ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОИНОВ-АФГАНЦЕВ

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ВОИНОВ-АФГАНЦЕВ

Гилязова Э.З. 1
1МБОУ СОШ№1 с.Чекмагуш
Галлямова Ф.Ф. 1
1МБОУ СОШ№1 с.Чекмагуш
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Для большинства людей Файзабад, Джелалабад, Гардез, Кандагар, Кабул - просто мелодичные сочетания букв, в крайнем случае – красивые названия городов. Но кто-то насторожится или даже вздрогнет, увидев знакомое название. Скорее всего, это будет мужчина средних лет.

Война – это испытание на грани и часто за гранью человеческих сил, которое разрывает обыденность, выворачивает наружу самое потаенное естество человека, его сущность. Она дает возможность увидеть, что представляет собой человек на деле. Вот мы и пытаемся отыскать среди ужасов войны, среди растерзанных судеб бриллианты человечности: верность, жертвенность, доброту.

Сталкиваясь с творчеством тех, кто прошел войну, мы видим, что это отдельный слой общей культуры человечества. Оно включает в себя литературу, музыку, живопись, кино.

В широком смысле творчество – это создание новых по замыслу культурных, духовных или материальных ценностей.

Культура объединяет и вдохновляет людей, дает им способ взаимопонимания, общего переживания и особый язык как способ выражения самых сокровенных и тайных переживаний.

Поэтический дар – это, прежде всего, способность к искренности. Поэты, по нашему мнению, заслуживают особого доверия, потому что поэзия – это не только умение складно соединять слова. Научиться подбирать рифму - дело не такое уж трудное, оно под силу любому, а поэтов все же не много. Всё дело в коварстве рифмованной строки: помимо воли своего создателя она выдает его истинные чувства, и тут оказывается, что не у всех они есть, а если и есть, то не всегда лучшего свойства.

Военное творчество является многогранным художественно-творческим явлением с весомыми художественно-творческими особенностями. Одной из этих особенностей является сочетание нескольких видов искусства в творчестве отдельных личностей. Поэтический талант порой тесно взаимодействует с живописью, музыкой или документалистикой.

Известно, что каждый новый период истории вносил свои собственные коррективы в воспитание подрастающего поколения. В любом историческом периоде мы найдем военно-патриотическую тематику, выполняющую воспитательную функцию.

Но мир устроен так, что новое поколение сменяет предыдущее. Следовательно, тех, кто мог бы поведать молодёжи об ужасах войны, становится всё меньше. В этом состоит актуальность данной работы. На смену ветеранам Отечественной войны пришли «афганцы», которые выполняли приказ Родины, у которых не было другого выбора. Эти люди могут сейчас на собственном примере показать доблесть и честь, передать опыт школьникам и студентам. Средства культуры - песни, поэзия, живопись, кино - в этом отношении незаменимы.

Цель исследования: проанализировать тематику и идейно-художественное своеобразие поэтического творчества воинов-интернационалистов как творцов истории данного периода, изучение художественных особенностей военной лирики, восприятие военных действий современным поколением.

Задачи исследования: прочитать стихотворения воинов-интернационалистов; рассмотреть предпосылки возникновения творчества; классифицировать стихотворения по тематике; изучить жизненный путь и творчество моего земляка Илдара Хамидуллина.

Объект исследования: литературное творчество воинов-афганцев.

Предмет исследования: тематика литературного творчества «афганцев».

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что творчество «афганцев» освещает не только ужасы войны, но и темы любви и дружбы, а также такие человеческие качества как честь, верность, доблесть.

Методы: интервьюирование, изучение архивов и материалов по данной теме, наблюдение, анализ и обобщение.

Глава 1. Предпосылки возникновения творчества «афганцев».

Рассматривая творчество «афганцев», нельзя не остановиться на исторических событиях, которые послужили предпосылками возникновения данного культурного явления. Осознавать то, что толчком послужила война, больно, но умолчать об этом факте нельзя.

Конец 1978 года – Советский Союз подписал с Афганистаном договор о дружбе и взаимном сотрудничестве, основным содержанием которого была безвозмездная помощь со стороны СССР.

24 декабря 1979 министр обороны СССР Дмитрий Федорович Устинов подписал директиву №312/12/001, в которой говорилось:

«…Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создание благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».

Участие в боевых действиях не предусматривалось.

Официальный ввод регулярных частей Советской армии в Афганистан начался 25 декабря 1979 года, а вывод был завершен 15 февраля 1989 года. Афганская война длилась 9 лет 1 месяц и 19 дней.

Но до 25 декабря в Афганистане началась гражданская война. Она шла практически во всех провинциях. В этой неразберихе Народная партия Афганистана пыталась навести порядок, но это усложнялось тем, что и внутри самой партии шла ожесточённая борьба. Не было единства. А в это время банды душманов громили правительственные войска, вели партизанскую войну. Нарастала борьба за власть.

Пришедший к власти Х. Амин не сумел навести в стране порядок. Хаос продолжался. По просьбе афганского правительства советское руководство принимает решение ввести войска для наведения порядка и оказания военной помощи.

27 декабря 1979 года советские войска штурмом взяли дворец Амина. В перестрелке Амин был убит. Началась девятилетняя война.

Эта война принесла много горя в семьи наших солдат и офицеров. Многие матери похоронили своих сыновей, их жены стали вдовами, а дети – сиротами. Никогда этим людям не забыть той боли, что пришлось им пережить по вине Афганской войны.

По официальным данным, с января 1979 по февраль 1989 года через Афганскую войну прошли более 620 тысяч советских граждан, из них более 500 тысяч военнослужащих, 21 тысяча обыкновенных граждан, работников и граждан бывшего Советского Союза, 95 тысяч представителей КГБ и МВД СССР.

В этой войне погибло 15051 человек, из них 14427 военнослужащих Вооружённых сил СССР, погибших вследствие ранений в бою, от несчастных случаев и болезней; пропало без вести или попали в плен 417 человек, из них были освобождены в период вывода советских войск из Афганистана- 130 человек.

Из Республики Башкортостан в Афганской войне участвовали 9,5 тысяч человек, 343 из них погибли.

Через Афган прошли и 106 чекмагушевцев. Шестеро из них погибло.

Наши данные могут быть неточными, так как некоторые из них и сейчас требуют дополнительной проверки, а другие просто являются закрытыми.

Ужас войны увидели вчерашние школьники, до этого только читавшие о ней в книжках о Великой Отечественной и слушавшие рассказы своих дедов. Они оказались в аду. Вернулись с войны они уже другими.

События, перевернувшие души вчерашних мальчишек – вот горькие истоки военного творчества «афганцев».

Душевные переживания сильная личность выражает в творчестве, а творческие порывы творят культуру.

Глава 2. Поэтическое творчество

Все, что осталось у солдат от гражданской жизни после призыва в армию – это блокнот с адресами друзей и близких. Именно в нем солдаты зарисовывали и записывали мысли и чувства.

Открываем солдатский блокнот - на первой странице написана группа крови и четверостишие:

Есть на свете три дыры:

Термез, Кушка и Мары,

И ещё одна дыра-

Это служба в ДРА.

В приведенном выше четверостишии автор сравнивает службу в Афганистане с дырой, в которой пропало и погибло много наших ребят. А ведь, на первый взгляд кажется, что солдаты просто с юмором смотрят на свою будущую службу, хотя успели за эти месяцы испытать и жажду, и холод, увидеть болезни, раны и смерть (город Кушка подвергался обстрелу неоднократно). Здесь же их научили думать не только о себе, но и о тех, кто рядом, о том, что от их совместных действий зависит выполнение приказа. А приказы, как известно, не обсуждаются.

2.1. О дружбе.

Взаимовыручка – ещё одно человеческое качество, которое привили солдатам в учебной части. Помогать тому, кому тяжелее, чаще даже ценой своей жизни, - негласное правило «афганцев». Афганистан – это по большей части пустыня, где вода – драгоценность. Еще в «учебке» ребята поняли, что такое жажда и дружба. Именно дружбе посвящено следующее стихотворение неизвестного автора:

У нас в песках один закон, и нет его вернее:

Вода в песках всегда нужна, а друг ещё нужнее.

И пусть во фляге два глотка, ты больший из глотков

Оставь для друга – таков закон песков.

Сравнивая воду и дружбу, автор показывает, что и вода, и дружба очень важны на войне. Но вода нужна для спасения собственной жизни, а дружба помогла спасти множество других жизней. Именно дружба как проверенная духовная ценность воспета в этом стихотворении.

2.2. Об особенностях войны в Афганистане.

Наиболее точно войну в Афганистане, на наш взгляд, характеризует следующее небольшое стихотворение:

Афганистан – страна чудес,

Зашел в кишлак и там исчез.

Заходя в селение, ты не знаешь, что тебя там может ожидать, поэтому Афганистан сравнивается со страной чудес, но не в привычном для нас понимании. Здесь могут встретить гостеприимно, а могут и убить, ведь в таких селениях часто прятались вооруженные банды.

Неизвестный автор следующего стихотворения повествует о двуличности «мирного» населения:

Мы в такие шагали дали

по ущельям и по горам.

Мы в засаде годами ждали.

Здесь душманы и тут и там.

Без воды, в ледяную стужу

тащим службу мы здесь друзья.

Мы солдаты в Афганистане «шурави» нас зовут не зря.

Говорят, что за эти годы

всех душманов пропал и след.

Что сегодня в Афганистане

этой твари в помине нет.

Говорят, что там в Пакистане

все душманы приют нашли.

Кто же в спину тогда стреляет

синеглазому шурави?

Нет, не стало душманов меньше,

просто стали они умней.

Днем в руке у него мотыга,

ну а ночью винтовка в ней.

Днем пастух он или дехканин,

даже может быть цырандой.

Ну а вечер лишь наступает

И кончается наш покой.

Стихотворение пронизано гордостью за ребят, которые, несмотря на все тяготы и лишения, с достоинством и честью выполняли свой долг перед Родиной. Автор задает вопрос: кто стреляет в спины наших солдат, если бандитов нет? Душманов здесь сравнивают с тварью, так как сразу и не поймешь, мирный перед тобой человек или враг. Как издевались над нашими пленными, так не поступает ни одно животное в природе. Автор старается как можно точнее описать разницу «мирного» населения днем и ночью, чтобы люди могли внутренним взором увидеть и почувствовать опасность. Это стихотворение служит своего рода предупреждением: нельзя поворачиваться к «мирному» населению спиной, всегда нужно быть начеку.

2.3. Воспоминания.

Следующие стихи подписаны просто: Паша П.

Я видел это всё глазами своими в 19 юных лет.

Как умирают здесь в Афганистане,

И режут, как за завтраком омлет.

Врачи здесь борются за жизни

За тех, кому чуть меньше двадцати.

Они калеки, сыновья Отчизны,

Хлебнувшие глоток слепой войны.

Увидели мальчишки молодые

Убийства пошлые, чужие слезы, смерть.

До боли в сердце в памяти застыли

Слова, не знавшие все это в 18 лет.

Пройдут года, и может быть не скоро

Нас позабудут, Мы исполнили свой долг!

И каждый в жизни скажет своё слово,

Кто защищал нас, кто сберёг.

Автор от первого лица повествует нам об ужасах и последствиях войны. Каждая строчка этого стихотворения пронизана трагедией молодых мальчишек, в душе которых остались незаживающие раны. Читаешь это стихотворение и словно попадаешь в тот далекий и страшный мир. В конце произведения автор выражает надежду на то, что их, выполнявших интернациональный долг, не забудут. Ведь именно выжившие в этой воине, узнавшие, что такое смерть и боль, смогут рассказать все это будущим поколениям.

Разлука – неизбежная спутница военной судьбы. Но эта разлука утверждала в воинах светлые, добрые чувства, закаляла сердца, формировала мужество.

Следующие несколько стихотворений посвящены женам и матерям, которые ждали своих близких.

2.4. Жёнам и матерям.

Спасибо тому, кто нас ожидает,

Кто честно и верно в разлуке живет,

Кто любит солдата, кто верит солдату,

Кто долгих два года тоскует и ждет.

Автор выражает благодарность тем, кто, несмотря на долгий срок службы, несмотря на неизвестность о происходящем, все же дождался своих любимых.

Трудно без махорки,

Тяжело без сна,

А ещё труднее

Солдату без письма.

Приведенное четверостишие повествует нам о том, насколько важно было осознание того, что тебя ждут, любят и помнят. Именно вера в это, приходившая в долгожданных письмах, помогала выстоять и выжить в нечеловеческих условиях той войны.

Матерям, которые потеряли своих сыновей, посвящены следующие строки:

Не плачьте, Матери, сейчас не время оплакивать умерших сыновей.

Да, дорог плод потерянного семя, его не сможем заменить ничем.

О тех, кто на земле Афганистана, мы не имеем права забывать.

Мы Вам, родные Мамы, всем спасибо скажем

За то, что их сумели воспитать.

Сурово кишлаки дехкан горели

И мальчики, которым нет и двадцати,

Смертям в глаза неотходя смотрели,

И не давали жечь чужой земли.

Вернемся к нашим Матерям,

Кто сына никогда уж не увидит.

Неоценимой силой в памяти скорбя

Они, родные, стерпят, к сердцу примут.

Паша П.

Написав слово «Мама» с большой буквы, автор возвышает матерей вместе с сыновьями, прошедших Афганистан. Пусть они не участвовали в боях, но многие поседели от переживаний и тревог. Автор выражает благодарность за воспитание достойных солдат. Обобщая всех матерей, автор хочет показать, что всех их сблизила война. Кто, если не мама примет любого сына, выслушает, обнимет, пожалеет, лишь бы был живой. А ведь сколько ребят вернулись инвалидами?

2.5. О героизме.

Следующая песня посвящена печальным событиям, произошедшим в концлагере Бадабер, в Пакистане, в ночь с 26 на27 апреля 1985 года.

На территории Пакистана в плену у моджахедов содержались советские пленные, которых пытками и нечеловеческими условиями содержания пытались склонить к измене Родине. Вечером 26 апреля, захватив склад с вооружением, солдаты подняли восстание. Пакистанские власти не сумели справиться с восставшими стрелковым оружием и начали расстрел лагеря тяжелой артиллерией. В неравном бою солдаты пали смертью храбрых, последние из них взорвали склад с собой и душманами.

В горах под Пешаваром, в Пакистане,

Решив позор плененья кровью смыть,

В ночь группа пленных подняла восстание,

Что бы хоть день свободными прожить.

Нас не сломили рабские колодки,

И даже автоматы нас не взяли.

Враги трусливо нас прямой наводкой

Из пушек пакистанских расстреляли.

Пускай нас мало, но никто не плачет.

Уже на смерть у нас глаза глядят.

Советские мы люди, это значит,

Что даже мертвых нас не победят.

А Родина звездой далекой светит,

И ловим этот мы прощальный свет.

Мы не отступим ни за что на свете,

И малодушных между нами нет.

Ведём сраженье из последних сил,

Но нас всё меньше, шансы не равны.

Мы, Родина, тебе не изменили,

Твои в беду попавшие сыны.

Пешавар – город в Пакистане, который после ввода советских войск в Афганистан в 1979 году, стал учебным центром и базой для моджахедов.

Эта песня представляется нам прекрасным примером героизма и патриотизма солдат. Несмотря на пытки, душманы не смогли сломить волю воинов и склонить их к измене. Погибая, солдаты помнили о своей Родине, которая стала для них в этот момент недосягаемой «…звездой далекой» и которая их поддержала в последние минуты их жизни («… и ловим этот мы прощальный свет…»). Автор пишет: советские мы люди, а значит – нас и мертвых не победить.

2.6. Возвращение домой.

Тысячи инвалидов, пленные, пропавшие без вести, исчезнувшие среди песков и камней – их все ещё ждут домой.…Таков итог этой войны.

Вернувшись на Родину, солдаты столкнулись с непониманием, осуждением и презрением. Подтверждение наших слов находим в песне Ю.Слатова «Ордена не продаются».

Мне, старушка одна на вокзале поохав, сказала:

«Как не стыдно, сынок, жизнь свою начинать с обмана?

Где-то орден купил, нацепил и бахвалишься людям.

Сам такой молодой, только совести грамма не будет.

Весь такой загорелый, видно, с отдыха жаркого юга.

Там на папины деньги гулял, веселился бездушно.

Ты сними, не позорь, не позорь фронтовые седины.

Что ты знаешь сынок о войне? Ничегошеньки, милый».

Что ответить старушке седой, не обидеть бы старость?

А слова оправданья не лезут, будто бы в тягость.

Только орден рукою прикрыл, чтоб обидой не пачкать.

И вдруг вспомнил афганское небо, наше небо прозрачное.

Я бы мог рассказать той старушке, как плакали горы.

Как снег вдруг краснеет от яркой рябиновой крови,

И как горные реки топили последние крики,

И как небо швыряло на землю горящие МИГи.

А еще расскажу, как врывается горе в квартиры,

Как безумную мать не могли оторвать от могилы.

И тогда ты, старушка, поймешь и меня не осудишь.

Ордена, как у нас, на базаре не встретишь, не купишь.

Автор от первого лица рассказывает нам о своих чувствах и воспоминаниях, и именно они задевают за живое тех, кто не видел войны.

Средства массовой информации молчали обо всех событиях в Афганистане. Люди и не догадывались, какой ужас там творился. Истинное положение вещей знали только те, чьи близкие там служили. Поэтому, когда солдаты вернулись, они столкнулись с непониманием и осуждением. Здесь, на Родине, не приняли их медали и награды, посчитали их незаслуженными. А вернувшиеся с войны солдаты не стали оправдываться, слишком уж свежи были их душевные раны. Ещё не померкли да, наверное, и не померкнут никогда ужасные картины этой войны. И, пережив такое, «афганцы» не стали бы продавать свои ордена.

2.7. Солдатский фольклор.

Армия – это школа, как хорошо в ней не учись, все равно останешься на второй год.

Жизнь – это книга. Армия – два листа, вырванные на самом интересном месте.

Т - только

У – умершим

Р – разрешает

К – комбат

В – вернуться

О – обратно.

А на самом деле это абривиатура Туркестанского военного округа.

Полковой словарь

Посылка – было и прошло;

Увольнительная – путёвка в жизнь;

Проверка – помни имя своё;

Санчасть – у Христа за пазухой;

Подъём – возвращение из рая;

Зарядка – казнь на рассвете;

Завтрак – не забывается такое никогда;

Столовая – кто не успел, тот опоздал;

Повар – святой человек;

Кусок масла – осколок счастья;

Отбой – дорога в рай;

Почта – нас ещё помнят.

Следующее четверостишие рассказывает нам о том, как солдаты считали время до демобилизации.

Масло съели – день прошел.

Два яйца – прошла неделя.

Что бы нам такого съесть,

Чтоб два года пролетело.

Каждый день солдату полагалось масло, два раза в неделю – яйца, но вот продуктов, которые помогали бы быстрее времени бежать, не давали. А домой хотелось всем.

Авторы многих произведений нам не известны, но от этого они не теряют свою значимость для следующих поколений. В стихотворениях авторы рассказывают нам об ужасах войны, о ценности дружбы и свободы, о героизме, о любви к Родине…

2.8. Творчество моего земляка Илдара Хамидуллина.

Родной земли талант и вдохновенье

Бывают такие личности: каждый раз, когда ты с ними общаешься, разговариваешь, твоя душа становится богаче, а взгляды на жизнь- глубже. Смотря на повседневные заботы с философской точки зрения, выводишь из них какой-то смысл, делаешь выводы. Люди, которые умеют наслаждаться и получать удовольствие от каждого момента жизни, умеют поднимать дух и другим, помогают видеть неповторимую красоту жизни.

В число таких людей я бы внесла певца и композитора Илдара Хамидуллина, проживающего в селе Тайняшево Чекмагушевского района РБ. Вообще, когда речь заходит о композиторах, их стали разделять на две группы: профессионалов и любителей. Последним народ отдает больше предпочтения. Наверное, потому, что они творят не по схеме, а от души, от всего сердца. И потом, есть такое выражение: чем больше человек сталкивается с переживаниями, тем богаче его творчество.

Илдар Хамидуллин родился 4 января 1967 года в селе Тайняшево Чекмагушевского района РБ. В семье Хамидуллиных он рос пятым младшим ребенком, где мать была певицей, а отец- гармонистом. Окончив среднюю школу, Илдар поступил в Чекмагушевское профессионально-техническое училище. Не окончив учебу, 18 апреля 1985 года вступил в ряды армии. Военную службу прошел в Афганистане. Во время службы в армии, Илдар своим сослуживцам играл на гитаре, пел песни на татарском языке. В марте 1986 года его отряд ввели в Афганистан. Служил в артиллерии. Отслужив 2 года 4 месяца, 6 августа 1987 года вернулся домой живым и здоровым.

Ребята, испытавшие ужасы войны на афганской земле, глубже понимают понятие родного края, дружбы, любви. Жизнь афганского народа в тяжелых условиях, земледелие, крошечные хлебные поля в более открытых местах... Отсутствие возможностей собрать выращенное с большим трудом... Сердце болело, видя обожженные поля если не солнцем, то войной… Представление бесчисленных хлебных и цветущих полей родного края полностью меняет взгляды на жизнь. Вот так через бессонные ночи, пронизанные эмоциями, и потрясения рождается из глубины души стихотворение песни «Афган». Первую песню «Почему не разговариваешь» он написал в школьные годы. Сегодня Илдар Хамидуллин - автор более ста песен. Не ошибусь, если скажу, что руководство более двадцати лет Домом культуры в селе Тайняшево Чекмагушевского района РБ связало его с искусством. В его ответственности веселый отдых сельчан на праздниках.

Когда ставят театры, устраивают вечера, сам становится концертмейстером-аккомпаниатором. На каких только инструментах он не сочиняет мелодии! А самый любимый инструмент- его сердечный друг гармонь. Наверное, только мелодичный человек может иметь гармонь. А если в душе есть мелодия, то ее переводишь на язык гармони и поешь вместе с ней. Так и рождается песня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели лишь малую часть творчества «афганцев». Некоторые из приведенных выше стихотворений впоследствии положили на музыку.

В ходе нашей работы были сделаны следующие выводы:

В творчестве воинов – интернационалистов с первых шагов прочно определилось тематическое разнообразие, охватывающее широкий спектр событий. Это и стихотворения, повествующие нам о начале службы, о военных действиях, о дружбе, стихотворения, посвященные матерям и любимым. Есть и юмор, пусть и не в привычной для нас форме. Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу и достигли поставленной цели.

Описывая ужасы войны, авторы стихотворений призывают нас беречь мир и ценить главное – человеческую жизнь, ведь она дается лишь раз.

О нелегкой службе наших воинов в Афганистане, их героизме и мужестве смело можно рассказывать легенды. Авторы приведенных нами стихотворений сделали это с достоинством, не умаляя значения того, о чем пишется.

Вряд ли кто из авторов предполагал, что эти стихотворения будет читать широкая аудитория. Они были рассчитаны на узкий круг друзей и родных. Поэтому в них столько личного, сокровенного, пережитого вдали от Родины.

Портреты героев смотрят на нас с фотографий. Все молоды: кому-то исполнилось девятнадцать, кому-то уже не исполнится никогда. Рядом указы, разные только имена: «За мужество и героизм, проявленные при выполнении интернационального долга…» ПОСМЕРТНО.

Память о своих героях народ испокон веков хранил в своих песнях, сказаниях, легендах и былинах. Летопись ратных будней воины – интернационалисты вели своими песнями, стихотворениями. И хочется, чтобы эта летопись не была забыта, чтобы люди знали и помнили о тех молодых мальчишках, которые прошли все ужасы войны в мирное для нашей страны время, чтобы поняли их боль потери друзей, чтобы знали: сколько бы ни прошло времени, Афганистан так и будет болеть в душе…

Источники:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Афганская_война_(1979—1989)

Лебедева Н.А. «Культурологический аспект творчества воинов – афганцев». 2009г.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.2008г.

Проханов А.А. «Афганская война: как это было». М. 1991г.

Стрельцова Н.И. «Возвращение из Афганистана». М. 1990г.

Юрко С. «Мы – военной разведки спецназ». 2007г.

Слатов. Ю. «Время выбрало нас» №4. Мелодия 1988г.

http://www.bashpoisk.ufanet.ru/book_memory/

Сахапова Р. Г. «Не утихает боль афганских страданий». Чекмагуш: ГУП РБ РИК «Чекмагушинфорцентр». 2007г.

Личный архив Илдара Хамидуллина (альбомы, фотографии, записки, диск).

Приложения

Краткий словарь терминов, употребляемых в стихотворениях:

Учебка – учебная часть;

Кишлак – селение в Афганистане;

Душманы, моджахеды – афганские бандиты

Шурави – так называли русских афганцы

ДРА – Демократическая Республика Афганистан

Дехканин - землевладелец

ПТУРС – противотанковый управляемый реактивный снаряд.

Цырандой - народная милиция.

Язлар булып кайтырлар.

Миңлегали Сакаев сүзләре,

Илдар Хамидуллин көе.

1) Әфган, Чечнялардан хәбәр килсә.

Күпме ана төнлә ут алды.

Күпме өмет анда өзелеп калды.

Күпме йөрәк анда тукталды.

Кушымта:

Аналарга, туган җиргә булган

Сөюегез калды көчендә,

Ап-ак мендәрләргә килен булып

Баса алмаган кызлар өчен дә.

2) Менә тагын җиргә язлар килә,

Бар табигать сөйли хәбәрне.

Яраткан гөлләрен утыртыгыз,

Хәтерләтеп торсын аларны.

Кушымта: шул ук.

3) Умырзая булып алар чыгар,

Төнбоеклар булып калкырлар.

Үрмә гөлләр булып сарылырлар.

Таң нурлары булып кайтырлар.

Кушымта: шул ук.

Бәхетсез ил.

Илдар Хамидуллин сүзләре һәм көе.

1. Ак бүрек кигән кылыч тауларың

Ерактан күренә, ерактан.

Йөрдек без сытып, соры ташларны,

Купса да күз ачкысыз буран.

Кушымта:

Бәхетсез илдә бәхетсез җирләр,

Вакытлы-вакытсыз сугышлар.

Кемгә кирәк соң канлы яшь кою

Зәңгәр күгең кайчан тынычлар.

2. Дошман түгел ул, үз иле хуҗасы

Чапан кигән, чалма ураган.

Кошлар җит(ә)алмас үрләргә менде

Югарыдан булгач та фәрман.

Кушымта: шул ук.

3. Изгелекме бу, әллә явызлык,

Кемне кемнән анда якладык.

Кайнар җилләрдән сусаган чакта

Эчәр сулар таба алмадык.

Кушымта: шул ук.

Просмотров работы: 488