Введение
На свете есть слова, которые мы называем святыми. И одно из таких святых, теплых, ласковых слов - «мама». Это слово несёт тепло материнских рук, материнского слова, материнской души. Мама, мамочка - это целый мир! Первое слово в жизни каждого человека. Именно мама является одной из тех, кто прививает своему ребёнку всё то, самое доброе и хорошее что должно быть у любого человека: учит дружить, любить, быть честным и снисходительным. Все это говорит о том, что Мама незаменимый и дорогой человек в жизни абсолютно любого человека. И сколько бы нам не было лет – 5, 15 или 50 – нам всегда нужна мать, ее ласка, ее внимание, ее любовь. И чем больше наша любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
Актуальность работы обусловлена не угасающим интересом писателей в своем творчестве раскрыть образ матери, показать ее влияние на судьбу человека, отобразить душевное состояние, показать средства и приемы, с помощью которых раскрывается образ матери. Тема матери поистине бесконечна, потому что она вдохновляет.
Гипотеза: проведя опрос среди своих сверстников, я удивилась отношению многих детей к своим матерям. Мнения разнились и мне захотелось узнать, как же в художественной литературе писатели относились к образу матери в своих произведениях.
Задачи:
Выяснить насколько востребована тема материнства в художественной литературе;
На основе повести Л.Н. Толстово «Детство», рассказа В.М.Шукшина «Материнское сердце», осетинской легенды А.Горбунова «Задалесская Нана», нартского эпоса и поэмы Расула Гамзатова «Берегите матерей» раскрыть образ матери, показать ее влияние на судьбу человека;
Исследовать письма и документы советских людей, которые писали в последние минуты жизни в застенках гестапо, в тюрьмах и концентрационных лагерях, на фашистской каторге;
Выявить отношение к материнству у сверстников.
Сопоставить полученные данные.
Методы исследования: анализ произведений, опрос, обобщение.
До середины XIX века образ матери встречался в русской литературе не часто. Можно сказать, что до Николая Алексеевича Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью. Образ матери упоминался вскользь. Мама Некрасова – Елена Андреевна сумела пробудить в сыне отвращение ко всему негативному в жизни, она передала ему свою любовь и доброту, чуткость, стремление к справедливости. Мама была его первым слушателем и критиком.
В семилетнем возрасте написал для нее свои первые стихи «Любимой маменьке». Любовью к маме озарено все его поэтическое творчество. Мать пробудила в сыне сочувствие людскому горю, не дала его сердцу ожесточиться и очерстветь. Поэт писал матери:
«Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
Головой, бурям жизни открытою
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты – грудью своей
Защищая любимых детей…» («Рыцарь на час»)
Мать представлена в художественной литературе, как хранительница семейного очага, верная жена и защитница всех обездоленных. В выбранных мною произведениях образ матери представлен ярко и тепло, а материнская любовь - чистой и искренней. Образ матери не просто присутствует, но и олицетворяет собой бесконечную любовь и заботу, стойкость в преодолении жизненных трудностей, уверенность, покой и благородство.
Тема материнства в художественной литературе
«Детство» — первая автобиографичная повесть из трилогии Л.Н. Толстого. В повести описано детство Николеньки — главного героя книги. Многие черты характера маленький Николенька взял у своей матери — Натальи Николаевны.
Наталья Николаевна является второстепенным персонажем произведения. В повести Лев Толстой вспоминает и описывает только самые светлые и теплые воспоминания о ней. В воображении маленького Николеньки всплывают её взгляд, который всегда смотрел с добротой и любовью, искренняя, теплая улыбка, а также её нежные и ласковы руки. Даже во сне мальчик сразу же узнавал её прикосновения. Он любил слушать голос матери, ведь он был такой нежный и приветливый.
Наталья Николаевна — это образ идеальной матери, она всем сердцем и душой любила маленького мальчика. Надо сказать, что её доброта и чуткое отношение распространялись не только на родных, она также нередко помогала бездомным, иногда кормя их в своём доме. Она умело создавала в доме атмосферу уюта, слуги любили её, а гости были рады повидаться. Мама Николеньки больше всего хотела, чтобы дети запомнили её как любящую и заботливую мать, в одной из глав она просит Николеньку всегда любить её и никогда не забывать. [1]
Героиня была хорошо образованной женщиной. Она в совершенстве владела немецким языком и часто разговаривала на нём с детьми, играла на рояле и занималась вышивкой. Дети под её руководством также многому обучались, помимо чтения и уроков, они посвящали свое время изучению искусства.
Николенька рано лишается так горячо любимой матери, Наталья Николаевна тяжело заболевает и мучительно умирает, когда мальчику исполняется десять лет. Смерть матери сильно потрясла маленького мальчика, после этого события Николенька словно взрослеет за один день. Этот факт как бы показывает, что потеряв самого главного человека в своей жизни, мальчик теряет безмятежность раннего периода своей жизни. Детство главного героя заканчивается вместе с земным путем его матери. На протяжении всей жизни он вспоминает светлый образ мамы, её заботу и любовь.
Рассказ В. М. Шукшина «Материнское сердце», написанный в 1969 году, посвящен женщинам, способным испытывать самое сильное чувство на земле – материнскую любовь. Это чувство безгранично и может преодолеть любые преграды. А автор, который способен видеть самые мельчайшие детали, с великолепной точностью передал это в своем произведении.
Простой деревенский парень Виктор Борзенков отправляется на рынок для продажи сала, чтобы подзаработать перед предстоящей свадьбой. После продажи всего товара он отправляется в небольшой трактир, чтобы выпить стаканчик – другой. Там к нему подходит милая молодая девушка и просит угостить её, а затем приглашает к себе. Не подозревая ничего дурного, парень соглашается.
Наутро Витька очнулся под забором, с пустыми карманами. Парень настолько сильно разозлился на городских, что пошел и купил бутылку водки, и выпив, впутался в драку с полицейскими и его арестовали.
Мать, узнавшая о случившемся, сразу примчалась в город, поговорила с городовым и даже дошла до прокурора. Везде ей говорили, что сын виновен, ему грозит суд и реальный срок. Витька был самым младшим из пяти детей, добрым и хорошим парнем, но имел один недостаток, как только выпьет, то сразу становился сам не свой. Женщина не могла позволить, чтобы из–за глупости её сын сел в тюрьму, испортил себе всю жизнь. Она прикладывает большие усилия, чтобы вызволить его оттуда.
Сердце матери не было спокойно, она добилась встречи со своим ребенком. Женщина увидела осунувшегося и смирившегося со своей участью сына, приободрила его и в голове начала обдумывать все свои дальнейшие действия. Она не намерена верить в вину своего чада, и не считает, что он должен понести наказание. В голове только одна мысль – спасти сына. Сила материнской любви настолько сильна, что сердце готово оправдать любой поступок, совершенный глубоко любимым ребенком. [2]
1.1. Образ матери в осетинской легенде Алексея Горбунова «Задалесская Нана»
В Северной Осетии каждый школьник знает предание о женщине, которую в народе ласково называют Задалесская Нана – по-осетински «мама из села Задалеск».
В конце четырнадцатого века орды жестокого завоевателя Тимура уничтожили последние аланские поселения. Чудом спаслись только дети и эта женщина. Она решила спасти сирот. Нана хорошо знала горные тропы и повела детей в Дигорское ущелье Северной Осетии. Образ матери наиболее ярко выражен в отрывке:
«Был Субодай от злобы и от крови пьян.
Он приказал Алан в долине истребить,
Всех, до последнего ребенка умертвить!
Приказ отдал, столетних старцев не щадить,
Детей и женщин, в море крови утопить!
Нана с горы смотрела, как аул горел,
Как, за бежавшими, гонялись тучи стрел,
Как сабли тусклые секли детей сердца,
И как ножи в детей вонзались. До конца,
Нана забыть не сможет этот страшный день.
И на чело её, легла густая тень.
Никто в ауле том, в тот день не уцелел.
Грудных детей, и тех захватчик не жалел.
Младенцев плачущих, в костер палач бросал,
А сам, безумно, во весь голос, хохотал!
Нана от ужаса, застыла, как скала.
Из всех Алан, осталась жить, она одна.
Она решила умереть, упав со скал,
Но за спиной, вдруг можжевельник затрещал.
Нана пошла на звук, в колючие кусты,
Её душа и взгляд безумны и пусты.
И вдруг, увидела укрывшихся детей.
Их было несколько, одни, без матерей.
Был сильный отрок, малыша к груди прижал,
Но странно взгляд его недетский возмужал.
А рядом девочка. Хрустальная слеза,
Сверканьем солнечным, усталые глаза,
Вдруг осветила ярко. Поняла Нана,
Зачем судьба, её на кручу привела.
Нет, не затем, чтоб в скалах смерть свою найти,
А для того, что бы сирот могла спасти.
Чтоб Задалесский род Аланов не исчез,
Их сбережет от смерти темный горный лес.
Забрав детей, Нана их в горы увела,
Что бы согреть, свою накидку отдала,
Немного сыра, что нашлось в её мешке.
Ну а сама, пошла в долину налегке...»
Несмотря на тяготы, большие трудности, упадок сил, страх за жизни детей, Задалески Нана набиралась сил, мужества, храбрости и продолжала спать детей оставшихся без родителей и без крова:
«Все выше в горы, поднимается Нана,
Ей было б легче, если б шла она одна,
Ей было б легче, если б враг не шел за ней,
Ей было б легче умереть среди камней.
Но не имеет она права умирать,
Судьба доверила ей свой народ спасать,
И мерно, шаг за шагом, средь камней идет,
Двоих детей она в руках своих несет.
Нехитрый скарб на плечи давит и гнетет,
Но верит женщина, детей она спасет!
В пути недели, день за днем они идут,
Когда ж они приют в горах себе найдут?
Их голод мучает и гонит страх вперед,
Ведь по пятам за ними юзбаши идет.
Ему не трудно в скалах женщину догнать,
Если б он точно знал: каким путем шагать,
Он в каждый лаз заглянет и в любую щель,
Стрелу пускает, если заподозрит цель.
Уж пять недель Нана с уставшими детьми.
Избила ноги, больше нету сил идти,
Но вот пещера появилась перед ней,
В нее детей ведет Нана, хоть пару дней
В пещере можно от дороги отдохнуть,
Ей очень хочется, хотя б на час уснуть.
Она ведет детей в пещеру глубоко,
Конечно, жить в пещере будет нелегко,
Но дети живы, это главное сейчас!...»
Очень приятно читать строки, когда дети выросли, завели семьи, построили дома. Каждый из них был благодарен Задалесски Нана за то, что она спасла им жизни, вырастила их несмотря ни на что:
Когда пробил час Задалесской Нана, она созвала людей и поведала им такие слова, которые необходимо слышать каждому человеку:
«- Когда то я, вас в эти горы привела,
За нами кралась сметь и стерегла беда,
Но вы, в Дигори, научились снова жить!
И мы, народ Алан сумели возродить!
Я все исполнила, теперь пора уйти,
Ведь бог за нас, уже давно избрал пути,
И уходя, я вас прошу пообещать,
Отцов и дедов, никогда не забывать.
Они, как каждый из людей, хотели жить,
Но честь, не может пред бесчестием склонить,
Главу и взор свой, горцу лучше умереть,
Чем унижение семьи своей терпеть.
Пообещайте своих предков вы любить,
И в поведении, на дедов походить,
Живет под светлым солнцем только тот народ,
Который честь свою, врагу не продает!
Теперь, прощайте.
И исчезла средь камней,
А скалы серые, закрыли вход за ней...»
В этой легенде образ матери прослеживается с первых же строк. Она передает нам жизненную истину: «Мать это та, которая не родила, а та, которая вырастила». Алексей Горбунов нам ведает о том, что Задалесская Нана «Она же, матерью для всех Алан была, И всем Аланам, часть души своей дала! Ее души прекрасный свет в сердцах храним, Мы рождены, живем и умираем с ним!»
1.2. Образ матери в Нартском эпосе
«Нартский эпос осетин - хранитель генетической памяти этноса. В нем справедливо видят и отголоски реальных исторических событий, и структуры мифологического осмысления мира, и образы народной, этнической религии осетин, и отражение распространения христианства. Или, например, считают эпос летописью металлургов древности, где каждый герой символизировал определенный металл либо химический элемент - серебро, бронзу, сталь или ртуть. Но за тысячелетия своего существования эпос не стал ни исторической хроникой, ни волшебной сказкой. Он объединил все мотивы в форме сказаний. Эпос жил естественной жизнью народа, его хранителем была устная традиция. Сказания исполнялись в форме баллад, песнопений о прекрасных героях древности. Согласно историческим легендам, нарты, дети солнца и любимцы богов, проводили жизнь в военных походах, играх-состязаниях и молитвенных пиршествах, кульминацией которых были массовые танцы. Один из них, танец симд, сотрясал землю и горы и вызывал изумление Богов». [3]
Нарты – герои древних эпических сказаний. Василий Иванович Абаев – заслуженный деятель Северо-Осетинской АССР и Грузинской ССР, первый лауреат Государственной премии К.Л.Хетагурова…. говорил: «Если бы нас спросили, что в нартовском эпосе самое замечательное, мы бы ответили, не задумываясь: образ Шатаны. Тщетно искали бы мы в каком-либо ином эпосе женский образ такой мощи, такого значения, такого размаха, такой жизненности, как нартовская Шатана. Во многих эпосах женщинам отведена очень большая роль. Но, при всем этом, они остаются, в большинстве, носительницами чисто женского или семейного начала, чем, в конечном счете, определяется сфера их активности. Поэтому в других эпосах одну героиню можно легко заменить другой без ущерба для психологической или художественной правды. Нартовскую же Шатану никогда и никем заменить невозможно, равно, как нельзя ее удалить из эпоса без того, чтобы не ощутить зияющую пустоту». [4]
Шатана - истинная мать народа, центр и средоточие нартовского мира. «К ней сходятся все нити. Без ее участия и совета не обходится ни одно знаменательное событие. Это она взрастила нартам двух славнейших героев - Сослана и Батраза, не будучи им кровной матерью. Это она - мудрая и вещая - выручает их в труднейшие минуты. Это она открывает им свой гостеприимный чертог, когда их постигает голод.
Александр Бязров из «Памятников народного творчества осетин»: «Стонг адæм æгæр зыдæй куы фæриссой, зæгъгæ, сын Сатана къухæй халтъамадон фæлæвæрдта. Ныхъуырын чи нал
фæрæзта, уыдонæн та, иу къухы тæбæгъ, иннæ къухы уидыг, афтæмæй сын хæрын кодта».
«Чтобы изголодавшиеся люди не объелись себе во вред, она поила их жидкой кашей. Совсем ослабших она – в одной руке тарелка, в другой ложка – выкармливала своей рукой».
Щедрость Шатаны и изобилие ее стола вошли в поговорку: «Не 'фсин—Шатана» - «наша хозяйка – Шатана», это - высшая похвала женщине в устах осетина».
Шатана - могущественная чародейка. Она может вызывать снег и бурю, понимать язык птиц, может по желанию принимать вид старухи или молодой обольстительной женщины; взглянув в свое «небесное зеркало», она видит все, что происходит на свете…
Дочь Уастырджи, рожденная мертвой Дзерассой. За месяц вырастала как за год, а за год — как за три года.
Среди нартских девушек ей не было равных по красоте. От света её лица тёмная ночь превращалась в день, а её слова были острее меча и прямее солнечных лучей.
Шатана, обманув Елду, получает себе в мужья доблестного и умного Урызмага.
Шатана считается матерью двух неродных сыновей — богатырей Сослана и Батрадза. В одном из эпизодов Батрадз по зову Шатаны приходит на помощь нартскому народу.
Шатана — щедрая гостеприимная хозяйка, которая неоднократно спасает нартов от голодной смерти и прочих бед. Ей принадлежит заслуга изобретения популярных напитков осетин (аланов) — пива и алутона, а также хмельного медового напитка ронга.
Шатана — ключевая фигура эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие. Она защитница интересов и безопасности нартов. Надевая мужские доспехи, она сражается как воин. Ничто не ускользает от её глаз и небесного зеркала, с помощью которого она узнаёт всё, сидя в семиярусной башне.
1.3. Образ матери в творчестве Расула Гамзатова
Расул Гамзатов – советский и российский поэт, прозаик, переводчик. Участник Великой Отечественной войны, публицист и политический деятель. Народный поэт Дагестанской АССР (1959). Герой Социалистического Труда (1974). Годы жизни (1923-2003)
Невозможно представить, сколько прекрасных слов о матери сказано Расулом Гамзатовым. В его поэзии образ матери всегда сердечен, нежен и трогателен.
Памяти матери поэт посвятил великую поэму «Берегите матерей», которую он написал в 1976 году, спустя 11 лет, после того, как ее не стало.
Берегите матерей
Воспеваю то, что вечно ново.
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
И, моей не подчиняясь воле,
Рвется к звездам, ширится окрест…
Музыкою радости и боли
Он гремит — души моей оркестр.
Но когда скажу я, как впервые,
Это Слово-Чудо, Слово-Свет, —
Встаньте, люди!
Павшие, живые!
Встаньте, дети бурных наших лет!
Встаньте, сосны векового бора!
Встаньте, распрямитесь, стебли трав!
Встаньте, все цветы!.. И встаньте, горы,
Небо на плечах своих подняв!
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это — древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!
Как леса встают с зарею новой,
Как травинки рвутся к солнцу ввысь,
Встаньте все, заслышав это слово,
Потому что в слове этом — жизнь.
Слово это — зов и заклинанье,
В этом слове — сущего душа.
Это — искра первая сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это пусть всегда пребудет
И, пробившись сквозь любой затор,
Даже в сердце каменном пробудит
Заглушенной совести укор.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо.
В нем — исток всего. Ему конца нет.
Встаньте!..
Я произношу его:
«Мама!»
«Поэма «Берегите матерей» — это гимн Родине, матери, женщине. Она многозначна и поднимается до высоких гражданских обобщений, дробится на лирические отрывки или бытовые сцены и концентрирует внимание на образе.
Идейно-нравственное содержание поэмы обогащает введение в ее художественную систему фольклорных национальных традиций, фольклорной образности. Духовный и психологический портрет матери, проживший жизнь полную труда, забот, горя, но и радостей и счастья тоже, портрет человека, сумевшего выстоять».[5]
Для Расула Гамзатова слово «мама» - святое, неприкосновенное. С глубоким уважением он пишет свое стихотворение и требовательно взывает нас с таким же уважением слушать его.
Для меня лично эта поэма просит беречь мать, которая дала жизнь и всегда будет рядом несмотря на трудности и огорчения.
Расул Гамзатов написал много поэм, посвященные матери:
«По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски — ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого — особая судьба…» («Мама»)
«Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите,
От обид, от тягот и забот...» («Слово о матери»)
«Мне горько, мама, грустно, мама,
Я — пленник глупой суеты,
И моего так в жизни мало
Вниманья чувствовала ты...» («Матери»)
«Читая вас, я удивляюсь снова,
Как вы могли, глашатаи сердец,
О матерях не написать ни слова…» («Читая вас, я удивляюсь снова…»)
Книга «Целую руки матерей» - это лучшие стихи и поэмы автора, посвященные образу матери. В своей поэзии Расул Гамзатов настолько трогательно отобразил свое отношение к матери, что при прочтении его стихотворений на глаза невольно наворачиваются слезы.
2.Материнское сердце в годы Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны тяжелее всего было горе матерей, потерявших в войне своих детей. Были семьи, которые не дождались с войны всех своих детей. Так, из республики Северная Осетия-Алания, не вернулись с полей сражений – семь братьев Газдановых из села Дзуарикау, семь братьев Кобегкаевых из села Донифарс. По 6 сыновей потеряли семьи Хестановых из села Хаталдон и Темировых из села Чикола. В 16-ти семьях не вернулись с войны по 5 сыновей, 52 осетинские семьи потеряли в этой войне по 4 сына…
Судьба женщины-матери в Великой Отечественной войне самая сложная, самая трагичная. В годы войны им было особенно трудно, приходилось заменять ушедших воевать мужей, но и заниматься своим трудом, растить и поднимать на ноги детей. Именно она, может так сильно любить и жалеть, согревать теплом, заботой, быть чуткой, но в трудные моменты может мужественно встать на защиту своей отчизны. Ценой своей жизни спасала своих детей, отдавая им последний кусок хлеба, последнюю крошку… Именно она собирала детей в дорогу и своими руками отдавала их на защиту Родины, а может быть и на смерть. Но самое трудное для них ждать письма, ждать и бояться получить «похоронку»…
Многие женщины в годы Великой Отечественной войны, к сожалению, получали их и не один раз…
В стихотворении моего педагога по журналистике мультимедийной площадки «Пионер» - «Письмо солдата» Гаглойты Дзерассы Виленовны, описывается, как мать несмотря на полученную похоронку, не смотря ни на что продолжает ждать…
«Проходит вечер, и утро вновь настало,
Мать на порог вновь поспешила,
А там уж письмецо лежит.
С испугом почему-то наклонилась
И открывать ей не хотелось…
Малышка маленькая вышла,
Схватила письмецо:
-От братика, от братика,
Прочти скорее, мама!
А письмецо-то не от брата –
От офицера письмецо.
Открыв конверт дрожащими руками,
По щекам скатилась слеза:
«Ваш сын сражался как мужчина,
Настоящим был бойцом.
Погиб и похоронен на окраине…»
Упала на колени мать, а девчонка кричит:
-Мама, мама, мамочка,
Скажи, что пишет брат, скажи?!
«Нет больше брата,
-Нет сынишки, нет больше, дочка,
Нет его…
Обнявшись вместе у порога,
Мать с дочкой продолжают с фронта ждать…»
После Великой Отечественной войны по всему Советскому Союзу, а потом и по всей России победителям фашизма в местах самых крупных, кровопролитных боев воздвигали огромные мемориалы, фигуры, доски… Но среди множества монументов есть такие, на которые невозможно смотреть без слез. Это памятники матерям, не дождавшимся с фронта своих сыновей.
Сердце матери, оно хрупкое, беззащитное, любящее, порою, не выдерживало потерь…
Я исследовала книгу «Говорят погибшие герои» 1962 года издания, редактор З.Политов, художик Н.Симагин. Передо мной встали письма, дневники, завещания и записки советских патриотов, погибших в грозные дни Великой Отечественной войны. Большинство из них написаны в последние минуты жизни в застенках гестапо, в тюрьмах и концентрационных лагерях, на фашистской каторге. Так же, письма солдат и офицеров, написанные в момент тяжелых боев с гитлеровскими войсками. В этих письмах и документах звучит страстный призыв к победе над фашизмом, патриоты завещают современникам и потомкам продолжать борьбу за светлое будущее человечества и, конечно же, практически каждый из них писал свои последние строки своей любимой маме…
Завещание бойца Латышского добровольческого отряда Б.Лурье (Между 14 и 27 августа 1941 г.)
«Завещание.
Прошу переслать его моей матери, Лурье, проживающей в г.Кирове, она эвакуирована из Латвии.
Я умираю за Родину, за коммунизм. Прошло два месяца ожесточенной борьбы с врагом. Для меня наступил последний этап борьббы – борьба за Таллин. Отступления быть не может.
Жалко умирать в 24 года, но в настоящей борьбе, где на весы истории всего человечества ставятся миллионы жизней, я свою также отдаю, зная, что будущее поколение и вы, оставшиеся в живых, будете нас чтить, вспоминать как освободителей мира от ужасной чумы. Что еще писать?
Мама!
Не огорчайся.
Я не первый и не последний, положивший голову за коммунизм, за Родину.
Да здравствует СССР и победа над врагом!»
Из дневника Ленинградского юноши В.Г.Мантула (23 июня 1941-13 января 1942)
«…..Дым идет только из форточек жилых квартир, куда выведены трубы «буржуек», да и то не из всех. У многих нет даже возможностей топить времянку за неимением дров. Очень большая смертность. Да и я сам не знаю, удастся ли пережить нашей семье эту зиму…
Хотя бы мать моя выдержала все эти лишения и дожила до более легких дней. Бедняга, тоже старается, выбиваясь из последних сил. Ну, а много ли у 46-летней женщины?... Ведь она одна, фактически, нас и спасает сейчас. То пропуск в столовую, то от себя урвет лишнюю порцию от обеда, чтобы прислать ее нам, то хлеба кусочек. А сама живет в холоде и голоде, имея рабочую карточку, питается хуже служащего. Неужели это все-таки долго протянется? Впереди еще два месяца холодов и голода. Позади 4-месячная блокада и голод. Это поистине нужно быть железным…»
А в своем письме снайпер Н.В.Ковшова обращается к своей матери ласково «Милая моя мамусенька!... Твоя Натуся…»
В записке В.Манченко родным последние в своей жизни строки тоже посвящены родным, а именно маме: «Дорогие мама, дорогие мои братья Сергей, Женя, Коля и сестра Рая. Целую вас в последний раз»…
Записка партизанки В.Поршневой матери. (Декабрь 1942 г.)
«Завтра я умру, мама.
Ты прожила пятьдесят лет, а я лишь двадцать четыре. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю, за мою смерть отомстят мои друзья – партизаны. Они уничтожат захватчиков.
Не плачь, мама. Я умираю, зная, что все отдавала победе. За народ умереть не страшно….»
Письмо подпольщицы Н.Попцовой из гестаповского застенка Пятигорска. (6 января 1943 г.)
«Прощай, мамочка! Я погибаю… Не плачь обо мне. Я погибаю одна, но за меня погибнет много врагов.
Мама! Придет наша Красная Армия, передай ей, что я погибла за Родину. Пусть отомстят за меня и за наши мучения.
Мама, милая! Еще раз прощай…ведь больше мы с тобой не увидимся. Я погибаю.
А так хочется жить! Ведь я молодая, мне всего 20 лет, а смерть глядит мне в глаза…
…..Ой, мама! Прощай! Целую всю семью последний раз, с последним приветом и поцелуем….
Нина Попцова»
Записка Л.Г.Шевцовой из тюрьмы
«Прощай, мама, твоя дочь Люка уходит в сырую землю»
Записка краснофлотцв В.Чаленко командованию своей части
«Если погибну в борьбе за рабочее дело, прошу командиров Вершинина и Куницына при первой возможности зайти ко мне домой в город Ейск и рассказать моей матери, что ее сын погиб за освобождение Родины. Мой орден, комсомольский билет и этот блокнот передайте мамочке. Пусть хранит и вспоминает своего сына. Передайте ей бескозырку, пусть помнит сына-матроса...»
Письмо партизанки-разведчицы О.Д.Ржевской родным
«Здравствуй, милая мама.
Привет от дочки Ольги. Мама, родная, на сегодняшний день, т.е. 6 марта, два месяца, как я не вижу свободу, но это все ерунда...
…Милая мама, прошу я тебя только одно: обо мне не беспокойся, береги свое здоровье. Меня ты не вернешь, а здоровье потеряешь. Ведь ты одна, надеяться не на кого. Возможно, когда и дождешься Дуси. Возможно, она счастливее меня, а мне, мама, наверно, суждено погибнуть...
…Мама, еще раз прощу: обо мне не беспокойся – своей судьбы не избежишь. А мне, наверное, суждено так. Мама, милая, я сейчас только с Ниной, всех трех, которые были с нами забраны, их от нас взяли еще 14 февраля, и для нас неизвестно куда, домой или еще куда.
Милая мама, описывать интересного нет ничего, а мне сейчас хотелось бы услыхать хотя одно словечко о тебе, милая мама, и о всех своих родных, а потом бы умереть спокойно, а то, мама, мне моя судьба известна давно, но жаль мне тебя, милая мама…
…Мама, а вдруг бы переменилась обстановка и я бы вернулась к тебе, как бы мы были счастливы. Но нет, мама, в жизни чудес не бывает. Одно прошу, не беспокойся, береги свое здоровье и не жалей ничего…»
Письмо красноармейца П.Яблочкина
«Мама.
На отдыхе я. А поэтому есть время с тобой поговорить.
Очень жаль, что разговор наш будет последний. Хорошо бы ты это письмо никогда не получила, а до дождалась бы меня.
Я напишу его и буду носить на груди, если убьют, хоть и запоздало, но все же мы с тобой, как раньше, вдвоем потолкуем.
Я ушел на время от вас. Ты не плачь, мама! Я тебя только прошу о сыне – об Алешке. Ведь у него тогда и отца не будет. Погладь его по головке, сказку ему расскажи и за меня поцелуй.
Вот уже год, как я из плена бежал. А за пол года в плену чего я не видел! Нас заставляли насильно смотреть. Мама, трудно представить и в голове поместить. Я как вспомню, так думаю, будь они, слова, чтоб выругать, трудно для них подобрать…
…Ты не плачь. Я не умер, а ушел от вас, мама, как многие ушли, такие же, как я. Ушли мы в борьбе за народ, сметая с земли варварство, рабство…»
Какую же силу духа нужно иметь, какое крепкое сердце, какие нервы, чтобы пережить матери такое горе….
Образ матери предстает перед нами в полной ее мере…. Сильная, храбрая, мужественная…
Заключение
Произведения о матери – это одна из святых страниц в нашей литературе. Это не только воплощение любви, счастья, но и вдохновения. Образ матери будет жить в веках.
Проведя анкетирование среди сверстников, я узнала, что 20% детей часто ругаются со своими мамами, не понимают, что все, что хотят для них родители - во благо. 80 % понимают, что мамы всегда правы, но всё же, порой обижают и обижаются на них. Я рассказала им о том, как в произведениях нежно и тепло относились к своим мамам, как женщина Задалесская Нана спасла чужих детей, которые стали для неё родными. Зачитывала письма, записки, отрывки, написанные в последние минуты жизни, в годы Великой Отечественной войны… Я считаю, что каждый из них задумался и принял мои слова во внимание.
Своей работой я хотела привлечь внимание сверстников к образу матери не только в художественной литературе, но и в современной реальности. Я призываю: берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем и теплотой!
Использованная литература
Воскобойников, В.М. Всё будет в порядке : повесть / Валерий Михайлович Воскобойников. – Москва : Время, 2017. – 112 с. : ил. – (Время – детство!).
Агапова М.В. Моя невозможная мама/ М.В.Агапова; ил. Н.Б.Панин.-Москва: ЭНАС-КНИГА, 2020.-191c.: ил. - (Читаем всей семьей).
Бичурина С.М. Методика изучения лирического цикла А.Т.Твардовского "Памяти матери" в 11 классе/ С.М.Бичурина// Литература в школе: научно-методический журнал.-2020.-№3.-С.90-98.-(Поиск. Опыт. Мастерство).-Библиогр.: с.98.
Брубэйкер Брэдли К. Война, которая спасла мне жизнь: пер. с англ./ К.Брубэйкер Брэдли; пер. А.Ф.Родина.-Москва: ЭКСМО, 2021.-349c.-(Война Ады) (Книги, покоряющие сердца).
Клепцова Е. Образ материнства в современном обществе/ Е.Клепцова, Е.Пономарева// Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал.-2020.-№11.-С.68-72.-(Профессия - педагог).-Библиогр.: с.72
Эрлихман В.В. "Благословляю тебя, Митенька. На тебе была основана надежда старости моей...": Мария Менделеева (1793-1850), мать гениального ученого и еще 16-ти детей/ Вадим Эрлихман// Родина: российский исторический журнал.-2016.-№12.-С.24-27.-(Матери Родины)
Цимбаленко С.В. Роль матери в нравственном воспитании ребёнка: (выступление на родительском собрании)/ С.В.Цимбаленко// Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал.-2011.-№9.-С.55-58
Сухарева Е. Маменька окликнула его через время: Лев Толстой молился на портрет своей матери/ Елена Сухарева// Родина: российский исторический журнал.-2019.-№3.-С.16-17.-(Тема номера. Женщины Родины)
Гамзатов Р.Г. Берегите матерей!: поэма/ Р.Гамзатов; Пер. с авар. Ю.Нейман; Грав. О.Б.Рытман.-Москва: Дет.лит., 1978.-109с.: ил.
Козлова Л.М. "За человека он мог кинуться в огонь и в воду, за народ он стоял...": В.М.Шукшин в воспоминаниях матери и знавших его людей/ Людмила Михайловна Козлова// Литература в школе: научно-методический журнал.-2015.-№5.-С.15-17.-(Наши духовные ценности)
Интернет-источники
https://cominf.org/node/1166494573
https://www.km.ru/referats/02FF2E5636C04796845D9149D26C8ED5
https://otherreferats.allbest.ru
http://mifolog.ru
https://yadocent.livejournal.com
https://school-science.ru/8/5/43104
https://www.rasulgamzatov.ru/