Волшебная сила слова

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волшебная сила слова

Францова О.В. 1
1МКОУ "Черницынская СОШ"
Гребенникова Н.Е. 1
1МКОУ "Черницынская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каково влияние слова на каждого из нас? Является ли слово такой силой, которая способна поддержать, дать человеку уверенность в себе и в своей деятельности или, наоборот, может стать тем, что «убивает» желание жить, радоваться и творить? Как научиться «отбирать» такие слова и интонации, которые не обидят собеседника и в то же время позволят говорящему выразить собственную оценку происходящего? Как писатели и поэты силой своего слова влияют на читателя? Можем ли мы чему-то у них научиться, чтобы применять это при общении с окружающими? Ответы на такие вопросы предполагается получить в ходе реализации научно-исследовательской работы «Волшебная сила слова». Расширение и углубление знаний происходит в связи с обращением к отдельным смежным с лингвистикой вопросам, рассматриваемым в психологии, биологии, физике. Для изучения вопроса выбрана индивидуальная исследовательская форма работы на основе научного и языкового материала.

Актуальность этой темы не вызывает сомнений. Сейчас проблемы языка являются очень важными и злободневными для любого неравнодушного человека, а особенно для нашего поколения. В последнее время, особенно в Интернете распространилась вредная привычка искажать язык до неузнаваемости. Мы живем среди людей. И каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих людях. Об этом надо помнить.

Цели и задачи исследования:

формировать ценностное отношение к русскому языку, как составной части национальной культуры;

содействовать осознанию влияния слова на жизнь человека, развивать ответственное отношение к своим словам;

создание в школьной среде психологически безопасного пространства на уровне вербального общения;

обратить внимание широкой общественности на проблему сквернословия и причины ее возникновения;

привлечь внимание к вопросу бережногоотношения к своему родному языку на основе духовно-нравственной жизни человека;

повысить уровень речевой культуры учащихся.

Гипотеза

Научиться осознанно и осмысленно говорить – это настоящее умение, которое поможет нам изменить свою жизнь кардинальным образом. Ведь каждое произнесенное слово – это ожившая мысль, образ, действие, которые непосредственно привлекают в нашу жизнь определенные события и влияют на наше самочувствие и здоровье в целом.

Ожидаемые результаты

Предполагается вывод: «Слово дано людям не для того, чтобы ослабить или унизить других. Его роль – поддержать падающего и поднять упавшего, дать свет тому, кто бродит в темноте, указать путь, потерявшемуся в пути. Слово дано для стремления к истине, поэтому в произносимых нами словах – наша судьба. То, что мы произносим, становится определенной частью материи и участвует в общем процессе жизни».

Данная работа является хорошим дополнительным материалом для занятий по речевому этикету, для уроков русского языка и литературы.

Основная часть

I. Слово – основной инструмент общения

В нашем мире слово является универсальным средством самовыражения человека, его способом проявиться в этом мире.

Наш мир построен на общении. Одна из самых больших наших задач – научиться правильному общению со всем миром. Это одно из составляющих понятия счастья для нас. Наша речь – основной инструмент общения. Поэтому то, как и что мы говорим, является настолько важным для нас, насколько вообще может быть для нас важно счастье.

Слова – проявление души. Состояние нашей души, и наша речь оказывает огромное влияние на окружающую нас среду. Слово – это вибрация, звук. Вообще все существующее находится в состоянии колебания, вибрации, а значит, издает звук. Вибрации могут быть хорошие, оказывающие положительное воздействие на мир. А могут быть негативные, жесткие, разрушительные. Вселенная состоит из неисчислимого количества вещей, которые обладают различными частотами колебаний. Эти вибрации постоянно взаимодействуют друг с другом.

Легенда о Вавилонской башне говорит, что когда-то все люди говорили на одном языке, понимали друг друга, а потому чуть было не достроили до небес огромную башню, то есть почти стали богами. Наверное, они сделали это раньше, чем нужно, и тогда боги создали разные языки. Люди сразу перестали понимать друг друга, передрались и разрушили башню. С тех пор люди не могут жить мирно, всё время ссорятся и не могут найти взаимопонимания. Теперь мы вновь потихоньку учимся понимать друг друга1.

Конечно, речь не является единственным средством общения людей. Невербальные средства общения: музыка, танец, символы, изображения передают чувства и переживания, даже архитектура является средством выражения человеческих эмоций. Но слово пока что является наиболее удобным, быстрым и универсальным средством передачи мыслей, чувств, опыта и информации.

Именно в словах человеческая цивилизация копит свои сокровища мысли. Печатное слово является тем, на чём держится наша культура, наука и история. Слово живое, наша речь в совокупности с нашими мыслями, является тем фактором, что ежесекундно творит нашу действительность.

В Древнем Риме была такая традиция. Больного, которому уже ничего не помогало, выносили прямо на оживленный перекресток или площадь. Каждый проходящий желал ему здоровья. Очень часто больные выздоравливали. Вот какова сила слова!

В начале 20 века был широко известен врач Эмиль Куэ, лечивший людей в Европе и Северной Америке. Его работа стала сенсацией, о нём говорят до сих пор. Суть его методики заключается в том, что он заставлял своих больных, часто безнадёжных, проговаривать вслух: «Каждый день я чувствую себя всё лучше и лучше». И всё, никаких таблеток и операций. И люди действительно выздоравливали, документально подтверждено излечение тысяч людей по этой методике2.

В Древней Руси доброму слову придавалось очень большое значение. Не зря в русских народных сказках у добрых персонажей изо рта сыпятся цветы и драгоценности, а у злых – лягушки и змеи. Так у детей воспитывалось правильное отношение к речи.

Люди – единственные существа, которые посредством речи могут разговаривать, то есть резонировать со всеми остальными созданиями и предметами мира. Чем добрее, мудрее и чище душа человека, тем большей силой обладают его слова.

2. Наблюдения мудрых

Советский поэт Вадим Шефнер, размышляя о судьбах языка и роли слова, написал такие строки:

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
(В. Шефнер)3
Продать, предать и купить – это слова, означающие действие, поступки человека.

Люди говорят разные слова – и хорошие, и плохие. Хорошие, добрые, умные слова – это хорошие поступки, а злые, жесткие, обидные слова – это очень плохие поступки, которые наносят удары прямо в сердце.
«…Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоухающим цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность, рассеять сомнения и повергнуть в уныние». (В. А. Сухомлинский)

Есть такая мудрая книга жизни под названием «Библия», которая была написана более 2000лет назад, и, тем не менее, дошла до современного человека. Значит, стоит задуматься над информацией, которую она несёт. О важности звука и слова говорят слова, написанные на первой странице: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог,
было вначале у Бога. Всё через него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.В Нём была Жизнь…”

А в первой её главе звучат такие слова: 
- И сказал Бог: да будет твердь… 
- И сказал Бог: да соберётся вода… 
- И сказал Бог: да произрасти Земля…
- И сказал Бог: Сотворим человека, по образу и подобию нашему, и да владычествуют они: мужчина и женщина.

Это одно из подтверждений тому, как влияют наши слова на нашу жизнь и окружающую нас атмосферу. Ведь Бог сотворил словом: землю, воду, свет, а главное, человека по своему подобию и образу. 

Человечеству дана возможность творить. Как? Словами. А люди  и творят, не понимая и не зная этого, пожиная плоды творения своего языка. Первый день творения важен не только тем, что свет отделился от тьмы, но и особой всемогущей, творящей и творческой ролью Слова. Ведь свет и тьма сделались отдельными лишь тогда, когда они были названы. В той же мудрейшей книге сказано, что слово – это семя, плоды которого мы пожинаем, «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34), «В слове языка всегда нужно ощущать и воспринимать божественный отсвет Слова, бывшего в начале всего (Ин. 1, 1). Вне слова нет бытия вообще.

Трудно представить себе, какую огромную роль сыграла библейская мысль о могуществе, силе слова, его божественном даре для человечества.

3. Слово и реальность

«Заговори, чтобы я тебя увидел»
древнегреческий философ Сократ(4)

Попробуем понять, что же такое «слово».?

Слово – способ выражения мыслей вслух. М ысль – результат анализа, фильтрации и обработки мозгом получаемой и хранимой информации. Таким образом, одни люди влияют на других, продвигаясь к своим целям и желаниям (мечтам), используя словесное общение.

Испокон веков люди старались не бросать слов на ветер, ибо верили в особую их «энергетику».

Русское слово «вещать» родственно слову вещь. Мы словом создаём (творим!) ту или иную атмосферу в собственном доме, в трудовом коллективе, в обществе в целом. Словом можно воодушевить и оскорбить, возвысить и унизить, улучшить и ухудшить настроение. Звучащий мат вообще заставляет людей съёживаться.

Биоэнергетическое воздействие слова, данное нам от природы и унаследованное от предков, проявляется очень отчётливо5.

«От малой искры до пожара людей язык доводит!» - сказал когда-то древнегреческий поэт Еврипид6.

История существования человечества помнит множество примеров положительного и отрицательного влияния слова на сознание целых народов.

Великой способностью манипулировать сознанием людей обладал Адольф Гитлер. Существовала особая наука произношения публичной речи, наполненной идеями нацистской пропаганды7:

"Способность восприятия масс очень ограничена и слаба. Принимая это во внимание, всякая эффективная пропаганда должна быть сведена к минимуму необходимых понятий, которые должны выражаться несколькими стереотипными формулировками".

"Чем многочисленнее толпа, к которой ты обращаешься, тем проще для восприятия должна быть твоя речь".

"Чем скромнее ее (пропаганды) научный балласт, чем исключительнее она принимает во внимание только чувства массы, тем полнее успех".

Отсюда требование к нацистским пропагандистам: находить наиболее простые слова и мысли, максимально упрощать речь, произносимую "на площади". И многократно повторять одну и ту же мысль. Принцип "бесконечного повторения" одного и того же был сформирован как одна из основ пропаганды в "Майн кампф" и воспринят соратниками Гитлера.

Так умело переданные мысли фашизма оказали колоссальное влияние на сознание масс и воплотили в реальность великую трагедию XX века.

И стория нашей страны доказывает, что великое русское слово как инструмент влияния на человека широко применялось в воспитании патриотизма, в призыве защитить свою Родину в годы Великой Отечественной войны. Призывы, лозунги, клятвы не могли пройти мимо человеческого сознания, потому что языковые формы (глаголы повелительного наклонения; слова, наполненные звуками «р», «д», «м», «з»; глаголы 2 лица единственного числа) по-особому влияли на каждого советского человека. Возникало впечатление, что эта краткая, лаконичная, убедительная речь обращена к тебе лично, и только ты отвечаешь за свою гражданскую позицию.

Современное общество расширило свои возможности в общении. Слово звучит из различных источников: СМИ, ТВ, радио, Интернета.

Л юди, понимающие процессы, происходящие с информацией и умеющие управлять им, владеют безграничными возможностями и грандиозной силой. Умея управлять информацией, человек может осознанно менять как свою личность, так и чужую.

Сегодня слово играет важнейшую роль при решении каких-либо дипломатических вопросов, при организации поддержки политических партий, распространении религиозных верований, продвижении товаров на рынок, сборе средств, популяризации событий и людей.

Ни для кого не секрет, что мысли материальны. Но как часто мы задумываемся о том, что такое слово? Самым главным инструментом в создании и преобразовании окружающего мира являются наши мысли8.

Причём позитивные, созидательные мысли создают благоприятные ситуации в нашей жизни,  а негативные наоборот страдания, разрушения и боль. Научно доказано, что мысли, которые доминируют в сознании человека, напрямую влияют на его жизнь. Другими словами, мысли материальны.

Более того каждое слово это озвученная мысль. Следовательно, слова тоже материальны. Оказывается, всё происходящее с человеком, в полной мере сходиться с тем, какие мысли доминируют в его сознании и какими словами мы выражаются эти мысли.

 Слово подобно всем инструментам художника. Каждая буква это краска, которой мы расписываем мир, каждый слог это кисть творца. Слово – это уже готовый образ, творение живописца под названием жизнь. Да именно жизнь. Словами мы создаём мир.

Научно доказано, что слова несут свой энергетический заряд. Одним из первых ученых, попытавшихся не только открыто сказать об этом, но даже защитить научную диссертацию на эту тему, был Иван Белявский. Он выдвинул данное предположение и обосновал его на примере многолетнего обследования нескольких групп людей. По мнению ученого, каждое произнесенное или услышанное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на его гены.

В течение ряда лет ученый и несколько его единомышленников вели наблюдение за двумя группами. Первая из них состояла из людей, в разговоре не обходившихся без матерщины, вторая - принципиально не использующих в обиходе "крепких" словечек. И вот что показали многолетние наблюдения. У "матерщинников" очень быстро появлялись возрастные изменения на клеточном уровне и различные хронические заболевания. Во второй группе, наоборот, общее состояние организма было на 5, 10, а порой и 15 лет моложе их официального возраста.

Аналогичные результаты были получены на другой стороне земного шара. Американская ассоциация психотерапевтов опубликовала данные многолетних исследований здоровья тысяч верующих и атеистов. Медики пришли к выводу, что в среднем человек, регулярно посещающий церковь и молящийся в ней, живет дольше, чем отвергающий религию. При этом верующие гораздо реже болеют так называемыми болезнями века: раком, гипертонией, диабетом. И это не случайно: ведь молитвы наполнены добрыми словами, успокаивающими душу, внушающими веру, любовь к окружающим9. «Способно мудрое слово печаль врачевать», - утверждал греческий поэт-ритор Менандр10.

А сколько слов, заряженных негативной энергетикой, продолжают разрушать общество? Сколько мата и ругательств мы повседневно слышим на улицах, видим в интернете и СМИ. Негативная энергия этих слов преследует нас и в реальном, и в виртуальном мира.

    Слово выводит человека из себя, меняет судьбы, разбивает отношения и даже убивает. «Злой язык – признак злого сердца!» - сказал древнеримский поэт Публий.

4. Мои эксперименты

Проведём несколько экспериментов, чтобы ответить на главный вопрос: «Как же слова влияют на биоэнергетическое поле и психологию человека?»

Эксперимент 1

Прочитаем два текста разного содержания и пронаблюдаем колебания звуковой волны. В этом нам поможет осциллограф.

1. Отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бирюк»:

«…Мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. «Ну на, ешь, на, подавись, на, - начал он, прищурив глаза и опустив углы губ, - на, душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей…»

Лесник обернулся.

- Тебе говорю, тебе, азиат, кровопийца, тебе!

- Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? – заговорил с изумлением лесник. – С ума сошёл, что ли?

- Пьян!.. не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!

- Ах ты… да я тебя!..»

2. Стихотворение А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье.
          Трели соловья,
Серебро и колыханье
          Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
          Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
          Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
          Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
          И заря, заря!..

Вывод

Активность звуковой волны зависит от эмоционального содержания мысли, от энергии произнесённого слова. А энергия бывает разной: положительной (позитивной) и отрицательной (негативной). Значит, всё, что мы произносим, можно разделить на эти две большие группы.


«Отрицательная» эмоция (отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бирюк») — это сигнал тревоги, напряжения, беспокойства.

«Положительная» эмоция (стихотворение А.А.Фета) — это сигнал возвращенного благополучия.

Следовательно, воздействие двух данных отрывков на биоэнергетическое поле человека можно сравнить с жесткими ударами первого и ласковыми поглаживаниями второго.

Эксперимент 2

В исключительном влиянии слов на психологию человека сомневаться не приходится. Влиянию слов на человека посвящена серьезная часть исследований в психологии. Некоторые психотехнологии, например, аутотренинг, полностью построены на работе со словом. Многие известные люди, сами того не осознавая, использовали словесное программирование, чтобы достичь какой-либо цели. Арнольд Шварценеггер в одном из интервью рассказывал, что в молодости он с утра до ночи повторял себе: «Я стану актером». Это помогло ему стать тем, кем он хотел, несмотря на то, что большинство окружавших его людей относились к его мечте скептически11.

Мохаммед Али, когда бегал кросс, постоянно говорил себе: «Я стану чемпионом мира, я стану чемпионом мира…». Так и произошло.

В чем же заключается механизм словесного программирования?

Частое повторение какой-либо словесной формулы со временем приводит к ее прочному закреплению не только в сознании, но и в подсознании. Постепенно она занимает доминантное положение.

В практической психологии такие словесные формулы называются аффирмациями.

Аффирмация — это словесная формула, помогающая нам поверить в себя и избавиться от проблем.

Хотим мы этого или нет, наши слова напрямую влияют на наши действия, а действия в свою очередь на жизнь. Недаром в бизнесе говорят о том, что необходимо окружать себя позитивными и успешными людьми. Позитивные люди говорят позитивные слова.

Попробуем провести эксперимент.

Вытяните руку и говорите, что моя рука тяжелая, моя рука устала. Затем говорите руке, что в ней полно сил и выносливости, говорите, что рука лёгкая как воздух.

Вы заметите, что рука начинает "слушать" ваши слова и уставать, когда ей давать команды усталости, а затем становится легче и выносливее, если давать команды выносливости и силы.

Вывод.

Слова – это программы, которыми мы отдаём команды бессознательному, а затем телу. Чтобы аффирмация «заработала», ее нужно повторить 300-400 раз, находясь в состоянии внутренней тишины и ни на что не отвлекаясь. Позитивные аффирмации помогут вам в решении многих жизненных проблем.

Заключение

Человек - это не только тело. Пищей мы питаем тело. Мыслями, словами и образами мы питаем душу и разум. Если Ваша диета будет состоять исключительно из чипсов, что произойдёт с Вашим телом? Тоже происходит с Вашим разумом, когда Вы употребляете негативные выражения.

При воздействии слов благодарности, прочтении молитвы, звучании 40-й симфонии Моцарта структура воды приобретает красивую и практически идеальную форму. Во время ссоры, передачи негативных слов и эмоций форма кристалл воды становится безобразной.

Если слова так влияют на воду, то на человека они обладают ещё более сильным воздействием. Человеком руководит не само слово, а то, что стоит за ним.

     Вспомним, например, святого Серафима Саровского. Он творил чудеса, исцелял людей, которые постоянно тянулись к нему. И значимую роль в этом играло именно слово. "Христос Воскресе, радость моя,"- именно этими словами старец встречал всех, пришедших к нему. Всех, от генерала до пьяницы; от богача до нищего... Всем Серафим Саровский дарил радость, тепло, счастье. Эти добрые слова вселяли надежду, исцеляли душу, позволяли по-новому взглянуть на жизнь.

Слово – это мощнейший инструмент преобразования окружающей реальности. Словом можно создавать и разрушать. Следите за тем, что говорите!

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас.

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

Марк Лисянский12.

Список использованных источников и литературы

Бойнова Т. М. Изучение лексики на материале пословиц и поговорок : [на уроках рус. яз.] // Рус. яз. в шк. – 2002. – № 3. – C. 44-47.

Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

Гобаневский М.В. Словом можно убить…// Русская речь. 2003. №6.

Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.

Горшкова Н. Д. Русская лексика : учеб. пособие : [для учащихся лицеев] / Н. Д. Горшкова, Г. П. Кашкорова ; Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. – 61с.: схем. – Библиогр.: с. 61.

Гусарова И. В. К углубленному курсу русского языка : [разраб. по лексике для VIII-XI кл. // Рус. словесность. – 1998. – № 5. – C. 43-48.

Д. Кехо. Подсознание может всё! – Минск, 2007.

Даль. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык, 1998.

Нидегаус И.В. МАТ русскому языку или Грех сквернословия. – Челябинск, 2008.

Пахнова Т. М. Работа с текстом при изучении и повторении лексики : [V-VII кл.] //Рус. словесность.. – 1995. – № 6. – C. 32-39.

Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М., 1989.

Собкин В.С. Культура речи современного подростка // Начальная школа: плюс до и после. 2004. №3.

Советская поэзия. В 2-х томах.
Библиотека всемирной литературы. Серия третья/ А.Краковской, Ю.Розенблюм. -
М.: Художественная литература, 1977.

Шипицына Г. М. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка : Лексика. Словообразование. Морфология : кн. для учителя / Г. М. Шипицына, С. С. Петровская, И. Н. Черников. – М.: Просвещение, 1995.

http://fizrazvitie.ru

http://psychology.net.ru

http://ru.wikipedia.org

http://www.ksdbook.ru

http://www.nepoznannoe.net

http://www.power911.ru/

http://www.ysnex.ru

Приложение

(¹) – https://dzen.ru/a/Y-qyk8Q9Qmh3bdxa

(2 ) - https://medaboutme.ru/articles/metod_kue_protiv_bolezni_mify_i_realnost/

(3) - Советская поэзия. В 2-х томах. Библиотека всемирной литературы. Серия третья/ А.Краковской, Ю.Розенблюм. - М.: Художественная литература, 1977.

(4) - https://proza.ru/2014/01/31/777

(5) - Д. Кехо. Подсознание может всё! – Минск, 2007.

(6) - Гобаневский М.В. Словом можно убить…// Русская речь. 2003. №6.

(7) - Д. Кехо. Подсознание может всё! – Минск, 2007.

(8) - . http://www.nepoznannoe.net

(9 ) - http://drevoroda.ru/interesting/articles/684/2202.html

(10) - Гобаневский М.В. Словом можно убить…// Русская речь. 2003. №6.

(11) - http://psychology.net.ru

(12) - Советская поэзия. В 2-х томах. Библиотека всемирной литературы. Серия третья/ А.Краковской, Ю.Розенблюм. - М.: Художественная литература, 1977.

Просмотров работы: 1098