СОЗДАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОНЛАЙН-ДНЕВНИКА

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЗДАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ОНЛАЙН-ДНЕВНИКА

Садова В.Н. 1
1МБОУ СОШ №12 г. Пензы
Лабыкина И.В. 1
1МБОУ СОШ №12 г. Пензы
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Каждое лето мы с одноклассниками получаем список книг для прочтения. Обычно это довольно большой список. И каждый раз встает проблема: каким образом фиксировать информацию о прочитанных произведениях так, чтобы ее потом не забыть и при этом ведение дневника не стало бы скучной обязанностью.

В нашем классе этот вопрос решался по-разному. Один раз мы вели летом дневник в виде обычной разлинованной тетради. И хотя сначала было довольно интересно делать в нем записи, но постепенно это занятие стало надоедать.

На следующий год у нас были читательские дневники, отпечатанные в типографии. Эти дневники содержали уже готовые задания по прочитанным произведениям, содержащие кроссворды, иллюстрации, перепутанные планы, ребусы и интересные вопросы. В этот раз дело пошло веселее. Но после окончания 3-го класса захотелось сделать процесс заполнения читательского дневника еще более интересным и творческим.

И я решила сделать такой электронный читательский дневник, чтобы работать с ним было интересно не только мне, но и моим одноклассникам. Вдруг кто-то из них тоже захочет создать свой онлайн-дневник?

Актуальностьработы обусловлена тем,чтопостатистикес каждым годомпроисходит снижение интереса к чтению, а создание электронного онлайн-дневника могло бысделатьпроцессчтенияболее увлекательнымиинтересным.

Цель: создание электронного читательского дневника как результат работы по формированию креативного мышления.

Задачи:

-прочитать и проанализировать литературные произведения, обобщить знания о них,

-изучить биографии писателей,

-изучить историю возникновения читательских дневников, познакомиться с их видами,

-разработать онлайн-макет читательского дневника, найти подходящее программное обеспечение для его создания,

-создать продукт.

Предметная область проекта: литературное чтение, информатика.

Объект исследования: электронный читательских дневник.

Предмет исследования: литературные произведения.

Методы: работа с литературой, анкетирование, анализ и обобщение, визуальный метод, моделирование.

Гипотеза: читательский электронный онлайн-дневник может стать наиболее интересной альтернативой бумажного варианта.

Предполагаемыйпродукт:читательскийэлектронныйонлайн-дневник.

Перспективы развития: мой дневникможноиспользоватьнаурокахлитературногочтения,внеурочнойдеятельностиивнекласснойработе нетольковнашемклассе,ноивовсейначальнойшколе.

Перспективы: расширение списка авторов и заданий по произведениям.

Глава1.Читательскийдневник

Чтотакоечитательскийдневник.Краткаяисториявозникновениячитательскихдневников.

Читательскийдневник–этозаписиличныхвпечатлений,мнений,выводовопрочитанных книгах по определенному плану (автор, название, главные герои и их кратноеописание, тема,сюжет,краткийотзыв).

Электронный читательский дневник – это дневник, созданный в формате визуальногопредставленияинформацииспомощьюинформационныхтехнологий.

Проблемой использования читательских дневников начали интересоваться ученые еще вXVIIвеке. Первым, кто к ней обратился, был чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский,которыйвсвоейречи«Обискусномпользованиикнигами…»призывалпользоватьсядневниками длятого,чтобызаписыватьинтересноеиз увиденного ипрочитанногозадень.

ЭтапроблемаволновалапедагоговXIXиXXвека.КнейобращалисьизвестныйписательЛ.Н.ТолстойиустроительнародныхучилищН.А. Корф, которые проводили беседы с крестьянами и выявляли их читательскиеинтересы. В начале XX века появляется первое пособие «Тетрадь длязаписиопрочитанныхкнигах»,выпущенноебиблиографомИ.В.Владиславлевым,вкоторомавторстремилсянатолкнутьчитателявестизаписиопрочитанныхкнигах.

Так, например, выглядела «Тетрадь для записи о прочитанныхкнигах»,изданнаявРоссийскойимпериив1916году.Подобныететрадипредназначалисьименнодляшкольников,причемкакдлядомашнего,так идляклассногочтения.

В настоящее время составители таких пособий меньше внимания уделяют детальномуразбору и оставляют гораздо больше простора для творчества - так, чтобы читатель в чем-тодаже становилсясоавторомилихотябыиллюстратором.

Классификациячитательскихдневников.

Сейчас существует великое множество видов и форм читательских дневников. Их можноразделить надвебольшиегруппы:традиционныеи нетрадиционныечитательскиедневники.

К традиционнымотносятдневники, имеющие форму обычных ученических тетрадей.Наразворотеученикизаписываютосновныесведенияокниге,план,краткоесодержаниепроизведения,отзывопрочитанном.

Даннаятаблицаможет,кпримеру,выглядеть следующимобразом:

п.п.

Дата

Автор,название

План

Краткое

содержание

Отзыво прочитанном

           

Но чаще всего такой формат ведения записей ученикам кажется скучным, так какэтокажется сложнымиутомительнымзанятием.

Такжевнастоящеевремяпоявилисьидругиеформытрадиционныхдневников.,например, бортовые журналы. Так называются обобщенные приемы обучающего письма, когдаученики во время работы с текстом книги записывают свои мысли. Самый простой вариант,когда ученики записывают ответына вопросы: «Что мне известно поэтой теме?» и «Чтояузналпоэтойтеме?».

Некоторые учителя предлагают своим ученикам вести «Двухчастный дневник». Этотприемдаетвозможностьчитателюсвязатьсодержаниетекстасосвоимличнымопытом.В одной части разделенной пополам странице дневникаучащиеся записывают те моменты изтекста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания,озадачили, вызвали удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они даюткомментарий:чтозаставилозаписатьименноэтуцитату.

В«Трехчастныхдневниках»добавляетсятретьяколонка:«Вопросучителю».

Длятогочтобыпривлечьвниманиешкольниковкчтению,атакжекзаполнениючитательскогодневника,внастоящеевремявыпускаетсямножествокрасочныхпечатныхизданий, но часто в таких дневниках отсутствуют какие-то необычные задания, зато есть многоразлинованныхлистов,которыенужнозаполнить.

Но, помимо печатных изданий, существуют и электронные. Это сервисы, при помощикоторыхучащиесямогутсоставитьотзывнапонравившуюсякнигу.Этаформаоченьпривлекаетсовременногоученика,которыймногосвоеговременипроводитвсети.Электронные ресурсы позволяют проводить это время с пользой. Электронный читательскийдневник – это все те же впечатления о прочитанной книге, но уже представленные на веб-странице,спомощью разнообразныхинтернет-сервисовипрограмм.

Укаждогочитателя-школьникадневникможетбытьабсолютнооригинальный.Всезависитотегособственнойфантазии,смысловойфункциидневникаиотуровняегоинформационнойграмотности.

Глава2.Созданиечитательскогоонлайн-дневника.

Паспорт проекта

Необходимое оборудование: компьютер, интернет, прикладные программы.

Предполагаемый продукт: читательский электронный онлайн-дневник.

Назначение: читательский онлайн-дневник для детей 8-11 лет.

Элементы основного изделия: онлайн-дневник будет представлять собой картинку книги в переплете, на которой расположены авторы и произведения.

Декоративное оформление: узорные листы и переплет, красивый шрифт можно создать с помощью графического редактора Adobe Photoshop.

Этапы реализации проекта:

№ п.п.

Этап

Теоретические сведения

Практическая работа

1

Выбор и обоснование проекта

Постановка проблемы. Поиск теоретического материала по теме. Выбор оптимального варианта презентации полученных результатов

Поиск литературы, чтение художественных произведений

2

Выбор материалов для создания дневника

Знакомство с информацией

Знакомство с онлайн-сервисами

3

Выбор оптимальной технологии

Планирование работы

Составление плана работы

4

Практическая работа и корректировка деятельности

Критерии оценки качества изделия

Создание элементов читательского онлайн-дневника.

5

Корректирование проекта

Предложения по усовершенствованию. Экономические расчеты. Проверка и оценка. Оформление документации.

Усовершенствование проекта. Декоративное оформление. Оформление документации.

6

Защита проекта

Защита проекта

Защита проекта

План реализации проекта

Подготовительный этап:

Разработка и утверждение плана работы над проектом.

Изучение темы «Вид читательских дневников»

Работа с интернет-ресурсами. Сбор и анализ литературы по данной теме.

Основной этап:

Обобщение собственного небольшого опыта по созданию читательского онлайн-дневника.

Практические занятия: изготовление эскиза и макета читательского дневника, придумывание вопросов и заданий по прочитанным произведениям.

Заключительный этап:

Анализ и оценка эффективности деятельности, проведенной по проекту,

Представление результатов работы одноклассникам,

Презентация проекта.

Экономическая оценка проекта:

п.п.

Наименование материала

Цена (р.)

Расход (мес.)

Стоимость (р.)

1

Абонентская плата за пользование сетью Интернет

419 руб./месяц

1

419

Всего

419 рублей

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что в результате реализации проекта:

Я узнаю

Я научусь

-Историю появления читательских дневников;

-Информацию о читательских дневниках;

-Виды читательских дневников;

-Особенности создания читательских онлайн- дневников

-Находить нужный материал в дополнительной литературе и интернет-ресурсах;

-Создавать интерактивные задания по различным произведениям на различных интернет-сервисах;

-Создавать читательский онлайн-дневник своими руками

Чтениеиобобщениеинформации.Разработкадизайнаиструктурычитательскогоонлайн-дневника.

Электронный читательский дневник – это дневник, созданный в формате визуальногопредставленияинформацииспомощьюинформационныхтехнологий.Этовсетежевпечатленияопрочитаннойкниге,ноужепредставленныенавеб-странице,спомощьюразнообразных интернет-сервисов и программ. Электронный читательский дневник не толькопривлекаетчитателякновымформамонлайн-работы,ноиделаетвозможнымсетевоесотрудничество. Такой дневник может выглядеть как интерактивный плакат или маршрутныйлист, лента времени или презентация. На основное изображение наносятся маркеры или метки,принаведениинакоторыеможетпоявлятьсялюбоймультимедиа-контент:рисунок,текст,ссылка,фильм,ит.д.

Вариантов созданияэлектронногодневника–великое множество.Выбор зависит оттого,какиесервисывыбратьдлясозданиядневника,егонаполненияиотсобственнойфантазии. У каждого читателя дневник может быть абсолютно оригинальный. Интерактивныйчитательскийдневникможетсодержать:личныевпечатлениявладельцадневникаопрочитанной книге, список любимых, уже прочитанных или тех, что планируется к прочтениюпроизведений. Дневник может делиться на разделы, может быть оформлен в виде таблицы,книжки, презентации, отсканированных картинок, в виде самостоятельно созданных роликов,выложенных на YouTube, это также могут быть собственные вики-странички, блоги и многоедругое.

Ярешилапровестиопроссредисвоиходноклассниковиузнать,какиевидычитательскихдневниковзнаютребятаикакиеизнихкажутсяимнаиболееудобнымииинтересными.

Порезультатамэтогоопросаможноотметить,чтоосуществованииинтерактивныхдневниковзнаютлишьединицы.

Я решила, показать одноклассникам, что читательский дневник в виде интерактивногоонлайн-плаката очень интересен: интересен и сам процесс его создания, и процесс заполнения.Такойдневникпоможетраскрытьтворческиеспособностииразвитьинтересклюбомупроизведению.

Опираясь на рекомендованный список внеклассного чтения для 4 класса, мы с учителемопределилиавторовипроизведения,которые войдутвмойдневник,и я приступила кихчтению.

Далее я сделала эскизы страниц дневника и продумала его структуру. Проработав разныеварианты, мы решили, остановиться на следующем: на титульной странице будут размещеныпортретырусских изарубежных писателейиметки-гиперссылки, перейдя покоторым,мысможем попасть на страничку автора, ознакомиться с его биографией, выполнить различныезаданияпоегопроизведениямивернутьсяобратно.

Материалыиинструментыдлясозданиячитательскогоонлайн-дневника

После прочтения выбранных произведений и определения структуры моего дневника,сталонеобходимовыбратьподходящийинструментегосоздания.

Существуетмножествосервисов,накоторыхможносоздаватьстраницыдневника:Google-презентации,Google-карты,Calameo,Лентавремени,Genial.ly,ThingLink,ит.д.Протестировавсучителемнекоторые изних,мырешилиостановитьсянаGenial.ly.

Genial.ly–сервисдлясозданияинтерактивногоизображения,которыйпревращаетобычные картинки в интерактивные объекты. При создании плаката на выбранное в качествефонаизображениеможнодобавлятьинтерактивныеэлементы(метки),которыебудутсодержатьссылкинавеб-ресурсы,текстовуюинформацию,видео,аудиоилюбыевстраиваемые объекты. Можно изменять размер всех добавляемых элементов, перемещать их иудалять,еслионивамнеподошли.Такжеименнонаэтомсервисеможносоздаватьмногостраничныеплакаты,что позволитвизуальноповторитьчитательскийдневник.

Сервис этот англоязычный, что может затруднить работу, но сейчас практически любойбраузерпредлагаетпереводстраницы,крометого,всеиконки,расположенныенаданнойплатформе,интуитивнопонятнылюбомупользователю.

Какжесоздать дневникнаданномсервисе?

Заходим на сайт Genial.ly. В настройках браузера нажимаем «Перевести на русский».Создаем свой аккаунт. Это можно сделать, заполнив форму для регистрации: указать адресэлектронной почты, придумать пароль, поставить галочку согласия и нажать «Начать». Ту жеможноупроститьэтупроцедуру,зайдяна сайтчерезсвойаккаунтGoogle.

Теперь нажимаем«Творитегениально».

Далеевыбираемтипнашегодневника.Явыбрала«Интерактивноеизображение»

Загружаемфоновоеизображение,накоторомбудемразмещатьинтерактивныеметки.

Нажимаемназначоксострелкойиоблачкомизагружаем картинкусосвоегокомпьютера.

В центре экрана – загруженное фоновое изображение, в нашем случае страницы книги впереплете. Слева сбоку - инструменты для добавления разных интерактивностей.В правомверхнемуглу-полезнаякнопка«Предварительныйпросмотр».

Рассмотримкнопкидлядобавленияметок. Самаяглавнаяизних–«Интерактивныеэлементы».Онадобавляетразныеметкивсевозможныхфасоновирасцветок:маркеры,кружочки,звездочки,домики,сердечки,«лайки»,логотипы,втомчислеанимированные.

Кнопка«Изображение»добавляетповерхфоновогоизображенияразныекартинкипомельче,загружаяихс ПК(размер-неболее5Mb)илиизИнтернета(поссылке).

Кнопка «Текст» добавляет на изображение разные тексты: и помельче, и покрупнее, идаже списки. Если выбрать один из текстовых шаблонов, откроется дополнительный редактордлянаборатекста,выборацветатекстаифона,размераишрифта(ноневсешрифтыподдерживаютрусскийязык).

Под фоновым изображением в рабочем поле есть значок«Добавить страницу», которыйпозволяет сделать плакат многостраничным. При нажатии откроется дополнительное поле длядобавленияновойстраницы.

Таким образом, у нас получилось следующее:https://view.genial.ly/639ee4215b3cd400128ece88/interactive-image-interaktivnyj-chitatelskij-dnevnik

Ститульной страницы дневника мы можем перейти настраницу любогоавтора. Настранице автора расположены его портрет и произведения, которые мы должны прочитать. Такженажавнакнопку,мыможемознакомитьсясбиографиейкаждогоавтора.

Каждоепроизведениесодержитнесколькометок,накоторыхмыможемуказатьосновную мысль, главных героев, добавить разные задания с других web-сервисов (уже готовыеилисделанныесвоимируками).

Чтобывернутьсянатитульнуюстраницунужновоспользоватьсякнопкойнастранице автора.

Всвоемдневникеяпользоваласьресурсамиследующихплатформ:

БиографияписателейпредставленаввидессылкинасайтВикипедия.

Облака слов по различным произведениям я составляла на сайте Word's Cloud. Этотсайт располагает инструментами, которые позволяют выбрать цвет и форму самого облака,сохранитьрезультатввидекартинки, акартинкуприкрепитькметкеинтерактивногодневника.

РазличныеинтерактивныезаданияпопроизведениямябраланасервисеLearningApps.org. Здесь можно воспользоваться заданиями из существующей библиотеки илисоздавать свои. Задания могут быть абсолютно разных типов: кроссворд, классификация, найдипару,хронологическая линейка, заполни пропуски,викторина и многое другое.Для своегодневникаяиспользовалачастьготовыхзаданий,ачастьсоздаласама,создаватьзаданияоказалосьдостаточнопростоиоченьинтересно.

Яподелиласьссылкойнасвойдневниксосвоимиодноклассниками.Онимогливыполнить задания попрочитанным произведениям вэлектронном интерактивном формате.Это вызвало огромный интерес. Многие попросили рассказать, где я сделала такой дневник, изахотелисделатьсвои,иянаписалапошаговуюинструкциюдлясозданиясвоегоонлайн-дневника (Приложение1).

Я снова провела опрос среди своих одноклассников.Результаты показали, что на этотраз многиесчитаютинтерактивныйонлайн-дневникгораздо интереснеебумажныхвариантов.

Заключение

Создание читательского онлайн-дневника – увлекательное занятие, но добиться успеха вэтом деле можно лишь имея определенные знания и навыки. В ходе работы я столкнулась стакимитрудностями:сначаламнебылотрудноопределитьсясресурсом,припомощикоторогоделатьонлайн-дневник,-потомучтоукаждогоизнихразныевозможностииинструменты, -затем, когда я все-таки определилисьс платформой Genial.ly,былотрудносамостоятельноразобратьсяссайтомиз-заотсутствиявнемрусскогоязыка.Учительинформатики подсказал мне, что интернет-браузер умеет переводить страницы на русский, мыпоменялинастройкистраницы,исервисоткрылсявдоступномвиде.

Однако я достигла своей цели: создала и представила свой дневник одноклассникам идоказала, что это очень интересно. Некоторые из них настолько заинтересовались заданиямимоего дневника, что захотели прочитать те произведения, которые еще не читали, а некоторыезахотелисоздатьсвойонлайн-дневникипроявитьсвоитворческиеспособности.Такжеясоздалапошаговуюинструкциюпосозданиюсвоеговиртуальногочитательскогодневника.

Я доказала, что читательский электронный онлайн-дневник может стать наиболее интересной альтернативой бумажного варианта.

Вбудущеммнехотелосьбыпродолжитьработунадсвоимчитательскимонлайн-дневникомирасширитьпримеры заданий.

Списокиспользованныхисточникови литературы:

АлексееваО.С.Электронныйчитательскийдневникшкольника/ОксанаСергеевна Алексеева // Школьная библиотека: сегодня и завтра. – 2013. – № 2. – С. 54–55. –Режимдоступа:http://www.ifap.ru/pr/2013/n131202c.pdf.

Залескова И. В. Электронный читательский дневник / И. В. Залескова // Nsportal :социальнаясетьработниковобразования.–2014.–25нояб.–Режимдоступа:http://nsportal.ru/user/68409/page/elektronnyy–chitatelskiy–dnevnik.

Как создать электронный читательский дневник: практ. рекомендации по работе сподростками12–14лет[Текст]/сост.Н.П.Старикова.–Южно-Сахалинск,2017. – 12с.

Квашнина,Е.С.Отдневника–кчитательскомублогу[Текст]/Е.С.Квашнина//

«Новые»детскиекнигивпространствебиблиотекиишколы.Новыеформыорганизациичитательскойдеятельности.–М.:Библиомир,2017.–С.106–118.

Читательскийдневниккакновыйжанррекомендательнойбиблиографии:методико-библиографическиерекомендациипоруководствучтениемдетейиподростков[Текст]/ сост.С.С.Зайцева; науч.ред.Т.В.Киселева.– Сыктывкар: Национальнаядетскаябиблиотека РеспубликиКомиим.С.Я.Маршака,2016.–30с.

Интернет-ресурсы:

https://app.genial.ly/dashboard

https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

https://wordscloud.pythonanywhere.com/

https://learningapps.org/

http://pishdetiknigi.ru/index.php/dnfds/33-dnevnik-chitatelya-v-vide-reklamnykh-plakatov

https://sites.google.com/site/elektronnyecitatelskiednevniki/читать-модно?authuser=0

Приложение 1.

Пошаговая инструкция по созданию читательского онлайн-дневниканаплатформеGenial.ly

Зайтинасайтhttps://genial.ly

Внастройкахбраузеранажать«Дополнительно»–«Перевестинарусский».

Создать свой аккаунт (можно заполнить форму для регистрации: указать адресэлектронной почты, придуматьпароль, поставить галочку согласия и нажать«Начать» илизайтинасайтчерезсвойаккаунтGoogle).

Нажать«Творитегениально».

Выбратьтипдневника(«Интерактивноеизображение»)

Загрузитьфоновое изображение,на которомбудетеразмещатьинтерактивныеметки, для этого нажать на значок со стрелкой и облачком и загрузить картинку со своегокомпьютера.

Приступитькнаполнениюсвоегоонлайн-дневника.

Вариантыдлядобавления:

Кнопка «Интерактивные элементы» добавляет разные метки всевозможныхфасонови расцветок: маркеры,кружочки,звездочки,домики,сердечки,«лайки»,логотипы,втомчислеанимированные.

Кнопка«Изображение»добавляетповерхфоновогоизображенияразныекартинки помельче, загружая их с ПК (размер - не более 5 Mb) или из Интернета (поссылке).

Кнопка«Текст»добавляетнаизображениеразныетексты:ипомельче,ипокрупнее, и даже списки. Если выбрать один из текстовых шаблонов, откроетсядополнительный редактор для набора текста, выбора цвета текста и фона, размера ишрифта (ноневсешрифты поддерживаютрусскийязык).

Кнопка«Ресурсы»добавляетразныегеометрическиефигуры,иконки,графики,линииикартыизбольшойбиблиотекисервиса.

Кнопка«Вставить»добавляетвстраиваемыеобъекты:Google-карты,документыипрезентации,видеосYouTube, ссылки насторонниеприложенияит.д.

Добавить метку очень просто: выбираем необходимый элемент и щёлкаем понемулевойклавишей«мышки»-метка появляетсянаплакате.

В правом верхнем углу -очень полезная кнопка«Предварительный просмотр»дляпредварительногопросмотраплаката.

Добавляеминтерактивности.Дляэтогокликаемметкунаплакате,появитсяизображение «ладошки». Нажимаем на него - и переходим к добавлению контента. К меткеможно прикрепитьссылку,текст,изображениеивстраиваемыйобъект (спомощьюкода).

Длясозданиямногостраничногодневникаиспользуемкнопку«Добавитьстраницу»подфоновымизображениемврабочемполе.Принажатииоткроетсядополнительноеокносвыборомтипановойстраницы.

Навигациюмеждустраницамиможнонастроить,связавихмеждусобойинтерактивнымикнопкамисоссылками«Перейтинастраницу».

Интерактивный плакат создан. Для того,чтобыподелиться им, нужнонажатькнопку «Поделиться» в правом верхнем углу. Созданной работой можно делиться в социальныхсетях,получитьссылкуиликод,чтобывстроитьплакатнастраницублога илисайта.

Просмотров работы: 306