Введение
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что с каждым годом увеличивается количество подростков, употребляющие «слова-паразиты» в разговорной речи, следует указать и на тот факт, что возраст детей становится все младше и младше.
Какие слова-паразиты чаще всего используются среди учеников? Борются ли подростки со словами-паразитами? Как беречь чистоту своей речи? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в нашем исследовательском проекте.
Предмет исследования: слова-паразиты, используемые учениками в устной речи.
Объект исследования: речь учащихся в возрасте 13, 14 и 15 лет МОАУ СОШ № 79.
Цель данной работы – слова-паразиты в речи учеников, какие слова часто используются и как они с этим борются.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретический материал исследовательского проекта;
- провести анкетирование среди учеников СОШ № 79;
- составить рекомендации для школьников.
Гипотеза: школьники употребляют слова-паразиты потому, что не придают значения проблеме засорённости языка.
Методы исследования: анализ литературы по теме, устный опрос, анкетирование, анализ результатов анкетирования.
Данная работа может иметь практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и может помочь обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.
Мною был проведен краткий анализ теоретического материала по теме исследования, проведен социологический опрос на тему «Слова-паразиты в речи школьника», также обработка и анализ данных, с последующим составлением рекомендаций.
1 Теоретическая часть
1.1 «Слова-паразиты» - основные понятия
Слова-паразиты – лингвистическое явление, заключающееся в употреблении лишних и бессмысленных в конкретном контексте слов вроде типа, например, это самое, собственно, как сказать, в общем-то, понимаешь, а именно и других.
Слова, как правило, становятся паразитами от чрезмерного употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение, используются в качестве связки полнозначных слов.
Понятие «слова-паразиты» имеет множество синонимов: сорняки, слова-связки и т.д. В нашей работе мы используем их как равнозначные.
Считается, что слова-паразиты – обычное явление в речи современных людей с проблемами в речи. Это так называемые слова-«спотыкалки», присутствие которых в речи искажает смысл фразы, засоряет ее.
В последнее время активизировалось употребление ненормативной лексики в роли слов-паразитов. Наличие в лексиконе нецензурных слов-паразитов свидетельствует о низкой общей, а не только речевой, культуре человека.
Таким образом, выделяют четыре основные причины употребления слов-паразитов:
1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово).
2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями.
3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь.
4. Мода на некоторые слова.
Слова-паразиты – это языковое явление, наносящее ущерб связности речи. Основной причиной появления слов-паразитов является ослабление лексического значения
Считается, что человек воспроизводит в речи меньше 90% того, что он думает. Остальное — «темный» пласт, который проявляется в жестах, телодвижениях, словах-паразитах.
1.2 Причина возникновения слов-паразитов
Человек, не умеющий говорить связно, испытывает затруднения на стыке слов. То, что он хочет сказать, находится в его уме. Мысли сталкиваются одна с другой, накладываются друг на друга, не зная никакого порядка. Речь же требует, чтобы из этого хаоса человек вытянул определенную последовательность слов. Речь линейна, нельзя сказать все сразу, но только - одно за другим. К тому же от того, как выстроятся слова, зависит понятность сказанного. Речь должна соответствовать грамматической модели, принятой в языке.
Считается, что человек воспроизводит в речи меньше 90% того, что он думает. Остальное — «темный» пласт, который проявляется в жестах, телодвижениях, словах-паразитах.
Каждый человек понимает, что речь должна звучать. Но что же делать, если возникла неловкая пауза и тишина… В лучшем случае вы услышите от своего собеседника красноречивое «ээээ-э» или «нуу-у».
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей. Но при этом многие ученые-лингвисты не считают такие паузы именно «паразитами».
В речи учащихся нашей школы наблюдается такое явление, когда один язык внедряется в другой, в результате чего появляются случаи отклонения от норм каждого языка. Это является одной из причин употребления слов-паразитов.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.
2 Практическая часть исследовательского проекта
Для проекта были опрошены школьники в возрасте 13 лет, 14 и 15 лет, в каждой возрастной группе было по 15 человек.
В возрасте 13 лет приняли участие 47 % мальчиков и 53 % девочек, в 14 лет тот же процент опрашиваемых.
Рисунок 1 – Пол опрашиваемых школьников в возрасте 13 лет
Среди пятнадцатилетних школьников приняли участие 27 % мальчиков и 73 % девочек.
Рисунок 2 – Пол опрашиваемых школьников в возрасте 15 лет 5
На вопрос, «Используете ли вы в своей речи слова паразиты?», среди школьников 13 лет, большая часть подростков, а точнее – 73 %, ответили, что знают и лишь 27 %, указали, что – нет. Среди подростков 14 лет, наблюдалась схожая картина, а именно 73 % - «да» и 27 % - «нет», соответственно.
Рисунок 3 – Используете ли вы в своей речи слова-паразиты?
Школьники 15 лет в 100 % случаях ответили на вопрос, что знают, что такое слова-паразиты.
С увеличением словарного запаса подростка, увеличивается и количество слов-паразитов.
На вопрос: «Какие слова-паразиты вы чаще всего употребляете?», 13-летние подростки ответили следующим образом: никакие – 3 человека, вот – 1 школьник, короче – 4 подростка, блин – 4 человек, типа – 7, треш – 2, чё – 2, капец – 2, и так – 1.
В возрасте 14 лет, были написаны следующие слова-паразиты: никакие-1 школьник, блин – 5 человек, че – 1 школьник, ну – 3, ну – 3, типа – 6, капец – 3, треш – 3, как бы – 1, короче – 4, вот – 3.
6
В возрасте 15 лет наблюдается следующая картина: короче – 12 человек, ну – 2 школьника, типа – 11 школьников, вот – 1, ну – 4, э – 4, блин – 4, это – 7, вот – 7 человек.
Используют ли в своей речи слова паразиты ваши знакомые или друзья? На данный вопрос, дети 13 лет ответили следующим образом, так 87 %, что да, используют и достаточно часто и лишь 13 % отметили, что – нет.
Рисунок 4 – Используют ли в своей речи слова-паразиты ваши знакомые или друзья? (возраст 13 лет)
В возрасте 14 лет, чуть меньше подростков ответили об использовании слов-паразитов, а именно 73 %, 27 % ответили, что – нет. Среди 15-летних подростков 100% опрошенных ответили, что используют данные слова сами, знакомые и их друзья.
7
Рисунок 5 – Используют ли в своей речи слова-паразиты ваши знакомые и друзья? (возраст 14 лет.
Мешают ли вам слова-паразиты? На даны вопрос, 33 % школьников в возрасте 13 лет ответили, что – «да», 67 % - «нет», схожая картина наблюдалась среди школьников в возрасте 14 лет.
Рисунок 6 – Мешают ли вам слова-паразиты? (возраст 13-14 лет)
Среди учеников в возрасте 15 лет, картина выглядит следующим образом, а именно, 40 % ответили, что – «нет», а 60 % - «да».
8
Рисунок 7 – Мешают ли вам слова-паразиты? (возраст 15 лет)
Как ты считаешь, нужно ли бороться со словами паразитами? Ученики исследуемого возраста ответили одинаково, а именно, 27 %, ответили, что их все устраивает и нет смысла в том, чтобы с этим бороться, однако большая часть опрошенных учеников считают, что с этим необходимо бороться – 73 %.
9
3 Рекомендации для избавления от слов – паразитов
1. Не нужно бояться тишины. Ничего страшного в этом нет. Вы даете время слушателям осознать сказанное вами.
2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом.
3. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-паразиты.
4. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать её размеренной.
7. Обретайте спокойствие. Слова-паразиты – результат волнения.
8. Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-паразитов вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным.
9. Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.
Заключение
Наша исследовательская работа может иметь несомненную практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку о «Культуре речи», а также поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к русскому языку.
С помощью нашего проекта мы хотим привлечь внимание широкого круга учащихся и учителей к проблемам сохранения чистоты русского языка, воспитывать активную позицию в решении языковых проблем, повышать популярность языковой культуры.
В результате данного исследования, мы проделали следующую работу:
1. Изучили необходимую литературу по теме исследования;
2. В результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировали наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты;
3. Разработали рекомендации «Как избавиться от слов-паразитов».
Полученные результаты в ходе работы над проектом подтверждают нашу гипотезу, что большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты.
Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение литературы.
Список литературы:
1. Раввин Иосиф Телушкин Слова, которые ранят, слова, которые исцеляют. Как разумно и мудро подбирать слова; Феникс, Неоглори - Москва, 2009. - 256 c.
2. Семенова Надежда Мы и паразиты. Диалог с читателем; Диля - Москва, 2008. - 224 c.
3. Уилсон, Колин Паразиты сознания; М.: Цитадель - Москва, 2001. - 240 c.
4. Фадеева Анастасия Паразиты. Лучшие способы профилактики и очищения; Книга по Требованию - Москва, 2011. - 144 c.
5. Черемухина Л. Насекомые-паразиты. Определить и обезвредить; Эксмо - Москва, 2011. - 176 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ