Светофор зелёННый русскому языку или типичные ошибки в рекламных объявлениях города Глазова

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Светофор зелёННый русскому языку или типичные ошибки в рекламных объявлениях города Глазова

Хлобыстова В.Е. 1
1МБОУ "Гимназия №6"
Шуклина С.Л. 1
1МБОУ "Гимназия №6"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Во все времена люди заботились о сохранении и богатстве русского языка. Об этом высказывались такие известные люди, как: А.С. Пушкин, М. Горький, А.П. Чехов, А.Н. Толстой и др. Вот, например, высказывание Николая Васильевича Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи» или мысли Ивана Сергеевича Тургенева: «Русский язык великий, могучий, правдивый и свободный…».

Люди мыслящие всегда понимали уникальность русского языка и старались сохранить его. Пушкин А. С. ещё в начале 19 века обратил внимание на состояние русского языка: «Прекрасный наш язык под пером писателей, неучёных и неискусных, быстро клонится к падению.
Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого».

В наше время значение навыка правильно выражаться и писать на родном языке недооценено. Различные вывески и рекламы мы встречаем повсеместно, и грамотно составить объявление невозможно без знания норм русского языка. Именно от этого иногда зависит репутация компании или предпринимателя. Действительно, в современной России, в том числе в нашем городе, люди часто допускают ошибки разного рода в объявлениях, газетах и т.д. Мне стало интересно, как часто встречаются ошибки и с чем это может быть связано.

Цель исследования: выявление орфографических, пунктуационных, речевых (стилистических) ошибок в непрофессиональных объявлениях и объявлениях в СМИ г. Глазова.

Задачи исследования:

Охарактеризовать орфографию, пунктуацию и стилистику как науку;

Проанализировать рекламные объявления и выделить основные виды орфографических, пунктуационных и речевых (стилистических) ошибок, распространённых на территории г. Глазова;

Объяснить возможные причины появления ошибок в рекламных объявлениях г. Глазова.

Объект исследования: частные непрофессиональные объявления и объявления в СМИ г. Глазова.

Предмет исследования: орфографические, пунктуационные, речевые ошибки в частных непрофессиональных объявлениях и объявлениях в СМИ г. Глазова.

Основные методы и приёмы: анкетирование, сбор информации (рекламные и частные объявления с ошибками), работа с научной литературой, анализ ошибок, допущенных в рекламных объявлениях.

Материал для исследования собран на территории г. Глазова обучающимися 8 – 11 классов МБОУ «Гимназия №6».

Гипотеза: не только неграмотность населения, но и небрежность рекламодателей по отношению к своей работе и родному языку влияет на ошибки в рекламных объявлениях.

I. Из истории рекламы

Уже в древности использовались самые простые рекламы. Сначала реклама носила только устный характер. В древнем Риме по улицам ходили торговцы, ремесленники, либо нанятые ими глашатаи, наперебой расхватывавшие каждый свой товар, буквально кричащие о своих услугах. Поэтому и само слово «реклама» по латыни звучит как «reclamare», что означает - «выкрикивать, объявлять».

Начиная с 6-ого тысячелетия до нашей эры, появляются письменные рекламы. Первой письменной рекламой считается найденный египетский папирус, на котором был написан текст о том, что продаётся раб.

В древнем Египте в городе Мемфис, точнее в его развалинах, нашли столбик, сделанный из камня, на котором была нанесена следующая надпись: «Тут живу я, Минос, с острова Кипр, по милости богов наделённый способностью толковать сны за весьма умеренную плату».

В 1450 г. был изобретён печатный станок немецкого типографа Иогана Гуттенберга.

В 1839 году была изобретена фотография. Естественно, теперь рекламный текст начинают дополнять фотографиями.

Развитие рекламы на Руси начинается с 10 – 11 вв. с Киевской Руси. Купцы прибегали к услугам профессиональных глашатаев – зазывал. При этом выделены такие их виды, как заклички, поговорки, речитативные уговоры.

В 16 веке появляется книгопечатанье, а вместе с ним и распространение рукописных книг, листовок и лубочных картинок.

В 1703 году появилась газета «Ведомости», затем «Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости» и др., в которых начали издаваться рекламные объявления.

В 1878 году один предприниматель, по фамилии Метцель, открыл фирму объявлений и выдвинул лозунг: «Объявление есть двигатель торговли».

Реклама прошла долгий и сложный путь собственной эволюции.

Но не все рекламодатели ответственно относятся к своей работе – орфографические, пунктуационные и речевые (стилистические) ошибки стали нормой. Для создателей рекламы зачастую важнее креативность мышления разработчика, эксклюзивные идеи, влияющие на восприятие рекламы потенциальным покупателем, чем грамотность и «добротность». Необходимо научить население видеть ошибки, понимать причины их появления.

Актуальность нашей работы заключается в необходимости сохранения русского литературного языка, а также в том, что ошибки были собраны обучающимися 8-11 классов МБОУ «Гимназия №6».

Нас интересуют непрофессиональные объявления, объявления в СМИ г. Глазова («Мой город», «Красное знамя»), которые позволяют судить о культурном уровне населения г. Глазова. Результаты анкетирования учащихся, общественности (сентябрь 2022 г.) показали, что из 100% (82 чел.) респондентов 73% (60 чел.) обращают внимание на ошибки, допущенные в наружной рекламе; 13% (11 чел.) опрошенных из 100% - положительно относятся к ошибкам; 60% (49 чел) опрошенных из 100% отрицательно относятся к ошибкам; 27% (22 чел.) опрошенных из 100% нейтрально относятся к рекламе с ошибками.

II. Орфографические ошибки в рекламных объявлениях

Чтобы проанализировать орфографические ошибки в рекламе, необходимо понять, что такое орфография, орфограмма.

Орфография – раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

Такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу, называется орфограммой.

Виды орфографических ошибок

Проанализировав рекламные объявления, мы нашли ошибки в написании гласных и согласных букв, ошибки в слитном, раздельном и дефисном написании слова, ошибки в использовании строчных и прописных букв, -н- и -нн- в различных частях речи, не- с различными частями речи.

Орфографические ошибки в рекламных объявлениях г. Глазова.

Допущены ошибки в объявлении «В продаже акорочка, пелмени, тефтели, селётка». Это безударные гласные в корне слова «окорочка», отсутствие буквы «ь» в слове «пельмени», сомнительная согласная в корне слова «селёдка» (Приложение 1).

Допущены ошибки в слове «причинённые» - безударная гласная в корне слова; -нн- в причастии; отсутствие «Ь» в инфинитиве в следующем объявлении: «В связи с производством ремонтных работ на трубопроводах систем горячего и холодного водоснабжения периодически будет отключатся подача холодной и горячей воды. Приносим свои извинения за приченённые неудобства. Правление.» (Приложение 2).

«Продажа ликёро-водочных изделий запрещена лицам: не достигшим 18 лет; беременным женщинам; лицам, находящихся за рулём автотранспортного средства». Здесь ошибка в написании окончания причастия «находящимся» (Приложение 3).

Следующее рекламное объявление: «Московская ярмарка Паступлении новога тавара: постельное бельё, посуда. Ул. Кирова, 1. Цокольный этаж (Приложение 4).

Ошибки в слове «поступление» (гласная в неизменяемой приставке, окончание существительного в И.п. ед.ч.)

«Скупаю рога!!! (оленинные и лосинные) за 1 кг. от 200 руб. до 500 руб. тел. 8-964….» (Приложение 5). В данном случае в слове «лосиные» пишется одна -н-, т.к. это прилагательное образовано с помощью суффикса -ин-.

«Только один день! 2 сентября c 10 00 до 17.00

Дорого купим волосы натуральные от 30 см., крашенные или седые от 40 см. Адрес: ул. Ленина, 16 (возле рынка). Парикмахерская «Шарм» (Приложение 6)

Ошибка в слове крашеные. Это отглагольное прилагательное, поэтому пишется одна -н-.

Подобная ошибка в объявлении:

«Покупаем волосы натуральные от 30 см

Плетённые косы от 30 см» (Приложение 7).

На центральном рынке существуют два магазина, где продаётся горячая выпечка. Хозяин одного – Хубиева Х.А., хозяин другого – Ижаев Д. Ч. (Приложение 8).

Но ошибка в объявлениях общая: в слове «зелёННый» должна быть одна буква -н-, так как данное прилагательное образовано бессуффиксным способом.

Также допущена ошибка на баннере в парке им. Горького: «Запрещается:… эксплуатировать аттракцион в грозу, туман, дождь, снег и ветренную погоду» (Приложение 9). В слове «ветреную» пишется одна -н-. Это исключение.

В кафе «Рябинка» в меню все названия салатов пишутся со строчной буквы без кавычек: салат ленинградский, салат уралочка…

Газета «Мой город». В рубрике «Они ждут хозяев» ошибка в слове «неконфликтный», которое пишется слитно с «не», потому что слово приобрело новое значение (покладистый).

«Кот Батон - 3 года. Не конфликтный, в туалет ходит в лоток. Привит, от паразитов обработан. Телефон ….. Анна (Приложение 10).

На коробке с детской игрушкой неправильно употреблена безударная гласная в корне слова «шиномантаж». Правильно: «шиномонтаж» (Приложение 11).

Возможные причины появления орфографических ошибок в рекламе г. Глазова

Мы предполагаем, что причин появления орфографических ошибок может быть несколько.

Во-первых, неразличение звуков в слабых позициях. Во-вторых, не всегда возможно подобрать нужное проверочное слово: звук в слабой позиции нельзя соотнести со звуком в сильной позиции.

Орфографическая ошибка указывает на:

- незнание орфографических правил;

- отсутствие практических навыков.

III. Пунктуационные ошибки в рекламных объявлениях

Пунктуация – раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки.

Знаки препинания помогают пишущему выразить свои мысли и чувства, а читающему – точнее понять текст и выразительно прочитать его.

Виды пунктуационных ошибок.

Проанализировав рекламные объявления, мы нашли следующие ошибки: знаки препинания при обобщающих словах, однородных членах, обособленных определениях, обращениях, тире между подлежащим и сказуемым, в сложных предложениях.

Пунктуационные ошибки в рекламных объявлениях г. Глазова.

Н а улице Молодой Гвардии д. 27 рекламный щит: «Чистота залог здоровья» (Приложение 12). Отсутствует тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым.

«Только один день! 2 сентября c 10.00 до 17.00. Дорого купим волосы н атуральные от 30 см., крашеные или седые от 40 см. А также: монеты (СССР) 1921-1958 и 1965-1975 гг.), значки (на закрутке)… Адрес: ул. Ленина, 16 (возле рынка), Парикмахерская «Шарм» (Приложение 6).

В данном тексте нет обобщающего слова – двоеточие неуместно.

«17 ноября Вторник Выставка-продажа кожаных курток и обуви 67 моделей по ценам производителя (Приложение 13)

Ж ен., дублёнка, Зима (Польша) (натур. кожа, натур. мех, короткая)

21000

10500

Ж ен., дублёнка, Зима (Польша) (натур. кожа, натур. мех, удленённая

35000

17500

Куртка муж., удленённая, зима, Турция (натур. кожа, натур. мех)

21000

10900

Ошибка – запятая в словосочетании существительное + прилагательное («женская дублёнка»)

В супермаркете объявление: «Продажа ликёро-водочных изделий запрещена лицам: не достигшим 18 лет; беременным женщинам; л ицам находящихся за рулём автотранспортного средства» (Приложение 3). Здесь отсутствует запятая при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

В объявлении для жильцов дома не поставлена запятая (или восклицательный знак) при обращении.

« Уважаемые жильцы21.01.2022 г. будет отключена холодная и горячая вода для профилактических работ» (Приложение 14).

Н а центральном рынке в очень вежливом объявлении «Осторожно скользко!» пропущено тире в бессоюзном сложном предложении, где используются неполные предложения (Приложение 15).

Возможные причины появления пунктуационных ошибок в рекламе

Появление пунктуационных ошибок в рекламных объявлениях мы объясняем низкой грамотностью рекламодателей.

Объективными являются следующие причины:

- незнание пунктуационных норм;

- связь с достаточно сложной грамматикой;

- возможность семантически по-разному членить коммуникативную единицу;

Субъективными являются следующие причины:

- неточное или полное незнание пишущим пунктуационной нормы;

- незнание опознавательных признаков смысловых отрезков, подлежащих выделению знаками препинания;

- невладение синтаксическим и смысловым разбором предложения.

IV. Речевые и стилистические ошибки в рекламных объявлениях

Речевые (стилистические) ошибки – нарушение лексической сочетаемости, а также недочёты в построении синтаксических конструкций.

Разновидности речевых недочётов

Стилистические ошибки – это, с одной стороны, употребление неуместных в данном стиле языковых средств, а с другой – нарушение требований ясности, точности, краткости, богатства и выразительности.

Речевые (стилистические) ошибки в рекламных объявлениях г. Глазова.

Речевые (стилистические) ошибки довольно часты как в официальной, так и в неофициальной речи. Многие из них становятся настолько типичными, что мы почти не замечаем их.

«Только один день! 2 сентября c 10. 00 до 17. 00

Дорого купим волосы натуральные от 30 см., крашеные или седые от 40 см. А также монеты (СССР) 1921-1958 и 1965-1975 гг.), значки (на закрутке)…

ЧАСЫ наручные, старые, поломанные, в жёлтых корпусах, хронографы. Адрес: ул. Ленина, 16 (возле рынка) Парикмахерская «Шарм» (Приложение 6).

Грамматически неверно употреблено слово «поломанные». Правильно- ломаные, также нет логики … хронографы.

«17 ноября Вторник

Выставка-продажа кожаных курток и обуви

67 моделей по ценам производителя» (Приложение 13).

Жен., дублёнка, Зима (Польша) (натур. кожа, натур. мех, короткая)

21000

10500

Жен., дублёнка, Зима (Польша) (натур. кожа, натур. мех, удленённая

35000

17500

Куртка муж., удленённая, зима, Турция (натур. кожа, натур. мех)

21000

10900

«Женская дублёнка, Зима (Польша)». Правильно – женская дублёнка. Слово «зима» - лишнее.

В рекламно-информационной газете «Копейка» читаем: «Тюль капроновая, готовая и портьеры разных размеров» (Приложение 16). Правильно - тюль капроновый, так как слово «тюль» мужского рода.

Но «верх грамотности» - следующее объявление.

Химчистка Ковров и Мебель П роизводим на дому или собой.

Прогрессирующий, инновационной технологии, стирка, штор, тюля, пледы, одеял высокого качества.

Доставка бесплатно работаем без выходных. 100% гарантия и качества

Кон. тел: … (Приложение 17).

Приятно, что подобные объявления исправляются прямо на месте их расположения. Здесь и грамматические ошибки, лишние запятые, отсутствие запятой в сложном предложении.

В следующем рекламном объявлении «Скупаю рога!!! (оленинные и лосинные) за 1 кг. от 200 руб. до 500 руб. тел. 8-964….» (Приложение 5) неизвестный автор создал абсурдное слово «оленинные». Правильно - оленьи.

Возможные причины появления речевых (стилистических ошибок) в рекламе г. Глазова.

Возможно, речевые (стилистические) ошибки допускаются рекламодателями осознанно. В погоне за «понятностью», «близостью к народу» используются разговорные слова, обороты, употребление слов в несвойственных им значениях. А может быть, это обусловлено:

- незнанием лексического значения слов;

- недостаточным владением синонимикой языка (тавтология);

- неразличием значений слов;

- незнанием норм лексических сочетаний, ограниченность словарного запаса.

V.Небрежность и описки в рекламных объявлениях г. Глазова

Просмотрев все найденные ошибки, мы пришли к выводу, что в объявлениях зачастую наблюдаются небрежность и описки. Очевидно, это связано не с безграмотностью, а с желанием быстро оформить необходимую информацию.

« Пожалуйста, закрывайте, двери!» (Приложение 18).

В данном предложении неизвестный автор слово «дверь» принимает за обращение.

«В продаже заборы декоратив.лента бордюрная вазоны, подвесные кашпо» (Приложение 19).

Здесь явно не оправдано сокращение слова «декоративный».

«Всё для бритьячасы, парфюмериябытовая техника» (Приложение 20).

В этом предложении отсутствуют знаки препинания, извращается смысл предложения.

«Я, рядом, 8912…» (Приложение 21).

Наблюдается полное неприятие пунктуационных норм русского языка.

«Магазин перехал по адресу Молодая гвардия» (Приложение 22).

Пропущена буква -е-.

«Просьба в магазин с велосипедами не входить.

Администрация.»

(Приложение 23).

Точка после подписи к объявлению, очевидно, поставлена автором по невнимательности.

К сожалению, в XXI веке люди всё чаще выбирают оперативность вместо достоверности и соответствия нормам русского языка. Многие переносят это в профессию, и так рекламные баннеры и объявления наполняются глупыми, несуразными ошибками.

Заключение

Проанализировав собранный материал, мы выяснили, что ошибки в рекламе, частных объявлениях, в СМИ – результат безграмотности «авторов».

Были выявлены следующие ошибки: написание словарных слов, проверяемая безударная гласная в корне слова, окончание причастий, существительных, правописание неизменяемых приставок, правописание -н- и -нн- в прилагательных и причастиях, правописание не - с различными частями речи.

Также найдены такие нарушения пунктуационных правил, как: знаки препинания при однородных членах, обобщающих словах, обособление распространённых определений, в неполных предложениях, знаки препинания при обращениях, в сложных предложениях.

Рекламодатели часто игнорируют широкую возможность использования знаков препинания. Очевидно, это следствие незнания пунктуационных норм или нежелание «утяжелять» текст.

Речевые (стилистические ошибки) допускаются в основном из-за незнания норм русского литературного языка.

В результате анализа ошибок мы пришли к выводу, что не только неграмотность населения, но и небрежность рекламодателей по отношению к своей работе и родному языку влияет на качество рекламных объявлений, что затрудняет коммуникативный замысел.

Практическая значимость нашей работы заключается в совершенствовании знания русского языка (материал собирался обучающимися 8-11 классов), в расширении сферы применения знаний.

Если каждый человек будет задумываться над тем, что и как он говорит и пишет, русский язык ещё долгие годы будет «великим» и «могучим».

Заканчивая данный этап исследования, мы хотим написать статью в городскую газету по его результатам.

Хочется верить, что скоро придёт время, когда языковой материал всякой рекламы станет образцом рекламы русского литературного языка.

Список литературы

Бабайцева В.В. Русский язык: Теория: Учебник для 5 – 9 кл. общеобразоват. учреждений/ В.В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - 17-е изд., переработ. - М.: Дрофа, 2008. – 319 с.

Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/под ред. Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987.- 797 с.

Орфографический словарь русского языка: 106000 слов/АН СССР. Ин.-т рус. яз.., Под. ред. С.Г. Бархударова и др. - 28 изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1990. - 397 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.

Приложение 13.

Приложение 14.

Приложение 15.

Приложение 16.

Приложение 17.

Приложение 18.

Приложение 19.

Приложение 20.

Приложение 21.

Приложение 22.

Просмотров работы: 50