Введение
«To be or not to be?» - этот риторический вопрос уже более 4 столетий является визитной карточкой всего творчества великого английского драматурга Уильяма Шекспира. Язык Шекспира – один из особенно выразительных показателей его необыкновенного кругозора. Словарь Шекспира был подсчитан по разной системе двумя учеными. Немецкий лингвист Макс Мюллер определил, что Шекспир пользовался 15 000 слов. А американский профессор Э. Холден насчитал 24 000 слов, то есть ум Шекспира вмещал огромное число понятий и представлений, так как за каждым из них скрывалась какая-то реальность: предметы, действия, образы, ощущения.
Особое внимание хочу уделить языку драмы «Ромео и Джульетта».Сюжет Шекспиром мог быть заимствован из десятка источников: в старинной Италии не было города, где бы не разыгрывались по несколько раз драмы туземных Монтекки и Капулетти. И при Шекспире существовала поэма на английском языке на ту же тему. Но дело не в сюжете, а в неисчерпаемой, ослепительной поэзии, какою Шекспир увенчал всем известную историю. В этом отношении Ромео и Джульетта даже у Шекспира – единственная вещь.
Любому читателю присущ свой, индивидуальный взгляд и на суть произведения, и на поведение героев, и на особенности их характеров, именно это и побудило провести свой собственный анализ данного произведения.
Цель работы: провести анализ произведения с точки зрения школьника, а также определить отношение современного поколения к произведению Шекспира
Задачи:
Изучить историю создания трагедии.
Собрать и проанализировать информационный материал по заданной теме.
Опрос школьников на тему «Ромео и Джульетта».
Провести собственный анализ произведения.
Систематизировать полученный материал.
Сделать выводы по теме.
Гипотеза: мы предполагаем, что образы юных, влюбленных друг в друга, Ромео и Джульетты до сих пор остается важной темой даже среди молодого поколения.
Методы исследования: поиск, изучение и анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, опрос.
Практическая значимость.
Наша работа поможет им расширить свой кругозор в этой области. Материалы данного исследования могут быть использованы на уроках литературы, музыки, ИЗО, на классных часах и внеклассных мероприятиях.
1 Теоретическая часть
История создания произведения «Ромео и Джульетта»
В мировой литературе имеется множество таких классических примеров вечной любви. Это Пирам и Фисба, Орфей и Эвридика, Пётр и Феврония, Тристан и Изольда. Считается, что написать такое произведение Шекспир решил после прочитанных им «Метаморфоз» римского поэта Овидия, в них рассказывалась история двух молодых людей, которые из-за сложившихся обстоятельств не могли быть вместе.
Специалисты по творчеству Шекспира утверждают, что сюжетной основой его произведения послужила поэма «Трагическая история Ромео и Джульетты», написанная итальянцем Артуром Бруком. Эта книга появилась в 1554 году, однако какого-либо серьёзного успеха и популярности у читателей она не получила. Но именно её сюжет, а также переработанное название и легли в основу знаменитой пьесы Шекспира.
По одной из версий Артур Брук сам позаимствовал сюжетную линию и стиль своего романа у авторов МаттеоБанделло и Луиджиди Порто. В двух этих пьесах рассказывалось о многолетней вражде двух крупнейших веронских семей, двое молодых людей из которых полюбили друг друга.
Уильям Шекспир провел масштабную работу, подготовил собственную историю Ромео и Джульетты, оставив неизменным сюжет, за исключением лишь появления трагического финала.
«Ромео и Джульетта» считается одним из самых ранних произведений Уильяма Шекспира. Установлено, что создана эта пьеса предположительно в период в 1591—1596 годов. Автор несколько раз брался за эту работу, после чего откладывал её на некоторое время, работая над другими, более срочными театральными произведениями.
Точная дата официального издания этой трагедии — 1599 год. Известно, что двумя годами ранее в Лондоне появилось пиратское неполноценное издание текста, однако сам Шекспир утверждал, что это неоконченный вариант, который будет далек от настоящей книги. Каких-либо подробных сведений о такой первоначальной версии в настоящее время нет.
Основная тематика этого произведения:
- всепобеждающая любовь;
- верность и дружба;
- немотивированная ненависть.
Если свои отдельные работы Шекспир писал по заказу лондонских театров, то «Ромео и Джульетту» автор планировал поставить на сцене самостоятельно. Поэтому считается, что это одно из первых произведений, которые он писал, надеясь также попробовать себя в режиссуре.
В последующем на основе этой трагедии Шекспира появились многочисленные литературные вариации, которые популярны и по сей день.
1.2 Ромео и Джульетта. Любовь и вражда в произведении «Ромео и Джульетта»
В «Ромео и Джульетте» автор показывает причудливое мировосприятие средневекового человека, считающего себя христианином, но упорно отстаивающим ценности язычества. Ведь, строго говоря, фамильная вражда двух знатных родов Вероны — это пережиток глубокой древности, когда кровная месть считалась священной обязанностью. Но если в языческом обществе подобная вражда была явлением, узаконенным авторитетом богов, то в христианском обществе дело обстоит совершенно иначе. С безрассудным фанатизмом продолжая враждовать друг с другом, Монтекки и Капулетти нарушают законы своей родной Вероны, которая является христианским государством:
Изменники, убийцы тишины,
Грязнящие железо братской кровью!
Нелюди, а подобия зверей,
Гасящие пожар смертельной розни
Струями красной жидкости из жил! —
с такими словами обращается к ним князь Вероны, обязанностью которого является забота о соблюдении законов.
Основной смысл пьесы заключается в том, что во враждующих семьях Монтекки и Капулетти между юношей и девушкой возникает чувство любви, которое заставляет их взглянуть на семейную вражду по-другому. Юные Ромео и Джульетта вступают в тайный брак, с мечтой о дальнейшем счастье. Однако вражда между семьями приводит к тому, что Ромео убивает на дуэли Тибальта, двоюродного брата Джульетты, который в сою очередь убивает Меркуцио, друга Ромео. Эта страшная развязка, приводит к тому, что Ромео изгнан из Вероны за убийство. Ночью Ромео приходит к Джульетте и это будет их последняя встреча, потому что утром, когда юный супруг уезжает в Мантую, Джульетте объявляют, что она должна выйти замуж за графа Париса, выбранного родителями ей в спутники жизни. Джульетта не может смириться с таким горем и идет к духовному отцу Ромео, брату Лоренцо, который дает ей, в свою очередь, сильное снотворное, имитирующее смерть. Конец трагедии страшен. Ромео, узнавший о смерти возлюбленной, возвращается в Верону и выпивает яд у тела своей супруги. Проснувшаяся Джульетта видит мужа мертвым и в отчаянии закалывает себя ножом. Древняя вражда между семьями утихает после смерти детей.
Пьеса У. Шекспира «Ромео и Джульетта» - это повесть о любви и смерти. Гениальный автор соединил в ней великие понятия жизни любого человека: жизнь и смерть.
Главные герои произведения – Ромео и Джульетта – молодые, страстные, влюбленные. Любовь вспыхнула вопреки обстоятельствам, но крепла благодаря противостоянию семей. Опасность разоблачений, которая грозила влюбленным, заставила их наслаждаться каждой секундой совместного времяпрепровождения.
Решение проблемы предполагало лишь разрубить ее как «гордиев узел».
Конец подчеркнул несоответствие действительного и желаемого в жизни. Своей смертью влюбленные словно покупают победу нового жизненного принципа — принципу мира, дружбы, любви. В гибели влюбленных рождается новая истина: человеческие чувства более святы и значительнее вековых сословных суеверий.
Шекспир убил юных героев, скорей всего потому, что немыслима жизнь их друг без друга. Не смогут они беспечально прожить свой век, если не будут вместе. Да и невозможно это!
Автор называет историю любви Ромео и Джульетты "самой печальной повестью на свете". Смерть героев спасла, на мой взгляд, еще много жизней их сестер и братьев, замешанных в "междоусобных боях". В этой смерти я вижу трагедию и торжество любви героев.
2 Практическая часть
Следующим этапом нашего научно-исследовательского проекта, было провести опрос среди молодежи разной возрастной группы, чтобы понять, на сколько сейчас современное поколение знает произведение «Ромео и Дужльетта» и их отношение к подростковой любви.
В опросе приняло участие 30 человек, среди них максимальное количество опрошенных 65% в возрасте старше 20 лет, в возрасте 14-16 лет – 20 %, 17-18 лет – 10 % и самое минимальное количестве в возрасте 19-20 лет – 5 % опрошенных (рис. 1).
Рисунок 1 – Ваш возраст
Среди всех участников опроса, 85 % - мужской пол, остальные, а именно 15 % - женский, получился интересный результат, я могу сделать вывод, что среди анкетируемых, больше парней, которые читали, либо слышали об этом произведении, в связи с этим, их заинтересовал мой исследовательский проект на данную тему (рис. 2).
Рисунок 2 – Пол анкетируемых
На вопрос, сколько же лет было главной героине, большая часть, а именно 90 % опрошенных, ответили правильно, что 14 лет, однако в равном процентном отношении это по 5 %, ответили, что 16 и 11 лет. Могу указать на тот факт, что радует, что наша современная молодежь интересуется произведениями, которые я теперь уверенная останутся с нами на века! (рис. 3).
Рисунок 3 – Сколько лет было Джульетте?
Однако, на вопрос, в каком же году было опубликовано данное произведение, к сожалению 59% анкетируемых указали, на 1580 год и лишь 41 %, ответили правильно. Я думаю о том, что акцентируя внимание на самое произведение, не многие запоминают возраст самого произведения и тем самым хотелось бы предположить, что для многих это не так важно (рис. 4).
Рисунок 4 - В каком году было опубликовано произведение «Ромео и Джульетта»?
На вопрос: «В каком месте Ромео и Джульетта поклялись в вечной любви?», 82 % опрошенных ответили, что именно тогда, когда он пришел к балкону, конечно же были и те, а именно 18 %, кто ответил на балу (рис. 5).
Рисунок 5 - В каком месте Ромео и Джульеттапоклялись в вечной любви?
В произведении, именно на балу у Капулетти, впервые встретились Ромео и Джульетта и 71 % анкетируемых, ответили именно так, 29 % - указали, что в саду (рис. 6).
Рисунок 6 - Где впервые встретились Ромео и Джульетта?
Подростковая первая любовь, она может быть настоящей и на всю жизнь, возможно именно поэтому 75% опрошенных ответили, что они верят в такую любовь, 25 % ответили, что нет, этому тоже есть объяснение, так как в нашем современном мире, все-таки в первую очередь первостепенно необходимо задуматься о будущем образовании, работе и многое другое и в этой суматохе, нет времени на такую любовь (рис. 7).
Рисунок 7 - Верите ли вы в подростковую любовь на всю жизнь?
Конечно же, нет правильного ответа на вопрос, какая же идея произведения Шекспира, в моем случае, 67 % ответили, что это свобода и выбора в любви, 21 % ответили, что семейная вражда, 12 % ответили, что это может быть и то и другое (рис. 8).
Рисунок 8 - Идея произведения "Ромео и Джульетта"?
Современная молодежь, мы по разному ее понимаем и воспринимаем, в моем опросе, 46 % ответили, что любовь в первую очередь — это уважение, 50 % анкетируемых, указали «другое», возможно именно в силу возраста, когда для нас очень сложно понять, что означает данное слово и конечно же, очень печально, что есть среди нас и те, кто воспринимает любовь, через ссоры и примирение (рис. 9).
3 Самостоятельный анализ произведения «Ромео и Джульетта»
Прочитав произведение «Ромео и Джульетта» и посмотрев фильм, я увидела, что в этом произведении открывается тема любви. Прочитав первое действие: мы можем понять и увидеть жизнь главных героев, как (герои размышляют, как любят друг друга в таком возрасте, как философствуют о любви) раскрывается смысл любовь к жизни, безответная любовь или любовь к матери.Смысл произведения открывается читателю стремительно уже в первом действии: жизнь человека может быть полноценна только тогда, когда у него есть выбор. Тема любви, которой пронизано всё произведение (герои любят, рассуждают о сути этого чувства, философствуют о видах любви) раскрывается разносторонне: любовь матери, любовь к жизни, любовь и брак, страсть, безответная любовь, любовь семейная. Кормилица любит Джульетту искренне, по-матерински, главные герои сталкиваются с первым самым трепетным чувством в своей жизни, даже священник, уважая любовь молодых сердец, нарушает правила и венчает влюблённых без согласия родителей.
Проблемы гнева, мести и непрощения также сильны в общей канве пьесы, они идут в ногу с любовью и смертью. Проблематика пьесы разносторонняя, как и сама жизнь героев. Идея пьесы – утверждение права человека на свободный выбор в любви. Несложно определить то, чему учит читателя пьеса: нужно бороться за своё чувство, в этом смысл человеческой жизни. Влюблённые сделали единственно возможный вывод: в земной жизни им не суждено быть вместе. Как ни страшно говорить о таких вещах в столь юном возрасте, однако мораль и нравы современного Шекспиру общества держалась именно на таких ценностях.
В трагедии присутствует тема богоборчества, которую критики считают достаточно весомой: тайное венчание, убийства и месть, попытки обмануть судьбу со стороны священника, участие Ромео в маскараде в костюме монаха. Диалоги и монологи героев шекспировской трагедии стали самыми цитируемыми и узнаваемыми во всей мировой литературе. Рассуждения юных сердец о сущности любви оказались настолько животрепещущими, что их жизнь вышла далеко за грани художественной литературы и музыки.В Ромео и Джульетте изображен путь от прошлого к настоящему, путь, на котором произошла победа норм гуманистической морали над принципами старого общества. Поэтому в гибели героев, победоносной по самой своей сути, такую большую роль играет любовь, та которую прославлял Шекспир.
Иллюзии, нашедшие свое отражение в Ромео и Джульетте и связанные со спецификой шекспировского творчества, на протяжении первого периода, состоят в другом - в показательной для этого периода вере драматурга в то, что как только старый уклад потерпит поражение, наступит время торжества новой, гуманистической морали, определяющей отношения между свободными людьми. Именно в этом кроется источник того своеобразного оптимизма, который отличает Ромео и Джульетту от всех остальных шекспировских трагедий, хотя многие из них также следует признать оптимистическими произведениями.
Когда Шекспир ставит и решает великие проблемы эпохи, когда он раскрывает закономерности истории в действиях и переживаниях своих героев, то он тем самым не только создает замечательные художественные произведения, но и провозглашает великую силу любви, которая, разрушая средневековые устои, возвышает гуманистические идеи эпохи Возрождения. Это, наряду с народностью оценок, данных характерам и ситуациям, составляет основу современной эстетики реализма. Живые гуманистические идеи Шекспира, сохраняют свою остроту и его художественное видение мира и человеческих отношений.
Кажется, Гете первый предрек бессмертие Шекспира: Несть ему конца.
Человечество развивается, взгляды его становятся более глубокими, вкусы - более требовательными. А Шекспир остается все таким же неисчерпаемым, все таким же щедрым. Он приносит радость, заставляет думать о времени, становиться чище, бороться за свою любовь, действовать и верить, несмотря ни на что в свои силы.
Заключение
… К теме любви Ромео и Джульетты на протяжении многих столетий обращались художники самых различных направлений и взглядов. В искусстве любовь в разные времена приобретала различные формы, и во многом становилась синонимом прекрасного и формировала вкусы и эстетическое направление своего времени. Искусство воскрешает прошлое, раздвигает временные рамки, приобщая человека к уникальному душевному опыту. У каждого человека своя история любви. История, которая является величественной силой, которая способна изменить человека, окрылить его, поднять до непостижимых высот. Сколько мировых шедевров литературных, живописных, музыкальных создано на эту тему. Разве может обычный человек добавить нечто существенное к вечной теме, к которой обращались гении?! Одним из таких гениев является Шекспир, который и создал такие гениальные образы, как Ромео и Джульетты.
Список литературы:
1.Дубашинский И. А. Вильям Шекспир: очерк творчества. М., 1965
2.Михоэлс С. Современное сценическое раскрытие трагический образов Шекспира. М.,1958
3.Морозов М. Шекспир, изд.2. М., 1966
4.Нельс С. Шекспир на советской сцене. М.,1960
5.Самарин Р. М. Реализм Шекспира. М.,1964
6.У. Шекспир: избранные сочинения. / Составление, предисловие и комментарии В. И. Коровина - М., 1996
7.Шведов Ю. Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975
ПРИЛОЖЕНИЕ