Тема войны в творчестве Владимира Гордейчева

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тема войны в творчестве Владимира Гордейчева

Коротких А.О. 1
1МБОУ Лицей № 8 г. Воронежа
Андронова Е.В. 1
1МБОУ Лицей № 8 г. Воронежа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Воронежский край богат своей историей, и не найти достойного пути в жизни, если мы не проникнемся чувством огромной любви ко всему выдающемуся, что есть на нашей Земле. Земля Кольцова и Никитина даже через десятилетия отзывается появлением новых талантов. Одним из них и являлся Владимир Григорьевич Гордейчев (5.03.1930 – 15.03.1995).

Стихи он начал писать рано. Издано более тридцати авторских сборников поэта. Стихи В. Гордейчева переведены на немецкий, чешский, польский, болгарский и другие языки.

Драматург М. Грибанов писал о поэте: «Владимир Григорьевич Гордейчев – лучший современный поэт нашего края. Большой поэт России. Поэт от Бога! Придёт время, когда имя его назовут вслед за именами А. Кольцова и И. Никитина. Лично я – уже давно называю!».

Меня очень заинтересовало творчество Гордейчева. Я хотела узнать больше о талантливом земляке, о его творчестве и особенностях художественного стиля поэта.

Цель проекта- интерпретация темы войны в творчестве Владимира Гордейчева.

Задачи исследования:

Изучить биографию и творчество В. Гордейчева.

Выявить основные темы его поэзии.

Выявить взаимосвязь его биографии с темами произведений.

Определить художественные особенности творчества В. Гордейчева.

Выяснить, известно ли его имя жителям города Воронежа (моим одноклассникам).

Познакомить с творчеством поэта – земляка моих одноклассников.

Методы исследования – наблюдение, лингвопоэтический анализ произведений, синтез, анкетирование.

Предмет исследования – тема войны в творчестве В. Гордейчева.

Объект исследования – поэтическое творчество Владимира Григорьевича Гордейчева.

Гипотеза: военное детство Владимира Григорьевича Гордейчева наложило отпечаток на его творчество.

Актуальность моего проекта в том, что литература родного края – это часть национальной литературы. Необходимо изучать лирику местных поэтов, чтобы иметь представление об истории своей малой родины, гордиться своим краем.

Глава 1. Жизнь и творчество выдающегося человека В.Г. Гордейчева

1.1 Биография

Я с живущими был и остался,

Я – повсюду, где помнят меня

В. Гордейчев

Владимир Григорьевич Гордейчев (5.03.1930 –15.03.1995) – поэт, переводчик, публицист. Родился в селе Касторное Курской области.

В. Гордейчев – один из выдающихся поэтов Воронежского края. Жизнь его складывалась непросто: крестьянский сын, подростком прошедший немецкую оккупацию. Окончив среднюю школу, поступил на заочное отделение Воронежского педагогического института. Через два года был переведён на очное отделение. Несколько лет работал учителем в сельской школе. Публиковать стихи поэт начал в возрасте двадцати лет. Первая публикация - стихотворение «Отпускник» в воронежской газете «Молодой коммунар» (1950. 3 дек.). Первое выступление в столичном журнале – стихотворение «Родник» в журнале «Октябрь» (1955. № 3). Первая его книга - «Никитины каменья», написанная в 1957 г., о широкой и любящей русской душе.

С 1952 по 1957 гг. учился в Москве в Литературном институте им. М. Горького. В 1957 г. получив диплом, вернулся в Воронеж и стал работать редактором отдела поэзии в журнале «Подъём».

Неоднократно избирался председателем Воронежского отделения Союза писателей России.

В 1968 г. стал лауреатом литературного конкурса Союза писателей СССР им. Н. Островского и был удостоен премии имени Николая Островского, награжден медалями. В 1970-м – один из лауреатов Всесоюзного конкурса на лучший перевод стихов Юлиуса Янониса. Переводил поэзию с азербайджанского, белорусского, греческого и др. языков.

В. Гордейчев был настоящим профессионалом, любил и великолепно знал современную поэзию, он выработал собственную стилистику, отменно владел техникой стихосложения.

Гордейчевым создано несколько поэм: «Колыбельная», «Каспийское письмо», «В звоне жаворонка», «Вечная моя матерь», «В пригородной зоне», «Родные пепелища» и др. В 1984 г. в сборнике «Звенья лет» В. Гордейчев написал очерк «Опыт автобиографии». В прозаической книге «Памятные страницы: Записки литератора. Встречи, годы, книги» (Воронеж, 1987) собраны воспоминания и заметки о встречах с А. Твардовским и другими известными писателями, о творчестве А. Кольцова, В. Маяковского, В. Кубанёва, поэтов – современников и земляков.

Ряд произведений поэта были переведены на европейские языки.

Умер Владимир Григорьевич 15 марта 1995 г. в Воронеже. Скончался скоропостижно, на 66 году жизни.

В 2000 г. библиотеке № 3 Воронежа было присвоено имя поэта. 5 марта 2012 г. в Воронеже была установлена мемориальная доска на доме, где он жил (ул. Комиссаржевской, 4).

Я побывала в этих местах, видела библиотеку, названную в честь Владимира Гордейчева, а также дом, в котором жил поэт, прониклась духом тех лет. (Приложение 1).

1.2 Основные темы произведений В.Г. Гордейчева

Разнообразна тематика стихотворений В. Гордейчева: Родина и Вселенная, жизнь и смерть, война и мир, созидательный труд. На мой взгляд, основными все же являются темы войны, Родины. И это не случайно.

В. Гордейчев принадлежал к числу поэтов, корнями вросших в родную землю. Воспевал Родину, ее красоту и ей же отдавал энергию своего таланта. В книге «Звенья лет. Стихи, поэма» он пишет: « К стихотворству привело меня чувство пронзительной красоты природы, жизни, мира, подлинная правда о нежной хрупкости которых, слишком наглядной ранимости, страдательности их, без меня, без моего сердечного свидетельства об этом, никому на свете, как мне остро думалось тогда, не могла быть известной». [2,с.11] Понять важность Родины для Гордейчева можно, прочитав стихотворение «Чувство Родины»:

И в любые для нас испытания

На немереном русском пути,

Чувство родины, жизни светание,

Путеводно входи и свети. [3,с.24]

Поэт говорит о том, что одно лишь чувство родины (даже если она далеко) способно помочь перенести нам любые испытания. Осознание того, что у тебя есть дорогое место, куда ты всегда можешь вернуться, словно озаряет душу светом, и никакие трудности не в силах погасить его. Подобные мысли звучат и в стихотворении «Если от глаз моих спрячется…»:

Даст благодатью просимою,

Давнего мифа верней,

Новой наполниться силою

Прикосновение к ней. [3,с.99]

Также Гордейчев писал на такие темы, как родной дом, семья, мать, близкие:

…Нас в жизнь выводит мать родная,

мы знаем: может только мать,

всесветной розни сострадая,

всю землю сердцем обнимать.

Как это пышно б ни звучало,

но дом, где мы имели честь

усвоить добрые начала,

душа гармонии и есть.

( из поэмы «Колыбель») [4,с.52]

Визитной карточкой поэта – земляка, человека-патриота, искренне любящего свой родной край, является стихотворение «До Касторного долог путь…». В нем поэт признается в любви к родной земле, восхищается её красотой и готов отдать все на свете, чтобы увидеть её и почувствовать её животворящую силу.

В. Гордейчев следует традициям русской классической поэзии и вслед за Н. А. Некрасовым поднимает очень важную тему гражданственности. Поэт всегда призывал действовать по совести. Он всегда отзывался на события текущей жизни, не мог остаться в стороне:

Не могу отмалчиваться в спорах,

если за словами узнаю

циников, ирония которых

распаляет ненависть мою.

И когда над пылом патриотов

тешатся иные остряки,

я встаю навстречу их остротам,

твёрдо обозначив желваки.

Принимаю бой! [1,с.176]

Однако именно тема войны стала одной из важнейших в его творчестве. Можно сказать, что война разделила жизнь Гордейчева и его родственников на «до» и «после» и оставила неизгладимые впечатления на всю жизнь.

Глава 2. Главная тема творчества В.Г. Гордейчева

2.1 Образ войны в произведениях

Войны на нашей планете ведутся с древних времен. Нет ничего страшнее войны. Искалеченные судьбы, гибель людей, разруха, слезы и страдания. Не обошла война стороной и семью В. Гордейчева.

Война показала поэту, что обычные земные трудности носят второстепенный характер, а на первое место выходит уязвимость жизни. Впервые Гордейчев столкнулся с этим, когда был подростком. Он увидел неподалёку черный салют из земли, взметнувшийся в небо. Это вражеский самолёт сбросил бомбу на грузовик.

Потом в поселке появились оккупанты. Они стали выгонять из собственных домов коренных жителей, приспосабливая под общежитие для солдат их жилье. Так семья Гордейчевых оказалась на улице. Фашисты наводили порядок на завоеванной территории, расстреливая евреев и коммунистов. В памяти юного Гордейчева осталась семья Лембергов, с чьим сыном Гришей они дружили, а с дочерью Натусей учились в одной школе. И вот этих людей не стало. Расстреляли немцы и старую коммунистку Анастасию Барченко, воспитавшую единственного сына. Жизнь стала «нечаянной радостью». Люди задумывались, что этот день может стать последним.

Отпечаток военных лет оставил незаживающий след в детском сердце. Гордейчев – один из немногих русских поэтов, кто с близкого расстояния увидел немецкую оккупацию:

Звон про нас припасенного стиля

не простым совпаденьем высок:

наши личные жизни вместили

колокольной эпохи кусок. [1,с.174]

Военные стихи поэта проникнуты не только болью от осознания ужасов оккупации, но и благодарностью к тем, кто не сдался, а также любовью к стране и надеждой на победу.

В стихотворении «Хлеб войны» поэт благодарен своей матери, что спасла от голодной смерти во время войны, кормила хлебом, сделанным без муки:

Это было творчеством, поверьте,

Тесто из муки такой творить.

Дня не знала, ночи не спала.

А уж сколько свеклы перетерла!

Все переборола. Не дала,

Чтобы смерть схватила нас за горло. [3,с.27]

В стихотворении «На белом свете» Гордейчев с горечью рассказывает о том, как радужные краски детства война превратила в чёрно-белую палитру:

Чудо – живопись отчих мест,

детству чаемая в подвале,

перечеркивалась окрест

чёрной свастикой на дюрале. [3,с.5]

Поражает своей пронзительностью стихотворение «Казнь партизана», написанное от первого лица. Какой ненавистью к врагу проникнуты строчки:

Взвод «эс-эс» обседает откосы,

как в театре: «Умри, назарей!»…»

Что ж так радует вас, кровососы,

сок кровавых моих пузырей?

Видя алыми землю и небо,

ненавижу я вас горячо, -

разжиревшим от нашего хлеба,

вам и зрелища надо еще?...

Несмотря на жестокую казнь партизана, стихотворение не оставляет гнетущего ощущения безысходности. Автор подчеркивает, что на смену одному казненному придут на борьбу другие, а сам погибший партизан воскреснет в своих собратьях и покарает своих убийц:

Я вам еще напомню о казни,

если ваши почуют на миг

горла сжатые словно бы язвы

на железных ладонях моих. [5,с.132]

К теме войны Гордейчев будет обращаться всю жизнь, особенно после того долгожданного января 1943 года, когда войска Воронежского фронта с боями освободили Касторное, о нем поэт расскажет в стихотворении «Зима сорок третьего года». В первых строках этого произведения нет явного бурного ликования, стихи отличаются спокойной и даже будничной интонацией, но за простыми словами ощущается огромное счастье, а пик эмоций раскрывается уже в конце стихотворения:

Еще бомбят. Колеблет стекла гром.

Но все ликуем мы невыразимо:

уже давно аж где-то под Орлом

с захватчиком сражается Россия. [5,с.145]

2.2 Художественное своеобразие стихотворений В.Г. Гордейчева

Художественный мир В Гордейчева весьма своеобразен и удивителен. Сам поэт писал в очерке «Опыт автобиографии»: «Если говорить о моих заботах по части поиска индивидуальных средств и форм художественной выразительности, то я рад, что и в этом плане не отчуждён от обретений родимого речевого пласта. Хорошо вызнав возможности поэзии, приверженной слогу и стилю старинного книжного корня, я держусь того убеждения, что сближение канонического литературного стиха со складом и ладом народной разговорной речи, пронизанной выразительнейшими фольклорными токами, есть животворная тенденция времени. Ведь широта и многообразие форм русской речи, разговорных её интонаций, метафоризма таковы, что из источника этого черпать и черпать – во все времена. Главное достижение этих усилий, начатых не сегодня и не вчера, – великолепный демократизм, обретаемый поэтическим словом, живыми его элементами крупных наших мастеров и наставников…Некие счастливые поэтические находки, пришедшиеся на мою долю, определены потенциальными возможностями именно родимого участка жизни, который я любовно осваиваю столько уж лет, и ничем больше». [2,с.21]

Необычна система тропов в творчестве поэта-земляка. Так, например, в стихотворении «Родная речь» автор, говоря о русском языке, об особенностях родной речи, использует эпитеты «извечный», «чеканное, глубокое», «светлые», метафору «слова звенят звоночками», подчеркивая особую мелодичность и звонкость русской речи. Для Гордейчева слова не просто единицы языка, для него речь живая, что подчеркивается использованием олицетворения « Твои слова, пророчица, журчат – и слушать хочется». Насколько разной может быть родная речь, поэт показывает с помощью антитезы и гиперболы:

Вот палочка. И палица:

ударит – слон повалится.

Очень интересна игра слов в этом стихотворении:

Люблю за ними следовать:

то сетовать над Сетунью,

то с Беседью беседовать. [5,с.25]

Авторские неологизмы подчеркивают восторг и восхищение поэта и помогают выразить основную идею стихотворения. В. Гордейчев гордится русским языком и абсолютно уверен, что родная речь, как родник с живой водой, излечит любую боль.

Не менее интересны изобразительно-выразительные средства в стихотворении «Сорок первый». Боль, ужас, горечь, пережитые во время войны, передают очень точные эпитеты « горькое право», «грустный укор», «щемящая боль», «тяжкие раны». Обращаясь к многострадальной Родине, поэт использует олицетворение:

«Отчизна, ты вся на года и века

и в счастье и в бедах близка мне…»,

«Ты только обиды на нас не таи,

зажми твои тяжкие раны».

А в конце стихотворения мощным аккордом звучит аллегория:

Вернутся твои

с водою живою Иваны!» [1,с.175]

В. Гордейчев безусловно верит в то, что родная земля будет спасена.

Наш земляк – мастер описания. как точно и метко поэт характеризует врага с помощью сравнений и эпитетов:

Он был и страшен нам, и странен,

порядка нового посол,

как будто пеший марсианин

в село чадящее вошел.

Автор подчеркивает бездушность немца, сравнивая его с механизмом: «Все это с четкостью машины несли тяжелых две ноги, на коих были ведер шире бессрочной ковки сапоги». Все в нем подчеркивает его чуждость. Это не человек, а машина смерти: « Из плеч росла овальной каской заклепанная голова». Однако, как ни страшен фашист, русский народ не сложит оружие, недаром звучит ирония в словах матери: «О нем потом сказала мать, что немец без приспособленья и не сморкается, видать».

Очень необычен в творчестве поэта лейтмотивный образ Катюши. то имя для него – символ победы и мира, чуда. Катюша – это собирательный образ девушек и женщин, воевавших наравне с мужчинами и приближавших День Победы:

Как высветить нынче из темени вязкой

черты, дорогие для прежних юнцов?

У Зои, мне видится, Космодемьянской

С Катюшиным схожее было лицо…

И даже если судьба их осталась неизвестной, автор уверен:

Это нелепица: «в списках не значится».

Не прерывается жизни полет.

Всюду, где людям поется и плачется,

знаем, и Катино сердце живет…[4,с.22]

Средства выразительности помогли Гордейчеву передать все чувства, пережитые в военные годы, усилить эмоциональное воздействие, придать яркости его слогу.

2. 3. Анкетирование одноклассников

В одном из своих последних интервью В. Г. Распутин убежденно сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека». Храня теплую память о прошлом, мы укрепляем веру в силу своего народа, сохраняем чувство ответственности за Родину, чувствуем свою связь с предками. Однако современное поколение мало интересуется историей своего края, практически не знает творчества поэтов и писателей земли Воронежской, за исключением А.Кольцова и И. Никитина, поэзия которых изучается в школе на уроках литературы. Данную мысль доказывает анкетирование, проведенное среди моих одноклассников. Из 27 опрошенных только 6 человек слышали о В. Гордейчеве, однако самих его стихов они не читали. Результаты исследования представлены в виде диаграммы (Приложение 2). Я считаю, что необходимо знакомить моих сверстников с творчеством земляков и начать нужно с поэзии В. Гордейчева. С этой целью я подготовила буклеты и презентацию, в которых рассказала о его жизни и творчестве.

Заключение

Старинная мудрость гласит: «Чтите и помните. Ибо жизнь есть и будет, пока мы чтим память предков. Ибо там, где не чтут мертвых, не любят живых». А я бы добавила: «Пока мы знаем и помним людей нашего края, мы будем жить».

В ходе проектной работы я выяснила, что информация о Владимире Григорьевиче Гордейчеве не распространена среди молодёжи, поэтому я старалась узнать о его жизни и творчестве как можно больше, ведь знания произведений местных авторов дают представления о национальной литературе, помогают сохранить связь поколений.

В. Гордейчев - действительно выдающийся русский поэт, мой земляк. Он много писал о Родине, о войне, о жизни простых людей, описывал существующую ситуацию, какой она была, без преувеличения, отстаивал свою гражданскую позицию. В своих произведениях поэт использовал разнообразные выразительные средства, тем самым придавая своим стихотворениям особую яркость.

Перечитывая сборники стихотворений В.Гордейчева, я обратила внимание, что наибольшее количество произведений в его творчестве на тему войны. Это неслучайно, так как он прошел оккупацию, с семьёй остался без дома, голодал, видел все ужасы того времени, поэтому военное детство наложило отпечаток на его творчество. Моя гипотеза доказана.

Список использованных источников

1. Голубев А. Давним вечером близ Касторного вспоминая Владимира Гордейчева / Александр Голубев // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. – 2013. – С. 173 – 177.

2. Гордейчев В. Г. Звенья лет. Стихи, поэма. Воронеж, 1981. – С. 7–21.

3. Гордейчев В. Г. В кругу родимом: новая книга лирики / В. Г. Гордейчев. – М.: Советский писатель, 1984. – 112 с.

4. Гордейчев В. Г. Время окрыленных. Стихи и поэма / В. Г. Гордейчев. – М.: Советский писатель, 1977. – 120 с.

5. Гордейчев В. Г. Мера возраста. Стихи разных лет. – Воронеж: Центрально – Черноземное книжное издательство, 1967. – 176 с.

6. Ласунский О. Г. Воронежская историко-культурная энциклопедия. Персоналии / О. Г. Ласунский. — Воронеж: Центр духовного возрожд. Черноземн. края, 2009. — С. 133.

7. Новичихин Е. Родниковая глубина // Коммуна, 2010. – 5 марта. № 31 – С. 5.

Приложение 1

Фото 1. Библиотека № 3 им. В. Гордейчева (Ворошилова,38)

Фото 2. Мемориальная доска на доме в честь

В. Гордейчева (Комиссаржевской,4)

Фото 3,4. Дом, в котором жил В. Гордейчев (Комиссаржевской,4)

Приложение 2

Просмотров работы: 97