Исследование архетипических образов и мотивов в современной литературе

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование архетипических образов и мотивов в современной литературе

Годяева Е.В. 1
1МАОУ "Лицей №38"
Портнова Е.Н. 1
1МАОУ "Лицей №38"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современная подростковая литература привлекает не только самих детей, но и их родителей. В чем причина такой тенденции? Именно эта проблема и заинтересовала нас. Рабочей гипотезой стало предположение о том, что такое внимание обеспечивает схожесть с русской народной сказкой, то есть, говоря научным языком, архетипы фольклорных произведений оказали непосредственное влияние на книги жанра young adult.

Цель: выявить архетипические мотивы и образы в современной литературе для подростков.

Задачи:

Проанализировать русские волшебные народные сказки и выявить архетипические образы.

Ознакомиться с работой В.Я. Проппа и охарактеризовать основные этапы развития сказки.

Охарактеризовать выбранные произведения и выявить архетипические образы и сюжеты в них.

Сделать вывод, исходя из цели.

Методы исследования - изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений, синтез, классификация, аналогия.

Теоретическая часть

Глава I

Любая сюжетная линия включает в себя экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку и послесловие. Соответственно, функции действующего лица Проппа также можно разделить на составляющие сюжетной линии. Итак, в экспозицию можно включить: отлучку (отъезд, смерть важных для героя людей, запрета (появление запрета или совета), нарушение запрета (игнорирование совета), выведывание (враг пытается узнать информацию о герое), выдачу информации (враг узнает информацию о герое), подвох (враг обманывает жертвы), пособничество (жертва поддается обману).

К завязке относятся: вредительство (враг наносит вред герою или членам его семьи), посредничество (о беде сообщается герою), начало противодействия, отправка (герой покидает дом)

Затем начинается фаза развития: первая функция дарителя (герой должен пройти испытание для получения подарка, вводиться новый персонаж-даритель), реакция героя на подарок (положительная или отрицательная, изменение отношения к дарителю), получение волшебного средства (совета, знания, предмета, который поможет ему в дальнейшем), перемещение в иное царство (к месту предмета поисков).

К кульминации относятся: борьба героя с врагом, клеймение (враг помечает героя)

После кульминации наступает фаза развязки: победа героя над врагом, ликвидация начальной беды или недостачи, возвращение героя домой, погоня за героем, спасение от погони

На этом сказка может кончиться, но часто встречается дополнительный сюжет, в котором действуют лжегерои. Новая беда создает новый ход, и таким образом иногда соединяется в один рассказ целый ряд сказок. Далее появляются новые функции:

Завязка: неузнанное прибытие (героя не узнают), необоснованные притязания (предъявляют лжегерои)

Развитие: герою предлагается трудная задача, задача решается

Кульминация: героя узнают, обличение лжегероев

Развязка: наказание лжегероев, трансфигурация

Послесловие: свадьба (или иное награждение героя)

Глава II

На основе изученных нами классификаций героев Нортопа Фрая, Джозефа Кэмпбелла, Кэрол Пирсон, Нила Геймана, Маргарет Марк и Карла Юнга был выделен ряд архетипов образов героев. Все они встречаются и в русской народной сказке.

Герой воин, идеалист, победитель - Иван крестьянский сын («Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»).

Невинный (ребенок) - Внучка («У страха глаза велики»).

Сирота свой парень», славный малый) - Иван-царевич («Царевна-лягушка).

Любовник (романтик, эстет) – Финист Ясный Сокол («Финист Ясный Сокол»).

Союзник (помощник) - Гуси-Лебеди («Гуси-Лебеди»).

Странник (Искатель) - Колобок («Колобок»)

Мудрецы (исследователи) - Дед Мороз («Морозко»).

Бунтаря (разрушитель, изгой, преступник) - бабушка («Золотой рыбки»).

Шут (трикстер) - Емеля («По щучьему велению»).

Мачеха - Царевна («Финист Ясный сокол»).

Волшебник (маг) - Щука («По щучьему велению»).

Наставник (опекун, мать) – Серый волк («Иван-царевич и серый волк»).

Анима (Анимус) - Елена Прекрасная («Иван Царевич и серый волк»).

Femme Fatale - братец Иванушка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Жестокий авторитет (правитель, властитель) – семья Крошечки-Хаврошечки («Крошечка-Хаврошечка»).

Дьявол (мистическое зло) - Кощей Бессмертный («Марья Моревна»).

Романтический герой-злодей (искуситель, соблазнитель) - Лиса («Колобок»).

Абстрактное зло - Лихо одноглазое («Лихо одноглазое»).

Трус – Заяц («Заяц-хваста»).

Лжегерой (предатель, лжец) - братья Ивана-царевича («Иван-царевич и серый волк).

Практическая часть

Глава I. Гарри Поттер

1.1 Анализ сюжета

1.1.1 Анализ сюжета первой части

Как и волшебные сказки, «Гарри Поттер и Философский камень» можно также разложить по функциям действующих лиц Проппа.

Отлучка – в начале повествования читатель узнает о смерти родителей Гарри Поттера. Они оказываются убиты темным магом, а сам мальчик попадает к семье тетушки.

Запрет – с момента гибели родителей проходит десять лет, и тетя Петунья и дядя Вернон запрещает главному героя ехать в волшебную школу. Они отбирают у него письма, заколачивают двери и окна.

Как и должно герою, Гарри нарушает запрет, и уходит с хогвартсовским лесничим Хагридом из дома тети и дяди.

Дальнейшие функции описывают действия врага. Волдеморт, темный волшебник, убивший родителей Гарри, проникает в Гринготтс, гоблинский банк, в хранилище, где находится важный артефакт и выведывает информацию о нем.

Затем Волдеморт принимает облик преподавателя Защиты от Темных Искусств – профессора Квирелла. Таким образом, это функция подвоха. На этом моменте функции врага прерываются другими.

В магазине волшебных палочек Гарри Поттер выбирает палочку. Таким образом, Олливандер выступает в роли дарителя. Затем Гарри предстоит пройти испытание – палочку получается подобрать не сразу, а единственная, что подошла ему – сестра палочку Волдеморта. Реакция Гарри на это – удивление и небольшой страх. Так он получает волшебное средство. Изначально волшебная палочка в магическом мире не является чем-то особенным, то есть является обыденной вещью для той среды, в которую он попал и в которой будет вестись дальнейшее повествование. Тем не менее палочка Гарри особенна за счет родства с орудием Темного Лорда, что в последствие поможет герою.

Далее порядок функций несколько меняется. Гарри Поттер отправляется в Хогвартс.

Затем происходит пособничество, следующая функция врага: Гарри Поттер считает злодеем профессора Снейпа, а не Квирелла, и чинит первому препятствия, хотя мастер зелий наоборот защищал Гарри. Тем самым он сам помогает Волдеморту.

Находясь в волшебной школе Гарри проходит ряд испытаний (перемещение в иное царство), итогами которых становится еще одно получение волшебного средства: на Рождество он получает мантию-невидимку от таинственного дарителя. Эта вещь уникальна и не имеет аналогов. Реакция героя на это – снова удивление и радость от подарка.

С помощью этой мантии Гарри и его друзья узнают важную информацию – Волдеморт собирается похитить Философский камень – артефакт из фазы выведывания. Пройдя еще несколько испытаний, Гарри остается один на один с темным волшебников. То есть происходит борьба героя с врагом, в которой герой побеждает.

Волдеморт клеймил Гарри еще в детстве, оставив шрам в виде молнии на лбу, однако во время боя, он также касается героя, сам рассыпаясь от этого прикосновения.

Затем Гарри просыпается в больничном крыле (функция возвращение героя).

Так заканчивается первая книга о Гарри Поттера – второй сюжет с участием лжегероев отсутствует.

Важно отметить, что функции Проппа идут не в заявленным порядке, однако почти все присутствуют. Также некоторые функции используются более одного раза, а именно: первая функция дарителя, реакция героя, получение волшебного средства. Несмотря на то что слово «первая» подразумевает единственное использование, эта функция была использована два раза, исходя из значения этих подарков для героя. Волшебная палочка помогала Гарри на протяжение всего цикла и служила его проводником в волшебный мир, в то время как мантия-невидимка имела большое значения с точки зрения психологического здоровья, так и сюжета. Мантия-невидимка была для Гарри связью с родителями и первым полученным подарком на праздник, что помогло осознать ему собственную нужность.

1.1.2 Анализ сюжета всего цикла

На примере выбранного произведения, мы покажем, что функции сюжета Проппа применимы не только для отдельно взятой части книги, но и для сюжета всего цикла в целом.

Начало повторяет функции первой книги, а именно: отлучка, запрет, нарушение запрета, выведывание, подвох, первая функция дарителя, реакция героя, получение волшебного средства, отправка, пособничество, первая функция дарителя, реакция героя, получение волшебного средства.

Борьба героя с врагом здесь имеет не локальный характер, а длиться на протяжение всего цикла, а финал происходит в конце седьмой книги. Начальная беда ликвидируется при победе героя: Гарри одолевает Волдеморта, и он погибает, освобождая страну от своей тирании.

Гарри Поттер возвращается в мирное время, где происходит воцарение – награждение героя и свадьба в эпилоге.

1.2 Архетипы героев

Архетип Гарри Поттера в начале цикла – сирота. Он «потерян» и одинок. В основе сироты лежит умение налаживать контакты с окружающими. Это качество Гарри проявляется лишь в Хогвартсе: там он знакомиться с Роном и Гермионой, завоевывает любовь преподавателей. В дальнейшем герой развивается и его архетип изменяется на героя. Его любовь к ближнему, гуманизм становятся принципами, смелость перерастает в мужество. Он исполняет роль героя от начала и до конца: Гарри приходит в момент, когда более всего необходим и идет сражаться со злом.

В основе героя Рона Уизли лежит архетип союзника. Он дополняет Гарри, его черты контрастируют с качествами героя, и он помогает ему на протяжение всего цикла.

Гермиона Грейнджер – типичный герой. Она с детства принципиальна – достаточно вспомнить ее отношение к нарушению друзьями правил. Она честна, отважна и не отступает от намеченной цели. Иногда ее уверенность перерастает в самоуверенность.

Изначально архетип Северуса Снейпа является бунтарь: он ведет одинокий образ жизни и добровольно покидает общество. Его амбиции оказываются нереализуемы. Северус не может получить должность учителя Защиты от Темных Искусств на протяжение пятнадцати лет. Однако по ходу развития сюжета читатель узнает его предысторию, и архетип изменяется на романтического героя-злодея: после издевательств в детстве и невыполненного обещания Дамблдора спасти Лили, Северус разочаровывается в людях, становится мрачным и циничным.

Невиллом Лонгботтомом проделал путь, похожий на путь Гарри Поттера. В начале повествования он неуклюж, застенчив, слаб и пуглив, и в его основе лежит архетип невинного, однако к концу книги он возглавляет сопротивление в Хогвартсе и становиться героем. Его окончательное становление этим архетипом происходит после убийства Нагайны.

Тоже самое происходит и с Драко Малфоем. В начале произведения он лжегерой и отрицательный двойник Гарри Поттера, но со временем он становиться самостоятельным героем бунтарем.

Еще один лжегерой – это Барти Крауч-младший. Он присваивает себе личину Аластора Грюма и целый год преподает в Хогвартсе, выполняя свой план по возрождению Волдеморта.

Златопуст Локонс – лжегерой. Он присваивает себе достижения других людей. Он узнает истории путешественников, затем стирает им память и издает книги, где в центре приключений и подвигов он. Однако Златопуст при этом еще и трус. Как только он видит для себя опасность, то предпочитает бросить все и сбежать. Это происходит в «Гарри Поттере и Тайной комнате», когда его отправляют сразиться с чудовищем из подземелий.

Питер Петтигрю также является трусом. Он предал своих друзей и встал на сторону Вольдеморта, который побеждал в войне. Все его действия продиктованы страхом. Даже его анимагическая форма подтверждает это – он крыса.

Крайне интересно наблюдать за изменением архетипа Волдеморта. В начале книге он показывается, как абстрактное зло, он обезличен, и люди бояться произносить его имя, хотя его герой еще не появился. Затем в книге «Гарри Поттер и принц-полукровка» читатель узнает предысторию Волдеморта, и в юности он был дьяволом. После возрождения во время поиска сторонников и начала террора в Англии, Волдеморт становиться жестким авторитетом.

Образов наставников в книге Джоан Роулинг много – это многие преподаватели в Хогвартсе: Минерва Макгонагалл, Рубеус Хагрид, Молли Уизли (хотя в ее случае правильнее интерпретировать как мать) даже Альбус Дамблдор в первых шести романах. Затем читатель узнает его настоящие мотивы и смерть Гарри в ходе плана по нейтрализации Волдеморта. Становиться очевидно, что он маг, «серый кардинал».

Петунья и Вернон Дурсли представляют собой архетип мачехи, противопоставляясь наставникам из Хогвартса.

В «Гарри Поттере» есть и ситуативные архетипы: к примеру, Джинни Уизли. Ее «личный» архетип – это Анима, однако во второй книги ее действия ведут началу серии ужасных преступлений в Хогвартсе, и она выступает в роли FemmeFatale.

Схожую ситуацию мы может наблюдать на примере Нарциссы Малфой, однако есть несколько важных отличий. В начале она поддерживает идеи Волдморта и предстает перед читателем в роли романтического героя-злодея, однако в конце любовь к сыну перевешивает преданность делу Пожирателей Смерти, и она предает Волдеморта, чтобы спасти Драко. Так она становиться матерью, и этот архетип становиться для нее новым, личным.

Необходимо отметить важность степени выраженности архетипа. Так Сириус Блэк – типичный любовник, однако его шутки иногда граничат с жестокостью, хотя изначально этому архетипу присущ гуманизм. Это можно увидеть также на примере Полумны Лавгуд, она исследователь, но при этом она чересчур погружена в свои мысли, что это лишает ее прагматичности. Другим героем она кажется странной и смешной, однако именно ее идеи очень помогают. Так, например, она предложила полететь всем на фестралах.

Беллатриса Лестрейндж и Люциус Малфой – дьяволы. Для женщины путь этого архетипа заканчивается смертью, а для Люциуса сменой роли. Он становится трусом, и вся его внешняя мишура и важность исчезают.

Некоторые герои не изменяют свой архетип вовсе и не имеют каких-либо особенностей. К примеру, это Римус Люпин. Он странник: одинокий и не имеющий своего места в жизни. Он оборотень, что автоматически делает его изгоем из общества. Можно было бы предположить, что он изгой, однако он не имеет личных амбиций, которые хотел бы удовлетворить.

Нимфадора Тонкс – воин. Она сильная волшебница, обладает твердым характером и верностью. Она готова до последнего сражаться за то, во что верит. К сожалению, ее судьба трагична: в битве за Хогвартс она погибает, защищая замок и будущее своего сына.

Глава II. Властелин Колец

2.1 Анализ сюжета

2.1.1 Анализ сюжета первой части

В сюжете «Братства кольца» можно выделить некоторые функции, которые соответствуют функциям волшебной сказки Проппа.

В начале книги происходит отлучка – Бильбо Беггинс отмечает свой день рождения, после которого покидает Шир и отправляется в эльфийские земли, оставляя племяннику Фродо Беггинсу в наследство свой дом и кольцо – это первая функция дарителя. Фродо не понимает всей ответственности принятия этого дара, а потому лишь слегка удивлен, что дядя оставил ему любимое кольцо (реакция героя, получение волшебного средства). Косвенно дарителем можно считать не Бильбо, а Гэндальфа, ведь именно он заставляет хоббита оставить кольцо, которое ему кажется подозрительным. Так появляется запрет на использование кольца. Следующая функция наступает спустя шестнадцать лет уже после начала путешествия героя в эльфийский край Ривенделл. В ходе похода Фродо случайно надевает кольцо, тем самым нарушая запрет, и всадники Темного Властелина узнают о нем и отправляются на его поиски.

Параллельно с этим начинается функция выведывания, в которой прислужники Саурона пытаются выяснить информацию о местонахождение кольца. Соответственно происходит выдача – орки пытают Голлума и узнают фамилию Фродо, у которого хранится это кольцо. Врагу удается обмануть Фродо – заставить его надеть кольцо, то есть герой является пособником, ведь из-за него слуги Темного Властелина узнают его местоположение. Таким образом фазы нарушения запрета и пособничества совпадают.

Функцию вредительства можно рассматривать в глобальн6ом масштабе, а не локальном с нанесением вреда членам семьи. Угроза порабощения весит над всем Средиземьем.

Итак, затем Фродо прибывает в Ривенделл, где ему сообщается о нависшей над миром угрозе (посредничество). На совете герой решает выступить против врага, таким образом появляется следующая функция – начинающееся противодействие врагу. Вместе с членами созданного Братства Кольца, Фродо отправляется в Мордор, чтобы уничтожить кольцо.

Однако перед эти дядя, ведь как мы ранее выяснили дарителем кольца выступал не Бильбо, а Гэндальф. Он дарит ему мифриловую кольчугу – это первая функция дарителя. Реакция героя положительная и он получает кольчугу.

Далее герои начинают долгий путь (перемещение в иное царство – Мордор). Рассматривая строение сюжета «Братства кольца», мы выделили следующие функции: борьба героя с врагом – в роли врага выступает Кольцо всевластия. Оно воздействует на сознание Боромира, и он нападает на Фродо, чтобы забрать Кольцо себе. Герою удается спастись и сбежать, что можно отнести к победе героя. Затем происходит клеймение – Кольцо влияет на Фродо и других членов братства, заставляя их расстаться: оно глубоко проникает в их мысли и оставляет там след.

Фродо продолжает свое путешествие, за ним гонятся орки, но Арагорн, Леголас и Гимли их отвлекают, и он спасается от преследования.

2.2.2 Анализ сюжета всего цикла

Часть функции «Властелина колец» повторяет «Братство кольца», а именно: отлучка, запрет, выведывание, выдача, нарушение запрета, пособничество, вредительство, посредничество, начинающиеся противодействие врагу, отправка, первая функция дарителя, реакция героя, получение волшебного средства, перемещение в иное царство.

Следующая функция появляется лишь ближе к финалу произведения. Фродо под воздействием магии борется с соблазном оставить кольцо себе и побеждает в этой битве, бросая кольцо в огонь Роковой горы и теряя кисть (клеймение).

После уничтожения кольца начальная беда ликвидируется, то есть угроза тирании Саурона и порабощения мира исчезает.

После этого Фродо возвращается в домой, однако происходит неузнанное прибытие – Шир изменился, и им теперь заправляет Саруман Белый, переметнувшийся на сторону тьмы в начале повествования. Таким образом, Саруман – лжегерой, а его притязания необоснованны. Фродо и другие хоббиты должны спасти Шир, что является трудной задачей, которую они решают. Тем временем другие хоббиты узнают Фродо, и Сарумана наказывают – хотят отправить в изгнание, однако его убивает его же соратник – Гримо.

В финале Фродо предоставляется уникальная для хоббитов возможность отправиться за море вместе с эльфами, то есть это функция воцарение.

2.2 Архетипы героев

Анализ герое мы начали с главного героя, Фродо Беггинса. В начале он – славный малый – простой хоббит из благодатного края Шир. Он ничем не выделяется среди других обитателей этого места: его не тянет к приключениям, как Бильбо Беггинса, он не хочет сражаться на мечах и путешествовать. Но под гнетом обстоятельств он вынужден отправиться в путь. Постепенно архетип славного малого стирается под влиянием Кольца. Оно путает его мысли, заставляет его совершать неправильные поступки и подчиняет его волю. После избавления от гнета Кольца, Фродо возвращается к архетипу славного малого, однако в другую его грань – сироты. Фродо потерян и одинок. Власть Кольца оставила на нем неизгладимый след: «Но теперь я знаю, что рана моя слишком глубока. Я хотел спасти Шир, и теперь он спасен, но не для меня. Так часто бывает, когда нужно что-то спасти: кто-то должен отказаться от него, потерять для себя, чтобы сохранить для других.» [18]

В произведениях крайне важны трикстеры. Они разбавляет мрачность повествования, добавляют юмор. В «Властелине колец» — это Мерри и Пиппин. В первой книге они все время шутят, делают глупости и разбавляют повествование. Еще более интересно наблюдать за их становлением как героев. Со временем они возмужали и совершили несколько подвигов, однако сохранили свой оптимизм и юмор, пройдя сквозь множество испытаний.

Отдельного внимания заслуживает архетип Сэма Гемджи. В начале повествования он предстает как славный малый – он услужливый, добрый, работает садовникам и искренне предан Фродо. Во время путешествия его появляется ситуационный архетип – союзник. Именно Сэм не оставляет Фродо и идет с ним до самого конца в Мордор, он первым заподозрил в Голлуме злодея, и именно Сэм фактически дотащил Беггинса до Роковой горы. На протяжение всех книг он остается на втором плане, однако его роль крайне важна, и без него Фродо не справился бы. По возвращение в Шир Сэму не составляет труда вернуться к старой жизни фермера: он заводит семью и наслаждается спокойствием и умиротворением. Это еще раз подтверждает, что личный архетип Сэма – это славный малый.

В «Властелине колец» есть несколько искателей, и их сюжетные арки доведены до логического завершения. Первый из героев – это Арагорн. Он наследник древнейшего рода королей Гондора, однако не прямой, ведь род Исильдура (первого правителя) прерван. В Гондоре много поколений правит семья наместников, а Арагорн не может найти свое место в жизни, и поэтому странствует по миру. Даже его прозвище, под которым он известен на тракте, отражает его суть и архетип – Странник (в оригинале Strider). В конце «Возвращения короля» Арагорн становится правителем Гондора – он находит свое место и возвращается к наследию предков. Таким образом, читателю показан полный путь, который проходит искатель.

Еще один герой, в основе которого лежит этот архетип, - Эовин. Ее путь более полный, чем у Арагорна и мы видим ее явные попытки примерить на себя разные образы и последовать различными жизненными путями. В начале Эовин видит себя, как племянницу короля и его помощницу. Она посвящает себя заботе о нем. Затем Эовин тайком отправляется вместе с войсками на помощь Гондору и убивает назгула. Так она пробует путь воина. Однако в финале мы узнаем, что Эовин вышла замуж на Фарамира и счастлива. Таким образом, она нашла себя в тихом счастье семейной гавани.

Отдельно стоит отметить двух основных злодеев этого цикла – Саурон и Кольцо всевластия. В основе образа первого лежит архетип абстрактного зла. Но протяжение всех книг он не участвует в действиях напрямую, однако читатель ощущает всю его мощь и могущество – через разговоры о нем, страх эльфов и общую атмосферу. Кольцо изначально – предмет, однако со временем мы узнаем, что оно обладает собственной волей и подчиняет себе сознания не только владельцев, но и их окружение. На протяжение многих лет Кольцо влияло на Голлума и со временем он превратился в ужасное существо, думающее только о нем. Оно же погубило Исильдура, а после поработило Боромира, чтобы он напал на Фродо, чтобы отобрать Кольцо. Таких примеров можно привести еще много, но становится очевидно, что Кольцо такой же участник всех событий, как и остальные герои, и играет не малую роль в сюжете.

Архетип жесткого авторитета также используется в книге, однако здесь более уместно использовать перевод правитель. Если в цикле «Гарри Поттер» Волдеморт был отрицательным героем и его архетип был крайней степенью жесткого авторитета. Дэнетор же правит Гондором и в первую очередь думает о благе своей страны. Он хороший король и воин: Дэнетор был первым из рода наместников, кто решился использовать Палантир, устанавливающий связь с Сауроном. Палантир подчиняется лишь людям с сильной волей, а Темный властелин также не смог сломить Дэнетора, в отличие от Сарумана. Более всего он думал о защите Гондора и потому отправил своего сына защищать крепость Осгилиат, что было крайне опасно. К концу жизни здоровье Дэнетора подорвалось. Сначала погиб его старший сын, потом в Палантире ему были показаны ужасные видения могущества Темного войска, а затем младший сын был смертельно ранен. Тогда Дэнетор обезумил и собирался сжечь себя на погребальном костре вместе с телом сына и тоже рекомендовал сделать и подданым, что не мучиться жизнью во тьме, ведь полагал, что война уже проиграна.

В книге также есть несколько мудрецов: Галадриэль и Гэндальф. Первая из них владычица золотого леса, одна из древнейших эльфиек. Ей ведомо многое, и она помнит последний союз эльфов и людей. С годами к ней пришла мудрость и огромная сила [14]. Она понимала, что, завладев Кольцом всевластия, она ничем не будет отличаться от Саурона.

Это же осознавал и Гэндальф. Он не взял Кольцо, ведь «Гэндальф как Владыка Кольца оказался бы куда хуже Саурона. Он остался бы «праведным», да только чересчур уверенным в своей праведности. Он бы продолжал управлять и распоряжаться «во благо», во имя выгоды своих подданных, согласно своей мудрости (каковая была и осталась бы велика)».[19]

Некоторые герои не имеют никаких особенностей, связанных с их архетипом. Так Леголас – любовник, Гимли и Боромир – воины, Радагаст – мудрец.

Мы можем проанализировать не всех героев, ведь многие из них находились под властью Кольца и потому действовали согласно его воле: Саруман, Голлум, Исильдур.

Заключение

Услышанные в детстве русские народные сказки оставляют свой след в памяти человека, и он бессознательно ищет схожие мотивы и сюжеты во взрослом возрасте. Однако они претерпевают некоторые изменения: порядок функций В.Я. Проппа может изменяться, а некоторые из них и вовсе не появляются в сюжете. Также одна и та же функция часто повторяется несколько раз, к примеру первая функция дарителя.

Архетипичность сюжета найдена как в одной книге, так и в сюжете цикла в целом. Первые функции чаще всего повторяются и кардинальные отличия проявляются только в финале, тем не менее могут различаться и отдельно взятые функции, в зависимости от влияния на сюжет. Так, например, при анализе первой книги мы выделили первой функцией дарителя одно действие, однако при рассмотрении общего сюжета цикла эта функция другая, но берется также из первой книги.

Гипотеза о том, что популярность подростковой литературы опирается на архетипичность образов, восходящих к русской народной сказке, нашла свое подтверждение. Среди проанализированных работа чаще встречается архетип романтического героя-злодея. Была выявлена вероятность совмещения в одном персонаже нескольких архетипов: один из них является личным и характеризует героя вне зависимости от обстоятельств, а другой проявляется ситуативно.

Архетип героя может изменяться по двум причинам: изменение личности героя в ходе повествования и раскрытие автором предыстории персонажа, которое влияет на его восприятие и говорит о его мотивах с другой стороны.

Имеет значение интерпретация и перевод названия архетипа для более точной характеристики героя (к примеру, «сироту» можно заменить «славным малым» для героя, которому это название подходит больше). Необходимо отметить, что важна степень выраженности архетипа и его крайности. Так в работе мы проанализировали двух героев-жестких авторитетов, однако они кардинально различаются, ведь степень проявления черт, характерных для архетипа, различается.

Список использованной литературы

[1] – Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное – 2018г. – 312с.

[2] – Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки – 2006г. – 128с.

[3] – Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой – 2018г. – 352с.

[4] – Фрай Н. Анатомия критики – 2013г. – 69с.

[5] – Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов – 2005г. – 336с.

[6] – Русские сказки: сборник – 2009г. – 208с.

[7] – Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и философский камень – 2002г. – 399с.

[8] - Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и тайная комната – 2002г. – 473с.

[9] - Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и узник Азкабана – 2002г. – 511с.

[10] - Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и Кубок огня – 2002г. – 667с.

[11] - Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и орден Феникса – 2004г. – 829с.

[12] - Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и принц-полукровка – 2006г. – 669с.

[13] - Роулинг Дж. К. Гарри Поттер и дары смерти – 2007г. – 638с.

[14] – Толкин Дж. Р. Р. Сильмариллион – 2009г – 428с.

[15] - Толкин Дж. Р. Р. Хоббит, или Туда и обратно – 2022г. – 256с.

[16] - Толкин Дж. Р. Р. Братство Кольца – 2017г. – 480с.

[17] - Толкин Дж. Р. Р. Две крепости – 2020г. – 384с.

[18] - Толкин Дж. Р. Р. Возвращение короля – 2020г. – 352с.

[19] - Толкин Дж. Р. Р Письма – 2022г. – 752с.

[23] - Большая игра профессора Дамблдора [сайт] URL: http://hpbiggame.tilda.ws/biggame

[24] – Большаков А. С. Вселенная «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкина в свете аналитической психологии К.Г. Юнга//Вестник Московского государственного университета печати – 2015г. – 241-245с.

Просмотров работы: 314