Традиционные сказочные злодеи в советском и русском кинематографе: эволюция или регресс?

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Традиционные сказочные злодеи в советском и русском кинематографе: эволюция или регресс?

Макушенко А.Д. 1
1МБОУ Лицей № 8 г. Воронежа
Андронова Е.В. 1
1МБОУ Лицей № 8 г. Воронежа
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Все мы родом из детства. А значит, родом из сказки. Именно через сказки наиболее четко прослеживается связь поколений. Сказки – это живые голоса предков, доносящиеся из древности.

Народные сказки не просто поучительные и увлекательные истории. Они осколки древних мифов, в которых нашли отражение взгляды наших предков на мироустройство, их обряды и обычаи. Сказки зачастую пронизаны глубочайшим символизмом. Они прививают нравственные ценности, учат доверять, но не слепо, показывают, к чему ведут глупость, жадность и тщеславие, объясняют, что нужно отвечать за свои поступки. Сказки дарят свет и надежду, ведь добро в них обязательно побеждает зло. Вечные ценности, заложенные в сказках, понятны без дополнительных объяснений. Сказки о Бабе-Яге, Иване-царевиче, Василисе Премудрой, Емеле и других персонажах – это, с одной стороны, и забавные истории, а с другой – своды нестареющих этических правил, на которые можно и нужно опираться. Как справедливо отмечал М. М. Пришвин: «В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый».

«Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа», - писал Алексей Николаевич Толстой. Со сказками ребенок знакомится с раннего детства. Именно через сказку ребенок познает окружающий мир, культуру народа, его традиции и обычаи, усваивает нравственные принципы и нормы поведения. Русские волшебные сказки поэтичны, красочны, образны, наполнены волшебством. Этот фольклорный жанр не раз привлекал внимание русских классиков, композиторов, художников, а с появлением и развитием кинематографа стал поистине неиссякаемым источником вдохновения для режиссеров и сценаристов. До сих пор вызывают восхищение киносказки А. Роу, А. Птушко, М. Юзовского. В 21 веке возрастает интерес к жанру киносказки, однако интерпретация современными режиссерами и сценаристами традиционных сюжетов и героев отличается от ранее существовавшей их трактовки. Поэтому мы поставили перед собой цель – сравнить традиционные тексты сказочного фольклора и современные киносказки и выявить их сходство и различия.

Задачи:

Изучить теоретический материал по теме.

Составить классификацию основных отрицательных героев в традиционной русской сказке и художественных фильмах.

Сравнить образы отрицательных героев в традиционных сказках и киносказках.

Объяснить причины выявленных различий.

Провести анкетирование среди одноклассников для выявления их знаний по данной теме.

Объект исследования – русские народные сказки « Иван Быкович», «Кощей Бессмертный», «Марья Моревна», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Баба Яга», «Василиса Прекрасная», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Финист- ясный сокол», а также киносказки «Последний богатырь», «Последний богатырь. Корень зла» (реж. Д. Дьяченко), «Кощей. Начало» (реж. А. Колпин).

Предмет исследования – образы отрицательных героев названных сказок.

Гипотеза. Мы предположили, что значительные различия между традиционными образами отрицательных героев и кинозлодеев в сказках 20 века и отрицательными персонажами и киносказок 21 века можно объяснить изменениями в современном общественном сознании.

Методы исследования. В своей работе мы использовали такие методы исследования, как наблюдение, анализ, анкетирование, классификация.

Глава 1. Сказка как жанр фольклора.

Сказка берет свое начало в глубокой древности. Этот жанр является неиссякаемым источником для нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания многих поколений. Сказка – это особый учебник жизни, сокровищница духовных принципов русского народа, сосредоточие народной мудрости. Многие поэты, писатели, композиторы, драматурги и кинорежиссеры черпали вдохновение в сказках, ведь именно в них в образной форме показывается, как человек преодолевает различные невзгоды и трудности, делает свою жизнь полноценной, оставаясь при этом самим собой.

Исследуя сказку, ученые по-разному определяют ее значение и особенности. Ряд исследователей сказкой называли все то, что «сказывалось».

Так, академик Ю.М. Соколов отмечает, что под народной сказкой в широком смысле этого слова понимается «устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера»[8, с. 326]. При этом он указывает: «Как ни характерны для сказки ее герои и предметы, живые и оживотворенные носители сказочного действия, все же самым важным и характерным для сказки как жанра является само действие. Для чудесной сказки эти действия определяют собой волшебно-приключенческий характер чудесной сказки как особого повествовательного жанра» [8, с. 326].. А профессор Б. Ю. Соколов также называл сказкой любой устный рассказ и указывал на занимательность этого жанра.

К. С. Аксаков утверждал: « Сказка – складка (вымысел)», что повлияло, по его мнению, и на изображение места действия, и на характеры действующих лиц.

Не согласен с ним А. Н. Афанасьев, который считал, что «сказка – не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного понимания сказки».

В словаре литературоведческих терминов дается такое определение: «Сказка – один из основных жанров народного устно-поэтического творчества. Сказка – преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел».

Виды сказок.

Традиционно выделяют следующие виды сказок:

сказки о животных, в которых главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. Например, лису обычно наделяют хитростью, проворностью, зайца – трусостью, медведя – мудростью, неторопливостью.

бытовые сказки, передающие сценки из обыденной жизни. Конфликт в них заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью. Герой побеждает зло благодаря личным положительным качествам: смекалке, храбрости, доброте, трудолюбию и т.д.

волшебные сказки, которые переносят нас в фантастический мир, а в нем действуют совершенно другие законы. Волшебная сказка - сказка, в которой присутствуют следующие особенности и признаки: зачин, прием троекратного повтора, завязка, развитие действия, кульминация, концовка, сказочные герои, волшебные предметы, волшебные помощники и волшебные превращения. Герои четко делятся на положительных и отрицательных персонажей.

2. Система героев волшебных сказок

Состав и расстановка действующих лиц в волшебных сказках отнюдь не случайны. Они мотивируются идейным смыслом сказок, состоящим в борьбе добрых и злых сил и в победе добра. Персонажи волшебных сказок делятся на две группы: положительные и отрицательные. Центральное место в сказке занимают персонажи положительные, наделённые силой, мужество, смелостью, упорством в достижении цели. Их противники – коварные, жестокие, завистливые, совершающие свои деяния как раз из-за этих качеств (См. Схема 1 в приложении).

Герой в традиционной волшебной сказке - всегда носитель определённых качеств. Комплект основных его черт всегда устойчив: характер героя, как положительного, так и отрицательного, не меняется на всем протяжении сказки. Однако в некоторых сказках особенности героя раскрываются не сразу: в глазах других персонажей он может вначале представляться иным, как, например, Емеля в сказке «По щучьему веленью».

Антитезная композиция волшебных сказок определяет наличие в них персонажей, враждебных положительным героям. Наиболее часто в сказках выступают такие отрицательные персонажи, как Баба Яга, Змей Горыныч и Кощей Бессмертный.

Победа героя над этими персонажами – финал волшебной сказки – торжество добра и справедливости. 

Глава 2. Характеристика традиционных отрицательных героев сказок.

2.1. Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный (заимствование из тюрк. Kosei - пленник) - в восточно-славянской мифологии злой чародей. В русских народных преданиях Кощей Бессмертный появляется чаще всего в образе змея. Кощей выступает в роли скупого похитителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, чем схож с таким мифологическим персонажем, как змей: оба они одинаково враждебны сказочному герою и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке действующее лицо - Кощей, в другой - змей.

Встречающиеся в старославянских преданиях «кощь» или «кошть» переводятся как «сухой», «тощий», «худой», и им родственное слово «кость». Глагол «окостенеть» употребляется в смысле «застыть», «оцепенеть», сделаться твердым, как кость или камень от сильного холода. Слово «кощей», возможно сначала применялось в качестве эпитета, а потом как и собственное имя демона - иссушителя земной влаги, представителя темных туч, окованных стужей [См. подробнее: 2].

Проанализировав ряд сказок, мы выяснили, что Кощей Бессмертный может жить в огромном доме (в сказках «Кощей Бессмертный» и «Марья Моревна»), в палатах белокаменных («Царевна-лягушка»), в подземелье («Иван Быкович»). В названных выше сказках этот персонаж предстает в виде старика, обладающего огромной силой, можно даже сказать, волшебной, сверхъестественной. Причем силу он обретает, выпив три ведра воды. Друзей у него нет, хороших поступков он не совершает, а наоборот – вредит положительным героям, как правило, похищая или невесту/жену, или мать (См. Таблицу 1. в приложении).

2.2. Баба Яга

Баба Яга - в славянской мифологии лесная старуха-волшебница, ведьма. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мёртвых. По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души [См. подробнее: 2].

Внешность Бабы Яги примечательна: обычно её представляют в виде горбатой старухи с длинными спутанными волосами, с носом крючком, с торчащим изо рта клыком («Баба-яга, костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок врос» из сказки «Царевна-лягушка). Обязательный атрибут её облика – костяная, иногда золотая нога.

Образ Бабы Яги, злобной колдуньи, был характерен для многих, но далеко не для всех народных сказок. Исследователи выделяют три основных типа этого персонажа.

Первый тип, наиболее распространенный — «Яга-похитительница», уносящая людей, особенно детей, чтобы их съесть (как, например, в сказке «Гуси-лебеди»).

Второй тип — «Яга-дарительница», которая гостеприимно встречает героя, иногда испытывает его и в результате одаряет его чудесным огнедышащим конем, богатыми дарами, чудесными предметами. Иногда она может дать полезные советы.

Третий тип — «Яга-воительница» или «Яга-богатырша» (как, например, в сказке «Иван-царевич и Белый Полянин»), где она на равных бьется с богатырями, сражается с героями и побеждает многих из них. В основном она представлена как противник героя: прилетев в избу и застав в ней постороннего человека, она калечит его, вырезает у него из спины ремень. Побеждает же ее только одаренный особой силой, хитростью и умением богатырь [См. подробнее: 3].

В результате анализа сказок мы выяснили, что Баба Яга обитает в глухой чаще в избе на курьих ножках, вокруг которой – забор из человеческих костей и черепов. Внешний вид ужасен: это седая косматая старуха с кривым зубом, с вросшим в потолок носом, с костяной ногой. Передвигается она подобно ведьме или нечистому духу. Летает она в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом.

В анализируемых нами сказках Баба Яга выполняет несколько ролей: Яга-воительница (Иван-царевич и Белый Полянин»), Яга-похитительница («Гуси-лебеди»), Яга - дарительница («Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» и др.), Яга-советчица («Царевна-лягушка», «Заколдованная королевна» и др.). В положительной своей ипостаси Баба Яга дарит положительному герою волшебные предметы, которые помогут ему найти путь в царство Кощея или победить его в схватке. А в отрицательной - всячески вредит герою и стремится его уничтожить (См. Таблица 2 в приложении).

Глава 3. Трактовка образов Кощея Бессмертного и Бабы Яги в киносказках 20 и 21 века.

В качестве материала для анализа мы взяли киносказки «После дождичка в четверг»( х/ф / реж. М. Юзовский), «Кащей Бессмертный» (х/ф, реж. А. Роу), «Реальная сказка» (х/ф / реж. С. Безруков), «Последний богатырь» и «Последний богатырь. Корень зла» (х/ф, реж. Д. Дьяченко), «Кощей. Начало» (м/ф, реж. А. Колпин).

В результате наблюдений мы выявили, что внешне образы Кощея Бессмертного и Бабы Яги практически не отличаются от классических представлений об облике этих персонажей в русских народных сказках, однако в современных нам сказках отсутствуют черты кровожадности и злодейства, а в мультфильме «Кощей. Начало» образы Кощея и Бабы Яги теряют связь со своими фольклорными прототипами и обретают черты внешности обычных людей. Следует отметить, что режиссеры 20 века следуют сказочным канонам более строго, создавая традиционные образы названных героев, но все же привнося свое видение в зависимости от исторического этапа развития общества.

Так, в фильме А. Роу «Кащей Бессмертный», снятом в 1944 году, создан традиционный образ Зла – крючковатый нос, подведенные черным глаза, накладной скелет грудной клетки. Все эти детали, а также актерский талант Георгия Милляра создали образ непобедимого, абсолютного Зла, покусившегося на самое дорогое – на мир, на жизнь, на справедливость.

В киносказке М. Юзовского «После дождичка, в четверг», снятом в 1985 году, когда в стране был взят курс на перестройку, образ Кощея уже существенно отличается от своих предшественников. Меняется его внешний облик – теперь это не истощенный старик, напоминающий скелет, а вполне здоровый, упитанный, румяный пожилой человек в модном костюме. И живет он на земле, вместе с людьми, а не в тридевятом царстве. Но и такой современный Кощей очень страшен, страшен своей циничностью, ведь в его образе впервые происходит смешение Добра и Зла. И если раньше Кощей лишал людей жизни, не мучая их, то в фильме М. Юзовского он получает удовольствие от страданий и мучений своих противников, превращая их в коряги, мертвые деревья, но сохраняя им человеческое сознание. Кощей в фильме «После дождичка, в четверг» дьявольски хитер, уверен в своей безнаказанности настолько, что позволяет играть с собственной смертью, ведь ларец с настоящим яйцом с его смертью спрятан под фальшивым в том же самом месте. Интересен и финал сказки: Кощей принимает смерть от своих собственных рук, перепутав настоящий и фальшивый ларец. Таким образом, трансформируется традиционное понятие Зла: оно начинает растворяться в Добре, теряет свои четкие очертания, поле битвы Добра и Зла из внешнего мира переносится в душу человека.

Что касается 21 века, то в современных фильмах, нет однозначно отрицательных персонажей, и в этом главное отличие современной сказки, которая, несмотря на чудеса, максимально приближена к жизни. Так, Кощей в фильме С. Безрукова «Реальная сказка» ассимилировался в человеческом обществе. Теперь это обаятельный бизнесмен средних лет, занимающийся даже благотворительностью. Но этот его облик всего лишь маскирует его истинную сущность. Кощей Бессмертный в этой киносказке изощренно хитер, лицемерен, поэтому и маскируется под Добро. Переосмысливая этот образ, С. Безруков предупреждает внимательного зрителя о том, что Зло переродилось, стало изощреннее, рядится в одежды Добра.

Иную трактовку отрицательных героев мы видим в двух частях киносказки «Последний богатырь» Д. Дьяченко. У дурных поступков самых отъявленных злодеев имеются вполне уважительные причины, заставляющие им сочувствовать.

Так, в указанных выше фильмах Бабу Ягу считают людоедкой, но безосновательно — Баба Яга никого не съела, а только пугала. Знахарка и ведунья, Баба Яга в этом фильме – одна из самых харизматичных персонажей.

Все ее проделки остались в сказочном прошлом. Сейчас, когда в Белогорье победило добро, Баба Яга оказалась вне закона и вынуждена скрываться, но веры в себя не утратила. Ее арсенал — от ступы с метлой до молодильных яблок и живой воды — всегда при ней. В целом, её образ не отступает от сказочных канонов.

Что касается образа Кощея Бессмертного, то создатели фильма «Последний богатырь» подошли к нему с неожиданной стороны. Искреннюю симпатию вызывает теперь добрый персонаж Кощей Бессмертный, а также история его смерти, которая всегда ранее была заключена в игле, размещённой в яйце, которое в зайце, заяц в утке, а она спрятана в сундуке на могучем дубе. Из сказки в сказку переходит эта сложная схема. Однако здесь вся эта замысловатость вдруг превращается в бриллиант, ценность которого заключается в том, что он вставляется в меч-кладенец и даёт бессмертие кому-то ещё, на наш взгляд это очень упрощает сюжетную линию борьбы добра со злом.

Итак, в сказке «Последний богатырь» перед зрителем предстаёт принципиально иной Кощей Бессмертный. На первый взгляд, режиссёр обращается к старым, древним элементам, составляющим образ Кощея. Так, внешне он напоминает традиционного Кощея: перед нами высокий, худощавый старик в железных доспехах, с короной на голове. Он также обладает бессмертием, слывет главным злодеем.

Но зрителя с первых минут его появления удивляет непривычная мягкость Кощея. Первая встреча героя с Кощеем происходит в темнице, где Кощей разделён на части, заморожен и подвешен на цепях. Но даже в таком положении он говорит с героем Иваном спокойно, вежливо и не проявляет озлобленности, которая в данном контексте была бы вполне обоснованной. Когда друзья его освобождают, ему очень не терпится оказаться на свободе, но первое, что он делает, - это почесывает ногу, которая жутко зудела последние 300 лет. Какие бы события ни творились — Кощей ведет себя снисходительно, вежливо, спокойно, рассудительно, не гневается на откровенные глупости Ивана и не хохочет злобно, никому не угрожает. Это персонаж теперь больше похож на мудреца, много повидавшего и испытавшего в жизни, но не озлобившегося на весь мир.

От привычного образа Кощея остались, пожалуй, только внешний облик бессмертие, но и его Кощей не использует во зло. И в конце сказки современный Кощей поступает неожиданно для всех — разрубает камень бессмертия без колебаний, уверенно и спокойно, тем самым уничтожает злодея Добрыню и лишает жизни себя — ради светлого будущего Белогории. Такой самоотверженный поступок, совершённый вполне осознанно, — определённо выводит Кощея из галереи традиционных образов Кощея Бессмертного, которые мы видели в традиционных русских сказках и в русском кинематографе 20 века. Что же хотел сказать этим образом режиссёр? Если всмотреться в историю Кощея из фильма «Последний богатырь», рассказанную в начале киносказки, и посмотреть на то, как она заканчивается — нет в этой истории ничего волшебного, сказочного. Единственный значимый проступок — в юные годы Кощей пожелал властвовать и отнял камень вечной жизни у своего учителя. Так это свойственно многим эволюционирующим героям: однажды поддавшись соблазну, оставшийся путь они посвящают осознанию содеянного, искуплению вины и заслуживают право именоваться героем. Таким образом, в этой сказке режиссер меняет местами понятия Добра и Зла. С одной стороны, прекрасно, когда отрицательные герои перевоспитываются и становятся в ряды Добра, а с другой - в фильме не показаны условия, при которых происходит это превращение, складывается впечатление, что отрицательные персонажи с самого начала были добрыми и их оклеветали без причины, при этом ясно демонстрируется, что Добро на самом деле никакое не Добро, а богатырь Добрыня и его жена – узурпаторы, захватившие власть в Белогорье.

Весьма интересен образ Кощея в мультфильме А. Колпина «Кощей. Начало». В первые минуты просмотра складывается впечатление, что Кощей - отрицательный супергерой, ловкий, смекалистый, бесстрашный вор, который ездит на мотоцикле. По мере развития сюжета зритель узнает, что это мэр города Мышкина, очень добрый и порядочный человек. Его историю рассказывает Ядвига Петровна – Баба Яга, обосновавшаяся в Мышкине и ставшая свидетельницей событий, что происходили с Кощеем. Оказывается, Кощей – не преступник, а воин, владеющий волшебным говорящим мечом-кладенцом. Герой странствует по Дивноземскому княжеству в поисках злодеев. Его внешний облик приятен: Кощей – высокий шатен с модной бородкой, лет тридцати.

Главный противник Кощея – Белый призрак, выпущенный из портала его хранителем Лихо, позже мы узнаем, что Белый призрак – слуга Ледяного монстра, который хочет уничтожить волшебный мир. Его заточили, а Ключ забвения, запирающий портал в место его заточения, Лихо отдал дриаде Мэй.

Почему же Кощей выбрал путь борца с монстрами? Оказывается, когда он был маленьким, на его деревню напал Ледяной монстр со своим приспешником и убил всех ее жителей, кроме Кощея, который поклялся найти и уничтожить все зло. Как видим, уже с детства герой благороден, смел, отважен, эти качества в полной мере раскрываются в ситуации, когда он стоит перед выбором: после победы над Белым призраком он может уйти на покой или продолжить сражаться уже с вырвавшимся на свободу Ледяным монстром. В битве с ним Кощей закрывает своим телом дриаду Мэй и погибает. Однако она отдает ему всю свою жизненную силу и засыпает навеки, воскресив любимого и сделав его бессмертным. Именно поэтому, желая вернуть свою возлюбленную, он ищет части Амулета жизни и наконец находит их. Многие столетия любовь и надежда поддерживают его в поисках спасения любимой. На наш взгляд, такая трактовка образа Кощея не соответствует традиционному наполнению понятия Зла. Кощей А. Колпина – благородный герой с особой историей: он никогда не был злым по-настоящему, а если и совершает плохие поступки (например, похищает последнюю часть Амулета жизни из хранилища), то делает это из благих побуждений.

Такая трактовка образа Кощея Бессмертного и других персонажей в парадигме Добро-Зло вызывает опасения в плане формирования под влиянием фильмов Д. Дьяченко и А.Колпина представлений о добре и зле у современных детей. Поэтому мы решили провести исследование среди одноклассников, чтобы выяснить их знания по данной теме. В ходе нашего исследования для проверки гипотезы исследования нами были разработаны два опроса для анкетирования сверстников.

Анкета «Кощей Бессмертный»:

Кто такой Кощей Бессмертный?

Каким вы его себе представляете?

Где живет Кощей Бессмертный?

Чем он занимается?

Кто и как мог справиться с Кощеем Бессмертным?

Анкета «Баба Яга»:

Кто такая Баба Яга?

Какой вы её представляете?

Где она живет?

Чем она занимается?

Как выглядит костяная нога?

В результате мы выяснили, что большинству опрашиваемых хорошо известны традиционные образы Кощея Бессмертного и Бабы Яги. У анкетируемых четко сформированы представления о них как об отрицательных персонажах, а значит, повода для беспокойства из-за влияния образа Кощея из фильма Д. Дьяченко нет. Наоборот, можно сказать, что судьба Кощея, его исправление, самопожертвование во имя Добра оказывает положительное влияние на подрастающее поколение при условии, что детям известна традиционная трактовка этого образа.

Результаты тестирования среди 27 школьников 4-го класса приведены в таблице 3 (См. Приложение).

Глава 4. Авторская сказка «История Кощея».

Авторы киносказок 21 века помещают своих героев в новую реальность, наделяют их «современными» характерами, смешивают понятия добра и зла, делая традиционные образы многомерными и сложными. Маленьким детям в этом случае трудно, как говорится, отделить зерна от плевел. Поэтому мы решили сочинить собственную историю Кощея в традиционном ключе.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был мальчик. Он был таким худым, что казалось: он весь состоит из одних костей, ведь «кошть» означает «кость». Кощей был очень жадным и злым ребенком, обижал других детей, отнимал у них сладости и игрушки. С ним никто не хотел играть.

Шло время, Кощей вырос и повзрослел, но добрее не стал, наоборот, все его отрицательные черты только усилились: он никогда не говорил правды, издевался над слабыми, пресмыкался перед сильными, воровал все, что плохо лежит. Кощей мечтал о богатстве и власти.

Однажды Кощей узнал о большом кладе, спрятанном в горах, и решил его найти. Охранял сокровище волшебник, умевший оборачиваться огнедышащим змеем. Он был суров, но справедлив. И было у него такое правило: если человек честно проходил испытания, то получал все сокровища. Если испытания проваливал, то его ждала смерть. Испугался Кощей поначалу, но жажда наживы оказалась сильнее. Думал он, думал, и наконец придумал. Подговорил он односельчанина Василия пойти с ним в горы, посулил богатство ему без всяких хлопот, а сам не сказал о второй части правила. Отправились они к этому волшебнику, назвались, сказали, зачем пришли, а хитрый Кощей притворился, что ему клад не нужен и он просто сопровождает Василия для компании. Прошел Василий три испытания, волшебник отдал ему сокровище, а Кощей ночью убил своего спутника и забрал все себе. Но далеко ему уйти не удалось: узнал обо всем волшебник и наложил на него проклятие навечно. Кощей стал бессмертным, но никогда он не сможет воспользоваться украденным богатством. Он может видеть клады, находить их, но не сможет взять ни одной монеты, пока не раскается и не совершит доброго поступка. Однако злоба и ненависть к людям Кощея настолько велика, что до сих пор он творит только зло.

Заключение

Русские традиционные сказки – сокровищница народной мудрости. С их помощью в сознании ребенка выстраивается парадигма «Добро-Зло», усваиваются нормы морали и нравственные принципы русского народа.

Рассмотрев в нашем исследовании канонические сказки и ряд ключевых киносказок, мы выяснили, что образы сказочных злодеев, особенно образ Кощея Бессмертного, эволюционировали в зависимости от перемен в нашем обществе, исторического развития нашей страны: этот персонаж прошел долгий путь от типичного, ярко выраженного олицетворения Зла в традиционных сказках и киносказках А. Роу через образ мимикрирующего Зла в сказках М. Юзовского и в фильме С. Безрукова, максимально смешавшего эти понятия, показавшего апогей подмены Добра Злом в сознании человека рубежа тысячелетий. И наконец – вершина этой галереи – Кощей, приобретший лучшие человеческие качества: сострадание, милосердие, мудрость, благородство, самопожертвование. Этот образ как будто выражает чаяния людей, уставших от подмены Добра Злом. Такой Кощей как бы призывает общество вернуться к традиционной парадигме Добра и Зла, повернуться лицом к Добру.

Таким образом, эволюция кинообраза Кощея Бессмертного является своеобразным историческим зеркалом русского общества 20-21 веков, отражающим изменения в общественном сознании.

Список литературы

Белоусова, М. Г. Сравнительный анализ образов Кощея бессмертного в киносказках А. Роу // Юный учёный. — 2019. — № (8) 28. — С. 23–26.

Белякова Г.С. Славянская мифология.-М., 1995.

Мифы народов мира. Энциклопедия [Текст]: В 2 т. / Гл.ред. С. А. Токарев. — М.: НИ «Большая советская энциклопедия», 1997. — Т. 1. А-К.

После дождичка, в четверг х/ф / реж. М. Юзовский // Кинопоиск. URL: (дата обращения: 19.10.2019). [Электронный ресурс].

Последний Богатырь х/ф / реж. Д. Дьяченко // youtube (дата обращения: 28.11.2019). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://lordfilms.info/892-poslednij-bogatyr.html

Реальная сказка х/ф / реж. С. Безруков // youtube (дата обращения: 25.11.2019). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=5RKQ9ICOpNo Юшкина, Е. А. Поэтика цвета и света в прозе М. А. Булгакова [Текст]: автореф. дисс. …канд.филол.наук /

Серия книг «Сказки XXI века» — 6 книг www.livelib.ru/pubseries/719028-skazki-xxi-veka.

Соколов Б. М., Соколов Ю. М. Сказки Белозерского края/ Записали Б. М. и Ю.М. Соколовы. – Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1981. -335 с.

Приложение.

Схема 1. Положительные и отрицательные герои в русских народных сказках.

Таблица 1. Образ Кощея Бессмертного.

Сказки

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Место проживания

Как выглядит

Есть ли у Кощея друзья

Что сделал плохого

Что сделал хорошего

Иван Быкович

Подземелье

Старик, длинные ресницы, густые брови, глаза закрывают

Нет

Заставил Ивана Быковича привезти ему Царицу Золотые кудри

Ничего

Кощей Бессмертный

Огромный дом

Сильный, его меч весит 500 пудов

Нет

Украл мать Ивана Царевича

Ничего

Марья – Моревна

Дом

Порвал двенадцать цепей, набрав силы из трех ведер воды

Нет

Украл у Ивана Царевича Марью - Моревну

Ничего

Царевна – лягушка

Палаты белокаменные

Обладает волшебной силой

Нет

Украл у Ивана Царевича Василису Премудрую

Ничего

Таблица 2. Образ Бабы Яги.

Название сказки

Место обитания Бабы Яги

Внешний вид

Волшебные вещи в сказках и др. чудеса

Животные, служащие Бабе Яге

Положительный или отрицательный персонаж

«Гуси-лебеди»

«…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается…»

«…морда жилиная, нога глиняная»

Золотые яблочки

Мышка, гуси-лебеди

Отрицательный, так как похищает детей, чтобы съесть

«Царевна-лягушка»

«Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается»

«…зубы – на полке, а нос в потолок врос»

Клубок

Положительный, так как дает совет, как одолеть противника (Кощея)

«Баба Яга»

«Стоит в лесу хатка, а в ней сидит Баба Яга»

Баба Яга – костяная нога

Гребешок, полотенце

Кот, собаки, быки

Отрицательный, так как хотела съесть девочку

«Василиса Прекрасная»

«В дремучем лесу избушка Яги-Бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами»

«В ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Куколка;

три всадника (белый, красный, черный);

три пары рук

Положительный, так как помогла Василисе, дав ей огонь (череп с горящими глазами)

«Марья Моревна»

«За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекой стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый»

«Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Волшебный платочек

Волшебные кони

Отрицательный, так как хотела убить Ивана-царевича

«Иван-царевич и Белый Полянин»

«Прибежала к глубокой пропасти, подняла чугунную доску и скрылась под землею»

Баба Яга – золотая нога

Волшебная игла, шило

Отрицательный, так как билась с богатырями

«Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Избушка на курьих ножках

Сидит седая старуха, прядет кудель

Волшебный клубок, дубинка, топор, дудка.

Сват Наум

Лягушка

Положительный, так как помогла Андрею-стрелку

«Заколдованная королевна»

Три Бабы Яги. У старшей «стоит избушка, а дальше… одна тьма кромешная, ничего не видать…»

Баба Яга – костяная нога, старая, беззубая

Ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка

Положительный, так как помогла найти королевну

«Финист – ясный сокол»

Три Бабы Яги.

«Стоит избушка на курьих ножках – вертится»

Ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Третья – «сама черная, а во рту один клык торчит»

Серебряное блюдечко и золотое яичко, серебряные пяльцы и золотая иголочка,

серебряное донце и золотое веретенце

Кот, собака, Серый волк

Положительный, так как все трое помогли найти Марьюшку

Таблица 3. Результаты тестирования учеников 4 класса.

 

Больше 8

От 7 до 5

От 4 до 3

Меньше 3

Кощей Бессмертный

Кто такой Кощей Бессмертный?

Сказочный персонаж/герой

Злодей

Человек

Каким вы его себе представляете?

Старый

Злой

Хитрый

Коварный

Где живет Кощей Бессмертный?

Пещера

Черный замок

В лесу

Не знаю

Чем он занимается?

Делает зло

Не знаю

Борется со злом

Кто и как мог справиться с Кощеем Бессмертным?

Иван Царевич

Герой

Никто

Баба Яга

Кто такая Баба Яга?

Злая бабка

Колдунья

Сказочный персонаж

Старуха

Какой вы её представляете?

Старая

Злая/вредная

Хитрая

Жадная

Где она живет?

В избушке

На болоте

Чем она занимается?

Варит зелье

Ворует детей

Не знаю

Как выглядит костяная нога?

С костяной ногой

Худая

Не знаю

Просмотров работы: 161