История фэнтези: происхождение и развитие

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История фэнтези: происхождение и развитие

Никитеева В.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Осинская средняя общеобразовательная школа №1"
Тумакова И.В. 1
1МБОУ "Осинская СОШ №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность

С течением времени людей, которые читают книги становится все меньше и меньше. Это связанно с расширением достижений техники и науки. Но чтение – это самое лучшее проведение времени. Особенно такого жанра литературы как фэнтези. Ведь именно он заставляет читателей погружаться в разные миры со своей особенной атмосферой. В обычные серые дни книга жанра фэнтези не просто окунет читателя с головой в эти загадочные уголки ирреального мира, но и станет стимулом к дальнейшей работе. Читать полезно в любом возрасте, так как хорошая книга может изменить мышление человека. Поэтому изучаемая мною тема актуальна сейчас и будет актуальна всегда, поскольку чтение не заменит никакие компьютерные игры или экранизации фильмов/ сериалов.

Проблема

Жанру фэнтези уделяют очень мало внимания. Думая, что это просто какие-то сказки или «всего лишь поджанр фантастики», но на самом деле это не так и мой проект, надеюсь, вас в этом убедит.

Цель

Изучить жанр фэнтези и привлечь к прочтению книг в этом жанре.

Для достижения цели были решены следующие задачи:

Изучить материалы по данной теме, историю фэнтези;

Изучить время и причину зарождения фэнтези;

Выделить популярные поджанры фэнтези;

Объяснить в чем отличие фэнтези и фантастики;

Привести примеры самых характерных произведений;

Создать буктрейлер по книги жанра фэнтези;

Проанализировать собранную информацию и изложить ее в краткой форме в виде презентации

Введение

Думаю, стоит начать с того, что же такое фэнтези? Фэнтези – это вид художественной литературы, в котором умело сочетаются и мистика, и реальные события. При этом понятие «мистический» имеет множество вариаций – начиная с придуманных писателем созданий, заканчивая мифическими существами, взятых из различных легенд и верований. Считается, что жанр фэнтези начал формироваться уже с XV века. Но к XX веку обрел пик своей популярности и до сих пор держит эту планку. Истоком этого жанра следует считать мифологию.

Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью или эпохе Возрождения, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Миры в жанре фэнтези очень огромны и, если уходить с головой в формирования этих миров, уйдет очень и очень много времени, ведь это безумно интересно изучать что-то новое и выходить за рамки своего мышления.

ГЛАВА I. Фэнтези. История происхождения и развития

Основу жанра фэнтези составляют древние верования, мифы, сказки, эпосы и рыцарские романы. Обычно произведения жанра фэнтези не объясняются с научной точки зрения или в нем присутствуют вещи, которые просто не могут существовать в нашем мире. Другими словами, волшебство.

Практически в каждой культуре в древние времена формировался собственный фольклор: скандинавские и германские саги, мифы Древней Греции, кельтские легенды, африканские и восточные сказки. Уже тогда начали появляться примерные прототипы героев и истории, включающие в себя разные загадки, которые позднее стали фундаментом фэнтези.

Если брать во внимание русскую литературу, то явным представителем этого жанра будет Николай Васильевич Гоголь. Такие произведения как «Нос», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и прочие как раз таки написаны в жанре фэнтези, взяв за основу украинские поверия и сказания. Поэтому Николай Васильевич по праву является создателем этого жанра в русской художественной письменности.

Если говорить о зарубежной литературе, то здесь одним из первых авторов, предвосхитивших фэнтези, является ирландский англоязычный писатель Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт, известный под творческим псевдонимом Лорд Дансени. Первоначально с XX века стали популярны литературные журналы, где выпускали преимущественно палп-фикшен — легкие развлекательные истории о рыцарях, принцессах, монстрах, других мирах. И постепенного начали появляться авторы, которые в дальнейшем стали классиками фантастики и фэнтези. Среди них были такие люди, как Говард Филлипс Лавкрафт, Роберт Говард и Кларк Эштон Смит — они являются отцами фэнтези. Все трое авторов публиковались в журнале Weird Tales,

Лавкрафт любил сочетать фэнтези, фантастику и мистику, из-за этого он и прославился. Говард же в свою очередь стал популярным благодаря своему произведению о похождениях бесстрашного Конана-варвара, ставшее основателем героического фэнтези.

Какое произведение относят к фэнтези? Давайте рассмотрим характерные черты этого поистине прекрасного жанра:

Мистика, иррациональность происходящих событий. В произведениях жанра фэнтези магия и волшебство обычно были придуманы с самого зарождения земной истории, либо же скрыты за пеленой прошлого. Благодаря чему истории получаются насыщенными и многогранными, а главное интересными для читателей

Присутствие нескольких сюжетных линий. Из-за того, что фэнтези – очень обширный жанр, в нем могут умело сочетаться вымышленные истории и реальный мир, а присутствие нескольких сюжетных линии вполне естественны для этого жанра.

Главный герой – это обычный человек, который не знает о своих способностях, но под воздействием каких -либо магических событий понимает, что он потомок ведьм или ключ к разгадки тайны всего мира.

В результате, мы разобрали несколько особенно свойственных черт для жанра фэнтэзи. Практически в каждом произведение этого жанра присутствуют данные элементы.

Подводя итоги, можно сказать, что в середине двадцатого века фантастика практически вытеснила фэнтэзи из мира художественной литературы. Однако, в начале двадцать первого века жанр фэнтэзи вновь обрел свою популярность.

Итак, фэнтэзи – это довольно старый жанр, однако, неоднократно переживавший «второе рождение». В России он возник в середине девятнадцатого века, вновь возродился в начале двадцатого и начале двадцать первого веков. В зарубежной литературе фэнтэзи как жанр художественной литературы возник гораздо раньше – после эпохи Возрождения, однако последующие периоды его популярности совпадают по временам с популярностью в русской художественной литературе.

Разновидности жанра

Высокое/эпическое фэнтези

Давайте рассмотрим такой жанр, как Высокое фэнтези, многие могли слышать о нем, но под другим названием– Эпическое

Высокое фэнтези (англ. high fantasy) —поджанр фэнтези, миры которого никак не связанны с нашим, в таких вымышленных мирах существуют свои законы и правила, не поддающиеся научному объяснению. В литературе классическими примерами могут служить «Алиса в Стране чудес» Кэррола и «Властелин колец» Толкина.

Такое название жанра было введено американским писателем Ллойдом Александером (1971). Впоследствии его терминология была развита К. Дж. Загорски и Р. Х. Бойером, которые предложили разветвлённый перечень различных фантастических жанров. В последствии они вынесли за пределы «высокого фэнтези» такие поджанры как: городское фэнтези, юмористическое фэнтези, сказочное фэнтези и т. д.

Сейчас же под термином «высокое фэнтези» часто употребляется просто вымышленные миры, содержащих большое количество магии, волшебства и явлений, которые не могут произойти в нашем мире

Распространённые элементы высокого/эпического фэнтези

Сеттинг, сильно отличающийся от реального мира. Мир похож на наш, но по улицам могут ходить эльфы и другие мифические существа.

Героический или эпический размах событий.

Присутствие абсолютного зла, где антагонист обязательно должен быть неисправимо плохим, злобным и жестоким.

Артефакты, обладающие огромной силой, возможно оставшиеся от давних предков, множество древних секретов, про которые никто не помнит

Волшебство, которое и вправду работает, и приносит реальную пользу.

Огромные по силе государства с древней историей и непростой политикой, которая сводится к периодическому свержению плохих правителей возвратившимися из забвения наследниками хороших.

Главный герой — избранный. В меньшей степени, но не менее часто — неожиданные пророчества, которым непременно суждено сбыться.

Присутствие вечного средневековья.

Низкое фэнтези

Низкое фэнтези отличается от высокого, но это не значит, что задумка авторов данного жанра оставляет желать лучшего. Что представляет из себя низкое фэнтези? Это ругательный термин или как? В действительности такое разделение ни капельки не обидное. Слово "низкий" здесь употреблено в плане "мало". В низком фэнтези просто немного фэнтези, вернее мало волшебства или магических артефактов с различными мифическими персонажами. Чтобы нам было понятнее, почему же именно такое разделение, давайте рассмотрим главные отличия низкого фэнтези от высокого.

Место действия. Не ждите здесь никакого Средиземья. События низкого фэнтези обычно происходят в нашем мире, просто немного подкорректированном.

Персонажи. В низком фэнтези основой населения являются люди. То есть по улицам не будут бродить всякие эльфы или летать в небе драконы.

Магия. В низком фэнтези магии уделяется не главное место, а иногда она вообще отсутствует.

Волшебные существа. Неземные существа, такие как гаргульи или драконы, либо играют роль домашних животных, либо, собственно говоря, не появляются в сюжете

Центр сюжета. Сюжет не зациклен на том, чтобы спасти весь мир, скорее большое количество внимания будет уделяться выживанием или страданиям одного или нескольких персонажей

Оттенки серого. В высоком фэнтези обычно присутствует строгое деление на черное и белое. Существуют герои и злодеи и у каждого есть свои идеи и идеалы. Персонажи настолько многогранны, что в начале истории будет казаться, что он тот еще злодей, а к концу вы поймете, что на самом деле он «прекрасный принц»

Герои. Главные герои – это обычные люди, которые взялись за особенное дело, а не сверхлюди с необычными талантами, так излюбленные в высоком фэнтези

Героическое фэнтези

Героическое фэнтези — еще один поджанр фэнтези, также известный как «магия и меч» (англ. sword and sorcery). Герои, облаченные в сверкающие доспехи, спасают мир и дерутся со злом, пьют в тавернах и выручают из беды красивых дам. В этом непростом задание воину помогает маг или жрец, дающий мудрые советы и помогающий в сложных ситуациях. Сражение и жизнь героев обычно проходит в средневековье или в месте очень похожим на него.

Название «магия и меч», предложенное в 1961 году писателем Фрицем Либером, стало наиболее популярней, чем нынешнее «героическое фэнтези»

Героическое фэнтези отличается от эпического-меньшим размахом событий, герои решает свои проблем, а не спасает целый мир или нацию. Абсолютного добра практически нет. А вот абсолютное зло частенько появляется—в виде тиранов или древнего культа, пытающегося поработить весь мир.

Городское фэнтези

Городское фэнтези (англ. urban fantasy) —поджанр фэнтези, основанный на использовании городских истории и мифологий. Городское фэнтези соединяет в себе черты таких жанров как фэнтези, мистика и реализм, и имеет связи с самыми разнообразными литературными направлениями. Иногда под городским фэнтези понимают фэнтези, действие которого происходит в современной обстановке.

Что же до особенностей жанра:

Обстановка: действия происходят в городе.

Содержание: в произведение присутствует мифический элемент, основанный на городских легендах и преданий

Описание: улицы, дворы, дома описываются очень подробно, для придачи реализма.

Городское фэнтези основано на городской культуре и не имеет связи с древним народным фольклором.

Историческое фэнтези

Думаю, вы часто слышали, как какую-нибудь книгу относили к жанру «историческое фэнтези». Мгновенно представляется что-то древнее, военное или наоборот, золотое, элегантное и со шпагами либо мечами. В действительности под этими словами предполагается два направления, объединенных любовью к истории, но все же различной.

Приняв решение добавить в свое фэнтезийное произведение исторические события, автор может пойти по пути основ реального прошлого, но с добавлением фантастики (например, магия или мифические существа)

Но также есть другой подход, когда автор с самого начала переносит читателя в совершенно другой мир, живущий по непохожим на наши законам. Однако же везде, в названиях улиц, стран, городов, присутствуют намеки на знакомые нам имена исторических личностей. Такой подход, стоит признать, очень облегчает знакомство с миром, позволяя читателю пройтись по цепочке привычных стереотипов и ассоциаций и уловить нужный образ без долгих дополнительных объяснений.

Зачастую в таких книгах не слишком много магии и сверхъестественного: это древние легенды, преданья старины глубокой, в которые уже никто и не верит на момент действия романа. Конечно, потом что-то из этих сказок окажется правдой, и неверующие еще могут горько пожалеть о своих сомнениях, но сначала все именно так. Такие романы часто сосредоточены на персонажах, политических и военных интригах, а не на швырянии огненными шарами.

Историческое фэнтези обычно использует один из четырех общих принципов

Магия, мифические существа, такие как драконы или другие сверхъестественные элементы, такие как магические кольца, существуют с людским миром, но вот никто об этом не знает, кроме главного героя, который по великой случайности раскрывает тайну всего мира.

Возможен такой исход событий, где историческое событие развернулось совсем другим образом, следовательно и исход истории изменяется.

Действия произведения происходят в ином мире, но с общими параллелями к реальному.

Историческое фэнтези также может разворачиваться в вымышленном мире, который напоминает период из истории, но это не настоящая история.

Техно-фэнтези

Техно-фэнтези (англ. Technofantasy) — необычный жанр фантастики, поджанр фэнтези, описывающий миры, где наука и магия живут бок о бок. Само слово «техно» говорит о том, что это жанр, включающий в себя научную атрибутику и технологичные инструменты, но в отличии от научной фантастики без научного обоснования их существования. Термин техно-фэнтези введён западным литературным критиком Джоном Клютом для уточнения более широкого понятия научное фэнтези (в России техно-фэнтези и научное фэнтези выступают в роли синонимов). Отличительной особенностью техно-фэнтези является то, что техника просто сочетается с несовместимой с ней магией.

«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.»

Артур Кларк.

Взаимодействие науки и волшебства (англ. Science and Sorcery) — распространённый сценарий техно-фэнтези. Борис Невский в своей статье «Драконы и звездолеты. Разнообразие техно-фэнтези» выделяет 6 способов взаимодействия технологии и магии, характерных для техно-фэнтези

Магия сосуществует с технологией —обыкновенные миры, где наука помогает магии и в обратном направлении магия помогает науке.

Магия заменяет технологию — миры, где волшебство играет большую роль, чем технологии. В этом варианте наука может или быть почти заменённой волшебством, либо полностью вытесненной магией. В этом жанре роль, которую в настоящем мире исполняют технические изобретения, играет магия.

Магия противостоит науке — миры, где наука и магия не могут существовать вместе, поэтому и противостоят друг другу

Кибер-фэнтези — соединение киберпанка и техно-фэнтези, получившее название кибер-фэнтези.

Меч и планета — техно-фэнтезийная разновидность космической оперы.

Магия сменяет науку —миры, в которых в результате каких-либо катастроф или природных аномалий, научные изобретения сменяются магией.

Конечно, существует еще очень много типов и подтипов жанра фэнтези, но эти наиболее популярные.

Различие фэнтези и фантастики

Не смотря на разнообразие этих жанров, многие читатели до сих пор спорят о терминологии этих литературных направлениях. Что появилось раньше? Почему выделяют научную фантастику и фэнтези? Давайте же по подробней изучим эти «тайны»

Всем известно, что жанр фантастика включает в себя особый прием – способ, повествующий рассказ об элементах, которые не могут существовать в нашем мире

Большой толчок к развитию жанра дали Жюль Верн, Герберт Уэллс и другие авторы конца XIX и начала XX века, которые не боялись заглядывать в будущее и включать в свои произведения элементы науки.

Первая половина XX столетия стала «золотым веком», расцветом классической научной фантастики. Именно тогда проявили себя Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Артур Кларк, Рэй Брэдбери — хотя многие их книги вышли уже после того, как «золотой век» формально завершился. Позднее фантастику принялись делить на разные подвиды и направления, выделяя твердую научную фантастику, космооперу, стимпанк, киберпанк, альтернативную историю, антиутопию, боевую фантастику, социальную, философскую, в общем всех их перечесть и пальцев не хватит.

С фэнтези дела обстоят чуть иначе. С одной стороны, этот жанр вырос на основе мифа и древних эпосов, и в его основе — не столько фантастическое допущение, сколько полностью ирреальный подход к происходящему в произведении. Иными словами, истории в жанре фэнтези могут вообще никак не соприкасаться с нашим миром, показывая совершенной иной мир со своими законами, необъяснимыми с точки зрения науки.

Во времена золотого века фантастики на Западе сформировалось устойчивое выражение science fiction and fantasy— дословно «фэнтези и научная фантастика». Оно как раз и разграничивало поджанры так, как это было наиболее удобно для понимая. На русском языке такой термин не прижился, и ему на смену пришло известное «фантастика и фэнтези».

Но, как бы то ни было, главным отличием между фэнтези и фантастикой принято считать волшебство. Если в фантастике — даже максимально далекой от науки и реализма — принято хотя бы делать вид, что элементы «нереального» имеют обоснование, то в фэнтези многое может происходить «по волшебству». И даже сами герои могут не знать, как работает их мир — они просто принимают его таким, какой он есть.

Жанровая терминология удобна, чтобы обособлять одно от другого, как это происходит с фантастикой и фэнтези. Но это отнюдь не значит, что нужно замыкаться только на одном жанре или пытаться строго найти его границы, которые со временем размываются все сильнее.

Так мы с вами разобрали в чем же состоят главные отличия фэнтези и фантастики и можно с уверенностью сказать, что фэнтези – это отдельный жанр со своими истоками и разветвлениями, глубоким миром и проработанными персонажами.

Теперь мне хочется рассказать вам какие на данный момент существуют популярные книги/фильмы/сериалы/аниме с жанром фэнтези. Что ж, давайте приступим.

Популярные произведения в жанре фэнтези

«Ведьмак», Анджей Сапковский

Произведения Анджея Сапковского породили целую субкультуру. Серия книг, разные виды игр, квесты и сериал – все это входит в огромную вселенную «Ведьмака». Думаю, что во всех уголках нашей планеты найдутся фанаты польского писателя. Главы романов настолько красиво написаны и интересно изложены, что оторваться от прочтения практически невозможно. В центре повествования ведьмак Геральт. Он путешествует по миру, уничтожает чудовищ, защищает слабых и наказывает подлецов.

«Игра престолов», Джордж Мартин

Думаю, каждый человек слышал о вселенной -Джорджа Мартина. По ней был снят один из самых высокобюджетных и популярных сериалов XXI века.

«Игра престолов» – первая книга цикла «Песнь льда и огня». На данный момент в нее входят пять томов, и еще два находятся в проекте.

Вселенная «Игры престолов» реалистична, и магии здесь уделяется мало внимания. Этот мир насыщен сложными персонажами, грандиозными событиями и интригами. Писатель вдохновлялся реальной историей Средних веков.

Благодаря этому произведению жанр фэнтези стал еще более популярней и даже критики признают его одним из величайших работ в этом жанре. Его удостоили наград «Небьюла», «Локус», а также номинации на «Всемирную премию фэнтези».

«Ходячий Замок»,Диана Уинн Джонс

Замечательная и лучистая книга Дианы Уинн Джонс стала основой для одного из самых популярных аниме Хаяо Миядзаки. Это волшебная история очаровательна тем, что ею в равной степени наслаждаются не только дети, но и взрослые. Юная и скромная шляпница Софи живет в мире, где магия – обычное дело. Сама девушка так же обладает волшебными способностями и умеет оживлять неодушевленные предметы, в том числе, и созданные ею шляпки. Когда коварная колдунья превращает Софи в старуху, бедняжка вынуждена покинуть свой дом и скитаться в поисках средства, способного разрушить злые чары. Так она оказывается в диковинном замке Хоула – волшебника с дурной репутацией эгоиста и бабника. Вскоре Софи понимает, что Хоул на самом деле добрый и честный парень, но он намеренно распускает нелестные слухи о себе, чтобы избежать излишнего внимания и уклониться от выполнения указаний правителя.

«Стальной алхимик», Хирому Аракава

Одно из главных аниме в стиле фэнтезийного стимпанка. Хотя паровых гаджетов в «Стальном алхимике» почти нет, стилистика выдержана превосходно. Действие происходит в фэнтези-мире, напоминающем Европу начала XX века. Братья Альфонс и Эдвард Элрики нарушили главное табу алхимии — попытались воскресить мертвеца. В итоге один потерял руку и ногу, а второй лишился всего тела и вынужден передвигаться в зачарованных доспехах. Вместе они путешествуют по стране, пытаясь найти рецепт философского камня, который поможет им всё исправить.

«Стальной алхимик» — история о дружбе, любви и потерях. В основе алхимии лежит принцип равноценного обмена, но героям предстоит понять и принять, что жизнь часто нарушает правила, а цена за некоторые блага слишком высока.

Заключение

Сегодня мы подробно изучили такой вид жанра как фэнтези. Это не просто направление литературы, это целое искусство, включающее в себя различные вариации. Произведения такого жанра способны погружать читателя в абсолютно разные миры, не похожие на наши, со своими особенностями и странностями. Надеюсь, мой проект вдохновил вас на прочтение нескольких книг, в этом чудесном жанре, и вы с радостью окунетесь в мир фэнтези и приключений.

Ссылки

1.https://spravochnick.ru/literatura/hudozhestvennaya_literatura/fentezi_kak_zhanr_hudozhestvennoy_literatury/

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%8D%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8

3.https://fanzon-portal.ru/press-center/redaction-material/kak-i-kogda-poyavilos-fentezi-istoki-zhanra/

4.https://rpg.fandom.com/ru/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%84%D1%8D%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8

5. https://www.livelib.ru/group/109/post/39157-chto-takoe-nizkoe-fentezi-razbiraemsya-s-zhanrom-i-chitaemsmotrim-luchshee

6.https://posmotre.li/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%84%D1%8D%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B8

7.https://wikiboard.ru/wiki/Historical_fantasy

8. https://tftwiki.ru/wiki/Science_fantasy

9. https://www.penza-press.ru/yumoristicheskoe-fentezi.dhtm

10. https://mybook.ru/catalog/fentezi/detektivnoe-fentezi/

11. https://mybook.ru/sets/378-top-knig-v-zhanre-fentezi/

12. https://getlib.ru/top-knig/978-35-samyh-luchshih-fentezi-knig.html

13. https://www.mirf.ru/serial/luchshie-anime-serialy-fentezi-mistika/

Просмотров работы: 1879