Снижение читательской активности как актуальная гуманитарная проблема

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Снижение читательской активности как актуальная гуманитарная проблема

Атанова М.Е. 1
1МАОУ «Лицей № 68»
Тухватуллина Е.Е. 1
1МАОУ «Лицей № 68»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Навык чтения даётся сегодня всякому,

но лишь немногие понимают,

какой могущественный талисман им вручён.

Герман Гессе

Интеллектуальное и  нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В  нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Книги в жизни человека появились еще в V веке. Это были свитки папируса, которые соединялись вместе. Спустя два столетия листы пергамента начали сшивать, образуя тем самым прообраз первых книг. Достоверно неизвестно, кто и когда решил записать информацию, но благодаря этому благородному порыву появилась письменность, а со временем и книги.

В Средневековье умение читать считалось привилегией знатных людей. А иметь в своем доме книгу могла только самая обеспеченная семья. Когда в обиход была введена бумага, цена книг несколько снизилась, они стали более доступными, но все еще оставались ценным приобретением. Во времена Второй мировой редко у кого в доме были книги. Как подмечает В. Лакшин в своих работах: «в те времена читать книгу было счастьем». Он рассказывает, как ребята 10 лет зачитывались Тургеневым и Достоевским.

И, наконец, век цифровых технологий. Урбанизация и механизация общества отодвигают книгу на второй план. Молодые люди мало читают, особенно художественную литературу (в частности классиков), ведь сейчас большинство выдающихся произведений экранизированы – посмотреть фильм намного быстрее и интереснее.

«Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры», – тревожно сообщается в преамбуле «Национальной программы поддержки и развития чтения». И тот же документ констатирует: «Современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры».

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, а также образы.

Чтобы интерес  к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

Актуальность:  XXI век  для человечества считается информационным. Родился  «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.  Стремление к быстрой конкретной информации,  недостаточный уровень знаний ведет  к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество.  Дети находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение  художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

Объект исследования –  читательская активность учеников 1 класса.

Предмет исследования – факторы снижения читательской активности учеников 1 класса.

 Цель  исследования -   изучить причины снижения читательской активности и предложить способы повышения читательского интереса школьников.

Задачи:

1. Изучить литературу по теме.

2.Провести анкетирование среди учеников 1 классов.

3. Обобщить и систематизировать исследования.

Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности учеников поможет привлечь внимание сверстников  и их родителей к проблеме  формирования читательских интересов.

Ожидаемые результаты: приведённые материалы помогут осознать, что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

ГЛАВА 1.ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

1.1  Отношение молодого поколения к чтению

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, общество активно использует ПК и  Всемирную Сеть Интернет. Информационная система  имеет огромное значение в 21 веке. Процесс социализации становится  мобильным. Общий уровень информированности повышается, следовательно, появляются  новые возможности. Сегодня Интернет оказывает  возрастающее влияние на природу социального взаимодействия. Новые формы коммуникации, возможные в Интернете, чаще осваиваются молодежью. Компьютер становится значимым фактором жизни молодого поколения. Он формирует его мировоззрение. Формирующийся "компьютерный человек" моделирует игровую ситуацию снова и снова, легко разрушает и воссоздает виртуальный мир и при этом начинает переносить его принципы на реальную действительность. Ученик, желающий узнать что-то новое о предмете, прочитает, просмотрит полезные видеоматериалы. Это положительная черта Интернета – получение информации в доступной форме. Второй плюс - Интернет является источником безграничного общения с безграничным кругом людей с похожими интересами.

В последние годы ведутся споры о том, что новое поколение перестало читать и на досуге развлекается компьютерными играми, телевизором, «прогуливается» по широким «полям» Интернета.  «Может ли компьютер заменить книгу?», «Дети не имеют желания читать произведения» -  подобные высказывания, имеющие  объективные основания, волнуют общественность, имеющую отношение к проблеме читаемости.  

В 80-х годах 20 века наблюдается упадок издательского дела. Развивается «черный книжный рынок», формируется «читательская мода».

В 90-ые годы констатируется резкий спад читательской активности. Общество меньше интересуется высокоморальными произведениями, а телевидение вытесняет книжный досуг.

В 2006 году была принята национальная программа развития и поддержки культуры чтения, в качестве основного документа государственной политики в этой области. В программе заявляется, что нынешняя ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна дошла до критического состояния в области чтения. Сегодня в российском обществе одна из главных задач заключается  в том, чтобы привлечь молодое поколение к чтению. Для этого в стране необходимо создать условия для повышения качества и разнообразия литературы. Цель разработки Национальной программы – это повышение интеллектуального потенциала нации. России необходимо сохранить культуру, все литературное и художественное богатство, накопленное столетиями.

В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.

1.2. Россию превращают в необразованную страну

«Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы, наконец, пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, - воспитали необразованную страну. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то еще лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берет в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идет, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить», - говорит Сергей Капица.

У нас в стране происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне еще книги читать?» не могут служить оправданиями. Ведь люди всегда работали не мало, но время для чтения при этом всегда находилось.

Зачем человеку вообще читать? Пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем характеристикам. Но обезьяны не способны читать, а человек может читать книги. Культура и разум – вот основные отличия человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией – именно книга. Раньше, начиная еще со времен Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним – чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих людей. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издается, составляет 15 тысяч писем. Переписка Л. Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их sms-ки будут издавать в назидание потомкам?

1.3. Почему надо читать книги?

Сегодня все чаще говорят о необходимости целенаправленно формировать информационную культуру человека. Одним из базовых навыков, входящих в эту культуру, является навык чтения и понимания. Человек, который вступает в богатейшую информационную среду современной цивилизации и намерен активно ею пользоваться, должен уметь читать. Причём не просто складывать буквы в слова - речь идет о чтении как многоаспектном, сложно устроенном процессе. Школьников, студентов необходимо специально и подробно познакомить с этим процессом

Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всём мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем.

Чтение многофункционально. Оно является инструментом для решения задачи, лежащей за пределами ситуации чтения, приятным досугом и средством переживания сильных эмоций. Для одних чтение - «труд и творчество» (философ В.Ф. Асмус), а для других – «блаженное мурлыканье» (писатель В.Набоков) или «интеллектуальное приключение» (философ и математик А.Н. Уайтхед). Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Чтение - посредник в диалоге с современниками и давно ушедшими поколениями. Оно помогает развитию доброты, справедливости, толерантности. Наконец, чтение - один из способов формирования общественного сознания людей и индикатор интеллектуального состояния общества

Чтение - сложная многогранная деятельность мозга, в которую включены процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, воли. В исследование проблем чтения значительный вклад внесли русские психологи. В 60-е годы прошлого века Л.С. Выготский рассмотрел один из трудных вопросов психологии - соотношение языка, речи и мышления, отношения мысли и слова. Традиции, заложенные Л.С. Выготским, считавшим, что чтение - сложный психический процесс, развил А.А. Леонтьев. Он пришёл к выводу, что содержание текста всегда имеет множество степеней Свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и опыта. Психологические теории чтения подчёркивают активную роль читателя в понимании текста. Осмысление того, что происходит с человеком, когда он читает, многие исследователи считают вершиной психологии чтения, так как это означает раскрытие некоторых самых сокровенных механизмов работы человеческого мозга.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дени Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привития интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания.

Чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информации.

1.4. Интересные факты о чтении

Книга снижает стресс.

Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.

Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.

Чтение придает уверенности.

Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.

Улучшает мозговую активность.

При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

В современном мире, к сожалению, многие подростки постепенно забывают о книгах, поскольку убеждены в том, что их легко может заменить телевидение и интернет. Но разве это правильно? Почему мы забываем об эстетическом удовлетворении? Компьютер никогда не сможет передать ощущения перелистывания страниц. Некоторые люди просто безумно любят держать книги в руках, поскольку считают их истинным «чудом». Именно чтение избавляет нас от повседневной суеты, различных забот и бесконечных проблем. Книга – это лучший советчик и преданный друг. Именно на страницах книги можно найти ответы на многие вопросы, которые постоянно волнуют человека. На страницах книг предоставляются различные пути решения жизненных проблем, здесь много дельных советов и рекомендаций. Как пережить неразделенную любовь, как выбрать правильный путь, где и как найти смысл жизни? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы именно на страницах книг.

1.5. Каким книгам стоит отдавать предпочтение?

Рекомендуется читать научную литературу. Подобные книги помогают правильно воспринимать и понимать мир вокруг нас. Именно научная литература прекрасно развивает интуицию, стимулирует интерес к саморазвитию и усовершенствованию личности. Также желательно (хоть иногда) читать философию, ведь это достаточно интересная наука о человеческой жизни. Философия прекрасно развивает мышление, она помогает понимать желания и потребности человека, учит находить интерес и цель в жизни. В домашней библиотеке должна быть серьёзная, художественная литература, история и поэзия.

Художественная литература улучшает письмо, правильность речи, а история помогает осознать жизнь, понять все события и правильнее принять реальность. Поэзия заслуживает особого места в Вашей библиотеке, поскольку она считается одним из важнейших достижений человечества. Поэзия развивает красноречие и оттачивает языковые умения.

Какую пользу мы получаем от чтения книги?

Во-первых, чтение развивает кругозор и повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать.

Во-вторых, чтение учит общению и помогает приятно, и с пользой провести свободное время.

В-третьих, чтение дарит спокойствие, помогает сконцентрироваться и радостно воспринимать окружающий мир. Не напрасно Петрарка писал, что книги имеют особое очарование, они вызывают особое наслаждение. Хорошая книга способна поддержать, дать дельный совет, стать живым другом. Разве этих фактов мало, чтобы сделать выбор в пользу книги, а не телевидения и интернета?

ГЛАВА II ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧЕНИКОВ 1 КЛАССОВ

2.1 Организация анкетирования и обработка данных

Исследовательская работа по диагностике читательской активности учеников 1 классов проводилась в МАОУ «Лицей №68». В ходе исследования, мы решили выяснить «Почему же дети не читают»? Для достижения цели исследования мы провели анкетирование среди обучающихся 1 класса нашей школы, в котором приняло участие 60 респондентов (приложение 4).

Обработка анкетных данных

1.Любите ли вы читать?

А-Да 31%

Б-Нет 8%

В-Редко 61%

2. Читаете ли вы книги вне школы?

А-Да 9%

Б-Нет 11%

В-Редко 80%

3.Читаете ли вы энциклопедии?

А-Да 20%

Б-Нет 25%

В-Только при подготовке к урокам 55%

4. Сколько времени вы уделяете чтению?

А-Один раз в день 21%

Б-Один раз в месяц 45%

В- Один раз в неделю 32%

Г-Не уделяю времени 2 %

5. Почему вы не читаете?

А-Отсутствует культура чтения в семье 39%

Б-С детства не люблю читать10%

В-Не люблю уроки литературы 2%

Г-Предпочитаю другие виды деятельности 49%

6.Какой вариант ознакомления с книгой вы выберете?

А –послушаю аудиокнигу 2%,

Б- почитаю электронную книгу 27%,

В– прочитаю печатный вариант 52%.

7. «В свободное время ты предпочитаешь…»

А-чтение 21%,

Б – общение в соц.сетях, компьютерные игры 52%,

В – встречи с друзьями 20%,

Г-другое 7%.

8.«Сколько книг в вашей домашней библиотеке?»

А-до 50 книг 45%,

Б– до 100 книг 32%,

В – до 200 книг 5%,

Г – до 300 книг 4%,

Д – нет домашней библиотеки 14%.

Результаты исследования показали, что из 60 респондентов 8% имеют низкий читательский интерес, 61% - средний читательский интерес, 31 % - высокий читательский интерес. Результаты анкетирования подтвердили факт снижения читательской активности (вопросы №1,2) за исключением 31% от общего количества опрошенных (приложение 1). В ответах на вопросы №3 радует тот факт, что 55% респондентов читают энциклопедии при подготовке к урокам. Вызывают тревогу результаты, полученные при ответе на вопрос №4, т.к. 80% респондентов редко читают книги вне школьной программы, а 11% вовсе не читают (приложение 2). Вызывает беспокойство тот факт, что 49% опрошенных привлекают любые другие виды деятельности, кроме чтения, а у 39% отсутствует культура чтения в семье, 10% с детства не любят читать, а 2% вовсе не любят уроки литературы (приложение 3). Ответы на вопрос №9 еще раз доказывают то, что большинство респондентов предпочитают чтению общение в соц. сетях, компьютерные игры, живое общение с друзьями. Проанализировав ответы на вопрос №9, были сделаны неутешительные выводы: у 14% опрошенных отсутствует домашняя библиотека, а у 45% семей в доме менее 50 книг (приложение 10).

Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что интерес к чтению, действительно, снизился, и оно постепенно замещается другими досуговыми занятиями: общением в социальных сетях, компьютерными играми, живым общением с друзьями и др. Меняется домашняя среда, в которой растёт ребенок, отсутствует культура чтения в семье, родители заняты экономическими проблемами. Во многих семьях отсутствует домашняя библиотека, книги в доме заменили соц. сетями, компьютерными играми.

2.2. Способы повышения читательской активности обучающихся 1 класса

Мы думаем, что важно сделать самый первый шаг. И он может быть совсем простым, который любой человек (необязательно библиотекарь или школьный учитель) может предпринять прямо сейчас. Мы предлагаем следующие способы повышения читательского интереса:

- поместите информацию о книгах и чтении на стенах в школе; разместите книги, периодику в многолюдных местах: в коридорах школы, в учительской, столовой, аудиториях и дома т.д.;

- начните представлять «истории о чтении и книгах в новостях» вне стен библиотеки на информационных листках, информационных табло.

- пригласите детей в к отбору самых захватывающих историй дня из периодики, из Интернет;

- читайте вместе всей семьей,

- пополняйте домашние библиотеки,

- понаблюдайте за обучающимися, педагогами, читающими в необычных местах, снимите это на камеру и покажите плакатную версию съёмки всей школе;

- снимите на видео школьников, педагогов, которые говорят о том, что они читают или почему они читают (пропаганда чтения);

- поощряйте различные группы читателей использовать Интернет, чтобы узнать, что читают другие и чтобы добавить свои записи. Создайте библиотечный блог с обсуждением прочитанного и пригласите школьников вносить туда свои записи (беседа о прочитанном);

- создайте Клуб любителей словесности,

- организуйте конкурсы творческих работ школьников,

- организуйте творческие вечера, посвященные творчеству писателей и поэтов,

- ознакомьте родителей с результатами анкетирования, разъясните причины снижения читательской активности их детей, дайте им рекомендации

Необходимо предотвратить сокращение и ухудшение качества чтения. Но при этом ошибочной является прямолинейная примитивная стратегия, которая ставит своей задачей научить всех и каждого любить читать. Надо ставить реальные, достижимые, конкретные задачи. И поэтапно, системно их решать. И тогда мы сможем действительно вызвать долгосрочные изменения в отношении к чтению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смена ценностных ориентаций, разделившая поколения, нарушившая преемственность в передаче социального опыта, недостаточно эффективное использование информационных технологий, бурное развитие новых коммуникационных каналов привели к разрушению привычных представлений о роли чтения в развитии личности и культуры. Очевидно влияние на чтение таких средств коммуникации, как, Интернет, аудио- и видеопродукция, но последствия этого явления не изучены в должной мере. Абсолютизация компьютерных технологий, вытеснение книжно-журнальной продукции мультимедийными носителями деформировали культурное и информационное поведение в молодежной среде. Ослабление юношеского интереса к чтению сопровождается снижением его качества, о чем свидетельствуют данные международных и российских исследований.

Проанализировав результаты проведенного исследования, мы пришли к выводу, что интерес к чтению, действительно, снизился, и он постепенно замещается другими досуговыми занятиями: общением в социальных сетях, компьютерными играми, живым общением с друзьями и др. Меняется домашняя среда, в которой растёт ребенок, отсутствует культура чтения в семье, родители заняты экономическими проблемами. Во многих семьях отсутствует домашняя библиотека, книги в доме заменили соц. сетями, компьютерными играми.

Если все мы хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознать истину:

- чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя;

- книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности;

- важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддержи­вается мировым сообществом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования, 2007. – 10 с.

2. Береснева Л. «О роли чтения», Л. Береснева // Домашнее воспитание. – 2002 г. -106 с.

4. Егорова Н. С. «Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков», Н. С. Егорова // Начальная школа. – 1998 г. -129 с.

5. Капица С., Грачев С., Оберешко В. «Зарастет народная тропа…»// газета «АиФ», 2009 г. - № 37.- С. 49.

6. Кожевников А.Ю., Линдберг Т.Б. «Мудрость России. Афоризмы», Санкт-Петербург, Москва, издательский дом «Нева», 2007 г.- 154 с.

7. Колганова Т.А. «Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения» //журнал «Литература в школе», 2017 г. - № 12.- С. 208.

8. Поляков Ю. «Мода на чтение ушла» // газета «АиФ», 2009 г. - № 5.- С. 67.

9. Чаликова Д. «Что и как мы читаем», Д. Чаликова // Встреча. 2016 г. -№ 2.- С.97.

10. Чернышева Л.В. «Кризис детского чтения – общемировая проблема», Л. В. Чернышева // Школа: день за днём. 2006 г. - № 7 - С. 232.

11. Чудинова В. П. «О задачах поддержки чтения в России», В. П. Чудинова // Книга и мировая цивилизация: материалы одиннадцатой международной научной конференции по проблемам книговедения: в четырёх томах. – Т.1. – М.: Наука, 2010 г. – 165 с.

13. Чудинова В.П. «Чтение детей и подростков в России на рубеже веков: смена «модели чтения», В. П. Чудинова // Социологические исследования. 1999 г. - № 5. – С. 89.

Приложение 1

Афоризмы о книге, чтении, читателях

Книга – огромная сила. В.И.Ленин

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. А.И.Герцен

Если путь прорубая отцовским мечом

Ты соленые слезы на ус намотал,

Если в жарком бою испытал что почем, -

Значит, нужные книги ты в детстве читал!

В.С.Высоцкий

Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.

А.И. Герцен

Любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник! М.А. Шолохов

Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют читать их. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты. А.И.Герцен

Хорошая книга – это ручеек, по которому в человеческую душу втекает добро. Ф.А.Абрамов

Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

С.В.Михалков

В книгах мы жадно читаем о том, на что не обращаем внимания в жизни. Э.Кроткий

Чтение – вот лучшее учение. А.С.Пушкин

Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и понимать; третье, читать и понимать даже то, что не написано. Я.Б.Княжнин
Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. Н.В. Шелгунов

Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге.

Ричард Бах

Сколько-нибудь стоящая книга всегда возникает прямо из жизни, и писать ее надо собственной кровью. Ричард Олдинггон

Книги - это переплетенные люди. Антон Макаренко

Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Фрэнсис Бэкон

По-моему, лекции не имеют по сравнению с чтением никаких преимуществ, а во многом уступают ему. Чарлз Дарвин

Нет ничего, что в большей степени привлекало бы меня всю мою жизнь, нежели чтение хороших, добрых книг, содержащих глубокие и интересные мысли. Али Апшерони

Чтение - это беседа с мудрецами, действие же - это встреча с глупцами.

Фрэнсис Бэкон

Я слышал, что жизнь - неплохая штука, но я предпочитаю чтение.

Логан Пирсолл Смит

Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него.

Фома Аквинский

Величайшее сокровище - хорошая библиотека. Виссарион Белинский

Моя родина там, где моя библиотека. Эразм Роттердамский

Искусство читать - это искусство мыслить с некоторой помощью другого. Эмиль Фаге

Хорошая библиотека оказывает поддержку при всяком расположении духа. Шарль Талейран

Книга - это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет.

Адриан Декурсель

Нет развлечений дешевле чтения книг и нет удовольствия более длительного. Мари Монтегю

Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все. Франсуа Фенелон

Приложение 2

Список Всероссийских праздников и памятных дней,

связанных с книгой, чтением.

13 января - День Российской печати

24 марта – 1 апреля - Неделя детской книги

24 мая - День славянской письменности и культуры

27 мая - Общероссийский день библиотек

6 июня – Пушкинский день России

1 сентября - Всероссийский праздник «День знаний»

Список Международных праздников и памятных дней,

связанных с книгой, чтением.

21 марта- Всемирный день поэзии

2 апреля - Международный день детской книги

23 апреля - Всемирный день книги и авторского права

8 сентября - Международный День распространения грамотности

21 октября - Международный День школьных библиотек

26 ноября - Международный День информации

Приложение 3

Выбор читателей

Данный список представлен для чтения старших школьников и учителей.

В «АиФ» № 37 2017 г. была объявлена акция «Выбери Топ - 100». Читателям предлагалось выбрать 100 книг, прочитать которые обязан каждый. На конец 2021 г. 20 самых популярных книг из ТОП - 100 набрали следующее количество голосов:

М.Булгаков «Мастер и Маргарита» - 3583

А.Пушкин «Евгений Онегин» - 3388

Л.Толстой «Война и мир» - 3016

Ф.Достоевский «Преступление и наказание» - 2965

Н.Гоголь «Мертвые души» - 2912

У.Шекспир «Гамлет» - 2857

А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» - 2832

М.Лермонтов «Герой нашего времени» - 2801

А. Чехов «Рассказы» - 2798

Д.Дефо «Робинзон Крузо» - 2729

А.Грин «Алые паруса» - 2729

М.Шолохов «Тихий Дон» - 2663

Л.Толстой «Анна Каренина» - 2639

И.Тургенев «Отцы и дети» - 2615

А.Дюма «Граф Монте-Кристо» - 2577

А.Пушкин «Руслан и Людмила» - 2568

А.Грибоедов «Горе от ума» - 2542

Русские народные сказки – 2535

Х.-К.Андерсен «Сказки» - 2526

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна» - 2502

АНКЕТА Приложение 4

1.Любите ли вы читать?

А-Да 31%

Б-Нет 8%

В-Редко 61%

2. Читаете ли вы книги вне школы?

А-Да 9%

Б-Нет 11%

В-Редко 80%

3.Читаете ли вы энциклопедии?

А-Да 20%

Б-Нет 25%

В-Только при подготовке к урокам 55%

4. Сколько времени вы уделяете чтению?

А-Один раз в день 21%

Б-Один раз в месяц 45%

В- Один раз в неделю 32%

Г-Не уделяю времени 2 %

5. Почему вы не читаете?

А-Отсутствует культура чтения в семье 39%

Б-С детства не люблю читать10%

В-Не люблю уроки литературы 2%

Г-Предпочитаю другие виды деятельности 49%

6.Какой вариант ознакомления с книгой вы выберете?

А –послушаю аудиокнигу 2%,

Б- почитаю электронную книгу 27%,

В– прочитаю печатный вариант 52%.

7. «В свободное время ты предпочитаешь…»

А-чтение 21%,

Б – общение в соц.сетях, компьютерные игры 52%,

В – встречи с друзьями 20%,

Г-другое 7%.

8.«Сколько книг в вашей домашней библиотеке?»

А-до 50 книг 45%,

Б– до 100 книг 32%,

В – до 200 книг 5%,

Г – до 300 книг 4%,

Д – нет домашней библиотеки 14%.

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Просмотров работы: 924