Введение
Актуальность проблемы.
Что такое семья для человека? Это единство, любовь, взаимопонимание, взаимопомощь, спокойствие, дети и родители, близость интересов. И, конечно, в жизни каждого человека именно родители играют главную роль. Они дают нам жизнь и воспитывают, учат добру, любви, честности, хотят, чтобы мы стали настоящими людьми. Иногда отношения детей и родителей складываются непросто из-за разности мнений на жизнь, вкусов, ведь дети стремятся стать самостоятельными, не прислушиваются к советам родителей, хотя они бывают часто правы. Отсюда нередки споры и даже ссоры. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители. Только чтобы понять их правоту, дети должны пройти нелегким путем ошибок. Наверно, поэтому и появляются «блудные» дети.
К проблеме «блудных» детей разные авторы подходят по-разному. В одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений.
Проблема.
Почему в литературных произведениях поднимается проблема «блудных» детей?
Цель исследования.
Целью моей работы было выяснить, как воспринимается читателем образ «блудных» детей в художественной литературе, написанной в разные периоды;понять смысл притчи о блудном сыне, проследить, как она отразилась в произведениях русских писателей.
Объект исследования.
Произведения литературы.
Предмет исследования.
Образ «блудных» детей.
Методы исследования:
1. Изучение соответствующих литературных источников.
2. Поиск информации в интернете.
3. Проведение социологического опроса.
4. Статистическая обработка данных и построение диаграмм.
Гипотеза.
Я предполагаю, что «блудные» дети - тип героев, причины появления которых кроются не в воспитании, а в психологических особенностях героя.
Задача.
Провести исследование, устанавливающее, почему появляются образы «блудных» детей в литературных произведениях.
Проектные продукты:
Компьютерная презентация исследовательской работы;
Практическая значимость.
Использование педагогами школы для проведения уроков литературы. Использование библиотекарем при проведении внеурочных занятий в библиотеке.
Новизна работы.
Заключается в том, что с помощью создания наглядного материала, я попытался повлиять на познавательный интерес учеников нашей школы, привлёк их внимание к данной проблеме.
Основная часть
Притча о блудном сыне едва ли не самая популярная. К ее сюжету обращались художники всех столетий. Отголоски этой притчи слышатся и в литературе. Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста, она несет в себе идею покаяния и прощения.
Мне кажется, что толкование истории каждый делает на свой лад, но все согласны, что отец любит своих детей всегда. Блудный сын – кающийся грешник, который не захотел заниматься тяжелой работой вместе с отцом и старшим братом. Он решил отправиться в странствие и за короткое время промотал отцовские деньги и познал нужду и горести.
Младший сын пренебрёг своими обязанностями, отказался от родного дома ради удовольствий и получил достойное наказание. На мой взгляд, отец имел полное право прогнать блудного сына со своих глаз. Но он этого не сделал. Отец простил своего сына, принял его в дом и на радостях зажарил лучшего теленка. Возвращения блудного сына было для отца большим событием. Ведь сын нашел в себе мужество вернуться, искренне раскаявшись в своем поступке. Блудный сын сознал свое необдуманное поведение, понял, что заблуждался.
Эта притча учит нас, что за хорошие и правильные дела человек вознаграждается, а за плохие и необдуманные несет тяжелое наказание. Блудный сын хотел легкой и веселой жизни. Он жил на широкую ногу, необдуманно тратил деньги, И за это время ни разу не вспомнил о своем отце, который зарабатывал эти деньги тяжким трудом. Не вспомнил он и о старшем брате, который трудился вместе с отцом. Задумываться о своей семье он стал только тогда, когда от него отвернулись все, кто жил за его счет. Только тогда блудный сын понял, что никому на свете, кроме родных, он не нужен. Отец при виде своего несчастного сына не стал задумываться о тех ошибках, которые тот допустил. В притче об этом не сказано, но отец, наверное, всегда помнил о своем сыне. И всегда переживал, как складывается его судьба. Поэтому отец был по – настоящему счастлив, когда понял, что его сын все осознал.
Смысл «Притчи о блудном сыне» заключается в том, что, осознав недостойное свое поведение и покаявшись в этом, человек заслуживает прощение. Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.
Сюжет о блудном сыне дал жизнь разнообразным сюжетным линиям в произведениях авторов разных эпох. Наиболее глубоко сцена возвращения блудного сына домой отражена на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».
В 1830 г. А.С. Пушкин пишет повесть «Станционный смотритель», которую нельзя понять без знания образов и мотивов Библии. Пушкин как бы говорит читателям: «Такова она, настоящая жизнь…» А почему она такая? Почему рвутся связи между людьми? Почему дети уходят и не возвращаются? На эти вопросы должны ответить мы, читатели. Сюжет о неблагодарности дочери лежит в основе повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
Самсон Вырин со своей дочерью Дуней счастливо живут в своем скромном доме. Дуня – это единственная отрада старика. Проезжий гусар увозит с собой красавицу Дуню. Что ее ждет? У Вырина нет сомнений: «Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».
Старик заболел от горя. А оправившись от болезни, едет искать свою Дуню: «Авось, - приведу я домой заблудшую овечку мою». Он хочет вернуть домой дочь, поддержать ее, уберечь от большого зла. Самсон Вырин уже простил ее, как простил в библейской притче отец своего заблудшего сына.
Пушкин в своем произведении поднимает нравственные проблемы. Поддавшись мимолетному чувству, ничем не подкрепленному, Дуня оставляет отца и едет вслед за гусаром в неизвестность. Она знает, на что идет, и все равно не останавливается. Финал получается счастливым, гусар все – таки берет девушку в жены. Тем не менее, даже ради перспективы брачного союза не стоило отрекаться от родной семьи, строя другую. На фоне поступка Дуни развиваются проблема одиночества и проблема отцов и детей. С того момента, как девушка покинула отчий дом, она ни разу не проведала отца, хотя знала, в каких условиях он живет, ни разу ему не написала. В погоне за личным счастьем она абсолютно забыла про человека, который ее любил, растил и готов простить буквально все. Такое происходит и по сей день. И в современном мире дети оставляют и забывают своих родителей. Вырвавшись из гнезда, они пытаются вспоминать о тех, кто дал им самое важное – жизнь. Судьбой Самсона Вырина живут многие родители, оставленные и забытые своими детьми. Конечно, спустя время молодежь вспоминает о семье, и хорошо, если оказывается еще не поздно встретиться с ней. Дуня на встречу не успела.
Пушкин проиллюстрировал свою повесть «Станционный смотритель» картинками о блудном сыне, которые висели в доме Самсона Вырина. Автор будто предлагает нам сопоставить две истории. Разница есть большая: герой притчи из богатой семьи промотал состояние отца, а Дуня уехала от жизни неизбежной для низших чинов.
Общее: оба возвращаются туда, откуда уехали. История жизни пушкинской героини повторяет путь от греха к покаянию блудного сына из библейской притчи. Она нарушает одну из главных заповедей: «Почитай отца своего и мать».
А Дуня почитала своего отца? Я думаю, что нет. И ее поступок говорит об этом, Дуня со временем понимает свою ошибку, но…
Дуня – «заблудшая овечка». Обратимся к лексическому значению слова «блудный».
Ушедший – по евангельской притче – из родительского дома, а после скитаний и беспутной жизни с раскаянием вернувшийся.
перен. Покинувший какое-либо содружество людей, привычные занятия и т.п. в поисках новой среды и новых занятий, а позднее – обычно после неудач – вернувшийся к прежнему.
«Блудный»- человек, который блудит. А глагол «блудить» имеет 2 значения:
1) распутничать
2) блуждать, бродить
Мне кажется, в слове «блудный» соединилось и прямое и переносное значения глагола, значит блудный сын – это молодой человек, блуждающий в нравственных потемках. Это можно сказать и о Дуне.
Почему Дуня выросла неблагодарной дочерью? Может, отец не воспитал ее подобающим образом? Но в повести говорится о том, что на ней «держался весь дом». Обращает ли Самсон Вырин внимание на духовные качества своей дочери? Мне кажется, нет. Отца в Дуне больше всего восхищала ее красота. Даже, увидев Дуню в Петербурге, смотритель по-прежнему восхищается ее красотой.
Итоги анкетирования по теме исследовательской работы
Родители для любого человека – источник нравственности и морали. Но что же думают об этом учащиеся моей школы.
Мною были заданы 2 вопроса:
1. Благодарны ли Вы своим родителям, которые вырастили и воспитали Вас?
2. Почему дети уходят из семьи?
В анкетировании добровольно приняли участие школьники от 13 до 15 лет. Для своего исследования я опросил учащихся именно этого промежутка возраста, так как хотела увидеть, в каком возрасте дети хотят почувствовать себя наиболее самостоятельными, взрослыми.
На вопрос анкеты «Благодарны ли Вы своим родителям, которые Вас воспитали?» самым распространённым ответом был ответ «Благодарны за то, что воспитали настоящим человеком» (Приложение 1).
На вопрос «Почему дети уходят из семьи?» самым распространённым ответом был ответ «Конфликты с родителями (из-за плохих оценок или поведения)» (Приложение 2).
Следовательно, мы можем сделать вывод, что возраст от 13-15 лет – это тот возраст, когда у детей меняется характер, они хотят доказать родителям и окружающим, что они тоже могут совершать взрослые поступки. В этот момент задача родителей помочь ребенку.
Заключение
Завершая свою исследовательскую работу, я пришел к выводу, что проблема «блудных» детей не раз поднималась в литературе. Черствость по отношению к родителям, позднее раскаяние, к сожалению, особенно актуальны в наши дни.
Самсон Вырин так и не испытал радости возвращения «блудной» дочери, и неизвестно, как умер он – прощая или проклиная ее.
У Дуни есть своя семья, но, чтобы счастье было полным, нужно восстановить утраченные связи с родителями, сказать «прости» и получить родительское благословение. Возвращение блудной дочери запоздало! Она вернулась, но, простить ее за отсутствие, за принесенные страдания, порадоваться за нее – некому. Она опоздала, и ей не испытать той радости от родительского прощения, как это случилось с сыном в библейской притче. Отца уже нет. Единственное, что остаётся – это слёзы раскаяния на могиле отца.
Пушкин преподал серьёзный нравственный урок: «Чти отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле».
Список используемой литературы
1. Арапович Б., Маттелмяки В. Детская Библия, библейские рассказы в картинках. – М.: Изд. Российское Библейское общество, 1992.
2. Пушкин А.С. Станционный смотритель. - // Пушкин А.С. Повести Белкина. – М.: Дрофа. – 2003.
3. Соловей Т.Г. Притча о блудном сыне и её изучение в сопоставлении с другими произведениями литературы и искусства. // Уроки литературы. – [Москва, 2005. - №12].
4. Тюпа В.И. Притча о блудном сыне в контексте «Повестей Белкина» как художественного целого // Болдинские чтения.
5. Шатин Ю.В. Архетипические мотивы и их трансформации в новой русской литературе // «Вечные» сюжеты русской литературы: («Блудный сын» и другие).
Приложение 1
Благодарны ли Вы своим родителям, которые вырастили и воспитали Вас?
Таблица № 1
Все участники анкетирования единогласно ответили, что они очень благодарны своим родителям за своё воспитание, а именно за то, что:
№ п/п |
Варианты ответов |
Кол-во человек в абсолютных числах |
% |
1. |
Воспитали настоящим человеком |
22 |
48,8 |
2. |
Всегда были рядом |
16 |
35,7 |
3. |
Выручат из любой ситуации |
7 |
15,5 |
Благодарны ли Вы своим родителям, которые вырастили и воспитали Вас?
Диаграмма № 1
Благодарны ли Вы своим родителям, которые вырастили и воспитали Вас?
Диаграмма № 2
Приложение 2
Таблица № 1
Почему дети уходят из семьи?
№ п/п |
Варианты ответов |
Кол-во человек в абсолютных числах |
% |
1. |
Конфликты с родителями (из-за плохих оценок или поведения) |
12 |
27 |
2. |
Конфликты с одноклассниками |
11 |
24 |
3. |
Невыносимая домашняя обстановка (физическое/эмоциональное насилие) |
10 |
22 |
4. |
Конфликты с учителями (родители занимают сторону учителя) |
7 |
16 |
5. |
Ревность к младшим братьям сёстрам |
5 |
11 |
Диаграмма № 1
Почему дети уходят из семьи?
Диаграмма № 2
Почему дети уходят из семьи?
Приложение 3