Растения: кто или что?

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Растения: кто или что?

Сапрыкина К.В. 1
1МБОУ "СОШ №1"
Ахмадиева Е.В. 1Шамсутдинова О.В. 2
1МБОУ "СОШ №1" НМР РТ
2МБОУ «СОШ №1» НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Растение – царство живых организмов, для которых характерны способность к фотосинтезу и наличие плотных клеточных оболочек, состоящих из целлюлозы. Запасным веществом служит крахмал.

Растения имеют признаки живых организмов: у них выполняется обмен веществ, они питаются и дышат, размножаются, растут и развиваются, умирают.

Согласитесь, волей - неволей хочется доказать, что растения- живые организмы, но в русском языке они почему- то являются неодушевленными существительными. Лично для меня этот вопрос интересен, и я решил доказать, что растения должны быть одушевленными существительными.

Цель работы: доказать одушевленность растений.

Задачи:

- рассмотреть свойства растений как живых организмов;

- выявить, какими качествами наделяются растения писателями и поэтами;

- выявить причины классификации существительных, обозначающих растения как неодушевленных.

Гипотеза: растения – живые организмы, и они должны в русском языке тоже являться одушевленными существительными.

Основная часть

Растения в биологии

Растительный мир удивительно разнообразен.
Растения имеют корни, стебли и листья. К ним принадлежат покрытосеменные, голосеменные и папоротникообразные растения. Другие растения, например, мхи имеют стебель и листья, но не имеют корней. Роль корней выполняют ризоиды. Все растения (мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные), у которых тело расчленено на стебли и листья, называются высшими растениями. Многие растения не имеют ни стеблей, ни листьев. К этим группам принадлежат водоросли – это низшие растения.
Большинство растений имеет зелёный цвет, благодаря присутствию хлорофилла: Зелёные растения создают органические вещества из неорганических.

Растения могут быть самой разной формы: это и нежные нити зеленых водорослей, и различные травы, и кустарники, и деревья. Различаются растения и по продолжи­тельности жизни.

К деревьям и кустарникам относятся многолетние растения с деревянистыми стеблями. Травы имеют сочные и зелёные травянистые стебли, которые в свою очередь бывают однолетними, двулетними и многолетними.

Многолетние растения обычно достаточно долго живут и начинают ежегодно цвести после более или менее продолжительного перио­да развития, прежде всего деревья и кустарники, а также кустарнички, вьющиеся и ползучие деревянистые растения. Среди травянистых растений тоже встречаются долгожители, у которых имеются многолетние подземные побеги-клубни, луковицы, корневища. Большая часть из них цветет ежегодно, а есть и такие, что живут несколько лет, но зацветают и плодоносят всего один раз и после плодоношения от­мирают.

Однолетние травы, как правило, развиваются из семян весной, в то же лето цветут, а после созревания новых семян отмирают. Зимующие однолетники начина­ют свое развитие осенью и зацветают на следующую весну после периода зимнего покоя.

Двулетним растениям для развития нужно два сезона: в первый год они образуют только стебель с листьями и запасающие органы, во второй- цветут. После созревания семян эти растения тоже отмирают.

Строение растений. Как бы ни были разнообразны растения Земли, тем не менее, у них есть много общего. Это общее, прежде всего, заключается в том, что все растения состоят из клеток. Группа клеток, одинаковых по строению и выполняемой функции, образует ткань растений.

Ткани — составная часть органов растений, а сами растения состоят из органов. Основными органами растений являются корень, стебель, лист, цветок и плод (или семя).

Все органы растений тесно связаны между собой. Если же из строя выйдет один орган, то нарушается жизнедеятельность и других органов.

Строение клетки. Каждое растение имеет в себе протоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком и оболочку. Клетка имеет тонкую, слегка прозрачную оболочку, через которую очень легко видно «невооружённым глазом» внутреннее содержимое клетки - протоплазму. Более плотное округлое вещество внутри протоплазмы – это ядро. Протоплазма не заполняет всей клетки и то пространство, которое не занято протоплазмой, наполнено клеточным соком – вакуолей. Если клеточного сока бывает очень много, в результате чего вакуоля заполняет почти всю клетку, а протоплазма лишь тонким слоем выстилает оболочку клетки изнутри.

Цветок. Цветок – это видоизмененный укороченный побег, орган семенного размножения, несущий видоизмененные листья, которые превратились в чашелистики, лепестки, тычинки и пестики. Цветок может располагаться и на главном побеге, и на боковых. Цветок растения является уникальным элементом по своей природе и функциональной значимости. У разных растений цветы удивительно разнообразны по размерам, цвету, структурным особенностям.

Цветки прикрепляются к стеблю тонким стебельком —цветоножкой. Все части цветка располагаются на цветоложе.

В цветке прежде всего внимание привлекает ярко окрашенный венчик из четырех ярких лепестков. Венчик окружен чашечкой, состоящей из четырех зеленых листочков, называемых чашелистиками.

Венчик и чашечка составляют околоцветник, который защищает внутренние главные части цветка от повреждений и привлекает насекомых-опылителей.

Главные части цветка — пестик и тычинки. Тычинка состоит из тонкой тычиночной нити и пыльника, в котором образуется пыльца. Пестик состоит из расширенной нижней части, называемой завязью, вытянутого столбика и рыльца. В цветках некоторых растений столбика может и не быть. Из завязи развивается плод.

Семена. Семя покрыто гладкой, блестящей плотной кожурой, на которой легко можно рассмотреть небольшой рубец, именно в месте рубчика семя было прикреплено к створке боба. Плотная кожура защищает семя до тех пор, пока оно не прорастёт, при прорастании семени кожура разрывается. Из внутренней части семени вырастает главная часть семени – зародыш (новое растение).

Корень. Корень является очень важным органом растения. При помощи корней растение укрепляется в почве, всасывает из почвы воду и растворённые в воде минеральные соли. Главный корень развивается из зародышевого корня. От главного корня отходят боковые корни. Придаточные корни вырастают на стебле.

Листья растений. Лист состоит из двух частей – листовой пластинки и черешка. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю, но стоит заметить, что не каждое растение имеет черешки. Например, некоторые полевые растения, такие, как лён или комнатные растения, такие, как алоэ, имеют листья без черешков. Они прикреплены к стеблю только лишь листовой пластинкой и в отличие от черешковых называются сидячими. На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок.

Стебель растения. Очень важный орган растения, по стеблю идёт передвижение питательных веществ, и листья растения тянутся к свету. Кроме этого в стебле откладываются запасные органические вещества. Стебель растёт в высоту своей верхушкой, в толщину ,благодаря делению и росту клеток камбия. Стебли растений очень разнообразны, поэтому существуют надземные и подземные стебли, а также деревянистые и травянистые.

Жизнедеятельность растений

Роль клеток в жизни растения. Каждое растение формируется из клеток. Клетка в свою очередь состоит из ядра и протоплазмы. Жизнедеятельность всего организма обеспечивается слаженной работой клеток, в каждой из которых осуществляются жизненно важные процессы – дыхание и питание. Разным клеткам присущи различные функции. Для всасывания воды с растворенными минеральными солями приспособлены корневые волоски. В клетках, образующих мякоть листа, а конкретнее в хлорофилловых зернах, на свету образуются органические соединения из воды и углекислого газа. Защитную функцию выполняют клетки кожицы стебля и листа, они предохраняют внутренние структуры листа от высыхания и повреждения. В процессе жизнедеятельности растения клетки претерпевают изменения – растут и делятся. При соединении содержимого клеток пыльцы и яйцеклетки образуется и растет зародыш нового растения.

Рассмотрев строение, можно выделить главные признаки растения как живого организма.

Питание. Все живые организмы питаются, и понятно: пища содержит химические вещества, необходимые для создания новых клеток и обеспечения энергией процессов, происходящих в организме. Питание - процесс получения организмами веществ и энергии. Источником энергии для подавляющего большинства организмов на нашей планете является Солнце. Солнечная энергия поступает на землю в виде тепла и света. Из всех населяющих Землю живых организмов только зеленые растения могут использовать солнечную энергию непосредственно.

Питание растений осуществляется из воздуха и из почвы.

Проросток в первое время своего существования может жить без необходимой для него почвы, потому что питается органическими и минеральными веществами, которые хранятся в семени. Но запасы питательных веществ не бесконечны и по мере роста проростка истощаются. Где брать необходимые питательные вещества? Конечно, из почвы. Именно почва с помощью корней растения даёт возможность проростку всасывать необходимые питательные вещества для роста.

Корневая система растения предназначена для всасывания из почвы воды и растворенных в ней минеральных солей. Листья являются своеобразными «фабриками» по производству на свету органических соединений из неорганических - воды и углекислого газа, поглощенного из воздуха. Этот процесс называется фотосинтезом. В организме растения органические вещества перемещаются и преобразуются во всех его органах и клетках. При этом накапливаются органические вещества в плодах, семенах, в корневой системе, в подземных и надземных побегах.

Процесс фотосинтеза имеет огромное значение для жизни на Земле, так как именно зеленые растения, запасая солнечную энергию, делают ее доступной для других живых организмов - грибов, животных, человека, а выделяемый при этом кислород используется всеми живыми организмами для дыхания.

Обмен веществ и энергии – обязательное условие жизни.

Для того чтобы жить, организмы должны постоянно получать из окружающей среды различные вещества: растения – воду, минеральные соли, углекислый газ и кислород, животные – белки, жиры, углероды, а также воду, минеральные соли, кислород. Без этого невозможный рост и обновление клеток любого организма.

Одновременно во внешнюю среду живые организмы выделяют продукты своей жизнедеятельности: растения – воду, углекислый газ, кислород. Другими словами между организмом и внешней средой постоянно идет обмен веществ.

Вещества, поступившие извне в клетку организма, не остаются неизмененными: прежде чем стать частью его тела, они подвергаются различным превращениям. Так в зеленых клетках растений на свету из простых веществ – воды и углекислого газа – в результате фотосинтеза образуются сложные органические соединения-сахара, которые затем превращаются в крахмал, белки, жиры и некоторые другие вещества, необходимые растению. Они идут на построение новых клеток и органоидов, расходуются в процессе дыхания или откладываются в семенах, плодах.

Дыхание. В организме растения осуществляются процессы жизнедеятельности (питание и дыхание). Как и любой другой живой организм, растение дышит кислородом, при этом углекислый газ выделяется в атмосферу. Растение не имеет особых органов дыхания. Дыхание происходит через стебли, листья и корни. Интересно, что процессы дыхания осуществляются и в цветках, плодах, семенах. То есть дыхание у растений происходит во всех органах и клетках. При этом органическое вещество расщепляется с выделением тепла.

Движение растений. Растения тоже способно к движению, но в отличие от животных у них перемещается не весь организм, а только их отдельные органы или части. Растения двигаются очень медленно, но тем не менее движения происходят. Все знают, что если комнатное растение поместить на окно, то оно повернется к свету. В том случае, если горшок отодвинуть, растение разворачивается таким образом, чтобы быть обращенным к солнцу. К примеру, шляпки подсолнечника в течение суток поворачиваются по ходу солнца. А вот цветки душистого табака утром закрыты, а с наступлением вечера открываются.

Любопытно, что цветки большого количества растений всегда раскрываются в одно и то же время, поэтому могут послужить для определения точного времени. Например, осот раскрывает цветки с шести до семи часов утра, а одуванчик еще раньше – с пяти до шести утра. С лужайкой, усеянной одуванчиками, в течение дня могут происходить удивительные метаморфозы. Так как к вечеру и после дождя соцветия одуванчика закрываются, лужайка меняет цвет с золотистого утром на зеленый вечером. Листья гороха, фасоли в темноте складываются, а на свету раскрываются.

Известны у растений и достаточно быстрые движения.У тропических мимоз, нашей кислицы при сотрясении - например, от ударов капель дождя – листочки, составляющие сложный лист этих растений, быстро сжимаются, и весь лист поникает.

Размножение растений. Размножение – это свойство, присущее всем живым организмам. Благодаря питанию, дыханию и росту , живые организмы существуют, но чтобы продолжать свой род, они должны размножаться, растение не исключение. Размножение способствует продлению рода. Это один из самых сложных процессов жизнедеятельности.

Существует два вида размножения растений: семенное и вегетативное. Вегетативное размножение происходит частями стеблей, корней и листьев. Семенное размножение более сложное, так как оно осуществляется в несколько этапов: цветение, опыление, оплодотворение, образование семян и плодов, распространение семян в окружающей среде.
Значение размножения невозможно переоценить. За счет размножения появляются новые представители флоры, и растения продолжают жить на нашей планете миллионы лет.
Так как в организмах растений осуществляются все процессы, присущие живым организмам (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), то это подтверждает, что растения также можно отнести к их числу.

Рост и развитие растений. Растение постоянно растет, рост его стебля, корня и листьев очень заметен. Также увеличиваются в размерах за счет роста цветки и плоды. Что касается деревьев, то они растут в высоту и в толщину, иногда приобретая огромные размеры. Рост молодых деревьев осуществляется быстрее, чем старых, за счет деления всех клеток и их роста. Скорость деления юных клеток на кончике корня и в верхушечной части побега выше, чем в других частях растения. В связи с этим стебли и корни растут своими окончаниями. Увеличение дерева в толщину происходит потому, что клетки камбия делятся.

Ярко выраженные изменения происходят с растениями в течение всего их существования. Из семени прорастает проросток. Его питание вначале обеспечивается запасенными питательными веществами, содержащимися в семени. Позднее он приступает к самостоятельному поглощению питательных веществ из внешней среды. По ходу своего роста потребности растения увеличиваются, разнообразные питательные вещества расходуются на формирование вегетативных органов (корней, стеблей, листьев), а потом – органов размножения (плодов и цветков).

Различают однолетние, двулетние и многолетние растения. Как понятно из их названия, однолетние растения проходят весь цикл существования растения в течение года. Двулетние растения живут два года. Первый год происходит накопление запасов питательных веществ, а в последующий год эти вещества расходуются на образование цветков, плодов и семян. Многолетние растения живут длительное время, образуя семена и плоды каждый год.

Но и после своей гибели растения продолжают поддерживать жизнь на Земле. Разлагаясь, остатки растений выделяют углерод, который в виде углекислого газа поступает в атмосферу. При разложении образуется также вода. Эти элементы вновь используются новыми поколениями растений.

Отмершие растения за тысячелетия образовали и почву, и полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть. В процессе эволюции образовался и мир животных, который существует исключительно благодаря жизнедеятельности растений.

1.2 Легенды о растениях

Древним растения казались живыми существами, наделенными разумом и волей. Тема многих античных мифов — метаморфозы, превращение героев в животных и растения. В прекрасный цветок превратился влюбившийся в свое отражение Нарцисс. Лавровым деревцем стала несчастная нимфа Дафна, спасаясь от преследования влюбленного в нее Аполлона, бога искусства. Из капель крови Афродиты, оплакивавшей смерть Адониса, выросли алые розы. Согласно таким мифам частица души героя сохранялась в растении, поэтому нарцисс воспринимался как цветок печали и смерти, роза — как символ любви, а венок из лавра венчал чело поэта.

Греки верили, что каждому дереву покровительствовала нимфа-дриада, а потому и деревья были одушевлены, могли любить и ненавидеть, помогать людям и враждовать с ними. На Востоке к воздействию растений на человека издавна относились с особенным вниманием. Один из самых любимых даосских святых Шоу Син, покровитель медицины, приносящий здоровье и долголетие, изображался со своими волшебными помощниками: огромным посохом из женьшеня, исцеляющего все болезни, персиком, приносящим бессмертие, тыквой, наполненной водой — символом жизни. Согласно фэн-шую растения, как и все живые существа, поглощают энергию и источают ее. Используя эту энергию, можно обрести здоровье, богатство, счастье, душевный покой и долголетие.

О вере в одушевленность и силу растений, в их способность влиять на человека и его судьбу говорят и многочисленные приметы, связанные с зеленым миром. Так, считается, что ковыль и камыш принесут в дом беду, хризантема, напротив, счастье, китайская роза одарит любовью, а хлорофитум — семейным благополучием, с плющом не уживутся мужчины, мелколистный фикус обеспечит успехи в делах и удачу, мирт — счастливое супружество. Славяне приписывали барвинку способность оберегать влюбленных, а васильку — внушать набожность и освобождать от нечистых помыслов.

Особенным почитанием были окружены растения, защищающие от нечистой силы и дурного глаза, например, роза или можжевельник. В Германии к можжевельнику относились как к живому существу: проходя мимо него, путники снимали шляпу и кланялись. В Средние века сады разбивали не в эстетических, а в практических целях — ради выращивания лекарственных растений. Редкое растение не обладает лечебными свойствами. Например, китайская роза, гелиотроп или гортензия, в которых обычно видят выразительный «элемент декора», в случае необходимости могут с успехом выполнить роль зеленого лекаря. Биологически активные вещества, которые содержатся в растениях, помогают одолеть болезнь и при этом, как правило, не наносят никакого вреда, не имеют побочных эффектов.

 Из растений изготавливаются многие гомеопатические препараты, которые, как установил основатель гомеопатии немецкий врач Самуэль Ганнеман, воздействуют не на отдельные симптомы или органы, а на организм человека в целом, стимулируя его жизненную силу. Сходным образом оказывают лечебное воздействие и «цветочные эссенции Баха». Врач Эдвард Бах собранные утром лепестки цветов помещал в керамическую посуду и заливал родниковой водой. Энергия растения при этом переходила в воду. Затем он фильтровал полученный настой и разбавлял алкоголем. Так были созданы знаменитые теперь цветочные эссенции, с помощью которых оказалось возможным лечить самые разные, в первую очередь нервные и психические заболевания. Эссенции активизируют внутреннюю энергию человека, которая позволяет справляться с болезнью, напоминающую реакцию человека. Когда Бакстер поднес к растению спичку, детектор лжи записал бурный всплеск «эмоций». В дальнейшем выяснилось, что растение откликается и на словесную угрозу, при чем не только на произнесенную вслух, но и на мысленную.

 Каким же образом растение, не имеющее нервной системы, получает и передает информацию? В начале XX века русский биолог А. Гурвич обнаружил, что все живые организмы излучают свет. Этот «живой свет» ученый назвал митогенетическими лучами. Открытие Гурвича в течение многих лет подвергалось сомнению, но со временем появились аппараты, позволяющие улавливать самые слабые потоки частиц света, и существование «биологического поля» было подтверждено на экспериментальном уровне. Но дело не в самом свечении, а в том, что оно обладает способностью передавать информацию. Немой диалог с помощью энергий ведет в мироздании все живое. Гурвич предположил это, когда обнаружил, что одна луковица ускоряет процесс роста корешков другой, если положить их рядом. Один из исследователей этого явления Фриц Альберт Поп установил, что для растения излучение — способ сообщить о его состоянии, тревогах, болезнях и даже «планах на будущее».

С помощью энергии, которая и вызывает свечение, растения воспринимают информацию и передают ее. В 1940-е годы русские изобретатели Семен Давидович и Валентина Хрисантовна Кирли-ан разработали прибор, с помощью которого можно было регистрировать и фотографировать «живой свет» — свечение живых тканей в переменном электрическом поле. Позже было создано компьютеризированное устройство для электрофотографии. Изучению «информационного излучения» сейчас посвящено специальное направление в биологии — биофотонный анализ. Некоторые из энергетических сигналов ученые могут расшифровать, другие по-прежнему остаются загадкой. Но очевидно, что с помощью этих сигналов растения не только «рассказывают» о себе, но и влияют на окружающие их живые существа. Характер свечения зависит от состояния живого организма. У пораженного болезнью, травмированного растения свечение теряет интенсивность. Современные эксперименты, проводившиеся в Калифорнийском университете, показали, что свечение можно восстановить, например, подержав руку над растением.

1.3 Писатели о природе и растениях

Писатели и поэты с давних времен воспринимают природу как живое существо. Цветы, травы, деревья радуются и грустят, плачут и смеются.

В народных песнях грустит, качаясь «тонкая рябина». И в «Слове о полку Игореве», одном из первых русских художественных произведений, автор, рассказывая о переживаниях князя Игоря, передает свою скорбь при помощи описания природы: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось…» Природа сочувствует князю Игорю, печалится о нем.

Цветы, деревья наделяются чувствами живого существа. В литературе этот прием называется олицетворение.

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.....
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!

В этом стихотворении автор передает нам всю красоту белоснежной березы, которая ,вопреки трудностям, гнется, но не ломается.

Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий. Ярким примером является лирическое произведение «Учись у них - у дуба, у березы». Конечно, перед нами развернутая метафора. Философски – психологический подтекст стихотворения очевиден: дуб – символ стойкости, крепости, силы. Береза - символ жизнеспособности, гибкости, жизнелюбия, противостояния невзгодам.

1.4 Растения в русском языке

К какой части речи относятся слова, называющие растения? Конечно, это существительные, обозначающие предмет и выражающие это значение в

И.п. дуб И.п. березы И.п. медведь И.п. белки

Р.п. дуба Р.п. берез Р.п. медведя Р.п. белок

В.п. дуб В.п. березы В.п. медведя В.п. Белок

Таким образом, категория одушевленности зависит от вопроса, который мы задаем к слову.

Грамматика не позволяет нам ставить неодушевлённое существительное в ту падежную форму, которая предназначена для одушевлённого существительного: нельзя сказать про берёз или дубов, но нужно говорить про белок или медведя.

Но в чем же причина того, что существительные, обозначающие растения, ведут себя в языке как неодушевленные. В статье Е.С.Скобликовой есть размышления над этим вопросом: «В языковой картине мира растения, являющие собой качественно иную форму жизни, нежели животные и человек, не воспринимаются как живые организмы», - пишет автор и объясняет это тем, что способность к самостоятельному передвижению издавна считалось одним из характерных признаков живого.

Такого же мнения придерживается Ицкович: «Под живым предметом, по- видимому, понимается предмет, способный к самостоятельному передвижению, так что растения относятся к неживым предметам», -значит неспособность растений к самостоятельному передвижению, отсутствие двигательной системы приводят к тому, что в сознании человека составляют неподвижную часть окружающего мира».

Категориях рода, числа, падежа. Все имена существительные, как нарицательные, так и собственные, в зависимости от того, обозначают ли они одушевленные предметы или являются наименованиями неодушевленных предметов, делятся на одушевленные и неодушевленные. Существительные одушевленные представляют собой, как правило, наименование живых существ, т.е. людей и животных, как единичных особей; существительные неодушевленные- наименование всех остальных предметов и явлений объективной действительности.

Следует отметить отсутствие полного совпадения органического (живого) и неорганического (неживого) в естественных науках, с одной стороны, и одушевленных и неодушевленных существительных в языке- с другой. Так, например, названия растений относятся к неодушевленным существительным.

На уроках русского языка, определяя морфологические признаки имен существительных, мы указываем, что береза, дуб, колокольчики это существительные неодушевленные, т.е. все слова, обозначающие растения, являются неодушевленными.

Но почему же? Морфологические признаки частей речи определяются не произвольно, а в соответствии с законами языка, по этим законам слова ведут себя в речи строго следуя правилам. Так у неодушевленных существительных при склонении совпадают формы И.п. и В. п. падежей, у одушевленных существительных Р.п. и В.п.

Результат и заключение

Сделав обзор литературы о жизни растений, пришла к выводу:

для жизни и роста растениям нужны воздух, вода и пища, и они размножаются, то есть воспроизводят себе подобных. Это доказывает, что растения живые, как и мы.

В русском языке существительные, обозначающие растения, все-таки следуя правилам языка, относятся к неодушевленным, а в литературе поэты и писатели, используя художественные приемы (сравнения, метафоры, олицетворения) показывают растения как живые существа.

Представления человека о мировоззрении складывались в глубокой древности, тогда же формировался язык, люди в те времена многого не знали даже о себе, а не только о мире, окружающем их. Наивные представления о природе и мире отразились в языковой системе. Одушевленность определялась не по способности предмета расти, развиваться, поглощать кислород, а по способности -передвигаться. Безусловно, подобное представление устарело. Но язык – явление развивающееся, и, возможно, в будущем ошибка будет исправлена: слова, называющие растения, будут классифицироваться как существительные одушевленные. Ведь растения – основа всей жизни на Земле.

Литература

1.М.Аксенова. Энциклопедия для детей.Биология.Т.2-М.: Аванта+,1995.

2. Н.С.Дежникова. Воспитание экологической культуры у детей подростков.М., 2001.- стр.64.

3. Д.Э.Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. – М.: Рольф, 1996.-стр.368.

4. Г.Федотов.Волшебный мир дерева. – М.: Просвещение, 1987.- стр.240

5.Н.М.Шанский.Современный русский литературный язык. – Л.: Просвещение, 1984.- стр.584

6. Е.С.Скобликова. Русский язык в школе. №3,2002

Просмотров работы: 509