Введение
Проблемы переходного возраста и юношества, жизнь подростков и вопросы, на которые они мучительно ищут ответы, вдохновили и продолжают вдохновлять писателей по всему миру. Роман «Чудо» Р. Дж. Паласио – произведение, наполненное жизненными уроками для подростков, глубокой мудростью и советами. В течение многих лет роман завоевывает престижные литературные премии и становится настольной книгой для школьников. Это произведение – выдающееся исследование природы дружбы, воли, страха и доброты. Нравственное содержание романа Р. Дж. Паласио «Чудо» и его мировая популярность показались нам интересными, именно поэтому мы выбрали этот роман в качестве объекта для исследования.
Новизна работы заключается в том, что впервые роман Р. Дж. Паласио стал предметом отдельного исследования.
Актуальность работы состоит в важности популяризация чтения среди подростков с помощью современной литературы.
Цель данной работы: выявить нравственно-воспитательное содержание романа Р. Дж. Паласио, сформулировать жизненные уроки произведения и исследовать его влияние на подростковую аудиторию.
При написании работы были сформулированы следующие задачи:
Изучить особенности подросткового возраста;
Дать характеристику понятию «подростковая литература», выявить ее особенности;
Изучить историю создания и публикации романа Р.Дж. Паласио «Чудо»;
Исследовать роман с точки зрения нравственного воспитания и влияния на подростковую аудиторию.
Объект исследования: роман Р. Дж. Паласио «Чудо»
Практическая значимость работы заключается в возможности изучения романа «Чудо» на уроках литературы в 6-8 классах или на занятиях внеурочной деятельности.
Глава 1. Подростковая литература. Особенности жанра.
. Кто такие подростки?
Подростковый возраст является началом переходного периода от детства к взрослому состоянию в жизни человека. Подросток - это еще не взрослый и уже не ребенок, следовательно, и книга для него должна содержать в равной степени взрослые коллизии и детскую простоту.
Ведущей деятельностью детей подросткового возраста становится общение со сверстниками. Это позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом общества. Главная задача подростка - показать свою значимость среди сверстников. Они обращают на себя внимание с помощью занятий и интересов [1, с.2]
Кроме того, возникает новое качество отношений с семьей, школой, ровесниками. Ребенка уже воспринимают как сформировавшуюся личность. С него требуют ответа за какие-либо действия, он ответственен за последствия. В этот период появляются обязанности, связанные с домом, учебой, общением с друзьями. Подобные нагрузки на тело и психику приводят к негативным последствиям: раздражительности, агрессии, обидчивости, тревоге.
Справиться с возникшими трудностями абсолютно самостоятельно подросток не в силах. Более эффективным путем понимания себя и мира в этом возрасте является обращение к интересной книге как молчаливому другу.
. История жанра.
Принято утверждать, что современные подростки не читают художественную литературу и в связи с этим теряют нравственные ориентиры. Однако увлечение книгами все еще не проиграло в борьбе с гаджетами за влияние на ребенка. Доказательством тому служит стремительно развивающийся жанр подростковой литературы – «Young Adult fiction».
Литература для читателей от 12 и до 20 лет стала популярна относительно недавно. Сегодня книги, написанные в данном жанре, встречаются в большом количестве в каждом книжном магазине. Специалисты рассматривают подростковую книгу как способ «рассказать о какой-то части проблем, так или иначе затрагивающих людей от десяти до шестнадцати лет» [8, с. 2]
Жанр подростковой литературы опирается на понятия «детство» и «юношество». Одной из первых на проблемы взросления обратила внимание английская писательница XVIII века Сара Триммер. Она выпускала журнал, в котором публиковались обзоры на детскую литературу. Именно Сара Триммер впервые назвала литературу для возрастной категории от 12 лет термином «Young Adulthood». Однако в эти годы подростковая литература не сформировалась в отдельный жанр.
В XIX веке количество произведений, посвященных взрослению и юношеству, возросло. Среди знаменитых и классических текстов стоит выделить произведения Л. Кэролла «Алиса в стране чудес», «Оливер Твист» и «Приключение Тома Сойера и Гекльберри Финна». Но в XIX веке подростковый возраст не рассматривался как период, заслуживающий отдельного внимания.
К 1960-м годам литература для подростков, или «Young Adult», стала принимать вид самостоятельного жанра. А расцвет жанра пришелся на 1997 год – год выхода первой книги о Гарри Поттере. Именно с этой истории начнется всемирная любовь детей, подростков и взрослых к современной литературе.
На сегодняшний день наиболее популярными отечественными авторами современной литературы для подростков являются Э. Веркин, Е. Пастернак и А. Жвалевский, Ю. Симбирская, Е. Некрасова, Н. Дашевская, Л. Романовская.
1.3. Особенности жанра «YoungAdult».
Особенностями жанра «Young Adult» являются:
главный герой – подросток;
яркие персонажи;
многоплановый сюжет;
чувство юмора;
повествование от первого лица;
языковые особенности молодежной речи;
форма дневника или интернет-блога;
эксперименты с композицией.
Литературный подросток активно ищет общения со сверстниками, не пренебрегает повседневностью. Герой часто словоохотлив и любознателен. Главное завоевание современной прозы о подростке – глубокий психологизм и поэтика повседневного [8, с. 2].
Главное отличие подростковой литературы от детских произведений – острая социальная направленность. Часто становление личности героя-подростка происходит вопреки жизненным обстоятельствам: разводу родителей, воспитанию в приемной семье и прочее. Подросток XIX века сталкивается с непринятием сверстников, непониманием родителей, трудностями в познании себя (повесть Н. Дашевской «День числа Пи»).
Тема любви также затрагивается практически в каждом произведении для подростков. Это чувство может причинять страдания и боль, радость и счастье, а иногда может проявляться забавно и неожиданно для героев.
Современная литература для подростков неизменно обращается к школьной теме. Школа – это пространство социализации личности, место, где формируются модели жизни в обществе. Школьная повесть строится на остром конфликте подростка-одиночки и его сверстников. Окружение не готово или не хочет принять героя, отторгает его, унижает и совершает подлости. Мотив борьбы, преодоления испытаний в школе – один из основных в подростковой литературе.
Тема тела и телесных возможностей становится все более значимой в литературе для подростков. Однако сегодняшние исследования показывают, что болезнь героя или героини не считается действительно важным фактом. Недуг стал фактом повседневной жизни, к которому нужно научиться правильно относиться [3, с. 86]. В связи с этим последние несколько лет все чаще издаются произведения на тему «особенных детей». По словам О. Бухиной, конкретно в американской литературе тексты об « иных», непохожих на других детях стали настоящей революцией [3, с. 86]. Две наиболее популярные книги американских авторов стали широко известны и в России. Это роман Р. Дж. Паласио «Чудо» и роман Ш. Дрейпер «Привет, давай поговорим».
Подростковая литература помогает мальчикам и девочкам, юношам и девушкам находить ответы на вопросы, которые порой трудно задать родителям, находить героев-единомышленников и решение собственным проблемам, а также взрослеть и становиться личностью.
Замечательным примером современной подростковой литературы стала книга Р. Дж. Паласио «Чудо».
Глава 2. Роман Р. Дж. Паласио «Чудо».
История возникновения и публикации романа «Чудо».
Ракель Харамильо Паласио, известная под псевдонимом Р. Дж. Паласио, родилась в 1963 году в Нью-Йорке. Более 20 лет она была директором, графическим дизайнером, разработчиком обложек для книг других писателей. А в 2013 году вышел ее первый роман «Чудо».
Как рассказывает сама Р. Дж. Паласио, история о мальчике Августе с черепно-лицевой анамалией возникла после очередного отдыха писательницы с детьми. Однажды, прогуливаясь по курортным улицам, дети Паласио увидели девочку, чье лицо было не таким, как у всех. Внешний вид больной девочки напугал детей писательницы, заставил их кричать и привлекать к себе внимание. В тот момент Паласио задумалась над тем, каково это быть не таким, как все.
Начиная с момента выхода книги в свет и по 2015 год произведение Р. Дж. Паласио «Чудо» получило 11 престижных литературных премий. Роман стал настоящим чудом в мире литературных новинок с продажами более 8 миллионов экземпляров. Известно, что во многих американских школах читали историю о мальчике Огги. «Чудо» получило золотую медаль Национальной ассоциации родителей и награду «Выбор учителей». В 2013 году «Чудо» было выбрано книгой года читателями Ленинградской областной детской библиотеки, вошло в десятку лучших книг зарубежных авторов проекта «Книга года: выбирают дети».
В течение многих лет писательница получает сотни писем благодарности от детей с такой же болезнью и их родителей. Книга учит не только ребенка, оказавшегося жертвой генетических мутаций, но и его окружение быть добрым и понимающим, уметь ставить себя на место другого.
Реакцию читателей Паласио однажды описала так: «Был один отец, который сказал мне, что до того, как вышла книга «Чудо», просто сводить сына с серьёзным черепно-лицевым отличием на детскую площадку было большой проблемой. Но после выхода книги к его сыну подошли дети и сказали: «Эй, тебе нравится Огги Пуллман?». Теперь всё по-другому, это полностью изменило его ребёнка».
Сюжет романа «Чудо» - жизненные уроки для подростков.
История начинается со слов главного героя: «Я не такой, как все, я это знаю. <…> Если бы я нашел волшебную палочку и мог загадать одно желание, я бы попросил нормальное лицо, на которое никто не обращает никакого внимания» [1, с.9].
Август Пулман – десятилетний мальчик с редкой генетической аномалией. Его лицо не похоже на человеческое, и еще менее похоже на детское. За свою небольшую жизнь Август, или по-домашнему Огги, перенес десятки операций по пересадке кожи: «Двадцать семь – вот сколько их у меня. Самые серьезные я перенес, когда мне не было четырех, я их и не помню» [1, с.11]. Август давно привык к испуганным взглядам и перешептываниям за спиной на улице.
Август не просто сопротивляется реальности, наполненной процедурами, операциями, осмотрами и повышенным вниманием окружающих, - он живет в своей Вселенной, где мальчик со шлемом космонавта на голове – ее единственный житель. Эскапизм – очевидное поведение такого героя как Август Пулман. Неудовлетворенность пространством, отсутствие понимания или реальный конфликт в настоящем мире – все это мотивы бегства подростков [2, с.5]. Но, надевая шлем космонавта, Августу Пулману все равно хочется быть простым ребенком, с обычными радостями и заботами: «… я необычный только потому, что все вокруг считают меня необычным» [1, с.9], «Думаю, единственный человек в мире, который понимает, насколько я обыкновенный, - это я сам» [1, с.10]. Р. Дж. Паласио не строит сюжет романа на эскапизме, не предлагает герою полноценный выход из конфликта в виде пребывания в выдуманной реальности. Писательница, напротив, пытается утвердить Августа Пулмана в реальной среде, примирить его с самим собой и окружающим миром, сделать его полноценным членом общества XXI века. Это заметно отличает роман «Чудо» от множества произведений об «особенных» детях.
Композиция романа «Чудо», позволяет услышать голоса мальчиков и девочек, пятиклассников и подростков. Писательница мастерски повествует от лица Августа Пулмана, его друзей Джун и Джека, старшей сестры Вии, ее молодого человека Джастина и подруги Миранды. Такой прием полифонии позволяет нам взглянуть на события с разных сторон, понять мотивы каждого персонажа.
Радостным миром и поддержкой для Августа является семья. Его замечательные папа и мама, его старшая сестра Вия. Чувство юмора и безграничная любовь всех членов семьи к маленькому Августу не позволяют мальчику опускать руки.
В главе, написанной от лица Вии, повествуется о семье, жизнь которой посвящена одному ребенку: «Август – это солнце. Мама, папа и я – планеты, вращающиеся вокруг Солнца» [1, с.109]. Вия с пониманием относится к такому образу жизни: «Я всегда понимала, что Август особенный и, соответственно, требует особого обращения» [1, с.109]. Девочка не привыкла жаловаться и беспокоить родителей по пустякам, Вия признается, что и не помнит своей жизни до появления Августа. Однако героиня любит и защищает Августа. Она не может понять, почему люди на улице пугаются его, испытывают страх и отвращение. Чуткость Вии, ее понимание и любовь к младшему брату – жизненный урок для тех подростков, в чьей семье появляется еще один ребенок: «Да, у меня бывают тяжелые дни <…>, но это ничто по сравнению с тем, что выпало на долю Августа» [1, с.110]
Но однажды родители Августа отдают его в школу, в пятый класс. Очевидно, что для героя, чей выход на улицу последние несколько лет не обходился без скафандра, поход в коллектив пятиклассников стал настоящим испытанием: «Ладно, чего уж скрывать: первого сентября меня трясло, крутило и мутило» [1, с.51]. Не все учащиеся оказались готовы принять внешность Августа. Изо дня в день Август перебегал из одного класса в другой, старался ни с кем не разговаривать и опускал лицо как можно ниже: «И в самой школе поначалу было ужасно. В каждом классе, где я появлялся, дети изо всех сил старались на меня «не таращиться» [1, с. 82].
На примерах отношений Августа и его одноклассников Паласио поднимает серьезные подростковые проблемы: травля в школе, предательство, осуждения, поиск собственной идентичности. Однако среди множества школьных проблем автор находит и приятные моменты – это друзья. Именно поэтому тема дружбы является центральной в романе Р. Дж. Паласио.
Поучительна история Джека Тота, честного, доброго и открытого мальчика. В части романа, написанной от лица Джека, читатель узнает отношение героя к Августу, его страх и отвращение поначалу, его роковую ошибку во время школьного праздника, и раскаяние перед Августом: «Какой же я гад! И кто меня за язык тянул?» [1, с.204] Джек один из немногих в школе сумел разглядеть в Августе простого, обыкновенного подростка, увидел в нем сильную личность: «По совести говоря, мой самый храбрый поступок – дружба с Августом» [1, с.198]. На глазах читателей Джек проходит пусть от трусливого мальчишки до смелого героя, сумевшего защитить Августа и наказать его обидчиков: «Если бы все ребята из пятых классов выстроились в ряд, и надо было выбрать, с кем я хочу дружить, я выбрал бы Августа»[1, с. 191].
Уроком подлинной дружбы и человечности являются отношения Августа Пулмана и его одноклассницы Джун. Джун – единственная девочка, подсевшая к Августу во время обеда в первый учебный день: «Я к нему подсела, потому что мне стало его жалко» [1, с.157].Героиня искренне не понимала, почему остальные дети не общаются с Августом и даже боятся прикасаться к нему: «Он просто мальчик. На вид самый странный из всех, кого я встречала. Но просто мальчик» [1, с.160]. Не обращая внимания на внешность Августа, изъяны его лица, Джун с первого дня стала для героя надежным товарищем и настоящей опорой.
Проблема травли в школе встречается во многих произведениях русской и зарубежной литературы. По данным специалистов Института образования ВШЭ, более 50% опрошенных школьников чувствовали себя жертвами буллинга. Буллинг – это регулярная агрессия и давление сверстников, направленные на наиболее уязвимых участников детского коллектива. Травля может проявляться в разных формах: физическое насилие, угрозы, бойкоты, сплетни. Все эти формы травли описываются в литературе сегмента «Young Adult». Однако Р. Дж. Паласио придала теме буллинга новое звучание. Писательница заставляет читателя остаться наедине с собой, задать себе ряд вопросов: смогу ли я дружить с Августом? насколько легко смотреть на такое лицо? не поступлю ли я точно так же, как и одноклассники Августа? не испугаюсь ли я?
Испугался и не смог принять внешность Августа главный агрессор - Джулиан. Враждебность Джулиана проявилась с первых дней появления Августа в школе. Герой прятал глаза и задавал Августу странные вопросы: «Что у тебя с лицом? Ты на пожаре обгорел или как?» [1, с.42] А в разговоре о «Звездных войнах» Джулиан задает Августу следующий вопрос: «А Дарт Сидиус тебе как?». – Может быть, никто не понял про Дарта Сидиуса, - говорит Август, - а может, Джулиан вообще не хотел надо мной издеваться. Но <...> Дарт Сидиус получил сильные ожоги, которые полностью его изуродовали. Все его лицо скукожилось, будто оплавилось. Я бросил взгляд на Джулиана – он смотрел на меня. Он знал, о чем говорил, это точно» [1, с. 62]. Кульминация конфликта Джулиана и Августа - записки с взаимными оскорблениями и угрозами. Позже, когда история с записками станет известна директору школы, Джулиана отстранят от занятий, а родители подростка переведут его в другую школу.
Родители Джулиана – еще один пример нетерпимости к другим, не таким, как все, людям. В одной из глав романа, написанной от лица Джека, повествуется о жестоком поступке мамы Джулиана. Женщина, решив, что на школьном рождественском фото присутствие Августа неуместно, вырезала мальчика и разослала родителям фото. Кроме того, мама Джулиана настаивала том, чтобы Август перешел в другую, специализированную школу: «В целом многие родители – и я в их числе – считают решение о приеме этого ребенка в нашу школу серьезной ошибкой» [1, с.216]. История Джулиана и его семьи – это важнейший нравственный урок не только для юных читателей, но и для взрослой аудитории.
Примечателен эпизод, случившийся с Августом на турбазе. Возвращаясь с прогулки по лесу, Август и Джек наткнулись на группу семиклассников. Внешний вид Августа настолько поразил школьников, что они отказывались отпускать Джека и Августа. «Чужой!», «Орк!» «оно», «уродец» [1, с.348-349], – такова была реакция семиклассников. Противостоять старшеклассникам Августу было не по силам, однако на помощь ему пришли не только Джек, но и другие одноклассники, друзья врага Джулиана. Таким образом, Джулиан заочно проиграл, а Августу удалось завоевать уважение сверстников. Мальчик с генетическими мутациями и искореженным лицом стал героем. Отныне в школе никто и не вспоминал, что дети не играли с Августом в мяч и не прикасались к нему, в страхе подхватить «чуму». Поразительная смелость пятиклассника-изгоя пробудило даже в самых черствых сердцах сочувствие, преподав им еще один жизненный урок.
Исследователи отмечают, что в современной «Young Adult» литературе подросток становится позитивнее [8, с.3]. Отсюда - новая, ироническая интонация произведения Р. Дж. Паласио об «особенном» ребенке. Август Пулман осознает свою слабость, принимает себя «типичным неудачником» или «слабаком». Главы, описывающие взаимотношения Августа со сверстниками, наполнены самоуничижитильной иронией. Август научился быть «другим», что свидетельствует о позитивности героя и глубоком самоанализе.
Символично, что в завершении учебного года на традиционном школьном баллу именно Август Пулман получил медаль Генри Уорда Бичера «ученику, чья тихая сила вызвысила многие сердца» [1, с. 391]. По словам директора школы, эта медаль была вручена Августа «за величие». Именно мужество, сила дружбы Августа Пулмана, стойкость его характера определили его победу не только над сверстниками, но и над самим собой: «...Велик тот, чья сила возвышает многие сердца...» [1, с. 391].
Что такое чудо?
«Ученые люди из дальних стран
Над моей кроваткой
Стоят, глубоко
Задумавшись над загадкой.
Наверное, я одно из чудес –
Божье творенье.
Им остается только гадать:
Нет объяснения».
Н. Мёрчант
Это стихотворение – эпиграф к роману «Чудо». На протяжении всего произведения кажется, что чуда произойти не может. Однако чудеса случились внутри самих героев.
Во-первых, чудо произошло, когда новорожденный Август выжил. Во-вторых, чудо – это стойкость и сила мальчика, благодаря которым он перенес 27 операций. В-третьих, чудо – это любящая и крепкая семья Августа. В-четвертых, чудом можно назвать друзей Августа. В-пятых, чудо – это школьные учителя и директор, поддерживающие Августа в течение учебного года. И наконец, чудо – это сам Август, самый необыкновенный из обыкновенных мальчиков, чей характер и внутренний мир совершили настоящее волшебство.
Максимы мистера Брауна
Отдельного внимания заслуживают максимы учителя истории мистера Брауна. Максима – это короткое правило о самых важных в жизни вещах. Это изречение или афоризм, которое может стать ориентиром в жизни подростка. Как правило, в начале каждого месяца мистер Браун объявлял новую максиму:
СЕНТЯБРЬ: «Единственная правота-доброта» И. Бродский
ОКТЯБРЬ: «Памятник человеку – его дела» Надпись на египетской гробнице
НОЯБРЬ: «Не дружи с теми, кто тебе не равен, и не бойся исправлять свои ошибки» Конфуций
ДЕКАБРЬ: «Удача сопутствует смелым» Вергилий
ЯНВАРЬ: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе» Д.Донн
ФЕВРАЛЬ: «Лучше знать некоторые вопросы, чем все ответы» Дж. Тёрбер
МАРТ: «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» М. Твен
АПРЕЛЬ: «Я предпочитаю красоту, которая не нуждается в лицезрении и проявляет себя в душевных качествах» Р. Тагор
МАЙ: «Пока можете, делайте доброе любыми средствами и способами, везде, где возможно, во всякое время и всем людям» Джон Уэсли
ИЮНЬ: «Следуй за днем и тянись к солнцу!» The Polyphonic Spree
Каждая максима сопровождала героев книги, соответствовала их состоянию и их поступкам. Для юного читателя эти правила могут стать важнейшим нравственным уроком и главными принципами в жизни.
Заключение
Таким образом, мы достигли поставленной цели: выявили нравственно-воспитательное содержание романа Р. Дж. Паласио и сформулировали жизненные уроки произведения.
Р. Дж. Паласио и Август Пулман дают подростку такие жизненные уроки, как:
Обыкновенные люди порой самые необыкновенные;
Семья – это поддержка и любовь;
Преодолеть трудности поможет сила духа, терпение и мужество;
Агрессия – это защита. Тот, кто обижает других, боится больше всего;
Настоящие друзья никогда не отвернутся от тебя;
Главное в человеке – это внутренний мир.
Роман «Чудо» - ярчайший пример подростковой литературы с жизнеутверждающим и нравственным смыслом. История Августа Пулмана – это история о дружбе, доброте и силе характера. Это роман о принятии других, об умении сочувствовать, об опасности и жестокости травли.
Книга Р. Дж. Паласио с момента выхода в свет получила тысячи положительных отзывов как со стороны читателей, так и со стороны профессиональных критиков. Это произведение помогло огромному количеству таких же «особенных» детей и их родителей научиться принимать свои физические недостатки и видеть себя полноценным членом общества.
Список источников
Бобровникова Н.С. Влияние личностных характеристик подростка на его позицию в ситуации буллинга // «Мир науки», Том 4, №6, 2016.
Борода Е.В, «Честное бегство» современного героя: проблема эскапизма в подростковой литературе XXI века// «Неофилология», Том 6, №23, 2020.
Бухина О. Б. Американская и российская детская литература начала XXI в. Разнообразие возможностей // Библиосфера № 4, 2020.
Клетт Л.М. Автор «Чуда» о том, как книга о мальчике с черепно-лицевыми отклонениями вызвала "Движение доброты" [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.christianpost.com/news/wonder-author-on-how-book-about-boy-with-craniofacial-difference-sparked-movement-of-kindness-219148/
Третьякова М. Чудо для Августа: школьная травля глазами агрессора [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://s-t-o-l.com/material/44789-chudo-dlya-avgusta-shkolnaya-travlya-glazami-agressora/
Учителям и родителям о психологии подростка./ Сост. Г.Г Аракелов и др. М., Высш. шк., 1990. - 304 с.
Чудо/ Р. Дж. Паласио; пер. с английского Анны Красниковой.- М.: Розовый жираф, 2021.-408 с.
Хомич Э.П. Проблемное поле подростковой литературы. // «Мир науки, культуры, образования». №1, 2016.