Введение
Каждое лето мы с одноклассниками получаем список книг для прочтения. Обычно это довольно большой список. И каждый раз встает проблема: каким образом фиксировать информацию о прочитанных произведениях так, чтобы ее потом не забыть и при этом ведение дневника не стало бы скучной обязанностью.
В нашем классе этот вопрос решался по-разному. Один раз мы вели летом дневник в виде обычной разлинованной тетради. И хотя сначала было довольно интересно делать в нем записи, но постепенно это занятие стало надоедать.
На следующий год у нас были читательские дневники, отпечатанные в типографии. Эти дневники содержали уже готовые задания по прочитанным произведениям, содержащие кроссворды, иллюстрации, перепутанные планы, ребусы и интересные вопросы. В этот раз дело пошло веселее. Но после окончания 3-го класса захотелось сделать процесс заполнения читательского дневника еще более интересным и творческим.
И я решила сделать такой электронный читательский дневник, чтобы работать с ним было интересно не только мне, но и моим одноклассникам. Вдруг кто-то из них тоже захочет создать свой онлайн-дневник?
Актуальностьработы обусловлена тем,чтопостатистикес каждым годомпроисходит снижение интереса к чтению, а создание электронного онлайн-дневника могло бысделатьпроцессчтенияболее увлекательнымиинтересным.
Цель: создание электронного читательского дневника как результат работы по формированию креативного мышления.
Задачи:
-прочитать и проанализировать литературные произведения, обобщить знания о них,
-изучить биографии писателей,
-изучить историю возникновения читательских дневников, познакомиться с их видами,
-разработать онлайн-макет читательского дневника, найти подходящее программное обеспечение для его создания,
-создать продукт.
Предметная область проекта: литературное чтение, информатика.
Объект исследования: электронный читательских дневник.
Предмет исследования: литературные произведения.
Методы: работа с литературой, анкетирование, анализ и обобщение, визуальный метод, моделирование.
Гипотеза: читательский электронный онлайн-дневник может стать наиболее интересной альтернативой бумажного варианта.
Предполагаемыйпродукт:читательскийэлектронныйонлайн-дневник.
Перспективы развития: мой дневникможноиспользоватьнаурокахлитературногочтения,внеурочнойдеятельностиивнекласснойработе нетольковнашемклассе,ноивовсейначальнойшколе.
Перспективы: расширение списка авторов и заданий по произведениям.
Глава1.Читательскийдневник
Чтотакоечитательскийдневник.Краткаяисториявозникновениячитательскихдневников.
Читательскийдневник–этозаписиличныхвпечатлений,мнений,выводовопрочитанных книгах по определенному плану (автор, название, главные герои и их кратноеописание, тема,сюжет,краткийотзыв).
Электронный читательский дневник – это дневник, созданный в формате визуальногопредставленияинформацииспомощьюинформационныхтехнологий.
Проблемой использования читательских дневников начали интересоваться ученые еще вXVIIвеке. Первым, кто к ней обратился, был чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский,которыйвсвоейречи«Обискусномпользованиикнигами…»призывалпользоватьсядневниками длятого,чтобызаписыватьинтересноеиз увиденного ипрочитанногозадень.
ЭтапроблемаволновалапедагоговXIXиXXвека.КнейобращалисьизвестныйписательЛ.Н.ТолстойиустроительнародныхучилищН.А. Корф, которые проводили беседы с крестьянами и выявляли их читательскиеинтересы. В начале XX века появляется первое пособие «Тетрадь длязаписиопрочитанныхкнигах»,выпущенноебиблиографомИ.В.Владиславлевым,вкоторомавторстремилсянатолкнутьчитателявестизаписиопрочитанныхкнигах.
Так, например, выглядела «Тетрадь для записи о прочитанныхкнигах»,изданнаявРоссийскойимпериив1916году.Подобныететрадипредназначалисьименнодляшкольников,причемкакдлядомашнего,так идляклассногочтения.
В настоящее время составители таких пособий меньше внимания уделяют детальномуразбору и оставляют гораздо больше простора для творчества - так, чтобы читатель в чем-тодаже становилсясоавторомилихотябыиллюстратором.
Классификациячитательскихдневников.
Сейчас существует великое множество видов и форм читательских дневников. Их можноразделить надвебольшиегруппы:традиционныеи нетрадиционныечитательскиедневники.
К традиционнымотносятдневники, имеющие форму обычных ученических тетрадей.Наразворотеученикизаписываютосновныесведенияокниге,план,краткоесодержаниепроизведения,отзывопрочитанном.
Даннаятаблицаможет,кпримеру,выглядеть следующимобразом:
№ п.п. |
Дата |
Автор,название |
План |
Краткое содержание |
Отзыво прочитанном |
Но чаще всего такой формат ведения записей ученикам кажется скучным, так какэтокажется сложнымиутомительнымзанятием.
Такжевнастоящеевремяпоявилисьидругиеформытрадиционныхдневников.,например, бортовые журналы. Так называются обобщенные приемы обучающего письма, когдаученики во время работы с текстом книги записывают свои мысли. Самый простой вариант,когда ученики записывают ответына вопросы: «Что мне известно поэтой теме?» и «Чтояузналпоэтойтеме?».
Некоторые учителя предлагают своим ученикам вести «Двухчастный дневник». Этотприемдаетвозможностьчитателюсвязатьсодержаниетекстасосвоимличнымопытом.В одной части разделенной пополам странице дневникаучащиеся записывают те моменты изтекста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания,озадачили, вызвали удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они даюткомментарий:чтозаставилозаписатьименноэтуцитату.
В«Трехчастныхдневниках»добавляетсятретьяколонка:«Вопросучителю».
Длятогочтобыпривлечьвниманиешкольниковкчтению,атакжекзаполнениючитательскогодневника,внастоящеевремявыпускаетсямножествокрасочныхпечатныхизданий, но часто в таких дневниках отсутствуют какие-то необычные задания, зато есть многоразлинованныхлистов,которыенужнозаполнить.
Но, помимо печатных изданий, существуют и электронные. Это сервисы, при помощикоторыхучащиесямогутсоставитьотзывнапонравившуюсякнигу.Этаформаоченьпривлекаетсовременногоученика,которыймногосвоеговременипроводитвсети.Электронные ресурсы позволяют проводить это время с пользой. Электронный читательскийдневник – это все те же впечатления о прочитанной книге, но уже представленные на веб-странице,спомощью разнообразныхинтернет-сервисовипрограмм.
Укаждогочитателя-школьникадневникможетбытьабсолютнооригинальный.Всезависитотегособственнойфантазии,смысловойфункциидневникаиотуровняегоинформационнойграмотности.
Глава2.Созданиечитательскогоонлайн-дневника.
Паспорт проекта
Необходимое оборудование: компьютер, интернет, прикладные программы.
Предполагаемый продукт: читательский электронный онлайн-дневник.
Назначение: читательский онлайн-дневник для детей 8-11 лет.
Элементы основного изделия: онлайн-дневник будет представлять собой картинку книги в переплете, на которой расположены авторы и произведения.
Декоративное оформление: узорные листы и переплет, красивый шрифт можно создать с помощью графического редактора Adobe Photoshop.
Этапы реализации проекта:
№ п.п. |
Этап |
Теоретические сведения |
Практическая работа |
1 |
Выбор и обоснование проекта |
Постановка проблемы. Поиск теоретического материала по теме. Выбор оптимального варианта презентации полученных результатов |
Поиск литературы, чтение художественных произведений |
2 |
Выбор материалов для создания дневника |
Знакомство с информацией |
Знакомство с онлайн-сервисами |
3 |
Выбор оптимальной технологии |
Планирование работы |
Составление плана работы |
4 |
Практическая работа и корректировка деятельности |
Критерии оценки качества изделия |
Создание элементов читательского онлайн-дневника. |
5 |
Корректирование проекта |
Предложения по усовершенствованию. Экономические расчеты. Проверка и оценка. Оформление документации. |
Усовершенствование проекта. Декоративное оформление. Оформление документации. |
6 |
Защита проекта |
Защита проекта |
Защита проекта |
План реализации проекта
Подготовительный этап:
Разработка и утверждение плана работы над проектом.
Изучение темы «Вид читательских дневников»
Работа с интернет-ресурсами. Сбор и анализ литературы по данной теме.
Основной этап:
Обобщение собственного небольшого опыта по созданию читательского онлайн-дневника.
Практические занятия: изготовление эскиза и макета читательского дневника, придумывание вопросов и заданий по прочитанным произведениям.
Заключительный этап:
Анализ и оценка эффективности деятельности, проведенной по проекту,
Представление результатов работы одноклассникам,
Презентация проекта.
Экономическая оценка проекта:
№ п.п. |
Наименование материала |
Цена (р.) |
Расход (мес.) |
Стоимость (р.) |
|
1 |
Абонентская плата за пользование сетью Интернет |
419 руб./месяц |
1 |
419 |
|
Всего |
419 рублей |
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что в результате реализации проекта:
Я узнаю |
Я научусь |
-Историю появления читательских дневников; -Информацию о читательских дневниках; -Виды читательских дневников; -Особенности создания читательских онлайн- дневников |
-Находить нужный материал в дополнительной литературе и интернет-ресурсах; -Создавать интерактивные задания по различным произведениям на различных интернет-сервисах; -Создавать читательский онлайн-дневник своими руками |
Чтениеиобобщениеинформации.Разработкадизайнаиструктурычитательскогоонлайн-дневника.
Электронный читательский дневник – это дневник, созданный в формате визуальногопредставленияинформацииспомощьюинформационныхтехнологий.Этовсетежевпечатленияопрочитаннойкниге,ноужепредставленныенавеб-странице,спомощьюразнообразных интернет-сервисов и программ. Электронный читательский дневник не толькопривлекаетчитателякновымформамонлайн-работы,ноиделаетвозможнымсетевоесотрудничество. Такой дневник может выглядеть как интерактивный плакат или маршрутныйлист, лента времени или презентация. На основное изображение наносятся маркеры или метки,принаведениинакоторыеможетпоявлятьсялюбоймультимедиа-контент:рисунок,текст,ссылка,фильм,ит.д.
Вариантов созданияэлектронногодневника–великое множество.Выбор зависит оттого,какиесервисывыбратьдлясозданиядневника,егонаполненияиотсобственнойфантазии. У каждого читателя дневник может быть абсолютно оригинальный. Интерактивныйчитательскийдневникможетсодержать:личныевпечатлениявладельцадневникаопрочитанной книге, список любимых, уже прочитанных или тех, что планируется к прочтениюпроизведений. Дневник может делиться на разделы, может быть оформлен в виде таблицы,книжки, презентации, отсканированных картинок, в виде самостоятельно созданных роликов,выложенных на YouTube, это также могут быть собственные вики-странички, блоги и многоедругое.
Ярешилапровестиопроссредисвоиходноклассниковиузнать,какиевидычитательскихдневниковзнаютребятаикакиеизнихкажутсяимнаиболееудобнымииинтересными.
Порезультатамэтогоопросаможноотметить,чтоосуществованииинтерактивныхдневниковзнаютлишьединицы.
Я решила, показать одноклассникам, что читательский дневник в виде интерактивногоонлайн-плаката очень интересен: интересен и сам процесс его создания, и процесс заполнения.Такойдневникпоможетраскрытьтворческиеспособностииразвитьинтересклюбомупроизведению.
Опираясь на рекомендованный список внеклассного чтения для 4 класса, мы с учителемопределилиавторовипроизведения,которые войдутвмойдневник,и я приступила кихчтению.
Далее я сделала эскизы страниц дневника и продумала его структуру. Проработав разныеварианты, мы решили, остановиться на следующем: на титульной странице будут размещеныпортретырусских изарубежных писателейиметки-гиперссылки, перейдя покоторым,мысможем попасть на страничку автора, ознакомиться с его биографией, выполнить различныезаданияпоегопроизведениямивернутьсяобратно.
Материалыиинструментыдлясозданиячитательскогоонлайн-дневника
После прочтения выбранных произведений и определения структуры моего дневника,сталонеобходимовыбратьподходящийинструментегосоздания.
Существуетмножествосервисов,накоторыхможносоздаватьстраницыдневника:Google-презентации,Google-карты,Calameo,Лентавремени,Genial.ly,ThingLink,ит.д.Протестировавсучителемнекоторые изних,мырешилиостановитьсянаGenial.ly.
Genial.ly–сервисдлясозданияинтерактивногоизображения,которыйпревращаетобычные картинки в интерактивные объекты. При создании плаката на выбранное в качествефонаизображениеможнодобавлятьинтерактивныеэлементы(метки),которыебудутсодержатьссылкинавеб-ресурсы,текстовуюинформацию,видео,аудиоилюбыевстраиваемые объекты. Можно изменять размер всех добавляемых элементов, перемещать их иудалять,еслионивамнеподошли.Такжеименнонаэтомсервисеможносоздаватьмногостраничныеплакаты,что позволитвизуальноповторитьчитательскийдневник.
Сервис этот англоязычный, что может затруднить работу, но сейчас практически любойбраузерпредлагаетпереводстраницы,крометого,всеиконки,расположенныенаданнойплатформе,интуитивнопонятнылюбомупользователю.
Какжесоздать дневникнаданномсервисе?
Заходим на сайт Genial.ly. В настройках браузера нажимаем «Перевести на русский».Создаем свой аккаунт. Это можно сделать, заполнив форму для регистрации: указать адресэлектронной почты, придумать пароль, поставить галочку согласия и нажать «Начать». Ту жеможноупроститьэтупроцедуру,зайдяна сайтчерезсвойаккаунтGoogle.
Теперь нажимаем«Творитегениально».
Далеевыбираемтипнашегодневника.Явыбрала«Интерактивноеизображение»
Загружаемфоновоеизображение,накоторомбудемразмещатьинтерактивныеметки.
Нажимаемназначоксострелкойиоблачкомизагружаем картинкусосвоегокомпьютера.
В центре экрана – загруженное фоновое изображение, в нашем случае страницы книги впереплете. Слева сбоку - инструменты для добавления разных интерактивностей.В правомверхнемуглу-полезнаякнопка«Предварительныйпросмотр».
Рассмотримкнопкидлядобавленияметок. Самаяглавнаяизних–«Интерактивныеэлементы».Онадобавляетразныеметкивсевозможныхфасоновирасцветок:маркеры,кружочки,звездочки,домики,сердечки,«лайки»,логотипы,втомчислеанимированные.
Кнопка«Изображение»добавляетповерхфоновогоизображенияразныекартинкипомельче,загружаяихс ПК(размер-неболее5Mb)илиизИнтернета(поссылке).
Кнопка «Текст» добавляет на изображение разные тексты: и помельче, и покрупнее, идаже списки. Если выбрать один из текстовых шаблонов, откроется дополнительный редактордлянаборатекста,выборацветатекстаифона,размераишрифта(ноневсешрифтыподдерживаютрусскийязык).
Под фоновым изображением в рабочем поле есть значок«Добавить страницу», которыйпозволяет сделать плакат многостраничным. При нажатии откроется дополнительное поле длядобавленияновойстраницы.
Таким образом, у нас получилось следующее:https://view.genial.ly/639ee4215b3cd400128ece88/interactive-image-interaktivnyj-chitatelskij-dnevnik
Ститульной страницы дневника мы можем перейти настраницу любогоавтора. Настранице автора расположены его портрет и произведения, которые мы должны прочитать. Такженажавнакнопку,мыможемознакомитьсясбиографиейкаждогоавтора.
Каждоепроизведениесодержитнесколькометок,накоторыхмыможемуказатьосновную мысль, главных героев, добавить разные задания с других web-сервисов (уже готовыеилисделанныесвоимируками).
Чтобывернутьсянатитульнуюстраницунужновоспользоватьсякнопкойнастранице автора.
Всвоемдневникеяпользоваласьресурсамиследующихплатформ:
БиографияписателейпредставленаввидессылкинасайтВикипедия.
Облака слов по различным произведениям я составляла на сайте Word's Cloud. Этотсайт располагает инструментами, которые позволяют выбрать цвет и форму самого облака,сохранитьрезультатввидекартинки, акартинкуприкрепитькметкеинтерактивногодневника.
РазличныеинтерактивныезаданияпопроизведениямябраланасервисеLearningApps.org. Здесь можно воспользоваться заданиями из существующей библиотеки илисоздавать свои. Задания могут быть абсолютно разных типов: кроссворд, классификация, найдипару,хронологическая линейка, заполни пропуски,викторина и многое другое.Для своегодневникаяиспользовалачастьготовыхзаданий,ачастьсоздаласама,создаватьзаданияоказалосьдостаточнопростоиоченьинтересно.
Яподелиласьссылкойнасвойдневниксосвоимиодноклассниками.Онимогливыполнить задания попрочитанным произведениям вэлектронном интерактивном формате.Это вызвало огромный интерес. Многие попросили рассказать, где я сделала такой дневник, изахотелисделатьсвои,иянаписалапошаговуюинструкциюдлясозданиясвоегоонлайн-дневника (Приложение1).
Я снова провела опрос среди своих одноклассников.Результаты показали, что на этотраз многиесчитаютинтерактивныйонлайн-дневникгораздо интереснеебумажныхвариантов.
Заключение
Создание читательского онлайн-дневника – увлекательное занятие, но добиться успеха вэтом деле можно лишь имея определенные знания и навыки. В ходе работы я столкнулась стакимитрудностями:сначаламнебылотрудноопределитьсясресурсом,припомощикоторогоделатьонлайн-дневник,-потомучтоукаждогоизнихразныевозможностииинструменты, -затем, когда я все-таки определилисьс платформой Genial.ly,былотрудносамостоятельноразобратьсяссайтомиз-заотсутствиявнемрусскогоязыка.Учительинформатики подсказал мне, что интернет-браузер умеет переводить страницы на русский, мыпоменялинастройкистраницы,исервисоткрылсявдоступномвиде.
Однако я достигла своей цели: создала и представила свой дневник одноклассникам идоказала, что это очень интересно. Некоторые из них настолько заинтересовались заданиямимоего дневника, что захотели прочитать те произведения, которые еще не читали, а некоторыезахотелисоздатьсвойонлайн-дневникипроявитьсвоитворческиеспособности.Такжеясоздалапошаговуюинструкциюпосозданиюсвоеговиртуальногочитательскогодневника.
Я доказала, что читательский электронный онлайн-дневник может стать наиболее интересной альтернативой бумажного варианта.
Вбудущеммнехотелосьбыпродолжитьработунадсвоимчитательскимонлайн-дневникомирасширитьпримеры заданий.
Списокиспользованныхисточникови литературы:
АлексееваО.С.Электронныйчитательскийдневникшкольника/ОксанаСергеевна Алексеева // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2013. – № 2. – С. 54–55. –Режимдоступа:http://www.ifap.ru/pr/2013/n131202c.pdf.
Залескова И. В. Электронный читательский дневник / И. В. Залескова // Nsportal :социальнаясетьработниковобразования.–2014.–25нояб.–Режимдоступа:http://nsportal.ru/user/68409/page/elektronnyy–chitatelskiy–dnevnik.
Как создать электронный читательский дневник: практ. рекомендации по работе сподростками12–14лет[Текст]/сост.Н.П.Старикова.–Южно-Сахалинск,2017. – 12с.
Квашнина,Е.С.Отдневника–кчитательскомублогу[Текст]/Е.С.Квашнина//
«Новые»детскиекнигивпространствебиблиотекиишколы.Новыеформыорганизациичитательскойдеятельности.–М.:Библиомир,2017.–С.106–118.
Читательскийдневниккакновыйжанррекомендательнойбиблиографии:методико-библиографическиерекомендациипоруководствучтениемдетейиподростков[Текст]/ сост.С.С.Зайцева; науч.ред.Т.В.Киселева.– Сыктывкар: Национальнаядетскаябиблиотека РеспубликиКомиим.С.Я.Маршака,2016.–30с.
Интернет-ресурсы:
https://app.genial.ly/dashboard
https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
https://wordscloud.pythonanywhere.com/
https://learningapps.org/
http://pishdetiknigi.ru/index.php/dnfds/33-dnevnik-chitatelya-v-vide-reklamnykh-plakatov
https://sites.google.com/site/elektronnyecitatelskiednevniki/читать-модно?authuser=0
Приложение 1.
Пошаговая инструкция по созданию читательского онлайн-дневниканаплатформеGenial.ly
Зайтинасайтhttps://genial.ly
Внастройкахбраузеранажать«Дополнительно»–«Перевестинарусский».
Создать свой аккаунт (можно заполнить форму для регистрации: указать адресэлектронной почты, придуматьпароль, поставить галочку согласия и нажать«Начать» илизайтинасайтчерезсвойаккаунтGoogle).
Нажать«Творитегениально».
Выбратьтипдневника(«Интерактивноеизображение»)
Загрузитьфоновое изображение,на которомбудетеразмещатьинтерактивныеметки, для этого нажать на значок со стрелкой и облачком и загрузить картинку со своегокомпьютера.
Приступитькнаполнениюсвоегоонлайн-дневника.
Вариантыдлядобавления:
Кнопка «Интерактивные элементы» добавляет разные метки всевозможныхфасонови расцветок: маркеры,кружочки,звездочки,домики,сердечки,«лайки»,логотипы,втомчислеанимированные.
Кнопка«Изображение»добавляетповерхфоновогоизображенияразныекартинки помельче, загружая их с ПК (размер - не более 5 Mb) или из Интернета (поссылке).
Кнопка«Текст»добавляетнаизображениеразныетексты:ипомельче,ипокрупнее, и даже списки. Если выбрать один из текстовых шаблонов, откроетсядополнительный редактор для набора текста, выбора цвета текста и фона, размера ишрифта (ноневсешрифты поддерживаютрусскийязык).
Кнопка«Ресурсы»добавляетразныегеометрическиефигуры,иконки,графики,линииикартыизбольшойбиблиотекисервиса.
Кнопка«Вставить»добавляетвстраиваемыеобъекты:Google-карты,документыипрезентации,видеосYouTube, ссылки насторонниеприложенияит.д.
Добавить метку очень просто: выбираем необходимый элемент и щёлкаем понемулевойклавишей«мышки»-метка появляетсянаплакате.
В правом верхнем углу -очень полезная кнопка«Предварительный просмотр»дляпредварительногопросмотраплаката.
Добавляеминтерактивности.Дляэтогокликаемметкунаплакате,появитсяизображение «ладошки». Нажимаем на него - и переходим к добавлению контента. К меткеможно прикрепитьссылку,текст,изображениеивстраиваемыйобъект (спомощьюкода).
Длясозданиямногостраничногодневникаиспользуемкнопку«Добавитьстраницу»подфоновымизображениемврабочемполе.Принажатииоткроетсядополнительноеокносвыборомтипановойстраницы.
Навигациюмеждустраницамиможнонастроить,связавихмеждусобойинтерактивнымикнопкамисоссылками«Перейтинастраницу».
Интерактивный плакат создан. Для того,чтобыподелиться им, нужнонажатькнопку «Поделиться» в правом верхнем углу. Созданной работой можно делиться в социальныхсетях,получитьссылкуиликод,чтобывстроитьплакатнастраницублога илисайта.