Несмотря на достаточное число текстов, так или иначе затрагивающих тему истории, Иосиф Бродский избегает называть и таким образом выделять из
Актуальность темы обусловлена тем, что творчество Иосифа Бродского не теряет свою актуальность в современном мире, его пограничный взгляд на вещи: жизнь и пустоту, любовь и холод, его биография русского поэта и английского эссеиста цепляет новых читателей.
Проблематика моего исследованиясвязана с изучением знаков памяти в творчестве Иосифа Бродского. Стихотворений, в которых автор напрямую упоминает исторические личности очень мало, но события, составляющие его жизненный путь, безусловно, отражены в его творчестве.
Цель – проследить и выявить в творчестве Иосифа Бродского признаки его биографии.
Для достижения цели я определила следующие задачи:
Изучить биографию автора и выявить ключевые события.
Проанализировать стихотворение
Сделать выводы по полученным данным.
Методы исследования:
Изучение литературы на тему исследования.
Анализ полученных данных.
Изучение стихотворений для дальнейшего исследования.
Обработка результатов.
Теоретическая часть
Глава 1.
Справка из биографии Иосифа Бродского
Иосиф Бродский родился в Ленинграде в 1940 году, часто менял школы, затем профессии. В Ленинграде о Бродском заговорили в начале 1960-х годов. Тогда же Бродский начал общаться с поэтом Евгением Рейном, который представил его Анне Ахматовой. Она стала его очным критиком и учителем. В 1963 году среди молодежи начали искоренять тунеядцев. Мишенью стал и Иосиф Бродский. К тому же в то время у него произошло крушение личной жизни, от него ушла его любимая женщина – Марина Басманова. 13 февраля 1964 года Бродского арестовали. его выслали из Ленинграда в деревню в Архангельской области. Поэту предложили сделать выбор – или лечь в психиатрическую клинику, или уехать из страны. Иосиф Бродский согласился на эмиграцию, там Бродскому предложили место в Мичиганском университете. В 1987 году Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1990 году поэт женился на итальянке Марии Соццани, Утром 28 января 1996-го жена нашла его мертвым в кабинете. Причиной смерти стал инфаркт. Его похоронили в одном из любимых городов — Венеции, на старинном кладбище на острове Сан-Микеле.
Практическая часть
Иосиф Бродский «Пилигримы» 1958
Основная тема стихотворения «Пилигримы» — вечное странствие человека к истине.
«Мимо ристалищ, капищ,
Мимо храмов и баров,
Мимо шикарных кладбищ,
Мимо больших базаров,
Мира и горя мимо,
Мимо Мекки и Рима,
Синим солнцем палимы,
Идут по земле пилигримы»
Автор описывает путешествие странников, которые идут к неизвестной цели. В качестве образа-символа выступает «синее солнце» - необычное, таинственное созидание.
«Увечны они, горбаты,
Голодны, полуодеты,
Глаза их полны заката,
Сердца их полны рассвета»
Эти четыре строки передают нам ничтожность внешнего вида путников и красоту их души с помощью антитезы.
«За ними поют пустыни,
Вспыхивают зарницы,
Звезды горят над ними,
И хрипло кричат им птицы:
Что мир останется прежним,
Да, останется прежним,
Ослепительно снежным,
И сомнительно нежным,
Мир останется лживым,
Мир останется вечным,
Может быть, постижимым,
Но все-таки бесконечным»
Этими строками Иосиф Бродский показывает нам мир, который оставляют за собой путники. Их поход почти ничего не меняет, мир остаётся прежним, таким, как был, с помощью повтора автор акцентирует на этом внимание читателя.
«И, значит, не будет толка
От веры в себя да в Бога.
И, значит, остались только
Иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
И быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам»
Эти строки - философские рассуждения автора о значимости жизни человека, о его возможности что-то изменить. Если в начале «закат» и «рассвет» используются с целью описать глубину души пилигримов, то здесь как обыденное природное явление, независящее от человека.
Основная проблема стихотворения «Пилигримы» — бессмысленность поиска, которая сбивает с толку самых упертых людей. Кажется, что двигаться незачем, что путь труден и извилист, а цели нет. Но зачастую в ходе самого движения к желаемому мы становимся теми, кем хотим себя видеть, а это уже исполнение мечты.
Иосиф Бродский «Я обнял эти плечи и взглянул…» 1962
В начале 1962 года Бродский познакомился с ленинградской художницей Мариной Павловной Басмановой. Трагический перелом в отношениях случился в ночь на первое января 1964 года. Тогда Басманова фактически заочно порвала с поэтом, уйдя к его другу и коллеге. Для Иосифа Александровича это двойное предательство стало сильнейшим ударом. Удивительно, но Бродский впоследствии смог простить неверную любимую женщину. Долго время они с Мариной Павловной состояли в переписке.
«Я обнял эти плечи и взглянул
на то, что оказалось за спиною,
и увидал, что выдвинутый стул
сливался с освещенною стеною.
Был в лампочке повышенный накал,
невыгодный для мебели истертой,
и потому диван в углу сверкал
коричневою кожей, словно желтой.
Стол пустовал. Поблескивал паркет.
Темнела печка. В раме запыленной
застыл пейзаж. И лишь один буфет
казался мне тогда одушевленным»
Иосиф Бродский в начале стихотворения вводит образ женщины, но на фоне красочно описанного интерьера она кажется неживой, а неживые вещи, наоборот, ложно одушевленными, такое ощущение создаётся обилием глаголов.Прибегая к описанию предметов интерьера, Бродский раскрывает чувства, ощущения, думы лирического героя. При этом ни разу впрямую о его переживаниях не сказано. Иосиф Александрович замечает в комнате каждую мелочь, но стихотворение не рассыпается по кускам. Он занимает отстраненную позицию, спокойно наблюдая за разворачивающимися событиями.
«Но мотылек по комнате кружил,
и он мой взгляд с недвижимости сдвинул.
И если призрак здесь когда-то жил,
то он покинул этот дом. Покинул»
Ключевой образ стихотворения– образ мотылька. Маленькое насекомое выступает в роли символа жизни, движения. Только ему под силу «сдвинуть» взгляд лирического героя с «недвижимого», прогнать из дома призрака, олицетворяющего сомнение.
Текст четко разделен на две части, как графически, так и при помощи союза «но». Посредством этого разграничения удается усилить ряд противопоставлений: сомнение борется с уверенностью, мертвое – с живым, неподвижность – с динамикой.
Это стихотворение относится к философской лирике Бродского. В нём он передаёт свои раздумья об отношениях с Мариной Павловной Басмановой. Они становятся грузом, который поэт несет с собой, но грузом неодушевленным, как стул, диван. Детали: стол, символ вдохновения, пуст, кожа дивана даже не коричневая, а желтая(исчезли краски из отношений). Отношения становятся для поэта обыденностью, чем-то неодушевлённым.
Иосиф Бродский «В деревне Бог живёт…» 1965
Стихотворение написано в 1964 году. Его автору в эту пору 24 года. По решению суда молодого поэта обвинили в тунеядстве и приговорили к ссылке. Именно там, в деревне в Архангельской области, он и пишет свою чуть шутливую бытовую зарисовку.
Бродский называл себя заочным христианином.
В деревне поэт столкнулся с христианами и их глубокой верой в Бога, которая помогала им жить. Именно поэтому он говорит:
«В деревне Бог живет не по углам,
как думают насмешники, а всюду»
Каждый день Иосиф Бродский наблюдал, как вера помогала людям наслаждаться своей работой и выполнять её ради Бога. Это привело автора к написанию этой зарисовки. Лирический герой- сам автор чувствует себя среди этих людей атеистом, о чём говорят нам последние строчки стихотворения:
«Возможность же все это наблюдать,
к осеннему прислушиваясь свисту,
единственная, в общем, благодать,
доступная в деревне атеисту».
Иосиф Бродский «Я всегда твердил, что судьба - игра…» 1971
Стихотворение «Я всегда твердил, что судьба – игра…» (1971 г.) Бродский посвятил Л. Лифшицу – близкому другу поэта, который прекрасно понимал его внутренний мир. Бродский передает свои глубокие философские размышления о себе и своем месте в мире.
Лирический герой стихотворения очень одинок. Он размышляет над тем, что это одиночество вполне самодостаточно.
«Я всегда твердил, что судьба — игра.
Что зачем нам рыба, раз есть икра.
Что готический стиль победит, как школа,
как способность торчать, избежав укола.
Я сижу у окна. За окном осина.
Я любил немногих. Однако — сильно.
Я считал, что лес — только часть полена.
Что зачем вся дева, раз есть колено.
Что, устав от поднятой веком пыли,
русский глаз отдохнет на эстонском шпиле.
Я сижу у окна. Я помыл посуду.
Я был счастлив здесь, и уже не буду.
Я писал, что в лампочке — ужас пола.
Что любовь, как акт, лишена глагола.
Что не знал Эвклид, что, сходя на конус,
вещь обретает не ноль, но Хронос.
Я сижу у окна. Вспоминаю юность.
Улыбнусь порою, порой отплюнусь.
Я сказал, что лист разрушает почку.
И что семя, упавши в дурную почву,
не дает побега; что луг с поляной
есть пример рукоблудья, в Природе данный.
Я сижу у окна, обхватив колени,
в обществе собственной грузной тени»
В этих строфах Иосиф Бродский рефлексирует на тему своих юношеских взглядов на жизнь. Он использует анафору, чтобы подчеркнуть своё мировоззрение. В конце каждой строфы присутствует анафора «Я сижу у окна», ей автор подчёркивает примитивность, обыденность своих действий, он сидит у окна и размышляет о жизни.
«Моя песня была лишена мотива,
но зато ее хором не спеть. Не диво,
что в награду мне за такие речи
своих ног никто не кладет на плечи.
Я сижу у окна в темноте; как скорый,
море гремит за волнистой шторой»
Автор подчеркивает, что его творчество не для всех, что его творчество направлено в первую очередь на личность, а не на толпу.
«Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
Я сижу в темноте. И она не хуже
в комнате, чем темнота снаружи»
Поэт признаёт второсортность своей эпохи, поэтому говорит, что его творчество не первого сорта, но он его творчество – попытка развязать петлю вокруг его шеи, попытка заявить о своём мнении громко, смело. Он сравнивает темноту в душе с темнотой общества, говорит, что личность напрямую зависит от общества, в котором она существует.
Это стихотворение Иосифа Бродского - крик сильной личности, которую пытается заткнуть устройство общества.
Стихи, как прощальное письмо, посвящены Марине Басмановой.
«Четверть века назад»: так давно, самому не верится. Попытка трезвого взгляда: рисовала, недурно пела, охотно ела финики. «Развлекалась со мной»: он признает, что не знал ее настоящую. «Инженером-химиком»: прямое указание на Д. Бобышева, которого поэтом он не желает называть. «Судя по письмам»: кроме писем, ничего совместного в эти годы. «Поглупела» (да еще чудовищно!): она пишет ему как другу, тогда как для героя она – та, что «даровала зрячесть», породила целые миры. Что ж, теперь ей остается лишь провожать в последний путь тех знакомых юности. «Расстоянья немыслимые»: их разделили не километры, не обстоятельства, не люди. Впрочем, смерть разделяет куда более определенно. «Четверть века» его держало в плену одно ее имя. Он расплатился драгоценным временем. Да, старость порой делает глупым то, что казалось значительным в молодости. Теперь, кажется, он свободен. В обломках, смысл которых понятен только ему, он различает ее смеющийся облик. Что же, фото пусть будет доказательством, что ему ничего не приснилось. Память сердца могущественнее разрушительного времени. Для него, для нее, для всех. Поэт долго прощается с «дорогой». Он все еще пишет ей, хотя и чуть сердится на себя за это. Незнакомый ей океан дышит гнилью и беспамятством.
Иосиф Бродский «Август» 1996
Стихотворение «Август» считается последним произведением И. А. Бродского. Оно было создано в январе 1996 года, а к издателю попало по факсу за неделю до кончины Иосифа Александровича.
«Маленькие города, где вам не скажут правду.
Да и зачем вам она, ведь всё равно — вчера.
Вязы шуршат за окном, поддакивая ландшафту,
известному только поезду. Где-то гудит пчела»
Автор рисует картину, словно за окном поезда, который едет по дороге жизни. Образ маленького города, как образ маленького человека.
Сделав себе карьеру из перепутья, витязь
сам теперь светофор; плюс, впереди — река,
и разница между зеркалом, в которое вы глядитесь,
и теми, кто вас не помнит, тоже невелика.
За метафорами автора скрыт посыл того, что каждый сам выбирает себе путь в жизни, сам регулирует на нём движение, как светофор. При этом поэт считает, что сам человек знает себя так же плохо, как и любой незнакомец.
Запертые в жару, ставни увиты сплетнею
или просто плющом, чтоб не попасть впросак.
Загорелый подросток, выбежавший в переднюю,
у вас отбирает будущее, стоя в одних трусах.
Снова описание русского пейзажа смешивается с метафорой, которая говорит нам о том, что новое поколение несомненно может изменить будущие.
Образы поэта рисуют российский пейзаж, несмотря на то, что последние десятилетия он провёл в США. Это стихотворение – рафлексия Бродского о прожитой жизни.
Анализируя творчество Иосифа Бродского, я заметила, что в разные года поэт поднимает разные волнующие его проблемы в своих стихотворениях. Но общее у всех его стихов то, что он смело чрез них транслирует читателю свою позицию, которая сформировалась благодаря бурной биографии. Из этого можно сделать вывод, что знаки памяти можно найти в каждом стихотворении Иосифа Бродского, ведь творчество поэта напрямую связанно с его эпохой и стилем жизни. Важнейшая функция знаков памяти – соединить миры, прошлый и настоящий в единую ткань времени, осмыслить законы, по которым строится мир. Символы памяти показывают нам цикличность мира. Мир плывёт в тоске, это показывает нам Иосиф Бродский, но надежда на то, что на очередном витке всё сложится иначе, остаётся.
Список используемой литературы
https://biographe.ru/znamenitosti/iosif-brodskiy/
https://www.culture.ru/persons/2115/iosif-brodskii
https://cyberleninka.ru/article/n/poet-i-vlast-delo-brodskogo-v-sotsiokulturnom-kontekste-sovetskoy-epohi
https://cyberleninka.ru/article/n/ahmatova-i-ahmatovskoe-v-stihah-iosifa-brodskogo-1962-goda-o-smerti-i-vechnosti
https://cyberleninka.ru/article/n/96-02-027-iosif-brodskiy-poet-i-proza-obzor
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-istoricheskoy-lichnosti-v-tvorchestve-iosifa-brodskogo
https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-vzglyady-i-brodskogo
https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/piligrimy-brodskij/#i-3
https://cyberleninka.ru/article/n/stihotvorenie-glagoly-kak-poeticheskaya-programma-i-brodskogo
https://rustih.ru/iosif-brodskij-v-derevne-bog-zhivet-ne-po-uglam/
https://blog.predanie.ru/article/iosif-brodskij-i-anonimnoe-hristianstvo/
https://rustih.ru/iosif-brodskij-ya-vsegda-tverdil-chto-sudba-igra/
https://multiurok.ru/files/kursovaia-rabota-liubov-v-zhizni-i-tvorchiestvie-b.html
https://rustih.ru/iosif-brodskij-lyubov/
https://pishi-stihi.ru/avgust-brodskij.html