Частушка – жемчужина русского народного фольклора

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Частушка – жемчужина русского народного фольклора

Чубаева Т.Е. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №5» города Челябинска
Морозов В.И. 1
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств №5» города Челябинска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«На поверхности массового, устоявшегося в своих

формах стиха то и дело вспыхивают частушки –

протуберанцы, которые говорят о том, что этот

жанр живёт, что солнце его не остыло…»

Виктор Боков, поет - песенник

Введение. Русская частушка – уникальный жанр русского словесно-музыкального творчества, которая сочиняется чаще всего экспромтом. Русская частушка – достояние России! В мире не найти больше такого жанра! К большому сожалению в последние годы частушки звучат все реже и реже, люди все реже и реже стали слышать и исполнять их, поэтому необходимо к частушкам особое отношение и внимание, чтобы не исчез самый любимый и самый известный жанр русского народного творчества.

Частушка живёт по своим только ей самой известным законам. Она неразрывно связана с жизнью народа, чутко и молниеносно реагирует на всё новое, а также быстро вызывает ответную реакцию. Богат и разнообразен мир частушек. Частушка всё видит и всё слышит, всё хочет знать и всё знает. Она проникает в сокровенные мысли и чувства исполнителей; рассказывает о тех сторонах их жизни, которые другие жанры касались либо вскользь, либо совсем не касались. Частушка во всё вмешивается, всему даёт оценку и выносит своеобразный приговор, фиксирует внимание на каких-то важных бытовых деталях. Это один из способов сохранения исторической памяти народа, связи старшего и молодого поколения, жителей деревни и города.

Исходя из вышесказанного, я решила узнать, что же такое частушка, когда она появилась, какова тематика этих коротеньких песенок, как она придумывалась, когда и кем пелась.

Актуальность исследования: данная тема очень актуальна, так как частушка одно из самых популярных направлений русского народного фольклора. В современном мире фольклор постепенно уходит в прошлое, а ведь он часть нашей русской культуры, и мы- молодое поколение обязаны его сохранить.

Объект исследования: русская народная частушка.

Предмет исследования: знакомство спесенно-фольклорным жанром – русская народная частушка, через информационные и литературные источники, с её художественным строем, классификацией и тематикой. Подбор частушек и составление сборника «Частушечка – частушка».

Цель работы: изучить знания о частушках как жанре современного русского народного фольклора.

Задачи работы:

-выявить историческое возникновение частушки, её лексическое значение и использование художественных средств;

-собрать материал о частушке как жанре современного русского фольклора;

-распределение частушек по темам;

-собрать и составить творческий сборник частушек «Частушечка - частушка»

Основная часть

Частушка – самый распространенный ныне вид устного народного творчества и самый молодой жанр русского фольклора. Когда произошла частушка? Первое упоминание о частушке относится ко второй половине XIX века Глебом Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.), где впервые автор ввел данный термин. Частушка – короткая рифмованная песенка, исполняется в быстром темпе. В словаре С.И.Ожегова значение слова объясняется так: «Частушка – народная песенка – четверостишие или двустишие лирического, злободневного, задорно-шутливого содержания, исполняемое на определенный напев».

В старину частушку называли по-разному: прибаска, коротушка, проходная, ихохошка, припевка, тараторка, матаня, скоморошина, переберушка, прибаутка. На Урале частушка появилась позже, и имела свои названия: припевка, побасенка, набирушка, пригудка, притабора. Кто сочинил первую русскую частушку неизвестно. Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. Истоки частушки – игровые и плясовые припевки, хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные дразнилки, городские песни. Первоначально частушки возникли в мужской среде (сочинялись юношами): собирались парни тесным кружком и горланили их. А в конце XIX века инициатива создания частушек перешла к девушкам. Данный жанр народного творчества преимущественно стал считаться женским. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека, поэтому считается, что это главный жанр крестьянской лирической поэзии. Частушки обычно исполнялись на посиделках, вечеринках, на гуляньях, на свадьбах, во время семейных праздников, в перерывах между работой, на деревенских и сельских улицах, в доме невесты или жениха. В это же время в России появляется гармонь, что поспособствовало быстрому развитию данного жанра. Исполняли частушки и плясали под гармошку, балалайку, под ритм деревянных ложек. Гармонист был почётным гостем на любом празднике, без него не обходилась ни одно веселье. Поэтому о нем пелось много частушек.

Поиграй повеселее.

Раскрасивый паренёк.
У тебя на белом личике

Пылает огонёк.

Хорошо играете,

Басы перебираете.

Хороша девчонка та,

С которой вы гуляете.

Термин «частушка» не литературного, не книжного, а народного происхождения. По версии А.А.Шахматова, российского языковеда - филолога, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки», другая интерпретация названия – «то, что часто повторяют». «Частушка, частуха – песня, исполняемая в компании, плясовая. Частушка произошла из обрядового припева танцевальной песни, у которой она переняла краткость, рифму и быстрый темп. Значение слова помогает нам понять, как надо исполнять частушку.

Многие приемы и изобразительно-выразительные средства в частушках те же, что и лирических песнях. Как и в традиционных лирических песнях, в основе языка частушки лежит живая разговорная речь. Однако язык частушки по лексическому составу значительно богаче лирических песен. Рассмотрим некоторые приёмы и изобразительно - выразительные средства.

В частушке встречается параллелизм. Такая частушка обычно состоит из двух частей: одна представляет собой символическую картину природы, другая – картину реальной жизни.

В поле белая берёза
Призавяла у межи.

Отчего ты не приходишь,
Сероглазенький, скажи.

В частушке можно встретить метафоруслова и выражения в переносном смысле.

Разгоритсямоё сердце,

Не залить будет водой.

Сравнения

Мой милёнок, как телёнок,

Кудреватый, как баран.

Частушка использует эпитетыобразные прилагательные(«ясный сокол», «лебедь белая», «родная сторонушка», «рубашки аловатые»), применяя при этом словотворчество:

Мой милёнок редкобай.

Я – частоговорочка.

Гипербола- преувеличение в частушке просто необходимо, т.к. её малая форма принуждает говорить кратко и образно.

Обнимала во всю силушку,

Изломала другу спинушку.

Через поле яровое,

Через десять деревень,
Через сорок три дорожки,
Ходит милый каждый день.

Довольно большое место занимает в частушке ирония и юмор:

Хороша наша деревня,

Только улица грязна,
Хороши наши ребята,

Да уж больно беднота.

Меня маменька ругает,

Тятька больше бережёт;

Как идёшь с гулянья поздно,

Он с поленом стережёт.

Частушки имеют рифму- созвучие в окончании двух или несколькихслов, порой изумительно причудливую и сочетающуюся с ритмом организация музыкальных звуков:

Маменька, купи мне чаю,

А не купишь - осерчаю.

Он завлек меня речами,

Я не стала спать ночами.

Для усиления образно-выразительной речи в частушках используются стилистические приёмы: анафора– единоначатие, эпифора – повторение концовки.

Хорошов лесу гулять,

Только очень боязно,

Хорошо с парнем сидеть,

Только очень совестно. (анафора)

Милая, милёная,

Юбочка зелёная.

Расскажи, милёная,
В кого же ты влюблённая. (эпифора)

Антонимы– противоположное слово по значению к другому слову, широко используются в частушках:

Поиграй повеселее

Ты, гармошка венская,

Милый любит городскую,

А ядеревенская.

Повторы

Плетёт Дрёма,

Плетёт Дрёма.

Плетёт Дрёма шёлковый поясок,

Плетёт Дрёма шёлковый поясок. (Уральская частушка)

Со временем все частушки привели в систему и создали классификацию частушек:

1. Лирические частушки (припевки) – называют четверостишия, каждое из которых представляет собой художественно законченную песенную миниатюру на бытовую, семейную или любовную тему.

Что ты, белая берёза,

Ветра нет, а ты шумишь,

Что, ретивое сердечко,
Горя нет, а ты болишь.

2.Плясовые частушки – имеют особый ритм, который сопровождает пляски, строчки этих припевок короче, чем у лирических. Во время исполнения плясовых частушек исполнители выполняли простые танцевальные движения: приседания, притопывания, повороты.

Без гармошки

Тошно, тошно,

Без гармошки горюшко. Да ты сыграй, Егорушка.

Ах, щучка моя,

Хуже лихорадки.

Щи варила - пролила,

Обварила пятки.

3.Частушки–страдания – двухстрочные и четверострочные произведения о тяжёлой несчастной любви, грустные по настроению, исполняются протяжно.

Я на улицу, а мать следом,

Не гуляй, дочка, с соседом.

Ай, да! На горе стоит аптека.

Ай, да! Любовь сушит человека.

Какой лёд – и то растаял,

Как любил – и то оставил.

Пойду-выйду к быстрой речке,

Сяду я на бережок,

Посижу до тёмной ночки,

Не придёт ли мой дружок!

4. «Семеновна» - произведения с заунывным ритмом. В частушках Семёновна изображается как разбитная русская баба.

Как Семёновна

Сидит на лесенке,

А про Семёновну

Поются песенки.

Ты, Семёновна,

Девка модная,
Купила часики,
Сама голодная.

Ой, Семёновна,

Баба грешная.

А мне жаль тебя,

Моя сердешная!

5. «Матаня» - в частушках очень часто звучит слово «матаня», которое является обращением к возлюбленной.

-Ты, матанечка моя,

Что ж так похудела?

-Годовые праздники

Дома просидела.

Ты играй, гармошка звонче,

Спит матанечка моя.

Спит на розовой подушечке –

И забыла про меня!

У матани дом не город,

Его можно обойти.

Меня, бедную, не надо

И богату не найти. (Уральская частушка)

Каждая частушка имеет свою тему. Тематика частушек разнообразна. Рассмотрим некоторые варианты:

Общественно-исторические частушки
Данные частушки быстро рождаются и быстро исчезают. Касаясь всех сторон жизни человека, частушка запечатлела основные этапы истории нашей Родины.

-Гражданская война в России 1917-1922г.г. Конфликт между белогвардейцами и красноармейцами.

Не старайтесь, офицеры,

Красну армию разбить:

Ваше времечко минуло,

И по-старому не быть! (Уральская частушка)

-Конец 20 и начала 30г.г. XX века нашла отражение коллективизации и раскулачивании, история появления колхозов:

Собралась вас полна рота

Из рабочих батраков-

Защищать свои советы

От богатых кулаков. (Уральская частушка)

Задушевная подруга,

В колхоз входить пора,
Там работать веселее-

Пашут в поле трактора.

-Грянул гром, началась Великая Отечественная война (1941-1945г.г.). Горе и печаль как могли, скрашивали гармонь и частушка:

Распроклятая Германия

Затеяла войну.

Взяли милого, хорошего-

Оставили одну!

-Весь народ ждал Великой Победы. Огромная радость отразилась и в частушках:

Наши славные герои,

Родину прославили,

И в Берлине над рейхстагом,

Красный флаг поставили.

-Историческая частушка продолжает жить и сейчас, отражая последние события, которые происходят в нашей стране:

Телевизора картины

Портят кадры с Украины.

Но глядим всё время «Вести».

Мы с Донбассом сердцем – вместе!

Любовные частушки

Любовь ни что-нибудь такое,

Не платочек носовой.

Платочек снегом занесёт,

Любовь нигде не пропадёт.

Свадебные частушки

Расступитесь-ка, ребята,

Дайте мне частушку спеть.

На такой весёлой свадьбе

Не могу я усидеть!

Сатирические, юмористические

Чушь с экранов нам трындят,

Соль и сахар – белый яд,

Только в это я не верю,

Ем их лет шестьдесят.

Копил деньги для подарка,

Я не ел и исхудал.

Сын сюрприз принял, но жалко,

Что худого не узнал.

Детские и школьные частушки

Я друзья готов к учёбе,
И мой папа говорит:

«Станешь ты, сынок, учёным,
Будешь очень знаменит!»

Утомился наш дружок,

От урока просто взмок.

Почему он так устал?-

Весь урок звонка он ждал.

Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова

Причесала языком!

Рекламные частушки

О перипетиях рекламной жизни решили рассказать в простой и доступной форме – в форме частушек.

Паста зубы очищает,

Освежает, укрепляет…

Семечки я лузгаю

С улыбкой голливудскою!

Я вчера пришла домой,

Говорю милёнку «Мой!

Мой посуду, говорю!

Тебе «Фэри» я дарю!»

На ночь чистила я зубы

Новой пастой «Бленд-а-мед»

Утром стала умываться,

А зубов во рту и нет!

Современные частушки придумываются и в наше время.

Моя милая подружка

Полюбила Интернет.

С ним она всегда «ВКонтакте»,

А со мной - контакта нет!

В скором будущем, в программах

Будет так заведено:

Полчаса всего реклама,

«Целых» пять минут кино.

Местные (региональные – Южный Урал, уральские) частушки

Распустила Дуня ленты,

Да, а за нею все студенты.

Эй, Дуня, Дуня – я,

Дуня – ягодка моя.

И не только с «Уралхима» 
Шлём мы знатные машины, 
А советский весь народ 
Для страны свой вклад несёт. 


Это чьи ж такие крали?
Ты приятель, погляди!
Ох, красавиц на Урале
Развелось хоть пруд пруди.
 

Мы рассмотрели несколько тем частушек, их значительно больше, например:

именинные, обрядовые, праздничные, спортивные, о покорении космоса, целины, о временах перестроечных, о природе и.т.д.

Знаменитые исполнители частушек


Было время, когда частушки считались признаком упадка народного творчества, не замечали того настроения, с которым сложены эти короткие стихи - бойкие, стремительные, насмешливые. Да и в наше время они тоже звучат не часто, т.к. люди стали реже слушать, слышать и петь частушки.

Кто сказал – частушка, вроде

В наши дни уже не в моде.

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?!

Знаменитые артисты всегда старались пропагандировать русскую народную частушку, с большой любовью исполняли и исполняют их на концертах: Лидия Андреевна Русланова, Людмила Георгиевна Зыкина, Александра Ильинична Стрельченко, Мария Николаевна Мордасова, сестры Фёдоровы, ансамбль «Ярославские ребята», Геннадий и Александр Заволокины и их ансамбль «Частушка», Надежда Георгиевна Бабкина, Марина Владимировна Девятова, Пелагея; телевизионные передачи - семья Заволокиных «Играй, гармонь любимая!», «Хорошие песни» (Челябинск), Андрея Малахова «От всей души», ансамбль «Митрофановна» (Челябинск), русские народные хоры и многие другие.
«Где звучит русская разудалая гармонь, там, естественно, поют не только песни, но и веселые и озорные частушки. Русская частушка давно уже стала российской, ее поет многонациональная страна. В ней столько юмора, добра и миролюбия, патриотизма и гражданственности, житейской мудрости и жизненного оптимизма» А. А. Яйцов, гармонист из с. Емешево республики Марий Эл.

  Не умрут частушки русские – будут радовать всегда! Частушка – жемчужина русского народного искусства, достояние России, поэтому мы должны сохранить и передать это живое наследие следующим поколениям.

  Частушка исполняется под разные народные музыкальные инструменты, но чаще всего под гармошку, балалайку, баян. Однако музыкальное сопровождение – не главное при исполнении частушки, иные народы поют ее и вовсе без аккомпанемента – «под язык».

 Композиторы, которые в своём творчестве обращались к жанру «Частушка».

Родион Константинович Щедрин ( род.16.12.1932)

Произведения Р.Щедрина очень часто оказывались  для слушателей и музыкальных критиков настоящими сюрпризами. Действительно, своими дерзкими замыслами, непредвиденными решениями он часто будоражил воображение слушателей. Это удивительно интересный человек, в котором соединено всё – и возвышенное, и земное. Выйдя из плеяды российских «шестидесятников», сегодня он входит в число выдающихся композиторов современности.

Многое в российской музыке он начинал первым: первым написал мюзикл, первым ввёл в инструментальный жанр частушку (фортепианный концерт №1).

В 1951 году Щедрин побывал в глухих уголках Белоруссии. Самым ярким впечатлением от этой поездки были частушки. Он включил частушки в свой Первый фортепианный концерт – дипломную работу в консерватории. Произведение поразило использованием в финале «Семеновны», общей динамикой образов. Фольклорные истоки проявились и в балете «Конёк-Горбунок», который привлёк внимание яркостью и самобытностью. В 1955 году Щедрин поступил в аспирантуру в класс Шапорина. Вершина творчества этого времени – Первая симфония, отмеченная премией на консерваторском конкурсе. Наиболее крупными произведениями этих лет стала опера  «Не только любовь» и концерт для оркестра «Озорные частушки». Они как бы подводили итог первому десятилетию творчества композитора. В «Озорных частушках» композитор использовал подлинные мелодии частушек, записанные в разных уголках России.

Игорь Федорович Стравинский (17.06.1882-06.04.1971)

Игорь Стравинский — один из самых значительных композиторов ХХ века, чье влияние на современную музыкальную культуру трудно переоценить, дирижер и пианист. Композитор, который неустанно искал и находил способы наиболее полно выразить в музыке свое видение времени. Его наследие продолжает вдохновлять к творчеству музыкантов и балетмейстеров по сей день.

Стравинский написал музыку к балетам знаменитых «Русских сезонов» в Париже. Таких балетов три - «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная». Все они написаны по мотивам русского фольклора, и каждый из них раздвигает музыкальные горизонты все шире, и каждый - по-своему. «Жар-птица» - уникальным тембровым звучанием, совершенно сказочными красочными оркестровыми эффектами. «Петрушка» - использованием таких «низких» музыкальных жанров, как частушка, городской романс.

Родион Щедрин не раз признавался в любви к этому жанру, будучи глубоко уверен в том, что «мелодии и ритмы современной частушки – богатейший, творчески драгоценный материал для композитора». Вспомним что, большой интерес к частушке (термин Г. Успенского) – как особой музыкально поэтической форме – проявили и другие отечественные композиторы так называемой «новой фольклорной волны» - Г. В. Свиридов, В. А. Гаврилин, С. М. Слонимский.

Заключение

Проведённые мною исследования по данной теме показали, что частушки – выражение весёлого нрава народа, его взгляда на жизнь, что они, как другие жанры устного народного творчества отражают быт, жизненный уклад, обычаи, красоту родного края, историю. Тематика частушек разнообразна: личные отношения, трудовые будни, культура, природа, подвиги, беды.

Я узнала историю появления частушки, лексическое значение и её художественное строение. Начала собирать материал о частушке как жанре современного русского фольклора.

Я получила огромное удовольствие от работы, многое узнала о жизни, об увлечениях в те далёкие года, когда не было радио, телевизоров, телефонов, компьютеров. В течение работы я начала создавать сборник «Частушечка-частушка», который в дальнейшем буду пополнять новыми куплетами.

Кто сказал – частушка, вроде

В наши дни уже не в моде.

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе?!

Список литературы:

1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка, Москва: «АЗЪ» 1992.- 335с.

2. Бахтин, В. Частушки. Энциклопедия для детей. Русская литература от былин и летописей до классики XIX века, т.9, ч.1,107-112с.

3. Глинкин, А., Валиахметова ,Т. Народные песни Южного Урала, Челябинск: 2003.- с.138,142.

4. Князев, В.В. Частушки красноармейские и о Красной Армии, Москва: 1923. – 23с

5. Интернет

6. Боков, Виктор Раздумья о частушке.- Частушка. Библиотека поэта Большая серия 2-е изд. Москва: Л., Сов. Писатель, 1966.-5с.

7. Шахматов, А.А. Частушка – происхождение и значение слова.

https//www.culture.ru>chastushka

8. Исполнители частушек.

https//infourok.ru

Приложение 1

Сборник

«Частушечка – частушка»

Содержание

Уральские частушки………………………………………………………… 18

Детские школьные частушки ………………………………………………. 21
Частушки  народные и современные ……………………………………… 27

Уральские частушки


Разбужу любого соню
Голосистою гармонью!
Заиграю с огоньком –
За мной девки табуном!!!
Слышу взял двухрядку милый,
Тронул белы кнопочки,
Сладко сердце защемило…
Я лечу по тропочке!
Славил издавна народ
Девушку – уралочку.
Раньше было не пройдёт
Парень с ней в развалочку.
Это чьи ж такие крали?
Ты приятель, погляди!
Ох, красавиц на Урале
Развелось хоть пруд пруди.
У милашки бёдра, бюст-
Всё так и колышется…
Как прижмёт к себе, аж хруст
В моём теле слышится.
Клялся ты, что не целован,
Лаской женщин не балован,
Их вниманьем обойдён-
Оказалось… разведён!

Ах, любовь!!! Сплошной обман!-
Была ты льдинкой хрупкою…
Милый мой как Дон Жуан
За каждой бегал юбкою.
Изменяют нам ребята –
Не кричим в истерике.
Россиянок нынче сватать
Стали из Америки.

Говорят, что я худа,
Влезла в Каму – вот беда!
До критической отметки
Поднялась в реке вода…
Зря считают, будь то бабы
Беззащитны все и слабы,
Так иная мужа треснет-
Думаешь… уж не воскреснет!
Пусть считают не красивой
Зато сердце моё добро.
А соперница смазлива,
По характеру же – кобра!
Меня “ беженец “ посватал,
Сам глаза в смущеньи прятал.
Грешен был: не от войны-
От шестой бежал жены.
Ненаглядная с диетой
Так перестаралася:
Сущим выглядит скелетом,
Мяса не осталося.
Разглядел я на Варваре
Телеса не в пеньюаре.
Надорвусь же ё – моё,
На руках носить её!
Лысых бабы любят крепко.
Знать хотите почему???
У них солнышко под кепкой,
Кепку снять – светлей в дому.
Лысый муж – подобен чуду!-
Меня бабоньки поймут.
Проще бить о плешь посуду,
Ведь её на счастье бьют.
По грибы пошла – надела
Муженька бронежилет,
А для нижней части тела
Из брони защиты нет…
Мне советуют ребята
Непременно похудеть.
Из – за щёк моих проклятых
Серьги им не разглядеть.

Заиграла шестипланочка – 
Запела песню я 
Про родимую сторонку, 
Про уральские края. 
Вы слыхали: на Урале 
Зимушки суровые, 
А девчата, чтоб вы знали, – 
Самые бедовые! 
-А хоть работать, 
-Хоть плясать – 
В почтенье будем все равно! 
Нас страна за это любит, 
А ребята – подавно. 
Мой милёночек невзрачный, 
Да и с виду – не герой, 
А на нашем «Уралмаше» 
Зуборез передовой. 
Он быть может и невзрачный, 
Неоказистый на вид – 
Ведь не всё бывает золотом, 
Что очень уж блестит. 
-А почему? 
-Да потому, что не во внешности краса: 
Дорог тот, кто на работе 
Может делать чудеса. 
Ох, и руки золотые 
У уральских мастеров, 
И закон суровый, точный: 
«Больше дела, меньше слов»! 
Укреплять свою Отчизну – 
Вот закон сегодня наш – 
Экскаваторы для строек 
Посылает «Уралмаш». 
-А почему? 
-Да потому что труд ускорить, облегчить,
И сто тысяч землекопов 
Мы сумели заменить 
Ох, и знатные машины – 
Землекопы с «Уралхима» – 
Машинист рычаг нажмёт – 
И земля рекой течёт! 
И не только с «Уралхима» 
Шлём мы знатные машины, 
А Советский весь народ 
Для страны свой вклад несёт. 
-А почему? 
-Да потому: 
Умеет Родину любить, 
Мы умеем мирно строить 
И хотим счастливо жить!

Ягодиночку убили,

Под Воронежом в бою,

Из кармана вынимали

Фотографию мою.

Детские школьные частушки

Хулиган мальчишка я,
Не любят девушки меня.
Любят только вдовушки-
Отчаянны головушки.

Боля в беленькой рубашке,
А когда и в синенькой.
Как ему не снаряжаться,
Вон, какой красивенькой.

Песни пела – грудь болела,
Сердце надрывалося.
По лицу бежали слёзы –
С милым расставалася.

Вова в школу опозданья
Объясняет просто:
— А учиться, Мариванна,
Никогда не поздно!

Я бежал на перемену,
Организм свой разминать,
Приложился лбом об стену,
Что учил – забыл опять!

Старички и малыши –
Все смеются от души.
Весь народ частушкам рад –
Мы возглавим хит-парад!

Как-то Оля получила
Сашину записку,
Одолжи мне на диктант
Ручку-самописку.

К двойкам нам не привыкать,
Двойки так легко хватать,
Ничего учить не надо —
Вот за это и награда.

Николай пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, вам пример,
Как нельзя решать пример!

Мне учитель на доске
Написал задание,
Ну, а я сижу в тоске,
На лице страдание.

Раз с приятелем в День смеха
Поменяли — вот потеха! —
В школе мы на этаже
Все таблички «М» и «Ж».

Буквы в Машиной тетради
Не стоят, как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Маше хвостиками машут.

Прогулял Сережа в парке
И не выучил урок.
Взял и спрятался под парту,
Чтоб никто найти не смог.

Маша ела не спеша
Гречневую кашу,
Целый час мы отмывали
Гречневую Машу.

Раньше школьники читали
Избранную классику
Теперь же, вместо классики —
Тиктоки и мемасики

Витя изучал ютуб,
Зависал в тиктоке
И, конечно, позабыл
Выучить уроки

Не могу есть кашу
Я в столовой нашей!
Протестует все внутри
Дайте мне картошку фри!

Не хочу сдавать ЕГЭ
Эта гадость не по мне
В ПТУ пойду учиться
В жизни больше пригодится

Ох, не помню я опять,
Слово «ЧАЩА» как писать!
С буквой «Я»? А, может, без?
Напишу-ка лучше «ЛЕС»!

Надев маски и перчатки,
Мы с милёночком  вдвоем.
Карантин  не нарушая,
Вам частушки пропоем.
Тут все в масках, там все в масках,
Не понятно ни хрена,
Не понятно, где тут сватья,
А где, блин моя жена.
Это братцы, что такое,
Что за котовасия.
Сидит дома вся страна,
То - самоизоляция.
Сидеть дома десять дней,
Есть опыт новогодний,
Хочешь ешь, а хочешь пей,
Ты же чел свободный.
Сидим дома две недели,
Все прижрали , все приели.
В магазин хожу я, но,
Вместо театра и кино.
Сидим дома две недели,
Кило десять гречки съели,
Всё заготовки съели тоже.
Заметно шире стали рожи.
В лес нельзя, и в парк нельзя,
И на рыбалку тоже.
А может арестован я?
На то очень похоже.
Эх, зачем дурак женился,
Поспешил сватов заслать.
Лучше б я завёл собаку,
Только с ней можно гулять.
Моем руки, моем нос,
Мы весь день старательно.
Прям, как в детском садике,
Мыть руки обязательно.
С нами он играет в прятки,
Этот вирус, он такой.
И не видно, и не слышно,
А кусает - ой-ой-ой.
Вирус нас атаковал,
Потому, как он нахал.
 Да, нахал ещё какой,
С коронованной башкой.
Чтобы вирус истребить,
Надо спиртом все промыть.
И посуду и продукты,
Ну  и в рюмочку налить.
Сидим дома, сидим дома,
Ни туды, и не сюды.
С опозданием гуляют,
Лишь апрельские коты.
На балконе прямо погреб,
И чего тут только нет.
Тут имбирь, лимон и греча,
Мой крепят иммунитет.
Магазины коль закрыты,
Что о шмотках толковать.
На Ютубе, как сшить маску,
Мастер класс могу давать.
Масок много я нашила,
Шить готова день и ночь.
Вот не знаю прибить вирус,
Маска сможет мне помочь?
Мы бумагой туалетной,
Запаслись на десять лет.
Уж двухслойная то точно,
Укрепит иммунитет.
Этот вирус, он такой,
Он охотится за мной.
Но я без боя не сдаюсь,
Я  -. самоизолируюсь.
Я сижу на карантине,
Изолируюсь в перине.
И уже не в океане,
Нынче я купаюсь в ванне.
Карантин, карантин,
Сам себе  я господин.
Сижу дома не гуляю,
Целый день жену ласкаю.
Дома мы с женой на пару,
Как же блин она достала.
А вот сват, он парень ловко,
Свалил на год в командировку.
Надоел хоть карантин,
Зато я цел и невредим.
Пялюсь в шоу, в сериалы,
И такой я не один.
Ох, спасибо карантину,

Я в тетрадь слова писала,
Ударением проверяла.
Ударяла, ударяла
Так, что парту разломала!

***

Мы закончили учиться,
Класс учебники сдавал,
Мой учебник самый чистый —
Я его не открывал.

***

— У тебя одни же двойки,
Ты собрался их солить?!
— В книгу Гиннесса хочу я,
Нужно мне рекорд побить!

С неба звездочка упала
И разбилась на куски,
Наша молодость проходит
В средней школе у доски.

Когда закончился урок,
Спешите, дети, в пищеблок.
Бублики школьные -
Самые прикольные!

Витя наш стихи не любит,
Витя стих не доучил,
И за то сегодня в школе
Пол четверки получил.

В школу радостно идет
Первоклассник радостный!
Он завоет через год
От учебы тягостной!

Я теперь к доске иду —
Не боюсь ни грамма!
Отвечаю свой урок
Я… под фонограмму.

Я как нужно разбежался,
Долго длился мой прыжок,
На уроке физкультуры
Перепрыгнул я песок!

Жду каникул очень-очень,
Уж учиться нету мочи!
Поскорей бы детвора
Выспалась уже с утра!

Я диктанты обожаю!
Но не знаю, почему
Разрисована тетрадка
У меня под хохлому

С математикой дружу,

Что угодно вам решу,

Только правда, если честно,

Калькулятором грешу.

Я читаю быстро, быстро,

Девчонки гордятся мной, Ни один мальчишка в классе

Не угонится за мной.

Чемпионом прозванный

Антон кидает в цель.

Желтый неопознанный,

Летающий портфель.

Частушки  народные и современные


Между небом и землей
Поросенок вился.
Он нечаянно хвостом
К небу прицепился!

В Александровском саду
Дворник в лихорадке
Просит жареного льду
Положить на пятки!
Край наш славится лесами,
Чащами, опушками,
А деревни, села наши
Славятся частушками.

Как заслышу я гармошку,
Заиграет кровь ключом.
Увлеклась я гармонистом,
А гармошка – ни при чем!

Мы частушек много знаем
И хороших, и плохих.
Интересно тем послушать,
Кто не знает никаких.

Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет.

Лавка, лавочка поката,
Не садись со мной богатый.
Лучше бедный, да милой,
Сядет рядышком со мной.

Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.

Не смотрите на меня,
Что я худоватая.
Мамка салом не кормила,
Я не виноватая.

 

Начало формы

Конец формы

Не ругай меня, маманя,
Не ругай так грозно.
Ты сама была такая – Приходила поздно!

Перхоть мужу извести
Ныне дело плевое.
А вот как бы нарастить
Что-нибудь толковое.

За деревней на пруду
Квакают лягушки.
А я милёночку лапшу-
Вешаю на ушки.

День весенний наступил,
Кот на крыше завопил.
Скоро тоже завоплю,
Замуж очень я хочу!

Гармонист, давай пошире
Ты растягивай меха.
Мы частушки сочинили —
Сами рвутся с языка.

Начало формы

Конец формы

Не ругай меня, маманя,
Не ругай так грозно.
Ты сама была такая —
Приходила поздно.

Перхоть мужу извести
Ныне дело плевое.
А вот как бы нарастить
Что-нибудь толковое.

За деревней на пруду
Квакают лягушки.
А я милёночку лапшу-
Вешаю на ушки.!

Гармонист, давай пошире
Ты растягивай меха.
Мы частушки сочинили —
Сами рвутся с языка.

Два дубочка, два дубочка
В памяти остались:
Под одним встречали ночку,
Под другим расстались.

Слава Богу, по-немногу
Начал обживаться.
Продал дом, купил ворота,
Буду запираться!

В огороде завелись
Колорадские жуки.
Проживем и без картошки –
Были б только мужики.

Мой миленок тракторист,
Я — его доярочка.
Он в мазуте, я в навозе-
Боевая парочка.

Мой миленок, как теленок,
Только разница одна:
Мой миленок пьет из кружки,
А теленок из ведра.

Надев маски и перчатки,
Мы с милёночком  вдвоем.
Карантин  не нарушая,
Вам частушки пропоем.
Эх, зачем дурак женился,
Поспешил сватов заслать.
Лучше б я завёл собаку,
Только с ней можно гулять.
Моем руки, моем нос,
Мы весь день старательно.
Прям, как в детском садике,
Мыть руки обязательно.

На балконе прямо погреб,
И чего тут только нет.
Тут имбирь, лимон и греча,
Мой крепят иммунитет.
Магазины коль закрыты,
Что о шмотках толковать.
На Ютубе, как сшить маску,
Мастер класс могу давать.
Надоел хоть карантин,
Зато я цел и невредим.
Пялюсь в шоу, в сериалы,
И такой я не один.

Не хочу я чаю пить,
Не хочу заваривать,
Не хочу тебя любить
И даже разговаривать!

Я не знаю, как у вас,
А у нас в Якутии
Тем скорей бананы зреют,
Чем морозы лютее.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка – три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.

Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!

Наш баран – богатый барин.
Он себе обновку справил.
То ли шуба, то ль кафтан,
Не поймет теперь и сам!

Просмотров работы: 2291