"Хулиганка" запятая

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Хулиганка" запятая

Макосеева В.А. 1
1МБОУ МЛГ №33 г.о. Мытищи Московской области
Челнокова С.В. 1
1МБОУ МЛГ №33 г.о. Мытищи Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Древние рукописи читать сегодня трудно не только из-за незнакомых слов, а потому что они написаны без единого знака. И если даже расставить в них точки, смысл уловить будет трудно. Записанные на бумаге слова, далеко не всё могли выразить, что имел в виду их автор. Так, в современном русском языке появился раздел пунктуация с дополнительными средствами как знаками препинания, позволяющими пишущему и читающему выразить смысл и чувства живой речи.

Одним из важных знаков препинания, с которым связанно множество правил в русском языке, является запятая

Актуальность: тема правильного использования и написания запятой всегда вызывала у людей множество сомнений и вопросов, и до настоящего времени остается актуальной.

Цель работы:выяснить и подтвердить важность запятой в русском языке.

Для достижения этой цели, мной поставлены следующие задачи:

- изучить литературу и интернет-ресурсы по теме;

- изучить историю возникновения запятой;

- определить роль запятой;

- подобрать и проанализировать фразы, в которых запятая влияет на изменение смысла предложения;

- определить отношение одноклассников к смысловому значению текста путём анкетирования;

- составить диаграммы и подготовить анализ результатов исследования;

- подготовить наглядный продукт к проекту;

- подготовить заключение и сделать вывод.

 

Гипотеза: я считаю, что в наше время обойтись без запятой невозможно – это строгий знак препинания, который может стать участником различных событий и повлиять на жизнь человека.

Глава 1. Запятая в русском языке

1.1 История возникновения запятой

В Древней Руси летописцы не использовали никаких знаков препинания, тексты представляли собой набор букв, написанных в одну строчку без пробелов и знаков. Трудно представить, что когда-то и книги начали печатать без всех известных значков, которые сейчас называются знаками пунктуации. Лишь в конце XV века, в связи с развитием книгопечатания, в русском языке возникли первые знаки препинания.

Начало научной разработке русской пунктуации положил гениальный учёный и представитель грамматической науки XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов в своём труде «Российская грамматика», написанном в 1755 году.

Так, в главах IV «О знаках» и V «О правописании» (Наставление I «О человеческом слове») вышеуказанной грамматики, ученый писал, что «кроме букв в Российском языке употребительных, ставят при них разные знаки в строках и над строками, и для того первые называются строчными…». «Строчные знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам»[3].

Он выделил 8 знаков препинания, в том числе запятую.

М.В. Ломоносов даёт точный перечень употреблявшихся к тому времени в русской печатной литературе знаков препинания, в системе излагает правила их употребления, формулируя эти правила на смысловой и грамматической основе.

Сегодня знаки препинанияживут своей самостоятельной жизнью
в языке и имеют свою интересную историю.
Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, украшая и усложняя смысл и звучание записанной речи.

Русский писатель Константин Георгиевич Паустовский написал: "Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться"[2].

Наиболее распространенным знаком препинания в русском языке является запятая.

Необходимыми спутниками образованных людей, стремящихся говорить красиво, правильно и грамотно являются толковые словари. Так, в «Толковом словаре живого великорусского языка», автором которого является Владимир Иванович Даль, даётся объяснение происхождения запятой от слов «запятие», «запять», «запинать»[4] и собственно препинание, знаком которого она является и используется во многих языках.

Роль запятой

Современный русский язык является одним из самых сложных языков среди всех языков мира, с самой сложной грамматикой и содержит больше всего правил постановки запятых. Так, автором «Нового толково-словообразовательного словаря русского языка» Татьяной Федоровной Ефремовой даётся следующее значение слова «запятая»: «Это знак препинания, употребляемый для выделения и разделения слов, групп слов или предложений»[1].

Запятая обозначает паузу в предложении, передаёт правильный смысл в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, вводные слова, уточнения.

Две основные функции, вышеуказанного знака препинания (Рис.1):

для разделения запятая ставится:

- между частями сложного предложения и перед союзами, которые соединяют части сложного предложения;

- при однородных членах предложения, если между ними нет союзов, перед союзами А, НО, ДА и при повторяющихся союзах после каждого однородного члена предложения):

В качестве примеров мной подобраны фразы из литературных произведений известных писателей:

«Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво» (А.П. Чехов);

«Каштанка заскулила, протянула передние лапы и положила на них голову» (А.П. Чехов);

«Воздух был редок, неподвижен, звучен». (Л.Н. Толстой).

для выделения запятая ставится:

- при обращении;

- при выделении вводных слов;

- при уточнении.

Можно привести следующие примеры:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной..» (А.С. Пушкин);

«Скажи мне, кудесник, любимец богов…» (А.С. Пушкин);

«Балу, ленивый бурый медведь, который обучает волчат Закону Джунглей…» (Р. Киплинг);

«Ты, конечно, спору нет..» (А.С. Пушкин).

Рис.1

Итак, запятая в устной и письменной речи нужна для того, чтобы придать тексту необходимую интонацию и эмоциональный окрас. Она требует повышения или понижения голоса при чтении вслух и указывает на обращения и вводные слова.

Вместе с тем, с появлением запятой, мы начали использовать её не только в тексте.

Так, в русском языке при специальной письменной записи звучания слова – фонетической транскрипции, с целью передачи произношения отдельных звуков и их сочетаний, слов, словосочетаний и предложений, знак запятой ставится справа сверху у буквы, указывая на мягкий согласный (мир [м’и́р], медь [м’э́д’]).

Рис.2

Также знак запятой используется при составлении ребусов.

Ребус – это головоломка, которая сочетает в себе использование иллюстрированных картинок с отдельными буквами для изображения слов или фраз[5]. Это загадка, в которой зашифрованные слова или фразы представлены в виде картинок, букв, цифр, запятых и других символов.

Мной подобраны ребусы с использование знака запятой (Рис.3).

Рис.3

История ребусов началась еще до нашей эры в Египте, где слова проще было нарисовать в виде изображений, чем написать.

В цивилизованном мире, первые ребусы как загадки в рисунках появились в XV веке во Франции. В дальнейшем, благодаря сборнику ребусов, который составил француз Этьен Табуро в 1582 году, в начале XVI века ребусы появились в Германии, Англии, Италии.

В Россию ребусы попали в середине XIX века. Впервые слова, зашифрованные в картинках, предметах и буквах, появились на страницах популярного журнала "Иллюстрация" в 1845 году, а уже в 1881 году вышел в свет журнал «Ребус». Логотип этого журнала был сам выполнен в виде ребуса.

Разгадыванием ребусов – головоломок увлеклись многие дети и взрослые, что стало интересным и весёлым времяпрепровождением в кругу семьи. Популярность ребусов не падает и сейчас. Они отлично развивают память и мышление.

Запятая один из важных знаков, используемых при составлении и отгадывании ребусов.

Если говорить коротко, запятыми обозначают буквы, которые нужно убрать из слова. Они могут стоять с одной или с другой стороны от картинки. Поскольку текст читается слева направо, наличие запятой перед изображением означает, что убирают первую букву. Запятая после него указывает на то, что не берут в расчет последнюю букву. Знаков может быть несколько. В таком случае из слова, зашифрованного изображением, исключают несколько букв. А что означает запятая в ребусе вверху картинки? Еще одно правило гласит, что ребус читается сверху вниз. Значит, откидываем начальную букву. По аналогии уже понятно, что означает запятая в ребусе внизу - откидывание конечной буквы. Встречаются и перевернутые знаки. Значит, отбрасываются буквы с конца слова. Когда встречаются перевернутые рисунки, слово читается задом наперед. Если картинка содержит еще и запятую, нарисованную вверх ногами, то убирают конечную букву из прочитанного наоборот слова [6].

Я приведу вам пример, чтобы вы поняли значение запятых в ребусах. На рисунке изображен тюлень, а перед картинкой стоит две запятые. Значит, в слове «тюлень» надо убрать с начала две буквы, и вы узнаете, что в ребусе было зашифровано слово «лень».

Запятая стала настолько привычна для нас, что мы её просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить все её заслуги.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Влияние запятой на содержание текста,

судьбы людей и вещей

Словарный запас русского языка неимоверно богатый и обширный. Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.

Чтобы понять важность такого знака препинания как запятая в тексте, можно, к примеру, составить такое предложение: «Я вернулась домой с радостным лаем, меня встретил любимый щенок Пушок». Как мы видим, всего лишь из-за одной неправильно поставленной запятой предложение превратилось в полную нелепицу, а её автор оказался в комической ситуации.

В зависимости от того куда поставить этот знак препинания, запятая может сыграть и неприятную, злую шутку в жизни человека.

С целю подтверждения влияния запятой на содержание текста, судьбы людей и вещей, мной были подобраны следующие фразы

- находится дома, нельзя идти на улицу;

- находится дома нельзя, идти на улицу;

- молчать, нельзя просить;

- молчать нельзя, просить;

- уволить лишних работников, нельзя оставить;

- уволить лишних работников нельзя, оставить;

- пороть нельзя, простить;

- пороть, нельзя простить.

Проведя анализ написанных предложений, можно сделать вывод, что маленький знак запятой может изменить фразу так, что её смысл приобретает совершенно противоположное значение, и это доказывает, что запятая может кардинально изменить события и жизненную ситуацию человека.

Также, в просмотренном мной мультфильме «В стране невыученных уроков» главный герой Виктор Перестукин, из-за своей безграмотности, невежества, лени и незнания родного языка, попадает во дворец грамматики. От правильного написания запятой во фразе "казнить нельзя помиловать" зависела его жизнь и возвращение домой. Постановка запятой имело для него решающее значение. Он поставил запятую после слова "нельзя", и тем самым спас свою жизнь. Мультфильм наглядно показывает, как образование важно в жизни и как всего лишь запятая может изменить события.

«Если знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьёзным искажениям смысла. О таких искажениях рассказывает хорошо известный "пунктуационный анекдот". Он повествует о путешественнике, который в момент опасности обещал в случае спасения "поставить статую золотую, пику держащую". Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: "Поставить статую, золотую пику держащую". Таким образом, он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы»[7].

2.2. Отношение одноклассников к смысловому значению текста

Для того чтобы выяснить важна ли запятая в русском языке и надо ли уделять ей должное внимание, я решила провести опрос среди одноклассников. Анкетирование позволило изучить отношение ребят к запятой и её влиянию на смысл фразы и предложения.

В опросе приняли участие 24 человека. По его результатам 22 ученика (92%) считают, что запятая важна в русском языке и 23 (96%)– уверены, что запятая влияет на смысл предложения (Диаграммы 1, 2). И это не может не радовать, так как, только мы сами формируем желание и интерес к изучению правописания и пунктуации в русском языке.

Вместе с тем, одноклассникам было предложено постановить запятую в предложении – любовь хранить нельзя дарить(Диаграмма 3).

По результатам проведенного анализа,мнения разошлись и составили 17 и 7 человек. В обоих случаях запятая действительно может быть поставлена. Этот факт наглядно подтвердил, что каждый из людей по-разному воспринимает смысл фразы в силу своего сложившегося мировоззрения и личностных качеств.

Так же ребятами проведена фонетическая транскрипцияслова – бельё, только половина одноклассников дали правильный ответ, что показало как важно изучать грамматику русского языка (Диаграмма 4).

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

2.3. Продукт к проекту (наглядное пособие)

В ходе исследовательской работы с целью наглядного понимания окружающими важности темы, мной изготовлен и представлен продукт к проекту (макет, наглядное пособие) (фото 1, 2). На нём представлена фраза: «Казнить нельзя помиловать» и увлекательный ребус (зашифрованное слово - грамматика).

Имея возможность перемещать знак запятой на представленном макете, мы вместе с одноклассниками обсудили и наглядно подтвердили, как важно осмысленно использовать его в данном предложении. В очередной раз убедились, что такой маленький знак препинания может изменить судьбу и повлиять на события в жизни человека.

Отгадывая ребус, удостоверились, что запятые в этой головоломке, являются одними из главных символов, благодаря которым можно разгадать зашифрованное в картинках слово. А само разгадывание ребусов является увлекательным занятием.

Фото 1

Фото 2

Вот она какая, эта хулиганка запятая - важная, опасная и увлекательная.

Заключение

Изучив литературу по теме, проведя анализ полученных результатов исследований и создав наглядный продукт к проекту, я поняла, насколько важно быть грамотным и любознательным, чтобы по достоинству оценить важность и правильность использования знака препинания, как запятая в русском языке.

Моя гипотеза, что в наше время обойтись без запятой невозможно, нашла своё подтверждение.

В силу своего возраста, мне еще много придется узнать о запятой и запомнить все важные правила её написания. Прочитать много литературных произведений и по достоинству оценить всю значимость пунктуации в родном языке.

Однако, уже сейчас, я могу сделать важный вывод, чтов современном мире развивающихся технологий, необходимо не допустить обесценивания важности и умения правильно пользоваться запятой. Без знания правил её постановки невозможно овладеть письменной речью, которая позволяет людям передать свои эмоции, знания и опыт будущим поколениям, а это является важной частью нашей жизни.

И мне ещё представится возможность изучить роль и влияние запятой не только как знак препинания в синтаксисе многих языков, но и её значение и важность в математике, программировании и других науках.

Список литературы

ЕфремоваТ.Ф. «Новый толково-словообразовательный словарь русского языка», Дрофа, Русский язык, 2000.

Паустовский К.Г. Повесть «Золотая роза. Случай в магазине Альшванга», 1955.

https://ru.wikisource.org/wiki/Файл:Российская_грамматика_(Ломоносов_1755).djvu

https://dal.slovaronline.com/

https://en.wikipedia.org/wiki/Rebus

https://www.syl.ru/article/368418/chto-oznachayut-zapyatyie-v-rebusah---osobennosti-pravila-i-primeryi

file:///C:/Users/User/Downloads/sekrety_punktuatsii_granik_s_bondarenko_1995-98.pdf

Просмотров работы: 359