернии (Д. Лённрот).

Французская средневековая эпическая поэма «Песнь о Роланде» была опубликована впервые также в XIX веке Франсиском Мишеле, но создавалась в IX-X веках, а сюжет отражает исторические события VIII века. Географическое место развития сюжета – Ронсева́ль (перевал в Пиренеях на французско-испанской границе) - Франция.

Таким образом, в результате уточнения исторического периода событий, происходящих в изучаемых произведениях, возник временной разброс – V-XV вв., который географически охватывает: Московское государство – Эстонию – Финляндию - Вуоккиниеме Архангельскую губернию (Д. Леннрот), – Ронсева́ль (перевал в Пиренеях на французско-испанской границе) - Францию. (Таблица 1).

Таблица. 1. Исторический период по сюжету эпических произведений устного народного творчества

 

«Волга и Микула Селянинович»

«Калевала»

«Песнь о Роланде»

Географическое место развития сюжета

Великое княжество Московское

Эстония- Финляндия- Вуоккиниема Архангельской губернии (Д. Леннрот)

Ронсева́ль (перевал в Пиренеях на французско-испанской границе) - Франция

Время действиясюжета

XIV-XV вв.

V-VI вв.

VIII в.

Историческое развитие стран, обозначенных в таблице 1, определяло перед песенниками и сказителями задачи, которые должны были выполнять эти художественные произведения.

Великое княжество Московское в XIV-XV веках в своем историческом развитии включало следующие важные события: во-первых, усиление влияния Москвы (обусловлено притоком в город служивых людей, переносом в Москву кафедры киевского митрополита Петра из Владимира); во-вторых, проведение московскими князьями политики собирания русских земель; в-третьих, проведение антиордынской борьбы Дмитрием Донским (княжества Владимирское и Московское становятся неотделимыми друг от друга); в-четвертых, расширение владений московских князей и централизация власти определило центр единого Русского государства, которое потом освободилось от ордынской зависимости (2).

Для укрепления государственности Московского княжества необходимы были такие герои, которые могли защищать Русское государство, могли приносить пользу в мирной жизни. Именно такие былинные герои, как Вольга и Микула Селянинович, могли вызывать восхищение у слушателей своими способностями к военному искусству (Вольга), силою и мощью земледельца, (Микула). Былинные герои вызывали чувство уверенности в том, что Великое княжество Московское способно победить ордынских врагов и быть сильным и независимым. Как отмечал Д.С. Лихачёв: «Нужны были произведения, которые ясно свидетельствовали бы об историческом и политическом единстве русского народа. Нужны были произведения, в которых решительно обличались бы раздоры князей». (5)

Похожие исторические условия – это период феодальной раздробленности, сложились и во Франции в VIII в., и в Московском княжестве XIV-XV в., в связи с этим возникли те же задачи – это укрепление государственности через воспитание патриотических чувств граждан на примере подвигов героев эпических произведений.

История возникновения Франции начинается с конца V века, когда Римская провинция Галлия была завоевана франками. Династия Мировингов в франкском королевстве, начиная с середины VII в., еще больше расширила пределы своего государства на восток, но такое расширение создало условия для междоусобных войн. Это привело к смене династий, к власти пришли Каролинги (от имени сына Пипина – Карла Великого). Карл Великий увеличил территорию франкского государства многочисленными завоеваниями и создал из него обширную державу, из которой в середине IX в. выделилась Франция (4).

Эпическая поэма «Песнь о Роланде» была создана в VIII веке, где главный герой – Роланд совершает подвиг во имя Родины. Именно такие герои были необходимы для данного исторического периода, и они являлись примером для остальных в совершении воинских подвигов. Чувство любви к Родине полностью захватывает Роланда, и это чувство противопоставлено хитрости и предательству. Такой жанр эпического произведения, как поэма, возник из необходимости данного исторического периода – это формирование государственности Франции.

Исторические условия развития крупных землевладельцев в V-VI вв. в Эстонии, Финляндии, Вуоккиниеме Архангельской губернии также определили возникновение эпической поэмы «Калевала», по содержанию соответствующей мифологическому объяснению происхождения мира, включающей возвеличивание первочеловека кузнецаИльмаринена,создающего все сущее в мире. Жанр этого эпического произведения - мифологическая поэма, возник в соответствии с потребностями, задачами данного исторического периода.

Таким образом, по первой главе можно сделать следующие выводы.

Во-первых, для исследования процесса возникновения жанров устного народного творчества и их развития в различных культурах определили временные границы – это V-XV вв., также географический охват: Московское государство – Эстония – Финляндия - Вуоккиниема Архангельской губернии (Д. Леннрот), – Ронсева́ль (перевал в Пиренеях на французско-испанской границе) – Франция;

Во-вторых, обосновали зависимость возникновения жанров изучаемых эпических произведений устного народного творчества различных культур от исторических условий, сложившихся в различных государствах и землевладениях в период V-XV вв; во Франции (V в.), в Московском княжестве (XIV-XV вв.) практически одна задача - возникновение и укрепление государственности, в Эстонии – Финляндии - Вуоккиниеме Архангельской губернии (V-VI вв.) – развитие крупных землевладений; эти исторические задачи государств и землевладений определили содержание и жанры создаваемых эпических произведений устного народного творчества в различных культурах периода V-XV вв. Как отмечал Д.С. Лихачёв: «Жанры литературы составляют в совокупности определенную систему и эта система в разные исторические эпохи различна»(5).

Глава 2. Проведение сравнительно-сопоставительного анализа эпических произведений устного народного творчества различных культур и выявление их жанровых особенностей

Исследуемые произведения (былина «Вольга и Микула Селянинович», карело-финская мифологическая поэма «Калевала», французская героическая поэма «Песнь о Роланде») различных культур относятся к эпическому роду в литературе, к жанрам устного народного творчества – былина (Русь), поэма (Франция), эпическая поэма (Финляндия, Карелия, Эстония).

Эпос – это один из трёх родов литературы. В эпических произведениях повествуется о героическом прошлом страны, описываются целостная картина жизни и представления о гармоничном единстве мира. (1)

Былины – это древнерусские эпические песни-сказания, воспевающие подвиги богатырей, относящиеся к историческим событиям XI-XVI вв. Былины в отличие от сказаний включают выдуманных персонажей. (1)

Эпическая поэма - художественное повествовательное произведение в стихах о героическом прошлом страны. (1)

Изучаемые произведения имеют следующее идейное содержание.

Эпическое произведение древнерусской литературы «Волга и Микула Селянинович» по жанру устного народного творчества – былина, идея которой состоит в возвеличивании богатыря Микулы Селяниновича и его крестьянского труда. Исходя из этого, картина пахоты является главным событием былины. Исследователь Всеволод Миллер отмечает, что пахота в былине производилась в южных степях России. Под пашню расчищался и выкорчевывался участок леса. Такой участок назывался «нива», и он засевался несколько лет, пока не истощалась почва, после чего расчищался новый участок, а старый забрасывался и зарастал лесом. Такое заброшенное и заросшее поле называлось «лядина» или «сельга», а отчество героя былины «Селянинович» произошло от слова «сельга». Однако исследователь В.Я. Пропп считает, что Микула распахивает не «ниву», а лес, и в этом состоит чудо его необычной пахоты. Это северное изображение картины пахоты в «чистом поле». Микула выпахивает не только пни, но и целые деревья: Сырые дубья вьшрыват//А пни-де коренья валит в борозду, //Сосенки да елочки в борозду валил//Дубы, колодья — все в борозду валит.

Эпическое произведение «Калевала» по жанру устного народного творчества – поэма, которая состоит из песен (рун). Руны(финское runo — песня) — карельские и финские народноэпические песни, в которых повествуется о подвигах легендарных героев карело-финского народа. Идея «Калевалы» состоит в мифологическом объяснении происхождения мира. В рунах поэмы именно на колене песнопевца Вяйнемейнена утка свивает гнездо, сносит яйца, из скорлупок которого появились Земля и Солнце. Также идея поэмы заключается в противостоянии добра и зла, возвеличивании кузнеца Ильмаринена, который первым из людей создает все сущее в мире (6).

Эпическое произведение «Песнь о Роланде» по жанру – поэма, которая отражает фольклорную стадию развития французской литературы. Идея поэмы заключается в прославлении Рыцарства, к которому принадлежал Роланд - главный герой. Народным героем становится человек, преданный Родине и своему народу, обладающий смелостью и отвагой.

Определенные нами жанровые особенности и идейное содержание эпических произведений устного народного творчества отражены в Таблице 2.

Таблица. 2. Жанровые особенности эпических произведений устного народного творчества

 

«Волга и Микула Селянинович»

«Калевала»

«Песнь о Роланде»

Время действиясюжета

XIV-XV вв.

V-VI вв.

VIII в.

Род литературы

Эпический

Эпический

Эпический

Жанр

былина

Мифологическая поэма

Героическая поэма

Идея произведений

Возвеличивание богатыря Микулы Селяниновича и его крестьянского труда

Объяснение происхождения мира, возвеличивание кузнеца Ильмаринена, создающего все сущее в мире.

Прославление рыцарства, прославление рыцаря Роланда – защитника Родины.

Таким образом, по второй главе можно сделать следующие выводы.

Во-первых, изучаемые произведения относятся к эпическому роду литературы, но имеют различные названия жанров устного народного творчества: былина, мифологическая поэма, героическая поэма; различие по жанрам (поэма и былина) не мешало выполнять одни и те же задачи.

Во-вторых, в результате анализа исторических условий и развития жанров в устном народном творчестве в различных культурах возникли некоторые вопросы: какие жанры устного народного творчества существовали в различных культурах в соответствии с другими историческими периодами, которые не указаны в учебнике по литературе за 7 класс (Таблица 2). Возникла необходимость исследования процесса формирования и развития жанров устного народного творчества в более ранние периоды развития различных культур.

Таблица 3. Исторические периоды развития жанров

 

V-VI вв.

VIII в.

IX-XV вв.

Вопросы

Славяне

?

?

Былины, легенды, предания

1. Почему не представлен мифологический эпос славян?

2. Почему появились былины, а не поэмы?

Франки

?

Героическая поэма

?

1. Почему не представлен мифологический эпос франков?

2. Почему появилась поэма, а не былина?

Финны, эстонцы и карелы

«Калевала» мифологический эпос

?

?

1. Почему нет былин и легенд у финнов и карелов? Какие жанры появились после мифологического эпоса?

Глава 3.Исследованиепроцесса возникновения и развития жанров устного народного творчества в различных культурах

Исследованиеформирования и развития жанров устного народного творчества в различных культурах потребовало более детального анализа периода с V по XVI вв.

Развитие жанров устного народного творчества во французской литературе первоначально начиналось усвоения традиций латинской словесности. К архаическому периоду развития французской литературы относится IXв., когда использовались античные и библейские тексты и сюжеты для создания произведений, относящихся к жанрам: жития святых, видения (о муках в загробной жизни), баллады, пастурели, прения («прения зимы с летом»), песни (5). Период XI - XIV в. определялся возникновениемэпической поэзии. Эпические поэмы возникли из героических песен о битвах и деяниях воинов VIII-X вв. Героические песни затем объединялись в циклы – жесты. Самая известная из героических эпопейтого времени – «Песнь о Роланде». Ранний французский эпос сохранился и был в основном записан в жонглерской среде. Жонглеры, профессиональные певцы, разносили песни знаменитых трубадуров, которые слагали свои сочинения на народном языке юга Франции. На основе античного материала в XII в. появляется роман. Как отмечал Д.С. Лихачёв: «Рыцарский роман в известной мере приходит на место былины и сказки» (5). Кроме доблести, покорности церкви от героя романа требовалась куртуазность, то есть светскость и возвышенность чувств. Герой должен был обладать образованием, женщина становилась источником всех его благородных порывов. XV в.связан с эпохой Возрождения и расцветом короткой прозаической формы – новеллы, сложившейся под непосредственным влиянием итальянских образцов и французской традиции.В XV в. появляется первая печатная книга.ВXVI в. Ф.Рабле создалроман «Гаргантюа и Пантагрюэле».

До возникновения письменности и литературы на Руси фольклор был единственным видом художественного творчества - сказки, предания, легенды, бывальщины, устные рассказы, пословицы, поговорки. Развитие фольклорных литературных жанров в Древней Руси тесно связано с обслуживанием быта (обрядовый фольклор) – сказки, разные типы свадебных, похоронных, праздничных песен и т.д., также существовали и эпические песни. Былины и исторические песни выросли из прославлений умерших или героев при определенных обрядах, оплакиваний поражений и других общественных бедствий. (5) Дальнейшее развитие жанров устного народного творчества произошло при создании древнерусских рукописей, в которых, как отмечает Д.С. Лихачёв, «жанровые указания отличаются необыкновенной сложностью и запутанностью: «азбуковник», «алфавит», «беседа», «бытие», «воспоминания», «двоесловие», «деяние», «диалог», «епистолия», «житие», «житие и жизнь», «завет» и «заветы» и др.

В поэтическом карело-финском эпосе «Калевала» представлен песенный жанр устного народного творчества. Однако, как отмечал В.Я. Пропп, «ни одна руна «Калевалы» не поется народом в том виде, в каком их издал Лённрот». В.Я. Пропп утверждает, что Лённрот, когда создавал «Калевалу» из собранных рун (песен), нарушил многие фольклорные нормы, так как литературно обрабатывал руны и ориентировался на образованного читателя. Помимо песен «Калевала» включает в себя еще и такой фольклорный жанр, как заклинания, но исследователь В.Я. Пропп считает, что они появились в поэме искусственно, т.е. по желанию Лённрота. Но при этом «Калевала» все же определила дальнейшее развитие традиционных жанров устного народного творчества у карелов, финнов, эстонцев - сказки, песни, пословицы и поговорки, загадки и др.

К первому письменному памятнику финнов относится «Азбука» епископа М. Агриколы и его же перевод Нового Завета (XVI в.). Литература на финском языке оставалась достаточно фрагментарной вплоть до 1831 г.

Развитие эстонской письменной литературы было замедлено из-за порабощения эстонских земель в XIII веке немецкими, а затем и датскими феодалами. В XVI веке была напечатана первая книга на эстонском языке «Малый Катехизис Лютера» в переводе Франца Витте, также древнейшим крупным литературным памятником эстонского языка являются проповеди Георга Мюллера (XVII в.), впервые изданные в 1891 году.

Что касается карелов, то на момент Октябрьской революции карельский язык, оставаясь главным средством общения карелов, не имел своей письменности. Хронология возникновения жанров в различных культурах отражена в Таблице 4.

Таблица 4. Хронология возникновения фольклорных и письменных жанров.

 

Фольклорные жанры

Жанры литературы

 

V-VI вв.

IXв.

XI в.

XII - XIII в.

XV в.

XIв.

XVI в.

Франция

 

Жития святых, видения, баллады, пастурели, пренияпесни

Эпические поэмы, песни

Роман

Новеллы

Первая печатная книга

Роман

Эстония

Эпическая поэма «Калевала»

эпические песни, заклинания

Пословицы, поговорки, сказки, обрядовые песни

Первая печатная книга

Катехизис

Финляндия

Первая печатная книга

Азбука

Карелия

-

Древняя Русь

 

Былины, сказки, предания, легенды, бывальщины, устные рассказы, пословицы, поговорки.

Сказание, погодные записи, слово, поучения, повесть, житие

Первая печатная книга

Хождение,

повесть

Анализ Таблицы 4 показывает, что жанры устного народного творчества в различных культурах развивались по-разному, так как культуры возникали в различных исторических условиях. В ходе работы был найден ответ на вопрос о разнице жанров устного народного творчества в различных культурах. Считаем, что разницы практически нет, потому что все они берут свое начало из одного и того же жанра устного народного творчества – это песня, но называются по-разному: руны (финское runo — песня), былины (песни-сказания), эпические поэмы (возникли из героических песен трубадуров).

Также объяснение возникновения жанров на Руси нашли в статьях академика Д.С. Лихачева, который отмечал следующее. «Жанры на Руси были заимствованы из Византии и Болгарии, но далеко не все: часть не перешла на Русь, другая часть создавалась здесь самостоятельно начиная с XI в.». Д.С. Лихачёв отмечает, что давно обращавшее на себя внимание отсутствие в древней русской литературе некоторых жанров — любовной лирики, развлекательных жанров (романа, авантюрных повествований), театра объясняется тем, что русская литература была подавлена церковностью (другие светские жанры существовали и достигали зрелого развития, например летопись), а также потому что из этих областей еще не отступил фольклор (5). «В самом деле, почему до XVII в. у нас не было регулярного театра? Мне представляется, что театр образовался в XVII в. не потому, что его кто-то более или менее случайно «перенес» с Запада или самобытным способом «изобрел» в России, а потому, что в XVII веке в нем появилась потребность. До XVII в. потребность в театре еще не выкристаллизовалась, не отделилась еще от другихпотребностей в самостоятельную область. «Театральность» была «разлита» во многих фольклорных жанрах, смешана с ними; элементы театральности пронизывали собой лирические песни и обрядовые, сказку и былины; театральность была представлена и искусством скоморохов. Если мы говорим об отсутствии в литературе XI - XVI вв. любовной лирики, то это не значит, что русские люди не имели этой лирики вообще. Как только из некоторой части общества ушла фольклорная лирика, появились любовные песни П. А. Квашнина-Самарина. По той же причине именно при царском дворе и палатах бояр Милославских начинает заводиться театр. Во всяком случае можно предположить, что некоторое отступление фольклора породило разнообразные явления в разных жанрах и в разных классах общества, что требует еще дальнейших исследований». (5)

Таким образом, по третьей главе можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в ходе работы найден ответ на вопрос о разнице жанров устного народного творчества в различных культурах; считаем, что разницы практически нет, потому что они все возникли из одного и того же жанра устного народного творчества – это песня, но называются по-разному: руны (финское runo - песня), былины (песни-сказания), эпические поэмы (героические песни).

Во-вторых, представляют интерес исследования Д.С. Лихачева, в которых объясняется возникновение жанров устного народного творчества на Руси. Как отмечает Д.С. Лихачев, отсутствие в древней русской литературе некоторых жанров объясняется следующими причинами: 1. русская литература была подавлена церковностью; 2. только после ухода того или иного фольклорного жанра возникали условия для возникновения нового жанра, востребованного в определенный исторический период определенным классом общества.

Заключение

Современный человек живёт и постоянно общается с представителями различных культур. Понимание людей различных культур возможно, если изучать произведения искусства, художественную литературу этих народов.

Знакомство на уроках литературы в 7 классе с произведениями устного народного творчества различных культур: древнерусскими былинами, с карело-финским эпосом «Калевала», поэмой «Песнь о Роланде» - позволило произвести сравнение жанров этих эпических произведений, найти в них общее и различное.

Для исследования процесса возникновения и развития жанров устного народного творчества в различных культурах определили временные границыэто V-XV вв., географический охват: Московское государство – Эстония – Финляндия - Вуоккиниема Архангельской губернии (Д. Леннрот), – Ронсева́ль (перевал в Пиренеях на французско-испанской границе) – Франция.

Также обосновали возникновение жанров устного народного творчества эпических произведений различных культур в зависимости от исторических условий, сложившихся в различных государствах и землевладениях в период V-XV вв. Во Франции (V в.) и в Московском княжестве (XIV-XV вв.) практически одни и те же исторические задачи - возникновение и укрепление государственности, в Эстонии – Финляндии - Вуоккиниеме Архангельской губернии (V-VI вв.) – развитие крупных землевладений. Эти исторические задачи государств и землевладений определили жанры и содержание создаваемых эпических произведений устного народного творчества.

Изучаемые нами произведения относятся к эпическому роду литературы, но имеют различные названия жанров устного народного творчества: былина, мифологическая поэма, героическая поэма, поэтому возникли вопросы: чем объясняется разница жанров, какие жанры устного народного творчества существовали в различных культурах в соответствии с другими историческими периодами, которые не указаны в учебнике по литературе за 7 класс?

В ходе работы были найдены ответы на вопросы о разнице жанров устного народного творчества в различных культурах. Пришли к выводу, что разницы практически нет, потому что они все возникли из одного и того же жанра устного народного творчества – это песня, но называются по-разному: руны (финское runo — песня), былины (песни-сказания), эпические поэмы (героические песни).

Также в исследованиях Д.С. Лихачева нашли объяснение отсутствия в Древней Руси некоторых жанров - любовной лирики, развлекательных жанров (романа, авантюрных повествований), театра объясняется следующими причинами: 1. русская литература была подавлена церковностью; 2. только после ухода того или иного фольклорного жанра возникали условия для возникновения нового жанра, востребованного в определенный исторический период определенным классом общества.

Литература

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов – Источник: http://gramma.ru/LIT/?id=3.0

Великое княжество Московское. – Источник: https://ru.wikipedia.org

Евсеев В.Я. Исторические основы карело-финского эпоса. – Издательство: Академия Наук СССР, 1957: Источник: https://www.booksite.ru/fulltext/karepos/index.html

История Франции в Средние века – кратко. Источник: http://rushist.com/index.php/west/6205-istoriya-frantsii-v-srednie-veka-kratko

Лихачев Д.С. Система литературных жанров Древней Руси. - Славянские литературы (11-17 вв) (доклады советской делегации):Издательство Академии наук: М. -1963, с. 47.

Пропп В.Я.: Русский героический эпос. - Источник: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/propp-russkij-geroicheskij-epos/4-2-mikula-selyaninovich-i-volga.htm

Просмотров работы: 101