«У детей всегда бывает странный, часто недоступный пониманию взрослых уклон мыслей. Мысли их идут по какому-то своему пути; от образов, которые складываются в их мозгу, веет прекрасной дикой свежестью».
А.Т. Аверченко
Введение
Актуальность темы исследования. Творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко (1880–1925) на сегодняшний день остаётся недостаточно изученным. Он известен прежде всего в качестве автора и редактора прославленного дореволюционного юмористического журнала «Сатирикон». Многие рассказы и сборники писателя не рассматриваются и не анализируются. Необходимо признать, что до сих пор не существует полного, развёрнутого анализа отдельных произведений писателя.
Наш исследовательский интерес сосредоточен, к тому же, на одной из важнейших тем творчества А.Т. Аверченко – теме детства, внутреннего мира ребёнка и на том многообразии детских характеров, которое представлено в прозе писателя.
Особенностью данного исследования является опыт анализа рассказов одного сборника. В основу его положено изучение основных проблем рассказов, связанных со взглядом автора на формирование личности и характера ребёнка, на его взаимоотношения со взрослыми и со всем окружающим миром.
На данный момент в научной литературе, посвящённой творчеству А.Т. Аверченко, не существует исследования, в котором авторское внимание было бы целиком сосредоточено на теме детства и детских образов в творчестве писателя.
Цель исследования – выяснить, как раскрывает А.Т. Аверченко внутренний мир детей в своих рассказах.
В соответствии с избранной целью необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать основные черты, присущие писательскому восприятию мира детства;
выявить особенности авторского понимания личности ребёнка, условий её формирования и развития;
подвергнуть рассмотрению своеобразие художественного воплощения детских характеров в рассказах «Продувной мальчишка», «Разговор в школе», «Костя».
Объектом исследования в данной работе являются рассказы А.Т. Аверченко «Продувной мальчишка» (1919), «Разговор в школе» (1916), «Костя» (1917).
Предметом научного рассмотрения является внутренний мир детей в рассказах «Продувной мальчишка», «Разговор в школе», «Костя».
Научная новизна работы обусловлена тем, что сделана попытка исследовать внутренний мир детей, представленный в рассказах «Продувной мальчишка», «Разговор в школе», «Костя».
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью его использования при проведении уроков и факультативных занятий, посвящённых русской прозе начала ХХ века, творчеству А.Т. Аверченко и литературоведческому анализу художественного текста.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы, посвящённые различным аспектам изучения художественного текста и его жанрового своеобразия, в том числе, труды В.В. Виноградова, А.Н. Николюкина, Л.А. Смирновой, Г.Н. Поспелова; а также работы, посвящённые жизни и творчеству А.Т. Аверченко – Л.А. Спиридоновой (Евстигнеевой), Д.А. Левицкого и других.
Методы исследования определяются его задачами и спецификой изучаемого материала. В основе работы лежит методы целостного анализа художественного текста и литературоведческого анализа.
ГЛАВА 1. Формирование личности ребёнка в рассказе А.Т. Аверченко «Продувной мальчишка. Рождественский рассказ»
В рассказе «Продувной мальчишка. Рождественский рассказ» главный герой выражает понимание взрослыми окружающей действительности. Деловая хватка, изворотливость, готовность пойти на спекуляцию и разного рода рискованные комбинации-махинации, чтобы получить выгоду, – всё это характеризует деятельность многих «больших» в ту пору. Однако при изображении в этой стихии «маленьких» негативный смысл происходящего исчезает.
Дети способны наиболее ярко отразить характерные черты исторического периода, при этом сохраняя лучшие качества человечества. Таким ярким примером всего лучшего в человеке является Володька, герой истории «Продувной мальчика. Рождественский рассказ».
Аверченко в рассказе описывает ребёнка, который добивается осуществления своих детских мечтаний, как взрослый: он не ждёт чуда, он сам себе его устраивает. Дети порой способны на многое: не опускать руки, найти выход из трудной ситуации, оставаясь достойным человеком.
Рассказ «Продувной мальчишка» учит любого читателя – и ребёнка, и взрослого – очень важным вещам: необходимо заботиться о близких, нельзя предъявлять к ним чрезмерных требований, быть эгоистичным. В произведении описывается желание мальчика помочь маме: не только ради себя юный герой совершает свои «предпринимательские» шаги, но и ради неё. В этом желании проявляется истинная нравственность героя: не только любовь к ближним, но и желание помогать им, потребность стать опорой родителям, быть им полезными. Поэтому способы достижения героем рассказа своей цели вызывают у читателя – как и у автора – понимание и сочувствие.
Главный герой сообразительный. отличается природной смекалкой. Володька ведет себя как взрослый человек, покупая и продавая театральные программки, газеты, конфетки.
Последовательно проводя героя через знакомство с разными взрослыми (офицер с дамой, старик в кафе, праздный господин на скамейке), Аверченко демонстрирует нам и его находчивость, и умение понимать людей. Читатель видит, что взрослые помогают мальчику, тем самым приближая исполнение его мечты о рождественской ёлке. Чудо всё-таки возможно в реальном мире: взрослые, занятые своими делами, помогли в осуществлении мечты незнакомому ребенку. Праздник организован самим мальчиком благодаря остроумию и изобретательности. Юный герой заработал на праздничные подарки себе и маме, чем вызывает у читателя уважение и сочувствие.
Самым главным в жизни каждого ребёнка является любовь к близким людям, способность совершать поступки ради других, умение добиваться своей цели, не причиняя вреда окружающим. Глазами матери мальчика, вернувшейся «поздно вечером» с работы, мы видим такую картину: у основания ёлки были разложены подарки: чтобы не было сомнения, что кому предназначено, около цветных карандашей была положена бумажка с корявой надписью: «Дли Валоди".
А около пары теплых перчаток другая бумажка с ещё более корявым предназначением: – "Дли мами"...» [2, с. 208].
Пусть ёлка, которую раздобыл мальчик, совсем «крохотная», но Володька рядом с ней спит сладко, даже не дойдя до постели, «положив голову на руки». Мечта ребёнка осуществлена – кроме ёлки, он сумел купить подарки для мамы и для себя, заботливо и торжественно подписав при этом две бумажки с «корявым предназначением».
Писатель заставляет задуматься над вопросом: каков тот мир, в котором ребёнок не имеет возможности быть ребёнком?
Автор писал: «ребёнок без традиций, без освящённого временем быта – прекрасный материал для колонии малолетних преступников в настоящем и для каторжной тюрьмы в будущем» [2, с. 48]. Традиции помогают вырастить из ребёнка полноценную личность. Аверченко же в одном из своих рассказов писал: «Для ребёнка вся красота в том, что вот, дескать, когда Рождество, то подавайте мне ёлку, без ёлки мне жизнь не в жизнь» [2, с. 49].
Главный герой рассказа Володька является носителем и защитником традиций в мире, где искажены или потеряны многие ценностные ориентиры в результате исторических событий. Поведение главного героя показывает, что свою мечту можно осуществить, получить желаемое, не поступившись своими принципами и не потеряв чувства собственного достоинства.
Аверченко в своём рассказе напоминает о долге «старших»: чтобы юное поколение не оказалось потерянным, взрослые должны быть милосердными и внимательными к тому, что происходит с детьми, в чём они нуждаются и о чём мечтают.
ГЛАВА 2. Внутренний мир ребенка в рассказе «Разговор в школе»
Жизненная ситуация, положенная в основу рассказа «Разговор в школе» тесно связана с вопросами школьного образования и воспитания. Открывая повествование о воспитанниках и воспитателях, писатель подчёркивает: ученики и учитель не понимают друг друга, но в обучении должны быть доверительные и дружеские отношения. Аверченко в своём рассказе на стороне школьников: «Нельзя сказать, чтобы это были два враждующих лагеря. Нет – это были просто два противоположных лагеря» [2, с. 208].
Писатель использует антитезу для того, чтобы показать «два противоположных лагеря»: «высокая бледная учительница» и «два десятка стриженых или украшенных скудными косичками головок, склонённых над ветхими партами» [2, с. 209]. Стилистически окрашенные – благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам – слова («косички», «головки», «зубёнки») вызывают читательские симпатии на сторону маленьких героев, так нежно описанных автором.
Эпитеты «полувысохшие чернила», «большая полутёмная комната» и вставная конструкция (вздохи учеников от «облегчения, натуги и напряжения»), а также звукопись показывают, как в классе тихо, и именно на фоне тишины оказываются отчётливо слышны вздохи и «скрип грифелей». И кабинету, и напряжённости работы учеников противопоставлена природа: яркий солнечный день, пение птиц и голубое небо за окном. При этом лучи солнца – «ласковые, тёплые, как рука матери, проводящая по головёнке своего любимца» [2, с. 209]. Каждый ребёнок мечтает вырваться из «пыльной комнаты тихого училища» [2, с. 209], чтобы порадоваться замечательному тёплому дню. Детские эмоции описаны глаголами действия: завизжать; захрюкать; камнем вылететь; побежать, выделывая курбеты.
Напряженная работа учеников прерывается «сокрушительным» вопросом Капитона Круглова: «А зачем, в сущности, учиться? Действительно ли это нужно?» [2, с. 209]. Вопрос показывает, что дети не понимают почему они обязаны находиться в душном классе, есть ли в этом смысл.
Вопрос мальчик задает себе (внутренний монолог), но после обращения к учительнице «глаза его округлились, выпуклились, отчасти от любопытства, отчасти от ужаса, что он осмелился задать такой жуткий вопрос» [2, с. 209]. Ребёнок боится спрашивать, и писатель, передавая страх ученика, показывает, что каждый ребенок из-за боязни не сможет в полной мере познать окружающий его мир.
Учительнице не понравился вопрос Кругликова: он задаёт неудобные вопросы, он ершист и не довольствуется шаблонными ответами. Отвечая на вопрос Капитона Круглова (« – А зачем мы учимся?» [2, c. 209]), учительница говорит «правильные вещи»: « – Чудак, ей-Богу, ты человек, – усмехается учительница, проводя мягкой ладонью по его голове против шерсти. – Как зачем? Чтобы быть умными, образованными, чтобы отдавать себе отчет в окружающем» [2, c. 209].
В диалоге двух противоположных миров мы видим страх мальчиков перед учительницей, но и желание найти верный ответ и не отступить от своей точки зрения (см. Приложение 1). Речь детей изобилует просторечием, что выражает их искренность и непосредственность: «заваль лопать»; «чёрта пухлого»; «ешь сколько влезет»; «спи сколько влезет»; «рви сколько влезет»; «гуляй себе, как барин» и т.д. В речи ребёнка автор подчеркивает влияние родителей, их стиль речи – чаще всего, сниженный, разговорный. Ребёнок в рассказах писателя – своеобразное «зеркало», отражающее манеры взрослых, детская речь – не собственно личная, она лишь следствие воздействия окружающего мира.
Автор подчёркивает, что ребёнок, являясь своеобразным отражением окружающих его взрослых людей, в то же время, не всегда поддаётся влиянию среды: благодаря собственной индивидуальности и особенностям характера он способен органично соединять в себе черты личности воспитателя и свой особый внутренний мир, преобразуя всё это в речевое поведение.
Дети в рассказах писателя проявляют удивительное чувство собственного достоинства и здравый смысл. Кроме того, ребёнок вызывает у автора и у читателя искреннюю и ласковую улыбку, так необходимую в суровом мире взрослых.
Задача писателя не показать, как надо учить детей в школе, а выявить существующие проблемы. Приём антитезы позволяет автору ясно выразить свою позицию и достичь значительного художественного эффекта. Главное, говорит нам Аверченко, надо любить в ребёнке человека и беречь его робкую, нежную, такую ранимую и восприимчивую душу.
ГЛАВА 3. Образ ребёнка в рассказе «Костя
Рассказ «Костя» сочетает в себе смешное с печальным или трагическим. Начало рассказа призвано сразу привлечь внимание читателя к проблемной ситуации: «Все прочие дети не любили его, маленького, хрупкого, с прозрачным личиком и причудливо растрепавшимися каштанового цвета кудрями. Не любили. Почему? Может быть, по той же самой причине, по которой взрослые не любят взрослых, подобных ему, светлоглазому задумчивому Косте. Та и другая сторона меняет только возраст. А нелюбовь остается прежняя» [2, c. 214].
Смысл иносказаний Аверченко сложен и многозначен. Говоря о нелюбви детей к главному герою, подчеркнув затем, что она «общая, дружная», автор считает возможным сделать обобщение, примеряя на себя роль предсказателя судеб: он пророчит мальчику такое же отношение в будущем. Вызвав интерес читателя к загадочному вопросу – почему же дети не любят Костю, почему и в дальнейшем его ждёт такое же отношение? – Аверченко представляет нам далее целый ряд ситуаций, в которых герой взаимодействует с окружающими людьми.
Так, в первой из них он подходит к «пёстрой, разноцветной группе мальчишек и девчонок», но тут же «со всех сторон поднимается согласный щебет и писк» [2, с. 214]. Мы видим, что дети гонят прочь Костю, который хочет рассказать им невероятную историю о том, как дворник нашёл клад, копая во дворе яму для дерева.
Резкое неприятие возможной беседы, нежелание ребят иметь дело с мальчиком подчёркивается грубой, разговорной лексикой: проваливай, убирайся, пошёл вон. Тем самым автор усиливает интерес читателя относительно причины такого негативного отношения.
Следует отметить, что описание Кости изначально направлено на возникновение у читателя определённого ассоциативного ряда, на создание своего рода аллюзии: он – «маленький, хрупкий, с прозрачным личиком и причудливо растрепавшимися каштанового цвета кудрями», говорит «нерешительно и мягко». Подбор эпитетов призван воссоздать образ поэта и мечтателя, пребывающего в поиске идеала, витающего в облаках и далёкого от обыденности. Костя действительно выглядит необычно, поскольку отрешённость от мира детям, как правило, не свойственна. Покорность ребёнка («Снова он покорно вздыхал и отходил в сторону» [2, с. 215]), его задумчивый вид привлекают внимание, выделяют его из числа остальных детей.
Следующая зарисовка представляет нам разговор мальчика и некоего «досужего господина», оказавшегося на одной лавочке в парке рядом с Костей. Напряжённость повествования, его динамичность обусловлены наличием двух планов текста: первый – выдумки мальчика, озвученные им в диалоге с разными собеседниками, второй – краткие характеристики этих собеседников и их реакции, а также описание внешнего вида ребёнка.
Комизм ситуации заключается в том, что мужчина безоговорочно поверил во всё сказанное мальчиком, не усомнившись ни в одном слове. Образ обычного человека, с готовностью воспринимающего любую поразительную историю, противопоставлен здесь образу Кости, который с необычайной изобретательностью облекает свои фантазии в яркую художественную форму.
Причём делает он это в процессе разговора настолько легко и стремительно, что у собеседника просто нет времени засомневаться. Уровень духовного развития Кости, опыт чужих жизней, переосмысленный им и представленный в виде своеобразных выдумок, — всё это говорит об уже вполне сформировавшейся творческой личности, постоянно ищущей самореализации, выхода в реальность.
По своему интеллектуальному развитию мальчик неизмеримо выше многих из тех, кто его окружает. Для того чтобы сочинять те истории, которые он рассказывает, нужно обладать неистощимой фантазией, природным чутьём и достаточным багажом знаний. Кроме того, герой наделён немалыми артистическими способностями: ведь на наших глазах Костя постоянно «вживается в роль» очевидца самых драматических событий.
Однако необходимо отметить, что «фантазии» мальчика, какими бы яркими и жизнеподобными они ни были, достаточно агрессивно навязываются им окружающим. Беспокойство и даже страх, которые испытывают все, кто слышит его истории, вряд ли полезны для душевного состояния человека.
После описания попытки общения героя со сверстниками и его уличного разговора с незнакомым господином Аверченко показывает нам «жуткого ребёнка» в кругу семьи. Горничная Ульяша собирается взять расчёт из-за постоянных выдумок мальчика: то он скажет, что дворника Степана переехало автомобилем, то напугает девушку тем, что она не выключила воду на кухне. У неё не хватает терпения выслушать ребёнка, и она, как и дворовые дети, злится на выдумки Кости, пытается образумить его.
Всем взрослым, окружающим мальчика дома, свойственны бытовая приземлённость, абсолютная «вещность» в восприятии мира. «Старшие», изображённые Аверченко, находятся в плену своих представлений и страхов, тогда как душа ребёнка оказывается совершенно свободна и независима.
Мальчик, не желая отказываться от того, что диктует ему воображение, по сути, бросает некий вызов целому миру. Взрослые пытаются исправить его, не осознавая своего заблуждения. Но даже постоянные выговоры и упрёки от близких или непонимание сверстников не способны сломить его характер, заглушить в нём редкий и безусловный талант.
Единственный человек, который по достоинству оценивает выдумки мальчика – это его отец. Именно к нему в кабинет идёт ребёнок, будучи абсолютно уверенным, что его выслушают. Истории, придуманные Костей для отца, изначально носят отпечаток фантастичности.
Безусловно, сам Костя тоже знает об этом. Однако слова отца его не останавливают: он тут же сочиняет вдохновенную историю о «сером облаке», появившемся из-за кустов и принявшем вид матери девочки. Причудливое сочетание архетипов в сознании мальчика даёт ему возможность придумать подобное: всем детям говорят, что умершие попадают на небо, а на небе облака – отсюда ассоциативный ряд покойница/облако. Поскольку родители являются ангелами-хранителями для детей, неудивительно, что покойная женщина в рассказе Кости кладёт руку на голову дочери, грозит ему пальцем и уходит –вероятно, мальчик обидел свою осиротевшую подругу, из-за чего чувствует себя неловко и испытывает потребность кому-то рассказать о своём проступке.
Переданная опосредованно, через привлечение воображаемых образов, эта ситуация перестаёт мучить ребёнка. Показательна реакция отца мальчика – он не злится на него, а лишь смотрит «смеющимися глазами» и подводит своеобразный итог: «Бывает» [2, c. 219].
Читателю становится понятно: мужчина догадался, что хотел ему сказать ребёнок, и утешает его, прощая за возможный проступок. Безусловно, горничная или бабушка мальчика посчитали бы такой рассказ святотатственным, но папа Кости стремится не просто выслушать ребёнка, но и понять его.
Образ ребёнка в рассказе символизирует талант, данный свыше, и обычным людям невозможно понять, в какой момент всё происходящее делается для Кости вымыслом, почвой для создания художественной выдумки, которая так часто раздражает окружающих.
Однако автор стремится выявить момент перехода героя в мир мечты и творчества, когда его всецело занимает игра воображения: Аверченко замечает, что у маленького сочинителя «по лицу мимолётными, неуловимыми тенями скользили какие-то лёгкие, еле намеченные, как паутина, мысли» [2, c. 219].
Тернистый путь творческой личности ожидает мальчика. Образ, созданный Аверченко, безусловно, перекликается с жизненным кредо писателя: быть всегда честным и не зависеть от мнения толпы; высказываться смело и прямо; преданно, ни на что не разменивая свой талант, служить настоящему искусству.
В каждой строчке рассказа «Костя», напротив, ощутимы искренняя симпатия и сочувствие автора к своему маленькому герою, не понятому и часто отторгаемому окружающими. Этот персонаж олицетворяет для писателя не только прелесть поры детства, но и муки, связанные с творчеством: одиночество, неприязнь, осуждение со стороны других людей.
А.Т. Аверченко, вместе с тем, явно не одобряет содержание историй мальчика. В этом смысле разрушительная сила дарования героя – полная противоположность солнечному таланту самого автора, чей добрый и беззаботный смех не способен причинить боль окружающим, но заставляет их задуматься о важном. То, что выдумки Кости досаждают даже маме и бабушке – самым близким, родным людям, о которых он должен заботиться и которых должен беречь – бесспорно.
Заключение
В ходе проделанной работы мы пришли к следующим результатам. Обращение А.Т. Аверченко к теме детства было обусловлено самой природой его светлого таланта, проникнутого жизнелюбием и тягой к красоте человеческой души. Эту истинную красоту писатель и находил, прежде всего, в душе ребёнка. Стремление представить внутренний мир маленьких героев во всём его богатстве и разнообразии отличает многие «детские» рассказы Аверченко. С течением времени, с изменением исторических обстоятельств, писатель всё больше утверждался в мысли о том, что чистота детской души является залогом спасения истинных нравственных ценностей в бурно меняющемся мире.
1. Психологизм, значительность и разнообразие проблематики рассказов ясно свидетельствуют о приверженности А.Т. Аверченко традициям русской классической литературы – как в духовном, так и в художественно-эстетическом плане. Рассказы дают возможность провести параллели с творчеством Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Вместе с тем, оригинальность жанрово-стилевых решений и специфика используемых писателем художественных средств позволяют судить о самобытности подхода писателя к изображению внутреннего мира ребёнка.
2. Процесс изучения и литературоведческого анализа рассказов «Продувной мальчишка», «Разговор в школе», «Костя» дал возможность выявить значительную роль авторского начала, проявляющегося в произведениях. Личность писателя, неординарность его взгляда на мир детства и душу ребёнка во многом обусловили особую интонацию, присущую прозе А.Т. Аверченко.
Благодаря авторскому началу в рассказах создаётся эффект доверительного, откровенного разговора писателя со своим читателем. Неподдельность авторских эмоций, высокая степень вовлечённости писателя в жизнь своих героев во многом сближает рассказы А.Т. Аверченко с теми произведениями его современников (М. Горького, И.А. Бунина, А.И. Куприна, И.С. Шмелёва), в которых представлен образ ребёнка и запечатлён мир детства.
3. В центре внимания писателя – яркие и запоминающиеся образы детей, наделённых живыми характерами и неповторимыми индивидуальными чертами. Каждый элемент повествования подчинён главной задаче – раскрыть глубину души ребёнка, осмыслить его взаимосвязь с окружающим миром – прежде всего, миром взрослых, выявить всю сложность тех проблем, которые приходится решать формирующейся личности. По мысли писателя, присутствие ребёнка в мире взрослых является символом чистоты, искренности, тонкости восприятия жизни. При этом ребёнку, подчёркивает А.Т. Аверченко, подчас приходится решать очень серьёзные «взрослые» вопросы, связанные с необходимостью нравственного выбора, отстаивания своей позиции и защиты собственного достоинства.
Список литературы
1. Аверченко А.Т. Собрание сочинений: В 6 тт. / Вступ. ст., сост., подгот. текста, коммент. Ст. Никоненко. – М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999.
2. Аверченко А.Т. Собрание сочинений: В 13 тт. T. 12. Рай на земле. – М.: Изд-во «Дмитрий Сечин», 2014. – 448 с.
3. Аверченко А.Т. Юмористические рассказы / Вступ. ст., сост. и примеч.
О. Михайлова. – М.: Худож. лит., 1964. – 287 с.
4. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты. – Петрозаводск: Карелия, 1970. – 568 с.
5. Аверченко А. Избранные рассказы / Сост. и примеч. Ст. Никоненко; вступ. ст. О. Михайлова. – М: Сов. Россия, 1985. – 352 с.
6. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. – М.: Гослитиздат, 159. – 656 с.
7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. – М.:
Русский язык, 2002.
8. Калениченко О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца 19 – начала 20 века (святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла) / Дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. – Волгоград, 2000. – 246 с.
9. Михайлов О.Н. Аркадий Аверченко // Вступ. ст. к сборнику А.Т. Аверченко. – М: Сов. Россия, 1985. – 352 с.
10. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /
Российская АН. – М.: АЗЪ, 1996. – 928 с.
11. Пильский П. М. Аркадий Аверченко // Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. - М.: Русский путь, 1994. – 496 с. – С. 335–337.
1959. – 654 с.
12. Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. – М.: Наука, 1983. – 346 с.
13. Смирнова Л. А. Русская литература конца XIX - начала XX века. – М.:
Лаком-книга, 2001. – 400 с.
14. Сологуб Ф. Красногубая гостья [Электронный ресурс] / /– URL:
http://az.lib.ru/s/sologub_f/text_0218.shtml (дата обращения: 22.12.2016).
15. Спиридонова (Евстигнеева) JI. А. Русская сатирическая литература начала XX века. – М.: Наука, 1977. – 324 с.
16. Третьякова О.Г. Стилевые традиции святочного и пасхального жанра в русской прозе рубежа XIX-XX веков / Дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. –
М., 2001. – 230 с. – М.: Сов. Россия, 1985. – С. 3–18.
17. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. – М.: Астрель, АСТ, 2008. – 828 с.
Приложение 1
Сопоставление реплик героев рассказа «Разговор в школе»
Тогда (дети) |
Объект сравнения |
Сейчас (учительница) |
«Толстый» Фитюков: «А у костра? Завернулся и спи сколько влезет» Семен Заволдаев: «Темно? А костер на что? |
Лес-дом |
«Тут вам и дома, и электричество», в лесу – «электричества нет, темно, страшно» |
«С индейцами подружиться можно. Есть хорошие племена, приличные» |
Индейцы |
«В крайнем случае можно на мустанге ускакать» |
«Подберутся сзади, схватят часового да на вас» |
Животные |
«Часового с ружьём нужно выставлять, вот и не подберётся. Дело известное» «Вдруг зверь подберётся?» |
Катя Иваненко: «А только они, наверное, хорошенькие… Мохнатенькие, с мордочками… Я бы его на руки взяла и в мордочку |
«бизончики» |
«Какие бизончики?.. Да ты их когда-нибудь видела?» |
Кругликов Капитон: «А плоды разные: финики, бананы – вы не считаете?! И покупать не нужно – ешь сколько влезет»; «Опытный рыболов»: «Загни булавку, да лови рыбу сколько твоей душеньке угодно» |
еда |
«Теперь есть и хлеб, и масло, и сыр, и пирожное, а раньше этого ничего не было» |
Капитон Кругликов: «Сколько влезет было цветов, огромадные были – тропические. Здоровенные, пахнут тебе – рви сколько влезет» |
цветы |
Клавдия Кошкина: «А в городе чёрта пухлого найдёшь ты цветы. Паршивенькая роза рубль стоит» |