Введение
Все чаще на перемене в школе замечаешь картину: сидят ребята, уткнувшись в телефоны. Конечно, они играют, мало кто из них читает. Но ведь во все времена книга была средством воспитания и образования. Формирование интереса к чтению – одна из основных задач родителей и учителей. Мотивированное чтение – основа изучения литературы. Выделяют три уровня читательской грамотности: сначала ребенок учится просто читать, затем использует умение для обучения и, наконец, для удовольствия и решения собственных задач. Первый этап, как считают в Международном сообществе специалистов по чтению, заканчивается в 10 лет, как раз к концу 4 класса[4]. Поэтому мы и обратились к ребятам начальной школы.
Актуальность данной темы определяется тем, что в настоящее время стало меньше читающих подростков. Необходимо было выяснить, на каком этапе происходит «отчуждение» от книги[5]. Можно выделить следующие аспекты читательской грамотности: 1) понимание (подразумевает восприятие смысла прочитанного, включая значение слов, и в том числе главную мысль текста); 2) использование (применение прочитанной информации для немедленного решения какой-либо цели или задачи); 3) рефлексия (предполагает интерактивное чтение, в котором читатель создает связи между прочитанной информацией и своими собственными мыслями, своим опытом); 4) вовлеченность (сама мотивация к чтению, состоящая из интереса и наслаждения процессом чтения)[2],[3].
Цель: изучить проблемы, влияющие на развитие мотивации к чтению у ребят начальной школы, создать благоприятные условия для решения данной проблемы.
Задачи:
- провести анкетирование среди обучающихся школы и родителей на предмет выяснения причин нежелания читать;
- разработать план активизации интереса к чтению у учащихся начальной школы;
- активизировать интерес к чтению с помощью викторин и показа буктрейлеров;
- провести акцию «Литературные конфетки»;
- создать «Памятку для родителей» по развитию мотивации к чтению обучающихся начальной школы.
Гипотеза: мир современных технологий вымещает из жизни детей желание обращаться к книге, поэтому можно предположить, что, выяснив причины спада интереса к литературе у современного ребенка, появится возможность разработать способы мотивации к чтению.
Цель и задачи данной работы определяют основные методы исследования:
метод опроса;
наблюдения;
аналитический;
описательный;
сравнительно-сопоставительный;
обобщения;
систематизации;
метод отбора и интерпретации информации.
Для реализации наших планов потребовалось 2 месяца: ноябрь – декабрь 2022 года.
Глава 1. Социологический опрос. Статистика
В начале работы мы создали анкету с помощью Google Forms1, что помогло опросить 171 респондента из взрослого населения (Приложение 1).
Вот какие результаты получились:
Из 171 участника приняли участие 91,2 % женщин, 8,8% мужчин.
Возраст опрашиваемых был разный, преимущественно 26-45 лет.
У данной возрастной группы 1-2 ребенка.
На вопрос «Что вы предпочтете, если будет свободное время?» 71,9 % ответили, что будут читать, но 28,1% предпочтут телефон или планшет, что говорит о сохраняющейся тенденции к получению информации из книги.
71,3 % ответили, что возьмут бумажный вариант книги, 20,5% - электронный, остальные – либо будут слушать аудиокнигу, либо не будут читать, то есть чтение бумажных книг остается актуальным;
На вопрос «Давно ли Вы были в библиотеке?» ответили следующим образом: 27,5% - год назад, 28,7% - 2 и более лет, 28,7% не ходили в библиотеку с детства. Конечно, это не очень утешительные цифры. Если взрослые не ходят в библиотеку, то и у ребенка не будет потребности посещать ее.
На вопрос «Сколько художественных книг в вашей домашней библиотеке?» ответили так: 36,3% - до 50 книг, 26,9% - от 50 до 100 книг, 23,4% - 100-300 книг, 13,5% - более 300 книг. Эта печальная статистика говорит о том, что время, когда престижно было иметь дома большую библиотеку, уходит.
На вопрос «Сколько примерно художественных произведений (более 250 страниц) Вы прочитали за последний месяц?» был следующий ответ: 35,1% - ни одной, 44,4% - одна или две, 20,5% - 3 и более. Это говорит о том, что современный человек все реже проводит время за чтением художественной литературы.
На вопрос «Сколько примерно времени в неделю Вы тратите на чтение художественной литературы?» ответили следующим образом: 30,4% - до 30 минут в день, 20,5% - час в день, 23,4% - 2 часа и больше, 25,7% - либо не читают художественную литературу, либо предпочитают профессиональное чтение, что опять же свидетельствует о спаде интереса к чтению художественной литературы.
На вопрос «Какие художественные жанры литературы Вы предпочитаете?» был дан следующий ответ: 50,3% предпочитают детективы, 45,6% читают классику, 32,7% - женские романы, 31% - фантастику, 11,1% - о природе. Остальные респонденты читают женский детектив, психологическую, детскую или историческую литературу. Это говорит о том, что читательские интересы разнообразны.
На вопрос «Как Вы считаете, обязательное чтение по школьной программе развивает у ребенка желание читать?» 59,1% ответили, что помогает развивать, 40,9% считают, что не помогает. Данные свидетельствуют, что обязательное чтение (с незначительным перевесом) все же приветствуется родителями.
На вопрос «В чем Вы видите причину отсутствия желания у детей читать?» взрослые ответили так: 49,7% - ребенок все время проводит в телефоне/планшете или смотрит мультфильмы по телевизору, 41,5% - предлагаются неинтересные произведения для обязательного чтения, 14% - нет времени читать с ребенком. Были и такие ответы: «Не читают родители», «Не остается времени для чтения после выполнения домашних заданий».
На вопрос «Как можно развить у ребенка желание читать?» ответили так: 73,1% - покупать книги, которые нравятся ребенку, 66,7% - читать книги вместе с ребенком, 31,6% - показывать пример читающих успешных людей, 14,6% - включать аудиокниги, 5,8% - заставлять читать. Это приводит нас к выводу, что родители признают необходимость развивать у ребенка желание читать, а принудительное чтение в малой степени этому способствует.
На вопрос «Кто должен формировать интерес к чтению?» 91,8% ответили, что родители, 7,6% - учителя, 0,6% - другие родственники (бабушки и дедушки, тети и дяди). Данное наблюдение показывает, что в основном родители понимают свою роль в формировании личности ребенка и не отрицают необходимость домашнего воспитания любви к книге.
Отвечая на вопрос «Если есть фильм по книге, что Вы посоветуете?» 84,2% советуют сначала прочитать книгу, потом посмотреть фильм, 15,8% – наоборот, сначала посмотреть фильм, что говорит о понимании родителями важности развития воображения у ребенка с помощью художественных произведений.
На вопрос «Развивают ли ребенка комиксы и аниме2?» 63,2% ответили, что не развивают, 26,9% - развивают, 9,9% опрошенных не знают, что это такое.
На вопрос «Что развивает чтение художественных произведений?» ответили так: 85,4% - расширяет словарный запас, 76,6% - развивает воображение, 66,7% - умение анализировать, 42,7% - способность концентрироваться на прочитанном, 19,9% - терпение. Были и другие ответы: умение сострадать, размышлять, слышать другого человека. Можно сделать вывод, что родители признают, что во время чтения у ребенка формируются важные психические и нравственные качества.
На вопрос «Почему книгой пользоваться сложнее, чем телефоном/планшетом?» были получены следующие ответы: 53,8% - информация поступает более медленно (надо читать), 46,8% - надо уметь анализировать поступки героев, 36,3% - нужно думать/предвидеть ситуацию, 25,7% - нет готовых образов. Также ответили, что книгой «пользоваться не сложнее».
Исходя из полученных данных, мы сделали следующие выводы: наша страна долгое время была самой читающей в мире, но изменилось общество, и порой у родителей нет времени, чтобы читать самим или своему ребенку, несмотря на то, что большинство родителей не отрицают важность чтения и развития читательских привычек в детях. Книги уходят на второй план, заменяясь в семье телефонами, планшетами или телевизором. Также мы отметили, что книга, по словам взрослых, по-прежнему развивает в человеке лучшие качества и навыки, хотя пользоваться ей становится все труднее.
Глава 2. Анкетирование детей
Перед нами стояла задача: провести анкетирование детей начальной школы, чтобы определить, сколько ребят читает книги, кто из них предпочитает телефон или планшет чтению книг, с кем родители вместе читают, кто видит дома читающих родителей. На момент проведения анкетирования в 1-2 классах было 111 учащихся, в 3-4 классах 105 человек.
В 1-2 классах мы задали вопросы и получили следующие ответы:
Умеют читать 78 человек, 89 ребят любят сами читать или когда им читают взрослые. На вопрос «Какие книги вы любите читать?» ответили так: сказки -69 человек, стихи – 53, рассказы про животных – 63, приключения – 61, смешные рассказы – 65, комиксы про супергероев – 38. Второклассники сказали, что читают энциклопедии 25 человек, журналы – 27.
На вопросы «Кто знает, что такое библиотека? И где она находится в школе?» положительно ответили 88 ребят. А вот где находится городская библиотека знают лишь 27 малышей.
Интересно было узнать, что в свободное время предпочтут чтение 69 человек, в телефоне/планшете будет сидеть 41 ребенок, посмотрят мультфильмы 42, поиграют в игрушки 43, будут делать уроки 80 ребят, лягут отдохнуть или ничего не будут делать 38 детей.
Также мы выяснили, что 42 ребенка видят взрослых за чтением книг. Читают малышам в основном мамы или папы, так ответили 47 человек, другие родственники – 58 человек. А вот собственная книжная полочка есть лишь у 24 ребят.
В 3-4 классах мы задали вопросы и получили следующие ответы:
На вопрос «Любишь ли ты читать?» дали утвердительный ответ 62 ребенка, при этом сами предпочитают читать 56, остальные слушать аудиокниги или родственников.
На вопрос «Что тебе нравится читать?» ребята ответили следующим образом: сказки – 23 человека, стихи – 28, рассказы про животных – 19, приключения или фантастику – 34, смешные рассказы – 37, комиксы про супергероев – 23, энциклопедии – 24, журналы – 16, ничего не любят читать – 26. На вопрос «Почему ты предпочитаешь читать именно те произведения, которые ты назвал раньше?» ребята ответили, что их привлекает интересный сюжет (46 человек), нереальные герои и миры (44 человека), интересные научные данные (25 человек), занимательные задания (21 человек).
На вопрос «Как часто ты бываешь в библиотеке?» мы получили следующие ответы: раз в неделю – 13 человек, несколько раз в неделю – 9, не знаю, где находится библиотека – 32. На вопрос «Что лучше: книга или телефон/планшет» были получены следующие ответы: книга – 50 человек, телефон/планшет – 51.
На вопрос «Если у тебя будет свободное время, чем ты займешься?» мы получили ответы: почитаю или послушаю книгу – 30 человек, посмотрю мультфильм – 32, поиграю в игрушки (в том числе на телефоне/планшете) – 33, буду делать уроки – 34, лягу отдохнуть или ничего не буду делать – 43.
На вопрос «У тебя дома родители читают свои, взрослые, книги?» 44 ответили утвердительно. На вопрос, есть ли у ребенка своя книжная полочка, 77 ребят ответили, что есть. Каждый день сами читают художественную литературу всего лишь 20 человек, остальные иногда или очень редко.
На вопрос «Если ты не любишь читать, то почему, как ты считаешь?» мы получили следующие ответы: лень, лучше поиграю на телефоне/планшете, родители покупают неинтересные книги, нет времени на чтение литературы не по программе. На вопрос, сколько ребята прочитали книг, заданных на лето, основная масса ответила, что не больше половины.
Исходя из данных, полученных в результате анкетирования, мы выяснили, что ребята читают в основном произведения по программе, редко ходят в библиотеку, родители покупают книги, но их не всегда интересно читать, в основном предпочитают сказки, приключения, рассказы о животных. В 3-4 классах предпочитают энциклопедии и журналы, в библиотеку ходят редко, если только учитель заставляет или с родителями.
Глава 3. Викторины
После полученных в ходе опросов результатов мы наметили план вовлечения ребят начальной школы в процесс познания литературных произведений. Каждая наша группа (их у нас получилось четыре - по параллелям) придумала викторины по сказкам и произведениям, которые ученики начальной школы должны были к этому моменту уже знать. Нам помогла с этим вопросом Елена Олеговна как руководитель проекта. В первые классы пошли ребята с викториной по русским народным сказкам (Приложение 2). Малыши эти сказки знали и с удовольствием отвечали на наши вопросы. Во вторые классы наши одноклассники пошли со сказками А.С. Пушкина, хочется отметить, что почти все ученики справились с вопросами. В третьих и четвертых классах ребята отвечали на вопросы не только по русским и зарубежным сказкам, но и по произведениям писателей XIX – XX веков. Оказалось, что если многие сказки ребята читали, то произведения писателей (не сказки) им менее интересны.
Глава 4. Буктрейлеры
Известно, что современные авторы и издательства, занимаясь рекламой книг, уже давно взяли на вооружение новейшие технологии. Один из лучших способов продвинуть литературное творение – сделать к нему специальный видеоролик и разместить в Интернете. По своему назначению книжный трейлер ничем не отличается от аналогичных роликов для фильмов и сериалов. Он анонсирует произведение, привлекает к нему внимание широкой публики, сообщает о сюжете, поясняет, чего ждать читателю.
Поэтому мы решили создать буктрейлеры, но в конце видео поставить вопрос: «О каком произведении идет речь?» Сама работа над созданием буктрейлера создала для ребят нашего класса трудности. Во-первых, до этого момента мы не сталкивались с таким видом творчества. Пришлось изучить с помощью сети Интернет все особенности создания видеороликов по конкретной книге. Скажем сразу, на это у нас ушло достаточно много времени, помогли каникулы. Во-вторых, не все могут технически воплотить идею в жизнь. В каждой группе были ребята, которые владели навыками работы не только с компьютером, но и с видеокамерой.
Время было на нашей стороне, так как наш руководитель дала для воплощения идей две недели, у нас как раз была неделя каникул. Елена Олеговна проверяла присланные материалы, вносила коррективы. В итоге получились следующие варианты: 1 классы – буктрейлер по сказке «Теремок», во вторых классах было рассказано про «Сказку о золотой рыбке» А.С.Пушкина, в третьих классах – по басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица», в четвертых классах – про сказку «Летучий корабль» (Приложение 2).
Ребята в начальной школе в основном справились, возникли вопросы только со сказкой «Летучий корабль», но многие вспомнили это произведение по музыке из одноименного мультипликационного фильма.
Глава 5. Советы старшеклассников и взрослых
В качестве завершения нашего проекта мы планировали на последней неделе уходящего 2022 года прийти к ребятам в начальную школу с сюрпризом. Думали, как же сделать так, чтобы им было интересно, приятно и весело.
Мы провели письменный опрос среди старшеклассников и учителей. Им необходимо было написать, какие книги они советовали бы прочитать младшим школьникам. Мы составили списки. Туда вошли произведения
Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, Ш. Перро, Т. Янссон, Р. Киплинга, В. Гауфа, Дж. Роулинг, К. Льюиса, Д. Толкиена, Д. Дефо, К. Булычева, А. Веркина,
В. Катаева, В. Каверина, Ф. Достоевского, П. Бажова, В. Лялина. Для ребят четвертых классов была предложена книга Ю.А. Гарнаева «Аэроузел-2», это сложное произведение, но наша школа носит имя этого легендарного летчика-испытателя, поэтому старшеклассники написали и ее в качестве рекомендации к прочтению.
Глава 6. Литературные конфетки
Приближался Новый год, мы придумали способ, как интересно поздравить маленьких учеников нашей школы: распечатали названия книг и авторов на листочках (название произведения ни у одного из ребят класса не повторялось) и прикрепили степлером к конфеткам. Нарядили Дедом Морозом Кирилла и пошли с ним и Еленой Олеговной к малышам. Приход сказочного персонажа для ребят стал большой неожиданностью, а подарок, маленькая конфетка с надписью, тем более (Приложение 2).
Ребятишки обещали прочитать рекомендованные им книги за новогодние каникулы, а потом рассказать классному руководителю и одноклассникам, о чем они прочитали, понравилась ли книга и один из самых запоминающихся моментов из нее.
Глава 7. Проектный продукт. Памятка: «Рекомендации для родителей учеников начальной школы по развитию мотивации к чтению»
Проанализировав анкеты взрослых и детей, мы пришли к выводу: необходимо создать Памятку для родителей, чтобы они обратили внимание на проблему, поднятую нами. И вот что у нас получилось:
Уважаемые родители!
Для того чтобы ваш ребенок вырос думающим, ответственным, обладающим другими положительными качествами человеком, он должен много читать. Помочь сможете только вы сами! Прислушайтесь к нашим советам.
Следуйте пословице: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Читайте как можно больше сами художественную литературу. Ваш малыш будет видеть вас с книгой в руках и захочет подражать вам.
Организуйте дома «Время чтения»! Вместо телевизора, телефона или планшета сядьте с домочадцами с книгами. Понравившийся эпизод зачитайте вслух выразительно. Обсудите, что вам понравилось в данном отрывке.
Используйте закладки в интересных местах. Если это ваша книга, а не библиотечная или взятая у знакомых, можно поработать с текстом карандашом. Спустя годы, ваш уже взрослый сын или дочь, найдя карандашные пометки, с теплотой в душе будет вспоминать ваши милые семейные вечера.
Ведите читательский дневник, указывая автора, название книги, героев. Кратко записывайте сюжет произведения. Ведь всегда можно вспомнить, о чем прочитал, если есть составленное тобой краткое содержание.
Если вы творческий человек, то для вас не составит труда создать по прочитанной ребенком книге кроссворд, сопроводив его рисунками. Это вызовет у вашего малыша неподдельное восхищение вами!
Сходите с ребенком в книжный магазин, дайте ему возможность выбрать книгу самому. Можете порекомендовать, что почитать, но не настаивайте на своем выборе! Если вы купите книгу ребенку в подарок, сделайте дарственную надпись, не забыв указать дату.
Дайте его воображению волю! После прочтения книги можно зарисовать понравившихся героев, вырезать их из бумаги, создать волшебный мир. Можно использовать и пластилин, если ваш ребенок любит лепить. Используйте все возможные материалы, это может быть туалетная бумага, фольга для выпекания, мусорные пакеты. Сами примите участие в этом увлекательном процессе. И, пожалуйста, не ругайте за творческий беспорядок!
Если вышел фильм по книге, которую вы вместе с ребенком читали, или он проходил по программе в школе, то обязательно сходите в кинотеатр. Затем обсудите то, что увидели, сравните впечатления, полученные от книги и от фильма.
Желаем вам интересно провести время с ребенком и книгой!
Заключение
В ходе нашего исследования была собрана и обработана информация, проведен анализ результатов[1]. Мы выяснили причины снижения интереса к чтению книг у младших школьников:
занятость родителей, недостаточное внимание к своим детям;
отсутствие в семье традиции читать художественную литературу и совместно проводить время за чтением;
сложность обработки информации при чтении, «замена» книги телефоном/планшетом, телевизором, где образы даются в готовом виде;
чем старше становится ребенок, тем реже он посещает библиотеку;
взрослые часто покупают книги сами, не давая ребенку возможности сделать собственный выбор, либо не покупают книги вообще.
Мы провели ряд мероприятий, активизирующих желание детей обратиться к чтению: провели викторины, отметив лучших чтецов, показали буктрейлеры как форму творческого осознания произведения, провели во всех классах начальной школы акцию «Литературные конфетки», активизируя желание читать художественные произведения и стараясь вовлечь ребят младшего школьного возраста в процесс чтения. Мы создали Памятку «Рекомендации для родителей учеников начальной школы по развитию мотивации к чтению» и обязательно распространим ее среди родителей учеников начальной школы на родительских собраниях. Мы очень надеемся, что взрослые обратят внимание на существующую проблему и последуют нашим советам.
Если все мы хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознание нескольких идей:
- распространение чтения и современный уровень развития информационной культуры личности необходимо осознать как задачу государственной важности;
- поддержка чтения должна стать заботой и общества, и государства;
- для её реализации необходимо объединение усилий специалистов из разных областей знания, тесное взаимодействие представителей теории и практики[6].
Список используемых источников и литературы
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2009.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2008.
Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер, 2012.
Савенков А.И. Психология одаренности. – М.: Генезис, 2010.
Самохина М.М. Кто и что сегодня читает и зачем это нужно // Новое литературное обозрение. - 2001. - №51
Чудинова В.П. Чтение детей России: По материалам исслед. В регионах // Библиотековедение - 2000 - №2.
Смолинец Т.В. https://znanio.ru/media/issledovatelskaya_rabota_chitaet_li_shkolnik_21_veka-327020
Мусина Т.В.
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-pochemu-sovremennie-deti-malo-chitayut-2230366.html
Беляева О.В.
https://videouroki.net/razrabotki/nauchnaya-rabota-po-chteniyu-pravda-li-chto-sovremennye-deti-sovsem-ne-chitayut.html
https://ctclove.ru/news/vse-chto-tebe-nuzhno-znat-o-mange
Приложение 1. Анкетирование взрослых на базе GoogleForms.
Приложение 2. Фотоотчет о проведенных мероприятиях.
Викторины и буктрейлеры.
Акция «Литературные конфетки»
1Гугл формы
2Здесь имелось в виду аниме (манга) — это японские комиксы, нарисованные в известной по аниме стилистике (большие глаза, маленькие носики, длинные стройные ноги).