Речевой портрет президента Российской Федерации В.В.Путина

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Речевой портрет президента Российской Федерации В.В.Путина

Указова В.А. 1
1МАОУ «СОШ №24» г.Удачный
Кокпоева Л.П. 1
1МАОУ «СОШ №24» г.Удачный
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Исследовательская работа: «Речевой портрет президента Российской Федерации В.В.Путина»

Предмет: публичная речь политика.

Объект: анализ создаваемого политиком языкового образа.

Цель: изучить языковой портрет политического лидера России В.В. Путина

Задачи:

1. Исследовать структуру языковой личности политика.

2. Проанализировать языковые особенности речи политического деятеля в рамках воздействия на слушателей.

3.Просмотреть в интернете записи наиболее известных публичных выступлений В.В. Путина, пронаблюдать за его речевым поведением, проанализировать содержанием речи с точки зрения языковых средств, удерживающих внимание публики, сделать  лингвистический анализ  одного из публичных выступлений В.В.Путина.

3. Исследовать индивидуальные особенности политического деятеля В.В.Путина как  национального лидера России с точки зрения лингвистики.

4. Описать речевой портрет В.В. Путина.

5. Собрать подборку наиболее экспрессивных высказываний В.В.Путина.

6.Провести небольшое социологическое исследование « В.В. Путин  глазами молодежи»

7. Обобщить материалы исследования 

Методологической основой данной работы стала модель Е.В.Осетровой для описания речевого портрета политика , которая предполагает анализ языкового портрета по следующим основным положениям: монологичность/диалогичность высказываний, семантико-синтаксические, морфологические и лексические особенности, коммуникативные удачи и неудачи, через призму комментарий СМИ, общества и оппозиции.

Предметом исследования являются тексты выступлений В.В.Путина за 2014-2022 гг.

Практическая значимость работы: результаты исследования могут быть использованы на уроках русского языка, обществознания, истории, во внеклассной работе.

1.1. Риторические приемы и принципы построения публичной речи

Произнесение публичных речей - дело ответственное, требующее честности, хорошего образования, выучки и опыта.

Настоящий оратор должен обладать рядом качеств, которые делают его асом публичных выступлений:

быть эрудированным и начитанным, для того чтобы в нужный момент подбирать правильные слова для оформления своих мыслей;

- обладать грамотной и четкой речью, понятной целевой аудитории слушателей;

- должен подчинять волнение своей воле и сохранять хладнокровное спокойствие в процессе презентации;

- хорошего оратора отличает спокойствие и внутренняя собранность, склонность к саморазвитию, хорошая память и воображение.

Уверенность – самая  важная составляющая хорошего оратора, ведь это качество заражает публику, и она начинает подсознательно доверять каждому слову выступающего. 

Можно сделать вывод: для хорошего выступления перед аудиторией, для эффективного результата выступающий должен обладать обширным запасом разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:

- знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;

- умение подобрать материал исходя из специфики аудитории;

- умение установить контакт с людьми, выступить перед ними;

- безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи.

Я считаю, что В.В. Путин  как оратор обладает этими качествами в полной мере.

Докажем, что публичная речь политического лидера В.В.Путина  обладает всеми ресурсами средств  выразительности средств и образность его  языка неисчерпаема.

Но прежде выясним, отношение  молодого поколения к  В.В. Путину как президенту и оратору.

2.1.Социалогический опрос «В.В. Путин глазами молодежи»

В ходе проекта нами разработана анкета и проведено анкетирование обучающихся нашей школы с целью узнать, как молодые люди относятся к В.В. Путину как политику и оратору.

Результаты анкетирования таковы:.

Опрошено _53__ человека –14-17 лет - обучающихся  9,10.11 классов МАОУ «СОШ № 24».

На первый вопрос «Ты бы отдал свой голос за В.В. Путина на выборах Президента РФ-2024, если бы на день выборов (сентябрь 2024 года тебе исполнилось 18 лет) Почему?»  готовы были проголосовать ЗА В.В.Путина как президента 71%, т.к.

«Он единственный достойный кандидат» -13,2%. «Благодаря В.В.Путину в стране сохраняется стабильность» -390,2%.«В.В. Путин не допустит войны в России» - 0 %».«Он сделал много хорошего для страны на посту президента»-32,1%.«Поднял Россию с колен»-18,9%

На второй вопрос «Какое впечатление производят на тебя выступления В.В. Путина? Как ты считаешь, является ли он хорошим оратором? Почему?» ответили , что считают В.В.Путина хорошим оратором 75%.,т.к. он

-«Умеет логично излагать свои мысли»- 28,3%. «Говорит убедительно»- 11,3%.«Обладает грамотной речью и гибким мышлением»- 22,6 %.«Дает точные и остроумные ответы на вопросы»- 13,2_%.«Умеет найти выход из неловкой ситуации»-11,3%.«Легко находит контакт с аудиторией»- 78%.«Может заставить себя слушать и слышать»- 7,5%

Мы отмечаем, что эти опрошенные имеют представление о том, каким должен быть хороший оратор.

Таким образом, 92% считают В.Путина хорошим оратором и даже называют основные качества успешного оратора.

На третий вопрос "Какое высказывание В.В.Путина ты можешь процитировать (примерно), о чем оно?»  Назвали лишь повод, по которому оно было сказано.Например,«О начале спецоперации на Украине»-24,5 %

«О присоединении ЛНР,ДНР,Херсонской и Запорожской областей к России»-22,6 %. «Об ответственности политика перед народом»- 11,3%.«О новогодних пожеланиях народу»- 37,7%.«Об ядерной угрозе для России, которая не останется безответной»-0%

Таким образом, мы видим, что практически никто из опрошенных не может привести ни одной цитату В.Путина. Это делает наш проект более актуальным, потому что не знать ничего о том, что говорит Президент страны, для гражданина России стыдно.

Таким образом, можно сделать вывод, что 14-17 лет  мало интересуется политикой и предстоящими выборами президента. Но  большая часть опрошенных знают о президенте РФ, В.В.Путине как политическом лидере и ораторе.

О человеке можно судить по его речевому поведению и речевому имиджу. В связи с этим представляется важным изучить основные приемы и технологии создания речевого имиджа личности и политика в частности, которые доказали свою эффективность в мировой практике.

Для создания речевого портрета мы посмотрели видеозаписи выступлений В.В. Путина: 18 марта 2014  Обращение президента России В. В. Путина к обеим палатам Федерального собрания Российской Федерации в связи с предложением Государственного Совета Республики Крым о принятии республики в состав Российской Федерации16 июня 2017Прямая линия с Владимиром Путиным; 14 декабря 2017. Большая пресс-конференция Владимира Путина; 31 декабря 2017. Новогоднее обращение; 11 января 2018. Владимир  Путин встречается с представителями российских печатных СМИ и информагентств; 01 марта 2018 Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. 

Речь В.В.Путина на Красной Площади 30 сентября 2022 года о принятии ЛНР и ДНР, Херсонской и Запорожской областей в состав РФ,Обращение президента к народу РФ о начале специальной операции на Украине. Проанализировали выступления и сделали выводы. 

Речевой портрет В. В. Путина имеет  ряд особенностей. Во-первых, это лексические особенности, обусловленные мировым экономическим положением России, и ролью  В.В.Путина как Президента РФ. 

В.В. Путин - носитель элитарного типа речевой культуры. Подтверждение этому - любое интервью, заявление, выступление, поздравление президента, которое характеризуется незатрудненным использованием соответствующего ситуации и целям общения функционального стиля и жанра речи.

Обратимся к индивидуальной речевой манере В. Путина.

Тембр голоса - средний тенор, речь ритмичная, спокойная, с небольшими паузами. При публичном выступлении у президента редко можно увидеть жесты, что говорит о его сдержанности при разговоре и серьезном отношении к обсуждаемой теме. Жесты, а именно приветствия и прощания, заметны при каждой встречи президента с представителями разных областей. Как правило, Владимир Владимирович доброжелательно настроен по отношению к адресату речи.

Мимика во время речи сдержанная, но, по-моему мнению, иногда можно уловить легкую улыбку на его лице, разочарование, недоумение. Он старается максимально отойти от информативности, взывая к понятным эмоциям слушателей, поэтому телеобращение президента часто личное, адресованное каждому конкретному слушателю.

Скорость речи скорее средняя, чем медленная. Но в речи Путина есть одна важная особенность - это частые паузы между фразами. Они не обременяют речь, а кажутся осознанным и весомым осмыслением проговариваемой темы. Голосом же выделяются те фразы, на которые непременно нужно сделать акцент.  Сама речь последовательная: есть тема, предмет, тезис, аргументы, которые плавно выходят один из другого.

2.2. Анализ выступлений В.В.Путина в разное время с 2014-2022 гг.

1.О требованиях вернуть Крым 18 марта 2014 г.:

«Что касается возврата каких‑то территорий, то это такие вещи реваншистского характера, и дело не в возврате каких‑то территорий куда‑то. Дело в том, что сегодняшнее, на мой взгляд, – я не хочу давать никаких советов, но всё‑таки – руководство такой большой европейской страны, как Украина, прежде всего должно вернуть страну к нормальной жизни?: наладить экономику, социальную сферу, наладить свои отношения с юго-востоком страны цивилизованным образом, обеспечить законные права и интересы людей, которые проживают в Донбассе. Если реализовывать Минские соглашения – уверен, так и будет сделано»…

Путин, задавая риторический вопрос, сам же на него и отвечает, что позволяет сделать монологичную речь более диалогичной, установить контакт между говорящим и слушающим.Путин неоднократно выражает свое отношение к предмету речи через риторический вопрос.

2.О внешней политике России 9 апреля 2015г:

«Мы выступали и выступаем против вмешательства во внутренние дела суверенных государств, провоцирования вооружённых конфликтов. Такая практика в отношении ряда стран Северной Африки, Среднего и Ближнего Востока привела к разгулу там терроризма, а вблизи наших границ породила кровавую драму у соседей – на Украине. Сегодня мы видим, что некоторые страны всё больше трансформируют свою политику в сторону «неограниченных упреждающих действий» наступательного характера. В результате в стратегически важных для России районах растёт конфликтный потенциал, возникают угрозы, не учитывать которые мы не можем».. –(Была использована метафоры со сниженной лексикой «породила кровавую драму у соседей», которая к тому же несет и отрицательную оценку. В данном случае это выражение понимается, как приграничные страны).

3. О силе России23 февраля 2015г.

Довольно эмоциональный тезис. Цель данного приема состоит в установлении доверительных отношений с аудиторией, как с близкими по духу людьми на основании того, что коммуникатор, его идеи, предложения, высказывания хороши, так как принадлежат простому народу. Осуществляется инициирование ассоциативных связей личности коммуникатора и его суждений с позитивными ценностями из-за их народности или принадлежности его самого к народу, как выходцу из простых, обыкновенных людей.И через один абзац снова идет повтор одной и той же мысли::

«Сила России – внутри нас самих, она внутри нашего народа, в наших людях, в наших традициях и в нашей культуре, в нашей экономике, в нашей огромной территории и природных богатствах, в обороноспособности, конечно. Но самое главное – наша сила, безусловно, в единстве нашего народа. Мы должны всегда помнить, что сила, все составляющие силы России, о которых я только что сказал, – это важнейшее, может быть – ключевое, условие сохранения нашей государственности, независимости и самого существования России как единого общего родного дома для всех народов, которые её населяют».5 октября 2016г.

4.О повышении пенсионного возраста14 декабря 2017:

«О чём говорят сторонники повышения пенсионного возраста? Они говорят о том, что если этого не сделать, то с учётом увеличения продолжительности жизни количество работающих будет сокращаться, а количество людей, вышедших на пенсию, будет увеличиваться, и это не даст возможности нам сбалансировать пенсионную систему...Они же говорят, что если повышать пенсионный возраст, то нужно повышать одинаково и для мужчин, и для женщин. У нас женщины в 55 лет рожают даже. Слава богу, дай им бог здоровья».

Речь Президента В.В. Путина славится также шутками, просторечием и отличается тонким юмором.

Например, во время очередного выступления Владимир Путин отличился яркой цитатой. Комментируя повышение пенсионного возраста в России, он заявил, что «У нас женщины в 55 лет рожают даже. Слава богу, дай им бог здоровья». Впрочем, Путин всегда отличался умением подобрать выразительную фразу и готовностью c юмором ответить на любой, даже самый острый вопрос журналистов.

5.О спецслужбах 3 октября 2018г:«А возня между спецслужбами – это что, вчера родилось, что ли? Как известно, шпионаж, как и проституция, – одна из «важнейших» профессий в мире. Ну и что? Никто это не закрывал и закрыть пока не в состоянии.»

Президент регулярно сдабривает свои публичные заявления уличными выражениями. Но россиянам грубые выпады Путина нравятся, как нравятся жесткость и откровенный вызов.

И политологи, и лингвисты задают себе вопрос: связаны ли между собой популярность Путина и его грубость? Означает ли его грубость, что тем самым президент демонстрирует свою близость народу?

2.3. Анализ «РЕЧИ В.В.  ПУТИНА в связи с воссоединениемДонецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей с Россией» 30 сентября 2022 года.

Для конкретного примера  выполним лингвистический анализ речь В.В. Путина — обращение президента России В. В. Путина 30 сентября 2022 года к гражданам России, гражданам Донецкой и Луганской народных республик, жителям Запорожской и Херсонской областей, депутатам Государственной Думы и сенаторам Российской Федерации в связи с  о принятием новых регионов в состав Российской Федерации ( оглашено в Георгиевском зале Кремля) Речь, которая окончательно расколола отношения России с Западом и США.  

Воссоединение Донецкой и Луганской народных республик, жителям Запорожской и Херсонской областей с Россией, которое произошло в сентябре 2022 года, — событие исторического масштаба. И оно имеет несколько важнейших аспектов. Это восстановление исторической справедливости. Это увеличение территории и населения страны. Это помощь соотечественникам, находящимся в сложном положении, в соответствии с правилом нашей цивилизации «Русские своих не бросают!».

Только за первый месяц «Речь Путина»  набрала 1,8 миллионов просмотров и свыше тысячи комментариев, в основном – от жителей США и Европы. Этот пример показывает, что в странах Запада существует огромный спрос на объективную информацию по данному вопросу, пишет интернет-издание Lenta.ru.

В.Путин«Добрый день, уважаемые граждане Донецкой и Луганской народных республик, жители Запорожской и Херсонской областей, депутаты Государственной Думы, сенаторы Российской Федерации! Уважаемые друзья!» Обращение имеет положительную эмоциональную окраску и вызывают доброжелательное отношение окружающих, несет позитивное психоэмоциональное воздействие.

«Вы знаете, в Донецкой и Луганской народных республиках, Запорожской и Херсонской областях состоялись референдумы. Их итоги подведены, результаты известны. Люди свой выбор сделали, однозначный выбор». Отбор и тенденциозное преподнесение положительных фактов и доводов. В конце - короткая убедительная фраза, для усиления воздействия.

«Повторю: это неотъемлемое право людей, оно основано на историческом единстве, во имя которого побеждали поколения наших предков, те, кто от истоков Древней Руси на протяжении веков созидал и защищал Россию. Здесь, в Новороссии, сражались Румянцев, Суворов и Ушаков, основывали новые города Екатерина II и Потёмкин. Здесь стояли насмерть наши деды и прадеды во время Великой Отечественной войны». Эта фраза предельно точно говорит об общности взглядов  и интересов жителей этих регионов и россиян.

«За выбором миллионов жителей в Донецкой и Луганской народных республиках, в Запорожской и Херсонской областях – наша общая судьба и тысячелетняя история. Эту духовную связь люди передавали своим детям и внукам. Несмотря на все испытания, пронесли через года любовь к России. И это чувство никто не может в нас уничтожить. Вот почему и старшие поколения, и молодёжь, те, кто родился уже после трагедии распада Советского Союза, голосовали за наше единство, за наше общее будущее» Дано искусное (сравнения, исторические факты, метафоры, эпитеты, поэтизм), ненавязчивое видение авторитета и престижа того, что нами  ценится и уважается, используются ассоциации, формируются ассоциативные связи преподносимого объекта (ДНР и ЛНР, Запорожская и Херсонская области) с кем-либо или чем-либо, имеющим ценность и значимость у окружающих.).

«Долгие восемь лет людей на Донбассе подвергали геноциду, обстрелам и блокаде, а в Херсоне и Запорожье в них пытались преступно взрастить ненависть к России, ко всему русскому. Сейчас, уже в ходе референдумов, киевский режим грозил расправой, смертью школьным учителям, женщинам, работавшим в избирательных комиссиях, запугивал репрессиями миллионы людей, которые пришли выразить свою волю. Но несломленный народ Донбасса, Запорожья и Херсона сказал своё слово».

 «Хочу, чтобы меня услышали киевские власти и их реальные хозяева на Западе, чтобы это запомнили все: люди, живущие в Луганске и Донецке, Херсоне и Запорожье, становятся нашими гражданами навсегда. (Аплодисменты.)».

Довольно эмоциональный тезис. Цель данного приема состоит в установлении доверительных отношений с аудиторией, как с близкими по духу людьми на основании того, что коммуникатор, его идеи, предложения, высказывания хороши, так как принадлежат простому народу. Осуществляется инициирование ассоциативных связей личности коммуникатора и его суждений с позитивными ценностями из-за их народности или принадлежности его самого к народу, как выходцу из простых, обыкновенных людей.И через один абзац снова идет повтор одной и той же мысли «Мы будем защищать нашу землю всеми имеющимися у нас силами и средствами и сделаем всё, чтобы обеспечить безопасную жизнь наших людей. В этом великая освободительная миссия нашего народа. Обязательно отстроим разрушенные города и посёлки, жильё, школы, больницы, театры и музеи, восстановим и будем развивать промышленные предприятия, заводы, инфраструктуру, системы социального, пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования. Конечно, будем работать над повышением уровня безопасности. Вместе сделаем так, чтобы граждане в новых регионах чувствовали поддержку всего народа России, всей страны, всех республик, всех краёв и областей нашей огромной Родины. (Аплодисменты.)

Такие повторы сформулированы таким образом, чтобы привлекать внимание и воздействовать на воображение и чувства читателя или слушателя.

Далее, используя прием «простонародность», в речи Путина звучит: «Наши соотечественники, наши братья и сёстры на Украине – родная часть нашего единого народа – своими глазами увидели то, что правящие круги так называемого Запада готовят всему человечеству. Здесь они, по сути, просто сбросили маски, проявили своё истинное нутро»

Создается  позитивное отношение к ситуации в целом, уверенность в позитивном исходе сложных взаимоотношениях братских народов.

Несмотря на деловой характер выступления В.В.Путина, яркой лексической особенностью является использование слов и словосочетаний с экспрессивно-оценочным значением, которые носят в некоторых случаях негативный характер. По нашему мнению, это может быть связано из-за осложненных отношений с США и ЕС, из-за разногласий по украинскому вопросу в частности.

В речи В.В.Путина нами было выявлено, многократное использование риторического вопроса. Использование риторического вопроса в монологичной речи может выполнять две основные функции:

-отношение говорящего к предмету речи, его оценка предмета речи,

-построение диалогичности речи, поддержание контакта с аудиторией.

Рассмотрим каждую функцию отдельно, на примере речи президента, посвященном воссоединению Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.

Построение диалогичности речи включает в себя использование вопросно-ответной формы монолога. Например:

«Хочу напомнить, что претензии на мировое господство в прошлом уже не раз разбивались о мужество и стойкость нашего народа. Россия всегда будет Россией. Мы и сейчас защитим и наши ценности, и нашу Родину»

«Запад рассчитывает на безнаказанность, на то, что ему всё сойдёт с рук. Собственно говоря, всё и сходило с рук до сих пор. Соглашения в сфере стратегической безопасности летят в мусорную корзину; договорённости, достигнутые на самом высоком политической уровне, объявляются небылицами; твёрдые обещания не расширять НАТО на Восток, как только на них купились наши прежние руководители, обернулись грязным обманом; договоры по противоракетной обороне и ракетам средней и меньшей дальности в одностороннем порядке под надуманными предлогами разорваны».

«Только и слышим со всех сторон: «Запад отстаивает порядок, основанный на правилах». Откуда они взялись? Кто вообще видел эти правила? Кто согласовывал? Послушайте, это просто бред какой-то, сплошной обман, двойные или уже тройные стандарты! На дураков рассчитано просто.»

«Россия – великая тысячелетняя держава, страна-цивилизация, и по таким подтасованным, фальшивым правилам жить не будет».

Путин, задавая риторический вопрос, сам же на него и отвечает, что позволяет сделать монологичную речь более диалогичной, установить контакт между говорящим и слушающим.

Перейдем к следующей функции риторического вопроса, на примере данной речи. Отношение говорящего к предмету речи, его оценка предмета речи. Путин неоднократно выражает свое отношение к предмету речи через риторический вопрос. Для примера рассмотрим следующие его цитаты:

«Именно так называемый Запад растоптал принцип нерушимости границ, а сейчас по своему собственному усмотрению решает, кто имеет право на самоопределение, а кто – нет, кто его недостоин. Почему они так решают, кто им дал такое право – непонятно. Сами себе».

«Вот почему у них вызывает дикую злобу выбор людей в Крыму, в Севастополе, в Донецке, Луганске, Запорожье и Херсоне. Никакого морального права давать ему оценки, даже заикаться о свободе демократии у этого Запада нет. Нет и не было никогда!»

«Мы никогда не принимали и не примем такой политический национализм и расизм. А чем, как не расизмом, является русофобия, распространяемая сейчас по всему миру? Чем, как не расизмом, является безапелляционная убеждённость Запада в том, что его цивилизация, неолиберальная культура – это непререкаемый образец для всего мира? «Кто не с нами, тот против нас». Странно даже всё это звучит».

Как мы видим по примерам выражение экспрессии через риторический вопрос, многократно используется Путиным. Самым частым задаваемым риторическим вопросом, по нашим наблюдениям, стал вопрос «Почему?».

После рассмотрения речи Путина на предмет выявления экспрессами при употреблении риторических вопросов, мы пришли к выводу, что Путиным были использованы обе функции риторического вопроса.

В речи Владимир Владимирович неоднократно употребляет метафоры, и слова со сниженной лексикой. Причем они хорошо сочетаются друг с другом. Это также является показателем экспрессии и оценки политика.

Проведя анализ метафор, мы пришли к выводу, что в своем монологе В.В. Путин использовал: отглагольные метафоры, метафоры со сниженной лексикой, фразеологизмы в широком понимании.

Рассмотрим примеры использования метафор по данным критериям:

Первые два пункта объединяют отглагольные метафоры со сниженной лексикой.

«Известно, что неоднократно строились планы интервенций в Россию, пытались использовать и смутное время начала XVII века, и период потрясений после 1917 года – не удалось. До богатств России Запад всё-таки сумел дорваться в конце XX века, когда государство было разрушено. Тогда нас называли и друзьями, и партнёрами, а на самом деле относились как к колонии – из страны выкачали триллионы долларов по самым разным схемам. Мы все всё помним, ничего не забыли» (Была использована отглагольная метафора «дорваться», которая к тому же несет и отрицательную оценку. В данном случае это выражение понимается, как уничтожить богатства страны)

«Вот вывозят сейчас хлеб из Украины. Куда он идёт под предлогом «обеспечить продовольственную безопасность беднейших стран мира»? Куда идёт? Всё идёт в те же европейские страны. Там пять процентов только ушло в беднейшие страны мира. Опять очередное надувательство и прямой обман. (В данном случае использован не глагол, а существительное «надувательство», но оно также носит негативную оценку. Нейтральное толкование слова - ложь)

«По сути, они плюют на естественное право миллиардов людей, большей части человечества, на свободу и справедливость, на то, чтобы самим, самостоятельно определять своё будущее. Сейчас они и вовсе перешли к радикальному отрицанию нравственных норм, религии, семьи». (В данной цитате был использован глагол со сниженным значением «плюют». Нейтральное толкование слова- оставаться равнодушным, безразличным)

Следующий пункт - фразеологизмы в широком понимании, используется В.В. Путиным шире, чем предшествующие пункты. Рассмотрим его подробней:

«Большинство государств отказываются «брать под козырёк», а выбирают разумный путь сотрудничества с Россией» (В данном примере использована расширенная метафора. Под этой метафорой подразумевается, что делать вид)

«Сейчас, чтобы выпутаться из очередного клубка противоречий, им нужно во что бы то ни стало сломать Россию, другие государства, которые выбирают суверенный путь развития, чтобы ещё больше грабить чужие богатства и за этот счёт закрывать, затыкать свои дыры. Если этого не случится, не исключаю, что они попытаются и вовсе довести систему до коллапса, на который всё можно будет свалить, или, не дай бог, решат воспользоваться известной формулой «война всё спишет». ( Подразумевается то, что не отвечать за свои действия, за свои поступки)

«Повторю, диктатура западных элит направлена против всех обществ, в том числе и народов самих западных стран. Это вызов всем. Такое полное отрицание человека, ниспровержение веры и традиционных ценностей, подавление свободы приобретает черты «религии наоборот» – откровенного сатанизма. В Нагорной проповеди Иисус Христос, обличая лжепророков, говорит: «По плодам их узнаете их». И эти ядовитые плоды уже очевидны людям – не только в нашей стране, во всех странах, в том числе для многих людей и на самом Западе»

(В данном случае фразеологизм понимается как«узнать лжеучителей и отличить их от истинных учителей. Это – не посредством их учения, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать, а посредством дел или образа жизни, как они ведут себя)

«Сегодня хочу обратиться к солдатам и офицерам, которые участвуют в специальной военной операции, к воинам Донбасса и Новороссии, к тем, кто после указа о частичной мобилизации встаёт в ряды Вооружённых Сил, исполняя свой патриотический долг, кто сам по зову сердца приходит в военкоматы. Хочу обратиться и к их родителям, жёнам, детям, сказать о том, за что сражается наш народ, какой враг нам противостоит, кто бросает мир в новые войны и кризисы, извлекая из этой трагедии свою кровавую выгоду» (Путин выражает одобрение)

«Сегодня мы боремся за справедливый и свободный путь, прежде всего для нас самих, для России, за то, чтобы диктат, деспотизм навсегда остались в прошлом. Убеждён, страны и народы понимают, что политика, построенная на исключительности кого бы то ни было, на подавлении других культур и народов, по сути своей преступна, что мы должны перевернуть эту позорную страницу. Начавшийся слом западной гегемонии необратим. И вновь повторю: как прежде уже не будет.

Поле битвы, на которое нас позвала судьба и история, – это поле битвы за наш народ, за большую историческую Россию. (Аплодисменты.) За большую историческую Россию, за будущие поколения, за наших детей, внуков и правнуков.Мы должны защитить их от порабощения, от чудовищных экспериментов, которые направлены на то, чтобы искалечить их сознание и душу.

Сегодня мы сражаемся, чтобы никому и никогда не пришло в голову, что Россию, наш народ, наш язык, нашу культуру можно взять и вычеркнуть из истории. Сегодня нам нужна консолидация всего общества, и в основе такой сплочённости может быть только суверенитет, свобода, созидание, справедливость. Наши ценности – это человеколюбие, милосердие и сострадание»» (Пример использования расширенной метафоры)

«И хочу завершить своё выступление словами настоящего патриота Ивана Александровича Ильина: «Если я считаю моей Родиной – Россию, то это значит, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа. Его дух – мой дух; его судьба – моя судьба; его страдания – моё горе; его расцвет – моя радость».(Использование цитаты)

«За этими словами – великий духовный выбор, которому более чем за тысячу лет российской государственности следовали многие поколения наших предков. Сегодня этот выбор делаем мы, сделали граждане Донецкой и Луганской народных республик, жители Запорожской и Херсонской областей. Они сделали выбор быть со своим народом, быть с Родиной, жить её судьбой, побеждать вместе с ней.

За нами – правда, за нами – Россия! В данной речи нами были выявлены способы выявление экспрессии и личного отношения политика к субъекту речи. В.В. Путин достаточно образно объясняет ситуацию, высказывая собственное мнение.

Проведенный нами анализ выявления экспрессии в «Речи В.В.Путина, обращенной к гражданам России», показал, что президент передает экспрессию при помощи использования риторического вопроса, метафор и сниженной (разговорной) лексики. При том, что публичная речь имеет официальный характер использование таких средств, которые были нами, выявлены, помогают лучше ее воспринимать, при этом такое построение речи отражает собственное мнение говорящего. Происходит приближение к разговорному стилю речи.

Еще одной из главных функций использования таких средств это установление диалога с аудиторией, и привлечение внимание к проблеме и субъекту речи, или на какой-то определенный момент речи.

Проанализировав эти три составляющих, мы можем утверждать, что это все выражает экспрессию и личное отношение к субъекту выступления, и В.В. Путин использует для этого именно такие средства выражения экспрессии.

Это, на мой взгляд, лучшая речь политического лидера. Но если проанализировать и другие выступления, то в них мы тоже найдем использование тех же самых средств передачи экспрессии, которые были нами, выявлены в этом выступлении. Это обстоятельство дает нам понять, что эти средства делают речевой портрет Путина, индивидуальным.

Заключение

Подводя итог данного исследования, я могу с точностью сказать, что изучение речевого портрета политика в современных условиях является актуальной проблемой. К тому же эта сфера изучена мало, что в какой-то степени немного усложнило мое исследование.

Наш опрос «В.В.Путин глазами молодежи показал, что 14-17- летние  мало интересуется политикой и предстоящими выборами президента. Но  большая часть опрошенных имеет представление о В.В.Путине, как политическом лидере и ораторе.

Если бы опрошенные участвовали в выборах президента в сентябре 2024 года., то 78% проголосовали  бы за В.В. Путина т.к. одобряют его политику, лидерские качества, ораторские способности.  

Но есть молодые люди, которые очень агрессивно настроены против В.В.Путина как политика, скорее всего, они сформировали свое мнение под влиянием публикаций в интернете или негативного мнения окружающих, т.к. свое негативное отношение к президенту объясняют совершенно неубедительно и беспомощно. Поэтому мы в проекте максимально отразили положительные качества В.В. Путина как оратора , создали презентацию, в которой использовали редкие фотографии В.Путина, на которых он предстает как обычный человек, чтобы слушатели, возможно, изменили свое отношение к Путину В.В. Мы считаем, что неуважение к президенту – это неуважение к стране.

Мне как ученику в процессе учебной деятельности приходится выступать, спорить и убеждать.

В будущем,  как журналисту, необходимо уметь формировать у слушателей определенное представление о себе и героях моих очерков, поэтому  мне есть чему поучиться у Путина. Поскольку:  задачи – побеждать в споре, убеждать, создавать свой публичный образ – он решает изо дня в день; слушатели его выступлений, оппоненты в споре уже более десяти лет практически ежедневно видят Путина на телеэкране, наблюдают за его полемикой, слышат или читают его обращения к согражданам. Люди исподволь привыкают к его полемическому и риторическому стилю и бессознательно начинают воспринимать техники его выступлений как убедительные, а те или иные способы доказательства – как достойные доверия. Воздействие полемических и риторических техник известных политиков на сограждан в чем-то подобно рекламе: после многократных повторений люди начинают доверять рекламируемому продукту. Поэтому, анализируя и осознавая то, как устроены выступления Путина, мы овладеваем мощным оружием – знанием техник воздействия на людей.

Путин – оратор яркий и интересный. У него можно многому научиться. Как  полемист, он в своих выступлениях  эффективно использует множество техник, которые стоит взять на вооружение. Чтобы суметь выступать и вести полемику в реальной жизни, учиться нужно у оратора реального! Рассматривая примеры публичных выступлений Путина, мы познакомимся с разнообразными техниками, приемами и стратегиями, чтобы использовать их достоинства и исправлять свои недостатки.

Даже многие из тех, кто отрицательно воспринимает Путина как политического лидера, одобрительно отзываются о его ораторских и полемических способностях. А уж нейтрально или положительно настроенные к нему россияне и вовсе принимают его речи на ура.

Почему выступления Путина так привлекательны для российской аудитории? В его стиле присутствует местный, российский колорит, проявляющийся и в языке, и в построении речи, и в способах ведения полемики. Изучая искусство публичных выступлений по западным учебникам, мы зачастую упускаем из виду национальные особенности современной российской политической риторики. Мы надеемся, что это исследование поможет восполнить возможный пробел в наших знаниях.

Нам удалось выяснить, что речь Владимира Владимировича Путина характеризуется богатством словарного запаса, логичность изложения мыслей, активным использованием  терминологии для конкретизации высказываний, слов и словосочетаний с экспрессивно-оценочным  значением, тропов и фигур речи, иронии, метких  и образных выражений.

Речевой портрет  В.В.Путина представляет собой совокупность языковых особенностей, имеющих в основе социально-психологические причины. Языковой портрет данного политического деятеля говорит о нем, как о человеке высокообразованном, имеющем широкий круг интересов, являющемся лидером на политической арене, который имеет собственное мнение на ряд разнообразных вопросов и проблем.

Среди личностных качеств политического лидера В.В.Путина особо выделяется его эмоционально-волевая сфера, умение через свою речь дать оценку происходящему и выразить свое личное отношение по какому-либо вопросу. Это и является специфичной чертой речевого портрета политического лидера в современном мире.

В современное время выступления политиков в основной массе носят исключительно информационный характер и не дают никакой оценки, считаем это пережитками прошлого, со времен СССР. Выступления Путина с этой точки зрения становятся индивидуальными и чрезвычайно привлекательными для слушателей.

Речи и поступки президента рождают доверие, он умеет вести за собой людей. Об этом говорят рейтинги, а доверие – это главный инструмент влияния на сознание. В. Путин удерживает внимание фактами и историями, умеет передавать всю гамму человеческих эмоций, прекрасно выступает даже с переводчиком, и вне зависимости от нашего характера и положения, каждый может найти с ним что-то общее. В. Путин в совершенстве владеет ораторскими приемами.

Он обладает рядом таких качеств в общении, которым можно поучиться. Самое главное – он «живой» в своей речи, то есть позволяет себе роскошь создавать слово на глазах у слушателей. При этом он немногословен, умело использует психологические паузы. Он по-настоящему держит своего слушателя во внимании – и прежде всего за счет внутренней экспрессии. Его жесты не раздражают и не мешают восприятию речи, а дополняют ее. Тело – «умное» и активное.

 Несмотря на категоричность своей политики, президент не категоричен в утверждениях и часто прибегает к таким оборотам, как «мне кажется», «быть может», «думаю, что» и т. п. Общаясь с людьми в прямом эфире, он всякий ответ начинает с обращения по имени или имени-отчеству, что располагает к нему слушателей. Путин не растворяет нас бархатистостью баритона, но голос имеет приятный, хотя и не сильный.

К положительным качествам В.В.Путина как оратора относится также и умение мыслить на публике, импровизировать в речи, говорить без бумажки, отвечать на любые, даже трудные, вопросы (и далеко не все из них являются домашними заготовками). Он демонстрирует также такие ораторские навыки, как креативность, быстроту реакции, развитое ассоциативное мышление, даже остроумие — его «крылатые высказывания » известны и уже вошли в историю. И список этих речевых элементов и параметров, которые грамотно используются президентом, можно продолжать.

В  практической части работы, для выявления речевой характеристики президента, пронаблюдали за его речевым поведением во время публичных выступлений, проанализировали подробно речь В.В.Путина от 30 сентября 2022 года в Георгиевском зале Кремля с точки зрения языковых средств воздействия на публику.

Нами была поставлена цель и задачи исследования. По нашему мнению, нам удалось реализовать все поставленные задачи. Нами было дано описание теоретического материала, посвященного понятиям языковая личность, речевой портрет политического деятеля, выявлены особенности ораторской речи В.В. Путина.

Планируем продолжить работу над проектом следующим образом: выяснить, какие приемы речевого самосовершенствования существуют, разработать систему совершенствования ораторского искусства

Литература

1.Александров Д.Н. Риторика: учебное пособие / Д.Н. Александров- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 534 с.

2. Хронология выступлений и пресс-конференций В.В.Путина 1990-2018 гг. / https://ruxpert.ru/Выступления_Владимира_Путина

3.Апанасик. В., Огибин Г.  Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! /Электронная библиотека- bookz.ru  https://bookz.ru/authors/valerii-apanasik/govorit__263/1-govorit__263.html

4.Бахмутова Е.А. Культура речи: учебное пособие / Е.А. Бахмутова - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1964. - 118 с.

5.Введенская Л.А. Культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 448 с.

Википедия. Свободная энциклопедия/https://ru.wikipedia.org/wiki/

Просмотров работы: 2367