Введение:
Актуальность проблемы.
«Говорят дети» - содержание такой рубрики часто «веселит» людей разного возраста. А лингвистов детская речь приводит в изумление. Ведь дети- настоящие творцы новых слов. Богатство детских «новообразований» не может не поражать.
В 6 классе мы изучаем способы образования слов и рассматриваем слова, которые прочно вошли в русский литературный язык. Мы можем объяснить, каким способом образовалось то или иное слово. А как же маленькие дети «создают» слова, не зная моделей словообразования?
Над этим вопросом я задумался, когда учитель привёл на уроке примеры из книги К.Чуковского «От двух до пяти».
Проблема.
Как маленькие дети «изобретают» слова, не зная моделей словообразования?
Цель исследования.
Целью моей работы было выяснить, по каким моделям дети создают новые слова, изучить детское словотворчество как закономерность развития речи ребенка
Объект исследования.
Книга К.Чуковсого «От двух до пяти», детская речь.
Предмет исследования.
Словообразовательные модели «детских» слов
Методы исследования:
1. Изучение соответствующих литературных источников.
2. Поиск информации в интернете.
3. Проведение социологического опроса.
4. Статистическая обработка данных и построение диаграмм
Гипотеза.
Я предполагаю, что маленькие дети гениальны в «изобретении» новых слов.
Задача.
Собрать лексический материал и провести исследование, устанавливающее способы образования детских неологизмов, объяснить логику детских «изобретений».
Проектные продукты:
Компьютерная презентация исследовательской работы;
Буклет по результатам исследовательской работы;
Основная часть:
Если внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые малыши как будто не могли заимствовать у взрослых.
- Я - правдун! - заявляет четырехлетний Алеша.
- Фу, какая капота! -морщится от дождя трехлетний Игорек.
- Посмотри, какая букарашка! - умиляется Стасик 3 лет 5 месяцев, глядя на маленького жучка.
Мама похвалила пятилетнюю Марину за то, что она сама додумалась подмести пол и вытереть пыль: "Ты у меня совсем самостоятельная стала". Девочка очень серьезно посмотрела на мать и ответила: "Я не только самостоятельная - я и самолежательная и самосидетельная!"
Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество даётся так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас множеством новых слов? Наконец, как объяснить словотворчество детей? Попробуем разобраться в этих вопросах.
Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Об этом замечательная книга К.И.Чуковского “От двух до пяти”, где собрано много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, подслушанных писателем в разное время или присланных ему читателями.
Вот например…
Когда Ляле было два с половиной года, какой-то незнакомый спросил ее в шутку:
- Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она ответила ему величаво:
- Я мамина и больше никовойная.
Однажды мы гуляли с ней по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход.
- Мама, мама, паровоз купается! - пылко закричала она.
Детское словотворчество. Это понятие стало широко известно благодаря книге К. И. Чуковского «От двух до пяти».
К.И.Чуковский неустанно восхищается детьми и считает их настоящими творцами. Он говорит, что “ребенок порою самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков.» Чудесно овладевает детский ум методами, приемами, формами народного словотворчества, и всё это происходит неосознанно с помощью необыкновенного детского чутья. Переиначивая слова, ребенок чаще всего не замечает своего словотворчества и остается в уверенности, будто правильно повторяет услышанное.
В качестве примера такого словотворчества приведем «детский» анекдот.
Трехлетний Ваня бегает по лужайке с сачком.
- Я бабочек ловитель и их убиватель!
- Ну, ты. брат, садист, - говорит ему отец.
- Нет, я не садист, я - ходист. Вот приду домой, сяду на горшок и буду садист.
Я думаю, что детей, «создающих» новые слова, можно назвать лингвистическими гениями. Кто такие гении? Я заглянул в словарь Ожегова и нашёл значение этого слова.
ГЕНИЙ 1. Высшая творческая способность. Литературный г. Толстого.
2. Человек, обладающий такой способностью. Творения гениев. Непризнанный г. (о том, кто чересчур высоко оценивает свои способности; ирон.).
3. В древнеримской мифологии: дух - покровитель человека, позже - вообще олицетворение добрых или злых сил. Добрый г. (тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние). Злой г.
Гений что-то изобретает, додумывается до чего-то. В этом смысле дети гениальны в «творении» новых слов. Взрослые, кроме поэтов и писателей, утрачивают эту способность.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.).
Лингвист Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
"осколки слов" (часть какого-нибудь слова используется как целое слово) |
"чужие" окончания (к корню одного слова прибавляется окончание другого) |
"синтетические слова" (одно слово составляется из двух) |
Прыг (прыжок): "Собака прыгнула большим прыгом" |
Помогание (помощь): "Самому одеваться, без помогания?" |
Бананас - банан и ананас |
Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь"); |
Страшность (страшное): "Не рассказывайте про ваши страшности" |
Всехлюдная ("это не твоя воспитательница, она всехлюдная!" - т. е. общая). |
Безусловно, все факты языкового творчества детей относятся к ненормативным. По мнению ученых, их следует именовать окказиональными. (Окказионали́зм (от лат. Occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.)
При создании окказионализма его автор нарушает те ограничения, которые накладывает языковая система. Детские инновации появляются в результате речевого новаторства и рассчитаны на употребление в конкретной речевой ситуации или контексте.
Мой собранный материал и его классификация
Мною были собраны и проанализированы 24 высказывания детей в возрасте 2-5 лет. Меня интересовали модели образования, и с этих позиций я отобрал несколько изречений. Проанализировав детские новинки, я провёл их классификацию следующим образом:
"Слова-о с к о л к и" |
Прибавление к корню "чужого" окончания |
"Синтетические слова" |
пубочка (Настя 3года 4 мес.) – называет так пуговицу. Скорее даже не пуговицу, а пуговичку. Вероятно, для Насти представляется сложным произнести такое длинное слово, как «пуговичка», поэтому, она это слово сокращает, убирает два слога из центра, вместо них вставляет слог «бо». |
коза «рогается» (бодается)- Оля, 4 года |
«писклёнок» (цыплёнок)-Олеся, 3 года |
дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?" (4 года 11 месяцев). |
пургинки (снежинки): "Пурга кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев). |
попус (Катя 4года 3 мес.) – придумала такое слово, чтобы назвать так глобус. Девочке подарили копилку в виде коровы, вместо попы которой находится глобус Попус = попа + глобус. |
пах (запах): "Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?" (3 года 6 месяцев). |
сухота (сухость): "Вы знаете, что бегемоты могут умереть от сухоты?" (5 лет). |
басёсь (Вова 2года 8мес.) – употребляет данное слово, называя так рыбу «лосось». Басёсь = рыба (только не первый слог, а второй) + лосось. |
лафэло (Катя 3года) – слово для названия конфет «Рафаэлло». |
имЕтель (тот, кто имеет): "Я иметель сала" (6 лет). |
грёбла (Вова 5 лет 2 мес.) – увидел в магазине лодку с веслами, и попросил купить ему лодку с «греблами». |
рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рва-ность" (3 года 8 месяцев). |
копти (Алеша 3 года) – играет в песочнице и называет так свои ногти. Копти = копать + ногти. |
Анализ выдуманных слов показал, что дети в словотворчестве используют разные способы словообразования, но наиболее распространенные способы - суффиксальные, способ сложения корней.
Итоги анкетирования по теме исследовательской работы.
В ходе выполнения работы мне захотелось узнать, какие слова создавали в детстве ребята нашей школы. Я провёл опрос в 3-х классах своей школы 6 5, 6, 10, в ходе которого были заданы 2 вопроса:
Помнишь ли ты или твои родители необычные слова, сочинённые тобой в детстве?
Изобретал ли ты в детстве необычные слова? Какие примеры можешь привести?
Многие ребята живо откликнулись на пою просьбу. Оказывается, есть семьи, где не только помнят, но и записывают «детские изобретения» в области лексики. Результаты анкетирования можете увидеть в приложении №1.
Каким образом дети пытаются объяснить происхождение своих слов, не зная этимологии? Этимология - раздел языкознания, изучающий происхождение слов. В освоении новых слов ребенок не ограничивается интерпретацией их этимологии. Часто непонятную ему лексему он переделывает так, чтобы прояснить ее происхождение. Это явление носит название «народной этимологии» или «ложной». Ложная этимология- объяснение происхождения слов, не соответствующее их действительной истории. Это не линейка, а длиннейка»; «Не пустыня, а кустыня» (от слова - куст); «Не гирлянда - стеклянда»; «Не будильник – звонильник» и т. д.
В целом к началу школьного детства дети овладевают словообразовательной системой родного языка. Это находит выражение в резком снижении интенсивности словотворчества.
Как Вы думаете, что такое ползук? Или пальчатки? А ребята нашей школы вот как объясняют эти слова.
ползук- паук
пальчатки-перчатки
Многие учащиеся привели искажённые слова, а искажение не является способом словотворчества. Например, капет- пакет, бабика- машина, нямка- кушать.
Для своей работы я отобрал самые интересные примеры и попытался объяснить их происхождение.
днемник- дневник ( записи делаются днём)
кладовщица- раздатчица пищи в столовой ( кладёт в тарелки)
тутувоз-паровоз (использован звукоподражательный элемент)
анаград- виноград для Ани ( синтаксическое образование из 2 слов)
ворона скрипло каркает- «скрипуче» каркает (по аналогии с наречиями весело, тяжело)
рукава залокотать- засучить рукава ( замена непонятного корня на понятный)
Заключение.
В результате проведённого исследования можно сделать следующий вывод:
Наблюдения над детской речью воспитывает внимание к слову, заставляет поражаться богатству русского языка.
В дальнейшем помогает понять литературные произведения, потому что творцами слов являются ещё и писатели (А.С.Пушкин, В.В.Маяковский и другие)
Дети от «2 до 5» являются гениями лингвистики, так как они изобретают новые слова, проявляется их творческая способность.
В интернете есть словарь детских словообразовательных инноваций С.Т. Цейтлин, в нём собрано 680 слов, составленных по аналогии. Если бы этот словарь можно было бы пополнять, то получилась бы весьма интересная книга для широкого круга читателей: для тех, кто хочет развлечься, читая детские «слова-изобретения», и для ценителей русской словесности
Список используемой литературы
Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. -- М.: «Сов. Россия», 1973
Николаева Е.И. Психология детского творчества.- « Питер», 2009
Тэффи Надежда. Увлекательное словотворчество.- Энас-книга, 2016
Чуковский К. От двух до пяти. Живой как жизнь. — М.: Детская литература, 1968
Цейтлин С.Н. Словарь детских словообразовательных инноваций изд. «Златоуст» 2006 год, Санкт- Петербург;
Приложение №1.
Помнишь ли ты или твои родители необычные слова, сочинённые тобой в детстве?
Изобретал ли ты в детстве необычные слова? Какие примеры можешь привести?